г. Краснодар |
|
07 апреля 2024 г. |
Дело N А32-3688/2023 |
Судья Арбитражного суда Северо-Кавказского округа Прокофьева Т.В., рассмотрев по правилам упрощенного производства (часть 5.1 статьи 211, часть 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) без вызова участвующих в деле лиц кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВУШ" (ИНН 9717068640, ОГРН 1187746542180) на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.08.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2023 по делу N А32-3688/2023, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "ВУШ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным постановления административной комиссии при администрации Западного внутригородского округа города Краснодара (далее - комиссия) от 11.01.2023 N 01 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 3.15 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-К3 "Об административных правонарушениях" (далее - Закон N 608-КЗ) в виде 30 тыс. рублей административного штрафа.
Решением суда от 01.08.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 25.10.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества состава административного правонарушения, отсутствием нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, привлечением к административной ответственности в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), отсутствием оснований для признания правонарушения малозначительным.
Общество обратилось в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты полностью, отменить постановление комиссии от 11.01.2023 N 01.
Общество ссылается на то, что судами не учтено, что в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, свидетельствующие о размещении обществом именно пунктов проката самокатов. Один или несколько электросамокатов, размещенных на собственной подножке, то есть без использования каких-либо конструкций, сооружений или иных подобных объектов, не могут считаться пунктом проката. Общество осуществляет предпринимательскую деятельность по оказанию услуг передвижения на средствах индивидуальной мобильности (далее - СИМ), в данном случае электросамокатах, для поездок по принципу предоставления доступа через приложение (кикшеринг), то есть по принципу каршеринга, в соответствии с которым пользователь оставляет электросамокат там, где завершает поездку. Пункт 25 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, (далее - Перечень) отдельно не выделяет сами самокаты в качестве объектов, указанных в пункте 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). Отношения, складывающиеся при размещении на территориях общего пользования муниципальных образований велосипедов и СИМ, по своей природе тождественны отношениям, складывающимся при парковке иных транспортных средств (автомобилей, мотоциклов). Необходимость в создании стационарных или нестационарных пунктов размещения СИМ отсутствует. В материалы дела не представлены доказательства наличия и функционирования каких-либо стационарных или нестационарных объектов, сведения о конкретных координатах нахождения электросамокатов, позволяющих установить их нахождение на земле или земельном участке, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что правонарушение совершено обществом, а не иным лицом. Также не подтверждена вина общества в совершении правонарушения. Комиссией не исследован вопрос о том, кем именно - обществом или кем-либо из пользователей приложение (кикшеринг) совершено правонарушение.
В отзыве на кассационную жалобу комиссия считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа проверив законность и обоснованность судебных актов с учётом требований статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 08.12.2022 в 13 часов 30 минут главным специалистом отдела торговли администрации Западного внутригородского округа города Краснодара (далее - администрация) выявлено, что общество допустило нарушение порядка и условий размещения пунктов проката самокатов, для размещения которых не требуется разрешение на строительство, по адресу: г. Краснодар, ул. Красная, д. 109.
По данному факту 22.12.2022 комиссией в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении по делу N 027031.
Постановлением комиссии от 11.01.2023 N 01 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 3.15 Закона N 608-КЗ, в виде 30 тыс. рублей административного штрафа.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об его отмене.
Согласно части 5.1 статьи 211 АПК РФ решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание только в виде предупреждения и (или) в виде административного штрафа и размер назначенного административного штрафа не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции по правилам, предусмотренным главой 35 АПК РФ, и рассматриваются им с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 АПК РФ.
В данном деле оспорено постановление о привлечении общества к административной ответственности в виде 30 тыс. рублей штрафа, статьей 3.15 Закона N 608-К3 предусмотрена санкция только в виде административного штрафа, поэтому суд кассационной инстанции рассматривает кассационную жалобу общества с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 АПК РФ, единолично и без вызова сторон (пункт 44 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов кассационной жалобы и возражений относительно кассационной жалобы суд может вызвать лиц, участвующих в деле, в судебное заседание.
С учетом полномочий суда кассационной инстанции, установленных статьями 286 и 287 АПК РФ, а также доводов кассационной жалобы и отзыва на кассационную жалобу, характера и сложности рассматриваемого дела, основания для вызова участвующих в деле лиц в судебное заседание суда кассационной инстанции отсутствуют, ходатайство общества о рассмотрении дела с вызовом участвующих в деле лиц удовлетворению не подлежит.
Основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 статьи 288.2 АПК РФ решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 3 статьи 288.2 АПК РФ).
Судебные инстанции оценили относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, и, руководствуясь статями 39.33, 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 3.15, 11.3 Закона N 608-КЗ, статьей 6 Закона Краснодарского края от 14.12.2006 N 1144-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями по образованию и организации деятельности административных комиссий", Перечнем видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, пунктом 1 постановления администрации муниципального образования город Краснодар от 08.04.2014 N 2128 "Об исполнении полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных Законом N 608-КЗ "Об административных правонарушениях"", пунктами 8.6 и 12 Положения об администрации Западного внутригородского округа города Краснодара, утвержденного решением городской Думы Краснодара от 28.01.2010 N 69, пунктом 25 Административного регламента предоставления администрацией муниципального образования город Краснодар муниципальной услуги "Заключение договора на размещение объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов", утвержденного постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 01.07.2019 N 2839 (далее - постановление N 2839), постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 17.02.2022 N 511 "Об утверждении схемы размещения пунктов прокатов велосипедов, роликов, самокатов и другого спортивного инвентаря, для размещения которых не требуется разрешение на строительство, а также велопарковок на территории муниципального образования город Краснодар" (далее - постановление N 511), пришли к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 3.15 Закона N 608-КЗ.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 3.15 Закона N 608-КЗ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного нормативными правовыми актами Краснодарского края порядка и условий размещения пунктов проката велосипедов, роликов, самокатов и другого спортивного инвентаря, для размещения которых не требуется разрешение на строительство, велопарковок на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута на территории Краснодарского края.
Суды установили, что в муниципальном образовании город Краснодар отношения по организации размещения пунктов прокатов велосипедов, роликов, самокатов и другого спортивного инвентаря, для размещения которых не требуется разрешение на строительство, а также велопарковок регулируются постановлением N 511, которым не предусмотрено размещение пунктов прокатов велосипедов, роликов, самокатов и другого спортивного инвентаря, для размещения которых не требуется разрешение на строительство, а также велопарковки на территории муниципального образования город Краснодар, ул. Красная, д. 109.
Заключение договоров и размещение объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута, осуществляется в соответствии с постановлением N 2839.
Материалами дела подтверждается, что общество 08.12.2022 по адресу: г. Краснодар, ул. Красная, 109 допустило нарушение порядка и условий размещения пунктов проката самокатов, для размещения которых не требуется разрешение на строительство, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута на территории Краснодарского края.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.09.2022 по делу N А32-35872/2022, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2022, судами установлено, что общество осуществляет предпринимательскую деятельность по оказанию услуг передвижения на СИМ (самокатах) для поездок через приложение (кикшеринг), то есть по принципу каршеринга, в соответствии с которым пользователь оставляет электросамокат там, где завершает поездку.
Согласно условиям договора правообладатель обязуется предоставить пользователю мобильное приложение Whoosh на условиях договора, а пользователь обязуется выплачивать правообладателю вознаграждение за предоставленное право в соответствии с условиями договора.
По окончании использования СИМ (самокат) и прекращении проката пользователь обязан корректно припарковать СИМ, чтобы он не создавал помех движению пешеходов и/или транспортных средств (например, СИМ должен быть расположен максимально близко к стене, забору, краю тротуара и ориентирован вдоль стены, забора, края тротуара, а не перпендикулярно к ним) (пункт 4.4.15.1 договора).
По договору правообладатель передаёт во временное владение и пользование пользователю электросамокат, а пользователь принимает электросамокат для использования в потребительских целях (для личных нужд), не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Передача электросамоката пользователю в аренду осуществляется посредством использования пользователем функционала мобильного приложения в порядке, предусмотренном офертой (пункт 2.2.1).
Довод общества о том, что необходимость в создании стационарных или нестационарных пунктов размещения СИМ отсутствует, а комиссией и судами неверно применены нормы действующего законодательства относительно деятельности юридического лица, признан необоснованным.
В муниципальном образовании город Краснодар отношения по организации размещению пунктов прокатов самокатов, для размещения которых не требуется разрешение на строительство, регулируются постановлением N 511, которым утверждена схема размещения пунктов прокатов велосипедов, роликов, самокатов и другого спортивного инвентаря, для размещения которых не требуется разрешение на строительство, а также велопарковки на территории муниципального образования город Краснодар.
Суды установили отсутствие доказательств того, что общество согласовало с администрацией место для оказания услуг по предоставлению СИМ по адресу: г. Краснодар, ул. Красная, 109.
Установив, что с учетом специфики осуществляемого вида деятельности общество не организовало работу таким образом, чтобы не создавать некомфортные условия в городской среде посредством несанкционированного размещения электросамокатов на территории муниципального образования город Краснодар; предоставление удаленного доступа к средству передвижения корреспондирует обязанности лица, предоставляющего такой вид услуги надлежаще контролировать места размещения СИМ, в том числе, после завершения его эксплуатации очередным получателем услуги; средства и способы такого контроля продавец услуги должен определить самостоятельно, в том числе, с учетом соблюдения действующего законодательства Российской Федерации; размещение пунктов прокатов велосипедов, роликов, самокатов и другого спортивного инвентаря, для размещения которых не требуется разрешение на строительство, а также велопарковок на территории муниципального образования город Краснодар производится в местах, определенных схемой размещения (далее - схема), утвержденной постановлением администрации муниципального образования город Краснодар; в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие, что пункт проката самокатов, для размещения которых не требуется разрешение на строительство, на территории муниципального образования город Краснодар, по ул. Красной, 109 в Западном внутригородском округе города Краснодара внесен в схему, суды пришли к выводу о том, что совершенное обществом правонарушение заключается в осуществлении им деятельности в месте, которое не определено актом органа местного самоуправления в качестве места размещения пунктов проката самокатов, для размещения которых не требуется разрешение на строительство.
Доводы общества, заявленные при рассмотрении дела первой и апелляционной инстанциями, являлись предметом исследования, получили надлежащую оценку, вновь заявлены в суде кассационной инстанции и подлежат отклонению как направленные на переоценку выводов судов о надлежащем документальном подтверждении факта совершения обществом правонарушения 08.12.2022.
Доказательства невозможности соблюдения установленных законом правил и норм в силу чрезвычайных и иных непредвиденных обстоятельств, которые общество не могло предусмотреть, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, не представлены и суды не установили. Суды сделали неподлежащий переоценке вывод о том, что назначенное обществу наказание соответствует тяжести совершенного правонарушения, отвечает критериям разумности, справедливости, а также обусловлено достижением целей административного наказания.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству и материалам дела.
Порядок при производстве по делу об административном правонарушении комиссией соблюден, постановление вынесено в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Оснований для применения статей 2.9 и 4.1.1 КоАП РФ суды не установили.
При изучении материалов дела и доводов кассационной жалобы с учетом положений части 3 статьи 288.2 АПК РФ не установлены существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов общества.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы общества отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.08.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2023 по делу N А32-3688/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судебные инстанции оценили относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, и, руководствуясь статями 39.33, 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 3.15, 11.3 Закона N 608-КЗ, статьей 6 Закона Краснодарского края от 14.12.2006 N 1144-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями по образованию и организации деятельности административных комиссий", Перечнем видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, пунктом 1 постановления администрации муниципального образования город Краснодар от 08.04.2014 N 2128 "Об исполнении полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных Законом N 608-КЗ "Об административных правонарушениях"", пунктами 8.6 и 12 Положения об администрации Западного внутригородского округа города Краснодара, утвержденного решением городской Думы Краснодара от 28.01.2010 N 69, пунктом 25 Административного регламента предоставления администрацией муниципального образования город Краснодар муниципальной услуги "Заключение договора на размещение объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов", утвержденного постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 01.07.2019 N 2839 (далее - постановление N 2839), постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 17.02.2022 N 511 "Об утверждении схемы размещения пунктов прокатов велосипедов, роликов, самокатов и другого спортивного инвентаря, для размещения которых не требуется разрешение на строительство, а также велопарковок на территории муниципального образования город Краснодар" (далее - постановление N 511), пришли к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 3.15 Закона N 608-КЗ.
...
Порядок при производстве по делу об административном правонарушении комиссией соблюден, постановление вынесено в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Оснований для применения статей 2.9 и 4.1.1 КоАП РФ суды не установили."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 апреля 2024 г. N Ф08-57/24 по делу N А32-3688/2023