Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Администрации
ЗАТО Межгорье
Республики Башкортостан
от 11 марта 2024 г. N 317
Положение
о создании сил и средств гражданской обороны для проведения санитарной обработки людей, одежды и транспорта на территории ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан
1. Санитарно-обмывочный пункт (далее - СОП) создается для санитарной обработки населения, подвергшегося загрязнению отравляющими, радиоактивными веществами или биологическими средствами; проведения дезактивации, дегазации и дезинфекции средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ), одежды и обуви.
Под санитарно-обмывочный пункт приспосабливаются действующие, душевые учреждений и организаций независимо от их форм собственности.
При развертывании СОП предусматривается его бесперебойная работа и поточность обработки, не допуская пересечения зараженных потоков с потоками, прошедшими санитарную обработку. Для этого на СОП выделяют "грязную" и "чистую" зоны.
При необходимости проведения обработки людей различного пола организуют прохождение двух потоков или устанавливают очередность прохождения мужчин и женщин через однопоточную линию.
Вход (въезд) в СОП и выход (выезд) из него, как правило, располагают с разных сторон здания или площадок, на которых он развернут. Допускается размещать вход и выход (въезд и выезд) с одной стороны СОП при условии, что расстояние между ними составляет не менее 20 метров.
Основными элементами (помещениями и площадками) СОП являются: контрольно-распределительный пост (далее - КРП), площадка частичной специальной обработки, пункт приема верхней одежды, обмывочная (душевая), гардеробная, уборные (санузлы).
Вспомогательными элементами (помещениями или площадками) являются медицинский пункт, хозяйственная кладовая.
В "грязной" зоне СОП располагаются КРП, площадку частичной специальной обработки, пункт приема верхней одежды, обмывочную, склад зараженной одежды, санузел, комнату отдыха личного состава, работающего в "грязной" зоне.
В "чистой" зоне СОП располагают гардеробную, склад обменного фонда одежды, медицинский пункт, хозяйственную кладовую, санузел, комнату отдыха личного состава, работающего в "чистой" зоне.
2. Пункт обеззараживания одежды (далее - ПОО) создается для специальной обработки одежды личного состава нештатных формирований, населения, подвергшихся загрязнению отравляющими, радиоактивными веществами и биологическими средствами, а также импрегнирования одежды защитными составами.
Основные задачи ПОО:
проведение контроля радиоактивного загрязнения и обнаружение химического загрязнения одежды;
проведение обеззараживания одежд;
пополнение обменного фонда одежды и обеспечение санитарной обработки моющими средствами и специальными растворами и веществами.
Площадка специальной обработки одежды, обуви оборудуется на расстоянии не менее 50 метров от СОП. Площадка делится на две половины: грязную и чистую. Рабочие места оборудуются с таким расчетом, чтобы исключить заражение при производстве работ.
Для дезактивации одежды методом выбивания радиоактивной пыли оборудуются жесткие или веревочные вешалки.
Для дезактивации обуви оборудуются подставки (скамейки), для средств индивидуальной защиты кожи-вешалки с наклонными деревянными щитами и колья для сушки защитных чулок.
Для дезактивации, дегазации, дезинфекции резиновых и прорези новых изделий рабочие места площадки обеспечиваются запасами воды и моющих средств, а также щетками, ветошью, паклей.
3. Порядок прохождения санитарной обработки на СОП.
Население и личный состав нештатных аварийно-спасательных формирований, подвергшихся заражению, собираются на контрольно-распределительном пункте (далее - КРП). На обработку направляются получившие заражение, пораженные ОВ, биологическими средствами (далее - БС) выше допустимых норм.
Одежда, обувь и средства индивидуальной защиты обрабатываются силами личного состава. Работы на грязной половине площадки проводятся только в противогазах (респираторах) и, как исключение, в ватно-марлевых повязках или ПТМ-1. Одежда обрабатывается путем выколачивания (при заражении ОВ кипячением), обувь обметается от пыли, средства индивидуальной защиты обмываются дезактивирующими, дегазирующими, дезинфицирующими растворами, щетками, ветошью, паклей. Зараженная ветошь, пакля сбрасываются в ямы, которые после работы засыпаются слоем земли 1-1,5 м.
После обработки одежды, обуви, средств индивидуальной защиты личный состав нештатных формирований, население под руководством командира звена частичной спецобработки одежды, обуви, СИЗ направляются в гардеробное отделение СОП. В гардеробном отделении они в отведенных местах снимают одежду, обувь, сдают документы и ценности, получают номерные знаки, мыло, мочалку и направляются на осмотр к медработнику, дозиметристу.
После прохождения осмотра личный состав поступает в обмывочное отделение. Особенно тщательно обрабатываются места с волосяным покровом. На каждого человека расходуется около 40 г. мыла и 30-35 л. воды, подогретой до 40-50°С. После обмывания личный состав невоенизированных формирований (население) переходит в помещение для одевания, где подвергаются повторному медицинскому осмотру, а при радиоактивном заражении - дозиметрическому контролю. При заражении тела выше допустимых норм производится повторная обработка.
В гардеробное отделении прошедшие санитарную обработку получают чистую одежду, обувь из обменного фонда, получают документы и ценности.
При организации работы личный состав санитарно-обмывочного пункта руководствуется функциональными обязанностями и справочными материалами, определенными в документации СОП.
4. Загрязнение транспортных средств и техники радиоактивными веществами может происходить во время выпадения радиоактивной пыли, веществ из радиоактивной тучи или при преодолении зараженной местности.
Станции обеззараживания транспорта (далее - СОТ) создаются для специальной обработки подвижного состава автотранспорта, подвергшегося загрязнению отравляющими, радиоактивными веществами и биологическими средствами.
Под станции обеззараживания транспорта приспосабливаются действующие мойки автотранспорта, независимо от их форм собственности.
Основные задачи СОТ:
проведение контроля радиоактивного загрязнения и обнаружение химического загрязнения техники;
проведение дегазации и дезактивации техники;
организация пропитки, смазки и подготовки техники, прошедшей специальную обработку, к эксплуатации.
Приспособление помещений для СОТ осуществляется в мирное время путем проектирования помещений постов мойки для специальной обработки техники в качестве станций обеззараживания в соответствии со СНиП 2.01.57-85 "Приспособление объектов коммунально-бытового назначения для санитарной обработки людей, специальной обработки одежды и подвижного состава автотранспорта".
5. Порядок организации обеззараживания транспорта.
При одинаковых уровнях радиации на местности степень загрязнения машин может быть разной в зависимости от их вида, состояния и условий загрязнения. Это объясняется тем, что из гладких и блестящих, покатых поверхностей радиоактивная пыль легко осыпается или смывается осадками, а на поверхностях сложной конфигурации концентрируется.
При выпадении радиоактивной пыли, веществ в сухую погоду транспортные средства и техника загрязняются с плотностью, которая составляет 10% от плотности загрязнения местности.
В зависимости от наличия средств дезактивации, степени загрязнения и времени используется тот или другой способы дезактивации:
Первый способ дезактивации - это смывание радиоактивных веществ струей воды под давлением. Выполняется он посредством специальных машин и приборов или машин и приборов, которые используются в народном хозяйстве. При смывании радиоактивной пыли всю поверхность загрязненного объекта последовательно сверху к низу обмывают сильной струей воды. Струю направляют под углом 30-60° к поверхности, которая обрабатывается, на расстоянии 3-4 м с тем, чтобы вода стекала на землю, а не разбрызгивалась в разные стороны. Особенно плотно промывают пазы и щели. Степень загрязнения объекта в результате такой обработки может быть снижена в 10-20 раз.
Второй способ дезактивации - смывание радиоактивных веществ водой или моющими растворами с одновременной протиркой подручными средствами, смоченными в дезактивирующих растворах, водой или растворителями. Для достижения полноты дезактивации загрязненные поверхности обрабатывают 2-3 раза. После каждой обработки поверхность протирается досуха.
Зимой обработку загрязненных объектов можно проводить 2-3-разовой протиркой их поверхности снегом. Особенное внимание уделяют обработке труднодоступных мест.
Частичная дезактивация транспортных средств и техники осуществляется при необходимости после выхода из загрязненного района. Для проведения частичной дезактивации в первую очередь используются подручные средства: веники, щетки и т. др. Можно также использовать дезактивирующие комплекты и специальные растворы, если они есть в наличии.
Частичная дезактивация проводится обслуживающим персоналом транспортных средств и техники. С помощью специальных средств и материалов обрабатываются те места и узлы машин, к которым касались в процессе управления. Дезактивацию автомобиля начинают с обработки тента. Сначала его выбивают, находясь во внутренней части кузова; потом, став на задний борт кузова, обметают веником или щеткой. Верх кабины, моторную часть автомобиля, переднее стекло, щетки и подножки обметают и протирают. Потом обрабатывают внутренние поверхности кабины, приборы и рычаги управления. Если на машине предусматривается перевозка людей, то дополнительно обрабатывается задний борт из внешней стороны и внутренняя поверхность кузову.
Полная дезактивация транспортных средств и техники заключается в удалении радиоактивных веществ из загрязненных поверхностей к допустимым величинам загрязнения. Она проводится за пределами загрязненной территории на станциях обработки транспорта, которые заблаговременно создаются на базе моющих отделений, автомойках.
Машины, что прибыли на станцию обеззараживания, поступают на площадку для обеззараживания транспортных средств, где дозиметристы определяют степень их загрязнения. Места, что заражены наиболее сильно, отмечаются и в дальнейшем поддаются более тщательной обработке. Потом машины освобождаются от груза и поступают на первый рабочий пост, где из них снимают запасные колеса, тенты, которые передают на столы, предназначенные для обработки деталей. Здесь машины также освобождают от грязи и масла, после чего машины поступают на второй пост, где проводится дезактивация с использованием моющих дезактивирующих растворов.
При низких температурах дезактивация транспортных средств значительно осложняется: грязь, которая находится на машине в виде густого масла и замерзаний, удаляется с большими усилиями. Под руководством обслуживающего персонала площадки в выполнении работ из предыдущей очистки машин от снега, льда и грязи и в проведении дезактивации принимают участие экипажи машин, которые проходят дезактивацию.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.