Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы общества с ограниченной ответственностью "Омега" к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Общество с ограниченной ответственностью "Омега" (далее также - ООО "Омега") оспаривает конституционность следующих норм:
статей 183 "Гарантии работнику при временной нетрудоспособности" и 255 "Отпуска по беременности и родам" Трудового кодекса Российской Федерации;
статей 5 "Случаи обеспечения пособием по временной нетрудоспособности", 6 "Условия и продолжительность выплаты пособия по временной нетрудоспособности", 7 "Размер пособия по временной нетрудоспособности", 8 "Основания для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности", 9 "Периоды, за которые пособие по временной нетрудоспособности не назначается. Основания для отказа в назначении пособия по временной нетрудоспособности", 10 "Продолжительность выплаты пособия по беременности и родам" и 11 "Размер пособия по беременности и родам" Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством";
статей 5 "Применение районного коэффициента при назначении государственных пособий гражданам, имеющим детей", 5.1 "Порядок исчисления среднего заработка (дохода, денежного довольствия) при назначении государственных пособий гражданам, имеющим детей", 6 "Право на пособие по беременности и родам", 7 "Период выплаты пособия по беременности и родам" и 8 "Размер пособия по беременности и родам" Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Как следует из представленных материалов, государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по итогам проведенной в марте 2020 года выездной проверки установило, что обществом были представлены недостоверные сведения для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам гражданке О.В. Якобсон, по состоянию на соответствующие даты являвшейся единственным учредителем и генеральным директором общества, за период с 11 февраля 2018 года по 17 октября 2018 года, когда она по совместительству работала бухгалтером в ООО "ЕТРО". В удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации о возмещении излишне понесенных расходов обществу было отказано. Встречный иск о взыскании суммы излишне понесенных страховщиком расходов при повторном рассмотрении дела был удовлетворен со ссылкой в том числе на оспариваемые положения и с указанием на то, что в течение периода временной нетрудоспособности в связи с болезнью, осуществлением ухода за больным ребенком в возрасте 7 лет, беременностью и родами О.В. Якобсон, привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица, продолжала исполнять трудовые обязанности как по совмещаемой, так и по основной работе.
По мнению заявителя, оспариваемые законоположения вступают в противоречие со статьями 38 (часть 1), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку ограничивают право О.В. Якобсон на обеспечение пособиями по обязательному социальному страхованию, а на ООО "Омега" возлагают обязанность по возмещению бюджету страховщика правомерно выплаченных ей как застрахованному лицу денежных средств.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов, пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7); каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законом (статья 39, часть 1). Определение оснований и организационно-правового механизма предоставления конкретных видов социального обеспечения относится к компетенции законодателя (статья 39, часть 2, Конституции Российской Федерации), который вправе устанавливать условия приобретения и порядок реализации права на них отдельными категориями граждан.
Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" закрепляет право лиц, подлежащих данному виду обязательного социального страхования и являющихся застрахованными (к которым относятся, в частности, работающие по трудовому договору), на страховое обеспечение в виде пособия по временной нетрудоспособности в случаях, предусмотренных законодательством, а также пособия по беременности и родам (пункт 1 части 1 статьи 1.2, пункты 1 и 2 части 1 статьи 1.4, пункт 1 части 1 и часть 2 статьи 2, часть 1 статьи 5).
Право работника как застрахованного лица на пособие по временной нетрудоспособности предусмотрено также статьей 183 Трудового кодекса Российской Федерации, которая, не устанавливая размеры данного пособия и условия его выплаты, является отсылочной нормой и применяется только в системной связи с другими законоположениями, в частности предоставляющими право на обеспечение данным пособием в случаях утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы, а также при необходимости осуществления ухода за больным членом семьи (включая больного ребенка в возрасте от 7 до 15 лет); определяющими хронологические границы периода защиты от соответствующих страховых рисков в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, продолжительность периода выплаты пособия в вышеназванных случаях за календарные дни, приходящиеся на эти периоды, и размеры пособия по временной нетрудоспособности в случае заболевания или травмы, осуществления ухода за больным ребенком в возрасте до 8 лет; закрепляющими перечень периодов, за которые данное пособие не назначается, и основания для отказа в его назначении (пункты 1 и 2 части 1, часть 2 статьи 5; часть 1, пункт 2 части 5 и часть 8 статьи 6; часть 1 и пункт 1 части 3 статьи 7; статья 9 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством").
Женщинам, работающим по трудовому договору и в силу этого являющимся застрахованными лицами в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов, продолжительность которых исчисляется суммарно, с выплатой пособия по беременности и родам. Пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100 процентов среднего заработка, исчисляемого в установленном порядке (статья 255 Трудового кодекса Российской Федерации; часть первая статьи 5.1, абзацы первый и второй статьи 6, часть первая статьи 7, абзацы первый и второй статьи 8 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"; часть 1 статьи 10 и часть 1 статьи 11 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством").
Условием реализации права застрахованных лиц на страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством является надлежащее осуществление своих обязанностей страхователями, в качестве которых среди прочих выступают лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим данному виду обязательного социального страхования, включая организации. В частности, на страхователей возложены обязанности своевременно представлять в установленном порядке в территориальный орган страховщика (с 1 января 2023 года страховщиком является Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации) сведения, необходимые для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу; осуществлять в установленных законом случаях выплату страхового обеспечения; обеспечивать сохранность и учет документов, являющихся основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения; выполнять требования территориальных органов страховщика об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; предъявлять для проверки в территориальные органы страховщика по месту регистрации страхователя сведения и документы, связанные с назначением и выплатой страхового обеспечения; возмещать страховщику суммы излишне понесенных им расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам в случае, если страхователем представлены недостоверные и (или) неполные сведения (пункт 1 части 1 статьи 2.1, пункты 2.1 - 6.1 части 2 статьи 4.1 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" в действующей редакции).
Аналогичные обязанности возлагались на страхователей в период реализации на территории соответствующих субъектов Российской Федерации (например, в Алтайском крае, где осуществляет свою деятельность заявитель, - в период с 1 июля 2017 года по 31 декабря 2020 года) пилотного проекта, предусматривавшего назначение и выплату застрахованным лицам страхового обеспечения территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации (пункты 2, 3, 8 и 16 Положения об особенностях назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2011 года N 294).
Возложение на страхователя таких обязанностей обусловлено характером правоотношений по обязательному социальному страхованию, которые применительно к застрахованным лицам, работающим по трудовому договору, связаны с трудовыми правоотношениями, что предполагает хронологическую соотносимость периодов освобождения от выполнения трудовых обязанностей по причине временной нетрудоспособности самого работника либо члена его семьи и получения пособий по временной нетрудоспособности или по беременности и родам, обеспечивающих компенсацию заработка, утраченного ввиду невозможности выполнять трудовые обязанности в силу нетрудоспособности (в отличие от ежемесячного пособия по уходу за ребенком, не достигшим возраста полутора лет, которое, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 13 мая 2014 года N 983-О, выполняет иную задачу - компенсации определенной части заработка трудоспособного лица с целью создания, насколько это возможно в конкретный период, благоприятных условий для ухода за малолетним ребенком и для его воспитания, предоставляя этому лицу возможность продолжать трудовую деятельность, сочетать такую деятельность с уходом за ребенком и сохранять при этом право на получение указанного пособия).
Следовательно, положения статей 183 и 255 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктов 1 и 2 части 1, части 2 статьи 5, части 1, пункта 2 части 5 и части 8 статьи 6, части 1 и пункта 1 части 3 статьи 7, статьи 9, части 1 статьи 10 и части 1 статьи 11 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", а также части первой статьи 5.1, абзацев первого и второго статьи 6, части первой статьи 7, абзацев первого и второго статьи 8 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" как сами по себе, так и во взаимосвязи с другими вышеприведенными нормами, являющимися элементами правового механизма реализации права застрахованных лиц на получение пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, не могут рассматриваться в качестве нарушающих конституционные права заявителя в указанном в жалобе аспекте.
Что касается иных оспариваемых ООО "Омега" законоположений, то их применение при разрешении дела с его участием представленными документами не подтверждается; само по себе упоминание судами общей юрисдикции в указанных документах статей 5 - 11 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и статей 5 - 8 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" с учетом неоднократно выраженной Конституционным Судом Российской Федерации позиции не свидетельствует об их применении в данном деле в полном объеме (определения от 4 июня 2013 года N 832-О, от 16 июля 2015 года N 1743-О и др.). В силу этого данная жалоба в соответствующей части также не отвечает критерию допустимости обращений в Конституционный Суд Российской Федерации и не может быть принята к рассмотрению.
Проверка же обоснованности правоприменительных решений, как связанная с оценкой фактических обстоятельств конкретного дела заявительницы, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации (статья 125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Омега", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 февраля 2024 г. N 312-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Омега" на нарушение его конституционных прав статьями 183 и 255 Трудового кодекса Российской Федерации, а также положениями ряда федеральных законов"
Опубликование:
сайт Конституционного Суда Российской Федерации (ksrf.ru)
-