Решение Алтайского краевого суда от 21 декабря 2023 г. N 3а-877/2023
Алтайский краевой суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску заместителя прокурора Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к Топчихинскому районному Совету депутатов Алтайского края о признании не действующим в части решения от 29 марта 2019 года N 17 "Об утверждении коэффициентов для определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности района, а также государственная собственность на которые не разграничена", установил:
административный истец заместитель прокурора Алтайского края обратился в Алтайский краевой суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к Топчихинскому районному Совету депутатов Алтайского края, в котором просил признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу решение Топчихинского районного Совета депутатов Алтайского края от 29 марта 2019 года N 17 "Об утверждении коэффициентов для определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности района, а также государственная собственность на которые не разграничена" в части определения в строке "Производственная деятельность" таблицы коэффициента "К", устанавливаемого в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка в размере 0,0201, определения в строке "Связь" таблицы коэффициента "К", устанавливаемого в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка в размере 0,1098, определения в строке "Водные объекты" таблицы коэффициента "К", устанавливаемого в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка в размере 0,05275, определения в строке "Гидротехнические сооружения" таблицы коэффициента "К", устанавливаемого в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка в размере 0,0597, определения в строке "Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции" таблицы коэффициента "К", устанавливаемого в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка в размере 1,152, определения в строке "Обеспечение сельскохозяйственного производства" таблицы коэффициента "К", устанавливаемого в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка в размере 1,152.
Требования мотивированы тем, что установленные значения указанных коэффициентов не согласуется с принципом экономической обоснованности, закрепленном в постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее также - постановление Правительства РФ N 582), а размер исчисленной арендной платы, в нарушение пункта 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, превышает размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
В судебном заседании представитель административного истца прокурор У. И.Б. настаивал на удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика Топчихинского районного Совета депутатов Алтайского края - Т. Е.Д. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве, полагал, что оспариваемое решение является законным и обоснованным, указанные в административном иске коэффициенты К, были установлены на основании экономического обоснования, подготовленного ООО "И.-А. Б.".
Выслушав пояснения представителя административного истца, административного ответчика, исследовав письменные материалы административного дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания оспариваемого нормативного правового акта в оспариваемой части недействующим в силу следующего.
В соответствии с пунктами "в", "г", "к" части 1, частью 2 статьи 72, статьей 76 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, разграничения государственной собственности, а также земельное законодательство.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу пунктов 1,3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:
1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
На территории Алтайского края порядок определения арендной платы в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, установлен Постановлением Администрации Алтайского края от 24 декабря 2007 года N 603 "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы за использование находящихся на территории Алтайского края земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, порядке, условиях и сроках ее внесения" (далее по тексту - Положение).
Согласно пункту 2.2 указанного Положения (в редакции на дату принятия оспариваемого акта представительного органа местного самоуправления и внесения изменений в него) размер годовой арендной платы за использование земельного участка, предоставляемого без проведения торгов, определяется по формуле:
A=SKC
K
K 1, где:
A - сумма годовой арендной платы, руб.;
S - площадь земельного участка, кв. м;
KC - удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, руб./кв. м. При отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости кадастровой стоимости земельных участков расчет арендной платы до момента установления кадастровой стоимости производится на основании средних уровней кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам (муниципальным, городским округам) Алтайского края в разрезе кадастровых кварталов, а в случае их отсутствия - на основании средних уровней кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам (муниципальным, городским округам) Алтайского края;
K - коэффициент, устанавливаемый в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка;
K 1 - коэффициент, устанавливаемый в зависимости от категории, к которой относятся арендаторы.
Коэффициенты K и K 1 утверждаются решением представительного органа муниципального района, муниципального, городского округа.
Не урегулированные настоящим Положением отношения, связанные с определением размера арендной платы за использование земельных участков и установлением порядка, условий и сроков ее внесения, регулируются законодательством Российской Федерации (пункт 1.3 Положения).
При рассмотрении дела судом установлено, что решением Топчихинского районного Совета депутатов Алтайского края от 29 марта 2019 года N 17 утверждены коэффициенты для определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности района, а также государственная собственность на которые не разграничена". Коэффициент К, устанавливаемый в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка для участков с видом разрешенного использования "Производственная деятельность" определен в размере 0,0201; земельного участка с видом разрешенного использования "Связь" в размере 0,1098; земельного участка с видом разрешенного использования "Водные объекты" в размере 0,05275; земельного участка с видом разрешенного использования "Гидротехнические сооружения" в размере 0,0597; земельного участка с видом разрешенного использования "Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции" в размере 1,152.
Оспариваемое решение от 29 марта 2019 года N 17 является нормативным правовым актом, так как отвечает признакам нормативности, а именно содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений, возникающих в связи определением размера арендной платы за использование находящихся на территории муниципального образования Топчихинский район Алтайского края земельных участков, суд рассматривает настоящее административное исковое заявление по правилам главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Решение от 29 марта 2019 года N 17, принято представительным органом местного самоуправления муниципального образования Топчихинский район Алтайского края в пределах полномочий, предоставленных вышеуказанным постановлением Администрации Алтайского края, а также пунктом 6 статьи 26 Устава муниципального образования Топчихинский район Алтайского края, утвержденного решением Топчихинского районного Совета депутатов от 28 марта 2017 года N 10 (в редакции на дату принятия оспариваемого решения).
Требования Устава муниципального образования, Регламента Топчихинского районного Совета депутатов, утвержденного решением Топчихинского районного Совета депутатов от 20 сентября 2017 года N 5 к форме, порядку принятия и обнародования нормативного правового акта соблюдены.
Решение от 29 марта 2019 года N 17 принято по результатам открытого голосования (из 17 избранных, установленной численности депутатов - 17 согласно ст. 52 Устава муниципального образования), из присутствующих 14 депутатов проголосовали "за" утверждение результатов опроса 14 депутатов.
Полный текст решения от 29 марта 2019 года N 17 согласно статье 56 Устава муниципального образования опубликован в сборнике муниципальных правовых актов Топчихинского района Алтайского края (официальное издание) N 3 за декабрь 2019 года (л.д.64).
Таким образом, оспариваемый административным истцом нормативный правовой акт принят компетентным органом с соблюдением формы, процедуры принятия и опубликования и по этим основаниям не оспаривается административным истцом.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", которое применяется в части основных принципов и к отношениям по определению арендной платы в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Указанным нормативным правовым актом предусмотрено, что размер арендной платы определяется, в том числе исходя из принципа экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 11 мая 2004 года N 209-О, при отсутствии единых правил орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога, который имеет сходную с арендной платой правовую природу в силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории.
С учетом схожести правового регулирования данная позиция применяется и к вопросам установления базовых ставок арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной, государственной собственности или в отношении которой государственная собственность не разграничена.
Таким образом, при принятии нормативного правового акта об установлении ставок арендной платы, значений их коэффициентов должны проводиться, помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли, также анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным органом должно быть доказано путем представления расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, и документов, непосредственно подтверждающих проведение расчета величины базовой ставки.
В силу пункта 2 Методических рекомендаций по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 (утв. приказом Минэкономразвития России от 29 декабря 2017 года N 710), соблюдением принципа экономической обоснованности является достижение баланса интересов арендатора и арендодателя земельного участка посредством установления экономически обоснованных ставок арендной платы или иных показателей, применяемых для определения арендной платы.
В ходе рассмотрения дела представитель административного ответчика пояснил, что оспариваемые административным истцом коэффициенты "К" установлены на основании экономического обоснования, которое выполнено по заказу Администрации Топчихинского района Алтайского края ООО "И.-А. Б.".
Вместе с тем, оценка местоположения и градостроительной ценности участков земли, анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков данной категории, проведены не были.
При этом суд соглашается с доводами административного истца о том, что на стр. 79 Экономического обоснования при расчете коэффициента "К" для земельных участков категории земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - производственная деятельность были использованы исключительно данные величины арендной платы 12 земельных участков с видом разрешенного использования - размещение объектов капитального строительства в целях добычи недр, их переработки, изготовления вещей промышленным способом. При этом, в таблице 26 на стр. 80 Экономического обоснования приведены данные по величине арендной платы 12 земельных участков, 11 из которых расположены в других муниципальных образованиях края, доходность которых с учетом влияния разного рода экономических факторов различна. Более того, ни у одного из них нет заявленного вида разрешенного использования - размещение объектов капитального строительства в целях добычи недр, их переработки, изготовления вещей промышленным способом.
Подобный подход использован при экономическом обосновании коэффициента "К" для земельных участков категории - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - водные объекты и гидротехнические сооружения (стр. 90 Экономического обоснования). При этом, согласно его данным при расчете коэффициента были использованы данные величины арендной платы 13 земельных участков с соответствующими видами разрешенного использования. Однако, в таблице 28 на стр. 91 Экономического обоснования приведены данные в отношении 9 земельных участков, при этом, ни один из них не расположен не то, что на территории Алтайского края, но и Сибирского федерального округа.
В соответствии с Экономическим обоснованием (стр. 85) при расчете коэффициента "К" для земельных участков категории - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - связь были использованы данные о величине арендной платы 6 земельных участков с видом разрешенного использования - размещение объектов связи, радиовещания, телевидения, включая воздушные радиорелейные, надземные и подземные кабельные линии связи, линии радиофикации, антенные поля, усилительные пункты на кабельных линиях связи, инфраструктуру спутниковой связи и телерадиовещания, за исключением объектов связи, размещение которых предусмотрено содержанием вида разрешенного использования с кодом 3.1. Вместе с тем, исходя из сведений таблицы 29 на стр. 86 Экономического обоснования только 1 из 6 земельных участков расположен на территории Топчихинского района, при этом, у 4 из них иной вид разрешенного использования.
Согласно Экономическому обоснованию (стр. 92) при расчете коэффициента "К" для земельных участков категории - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - хранение и переработка сельскохозяйственной продукции были использованы данные о величине арендной платы 9 земельных участков с видом разрешенного использования - размещение зданий, сооружений, используемых для производства, хранения, первичной и глубокой переработки сельскохозяйственной продукции. В то же время исходя из сведений таблицы 29 на стр. 93 Экономического обоснования ни один из анализируемых земельных участков не расположен на территории Топчихинского района, а один из них, находящийся на территории Республики Алтай с видом разрешенного использования - ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках.
Из положений Экономического обоснования (стр. 96) следует, что при расчете коэффициента "К" для земельных участков категории - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - обеспечение сельскохозяйственного производства были использованы данные о величине арендной платы 9 земельных участков с видом разрешенного использования - размещение машино-транспортных и ремонтных станций, ангаров и гаражей для сельскохозяйственной техники, амбаров, водонапорных башен, трансформаторных станций и иного технического оборудования, используемого для ведения сельского хозяйства. При этом, в таблице 34 на стр. 97 Экономического обоснования приведены те же земельные участки, которые указаны в таблице 29 на стр. 93 Экономического обоснования, и с тем же видом разрешенного использования.
Таким образом, установленные оспариваемым нормативным правовым актом коэффициенты К, используемые при расчете арендной платы за земельные участки с видами разрешенного использования: "Производственная деятельность", "Водные объекты", "Связь", "Гидротехнические сооружения", "Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции", "Обеспечение сельскохозяйственного производства" не соответствует принципу экономической обоснованности, что свидетельствует о противоречии муниципального правового акта в оспариваемой части имеющему большую юридическую силу Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582.
Кроме того, пунктом 4 статьи 39.7 Земельного Кодекса Российской Федерации установлено, что размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 Земельного Кодекса Российской Федерации, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (далее также - Закон о связи) на территории Российской Федерации организации связи создаются и осуществляют свою деятельность на основе единства экономического пространства, в условиях конкуренции и многообразия форм собственности. Государство обеспечивает организациям связи независимо от форм собственности равные условия конкуренции. Сети связи и средства связи могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности граждан и юридических лиц.
Федеральную связь образуют все организации и государственные органы, осуществляющие и обеспечивающие электросвязь и почтовую связь на территории Российской Федерации. Материально-техническую основу федеральной связи составляют единая сеть электросвязи Российской Федерации и сеть почтовой связи Российской Федерации (статья 11 Закона о связи).
Единая сеть электросвязи Российской Федерации состоит из расположенных на территории Российской Федерации сетей электросвязи, одной из категорий которой является сеть связи общего пользования (статья 12 Закона о связи).
Сеть связи общего пользования предназначена для возмездного оказания услуг электросвязи любому пользователю услугами связи на территории Российской Федерации и включает в себя сети электросвязи, определяемые географически в пределах обслуживаемой территории и ресурса нумерации и не определяемые географически в пределах территории Российской Федерации и ресурса нумерации, а также сети связи, определяемые по технологии реализации оказания услуг связи (статья 13 Закона о связи).
Приказом Минэкономразвития РФ от 18 июня 2013 года N 346 установлена ставка арендной платы в размере 1,4% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения линий связи, в том числе линейно-кабельных сооружений.
Приказом Минэкономразвития РФ от 18 мая 2012 года N 291 установлено, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в собственности Российской Федерации и предоставленный (занятый) для размещения сети связи и объектов инженерной инфраструктуры, обеспечивающих эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, не может превышать: 0,01% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка, если на нем расположены объекты, обеспечивающие радиовещание на длинных, средних и коротких частотах; 0,3% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении прочих земельных участков.
Вместе с тем, в таблице Решения в строке "Связь" для земельных участков, предназначенных для размещения объектов связи, радиовещания, телевидения, включая воздушные, радиорелейные, надземные и подземные кабельные линии связи, линии радиофикации, антенные поля, усилительные пункты на кабельных линиях связи, инфраструктуру спутниковой связи и телерадиовещания, за исключением объектов связи, размещение которых предусмотрено содержанием вида разрешенного использования с кодом 3.1. (в соответствии с приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года N П/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" по коду 3.1 классифицируются земельные участки, предназначенные для размещения зданий и сооружений в целях обеспечения физических и юридических лиц коммунальными услугами), установлен коэффициент "К" в размере 0,1098, что в процентном соотношении составляет 10,98%.
В таблице Решения в строке "Производственная деятельность" для земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства в целях добычи недр, их переработки, установлен коэффициент "К" в размере 0,0201, что также превышает размер установленный п. 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 N 582.
Следовательно, решение в оспариваемой части противоречит основным принципам определения арендной платы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного истца в полном объеме.
Принимая во внимание, что нормативный правовой акт в оспариваемой части до вынесения решения суда применялся, на его основе реализовывались права заинтересованных лиц, суд признает нормативный правовой акт не действующим в соответствующей части со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в печатном издании органа местного самоуправления, каковым согласно статье 56 Устава муниципального образования, является газета "Наше слово" Топчихинского района Алтайского края.
Руководствуясь статьями 175-180 и 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административные исковые требования заместителя прокурора Алтайского края в интересах неопределенного круга удовлетворить.
Признать не действующим с момента вступления решения суда в законную силу решение Топчихинского районного Совета депутатов Алтайского края от 29 марта 2019 N 17 "Об утверждении коэффициентов для определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности района, а также государственная собственность на которые не разграничена" в части определения в строке "Производственная деятельность" таблицы коэффициента "К", устанавливаемого в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, в размере 0,0201, определения в строке "Связь" таблицы коэффициента "К", устанавливаемого в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, в размере 0,1098, определения в строке "Водные объекты" таблицы коэффициента "К", устанавливаемого в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, в размере 0,05275, определения в строке "Гидротехнические сооружения" таблицы коэффициента "К", устанавливаемого в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, в размере 0,0597, определения в строке "Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции" таблицы коэффициента "К", устанавливаемого в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, в размере 1,152, определения в строке "Обеспечение сельскохозяйственного производства" таблицы коэффициента "К", устанавливаемого в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, в размере 1,152.
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в газете "Наше слово" Топчихинского района Алтайского края в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Алтайский краевой суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Алтайского краевого суда от 21 декабря 2023 г. N 3а-877/2023
Текст решения предоставлен Алтайского краевого суда по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника