Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению администрации
Углегорского городского округа
от 01.03.2024 N 161-п/24
Порядок
ликвидации аварийных ситуаций в системах электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения с учетом взаимодействия энергоснабжающих организаций, потребителей и служб жилищно-коммунального комплекса всех форм собственности на территории Углегорского городского округа
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок ликвидации аварийных ситуаций в системах электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения с учетом взаимодействия энергоснабжающих организаций, потребителей и служб жилищно-коммунального хозяйства всех форм собственности на территории Углегорского городского округа (далее - Порядок) разработан в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормами и правилами в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг потребителям.
1.2. Действие настоящего Порядка распространяется на отношения по организации взаимодействия в ходе ликвидации аварий между организациями теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, осуществляющими деятельность на территории Углегорского городского округа (далее - ресурсоснабжающие организации), управляющими организациями, обслуживающими жилищный фонд, абонентами (далее - потребителями коммунальных ресурсов), администрацией Углегорского городского округа.
1.3. В настоящем Порядке используются следующие основные понятия:
"внутридомовые инженерные системы" - являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения);
"исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги;
"коммунальные услуги" - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2-х и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений);
"коммунальные ресурсы" - холодная вода, электрическая энергия, тепловая энергия, используемые для предоставления коммунальных услуг. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения;
"потребитель" - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги;
"ресурсоснабжающая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод);
"централизованные сети инженерно-технического обеспечения" - совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для подачи коммунальных ресурсов к внутридомовым инженерным системам (отвода бытовых стоков из внутридомовых инженерных систем);
"технологические нарушения" - нарушения в работе систем коммунального энергоснабжения и эксплуатирующих их организаций в зависимости от характера и тяжести последствий (воздействие на персонал, отклонение параметров энергоносителя, экологическое воздействие, повреждение оборудования, другие факторы снижения надежности), которые подразделяются на аварии и инциденты;
"инцидент" - отказ или механическое повреждение оборудования и (или) сетей, проявление скрытого дефекта конструкции, отдельного элемента сооружений действующего производственного объекта, отказ обслуживающих его систем (систем телемеханики, связи, энергоснабжения и другие), не повлиявшее на работоспособность объекта, но вызвавшее необходимость принятия нештатных действий, не предусмотренных планом технического обслуживания и ремонта, для восстановления его безопасного состояния;
"авария" - опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей природной среде;
"технологический отказ" - вынужденные отключение или ограничение работоспособности оборудования, приведшее к нарушению процесса производства и (или) передачи энергоресурсов потребителям, если они не содержат признаков аварии;
"чрезвычайная ситуация" (далее - ЧС) - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, нанесли ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушили условия жизнедеятельности населения.
1.4. Аварией на объектах электроэнергетики понимаются:
- обрушение несущих элементов технологических зданий, сооружений объекта электроэнергетики и (или) энергопринимающей установки, в том числе произошедшее вследствие взрыва или пожара, если такое обрушение привело к введению аварийного ограничения режима потребления электрической и (или) тепловой энергии (мощности);
- разрушение (повреждение) зданий, сооружений основного оборудования (дизель, генератор, силовой трансформатор, секция сборных шин распределительного устройства), восстановление работоспособности которых может быть произведено в срок, превышающий 7 суток после выхода из строя;
- повреждение оборудования, вызвавшее перерыв электроснабжения:
- одного и более потребителей первой категории, превышающий время действия устройств автоматического повторного включения (АПВ) на электростанции при несоответствии схемы питания потребителей первой категории требованиям Правил устройства электроустановок (ПУЭ) аварией считается перерыв электроснабжения этих потребителей продолжительностью более 10 часов, если нарушение электроснабжения произошло по вине персонала электростанции (вывод из работы одного из двух независимых источников питания потребителей первой категории для производства ремонтных или других профилактических работ не является основанием считать схему питания указанных потребителей не соответствующей требованиям ПУЭ);
- одного и более потребителей второй категории продолжительностью более 10 часов, если нарушение электроснабжения потребителей произошло по вине персонала электростанции;
- одного и более потребителей третьей категории продолжительностью более 24 часов, если нарушение произошло по вине персонала электростанции.
- повреждение оборудования, вызвавшее снижение общей электрической нагрузки более чем на 50 процентов от заданной диспетчерским графиком продолжительностью свыше 8 часов, приведшее к отключениям или ограничениям потребителей;
- разрушение (повреждение) зданий, основного оборудования подстанций (силовые трансформаторы, оборудование распределительных устройств напряжением 10(6) кВ и выше), восстановление работоспособности которых может быть произведено в срок более 7 суток после выхода из строя;
- повреждение питающей линии электропередачи от центра питания до распределительного пункта или прямой линии связи между распределительными пунктами напряжением 10(6) кВ и выше, которая быта восстановлена после выхода ее из строя:
- воздушная линия - за период более 3 суток;
- кабельная линия - за период более 10 суток.
- неисправности оборудования и линий электропередач, вызвавшие перерыв электроснабжения:
- одного и более потребителей первой категории, превышающий время действия устройств АПВ или АВР электроснабжающей организации. При несоответствии схемы питания потребителей первой категории требованиям ПУЭ аварией считается перерыв электроснабжения этих потребителей продолжительностью более 10 часов, если нарушение электроснабжения потребителей произошло по вине персонала предприятия электрических сетей;
- одного и более потребителей второй категории продолжительностью более 10 часов, если нарушение электроснабжения произошло по вине персонала предприятия электрических сетей;
- одного и более потребителей третьей категории продолжительностью более 24 часов, если нарушение электроснабжения произошло по вине персонала предприятия электрических сетей.
Инцидентами в сфере электроснабжения считаются:
- повреждение оборудования, вызвавшее перерыв электроснабжения одного и более потребителей второй категории до 10 часов;
- повреждение оборудования, вызвавшее перерыв электроснабжения одного и более потребителей третьей категории до 24 часов;
- повреждение оборудования, вызвавшее снижение общей электрической нагрузки более чем на 50 процентов от заданной диспетчерским графиком, приведшее к отключениям или ограничениям потребителей до 8 часов;
- разрушение (повреждение) зданий, основного оборудования подстанций (силовые трансформаторы, оборудование распределительных устройств напряжением 10(6) кВ и выше) до 7 суток;
- повреждение питающей воздушной линии электропередачи от центра питания до распределительного пункта или прямой линии связи между распределительными пунктами напряжением 10(6) кВ и выше до 3 суток;
- повреждение питающей кабельной линии электропередачи от центра питания до распределительного пункта или прямой линии связи между распределительными пунктами напряжением 10(6) кВ и выше до 10 суток;
- неисправности оборудования и линий электропередач, вызвавшие перерыв электроснабжения одного и более потребителей второй категории до 10 часов;
- неисправности оборудования и линий электропередач, вызвавшие перерыв электроснабжения одного и более потребителей третьей категории до 24 часов.
1.5. Для объектов теплоснабжения, не отнесенных к категории опасных производственных объектов в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" под аварией:
- разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ;
- неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ;
- разрушение или повреждение сооружений, в которых находятся объекты, которое привело к прекращению теплоснабжения потребителей;
- разрушение или повреждение оборудования объектов, которое привело к выходу из строя источников тепловой энергии или тепловых сетей на срок 3 суток и более;
- прекращение теплоснабжения потребителей первой категории, в отношении которых не допускается перерывов в подаче тепловой энергии и снижения температуры воздуха в помещениях ниже значений, предусмотренных техническими регламентами и иными обязательными требованиями;
- перерыв теплоснабжения иных потребителей на срок более 6 часов в отопительный период;
- снижение температуры теплоносителя в подающем трубопроводе тепловой сети в отопительный период на 30% и более по сравнению с температурным графиком системы теплоснабжения.
Признаками инцидента в сфере теплоснабжения являются:
- разрушение или повреждение оборудования объектов, которое привело к выходу из строя источников тепловой энергии или тепловых сетей до 3 суток;
- полное, либо частичное прекращение теплоснабжения иных потребителей (кроме первой категории) в отопительный период до 6 часов.
1.6. Для объектов холодного водоснабжения, не отнесенных к категории опасных производственных объектов в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", аварией в системе водоснабжения является:
- выброс, утечка опасных веществ на опасном производственном объекте;
- разрушение или повреждение сооружений, в которых находятся объекты холодного водоснабжения, которое привело к прекращению или ограничению режимов холодного водоснабжения;
- разрушение или повреждение технических устройств (оборудования), повреждение сетей, приведшее к прекращению или ограничению холодного водоснабжения населенного пункта или отдельного его района, многоквартирного дома, жилого дома продолжительностью более 8 часов единовременно, существенному снижению качества питьевой воды.
Существенным ухудшением качества питьевой воды является изменение качества воды, следствием которого являются: нарушения органолептических свойств воды; появление угрозы распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний, а также вызванные этими причинами массовые жалобы населения на территории водопользования. Критерии существенного ухудшения качества питьевой воды определяются согласно приказу Роспотребнадзора от 28 декабря 2012 года N 1204 "Об утверждении Критериев существенного ухудшения качества питьевой воды и горячей воды, показателей качества питьевой воды, характеризующих ее безопасность, по которым осуществляется производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды и требований к частоте отбора проб воды".
Инцидентами в сфере холодного водоснабжения считаются:
- разрушение или повреждение технических устройств (оборудования), повреждение сетей, нарушение технологических процессов, приведшее к прекращению или ограничению холодного водоснабжения населенного пункта или отдельного его района, многоквартирного дома, жилого дома до 8 часов;
- разрушение или повреждение технических устройств (оборудования), повреждение сетей, нарушение технологических процессов, не приведшее к прекращению или ограничению холодного водоснабжения населенного пункта или отдельного его района, жилого дома.
1.7. В системе водоотведения аварией являются нарушения режима работы систем водоотведения и их закупорка, разрушение или повреждение технических устройств (оборудования), повреждение сетей, приведшие к массовому сбросу неочищенных сточных вод в водоемы или на рельеф, подтоплению подвалов многоквартирных домов, жилых домов, нарушения режима работы систем водоотведения и их закупорка, разрушение или повреждение технических устройств (оборудования), повреждение сетей, приведшие к прекращению или ограничению отведения сточных вод на срок более 4 часов единовременно.
Инцидентами в сфере холодного водоотведения считаются нарушения режима работы систем водоотведения и их закупорка, разрушение или повреждение технических устройств (оборудования), повреждение сетей, приведшие к прекращению или ограничению отведения сточных вод до 4 часов; нарушения режима работы систем водоотведения, разрушение или повреждение технических устройств (оборудования), повреждение сетей, не приведшие к прекращению или ограничению отведения сточных вод.
1.8. Аварией в сфере эксплуатации жилищного фонда считается:
- причинение вреда жизни или здоровью граждан вследствие аварии бытового, потребляющего коммунальные ресурсы, оборудования (кроме газового);
- разрушение/частичное разрушение строительных конструкций жилого здания;
- обрушение/частичное обрушение конструктивных элементов зданий, сооружений, ограждающих и навесных конструкций, повлекших причинение вреда жизни или здоровью граждан;
- падение снега и (или) наледи, гололед/нарушение правил безопасности при проведении строительных/ремонтных работ на придомовых территориях, повлекших причинение вреда жизни или здоровью граждан;
- иные ситуации, связанные с ненадлежащим обслуживанием организациями, ответственными за содержание дома и придомовой территории дома, а также организациями, осуществляющими капитальный ремонт дома, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан.
1.9. Основной задачей ресурсоснабжающих организаций, управляющих компаний является обеспечение устойчивой и бесперебойной работы тепловых, водопроводных, канализационных, электрических сетей, обеспечение качества предоставления коммунальных ресурсов в пределах нормативов, принятие оперативных мер по предупреждению, локализации и ликвидации последствий аварий на источниках теплоснабжения, тепловых, водопроводных, электрических сетях и системах водоотведения.
1.10. Ответственность за ненадлежащее предоставление коммунальных услуг устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.11. Основными направлениями предупреждения возникновения аварий являются:
- постоянная подготовка персонала к ликвидации возможных технологических нарушений путем повышения качества профессиональной подготовки, своевременного проведения противоаварийных тренировок;
- создание необходимых аварийных запасов материалов и оборудования;
- обеспечение персонала необходимыми средствами защиты, связи, пожаротушения, инструментом, автотранспортом и другими механизмами;
- обеспечение наличия на рабочих местах схем технологических соединений трубопроводов, программ технологических переключений, инструкций по ликвидации технологических нарушений.
1.12. Ресурсоснабжающие организации, управляющие компании, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома, должны иметь круглосуточно работающие диспетчерские службы (далее - ДС) и (или) аварийно-восстановительные службы (далее - АВС).
Состав аварийно-восстановительных служб, перечень машин и механизмов, приспособлений и материалов для ликвидации аварийных ситуаций утверждается руководителем организации.
В организациях, штатным расписанием которых не предусмотрены ДС и (или) АВС, обязанности оперативного руководства ликвидацией аварии возлагаются на лицо, назначенное соответствующим приказом руководителя организации.
1.13. Общую координацию действий ДС и (или) АВС по ликвидации аварийной ситуации осуществляет руководитель (или работники организации, уполномоченной на это приказом руководителя организации) той организации, в границах эксплуатационной ответственности которой возникла аварийная ситуация.
Сведения о телефонах ДС уточняются до начала отопительного сезона и предоставляются в ЕДДС.
2. Взаимодействие ресурсоснабжающих организаций и потребителей при ликвидации аварийных ситуаций
2.1. При возникновении аварийной ситуации на наружных инженерных сетях электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения ресурсоснабжающая организация обязана:
2.1.1. Принять меры по обеспечению безопасности на месте аварии (ограждение, освещение, охрана) и действовать в соответствии с ведомственными инструкциями по ликвидации аварийных ситуаций.
2.1.2. Силами аварийно-восстановительных служб в течение 15 минут приступить к ликвидации создавшейся аварийной ситуации.
2.1.3. В течение 30 минут информацию о причинах возникновения аварийной ситуации, о решении, принятом по вопросу ее ликвидации, диспетчер ДС соответствующей ресурсоснабжающей организации сообщает:
- в ЕДДС;
- диспетчерам тех организаций, которым необходимо изменить или прекратить работу оборудования и иных объектов жизнеобеспечения;
- диспетчерским службам потребителей.
2.1.4. По окончании ликвидации аварии оповестить о времени подключения управляющие организации.
2.1.5. Об окончании ликвидации аварии информировать ЕДДС.
2.2. При возникновении аварийных ситуаций на внутридомовых инженерных системах электроснабжения, водоснабжения, теплоснабжения, водоотведения управляющая компания, оказывающая услуги и (или) выполняющая работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома, обязана:
2.2.1. Силами аварийно-восстановительных бригад (групп) в течение 15 минут приступить к ликвидации создавшейся аварийной ситуации.
2.2.2. В течение 30 минут предупредить телефонограммой о характере аварии и ориентировочном времени ее устранения ЕДДС и соответствующую ресурсоснабжающую организацию.
2.2.3. Оповестить собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирном жилом доме, попадающих под отключение, о продолжительности устранения аварии.
2.2.4. При невозможности отключения внутренних систем в границах эксплуатационной ответственности направить телефонограмму ресурсоснабжающей организации об отключении дома на наружных инженерных сетях.
2.2.5. После ликвидации аварии поставить в известность, соответствующую ресурсоснабжающую организацию и ЕДДС.
2.3. Организации, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, имеющие на своем балансе коммуникации или сооружения, расположенные в районе возникновения аварии, по вызову диспетчера ресурсоснабжающей организации направляют в любое время суток в течение 1 часа своих представителей (ответственных дежурных) для согласования условий производства работ по ликвидации аварии.
2.4. В случае возникновения аварии на объектах энергоснабжения или инженерных сетях, собственник и (или) эксплуатирующая организация по которым не определены, диспетчер ресурсоснабжающей организации, управляющей компании незамедлительно сообщают об аварии в ЕДДС. На место аварии направляется специалист ресурсоснабжающей организации для составления акта об аварии на объекте, сетях теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения.
Для ликвидации аварийной ситуации на сетях, собственник которых не определен, привлекаются специализированные ресурсоснабжающие организации, к чьим сетям технологически присоединены данные сети.
2.5. В случае не устранения аварии по истечении 12 часов, прошедших с момента отключения системы жизнеобеспечения, проводится заседание Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Углегорского городского округа с целью принятия конкретных мер для ликвидации аварии и недопущения ее развития в чрезвычайную ситуацию по истечении 24 часов.
3. Взаимодействие оперативно-диспетчерских и аварийно-восстановительных служб при возникновении и ликвидации аварий на источниках энергоснабжения, сетях и системах энергопотребления
3.1. При возникновении аварийной ситуации энергоснабжающие, ресурсоснабжающие и транспортирующие организации (независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности) в течение всей смены осуществляют передачу оперативной информации в ЕДДС. При поступлении в ДС энергоснабжающих организаций сообщения о возникновении аварии на инженерных сетях, об отключении или ограничении энергоснабжения потребителей диспетчерская служба обязана в минимально короткий срок:
- направить к месту аварии аварийную бригаду;
- сообщить о возникшей ситуации по имеющимся у нее каналам связи руководству предприятия и оперативному дежурному ЕДДС;
- принять меры по обеспечению безопасности в месте обнаружения аварии (выставить ограждение и охрану, осветить место аварии) и действовать в соответствии с инструкцией по ликвидации аварийных ситуаций.
3.2. На основании сообщения с места обнаруженной аварии на объекте или сетях энергоснабжения ответственное должностное лицо энергоснабжающей организации определяет:
- какие переключения в сетях необходимо произвести;
- как изменится режим энергоснабжения в зоне обнаруженной аварии;
- какие абоненты, и в какой последовательности могут быть ограничены или отключены от конкретных видов энергоносителей;
- когда и какие инженерные системы при необходимости должны быть опорожнены;
- на какой период времени, какие конкретно потребители энергоресурсов будут ограничены (или полностью отключены) в энергоснабжении;
- какими силами и средствами будет устраняться обнаруженная авария.
3.3. О возникновении аварийной ситуации и принятом решении по ее локализации и ликвидации, предположительном времени на восстановление энергоснабжения потребителей, руководитель работ по локализации и устранению аварии либо диспетчер, соответствующий ДС энергоснабжающих организаций, немедленно информирует по имеющимся у него каналам связи руководство организации, диспетчеров организаций, которым необходимо изменить или прекратить работу оборудования и коммуникаций, диспетчерским службам потребителей, попавших в зону аварии, ЕДДС.
3.4. Организации всех форм собственности, имеющие свои коммуникации или сооружения в месте возникновения аварии, направляют своих представителей по вызову диспетчера энергоснабжающей, ресурсоснабжающей, транспортирующей организации для согласования условий производства работ по ликвидации аварии в любое время суток.
3.5. Решение о введении режима ограничения или отключения тепловой энергии потребителей при возникновении аварийной ситуации принимается руководством ресурсоснабжающих организаций.
Команды об отключении и опорожнении систем теплоснабжения и теплопотребления проходят через соответствующие диспетчерские службы.
3.6. Отключение систем водоснабжения и отопления жилых домов, последующее их заполнение и включение в работу производятся силами ДС, АВС, управляющих компаний.
3.7. Если в результате обнаруженной аварии подлежат отключению или ограничению в подаче энергоресурсов медицинские организации, дошкольные образовательные и общеобразовательные учреждения, диспетчер энергоснабжающей организации незамедлительно сообщает об этом в соответствующие организации и учреждения по всем доступным каналам связи.
3.8. При аварийных ситуациях на объектах потребителей, связанных с затоплением водой чердачных, подвальных, жилых помещений, возгоранием электрических сетей и невозможностью потребителя произвести отключение на своих сетях, заявка на отключение подается в соответствующую диспетчерскую службу ресурсоснабжающей организации и выполняется как аварийная.
3.9. В обязанности ответственного за ликвидацию аварии входит:
- вызов, при необходимости, через диспетчерские службы соответствующих представителей организаций и ведомств, имеющих коммуникации, сооружения в месте аварии, согласование с ними проведения земляных работ для ликвидации аварии;
- организация выполнения аварийно-восстановительных работ на подземных коммуникациях и обеспечение безопасных условий производства работ;
- предоставление промежуточной и итоговой информации о завершении аварийно-восстановительных работ по восстановлению рабочей схемы в соответствующие диспетчерские службы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.