Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Содержание проблемы, обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом
Эффективное, ответственное и прозрачное управление муниципальными финансами города Шадринска является важнейшим условием для повышения уровня и качества жизни населения, устойчивого экономического роста, модернизации экономики и социальной сферы, достижения других стратегических целей социально-экономического развития города Шадринска и создание условий инвестиционной привлекательности города Шадринска. Бюджетная политика выступает инструментом, посредством которого решаются эти задачи.
Важнейшей предпосылкой и условием для экономического роста в городе является долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы.
Приоритетными задачами бюджетной политики в настоящее время являются:
- повышение отдачи от использования бюджетных средств, в том числе за счет формирования рациональной сети муниципальных учреждений, совершенствования перечня и улучшения качества оказываемых ими услуг;
- улучшение условий жизни граждан, адресное решение социальных проблем, повышение качества муниципальных услуг;
- повышение качества финансового менеджмента в бюджетном секторе.
Налоговая политика города Шадринска нацелена на обеспечение необходимого уровня доходов бюджетной системы города и предусматривает достижение следующих стратегических задач:
- обеспечение финансовой устойчивости бюджета города Шадринска;
- повышение эффективности налоговой системы (стимулирование динамичного и равномерного социально-экономического развития города Шадринска (его налогового потенциала и ежегодного прироста налоговых доходов и сокращения налоговой задолженности);
- обеспечение ясности, однозначности, конкретности и точности исполнения нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования - город Шадринск о налогах и их соответствие действующему законодательству.
Основной задачей остается стопроцентное обеспечение выплаты заработной платы и мер социальной поддержки. Социальная направленность бюджета города Шадринска сохраняется. В бюджете города Шадринска 2023 года доля расходов на финансирование социально-культурной сферы в общем объеме составляет 83%.
Одним из направлений являлся переход на программно-целевой принцип деятельности структурных подразделений Администрации города Шадринска.
Начиная с проекта бюджета города Шадринска на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов введена практика аналитического представления программной структуры расходов бюджета города Шадринска в приложении к решению о бюджете города Шадринска на очередной финансовый год и на плановый период. В 2023 году за счет бюджета города Шадринска финансируется 22 муниципальных программы на сумму 2563,9 млн. руб., 93,4% от общего объема расходов бюджета города Шадринска.
Необходимо продолжить совершенствовать программно-целевой принцип в бюджетном процессе исходя из приоритетов экономического развития города Шадринска. В рамках этого направления в городе планируются к реализации муниципальные программы развития отдельных отраслей экономики, которые нацелены на решение острых социальных и экономических проблем.
Уполномоченным органом в сфере управления финансами бюджета города Шадринска является Финансовый отдел Администрации города Шадринска, который осуществляет проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики в соответствии с действующим законодательством и исполнительно-распорядительные функции в данной сфере деятельности на территории муниципального образования - город Шадринск.
В сложной экономической ситуации бюджетная политика направлена на адаптацию бюджетных расходов к уровню доходов. Главной целью при этом является обеспечение выполнения и создание условий для оптимизации расходных обязательств.
Основная часть расходов бюджета города Шадринска направлена на обеспечение социальных расходов - образование, культура, спорт, социальная политика. Однако, эти расходы в настоящее время не в полной мере увязаны с реальными потребностями населения в получении муниципальных услуг, качеством предоставления этих услуг, результатами деятельности учреждений, оказывающих эти услуги. Реализация Указов Президента Российской Федерации в части повышения заработной платы отдельным категориям работников бюджетной сферы позволила создать весомые материальные стимулы для учреждений социальной сферы и их работников в повышении качества услуг и результативности своей деятельности.
Начиная с 2010 года проводится фундаментальная реформа системы оказания государственных и муниципальных услуг. Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений") стал основополагающим документом для установления правового статуса муниципальных учреждений в форме казенных, бюджетных или автономных учреждений. В 2023 году из 47 муниципальных учреждений муниципального образования - город Шадринск 13 имеют статус казенных, 31 бюджетных, 3 автономных.
В целях реализации Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" были разработаны и приняты все необходимые нормативные документы.
С 01.01.2012 начал свою работу официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети интернет по размещению информации о государственных и муниципальных учреждениях www.bus.gov.ru. Муниципальное образование - город Шадринск принял активное участие в размещении необходимой информации: по состоянию на 01.01.2023 на сайте зарегистрировано 47 муниципальных учреждений (100% от общего количества).
После завершения переходного периода, установленного для изменения правового положения бюджетных учреждений, с 01.01.2012 финансовое обеспечение деятельности бюджетных и автономных учреждений города Шадринска осуществляется путем предоставления им субсидий на выполнение муниципального задания. Финансовое обеспечение деятельности казенных учреждений осуществляется за счет средств бюджета города Шадринска на основании бюджетной сметы. Все учреждения, оказывающие муниципальные услуги, имеют муниципальные задания.
Реализация Программы повышения эффективности управления муниципальными финансами города Шадринска на 2019 - 2023 годы позволила обеспечить преемственность развития системы управления муниципальными финансами города Шадринска и создала качественно новую базу для разработки новой программы в этой сфере. В ходе реализации этой программы в полном объеме внедрены программно-целевые методы управления бюджетным процессом; в целях повышения открытости и прозрачности управления бюджетным процессом на официальном сайте органов местного самоуправления публикуется ежегодная оценка хода реализации и эффективности муниципальных программ города Шадринска, размещаются нормативно-правовые акты, отчеты об исполнении бюджета города Шадринска, публикуется "Бюджет для граждан", ежегодно проводятся публичные слушания по проекту бюджета города Шадринска и отчету о его исполнении. В целях обеспечения повышения качества финансового менеджмента принято постановление Администрации города Шадринска от 12.08.2014 N 1785 "Об утверждении Порядка оценки качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств бюджета города Шадринска", Финансовым отделом Администрации города Шадринска ежегодно проводится оценка качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств города Шадринска. Результаты оценки и рейтинг ежегодно размещаются на официальном сайте органов местного самоуправления муниципального образования - город Шадринск Курганской области.
К сожалению, при реализации программы не удалось обеспечить сбалансированность бюджета города Шадринска. На протяжении пяти последних лет бюджет города Шадринска утверждается с максимальным дефицитом и единственным источником его покрытия являются внутренние заимствования в виде кредитов коммерческих банков.
В рамках Программы повышения эффективности управления муниципальными финансами города Шадринска на 2019 - 2023 годы был разработан и реализовывался План оздоровления финансов муниципального образования - город Шадринск, который включал мероприятия по увеличению поступления доходов, повышению эффективности бюджетного процесса, оптимизации расходов.
В условиях недостаточности финансирования исполнения, принятых муниципальным образованием - город Шадринск расходных полномочий необходимо создать условия для выявления фактов финансирования некачественных муниципальных услуг, а также услуг, не обусловленных реальными потребностями населения, что возможно только в случае перехода от финансирования бюджетной организации к финансированию непосредственно муниципальной услуги. Кроме этого, требуется продолжить создание условий для стимулирования деятельности учреждений социальной сферы и их работников по предоставлению качественных услуг.
Сложившаяся на настоящий момент модель предоставления бюджетных услуг порождает серьезные проблемы, вызывающие недостаточную эффективность использования бюджетных средств, в частности:
- нерациональное распределение средств внутри сети бюджетных учреждений;
- отсутствие связи между объемами финансирования и результатами деятельности бюджетных учреждений и, как результат, низкая эффективность их деятельности;
- ограничение права потребителей на выбор поставщика услуг.
Ограниченность бюджетных ресурсов не позволяет сегодня в полной мере осуществлять финансирование не только социальной сферы, но и жилищно-коммунального хозяйства города, а также муниципальных инвестиций. Поэтому в городе Шадринске существует необходимость обеспечения разработки и внедрения новой технологии отбора к финансированию из бюджета города Шадринска наиболее эффективных инвестиционных проектов.
В последние годы была проведена значительная работа по модернизации системы управления бюджетной сферой, реформированию муниципальной службы.
В то же время присутствуют объективные факторы, определяющие необходимость внесения изменений в систему управления финансами, требующие осуществления комплекса мероприятий в области повышения эффективности управления финансами в целом. Наряду с положительными результатами реализации программы "Повышения качества управления финансами бюджета города Шадринска на 2019 - 2023 годы" в сфере управления муниципальными финансами города Шадринска сохраняется ряд недостатков, ограничений и нерешенных проблем, в том числе:
- ограниченность собственных доходов бюджета города Шадринска, в результате их централизации в вышестоящих бюджетах с одновременным увеличением полномочий городских округов;
- недостаточная действенность системы ведомственного финансового контроля и его ориентации на оценку эффективности бюджетных расходов;
- недостаточная самостоятельность и ответственность главных распорядителей бюджетных средств бюджета города Шадринска при осуществлении своих расходных и бюджетных полномочий, низкая заинтересованность в наращивании объемов администрируемых доходных источников бюджета города Шадринска;
- разрозненность и фрагментарность информационных систем, используемых для целей муниципального управления.
Анализ проблем в финансово-бюджетной сфере города Шадринска демонстрирует необходимость совершенствования бюджетной политики в среднесрочном периоде, создания эффективной системы управления финансами и внедрения новой культуры муниципального управления, ориентированной на предоставление высококачественных бюджетных услуг населению.
Решить данную проблему возможно с помощью разработки и реализации данной Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.