г. Краснодар |
|
02 мая 2024 г. |
Дело N А32-62863/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 2 мая 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Гиданкиной А.В., Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Инвестстрой" (ИНН 7733801886, ОГРН 1127746354966) - Азаровой К.А. (доверенность от 28.11.2023), от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по городу Краснодару (ИНН 2311024047, ОГРН 1042306453078) - Семибратова И.И. (доверенность от 16.05.2022), в отсутствие третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю (ИНН 2308022804, ОГРН 1042305724108), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510), государственного бюджетного учреждения Краснодарского края "Краевая техническая инвентаризация - краевое БТИ" (ИНН 2308248329, ОГРН 1172375070735), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Инвестстрой" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.10.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2024 по делу N А32-62863/2022, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Инвестстрой" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением, в котором просило:
- признать незаконными действия Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по городу Краснодару (далее - инспекция), выразившиеся в начислении земельного налога за 2021 год в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0142047:50236, 23:43:0142047:50237, 23:43:0142047:50238, 23:43:0142047:50239, 23:43:0143022:2341 (далее - спорные земельные участки);
- обязать инспекцию произвести перерасчет земельного налога за 2021 год в отношении спорных земельных участков с применением налоговой базы, определяемой как кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2021; излишне перечисленную сумму земельного налога в размере 4 170 350 рублей зачесть в счет будущих налоговых платежей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю (далее - УФНС России по Краснодарскому краю), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - Управление Росреестра по Краснодарскому краю), государственное бюджетное учреждение Краснодарского края "Краевая техническая инвентаризация - краевое БТИ" (далее - учреждение).
Решением суда от 24.10.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 30.01.2024, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество обратилось в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 24.10.2023 и постановление апелляционной инстанции от 30.01.2024, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Заявитель жалобы считает, что являются необоснованными и противоречат представленным материалам дела выводы судов первой и апелляционной инстанции о том, что земельный налог начислен исходя из кадастровой стоимости участков на 01.01.2021, утвержденной приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 05.10.2020 N 1882 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из состава земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" (далее - приказ N 1882), а к спорным отношениям подлежит применению пункт 7 частью 2 статьи 18 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон N 237-ФЗ).
В отзывах на кассационную жалобу УФНС России по Краснодарскому краю и инспекция считают обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просят кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель инспекции в судебном заседании просил судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзывов, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судами, согласно сведениям, поступившим в инспекцию в соответствии с пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, обществу на праве собственности принадлежат спорные земельные участки.
На основании полученных сведений о кадастровой стоимости данных земельных участков инспекция начислила к уплате 14 605 031 рубль земельного налога за 2021 год (сообщение об исчисленной налоговым органом сумме земельного налога от 27.04.2022 N 2169885).
В ответ на указанное сообщение общество обратилось в инспекцию с письмом, в котором сообщило о несогласии с примененной кадастровой стоимостью в отношении спорных земельных участков.
Письмом от 27.06.2022 N 10-15/21013@ инспекция сообщила заявителю об отсутствии оснований для проведения корректировок его налоговых обязательств по земельному налогу за 2021 год, так как налог исчислен на основании сведений о кадастровой стоимости, предоставленных органами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, что также подтверждено ответом Управление Росреестра по Краснодарскому краю от 31.05.2022 N 12-022042/22.
Общество обратилось УФНС России по Краснодарскому краю с жалобой, в которой выразило несогласие с полученным сообщением от 27.04.2022 N 2169885, содержащим данные об исчисленной инспекцией сумме земельного налога за 2021 год в отношении спорных земельных участков (кадастровая стоимость утверждена актом от 31.03.2021 N АОКС-23/2021/000144) и земельного участка с кадастровым номером 23:43:0145046:6 (кадастровая стоимость утверждена актом от 08.06.2021 N АОКС-23/2021/000556).
Решением УФНС России по Краснодарскому краю от 01.11.2022 N 25-12/32178@ жалоба общества на действия (бездействие) должностных лиц инспекции оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с действиями инспекции, выразившимися в начислении земельного налога за 2021 год в отношении спорных земельных участков, общество обратилось в арбитражный суд с требованиями по рассматриваемому делу о признании незаконными действий инспекции, обязании инспекции произвести перерасчет земельного налога за 2021 год в отношении спорных земельных участков с применением налоговой базы, определяемой как кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2021; и зачесть 4 170 350 рублей излишне перечисленной суммы земельного налога в счет будущих налоговых платежей.
Судебные инстанции, руководствуясь статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 4, статьей 15, пунктом 1 статьи 23, пунктом 4 статьи 85, статьями 309, 363, 387, 389, 391, 396, пунктом 5 статьи 397 НК РФ, статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 1, пунктом 1 части 2 статьи 7, пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости (далее - Закон N 218-ФЗ), пунктом 7 части 2 статьи 18 Закона N 237-ФЗ, приказом N 1882, пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога", оценили относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, и сделали правильный вывод о том, что инспекция, действуя на основании данных, предоставленных уполномоченными органами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, правомерно установила налоговую базу (кадастровую стоимость) по спорным земельным участкам с 01.01.2021, общую сумму земельного налога за 2021 год в размере 14 597 896 рублей и отсутствие излишней платы в бюджет земельного налога за этот период.
Как следует из материалов дела, обществу на праве собственности принадлежат спорные земельные участки.
На основании пункта 4 статьи 85 НК РФ в инспекцию поступили сведения об оспариваемых земельных участках и актуальной кадастровой стоимости на 01.01.2021:
23:43:0142047:50236 - 415 430 695 рублей 62 копейки;
23:43:0142047:50237 - 54 830 043 рубля 06 копеек;
23:43:0142047:50239 - 581 280 306 рублей 60 копеек;
23:43:0142047:50238 - 261 122 010 рублей 56 копеек;
23:43:0143022:2341 - 79 923 724 рубля 77 копеек.
Судами установлено, что кадастровая стоимость спорных земельных участков, определена учреждением в соответствии с частью 5 статьи 16 Закона N 237-ФЗ, в результате внесения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о данных земельных участках в год проведения государственной кадастровой оценки.
Указанная государственная кадастровая оценка проводилась в 2020 году в отношении земельных участков из состава земель населенных пунктов на территории Краснодарского края на основании приказа департамента имущественных отношений Краснодарского края от 15.03.2018 N 481 "О проведении государственной кадастровой оценки на территории Краснодарского края в 2019 и 2020 годах".
Результаты государственной кадастровой оценки утверждены приказом N 1882, вступившим в силу с 06.11.2020 (по истечении одного месяца со дня его официального опубликования).
Определение кадастровой стоимости земельных участков осуществлено в соответствии с требованиями Закона N 237-ФЗ и Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12.05.2017 N 226, на основе результатов государственной кадастрового оценки земельных участков на территории Краснодарского края, утвержденных приказом N 1882.
При определении кадастровой стоимости спорных земельных участков использовались сведения об объектах недвижимости, содержащиеся в перечне вновь учтенных, ранее учтенных в ЕГРН объектов недвижимости, в сведения ЕГРН о которых внесены изменения в период с 1 января года проведения государственной кадастровой оценки до даты начала применения кадастровой стоимости, полученной по результатам проведения государственной кадастровой оценки, направленным письмом филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" Управления Росреестра по Краснодарскому краю от 05.02.2021 N 22-01718-КЗ/21. Указанный перечень сформирован и предоставлен учреждению в соответствии с требованиями части 7 статьи 15 Закона N 237-ФЗ.
Определение кадастровой стоимости осуществляется учреждением в отношении всех объектов недвижимости, включенных в перечень, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке, на основании пункта 1 статьи 14 Закона N 237-ФЗ.
Результат определения кадастровой стоимости земельных участков оформлен в виде акта об определении кадастровой стоимости от 31.03.2021 N АОКС-23/2021/000144.
Письмом от 31.03.2021 N 12-16/21-34 сведения о кадастровой стоимости спорных земельных участков направлены в Управление Росреестра по Краснодарскому краю для внесения данных в ЕГРН и размещения в фонде данных государственной кадастровой оценки.
Таким образом, судами сделан правомерный вывод о том, что действия инспекции, выразившиеся в применении при исчислении земельного налога за 2021 год в отношении кадастровой стоимости спорных земельных участков, поступившей из Управления Росреестра по Краснодарскому краю, соответствуют требованиям действующего законодательства и не нарушают права общества.
Суды проверили и отклонили доводы заявителя жалобы о том, что изменения налоговой базы в 2021 году должны применяться с 1-го числа очередного налогового периода, т. е. с 02.01.2022.
Налоговый орган действует на основании информации, полученной в порядке межведомственного взаимодействия, содержащейся в ЕГРН.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона N 218-ФЗ ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с данным законом недвижимом имуществе. Ведение ЕГРН осуществляется на основе принципа достоверности его сведений (часть 1 статьи 7 Закона N 218-ФЗ).
Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости вносятся в ЕГРН (пункт 1 части 2 статьи 7, пункт 1 части 5 статьи 8 Закона N 218-ФЗ).
С учетом изложенного достоверные сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости содержатся в ЕГРН.
В соответствии с пунктом 25 Порядка ведения ЕГРН (утвержден приказом Минакономразвития России от 16.12.2015 N 943, действовавшем в период внесения сведений о кадастровой стоимости спорных земельных участков в ЕГРН) к сведениям ЕГРН о кадастровой стоимости земельного участка относятся ее значение и дата начала применения.
Статьей 18 Закона N 237-ФЗ установлено, что для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, применяются сведения о кадастровой стоимости, которые внесены в ЕГРН.
В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 18 Закона N 237-ФЗ сведения о кадастровой стоимости земельных участков, определенной в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 16 Закона N 237-ФЗ, применяются с 1 января года, следующего за годом вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, полученных по итогам проведения государственной кадастровой оценки.
В соответствии с частью 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей.
Как следует из указанных законодательных положений, определение налоговой базы земельного налога не ставится в зависимость от даты определения кадастровой стоимости конкретным актом учреждения и от даты внесения сведений о ней в ЕГРН. Юридическое значение имеет сам факт внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН, а также определяемая в соответствии с действующим законодательством дата начала применения кадастровой стоимости.
Поскольку кадастровая стоимость спорных земельных участков определена в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 16 Закона N 237-ФЗ, акт об утверждении результатов определения новой кадастровой стоимости, полученных по итогам проведения государственной кадастровой оценки (то есть приказ N 1882) вступил в силу 06.11.2020, сведения об этой кадастровой стоимости указанных земельных участков применяются с 01.01.2021 независимо от даты внесения сведений о ней в ЕГРН.
Таким образом, дата начала применения кадастровой стоимости определяется датой вступления в силу акта, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости, а не датой фактического внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН (письмо ФНС России от 18.02.2019 N БС-4-21/2652@ "О применении сведений о кадастровой стоимости (налоговой базе), полученных в соответствии с Федеральным законом "О государственной кадастровой оценке"" (вместе с письмом Минфина России от 14.02.2019 N 03-05-04-01/9247).
Значение кадастровой стоимости спорных земельных участков и дата начала ее применения определены инспекцией на основе сведений ЕГРН исходя из презумпции их достоверности.
Действующее законодательство, регламентируя порядок рассмотрения споров о кадастровой стоимости, не наделяет налоговые органы какими-либо функциями по определению кадастровой стоимости объекта налогообложения, а также внесению сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН.
Согласно материалам дела инспекция исчислила земельный налог исходя из кадастровой стоимости участков на 01.01.2021, утвержденной на территории Краснодарского края приказом N 1882, принятым уполномоченным органом.
Результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, утвержденные в 2020 году, внесенные в ЕГРН на основании актов субъектов Российской Федерации, вступивших в силу по состоянию на 1 января 2021 года, подлежат применению для целей исчисления налога на имущество организаций, земельного налога и налога на имущество физических лиц с 1 января 2021 года, вне зависимости от даты их фактического внесения в ЕГРН.
Доводы кассационной жалобы повторяют доводы, которые являлись предметом проверки судов. Иная оценка инспекцией обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального и процессуального права и не является основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушения норм процессуального права, влекущие отмену (изменение) обжалуемых судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.10.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2024 по делу N А32-62863/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Налоговый орган начислил налогоплательщику земельный налог на основании данных о кадастровой стоимости, которые внесены в ЕГРН.
Суд, исследовав обстоятельства дела, согласился с позицией налогового органа.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом. Кадастровая стоимость земельных участков и дата начала её применения правильно определены налоговым органом на основе сведений ЕГРН.
Суд отметил, что определение налоговой базы земельного налога не ставится в зависимость от фактической даты внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН, имеет значение сам факт внесения таких сведений, а также дата начала применения кадастровой стоимости.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 мая 2024 г. N Ф08-3129/24 по делу N А32-62863/2022