Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению Правительства
Самарской области
от 19.03.2024 N 171
Стратегические приоритеты
государственной программы Самарской области "Реализация государственной национальной политики в Самарской области"
1. Оценка текущего состояния реализации государственной национальной политики в Самарской области
Самарская область - один из ведущих индустриальных регионов России, обладающий значительным экономическим и социальным потенциалом.
Численность населения региона по состоянию на начало 2023 года (по предварительным данным) составила 3142,2 тыс. человек - 2,1% населения России и 11% населения Приволжского федерального округа. По численности населения Самарская область занимает 11 место среди регионов России и 3 место среди регионов Приволжского федерального округа.
Самарская область является высокоурбанизированным регионом, большинство ее граждан проживают в городской местности (79,6% от численности населения области). На территории Самарской области находится уникальная двухъядерная Самарско-Тольяттинская агломерация, в которой проживает более 86% населения области.
Население Самарской области отличает активная трудовая позиция: уровень занятости населения стабильно выше, чем в среднем по России и Приволжскому федеральному округу.
Самарская область по составу жителей является многонациональным (более 100 национальностей) и поликонфессиональным регионом (более 600 религиозных организаций, представляющих вероисповедания различной религиозно-административной подчиненности).
В перечень наиболее крупных этносов Самарской области (по состоянию на 2020 год) входят: русские - 2,66 млн. чел. (89,61% от общего числа жителей региона, указавших свою национальность), татары - 94,45 тыс. чел. (3,18%), чуваши - 46,22 тыс. чел. (1,56%), мордва - 29,66 тыс. чел. (1,0%), армяне - 19,73 тыс. чел. (0,66%), казахи - 15,06 тыс. чел. (0,51%), украинцы - 14,30 тыс. чел. (0,48%), узбеки - 13,05 тыс. чел. (0,44%), таджики - 12,84 тыс. чел. (0,43%), азербайджанцы - 10,60 тыс. чел. (0,36%), башкиры - 5,25 тыс. чел. (0,18%), цыгане - 3,46 тыс. чел. (0,17%), немцы - 3,06 тыс. чел. (0,12%), белорусы - 3,06 тыс. чел. (0,10%), киргизы - 2,41 тыс. чел. (0,08%), грузины - 2,30 тыс. чел. (0,08%), марийцы - 1,29 тыс. чел. (0,04%).
Согласно реестру Министерства юстиции Российской Федерации в регионе насчитывается более 100 национально-культурных организаций, в том числе более 40 национально-культурных автономий (татары, мордва, чуваши, азербайджанцы, армяне, евреи, казахи, таджики, туркмены, узбеки, цыгане, езиды).
Самарская область как один из ведущих индустриальных регионов России, обладающий значительным экономическим потенциалом и комфортными условиями для проживания населения, на протяжении ряда лет является привлекательной территорией для осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами, численность которых ежегодно возрастает.
Одной из важных характеристик Самарской области является увеличение миграционного притока из стран СНГ (Таджикистан, Узбекистан, Киргизия, Азербайджан). Большинство прибывающих иностранных граждан из стран Центрально-Азиатского региона. Усиливающиеся миграционные процессы оказывают непосредственное влияние на состояние межнациональных и межконфессиональных отношений в Самарской области.
Увеличение численности мусульманского сообщества за счет миграционных потоков из стран ближнего зарубежья вызывает опасение за сохранение внутриконфессионального единства региональной мусульманской общины Самарской области.
Обладая уникальным этнокультурным и религиозным многообразием, регион всегда сохранял межнациональный и межконфессиональный мир, поддерживая баланс интересов различных национальных и этнокультурных групп.
Вместе с тем попытки переноса внешних конфликтов на территорию Российской Федерации, размывание традиционных ценностей, искажение мировой истории, пересмотр взглядов на роль и место России в ней, а также инспирирование межнациональных и межконфессиональных конфликтов ведут к формированию новых вызовов и возникновению новых угроз национальной безопасности Российской Федерации.
В этой связи основными проблемами в сфере государственной национальной политики являются:
несовершенство действующей системы социальной и культурной адаптации иностранных граждан в Самарской области и их интеграция в российское общество;
частичная утрата этнокультурного наследия, размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Тенденция роста миграционных потоков выдвигает на первый план задачу социально-культурной адаптации и интеграции иностранных граждан и мигрантов в российское общество.
Перечисленные проблемы могут послужить факторами, осложняющими общественно-политическую обстановку в регионе.
В настоящее время укрепляется гражданское самосознание, растет осознание необходимости защиты традиционных духовно-нравственных ценностей, возрастает социальная активность граждан, их вовлеченность в решение наиболее актуальных задач местного и государственного значения.
Инструментом реализации государственной национальной политики Российской Федерации в Самарской области является государственная программа Самарской области "Реализация государственной национальной политики в Самарской области" (далее - государственная программа). Реализуемые в рамках государственной программы мероприятия оказывают непосредственное позитивное влияние на обеспечение межнационального мира и согласия в регионе.
Начиная с 2014 года, в рамках реализации государственной программы на постоянной основе проводятся информационные кампании с использованием возможностей современных информационных технологий, печатных и электронных средств массовой информации, сети Интернет и социальной рекламы, направленные на формирование позитивной информационной среды. Обеспечивается активное участие представителей различных народов, проживающих в Самарской области, в проведении торжественных мероприятий, направленных на укрепление общероссийского гражданского единства, приуроченных к государственным праздникам Российской Федерации: День Победы (9 мая), День России (12 июня), День народного единства (4 ноября).
Ежегодно в Самарской области проходит более 400 мероприятий национально-культурной направленности. Многие мероприятия, проводимые Домом дружбы народов или при его участии, стали традиционными: региональные научно-практические конференции, мероприятия для молодежи, региональный межнациональный фестиваль имени Виктора Карабаненко, посвященный Международному дню цыган; экскурсии "Этнокультурное многообразие Самарской области" для учащихся и студентов в Доме дружбы народов; межнациональный праздник "Навруз", спортивные турниры Самарской области "Дружба народов" и другие. С 2015 года в Самарской области ежегодно отмечается региональный праздник День дружбы народов. В 2015 году учрежден Почетный знак Губернатора Самарской области "За вклад в укрепление дружбы народов".
В рамках реализации государственной программы ежегодно на территории региона проводится социологическое исследование, целью которого является определение состояния и тенденций в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений. Данное исследование подтверждает положительную тенденцию развития межнациональных отношений в Самарской области. Если в 2019 году доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, составила 78,4%, то по результатам 2022 года данное значение достигло 80%. За данный период уровень общероссийской гражданской идентичности увеличился с 75,7% до 76,9%. Доля жителей Самарской области, не испытывающих негативного отношения к мигрантам, в 2019 году составляла 63%, в 2022 году - 76,6%.
Особая роль в реализации государственной программы отводится мероприятиям, направленным на:
повышение уровня общероссийской гражданской идентичности;
снижение количества межэтнических и межрелигиозных противоречий;
профилактику экстремизма на национальной и религиозной почве;
повышение доли граждан, не испытывающих негативного отношения к иностранным гражданам;
формирование у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма, культуры межнационального общения.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации Государственной программы
Приоритеты и цели государственной национальной политики Самарской области определены в соответствии с положениями следующих стратегических документов:
Указа Президента Российской Федерации от 19.12.2012 N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года";
Указа Президента Российской Федерации от 31.10.2018 N 622 "О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы";
Указа Президента Российской Федерации от 29.05.2020 N 344 "Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года";
Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
Указа Президента Российской Федерации от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
Указа Президента Российской Федерации от 09.11.2022 N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей";
Указа Президента Российской Федерации от 31.03.2023 N 229 "Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации";
постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. N 1532 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики".
Региональные особенности в сфере реализации государственной национальной политики в Самарской области отражены в таких стратегически важных документах, как:
распоряжение Губернатора Самарской области от 11.12.2019 N 553-р "Об утверждении Плана мероприятий по реализации в Самарской области в 2019-2025 годах Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года";
распоряжение Губернатора Самарской области от 25.02.2022 N 57-р "Об утверждении Плана мероприятий по реализации в 2022-2025 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года в Самарской области";
распоряжение Губернатора Самарской области от 27.04.2023 N 76-р "Об утверждении плана мероприятий по проведению в 2023-2032 годах в Самарской области Международного десятилетия языков коренных народов".
В соответствии с положениями государственной национальной политики Российской Федерации с учетом региональных особенностей приоритетами государственной программы являются:
укрепление гражданского единства и гражданского самосознания многонационального народа Российской Федерации (российской нации);
сохранение и поддержка этнокультурного и языкового многообразия Самарского края, поддержка русского языка как государственного языка и языка межнационального общения, сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества;
гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений, профилактика экстремизма и предупреждение конфликтов на национальной и религиозной почве;
создание условий для социальной и культурной адаптации иностранных граждан в Самарской области.
В соответствии с приоритетами государственной национальной политики Российской Федерации с учетом региональных особенностей целью государственной программы является:
укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов, проживающих в Самарской области.
3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
Реализация государственной национальной политики Российской Федерации является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в связи с чем приоритеты государственной программы с учетом региональной специфики коррелируются с приоритетами государственной национальной политики Российской Федерации, определенными на федеральном уровне.
Приоритеты и цели Государственной программы соотносятся со Стратегией социально-экономического развития Самарской области до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 12.07.2017 N 441. (пункт 3.2.9), а также с целями и задачами государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики". Реализация государственной программы окажет позитивное влияние на общественно-политические процессы внутри региона, сохранение социальной стабильности.
4. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в сфере государственной национальной политики
Государственная программа является ключевым инструментом государственного управления в сфере реализации государственной национальной политики на территории Самарской области. 1
Повышение эффективности системы координации деятельности государственных органов и органов местного самоуправления при реализации государственной национальной политики Самарской области обеспечивается посредством развития институтов гражданского общества, поддержки общественно значимых инициатив, развития взаимодействия институтов гражданского общества и населения с органами публичной власти в решении вопросов, которые могут вызвать рост социальной напряженности, в том числе в сферах межнациональных и межконфессиональных отношений.
Проектное управление позволяет обеспечить системный подход в вопросах финансового обеспечения, комплексность мероприятий, направленных на решение задач государственной национальной политики в регионе, а также соблюдение преемственности таких программ, реализованных в предшествующие периоды.
Повышению эффективности государственного и муниципального управления в сфере реализации государственной национальной политики в Самарской области также способствуют ежегодно проводимые на межрегиональном и региональном уровне семинары по вопросам реализации государственной национальной политики.
Совершенствование взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления с институтами гражданского общества в целях укрепления гражданского единства многонационального народа Российской Федерации, сохранения межнационального мира и согласия осуществляется в рамках реализации государственной программы путем предоставления на конкурсной основе субсидий из регионального бюджета.
Установление полномочий и ответственности руководителей (должностных лиц) органов государственной власти и органов местного самоуправления Самарской области в сфере профилактики экстремизма и раннего предупреждения межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных конфликтов и напряженности обеспечивается в том числе посредством государственной информационной системы мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций, а также посредством проведения в рамках реализации государственной программы социологических исследований.
Важнейшей задачей развития системы мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций является повышение оперативности органов государственной власти и органов местного самоуправления по выявлению и локализации конфликтных ситуаций.
Это позволит повысить эффективность предупреждения и нейтрализации социальных, межконфессиональных и межнациональных конфликтов, предупредить распространение религиозного радикализма, деструктивных религиозных течений, формирование этнических и религиозных анклавов, социальной и этнокультурной изолированности отдельных групп граждан.
Совершенствование мер правового регулирования в отношении институтов гражданского общества, а также оказание государственной поддержки некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в сфере реализации государственной национальной политики Российской Федерации, обеспечивают создание условий для повышения участия институтов гражданского общества,- в том числе межнациональных общественных объединений, национально-культурных автономий; некоммерческих организаций в сфере духовно-просветительской деятельности и иных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, направленную на гармонизацию межнациональных и межрелигиозных отношений, социокультурную адаптацию мигрантов и решение других задач государственной национальной политики Российской Федерации на территории Самарской области.
Совершенствование мер правового регулирования в отношении иностранных граждан, противодействие незаконной миграции, усиление контроля за миграционными потоками являются основами для успешной социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в российское общество.
<< Назад |
Приложение 2 >> Приложение 2 |
|
Содержание Постановление Правительства Самарской области от 19 марта 2024 г. N 171 "О внесении изменений в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.