г. Краснодар |
|
14 марта 2024 г. |
Дело N А53-907/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 5 марта 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 марта 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Гиданкиной А.В., судей Воловик Л.Н. и Черных Л.А., при ведении протокола помощником судьи Витютневой Е.Д., при участии в судебном заседании от ответчика -министерства финансов Ростовской области - Подорогиной О.А. по доверенности от 09.01.2024, от третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, - министерства труда и социального развития Ростовской области - Антонцева Р.А. по доверенности от 12.01.2024, в отсутствие истца - акционерного общества "Автотранспортное предприятие N 5" (ИНН 6165000733, ОГРН 1036165002500) и третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, - Департамента транспорта г. Ростова-на-Дону, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев с использованием системы видео-конференц-связи с Арбитражным судом Ростовской области кассационную жалобу акционерного общества "Автотранспортное предприятие N 5" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.09.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2023 по делу N А53-907/2023, установил следующее.
АО "Автотранспортное предприятие N 5" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с Ростовской области в лице министерства финансов Ростовской области (далее - министерство финансов) убытков за 2020 год в виде выпадающих доходов по перевозке льготных пассажиров, включенных в федеральный регистр, в сумме 63 284 536 рублей 75 копеек, убытков в виде выпадающих доходов по перевозке льготных пассажиров, включенных в региональный регистр, в сумме 6 812 601 рубля.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены министерство труда и социального развития Ростовской области (далее - министерство труда) и Департамент транспорта г. Ростова-на-Дону (далее - департамент).
Решением суда от 05.09.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 22.11.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
В кассационной жалобе общество просит принятые судебные акты отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, суды нарушили нормы материального и процессуального права, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела, основания для отказа в возмещении убытков (заявлена межтарифная разница - стоимость проезда по установленному тарифу и стоимость оплаченного проезда льготников), возникающих в данном случае у перевозчика, отсутствуют.
В отзыве на кассационную жалобу министерство финансов просит отказать в ее удовлетворении.
В судебном заседании представитель министерства финансов поддержал доводы отзыва на кассационную жалобу, представитель министерства труда поддержал возражения на кассационную жалобу.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, заслушав представителей министерства финансов и министерства труда, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что обжалуемые судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество является коммерческим транспортным предприятием, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров и багажа автобусами в г. Ростове-на-Дону по регулируемым тарифам на основании заключенных с департаментом муниципальных контрактов: от 05.10.2018 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту N 21 ул. Стартовая - Главный автовокзал, от 05.10.2018 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту N 45 ул. Стартовая - Ц. Рынок - ул. Стартовая, от 05.10.2018 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту N 47 ул. Стартовая - Ц. Рынок - ул. Стартовая, от 26.12.2019 N 33/19 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автобусами по регулярным тарифам по маршруту N 63 пос. Александрова - Институт сервиса, от 03.03.2020 N 13/20 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автобусами по регулярным тарифам по маршруту N 63 пос. Александрова - Институт сервиса, от 05.10.2018 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту N 77 Покровский храм - Ц. рынок - Покровский храм, от 08.10.2018 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам N 92 ЖК "Платовский" - Ц. Рынок, N 92а СТ "Агропром" -Ц. Рынок - СТ "Агропром". Согласно указанным контрактам общество принимает на себя обязательства по выполнению перевозок пассажиров, осуществляющих полную плату за проезд по тарифам, установленным администрацией г. Ростова-на-Дону (далее - администрация) в общественном городском транспорте и отдельных категорий граждан, имеющих право на бесплатный или частично оплачиваемый проезд в общественном городском транспорте в соответствии с действующим законодательством.
Постановлением администрации от 24.08.2010 N 627 "Об установлении тарифов на регулярные перевозки пассажиров и багажа в общественном транспорте городского сообщения" утверждены тарифы на регулярные перевозки в городе Ростове-на-Дону. В 2020 году в течение срока действия указанных муниципальных контрактов применялись тарифы на перевозку пассажиров и провоз багажа, установленные данным постановлением в размере 23 рублей. В период действия контрактов предприятие также оказывало услуги по перевозке пассажиров, имеющих право на бесплатный или частично оплачиваемый проезд в общественном городском транспорте.
С целью возмещения убытков, связанных с перевозкой граждан, включенных в федеральный регистр (далее - федеральные льготники), МУП МТК "Ростовпассажиртранс" и общество заключили договор от 30.06.2016 N 135 о порядке распределения сумм, вырученных от реализации единых социальных проездных билетов (далее - ЕСПБ), между транспортными организациями, осуществляющими перевозку пассажиров на маршрутах города Ростова-на-Дону в городском сообщении в соответствии с постановлением администрации от 18.09.2014 N 1058 "Об определении уполномоченной организации, реализующей мероприятия по обеспечению проезда на городских маршрутах отдельных категорий граждан" и постановлением администрации от 23.05.2016 N 622.
Понесенные расходы по перевозке в общественном транспорте льготных категорий граждан за 2020 год компенсированы обществу МУП "МТК "Ростовпассажиртранс" на основании предоставленных актов оказанных услуг по договору от 30.06.2016 N 135.
Общество указывает, что в соответствии с пунктами 1.1 и 3.1 договора от 30.06.2016 N 135 в актах стороны отражали не фактическую численность федеральных льготников, перевезенных обществом, а количество федеральных льготников, приходящих (пропорционально его доле) на его долю денежных средств, вырученных МУП МТК "Ростовпассажиртранс" от реализации ЕСПБ. В этой связи общество полагает, что МУП МТК "Ростовпассажиртранс" частично возместило расходы общества, связанные с перевозкой федеральных льготников по ЕСПБ.
Общество произвело расчет недополученных доходов по перевозке граждан за 2020 год, размер которых составил 63 284 536 рублей 75 копеек, понесенных в связи с перевозкой федеральных льготников.
Кроме этого, общество осуществляло перевозку льготных пассажиров, включенных в региональный регистр. Общество и администрация в лице Департамента социальной защиты населения города Ростова-на-Дону 11.01.2019 заключили договор N 989/3 о возмещении расходов за предоставленные меры социальной поддержки. В соответствии с пунктом 2.1 договора о социальной поддержке общество обязуется предоставлять по социальной проездной карте (ЕПТ) установленной формы бесплатный проезд в городском пассажирском транспорте общего пользования гражданам, имеющим право на соответствующие меры социальной поддержки в соответствии с Областными законами от 22.10.2004 N 175-ЗС "О социальной поддержке ветеранов труда", N 163-ЗС "О социальной поддержке тружеников тыла", N 164-ЗС "О социальной поддержке граждан, пострадавших от политических репрессий", от 20.09.2007 N 763-ЗС "О ветеранах труда Ростовской области". Согласно пункту 2.4 договора о социальной поддержке администрация обязуется производить обществу возмещение расходов за предоставленные меры социальной поддержки в пределах выделенных на эти цели средств.
Общество ссылается на то, что администрация частично возместила расходы общества, связанные с перевозкой граждан, имеющих право на соответствующие социальные поддержки в соответствии с указанными областными законами (реальных льготников). Согласно расчету общества убытки в виде неполученной платы за предоставленный проезд городским пассажирским транспортом общего пользования льготных пассажиров по социальной проездной карте (ЕПТ) в 2020 году составляют 6 812 601 рубль.
Поскольку расходы, связанные с предоставлением обществом бесплатного проезда на городском пассажирском транспорте льготных категорий граждан, включенных в федеральный и региональный регистры льготников, не возмещены в полном объеме, общество обратилось в суд с рассматриваемым иском. В подтверждение понесенных убытков общество представило в материалы дела: информацию о численности льготных категорий граждан, получивших меры социальной поддержки (федеральных льготников) в части бесплатного проезда в городском транспорте общего пользования; информацию о численности льготных категорий граждан, получивших меры социальной поддержки (региональных льготников) в части бесплатного проезда в городском транспорте общего пользования; сводную ведомость по обследованию пассажиропотока, проведенного в 2020 году по количеству перевезенных пассажиров по муниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в городе Ростове-на-Дону; результаты обследования пассажирооборота в 2020 году; информацию о количестве выполненных рейсов за 2020 год.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды руководствовались статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статьями 15, 790, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", постановлением Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232 "О расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их предоставления" (далее - постановление N 232, Положение о расходовании средств), определением Конституционного Суда Российской Федерации от 22.09.2022 N 2101-О, разъяснениями постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Суды установили и обществом не оспаривается, что понесенные обществом расходы на перевозку льготных категорий граждан федерального и регионального регистра в спорном периоде (2020 год) возмещены обществу в соответствии с постановлением N 232 и условиями договоров (с которыми при их заключении согласилось общество) на основании представленных обществом отчетов.
Положением о расходовании средств установлен порядок расходования субвенций, представляемых из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Ростовской области, на осуществление, в числе прочего, полномочий в части предоставления мер социальной поддержки в денежном и (или) натуральном выражении, предусмотренных законом Ростовской области от 22.10.2004 N 175-ЗС "О социальной поддержке ветеранов труда", законом Ростовской области от 22.10.2004 N 163-ЗС "О социальной поддержке тружеников тыла", законом Ростовской области от 22.10.2004 N 164-ЗС "О социальной поддержке граждан, пострадавших от политических репрессий", законом Ростовской области от 20.09.2007 N 763-ЗС "О ветеранах труда Ростовской области", за исключением проезда на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения и на автомобильном транспорте пригородного межмуниципального и междугородного внутриобластного сообщения.
В соответствии с областными законами Ростовской области ветеранам труда, труженикам тыла, гражданам, пострадавшим от политических репрессий, ветеранам труда Ростовской области предоставляются льготы по бесплатному проезду в городском пассажирском транспорте.
Согласно пункту 4.1 Положения о расходовании средств администрации муниципальных образований заключают с поставщиками транспортных услуг муниципальные контракты о предоставлении транспортных услуг на очередной финансовый год. Субвенции из бюджета Ростовской области, предназначенные для финансирования указанных льгот, направляются органам социальной защиты населения муниципальных образований, которые расходуют их на выплаты поставщикам транспортных услуг (пункт 5, подпункт 6.1 пункта 6 Положения о расходовании средств)
Как указали суды, ссылаясь на отсутствие установленного на законодательном уровне способа расчета размера неполученной платы от льготных категорий пассажиров и их количества и возможность, в связи с этим использования расчетного метода, основанного на использовании данных, полученных в результате натурных обследований пассажиропотока, исходя из конкретных обстоятельств дела, общество не приняло во внимание предусмотренный в Ростовской области механизм возмещения названных расходов.
Согласно подпункту 6.1.3 пункта 6 Положения о расходовании средств (действовавшему в спорном периоде) льготный проезд в соответствии с областными законами Ростовской области осуществляется по единому проездному талону, выдача которого производится органами социальной защиты населения бесплатно и без ограничения срока действия. Финансирование расходов за проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), внутрирайонных маршрутов осуществляется органами социальной защиты населения или финансовыми органами муниципальных образований ежемесячно согласно договорам, заключенным с транспортными организациями и отчетам общества на первое число месяца.
Порядок компенсации, методика расчета и исходные данные, необходимые для расчета размера выпадающих доходов перевозчиков, установлен постановлением N 232, которое является действующим нормативным правовым актом и подлежало применению при рассмотрении данного дела.
Вместе с тем, как указали суды, расчет убытков по данной категории льготников произведен обществом с учетом сведений о средней численности льготной категории граждан на 1 км фактического пробега, рассчитанного департаментом в соответствии с данными обследования пассажиропотока и постановления Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 532. Обществом неправомерно используется в расчетах убытков сведения, указанные в разделе 8 "Количество пассажиров льготных категорий, перевезенных по муниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа немуниципальным автомобильным транспортом в г. Ростове-на-Дону, по данным обследования пассажиропотока, проведенного в 2020 году (автобус)", в частности, такой показатель как средневзвешенная численность льготной категории граждан на 1 км, который содержит данные по ЕПТ и СПК. Данная калькуляция не подтверждает реальность затрат, которые общество понесло при перевозке льготной категории граждан федерального и регионального регистра, а лишь предполагает несение затрат в определенном размере, что не позволило судам сделать вывод о том, что расчет выполнен именно исходя из количества поездок льготной категории граждан, которые реально осуществлены в спорный период.
Судами не установлено несоответствие закону норм постановления, по которым обществу произведено фактическое возмещение расходов по перевозке в общественном транспорте областных льготников в соответствии с выданными едиными социальными проездными талонами за 2020 год.
Суммы полученного обществом в 2020 году возмещения расходов соответствуют методике расчета возмещения расходов, предусмотренной в подпункте 6.1.3 пункта 6 приложения N 1 к постановлению N 232.
С учетом установленных фактических обстоятельств по делу, действующих в Ростовской области правил возмещения расходов транспортным организациям в связи с предоставлением услуг по перевозке обозначенных льготных категорий граждан, а также правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 28.06.2023 N 308-ЭС23-2251, суды правомерно отказали в удовлетворении исковых требований общества.
Доводы кассационной жалобы не опровергают правильности выводов судов, основаны на ином понимании заявителем норм права и по существу направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, которая в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Кодекса), не установлены. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.09.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2023 по делу N А53-907/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Гиданкина |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды руководствовались статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статьями 15, 790, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", постановлением Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232 "О расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их предоставления" (далее - постановление N 232, Положение о расходовании средств), определением Конституционного Суда Российской Федерации от 22.09.2022 N 2101-О, разъяснениями постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации".
...
С учетом установленных фактических обстоятельств по делу, действующих в Ростовской области правил возмещения расходов транспортным организациям в связи с предоставлением услуг по перевозке обозначенных льготных категорий граждан, а также правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 28.06.2023 N 308-ЭС23-2251, суды правомерно отказали в удовлетворении исковых требований общества."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 марта 2024 г. N Ф08-1229/24 по делу N А53-907/2023