Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению администрации
ЗАТО г. Североморск
от 07.03.2024 N 423
Положение
о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях
Настоящее положение о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях (далее - Положение о ПЭМ) разработано в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и определяет порядок организации работы по планированию и проведению эвакуационных мероприятий в связи с угрозой возникновения и (или) возникновением чрезвычайной ситуации межмуниципального, регионального характера.
В Положении о ПЭМ в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", методическими рекомендациями по планированию, подготовке и проведению эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, утвержденными заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий П.Ф. Барышевым 10.02.2021 N 2-4-71-2-11д, используются следующие термины:
Эвакуация населения - комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон чрезвычайных ситуаций или вероятной чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера и его кратковременному размещению в заблаговременно подготовленных по условиям первоочередного жизнеобеспечения безопасных (вне зон действия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации) районах;
Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;
Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация;
Источник чрезвычайной ситуации - опасное природное явление, авария или опасное техногенное происшествие, широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений;
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
Мероприятия по эвакуации населения из зоны чрезвычайной ситуации разрабатываются заблаговременно и оформляются в виде разделов плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗАТО г. Североморск.
Для планирования, подготовки и проведения эвакуации в муниципальном образовании городской округ ЗАТО г. Североморск (далее - ЗАТО г. Североморск) создаются эвакуационные органы, работники которых привлекаются к выполнению своих функциональных обязанностей при угрозе (возникновении) чрезвычайных ситуаций.
В зависимости от обстановки, которая может сложиться в результате чрезвычайной ситуации, и от количества населения, подлежащего эвакуации, эвакуационные органы могут не развертываться.
Решение о проведении эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера принимает комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Мурманской области.
Решение о проведении эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций муниципального характера принимает комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности ЗАТО г. Североморск.
Особенности проведения эвакуации определяются характером источника чрезвычайной ситуации, пространственно-временными характеристиками воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации, численностью и охватом вывозимого (выводимого) населения, временем и срочностью проведения эвакуационных мероприятий.
В зависимости от времени и сроков проведения выделяются следующие варианты эвакуации населения:
1. Упреждающая (заблаговременная).
2. Экстренная (безотлагательная).
В случае аварии на химически опасном объекте проводится экстренный вывоз (вывод) населения, попадающего в зону поражения, за границы распространения облака аварийно- химически- опасного вещества (далее - АХОВ). Экстренная эвакуация населения из зоны чрезвычайной ситуации в этих случаях осуществляется без развертывания сборных эвакуационных пунктов.и
Население, проживающее в непосредственной близости от химически опасного объекта, ввиду быстрого распространения зараженного облака, как правило, не выводится из опасной зоны, а укрывается в жилых (производственных) зданиях и сооружениях, с проведением герметизации помещений и использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания, на верхних или нижних этажах (в зависимости от характера распространения АХОВ). Возможный экстренный вывод (вывоз) населения планируется по данным предварительного прогноза и производится из тех жилых домов и помещений организаций, которые находятся в зоне возможного заражения.
Эвакуация населения из зон катастрофического затопления (наводнения) проводится при угрозе или в случае разрушения гидротехнических сооружений и повышения уровня воды в паводок в реках и других водоемах, а также при разрушении объектов жизнеобеспечения вследствие возникновения данного стихийного явления.
При угрозе прорыва гидротехнического сооружения производится экстренная эвакуация из зоны 4-часового добегания волны прорыва. За пределами зоны 4-часового добегания волны прорыва эвакуация производится исходя из прогнозируемой или реально сложившейся гидрологической обстановки.
Эвакуация населения в случае аварии на радиационно-опасных объектах может производиться в два этапа:
- на первом этапе эвакуируемое население доставляется от мест посадки на транспорт до промежуточных пунктов эвакуации, расположенных на границе зоны возможного радиоактивного загрязнения;
- на втором этапе эвакуируемое население выводится с промежуточных пунктов эвакуации в спланированные места временного размещения.
Промежуточные пункты эвакуации создаются на внешней границе зоны возможного опасного радиоактивного загрязнения и в зависимости от складывающейся обстановки должны обеспечивать в том числе дозиметрический контроль, санитарную обработку, дезактивацию транспорта.
Сроки проведения эвакуационных мероприятий по вывозу (выводу) населения из зоны чрезвычайной ситуации определяются транспортными возможностями.
Эвакуация считается завершенной, когда все подлежащее эвакуации население будет вывезено (выведено) за границы зоны действия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Планирование мероприятий по обеспечению эвакуации осуществляется исполнительными органами, органом местного самоуправления и организациями ЗАТО г. Североморск в рамках разработки плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗАТО г. Североморск.
Основными видами обеспечения эвакуации при угрозе (возникновении) чрезвычайных ситуаций являются:
- транспортное обеспечение;
- медицинское обеспечение;
- охрана общественного порядка и обеспечение безопасности дорожного движения;
- финансовое обеспечение;
- информационное обеспечение (оповещение).
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях осуществляется в соответствии с Положением о системах оповещения населения ЗАТО г. Североморск, утвержденным постановлением Главы ЗАТО г. Североморск от 21.03.2022 N 55.
С целью планирования и осуществления транспортного обеспечения эвакуации населения заблаговременно с автотранспортными предприятиями заключаются договоры в соответствии с действующим законодательством.
Финансовое обеспечение эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения (возникновении) чрезвычайных ситуаций муниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) и локального характера осуществляется за счет средств резервного фонда органа местного самоуправления и организаций ЗАТО г. Североморск соответственно.
Информация по вопросам подготовки и проведения эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций представляется в соответствии с Табелем срочных донесений Мурманской области по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства Мурманской области.
Основанием для планирования эвакуационных мероприятий являются, в том числе сведения, указанные в:
1. Декларациях промышленной безопасности опасных производственных объектов, разрабатываемых организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", приказа Ростехнадзора от 16.10.2020 N 414 "Об утверждении Порядка оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечня включаемых в нее сведений".
2. Сценариях наиболее вероятных аварий и наиболее опасных по последствиям аварий на опасных производственных объектах, приведенных в планах мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, которые разрабатываются организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и постановления Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 N 1437 "Об утверждении Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах".
3. Декларациях безопасности гидротехнических сооружений, которые составляются собственником гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организацией в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ 4 "О безопасности гидротехнических сооружений" и постановления Правительства Российской Федерации от 20.11.2020 N 1892 "О декларировании безопасности гидротехнических сооружений".
4. Приказе Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 03.03.2015 N 121-ст, которым утвержден и введен в действие Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 42.4.02-2015 "Гражданская оборона. Режимы радиационной защиты на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению", в том числе зоны возможного радиоактивного загрязнения при аварии (разрушении) атомных электростанций в зависимости от установленной мощности ядерных энергетических реакторов.
5. Постановлении Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.07.2009 N 47 "Об утверждении СанПиН 2.6.1.2523-09", которым утверждены "Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)" и Санитарные правила СанПиН 2.6.1.2523-09, в том числе в критериях для принятия решений о мерах защиты населения в случае крупной радиационной аварии с радиоактивным загрязнением территории (требования по ограничению облучения населения в условиях радиационной аварии).
6. Паспортах пожарной безопасности населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров, разрабатываемых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации", а также перечнем населенных пунктов, территорий организаций отдыха детей и их оздоровления, территорий садоводства или огородничества Мурманской области, подверженных угрозе лесных пожаров, утверждаемым ежегодно Правительством Мурманской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.