Правительство Новосибирской области постановляет:
Внести в постановление Правительства Новосибирской области от 28.07.2015 N 291-п "Об утверждении государственной программы Новосибирской области "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности в Новосибирской области" следующие изменения:
В государственной программе Новосибирской области "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности в Новосибирской области":
1. Раздел I "Паспорт государственной программы Новосибирской области" изложить в следующей редакции:
"I. Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Новосибирской области "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности в Новосибирской области"
1. Оценка текущего состояния сферы реализации государственной программы
Государственная программа Новосибирской области "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности в Новосибирской области" (далее - государственная программа) направлена на объединение усилий государства в сфере развития промышленного потенциала, создание системных долгосрочных стимулов для повышения конкурентоспособности промышленных компаний Новосибирской области на внутреннем и мировом рынках.
Отрасли, ориентированные на внутренний рынок, в настоящее время развиваются на базе новых производственных возможностей, созданных в значительной степени при поддержке государства. В большинстве случаев предприятия в этих отраслях формируются на базе современных технологических решений, ориентируются на выпуск конкурентоспособного ассортимента, эффективно конкурируют и кооперируются с международными корпорациями.
Текущее состояние гражданских отраслей обрабатывающей промышленности Новосибирской области характеризуется значительной неоднородностью в развитии отдельных видов экономической деятельности. Фактически в настоящее время промышленность развивается в рамках двухполюсной модели, при которой в одних отраслях промышленности доминируют крупные, масштабные производства, а в других развитие идет вокруг предприятий с небольшими объемами производства, ориентированных на региональные рынки сбыта, при этом средний класс промышленности, массовые, но конкурентоспособные производства, способные конкурировать на российском рынке наравне с импортерами, в большинстве отраслей отсутствуют. Следствием возникшей неоднородности является неустойчивость развития отраслей промышленности и усиление ее структурных диспропорций.
Промышленный комплекс Новосибирской области занимает ведущее положение в экономике региона. На долю промышленности приходится 20,8% валового регионального продукта области; четвертая часть инвестиций в основной капитал; 19% от численности всех работников, занятых в экономике Новосибирской области.
Главным драйвером роста являются обрабатывающие производства - основа промышленности региона (почти 82% отгруженных товаров, работ, услуг). По итогам 2023 года наибольшие темпы роста зафиксированы по основным видам экономической деятельности в промышленности: добыча полезных ископаемых; обрабатывающие производства; обеспечение электроэнергией, газом и паром; водоснабжение, водоотведение, утилизация отходов.
За последние десять лет в экономику региона удалось привлечь более 1531 млрд рублей инвестиций. Удалось достичь высокого уровня инвестиционной привлекательности. Новосибирская область единственная в Сибирском федеральном округе занимает место в двадцатке лидеров Национального рейтинга состояния инвестиционного климата, демонстрируя позитивную динамику (перейдя с 57 места в 2007 году на 19 место в 2017 году). При этом в сопоставимых ценах рост инвестиций составил 95,3% к уровню 2007 года. В Новосибирской области инвестиционная активность в последние годы имеет отчетливую тенденцию к снижению, доля инвестиций в валовый региональный продукт сократилась с 24,5% в 2007 году до 15% в 2016 году. Сохраняется низкий уровень привлеченных иностранных инвестиций, по итогам 2016 года объем прямых иностранных инвестиций в 6 раз ниже среднего значения по стране. Область остро ощущает недостаток в инвестициях, особенно направленных на обновление основных фондов (коэффициент износа основных фондов по состоянию на начало 2017 года составил 44,9%, в 2008 году - 44%).
Новосибирская область объективно характеризуется сегодня мощным научно-образовательным, инновационным потенциалом. Новосибирские ученые составляют 5% всего российского научного сообщества и почти половину числа ученых в Сибири. Цитируемость научных публикаций новосибирских исследователей в среднем в 2-3 раза выше средних показателей соседних регионов. Качество научных исследований в некоторых ключевых областях, например, в физических науках, по объективным показателям уже сегодня находится на мировом уровне. Вместе с тем в регионе отмечается низкий спрос на инновации, в том числе по причине низкой платежеспособности основных заказчиков регионального рынка и низкой восприимчивости реального сектора экономики к инновациям.
В 2023 году удельный вес Новосибирской области в объеме отгруженной промышленной продукции РФ составляет 1%. В объеме отгруженных промышленных товаров СФО область занимает пятое место (8,1% продукции региона) после Красноярского края, Кемеровской, Иркутской и Омской областей.
Основу промышленного комплекса Новосибирской области составляют крупные и средние организации, на долю которых приходится более 80% отгруженных промышленных товаров собственного производства. Малыми предприятиями произведено около 20% промышленной продукции.
Объем промышленного производства в Новосибирской области за последние десять лет в сравнении с 2007 годом в текущих ценах вырос в 2,6 раза.
В соответствии с опросами руководителей компаний Новосибирской области и других регионов РФ, проведенными Strategy Partners Group по международной методологии в 2018 году, одной из ключевых проблем является низкая доступность финансирования. Доля предпринимателей, испытавших сложности с получением кредита (доступностью заемных средств), составила 42,3% от числа опрошенных. Рынок небанковских финансовых услуг, включая страхование, лизинг, факторинг, значительно менее развит по сравнению с ведущими российскими финансовыми центрами.
Серьезными и специфическими проблемами (слабыми сторонами) развития Новосибирской области являются существенный разрыв между высоким научно-техническим потенциалом региона и реальной низкой восприимчивостью его реального сектора к инновациям. Новосибирская область занимает лидирующие позиции в РФ по основным характеристикам научного потенциала, однако по числу использованных в производстве передовых технологий регион заметно отстает от Москвы, Санкт-Петербурга, Московской, Самарской и Нижегородской областей.
Существенный разрыв между высоким научно-техническим потенциалом и низкой восприимчивостью производственной системы региона к инновациям является одной из специфических проблем развития Новосибирской области.
Технологическое отставание промышленных предприятий, недостаток средств на финансирование НИОКР и связанные с ними технологические риски, низкая производительность труда и дефицит высококвалифицированных кадров препятствуют активному внедрению новых конкурентоспособных технологий в производство. Также ограничивающим фактором является недостаточное развитие механизмов коммерциализации и трансфера новых технологий и разработок.
2. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы
Приоритеты и цели государственной политики в сфере экономического развития направлены на создание благоприятного предпринимательского климата и условий для ведения бизнеса, повышение эффективности государственного управления.
Государственная программа разработана в тесной взаимосвязи с государственной программой Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" и описывает систему мер промышленной политики для гражданских отраслей с низким уровнем участия государства в капитале организаций промышленности.
Среди приоритетных направлений развития Новосибирской области следует выделить операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг, в том числе научные исследования и разработки, транспорт и связь, оптовую и розничную торговлю, а также обрабатывающие производства. Совокупная доля этих видов деятельности в структуре валового регионального продукта области составляет более 70%, они вносят наиболее существенный вклад и в прирост объема валового регионального продукта.
Система целеполагания и задачи государственной программы сформированы с учетом национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.10.2021 N 2765-р и Федеральным законом Федеральным законом от 31.12.2014 N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации".
Целью государственной программы является формирование высокотехнологичной, наукоемкой промышленности и обеспечение прироста промышленного производства к 2030 году в отраслях обрабатывающей промышленности не менее, чем на 20% по сравнению с 2023 годом.
3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
Реализация государственной программы непосредственно направлена на достижение национальной цели развития Российской Федерации на период до 2030 года - "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство".
4. Задачи (направления) государственной программы, способы их эффективного решения
Задачами государственной программы являются:
содействие развитию производственно-технологического потенциала промышленных организаций Новосибирской области;
содействие развитию исследований и разработок, обеспечивающих создание новых материалов, технологий и высокотехнологичной продукции в Новосибирской области;
создание условий для развития организаций медицинской промышленности Новосибирской области.
Содействие развитию производственно-технологического потенциала промышленных организаций Новосибирской области будет осуществляться путем:
обеспечения реализации мер поддержки проектов, направленных на внедрение наилучших доступных технологий и импортозамещение в сфере промышленности, реализуемых на территории Новосибирской области субъектами деятельности в сфере промышленности;
обеспечения реализации механизма поддержки промышленных организаций в виде предоставления налоговых льгот;
обеспечения реализации мер поддержки субъектов деятельности в сфере промышленности, приобретающих новое основное технологическое оборудование.
Содействие развитию исследований и разработок, обеспечивающих создание новых материалов, технологий и высокотехнологичной продукции в Новосибирской области будет осуществляться путем:
обеспечения реализации мер поддержки научно-производственных центров, проводящих комплекс работ по созданию инновационной высокотехнологичной продукции;
обеспечения реализации мер поддержки научно-производственных центров, приобретающих специальное исследовательское, опытно-экспериментальное оборудование и приборы.
Создание условий для развития организаций медицинской промышленности Новосибирской области будет осуществляться путем:
обеспечения реализации мер поддержки организаций медицинской промышленности, проводящих доклинические и клинические испытания;
обеспечения реализации мер поддержки организаций медицинской промышленности, разрабатывающих образцы продукции медицинских изделий, лекарственных средств и медицинских технологий.
2. Раздел II "Обоснование необходимости реализации государственной программы", раздел IV "Система основных мероприятий государственной программы" признать утратившими силу.
3. Приложение N 1 "Цели, задачи и целевые индикаторы государственной программы Новосибирской области "Развитие промышленности и повышения ее конкурентоспособности в Новосибирской области" изложить в редакции согласно приложению N 1 к настоящему постановлению.
4. Приложение N 2 "Основные мероприятия государственной программы Новосибирской области "Развитие промышленности и повышения ее конкурентоспособности в Новосибирской области" признать утратившим силу.
5. Приложение N 2.1 "Основные мероприятия государственной программы Новосибирской области "Развитие промышленности и повышения ее конкурентоспособности в Новосибирской области" изложить в редакции согласно приложению N 2 к настоящему постановлению.
6. Приложение N 3 "Сводные финансовые затраты и налоговые расходы государственной программы Новосибирской области "Развитие промышленности и повышения ее конкурентоспособности в Новосибирской области" изложить в редакции согласно приложению N 3 к настоящему постановлению.
7. Приложение N 4 "Подпрограмма 1 "Техническое перевооружение промышленности Новосибирской области" признать утратившим силу.
8. Приложение N 5 "Подпрограмма 2 "Государственная поддержка научно-производственных центров в Новосибирской области" признать утратившим силу.
9. Приложение N 6 "Подпрограмма 3 "Развитие медицинской промышленности Новосибирской области" признать утратившим силу.
10. Признать утратившим силу с 01.06.2024:
приложение N 1 "Цели, задачи и целевые индикаторы государственной программы Новосибирской области "Развитие промышленности и повышения ее конкурентоспособности в Новосибирской области"
приложение N 2.1 "Основные мероприятия государственной программы Новосибирской области "Развитие промышленности и повышения ее конкурентоспособности в Новосибирской области";
приложение N 3 "Сводные финансовые затраты и налоговые расходы государственной программы Новосибирской области "Развитие промышленности и повышения ее конкурентоспособности в Новосибирской области".
Губернатор Новосибирской области |
А.А. Травников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Новосибирской области от 19 марта 2024 г. N 98-п "О внесении изменений в постановление Правительства Новосибирской области от 28.07.2015 N 291-п"
Вступает в силу с 19 марта 2024 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru) 20 марта 2024 г. N 5400202403200008