Приказ Федеральной антимонопольной службы от 1 марта 2024 г. N 131/24
"Об отмене решений Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа и Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области"
В соответствии с Правилами отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123, Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, Положением о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543, Федеральная антимонопольная служба установила следующее.
ФАС России было проведено наблюдение за соблюдением Региональной энергетической комиссией Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа и Департаментом государственного регулирования цен и тарифов Курганской области обязательных требований.
По итогам анализа постановлений Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 30.11.2023 N 54-1 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Курганской области, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей", от 28.11.2023 N 53-57 "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей, реализуемую на розничных (потребительских) рынках Курганской области", от 28.11.2023 N 53-34 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями", распоряжений Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.11.2023 N 48 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями", от 30.11.2023 N 47 "О внесении изменений в распоряжение Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.11.2022 N 33 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа и Курганской области на декабрь 2022 г. и 2023-2027 гг.", отчетных шаблонов о принятых тарифах на услуги по передаче электрической энергии PEREDACHA.M2024, EE.LOSS.TARIFF.2024 был подготовлен отчет о наблюдении за соблюдением обязательных требований от 26.01.2024 N 21-2227-С/24, направленный письмом от 29.01.2024 N 21/6159/24 в Региональную энергетическую комиссию Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа и Департамент государственного регулирования цен и тарифов Курганской области.
Пунктом 81(5) Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования), установлено следующее.
Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергий для потребителей, не относящихся к населению или приравненным к нему категориям потребителей, оказываемые территориальными сетевыми организациями, определяются в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей.
Величина и ставка перекрестного субсидирования, учитываемые на очередной период регулирования в ценах (тарифах) на услуги по передаче электрической энергии для потребителей, не относящихся к населению или приравненным к нему категориям потребителей, оказываемые территориальными сетевыми организациями (далее - величина и ставка перекрестного субсидирования), определяются в соответствии с Методическими указаниями по расчету величины и ставки перекрестного субсидирования, учитываемых в ценах (тарифах) на услуги по передаче электрической энергии для потребителей, не относящихся к населению, или приравненным к нему категориям потребителей, утвержденными приказом ФАС России от 22.02.2022 N 141/22 (далее - Методические указания N 141/22),
для субъектов Российской Федерации, регулирующие органы которых приняли решение об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), или цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, с дифференциацией по объемам потребления электрической энергии и группам (подгруппам) населения и приравненным к нему категориям потребителей, как меньшая из следующих величин:
предельная величина перекрестного субсидирования, которая определяется исходя из величины, указанной в приложении N 6 к Основам ценообразования, с учетом ее снижения в соответствии с графиком снижения величины перекрестного субсидирования в случае его утверждения Правительством Российской Федерации по формуле согласно абзацу девятому пункта 81(5) Основ ценообразования;
расчетная величина перекрестного субсидирования в ценах (тарифах) на услуги по передаче электрической энергии;
для иных субъектов Российской Федерации - как меньшая из следующих величин:
предельная величина перекрестного субсидирования согласно приложению N 6 к Основам ценообразования с учетом ее снижения в соответствии с графиком снижения величины перекрестного субсидирования в случае его утверждения Правительством Российской Федерации;
расчетная величина перекрестного субсидирования в ценах (тарифах) на услуги по передаче электрической энергии.
Расчетная величина перекрестного субсидирования в ценах (тарифах) на услуги по передаче электрической энергии определяется на очередной период регулирования вычитанием из величины суммарных расходов территориальных сетевых организаций (в том числе расходов на компенсацию потерь в электрических сетях), определенных с учетом методов регулирования, указанных в пункте 12 Основ ценообразования, и положений абзаца четвертого пункта 42 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, следующих величин:
стоимости услуг по передаче электрической энергии, оказываемых территориальными сетевыми организациями потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, рассчитываемой как произведение планового объема услуг по передаче электрической энергии и мощности по уровням напряжения для таких потребителей и двухставочных экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на соответствующем уровне напряжения, рассчитываемых в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей;
стоимости услуг по передаче электрической энергии (мощности), оказываемых территориальными сетевыми организациями населению и приравненным к нему категориям потребителей, рассчитываемой как произведение объема поставки электрической энергии (мощности) указанным потребителям, учитываемого при формировании прогнозного баланса, и тарифа на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, рассчитываемого в соответствии с Методическими указаниями по расчету тарифов на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей, тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, утвержденными приказом ФАС России от 27.05.2022 N 412/22.
Ставка перекрестного субсидирования, определяемая в соответствии с Методическими указаниями N 141/22, ежегодно устанавливается с дифференциацией по уровням напряжения (высокому, среднему первому, среднему второму и низкому) в 2 вариантах и учитывается:
для потребителей, осуществляющих расчеты за услуги по передаче электрической энергии по двухставочной цене (тарифу), - в ставке, отражающей удельную величину расходов на содержание электрических сетей;
для потребителей, осуществляющих расчеты за услуги по передаче электрической энергии по одноставочной цене (тарифу), - в составе однострочной цены (тарифа) в расчете на 1 киловатт-час электрической энергии с учетом стоимости нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям.
Двойной учет величины перекрестного субсидирования в ставках тарифов на услуги по передаче электрической энергии не допускается.
Не допускается установление исполнительным органом субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, в составе которых учитывается ставка перекрестного субсидирования в размере, отличном от размера ставки, рассчитанного согласно Методическим указаниям N 141/22, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 81(5) Основ ценообразования.
По результатам мониторинга утвержденных Региональной энергетической комиссией Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2024 г. установлено, что величина перекрестного субсидирования, учтенная Региональной энергетической комиссией Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа при расчете тарифов на услуги по передаче электрической энергии для потребителей, не относящихся к населению или приравненным к нему категориям потребителей, оказываемые территориальными сетевыми организациями на территории Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа, составила 10 742 763,27 тыс. руб.
Величина перекрестного субсидирования, учтенная Департаментом государственного регулирования цен и тарифов Курганской области при расчете тарифов на услуги по передаче электрической энергии для потребителей, не относящихся к населению или приравненным к нему категориям потребителей, оказываемые территориальными сетевыми организациями, на территории Курганской области, которые, в свою очередь, являются неотъемлемой частью единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых Региональной энергетической комиссией Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа, составила 3 069 521,39 тыс. руб.
Совокупная величина перекрестного субсидирования, учтенная Региональной энергетической комиссией Тюменской области, ''Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа в ценах (тарифах) на услуги по передаче электрической энергии для потребителей, не относящихся к населению или приравненным к нему категориям потребителей, оказываемые территориальными сетевыми организациями, на 2024 г. составила 12 886 916,42 тыс. руб.
Предельная величина перекрестного субсидирования согласно приложению N 6 к Основам ценообразования для Курганской области составляет 1 683 537,72 тыс. руб., для Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа - 10 785 457,03 тыс. руб., совокупная предельная величина перекрестного субсидирования согласно приложению N 6 к Основам ценообразования для Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа и Курганской области составляет 12 468 994,75 тыс. руб.
При этом отсутствует утвержденный губернатором Курганской области закон Курганской области о внесении в закон Курганской области "Об областном бюджете на 2023 г. и на плановый период 2024 и 2025 гг." изменений, предусматривающих бюджетные ассигнования на компенсацию суммы превышения величины перекрестного субсидирования, учтенной в единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на 2024 г., над величиной перекрестного субсидирования, рассчитанной в соответствии с Методическими указаниями N 141/22.
Департаментом государственного регулирования цен и тарифов Курганской области не принято решение об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), или цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, с дифференциацией по объемам потребления электрической энергии и группам (подгруппам) населения и приравненным к нему категориям потребителей.
Следует отметить, что изменение долгосрочных тарифов и (или) необходимой валовой выручки в соответствии с пунктом 6 статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" осуществляется с учетом возмещения доходов, недополученных территориальными сетевыми организациями за счет средств регионального бюджета.
Таким образом, Департаментом государственного регулирования цен и тарифов Курганской области нарушены пункт 81(5) Основ ценообразования, пункт 2 Методических указаний N 141/22.
Учитывая изложенное, на основании решения комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, пунктами 4 и 10 Правил отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123, пунктом 31 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543, приказываю:
1. Признать Департамент государственного регулирования цен и тарифов Курганской области нарушившим положения пункта 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, пункт 2 Методических указаний по расчету величины и ставки перекрестного субсидирования, учитываемых в ценах (тарифах) на услуги по передаче электрической энергии для потребителей, не относящихся к населению или приравненным к нему категориям потребителей, утвержденных приказом ФАС России от 22.02.2022 N 141/22.
2. Отменить постановления Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 30.11.2023 N 54-1 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Курганской области, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей", от 28.11.2023 N 53-57 "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей, реализуемую на розничных (потребительских) рынках Курганской области", от 28.11.2023 N 53-34 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями", распоряжение Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.11.2023 N 47 "О внесении изменений в распоряжение Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.11.2022 N 33 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа и Курганской области на декабрь 2022 г. и 2023-2027 гг." в части тарифов Курганской области с 01.05.2024.
3. Департаменту государственного регулирования цен и тарифов Курганской области в соответствии с решением о согласовании установления единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа и Курганской области от 09.04.2021 в срок до 01.04.2024 представить в Региональную энергетическую комиссию Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа расчет единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Курганской области, устранив нарушения законодательства, указанные в мотивировочной части настоящего приказа.
4. Установить и ввести в действие с 01.05.2024:
Департаменту государственного регулирования цен и тарифов Курганской области - цены (тарифы) на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, индивидуальные цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, устранив нарушения законодательства, указанные в мотивировочной части настоящего приказа;
Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа - единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Курганской области, устранив нарушения законодательства, указанные в мотивировочной части настоящего приказа.
5. Об исполнении настоящего приказа исполнительным органам Курганской области, Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа в области государственного регулирования цен (тарифов) в течение семи рабочих дней с даты принятия решений, указанных в пунктах 3 и 4 настоящего приказа, проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
решений об установлении цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписывается пунктами 3 и 4 настоящего приказа;
протоколов заседаний правлений Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области, Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа, на которых принимались указанные решения;
экспертных заключений по делам об установлении цен (тарифов), в которых отражены результаты исполнения настоящего приказа;
отчетных шаблонов по системе ФГИС ЕИАС ФАС России.
6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на статс-секретаря - заместителя руководителя ФАС России С.А. Пузыревского.
Руководитель |
М.А. Шаскольский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 1 марта 2024 г. N 131/24 "Об отмене решений Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа и Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области"
Опубликование:
-
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 10 апреля 2024 г. N 251/24
Изменения вступают в силу с 10 апреля 2024 г.