г. Краснодар |
|
19 апреля 2024 г. |
Дело N А32-25914/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 апреля 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Гиданкиной А.В., судей Герасименко А.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю - Красиной А.А. (доверенность от 21.12.2023), в отсутствие иных участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.10.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2024 по делу N А32-25914/2023, установил следующее.
Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю (далее - фонд) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Северский район (далее - управление) о взыскании финансовых санкций в размере 4 тыс. рублей за представление сведений по форме СЗВ-ТД нарочным, а не в форме электронного документа.
Решением суда от 02.10.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 06.02.2024, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы отсутствием в материалах дела доказательств, подтверждающих тот факт, что число застрахованных лиц, трудоустроенных в управлении, превышает человек, что могло бы повлечь за собой обязанность представления отчетности по форме СЗВ-ТД в электронной форме. В данном случае отчетность, поданная управлением нарочным, могла быть подана на бумажном носителе.
В кассационной жалобе фонд просит принятые судебные акты отменить. По мнению подателя жалобы, суды нарушили нормы материального права, выводы судов не являются обоснованными; допущенное управлением нарушение следует квалифицировать по части 4 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ). Действия фонда по привлечению управления к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования соответствовали действующему законодательству.
В судебном заседании представитель фонда поддержал доводы жалобы и пояснил, что фонд был уведомлен представителями управления о возникших проблемах с ЭЦП.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителя фонда, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что обжалуемые судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, управление имеет статус юридического лица и состоит на учете в пенсионном фонде в качестве страхователя.
По результатам проверки представленных страхователем сведений о трудовой деятельности зарегистрированных лиц (по почте на бумажном носителе) фондом выявлено нарушение пенсионного законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в отношении 4-х застрахованных лиц за отчетные месяцы: апрель 2021 года (30.04.2021) в отношении одного застрахованного лица, август 2021 года (26.08.2021) - одного застрахованного лица, декабрь 2021 года (06.12.2021) - двух застрахованных лиц.
По мнению заявителя, страхователь обязан был представить в фонд сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-ТД в форме электронного документа (по телекоммуникационным каналам связи), подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью за соответствующие периоды не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
По выявленному нарушению фондом составлены акты об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 06.09.2022 N 033TS18220032275/2909, N 033S18220032274/2910, N 033S18220032273/2912, N 033S18220032272/2911.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения фондом решений от 14.10.2022 N 033S19220036825, N 033S19220036826, N 033S19220036827, N 033S19220036828.
В адрес управления направлены требования об уплате финансовых санкций в размере 4 тыс. рублей, согласно которым управлению предлагалось добровольно погасить задолженность.
Задолженность на основании выставленных требований управлением в установленном порядке не оплачена.
Неуплата штрафов в добровольном порядке в полном объеме послужила основанием для обращения фонда в арбитражный суд с рассматриваемы заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды руководствовались статьями 9, 64, 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статьями 1, 11 Закона N 27-ФЗ в редакции, действующей в период возникновения спорных правоотношений, статьей 420 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), Технологией обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации и Протоколом обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации, утвержденными распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.10.2007 N 190р "О внедрении защищенного электронного документооборота в целях реализации законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании".
В отношении страхователей, представивших сведения о трудовой деятельности по форме СЗВ-ТД на бумажном носителе, у которых численность работающих зарегистрированных лиц за предшествующий отчетный период - месяц составляет 25 и более лиц, должны быть применены финансовые санкции за несоблюдение порядка предоставления сведений в форме электронных документов. При этом численность работающих зарегистрированных лиц по страхователю определяется по любым имеющимся (на дату представления сведений о трудовой деятельности СЗВ-ТД) в распоряжении органов Пенсионного фонда Российской Федерации последним отчетным данным (СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ, расчеты ФНС).
Фондом в ходе проверки установлено, что управлением не представлены по телекоммуникационным каналам связи сведения по форме СЗВ-ТД за апрель, август, декабрь 2021 года, а представлены данные сведения нарочным на бумажных носителях, что, по мнению фонда, является нарушением законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе пенсионного страхования, а именно правильности представления страхователем ежемесячной отчетности "Сведения о трудовой деятельности застрахованного лица" по форме СЗВ-ТД.
Суды установили, что постановлением администрации муниципального образования Северский район от 30.12.2020 N 2059 "О штатном расписании управления по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Северский район" утверждена штатная численность специалистов управления в количестве 13-ти штатных единиц.
По состоянию на дату спорных правоотношений на учете в управлении состояло 85 приемных родителей, осуществляющих свою деятельность на основании договоров о приемной семье, без оформления трудовых договоров.
С 01.07.2020 вступил в законную силу Федеральный закон от 01.04.2020 N 86-ФЗ "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", на основании которого лица, получающие страховые пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, являющиеся опекунами или попечителями, исполняющими свои обязанности возмездно, по договору об осуществлении опеки или попечительства, в том числе по договору о приемной семье исключены из числа застрахованных лиц, определенных статьей 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности, по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.
Исходя из положений пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в редакции Федерального закона N 86-ФЗ, вступившего в силу с 01.07.2020, лица, получающие страховые пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, являющиеся опекунами или попечителями, исполняющими свои обязанности возмездно по договору об осуществлении опеки или попечительства, в том числе по договору о приемной семье, застрахованными лицами в системе обязательного пенсионного страхования не являются.
Таким образом, выплаты в пользу опекунов (попечителей), являющихся пенсионерами, по договору об осуществлении опеки или попечительства, в том числе по договору о приемной семье, с 01.07.2020 не признаются объектом обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование на основании вышеприведенного подпункта 1 пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса как выплаты в пользу физических лиц, не подлежащих обязательному пенсионному страхованию.
При этом выплаты по договорам об осуществлении опеки или попечительства, в том числе по договору о приемной семье, производимые в пользу опекунов или попечителей, которые пенсионерами не являются, подлежат обложению страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование в общеустановленном порядке как выплаты по гражданско-правовым договорам, предметом которых является оказание услуг.
С учетом изложенного суды оценили в порядке статьи 71 Кодекса материалы дела и пришли к обоснованному выводу об отсутствии в материалах дела доказательств, подтверждающих тот факт, что число застрахованных лиц, трудоустроенных в управлении, превышает количество в 25 человек, что могло бы повлечь за собой обязанность представления отчетности по форме СЗВ-ТД в электронной форме. В данном случае отчетность, поданная управлением нарочным, могла быть подана на бумажном носителе.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении требований фонда о взыскании с управления финансовых санкций в размере 4 тыс. рублей за представление сведений по форме СЗВ-ТД нарочным, а не в форме электронного документа.
Кроме того, фонд не доказал вину общества во вмененном правонарушении (непредоставление сведений по форме СЗВ-ТД в форме электронного документа), учитывая принятие работниками фонда данных отчетов без установления нарушений и без указания необходимости предоставлять отчетность в электронной форме, а также пояснения представителя фонда, согласно которым при предоставлении отчетов на бумажном носителе представитель управления пояснил о наличии проблем с ЭЦП.
Доводы фонда не свидетельствуют о неверном применении судами норм материального права или несоответствии выводов судов обстоятельствам дела.
Изложенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводы судов и по существу сводятся к несогласию фонда с произведенной судом оценкой установленных обстоятельств и конкретных доказательств, представленных в материалы дела и получивших надлежащую оценку. Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Кодекса), не установлены. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.10.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2024 по делу N А32-25914/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Гиданкина |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из положений пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в редакции Федерального закона N 86-ФЗ, вступившего в силу с 01.07.2020, лица, получающие страховые пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, являющиеся опекунами или попечителями, исполняющими свои обязанности возмездно по договору об осуществлении опеки или попечительства, в том числе по договору о приемной семье, застрахованными лицами в системе обязательного пенсионного страхования не являются.
Таким образом, выплаты в пользу опекунов (попечителей), являющихся пенсионерами, по договору об осуществлении опеки или попечительства, в том числе по договору о приемной семье, с 01.07.2020 не признаются объектом обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование на основании вышеприведенного подпункта 1 пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса как выплаты в пользу физических лиц, не подлежащих обязательному пенсионному страхованию.
При этом выплаты по договорам об осуществлении опеки или попечительства, в том числе по договору о приемной семье, производимые в пользу опекунов или попечителей, которые пенсионерами не являются, подлежат обложению страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование в общеустановленном порядке как выплаты по гражданско-правовым договорам, предметом которых является оказание услуг.
С учетом изложенного суды оценили в порядке статьи 71 Кодекса материалы дела и пришли к обоснованному выводу об отсутствии в материалах дела доказательств, подтверждающих тот факт, что число застрахованных лиц, трудоустроенных в управлении, превышает количество в 25 человек, что могло бы повлечь за собой обязанность представления отчетности по форме СЗВ-ТД в электронной форме. В данном случае отчетность, поданная управлением нарочным, могла быть подана на бумажном носителе."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 апреля 2024 г. N Ф08-2349/24 по делу N А32-25914/2023