Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращения по вопросам применения постановления Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 N 1352 "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее соответственно - Постановление N 1352, субъекты МСП), сообщает следующее.
В соответствии с пунктами 11.8 и 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, толкование норм, терминов и понятий по обращениям, а также не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем Департамент считает возможным сообщить следующее.
1. Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) установлена правовая конструкция, предусматривающая высокую степень самостоятельности заказчика в осуществлении закупочной деятельности и возможность установить оптимальный порядок осуществления закупок с учетом специфики своей хозяйственной деятельности в положении о закупке.
В соответствии с частью 2 статьи 2, частью 2 статьи 3 Закона N 223-ФЗ положением о закупке, которое регламентирует закупочную деятельность заказчика, предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок подготовки и осуществления таких закупок с учетом положений Закона N 223-ФЗ.
Частью 3 2 статьи 3 Закона N 223-ФЗ установлено, что неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 статьи 3 Закона N 223-ФЗ. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.
Таким образом, порядок осуществления неконкурентных закупок предусматривается заказчиками самостоятельно в положении о закупке с учетом требований Закона N 223-ФЗ.
В реализацию пункта 2 части 8 статьи 3 Закона N 223-ФЗ издано Постановление N 1352, которым утверждено Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема (далее - Положение).
Согласно подпункту "б" пункта 4 Положения закупки у субъектов МСП осуществляются путем проведения предусмотренных положением о закупке, утвержденным заказчиком в соответствии с Законом N 223-ФЗ, торгов, иных способов закупки, участниками которых являются только субъекты МСП.
При этом раздел II Положения регулирует особенности проведения торгов, иных способов закупок, предусмотренных положением о закупке, в которых участниками закупок являются только субъекты МСП.
Согласно пункту 20(1) Положения для осуществления закупок, предусмотренных подпунктом "б" пункта 4 Положения, заказчик вправе установить в положении о закупке способ неконкурентной закупки, порядок проведения которого предусмотрен указанным пунктом Положения.
Таким образом, пунктом 20(1) Положения предоставлено право заказчику для осуществления закупок, участниками которых являются только субъекты МСП, самостоятельно с учетом имеющейся потребности и специфики осуществляемой заказчиком хозяйственной деятельности предусмотреть в положении о закупке способ неконкурентной закупки, порядок проведения которого устанавливается в соответствии с требования указанного пункта Положения.
Порядок размещения информации о закупке в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС), формирование плана закупки товаров (работ, услуг), включение информации и документов в реестр договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки, регулируются соответственно положениями Закона N 223-ФЗ, постановлениями Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 N 908 "Об утверждении Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке", от 17.09.2012 N 932 "Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана", от 31.10.2014 N 1132 "О порядке ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки", а также положением о закупке.
2. Согласно части 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ положение о закупке должно содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора (далее - цена договора).
Закон N 223-ФЗ не регламентирует содержание порядка определения и обоснования цены договора, в связи с чем такой порядок устанавливается в положении о закупке (типовом положении о закупке) каждым заказчиком самостоятельно, в том числе с учетом специфики осуществляемой заказчиком хозяйственной деятельности.
3. В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона N 223-ФЗ участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.
Таким образом, в силу части 5 статьи 3 Закона N 223-ФЗ на стороне одного участника закупки могут выступать несколько юридических лиц либо несколько физических лиц, в том числе несколько индивидуальных предпринимателей.
При этом для отнесения группы лиц к категории субъектов МСП каждый из участников такой группы должен соответствовать требованиям к таким субъектам, установленным статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 N 925 "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами" (далее - Постановление N 925) издано в реализацию пункта 1 части 8 статьи 3 Закона N 223-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 Постановления N 925 установлен приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса, аукциона и иных способов закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами (далее - приоритет).
Пунктами 5 и 6 Постановления N 925 установлены условия предоставления приоритета, а также случаи, при которых приоритет не предоставляется.
Таким образом, приоритет предоставляется с учетом соблюдения требований и условий, предусмотренных Постановлением N 925.
5. В соответствии с частью 2 статьи 2, частями 2 - 3 2 статьи 3 Закона N 223-ФЗ порядок осуществления неконкурентных закупок, порядок заключения и исполнения договоров предусматриваются заказчиками самостоятельно в положении о закупке с учетом требований Закона N 223-ФЗ.
Пунктами 23 - 26 Положения установлены требования к обеспечению заявки на участие в закупке, осуществляемой в соответствии с подпунктом "б" пункта 4 Положения, к обеспечению исполнения договора, заключенного по результатам такой закупки (если требование о таких обеспечениях установлено заказчиком).
Таким образом, порядок предоставления обеспечения заявки на участие в закупке, осуществляемой в соответствии с подпунктом "б" пункта 4 Положения, обеспечения исполнения договора, заключенного по результатам такой закупки, устанавливается заказчиком самостоятельно в соответствии с положением о закупке с учетом требований Закона N 223-ФЗ и Положения.
6. Согласно пункту 27 Положения срок заключения договора при осуществлении неконкурентной закупки в соответствии с подпунктом "б" пункта 4 Положения должен составлять не более 20 дней со дня принятия заказчиком решения о заключении такого договора, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации для заключения договора необходимо его одобрение органом управления заказчика, а также случаев, когда действия (бездействие) заказчика при осуществлении закупки обжалуются в антимонопольном органе либо в судебном порядке. В указанных случаях договор должен быть заключен в течение 20 дней со дня вступления в силу решения антимонопольного органа или судебного акта, предусматривающего заключение договора.
Учитывая изложенное, заказчик, который обязан применять Постановление N 1352, самостоятельно организовывает свою закупочную деятельность в соответствии с положением о закупке с учетом требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок отдельными видами юридических лиц, в том числе Закона N 223-ФЗ и Постановления N 1352.
Заместитель директора Департамента |
Д.А. Готовцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минфина России от 2 сентября 2022 г. N 24-07-07/85718 "О рассмотрении обращений"
Опубликование:
-