г. Краснодар |
|
23 апреля 2024 г. |
Дело N А53-44791/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 апреля 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Чайка" (ОГРН 1056154022066), органа, решение которого оспаривается, - Комитета по управлению имуществом города Таганрога (ОГРН 1026102583726), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Чайка" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.09.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2023 по делу N А53-44791/2022, установил следующее.
ООО "Чайка" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Комитету по управлению имуществом города Таганрога (далее - комитет) о признании незаконным решения комитета, выраженного в письме от 20.09.2022 N 60.04.5/9237 (т. 1, л. д. 38), об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 61:58:0002015:361 площадью 1884 кв. м, расположенного по адресу: г. Таганрог, ул. Александровская, 93, в аренду без проведения торгов; возложении на комитет обязанности по предоставлению обществу в аренду названного земельного участка.
Требования основаны на положениях статей 39.6, 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) и мотивированы незаконностью отказа комитета в предоставлении обществу в аренду на новый срок земельного участка без проведения торгов для завершения строительства объекта.
Решением от 25.09.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 20.12.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суды исходили из того, что ранее между ООО "Вант" (правопредшественник общества) и комитетом заключались договоры аренды от 28.11.2008 N 08-993, от 23.09.2013 N 13-286 земельного участка с кадастровым номером 61:58:0002015:82 площадью 1884 кв. м для использования в целях размещения многоэтажного 30-квартирного жилого дома с пристроенными торгово-офисными помещениями. По сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) земельный участок с кадастровым номером 61:58:0002015:82 площадью 1884 кв. м преобразован в земельный участок с кадастровым номером 61:58:0002015:361 площадью 1884 кв. м. При обращении в 2018 году за продлением арендных отношений ООО "Вант" ссылалось на разрешение на строительство от 05.07.2017 N RU61311000-588 и договор аренды от 23.09.2013 N 13-286. Согласно акту осмотра от 15.09.2022 на спорном земельном участке расположены фундамент из фундаментного блока и ветхий объект капитального строительства. По сведениям ЕГРН на 10.05.2023 параметры объекта не изменились с 2018 года, степень готовности 5%, что свидетельствует об отсутствии на протяжении длительного времени должных мер со стороны арендатора по строительству объекта. Правопредшественнику общества ранее неоднократно предоставлялся в аренду спорный земельный участок для завершения строительства объекта, реализовано право, предоставленное пунктом 21 статьи 3 Закона N 137-ФЗ.
В кассационной жалобе общество просит решение от 25.09.2023 и постановление апелляционного суда от 20.12.2023 отменить, заявленные требования удовлетворить, настаивая на том, что оспариваемый отказ в предоставлении в аренду спорного земельного участка препятствует заявителю завершить строительство и ввести объект в эксплуатацию, что нарушает баланс публичных и частных интересов. Земельный участок, на котором расположены здание, строение, сооружение либо объект незавершенного строительства, не может быть предметом аукциона. Муниципальный собственник земельного участка не воспользовался правом на обращение в суд об изъятии объекта незавершенного строительства путем продажи с публичных торгов, в течение шести месяцев со дня истечения срока ранее заключенного договора аренды земельного участка.
Отзыв на кассационную жалобу в суд округа не поступил. Участвующие в деле лица явку в суд кассационной инстанции не обеспечили, извещены надлежащим образом согласно статьям 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное разбирательство проведено в порядке части 3 статьи 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что она удовлетворению не подлежит, с учетом следующего.
Как установлено судебными инстанциями, на основании постановления мэра города Таганрога от 17.09.2008 N 5012 комитет (арендодатель) и ООО "Вант" (арендатор) заключили договор аренды от 28.11.2008 N 08-993, согласно которому арендатору в аренду предоставлен земельный участок категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером 61:58:0002015:82 площадью 1884 кв. м, расположенный по адресу: г. Таганрог, ул. Александровская, 93, для использования в целях размещения многоэтажного 30-квартирного жилого дома с пристроенными торгово-офисными помещениями, на срок с 17.09.2008 по 17.09.2013. По акту приема-передачи от 28.11.2008 земельный участок передан арендатору (т. 1, л. д. 111 - 114).
На основании постановления администрации города Таганрога от 12.09.2013 N 2818 комитет (арендодатель) и ООО "Вант" (арендатор) заключили договор аренды от 23.09.2013 N 13-286, согласно которому арендатору в аренду предоставлен земельный участок категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером 61:58:0002015:82 площадью 1884 кв. м, расположенный по адресу: г. Таганрог, ул. Александровская, 93, для использования в целях размещения многоэтажного 30-квартирного жилого дома с пристроенными торгово-офисными помещениями, на срок 12.09.2013 по 11.09.2018. Согласно пункту 1.2 договора на участке имеются объекты капитального строительства.
По акту приема-передачи от 23.09.2013 земельный участок передан арендатору (т. 1, л. д. 117 - 119).
По договору аренды от 24.10.2018 N 18-150 ООО "Вант" предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 61:58:0002015:361 общей площадью 1884 кв. м, расположенный по адресу: г. Таганрог, ул. Александровская, 93, для использования в целях размещения среднеэтажной жилой застройки, сроком на три года, в порядке статей 39.6, 39.8 Земельного кодекса (т. 1, л. д. 7 - 10).
В пункте 9.1 данного договора отражено, что на земельном участке имеется объект незавершенного строительства, принадлежащий на праве собственности ООО "Вант" (регистрация права собственности от 10.05.2018 N 61:58:0002015:376-61/042/2018-1).
Согласно выписке из ЕГРН от 10.05.2023 N КУВИ-001/2023-108210115 на земельном участке с кадастровым номером 61:58:0002015:82 площадью 1884 кв. м расположен объект незавершенного строительства (степень готовности 5%) с кадастровым номером 61:58:0002015:376, принадлежащий на праве собственности правопреемнику ООО "Вант" - обществу (т. 1, л. д. 133).
5 сентября 2022 года общество обратилось через многофункциональный центр в комитет с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 61:58:0002015:361 общей площадью 1884 кв. м, расположенного по адресу: г. Таганрог, ул. Александровская, 93, без проведения торгов, приложив документы о праве собственности на объект незавершенного строительства на основании разрешения от 04.02.2021 N RU61311000-588, выданного взамен разрешения от 31.07.2019 (т. 1, л. д. 25 - 27).
Письмом от 20.09.2022 N 60.04.5/9237 комитет отказал заявителю в заключении договора аренды, указав, что земельный участок, расположенный по адресу: г. Таганрог, ул. Александровская, 93, с кадастровым номером 61:58:0002015:361 площадью 1884 кв. м, с видом разрешенного использования "среднеэтажная жилая застройка", ранее был предоставлен в аренду. В соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса заключен договор аренды от 24.10.2018 N 18-150 сроком на 3 года для завершения строительства объекта недвижимости. Согласно сведениям ЕГРН общество является собственником объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 61:58:0002015:376, расположенного на запрашиваемом земельном участке. Федеральным законом от 14.03.2022 N 58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 58-ФЗ) предусмотрено продление срока по договору аренды на 3 года при соблюдении условия - если на дату обращения арендатора с указанным требованием срок действия договора аренды земельного участка не истек либо арендодателем не заявлено в суд требование о расторжении данного договора аренды. В соответствии с действующим законодательством предоставить в аренду земельный участок, расположенный по адресу: г. Таганрог, ул. Александровская, 93, не представляется возможным, так как срок договора аренды земельного участка от 24.10.2018 N 18-150 истек 23.10.2021 (т. 1, л. д. 38).
23 сентября 2022 года комитет направил обществу уведомление N 60.04.5/9375 об отказе от договора аренды от 24.10.2018 N 18-150 и необходимости возврата земельного участка по акту приема-передачи.
Полагая, что решение комитета, изложенное в письме от 20.09.2022 N 60.04.5/9237, об отказе в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка для продолжения строительства без проведения торгов не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Суд кассационной инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).
В соответствии со статьями 198 200, 201 Кодекса для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону, иному нормативному правовому акту и нарушение данными ненормативными правовыми актами, решениями, действиями (бездействием) прав или законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Как указано в части 3 статьи 8 Закона N 58-ФЗ, до 01.03.2023 арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе потребовать от арендодателя заключения дополнительного соглашения к договору аренды такого земельного участка, предусматривающего увеличение срока действия данного договора аренды, независимо от оснований заключения данного договора аренды, наличия или отсутствия задолженности по арендной плате при условии, что: 1) на дату обращения арендатора с указанным требованием срок действия договора аренды земельного участка не истек либо арендодателем не заявлено в суд требование о расторжении данного договора аренды; 2) на дату обращения арендатора с указанным требованием у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.
В силу части 4 приведенной статьи срок, на который увеличивается срок действия договора аренды земельного участка в соответствии с дополнительным соглашением, указанным в части 3 статьи 8 Закона N 58-ФЗ, не может превышать три года. При этом положения пункта 8 статьи 39.8 Земельного кодекса не применяются.
Согласно оспариваемому решению комитета основанием к отказу послужило то обстоятельство, что на момент обращения заявителя (05.09.2022) срок договора аренды земельного участка от 24.10.2018 N 18-150 истек (23.10.2021).
На основании пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610 данного кодекса).
В то же время пунктом 3 статьи 607 Гражданского кодекса предусмотрено, что законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов.
Так, пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса закреплено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с подпунктом 32 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка без проведения торгов в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 39.6 данного кодекса, и при наличии в совокупности условий, перечисленных в пункте 4 настоящей статьи.
При этом в силу пункта 15 статьи 39.8 Земельного кодекса арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов.
Из анализа приведенных норм права следует, что договоры аренды земельных участков, заключенные после 01.03.2015, не могут считаться возобновленными на неопределенный срок по истечении срока их действия по правилам статьи 621 Гражданского кодекса.
Согласно условиям договора аренды земельного участка от 24.10.2018 N 18-150 срок его действия ограничен 3 годами, следовательно, на момент обращения общества в комитет этот договор прекратил свое действие; основания предоставления земельного участка в порядке Закона N 58-ФЗ, у комитета отсутствовали, оспариваемый отказ, оформленный письмом от 20.09.2022 N 60.04.5/9237, является правомерным.
Суды также учли, что порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства после 01.03.2015 регулируется главой V.1 Земельного кодекса, переходными положениями, установленными Законом N 137-ФЗ, и статьей 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ).
В соответствии с пунктом 21 статьи 3 Закона N 137-ФЗ (в редакции, действующей с 01.03.2015) в случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 01.03.2015 или такой земельный участок предоставлен до 01.03.2015 в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса. Положения настоящего пункта применяются в случае, если ранее такой земельный участок не предоставлялся любому из предыдущих собственников указанного объекта незавершенного строительства в соответствии с настоящим пунктом.
На основании подпункта 10 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса договор аренды заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 данной статьи.
Предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта: собственнику объекта незавершенного строительства, право собственности на который приобретено по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у предыдущего собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (подпункт 1 пункта 5 статьи 39.6 Земельного кодекса); собственнику объекта незавершенного строительства, за исключением указанного в подпункте 1 настоящего пункта, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах. Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с настоящим подпунктом допускается при условии, что такой участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта (подпункт 2 пункта 5 статьи 39.6 Земельного кодекса).
Таким образом, действующее законодательство предоставляет собственнику объекта незавершенного строительства право на заключение (однократную пролонгацию) договора аренды земельного участка без торгов для завершения строительства такого объекта при наличии условий, предусмотренных статьей 39.6 Земельного кодекса и пунктом 21 статьи 3 Закона N 137-ФЗ.
Законом N 171-ФЗ в целях определения правовой судьбы объекта незавершенного строительства после истечения срока договора аренды земельного участка, предоставленного из публичной собственности для строительства, внесены изменения в Земельный кодекс и Гражданский кодекс, который дополнен статьей 239.1, предусматривающей продажу такого объекта с публичных торгов в случае прекращения действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 33 статьи 34 Закона N 171-ФЗ закреплено, что положения статьи 239.1 Гражданского кодекса не распространяются на случаи, если договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключен до дня вступления в силу этого Федерального закона (01.03.2015). Данное положение применяется, если собственником объекта незавершенного строительства уже было реализовано предусмотренное пунктом 21 статьи 3 Закона N 137-ФЗ (в редакции, действующей с 01.03.2015), право на однократное предоставление земельного участка для целей завершения строительства путем заключения без торгов договора аренды после 01.03.2015.
В пункте 24 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22.07.2020, указано следующее. Действующим земельным законодательством предусмотрено право собственника объекта незавершенного строительства, правомерно возведенного в период действия договора аренды и на основании надлежащих разрешительных документов на земельном участке, предоставленном для его строительства, на заключение (пролонгацию) после 01.03.2015 однократно договора аренды для завершения строительства без торгов на три года при условии, что такой земельный участок после указанной даты не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта. В случае если объект так и не был введен в эксплуатацию по истечении срока такого договора, уполномоченный орган вправе обратиться в суд в порядке статьи 239.1 Гражданского кодекса с заявлением о продаже объекта незавершенного строительства с публичных торгов.
Исследовав и оценив представленные доказательства, с учетом приведенных норм права о возможности заключения договора аренды на три года для завершения строительства объекта, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления. Суды исходили из того, что правопредшественнику общества (ООО "Вант") ранее неоднократно предоставлялся в аренду земельный участок с кадастровым номером 61:58:0002015:361 площадью 1884 кв. м (договоры аренды от 28.11.2008 N 08-993, от 23.09.2013 N 13-286, от 24.10.2018 N 18-150), в том числе на три года для завершения строительства объекта; обществом реализовано право, предусмотренное пунктом 21 статьи 3 Закона N 137-ФЗ. По истечении срока действия договора от 24.10.2018 N 18-150 (23.10.2021) строительство на арендуемом земельном участке не завершено, степень готовности объекта (5%) не изменилась (данный факт не опровергнут). Согласно акту осмотра от 15.09.2022 на рассматриваемом земельном участке расположены фундамент из фундаментного блока и ветхий объект капитального строительства. В этой связи оспариваемый отказ комитета, изложенный в письме от 20.09.2022 N 60.04.5/9237, является правомерным.
Резюмируя, основания для предоставления спорного земельного участка в порядке Закона N 58-ФЗ у комитета отсутствовали, поскольку на момент обращения заявителя в уполномоченный орган срок действия договора аренды от 24.10.2018 N 18-150 истек 23.10.2021.
В то же время в силу статей 39.11 (подпункт 8 пункта 8) и 39.16 (пункт 4) Земельного кодекса не может быть предметом аукциона находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам. Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов, если на указанном участке расположен объект незавершенного строительства, принадлежащий гражданину или юридическому лицу.
При прекращении договора аренды публичный собственник земли не может распорядиться объектом незавершенного строительства, созданным в период действия договора аренды, без решения суда. Требование о продаже объекта незавершенного строительства не подлежит удовлетворению, если собственник этого объекта докажет, что нарушение срока строительства объекта связано с действиями (бездействием) органов государственной власти, органов местного самоуправления или лиц, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым должен быть подключен (технологически присоединен) объект. В силу этого, возможность изъятия объекта закон допускает лишь при определенных обстоятельствах, которые подлежат установлению судом в рамках рассмотрения требований публичного собственника участка, заявленных в порядке статьи 239.1 Гражданского кодекса. В отсутствие такого судебного акта собственник объекта незавершенного строительства вправе требовать заключения с ним договора аренды для завершения строительства. Данные права публичного собственника земельного участка и собственника расположенного на нем объекта незавершенного строительства связаны между собой, что следует из анализа пункта 5 статьи 1 и подпункта 2 пункта 5 статьи 39.6 Земельного кодекса.
Приведенная правовая позиция сформулирована Верховным Судом Российской Федерации (кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 19.01.2022 N 19-КАД21-17-К5, определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 05.07.2022 N 308-ЭС22-3699) и закреплена в пункте 14 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2023), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.04.2023.
Согласно разрешению на строительство от 04.02.2021 N RU61311000-588 на спорном земельном участке разрешено строительство 5-титажного 30-квартирного жилого дома с пристроенными 2-хэтажными с мансардой и подвалом торгово-офисными помещениями. Однако, как следует из материалов дела, объект, для целей строительства которого предоставлялся в аренду земельный участок, отсутствует. По сведениям ЕГРН от 10.05.2023 N КУВИ-001/2023-108210115 на земельном участке (61:58:0002015:82) площадью 1884 кв. м расположен объект незавершенного строительства (степень готовности 5%) с кадастровым номером 61:58:0002015:376, принадлежащий на праве собственности правопреемнику ООО "Вант" - обществу (т. 1, л. д. 133). При этом право собственности на данный объект зарегистрировано в 2018 году и с указанного времени состояние объекта не изменилось (доказательства обратного материалы дела не содержат). Запись о регистрации прав на объект незавершенного строительства степенью готовности 5% сама по себе не подтверждает фактическое наличие (существование) такого объекта, с характеристиками, позволяющими отнести его к недвижимости и, как следствие, наличие права на получение земельного участка в аренду без торгов.
Доводы кассационной жалобы общества суд округа отклоняет, поскольку суды пришли к правильному выводу об отсутствии на испрашиваемом земельном участке объекта незавершенного строительства, предоставляющего право на заключение договора аренды без проведения торгов в порядке подпункта 10 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса.
Поскольку все фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами в соответствии с правилами главы 7 Кодекса на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, с правильным применением норм материального права, нормы процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции не находит правовых оснований для отмены решения и апелляционного постановления.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.09.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2023 по делу N А53-44791/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приведенная правовая позиция сформулирована Верховным Судом Российской Федерации (кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 19.01.2022 N 19-КАД21-17-К5, определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 05.07.2022 N 308-ЭС22-3699) и закреплена в пункте 14 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2023), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.04.2023.
...
Доводы кассационной жалобы общества суд округа отклоняет, поскольку суды пришли к правильному выводу об отсутствии на испрашиваемом земельном участке объекта незавершенного строительства, предоставляющего право на заключение договора аренды без проведения торгов в порядке подпункта 10 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса.
Поскольку все фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами в соответствии с правилами главы 7 Кодекса на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, с правильным применением норм материального права, нормы процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции не находит правовых оснований для отмены решения и апелляционного постановления."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 апреля 2024 г. N Ф08-2174/24 по делу N А53-44791/2022