Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению администрации
Нефтеюганского района
от 11.03.2024 N 257-па
Положение
о мониторинге состояния межнациональных, межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций в Нефтеюганском муниципальном районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
(далее - Положение)
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет цели и задачи мониторинга состояния межнациональных, межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций в Нефтеюганском муниципальном районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Мониторинг, Нефтеюганский район), а также порядок действий при выявлении конфликтных и предконфликтных ситуаций, в том числе с использованием возможностей государственной информационной системы мониторинга в сфере межнациональных, межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций (далее - Система Мониторинга).
1.1. Цели и задачи Мониторинга.
1.1.1. Целями Мониторинга являются:
- предупреждение и ликвидация конфликтных и предконфликтных ситуаций в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений на территории Нефтеюганского района;
- принятие эффективных управленческих решений в сфере реализации государственной национальной политики и в сфере профилактики экстремизма в Нефтеюганском районе.
1.1.2. Основными задачами Мониторинга являются:
- сбор и анализ данных о событиях, связанных с межнациональными и межконфессиональными отношениями в муниципальном образовании;
- определение источников распространения идей дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой, религиозной принадлежности, оценка масштаба их деструктивной деятельности, уровня возможной или действительной угрозы межнациональному или межконфессиональному миру и согласию;
- выявление и своевременное оповещение об угрозе возникновения конфликтных и предконфликтных ситуаций;
- обеспечение эффективного взаимодействия субъектов Мониторинга, определенных подпунктами 1.2.1 и 1.2.2 пункта 1.2 настоящего Положения;
- определение мер оперативного реагирования на возникновение конфликтных и предконфликтных ситуаций в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений в Нефтеюганском районе;
- обеспечение своевременной реализации мер профилактики;
- совершенствование форм и методов работы органов местного самоуправления в сфере профилактики экстремизма, проявлений национальной, расовой и религиозной нетерпимости, противодействия этнической дискриминации на территории Нефтеюганского района.
1.2. Субъекты Мониторинга.
1.2.1. Ответственным исполнителем проведения Мониторинга является управление по связям с общественностью администрации Нефтеюганского района.
1.2.2. Исполнители Мониторинга:
- департамент культуры и спорта Нефтеюганского района;
- департамент образования Нефтеюганского района;
- управление по вопросам местного самоуправления и обращениям граждан администрации Нефтеюганского района;
- управление муниципальной службы, кадров и наград администрации Нефтеюганского района;
- департамент экономического развития администрации Нефтеюганского района;
- комитет по делам народов Севера, охраны окружающей среды и водных ресурсов администрации Нефтеюганского района;
- отдел социально-трудовых отношений администрации Нефтеюганского района;
- отдел по делам несовершеннолетних, защите их прав администрации Нефтеюганского района;
- отдел информационной политики МКУ "Управление по делам администрации Нефтеюганского района";
- отдел по делам молодежи администрации Нефтеюганского района;
- казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Агентство социального благополучия населения" филиал в г. Нефтеюганске (по согласованию);
- отдел Министерства внутренних дел России по Нефтеюганскому району (по согласованию);
- бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Нефтеюганская районная больница" (по согласованию).
- администрация городского поселения Пойковский (по согласованию).
1.2.3. Исполнители Мониторинга, указанные в подпункте 1.2.2 настоящего пункта, назначают специалиста, ответственного за сбор и представление информации управлению по связям с общественностью администрации Нефтеюганского района.
1.3. Объекты Мониторинга.
Под объектами Мониторинга рассматриваются:
1.3.1. Влияющая на состояние межнациональных, межконфессиональных отношений в Нефтеюганском районе деятельность:
- органов местного самоуправления;
- учреждений сферы образования, молодежной политики, культуры, спорта и взаимодействия с социально ориентированными некоммерческими организациями;
- средств массовой информации (далее - СМИ);
- некоммерческих организаций, представляющих интересы этнических общностей;
- казачьих обществ и общественных объединений казаков;
- религиозных организаций и религиозных объединений;
- групп лиц, представляющих интересы этнических общностей;
- отдельных лиц, активно распространяющих информацию по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений.
1.3.2. Результаты социологических исследований о состоянии межнациональных и межконфессиональных отношений в Нефтеюганском районе.
1.4. Предмет Мониторинга.
К предмету Мониторинга относятся процессы и обстоятельства, возникающие в ходе деятельности, определенной пунктом 1.3.1. настоящего Положения, способные повлиять на состояние межнациональных и межконфессиональных отношений:
- экономические (уровень и сферы занятости населения, уровень благосостояния, распределения собственности, вопросы взаимодействия между одной или несколькими этническими общностями, либо представляющими их интересы некоммерческими организациями и хозяйствующими субъектами, деятельность которых затрагивает экологические и этнокультурные интересы населения);
- политические (участие представителей различных этнических общностей в координационных, совещательных органах, образованных при органах местного самоуправления Нефтеюганского района; публичные выступления, публикации, комментарии, предвыборная агитация в печатных изданиях, в телерадиопередачах, в интернете на сайтах, блогах, форумах, т.д., способные привести к оскорблению национальных чувств, формированию негативных стереотипов и враждебного отношения к представителям отдельных этнических общностей и конфессиональных групп);
- социальные (доступ к услугам, предоставляемым социальной инфраструктурой, соблюдение принципа равенства граждан независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, в том числе при приеме на работу, при замещении должностей муниципальной службы, при формировании кадрового резерва муниципальной службы);
- культурные (удовлетворение языковых, образовательных, этнокультурных и религиозных потребностей);
- а также иные процессы, оказывающие отрицательное воздействие на состояние межнациональных, межконфессиональных отношений (противоправные проявления экстремистской и террористической направленности).
1.5. Типология ситуаций.
Предконфликтная ситуация в сфере межнациональных, межконфессиональных отношений - совокупность скрытых противоречий и социальной напряженности, основанная на столкновении интересов, потребностей и ценностей граждан Российской Федерации и (или) иностранных граждан (или представляющих их интересы некоммерческих организаций) либо на искаженной информации и неадекватном восприятии происходящих в обществе или в отдельных социальных группах социокультурных изменений, проецируемых на этническую или религиозную почву и создающих риски ухудшения межнациональных и межконфессиональных отношений (далее - предконфликтная ситуация).
Конфликтная ситуация в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений - это накопившиеся противоречия, перешедшие в открытое их выражение, основанные на ущемлении законных интересов, потребностей и ценностей граждан, либо представляющих их интересы некоммерческих организаций; искаженной и непроверенной информации; неадекватном восприятии происходящих в обществе или отдельных социальных группах изменений, проецируемых на этническую или религиозную почву (далее - конфликтная ситуация).
Межнациональный конфликт - столкновение интересов двух и более этнических общностей, принимающее различные формы противостояния, в котором национальная принадлежность и национальные различия становятся доминирующей мотивацией действий.
К конфликтным ситуациям могут быть отнесены:
- конфликты бытового, имущественного и иного характера с участием представителей двух и более национальностей, в которых этническая принадлежность может как являться, так и не являться первопричиной их возникновения, но последствия которых привели (или могут привести) к росту межнациональной или религиозной напряженности;
- санкционированные и несанкционированные публичные акции протеста в отношении спорных вопросов, связанных с деятельностью промышленных компаний в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера;
- открытые противостояния, связанные с противоречиями, основанными на ущемлении законных интересов, потребностей и ценностей внутри одной или между несколькими религиозными организациями, этническими общностями, либо представляющими их интересы некоммерческими организациями и хозяйствующими субъектами, деятельность которых затрагивает этнокультурные интересы населения;
- публичные акции протеста на национальной или религиозной почве, публичные проявления национальной, расовой или религиозной нетерпимости, в том числе с использованием средств массовой информации, способствующие разжиганию межнациональной и межконфессиональной розни.
II. Порядок проведения Мониторинга
2. Субъекты Мониторинга во взаимодействии друг с другом осуществляют постоянный Мониторинг путем поиска, обобщения и анализа информации об объектах Мониторинга, в том числе при:
2.1. Выявлении в СМИ и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (блоги, социальные сети, экспертные оценки, данные социологических опросов и прочие открытые (публичные) источники) конфликтных ситуаций.
2.2. Сборе и обработке данных, в том числе с использованием возможностей регионального сегмента Системы Мониторинга, включая отслеживание нарастания аудитории по выделенным информационным поводам.
2.3. Участии в организации проведения социологических исследований о состоянии межнациональных и межконфессиональных отношений в Нефтеюганском районе.
2.4. Анализе оценок независимых экспертов о ситуации в сфере межнациональных, межконфессиональных отношений.
2.5. Создании и обеспечении деятельности горячей линии по приему информации о конфликтных и предконфликтных ситуациях.
2.6. Анализе динамики показателей, характеризующих этноконфессиональную ситуацию в Нефтеюганском районе (этноконфессиональный паспорт), в том числе оценки и прогнозирования возникновения угроз межнациональных и межконфессиональных конфликтов.
III. Порядок действий при выявлении конфликтных и предконфликтных ситуаций в Нефтеюганском районе
3. Информация о конфликтных (предконфликтных) ситуациях, полученная в результате Мониторинга, требует принятия мер оперативного реагирования.
С учетом причин конфликтной (предконфликтной) ситуации и степени ее общественной опасности, разрабатывается и принимается перечень мер оперативного реагирования с целью ее урегулирования.
3.1. При определении мер оперативного реагирования управление по связям с общественностью администрации Нефтеюганского района (далее - Уполномоченный орган муниципального образования) руководствуется типовым перечнем следующих действий:
3.1.1. При выявлении конфликтной (предконфликтной) ситуации ответственные сотрудники Уполномоченного органа муниципального образования информируют Главу Нефтеюганского района и Департамент молодежной политики, гражданских инициатив и внешних связей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Уполномоченный орган автономного округа) о необходимости принятия мер оперативного реагирования.
3.1.2. Уполномоченный орган муниципального образования осуществляет информационный обмен с Уполномоченным органом автономного округа на основании утверждаемого Уполномоченным органом автономного округа Регламента информационного обмена (приложение 1 к Положению).
3.1.3. Глава Нефтеюганского района по согласованию с Уполномоченным органом автономного округа утверждает План первоочередных мер (приложение 2 к Положению).
3.1.4. Уполномоченный орган муниципального образования организует постоянный мониторинг освещения данной ситуации в печатных, электронных СМИ, сети Интернет (в том числе с использованием возможностей Системы Мониторинга в целях отслеживания нарастания внимания аудитории по выделенным информационным поводам) для принятия мер оперативного реагирования.
3.1.5. Уполномоченный орган муниципального образования организует постоянное рабочее взаимодействие:
- с местными национальными (диаспорными) группами в целях мониторинга имеющихся в национальной среде оценок развития ситуации, возможного роста тревожности и радикализации настроений, а также своевременного выявления попыток деструктивных действий, организации протестных акций, публичных мероприятий;
- с территориальными подразделениями органов следствия, прокуратуры, полиции, 5 отделения Службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре РУФСБ РФ по Тюменской области в целях мониторинга и анализа ситуации, а также информирования населения и представителей национальных (диаспорных) групп о необходимой степени вовлеченности и информированности органов местного самоуправления о развитии ситуации.
3.2. При определении мер оперативного реагирования Уполномоченному органу автономного округа рекомендуется руководствоваться типовым перечнем следующих действий:
3.2.1. При выявлении конфликтной (предконфликтной) ситуации, должностные лица Уполномоченного органа автономного округа информируют руководителя Уполномоченного органа автономного округа и главу Нефтеюганского района о необходимости принятия мер оперативного реагирования.
3.2.2. Уполномоченный орган автономного округа организует информационный обмен с Уполномоченным органом муниципального образования и утверждает Регламент информационного обмена (приложение 1 к Положению).
3.2.3. Уполномоченный орган автономного округа во взаимодействии с главой Нефтеюганского района организует постоянный мониторинг освещения данной ситуации в печатных, электронных СМИ, сети "Интернет" (в том числе с использованием возможностей Системы Мониторинга в целях отслеживания нарастания аудитории по выделенным информационным поводам) для принятия мер оперативного реагирования.
3.2.4. Установление, поддержание и развитие связи с редакциями и корреспондентами центральных, региональных, муниципальных печатных и электронных СМИ в целях предотвращения искаженного информационного освещения конфликтной (предконфликтной) ситуации с учетом Алгоритма взаимодействия со СМИ Уполномоченного органа муниципального образования Нефтеюганский муниципальный район Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по оперативному реагированию для урегулирования конфликтной (предконфликтной) ситуации, а также по взаимодействию со СМИ (приложение 3 к Положению).
3.2.5. Уполномоченный орган автономного округа организует постоянное оперативное взаимодействие:
- с региональными национальными (диаспорными) группами в целях мониторинга имеющихся в национальной среде оценок развития ситуации, возможного роста тревожности и радикализации настроений, а также своевременного выявления попыток деструктивных действий, организации протестных акций, публичных мероприятий;
- с территориальными подразделениями органов следствия, прокуратуры, полиции, РУФСБ России по Тюменской области, в целях мониторинга и анализа ситуации, а также информирования населения и представителей национальных (диаспорных) групп о необходимой степени вовлеченности и информированности уполномоченного органа автономного округа о развитии ситуации.
3.3. Уполномоченный орган автономного округа, Уполномоченный орган муниципального образования, органы следствия, полиции, прокуратуры, РУФСБ России по Тюменской области:
3.3.1. При выявлении информации, распространение которой запрещено Федеральными законами от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", от 26 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" направляют соответствующие сведения и документы в органы прокуратуры по месту их обнаружения (при наличии сведений - по месту распространения), в целях решения вопроса о принятии мер по ограничению доступа к соответствующим информационным материалам.
Органы прокуратуры рассматривают поступившие материалы и при наличии оснований принимают предусмотренные федеральным законодательством меры, направленные на блокировку запрещенной информации.
3.3.2. В случаях, предусмотренных действующим законодательством, органы полиции и РУФСБ России по Тюменской области самостоятельно принимают меры по ограничению доступа к запрещенной информации.
3.3.3. Органы полиции, РУФСБ России по Тюменской области, прокуратуры в случае обнаружения запрещенной информации в определенном федеральным законодательством и ведомственными организационно-распорядительными документами порядке принимают меры по установлению лиц, распространивших запрещенную информацию, привлечению их, при наличии оснований, к предусмотренной законом ответственности.
IV. Ликвидация последствий конфликтной (предконфликтной) ситуации
4. В целях реализации мер по ликвидации последствий конфликтной (предконфликтной) ситуации решением Главы Нефтеюганского района по согласованию с Уполномоченным органом автономного округа создается рабочая группа.
4.1. Состав рабочей группы утверждается распоряжением администрации Нефтеюганского района. В состав рабочей группы включаются члены муниципальных координационно-совещательных органов по вопросам профилактики экстремизма и межнациональных, межконфессиональных отношений, представители Уполномоченного органа автономного округа, исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, реализующих мероприятия в сфере государственной национальной политики, профилактики экстремизма, территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (по согласованию).
4.2. По итогам деятельности рабочая группа вырабатывает предложения по профилактике и предотвращению возникновения аналогичной конфликтной ситуации.
Информация рабочей группы о принятых решениях и результатах их исполнения направляется в территориальные подразделения федеральных органов исполнительной власти по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и в Уполномоченный орган автономного округа для рассмотрения и принятия решения о достаточности принятых мер по снижению межнациональной (межконфессиональной) напряженности, либо принятия дополнительных мер по ликвидации негативных последствий.
<< Назад |
Приложение 1. >> Регламент информационного обмена |
|
Содержание Постановление администрации Нефтеюганского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 марта 2024 г. N 257-па... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.