Относятся ли расходы по уплате пеней, начисляемых в случае несвоевременного перечисления арендной платы по договору аренды земли с Московским земельным комитетом, к расходам, уменьшающим налогооблагаемую прибыль?
В силу ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в целях главы 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ), которыми признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Так, согласно п. 2 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде пени, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), а также штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями, которым законодательством Российской Федерации предоставлено право наложения указанных санкций.
На основании ст. 12 Федерального закона от 24.12.2002 N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год установлено, что в 2003 году* плательщики арендной платы за земли городов и поселков, находящиеся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, перечисляют указанные платежи в полном объеме на счета органов федерального казначейства с последующим распределением доходов от их уплаты между уровнями бюджетной системы Российской Федерации по следующим нормативам:
- бюджеты субъектов Российской Федерации (за исключением городов Москвы и Санкт-Петербурга) - 50%;
- бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга и бюджеты закрытых административно-территориальных образований - 100%;
- бюджеты городов и поселков, иных муниципальных образований (за исключением муниципальных образований, входящих в состав городов Москвы и Санкт-Петербурга) - 50%.
После разграничения государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований плательщики арендной платы за земельные участки перечисляют указанные платежи на счета органов федерального казначейства для последующего зачисления их в доходы бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации в зависимости от установленного права собственности на земельные участки.
Пунктом 3 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Статьей 14 Закона г. Москвы от 16.07.97 N 34 "Об основах платного землепользования в городе Москве", который определяет общие принципы уплаты и взимания земельных платежей в г. Москве, к которым, в частности, относится арендная плата за землю, а также полномочия органов государственной власти и местного самоуправления г. Москвы в части регулирования платного пользования земельными участками в границах г. Москвы (далее - Закон г. Москвы N 34), предусмотрено, что в случае нарушения арендатором установленных в соответствии со ст. 10 Закона г. Москвы N 34 сроков внесения арендной платы за землю налагается санкция в виде начисления пени в размере, определяемом договором.
При этом контроль за правильностью и своевременностью внесения арендных платежей осуществляет Московский земельный комитет.
Таким образом, налогоплательщик не вправе включать в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль организации, расходы по уплате пени по договору аренды земли, заключенному с Московским земельным комитетом, так как на основании п. 2 ст. 270 НК РФ указанные расходы относятся к расходам, которые не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Разъяснения подготовлены на основании официального письма УМНС России по г. Москве исх. N 26-12/51411 от 17 сентября 2003 г., подписанного заместителем руководителя Управления МНС России по г. Москве советником налоговой службы Российской Федерации I ранга Ю.А. Мавашевым
------------------------------
В 2004 году в соответствии с Федеральным законом от 23.12.2003 N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" действует аналогичный порядок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Московский налоговый курьер"
Учредители - Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве, АНО "Редакция журнала "Российский налоговый курьер"
Издатель - ООО "СТАТУС-КВО 97"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N А-1855 от 07.04.2000, выданное Московским региональным управлением регистрации и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации Государственного комитета Российской Федерации по печати
Адрес издателя: 109457, г. Москва, ул. Зеленодольская, д. 19, корп. 1