Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 15 февраля 2024 г. N 03-13-10/13220
В связи с письмом о налогообложении акцизами этилового спирта, используемого для производства средств для дезодорирования и ароматизации воздуха в помещении, Департамент налоговой политики сообщает, что вопросы идентификации товаров к компетенции Минфина России не относятся и в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. N 194н, обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Минфине России не рассматриваются и консультационные услуги не оказываются.
Одновременно сообщаем, что согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов, за исключением отдельно указанных видов товаров, не являющихся подакцизными, алкогольной продукции, указанной в подпункте 3 данного пункта, плодового сусла, плодовых сброженных материалов, признается подакцизным товаром.
Согласно пункту 8 статьи 194 Кодекса организации, осуществляющие на территории Российской Федерации производство подакцизной спиртосодержащей продукции, обязаны уплачивать в бюджет авансовый платеж акциза по спиртосодержащей продукции (далее - авансовый платеж акциза), если иное не предусмотрено вышеназванным пунктом.
Под авансовым платежом акциза понимается предварительная уплата акциза по спиртосодержащей продукции до отгрузки закупаемого этилового спирта поставщиком. Размер авансового платежа акциза определяется исходя из объема приобретаемого этилового спирта и ставки акциза, установленной пунктом 1 статьи 193 Кодекса в отношении спиртосодержащей продукции, в качестве сырья при производстве которой будет использован этот спирт.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 193 Кодекса этиловый спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья (в том числе денатурированный этиловый спирт, спирт-сырец, дистилляты), реализуемый организациям, уплачивающим авансовый платеж акциза, в том числе ввозимый в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза, являющийся товаром Евразийского экономического союза, с 1 января 2021 года облагается по ставке 0 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре.
Пунктом 16 статьи 200 Кодекса предусмотрено, в частности, что при исчислении акциза на реализованную подакцизную спиртосодержащую продукцию вычету подлежит уплаченная налогоплательщиком сумма авансового платежа акциза в пределах суммы этого платежа, приходящейся на объем этилового спирта, фактически использованного для производства реализованной подакцизной спиртосодержащей продукции, при представлении в налоговый орган документов в соответствии с пунктом 17 статьи 201 Кодекса, если иное не предусмотрено данным пунктом.
В соответствии с пунктом 11 статьи 204 Кодекса налогоплательщики - производители алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции освобождаются от уплаты авансового платежа акциза при условии представления банковской гарантии в налоговый орган по месту учета одновременно с извещением об освобождении от уплаты авансового платежа акциза.
Согласно пунктам 1, 4 статьи 193 и пунктам 7, 14 статьи 204 Кодекса на налогоплательщиков, уплачивающих авансовый платеж, возлагается обязанность по оформлению и представлению соответствующих извещений - извещения об уплате авансового платежа акциза и (или) извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза. Порядок оформления, представления извещений, сроки их действия, определенные налоговым периодом, предшествующим закупке этилового спирта, и налоговым периодом, в котором такая закупка проводится, а также порядок аннулирования или замены извещения устанавливаются статьей 204 Кодекса.
Пунктами 9 и 15 статьи 204 Кодекса установлено, что в извещении об уплате (об освобождении от уплаты) авансового платежа акциза указываются в том числе полное наименование организации - продавца этилового спирта, объем закупаемого этилового спирта (в литрах безводного спирта), а также сумма авансового платежа акциза в рублях и дата уплаты (сумма авансового платежа, от уплаты которой предоставлено освобождение).
Для подтверждения права на закупку этилового спирта, в отношении которого установлена ставка акциза 0 рублей, организация, уплатившая авансовый платеж акциза и (или), в частности, представившая банковскую гарантию, передает продавцу этилового спирта один экземпляр извещения об уплате (об освобождении от уплаты) авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту постановки на учет не позднее чем за три дня до закупки этилового спирта.
Согласно пункту 4 статьи 1 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) Правительство Российской Федерации исходя из объема потребительской тары (упаковки) и (или) стоимости парфюмерно-косметической продукции, товаров бытовой химии и средств личной гигиены вправе устанавливать перечень этой продукции, на деятельность по обороту которой не распространяется действие Федерального закона N 171-ФЗ.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2020 г. N 3186-р "Об утверждении перечней парфюмерно-косметической продукции, товаров бытовой химии и средств личной гигиены, на деятельность по обороту которых не распространяется действие Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" утвержден перечень парфюмерно-косметической продукции, товаров бытовой химии и средств личной гигиены, на деятельность по обороту которой не распространяется действие Федерального закона N 171-ФЗ, а также максимальный объем потребительской тары (упаковки) (далее - распоряжение).
Под оборотом понимаются закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие Федерального закона N 171-ФЗ (пункт 16 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ).
В соответствии с пунктом 15 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ производство спиртосодержащей продукции - это производство продукции в целях ее продажи и получения прибыли, а также для собственных нужд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона N 171-ФЗ лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту в частности спиртосодержащей продукции, не указанные в данном пункте в качестве исключения.
Таким образом, для производства спиртосодержащей непищевой жидкости с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции организации необходимо получить лицензию на производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции, предусмотренную пунктом 2 статьи 18 Федерального закона N 171-ФЗ.
Порядок выдачи лицензии на производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции установлен пунктом 1 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Лыков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Для производства непищевой жидкости с содержанием этилового спирта более 0,5% объема готовой продукции нужно получить лицензию на производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 15 февраля 2024 г. N 03-13-10/13220
Опубликование:
бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 7 марта 2024 г. N 9