Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 29 февраля 2024 года
1. Установление Оператором электронной площадки возможности указания значений характеристик объекта закупки посредством заполнения экранных форм веб-интерфейса электронной площадки в диапазоне "до" и "от" нарушает законодательство о контрактной системе.
В ФАС России поступила жалоба ООО (далее - Заявитель) на действия АО (далее - Оператор электронной площадки) при проведении бюджетным учреждением (далее - Заказчик), комитетом (далее - Уполномоченный орган) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку асфальтоукладчика (далее - Аукцион).
Согласно доводу жалобы Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, не обеспечившего надежность функционирования программно-аппаратных средств, используемых при проведении Аукциона. Так, Оператором электронной площадки неверно отражен диапазон значений характеристик объекта закупки, указываемых посредством заполнения экранных форм веб-интерфейса электронной площадки Заявителем в целях участия в Аукционе, что повлекло отклонение заявки Заявителя комиссией по осуществлению закупок Уполномоченного органа (далее - Комиссия по осуществлению закупок).
В соответствии с ч. 13 ст. 24.1 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки обязаны обеспечить непрерывность проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, надежность функционирования программно-аппаратных средств, используемых для их проведения, равный доступ участников закупок к участию в электронных процедурах, закрытых электронных процедурах, неизменность подписанных усиленной электронной подписью документов.
Пунктом 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссией ФАС России установлено, что приложением N 1 к извещению об осуществлении закупки "Описание объекта закупки" (далее - Приложение N 1) предусмотрены характеристики объекта закупки, в том числе дополнительные характеристики:
- "Транспортная скорость" со значением характеристики "0 и 5 км/ч". Информация, указанная в столбце "Инструкция по заполнению характеристик в заявке" - участник закупки указывает в заявке диапазон значений характеристики;
- "Скорость конвейера в минуту" со значением характеристики "0 и 22 метр". Информация, указанная в столбце "Инструкцияпо заполнению характеристик в заявке" - участник закупки указывает в заявке диапазон значений характеристики.
При этом согласно приложению N 3 к извещению об осуществлении закупки "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке, инструкция по ее заполнению" (далее - Приложение N 3) участник закупки указывает посредством заполнения экранных форм веб-интерфейса электронной площадки значения характеристик товара в соответствии с информацией, указанной в столбце "Инструкция по заполнению характеристик в заявке".
В случае, если Заказчиком установлено требование - "участник закупки указывает в заявке диапазон значений характеристики", участник закупки указывает в заявке, заполняемой на сайте Оператора электронной площадки, диапазон значений характеристики объекта закупки с учетом положений раздела 1 Приложения N 3.
В соответствии с положениями раздела 1 Приложения N 3 в случае, если значение характеристики представлено в виде диапазона в сопровождении арифметических знаков "x и y" - участник закупки вправе представить значение диапазона в неизменном виде ("x и y" при этом значения "x" и "y" остаются неизменными), либо участник закупки представляет значение диапазона, где "х" равное или больше установленного заказчиком значения, а "y" равное или меньше установленного заказчиком значения (участник закупки вправе представить значение диапазона с использованием арифметических знаков "", ">", "", "<").
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.02.2024 N ИЭА1 комиссией по осуществлению закупок Заказчика (далее - Комиссия по осуществлению закупки) заявка Заявителя отклонена по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе, поскольку в представленной заявке Заявителя сведения о требованиях к товару не соответствуют требованиям таблицы "Описание объекта закупки", установленным в Приложении N 1.
Представители Заявителя на заседании Комиссии ФАС России сообщили, что Оператором электронной площадки установлена возможность указания участниками закупок при заполнении экранных форм веб-интерфейса электронной площадки неверного диапазона значений характеристик объекта закупки.
При заполнении экранных форм веб-интерфейса электронной площадки Заявителем указаны следующие диапазоны значений:
- для характеристики "Транспортная скорость" - "0 и 3,2 км/ч";
- для характеристики "Скорость конвейера в минуту" - "0 и 19,7 метр".
Вместе с тем Комиссией ФАС России установлено, что Оператором электронной площадки предоставлена возможность указания участниками закупки при заполнения экранных форм веб-интерфейса электронной площадки значений характеристик, представленных в таблице "Описание объекта закупки", с использованием следующих знаков: "", ">", "", "<" в диапазоне "до" и "от", повлекло за собой искажение значений, заполняемых участником закупки.
Таким образом, в заявке, направленной Оператором электронной площадки Заказчику, указаны значения диапазона иные, чем Заявитель предполагал: для характеристики "Транспортная скорость" - "0 и 3,2 км/ч", для характеристики "Скорость конвейера в минуту" - "0 и 19,7 метр", что повлекло отклонение заявки Заявителя Комиссией по осуществлению закупок по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе ввиду несоответствия представленных в заявке информации и документов требованиям, предусмотренным извещением об осуществлении закупки.
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии ФАС России представил сведения, согласно которым при указании посредством заполнения экранных форм веб-интерфейса электронной площадки значений диапазона характеристик используются соответствующие графы: "от" и "до", в которых указываются границы диапазонов.
Вместе с тем Комиссией ФАС России установлено, что вышеупомянутые графы при заполнении экранных форм веб-интерфейса электронной площадки расположены в обратном порядке - "до", а затем "от".
Дополнительно представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии ФАС России сообщил, что по состоянию на дату рассмотрения жалобы функционал Оператора электронной площадки по указанию диапазона значений характеристик объекта закупки усовершенствован.
Изучив представленные материалы, а также заслушав пояснения сторон, Комиссия ФАС России пришла к выводу, что функционал электронной площадки вводит участников закупки, в том числе Заявителя, в заблуждение, поскольку Приложением N 1 установлено требование к значению характеристик, определяемых диапазоном значений "от" и "до", а функционалом Оператора электронной площадки предусмотрена возможность указания значений характеристик, определяемых диапазоном "до" и "от".
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России пришла к выводу, что действия Оператора электронной площадки, не обеспечившего надежность функционирования программно-аппаратных средств, нарушают ч. 13 ст. 24.1 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 10 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение ФАС России от 22.02.2024 по делу N 28/06/105-430/2024, предписание от 22.02.2024 по делу N 28/06/105-430/2024
2. В случае осуществления закупки услуг по видеонаблюдению извещение об осуществлении закупки должно содержать сведения об используемом заказчиком конкретном программном обеспечении, в целях определения совместимого программного обеспечения.
В ФАС России поступила жалоба ПАО (далее - Заявитель) на действия государственного казенного учреждения (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по видеонаблюдению на базе существующего у Заказчика программного обеспечения (далее - ПО) в рамках региональной информационной системы (далее - Аукцион).
По мнению Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлен объект закупки в приложении к извещению об осуществлении закупки "Описание объекта закупки" (далее - Описание объекта закупки), а именно: описание объекта закупки не позволяет определить характеристики имеющегося у Заказчика программного обеспечения (далее - ПО), что препятствует установлению совместимости ПО исполнителя по контракту (далее - Исполнитель) с используемым заказчиком конкретным ПО.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно сведениям, размещенным в единой информационной системев сфере закупок (далее - ЕИС), объектом закупки является оказание услуг по видеонаблюдению по сервисной модели в рамках региональной информационной системы (далее - Услуги).
Комиссией ФАС России установлено, что в п. 5.7 Описания объекта закупки содержится условие о том, что специализированное программное обеспечение, используемое Исполнителем в рамках выполнения Работ, должно полностью функционально совмещаться с ПО существующей системы видеонаблюдения на уровне ядра и обеспечивать выполнение функций в едином интерфейсе пользователя.
При этом в извещении об осуществлении закупки отсутствует указание на конкретное ПО, которое используется Заказчиком.
Вместе с тем Комиссией ФАС России установлено, что в реестре российского программного обеспечения содержится 4 реестровые записи о ПО, соответствующего п. 5.7 Описания объекта закупки и используемого Заказчиком.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России пришла к выводу, что Заказчиком в Описании объекта закупки не указано конкретное ПО, используемое Заказчиком.
Кроме того, Комиссией ФАС России установлено, что извещение об осуществлении закупки и приложения к нему, в том числе Описание объекта закупки, не содержат положений, обязывающих Заказчика передать Исполнителю сведения о ПО, используемом Заказчиком в ходе эксплуатации системы видеонаблюдения, для оказания Услуг Исполнителем.
Таким образом, вышеуказанное Описание объекта закупки не позволяет определить характеристики имеющегося программного обеспечения у Заказчика и, как следствие, сформировать предложение в отношении объекта закупки.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, не установившего в Описании объекта закупки точные сведения о программном обеспечении, имеющегося у Заказчика, а также информации о передаче от Заказчика Исполнителю сведений о программном обеспечении для оказания Услуг, нарушают п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение ФАС России от 26.02.2024 по делу N 28/06/105-434/2024, предписание от 26.02.2024 по делу N 28/06/105-434/2024
3. Указание в заявке участника закупки информации о поставке товаров в объеме большем, чем установлено в извещении об осуществлении закупки (в случае, если заказчиком прямо установлена возможность поставки товаров в большем объеме и за счет поставщика), не может свидетельствовать о предоставлении недостоверной информации.
В ФАС России поступила жалоба ООО (далее - Заявитель) на действия АО (далее - Оператор электронной площадки) при проведении бюджетным учреждением (далее - Заказчик) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения (далее - Аукцион).
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией ФАС России установлено, что комиссией по осуществлению закупок Заказчика (далее - Комиссия по осуществлению закупок), в нарушение подп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе, отклонена заявка Заявителя, предоставившего достоверные сведения об условиях поставки товаров.
Пунктом 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с подп. "г" п. 2 ч. 10 ст. 24 Закона о контрактной системе вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 5 ст. 33 Закона о контрактной системе особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Особенности описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Особенности), утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2017 N 1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1380).
Согласно подп. "б" п. 2 Постановления N 1380 при описании объекта закупки Заказчик помимо сведений, предусмотренных п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, указывает дозировку лекарственного препарата с возможностью поставки лекарственного препарата в кратной дозировке и двойном количестве (например, при закупке таблетки с дозировкой 300 мг указывается: 1 таблетка с дозировкой 300 мг или 2 таблетки с дозировкой 150 мг), а также с возможностью поставки лекарственного препарата в некратных эквивалентных дозировках, позволяющих достичь одинакового терапевтического эффекта (например, флаконы 2,5 мг, или 3 мг, или 3,5 мг), допускается указание концентрации лекарственного препарата без установления кратности.
Согласно подп. "ж" п. 5 Постановления N 1380 при описании объекта закупки не допускается указывать количество единиц (таблеток, ампул) лекарственного препарата во вторичной упаковке, а также требование поставки конкретного количества упаковок вместо количества лекарственного препарата.
В соответствии с п. 8 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
Согласно подп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пп. 1 - 8 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе.
Комиссией ФАС России установлено, что Заказчиком в п. 5.4 приложения N 4 к извещению об осуществлении закупки (далее - Приложение N 4 к контракту) "Проект контракта" установлено следующее: "Поставка таблеток, покрытых оболочкой 20 мг, 30 шт. - упаковки ячейковые контурные - пачки картонные (далее - Товар) осуществляется в целых упаковках в соответствии с требованиями Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств". При этом, если количество Товара, поставляемого Заказчику во вторичной (потребительской) упаковке, превышает количество Товара, указанного в Заявке о получении Товара (Приложение N 4 к контракту) поставка Товара сверх количества, указанного в Заявке о получении Товара (Приложение N 4 к Контракту), осуществляется за счет Поставщика".
В соответствии с данным требованием Заявителем в приложенном к заявке файле предложен к поставке Товар в целых упаковках, количество которого превышает количество, предусмотренное извещением об осуществлении закупки.
Кроме того, Заказчиком в приложении N 1 к извещению об осуществлении закупки "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке, инструкция по ее заполнению" предусмотрено следующее: "В случае наличия противоречий между дополнительными сведениями, содержащимися в файле заявки, и информацией, сформированной с использованием электронной площадки, заявка участника будет отклонена на основании п. 8 ч. 12 ст. 48 Федерального закона N 44-ФЗ".
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.02.2024 N ИЭА1 Комиссией по осуществлению закупок заявка Заявителя отклонена по следующему основанию: "На основании пункта 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе заявка участника подлежит отклонению в случае наличия противоречий между дополнительными сведениями, содержащимися в файле заявки, и информацией, сформированной с использованием электронной площадки. Участник в информации, сформированной с использованием электронной площадки, указывает торговое наименование "П.-В.", количество в потребительских единицах измерения "5012", а вприложенном файле участник указывает по данной позиции торговое наименование "П." и количество "5040". Таким образом, данные из структурированной заявки и приложенных файлов противоречат друг другу".
Комиссия ФАС России пришла к выводу, что сведения, указанные в приложенном к заявке Заявителя файле, о количестве поставляемого Товара - 5 040 шт., отличные от сведений, содержащихся в структурированной заявке Заявителя о количестве поставляемого Товара - 5 012 шт., не свидетельствуют о недостоверности содержащейся в заявке Заявителя информации о количестве поставляемого Товара, а также не противоречат требованиям Закона о контрактной системе, а также Постановления N 1380.
Таким образом, действия Комиссии по осуществлению закупок, принявшей решение о признании заявки Заявителя не соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки и Закона о контрактной системе, нарушают подп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение ФАС России от 28.02.2023 по делу N 28/06/105-452/2024, предписание от 28.02.2023 по делу N 28/06/105-452/2024
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названных решения и предписания следует читать как "28.02.2024"
4. Проект контракта, размещенный в единой информационной системе в сфере закупок, должен содержать все приложения, являющиеся неотъемлемой частью такого контракта.
В ФАС России поступила жалоба ООО (далее - Заявитель) на действия Администрации (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству здания и благоустройству к прилегающей территории (далее - Аукцион).
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией ФАС России установлено, что п. 14.8 проекта муниципального контракта (далее - Проект контракта) указано, что приложением N 2 Проекта контракта является смета контракта (далее - Смета). Вместе с тем в составе извещения об осуществлении закупки Смета отсутствовала.
В силу пп. 1, 5 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать в том числе описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, а также проект контракта.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении требований к товарам, при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать, в том числе смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка сметы в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с чч. 16 и 16.1 ст. 34 Закона о контрактной системе.
При этом согласно ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, заявка не предусмотрены.
В соответствии с ч. 7 ст. 110.2 Закона о контрактной системе методики составления сметы контракта, графика оплаты выполненных по контракту работ, графика выполнения строительно-монтажных работ утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23.12.2019 N 841/пр "Об утверждении порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) и методики составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства" утверждена Методика составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства (далее - Методика).
Пунктом 1 Методики установлено, что Методика определяет общие правила составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, при его заключении и внесении изменений в такой контракт в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В п. 14.8 Проекта контракта указано, что приложением N 2 Проекта контракта является Смета. В соответствии с приложением N 2 Проекта контракта Смета размещается отдельным файлом.
Вместе с тем на заседании Комиссии ФАС России установлено, что в составе извещения об осуществлении закупки Смета отсутствует.
Таким образом, действия Заказчика, не включившего в Проект контракта Смету, нарушают ч. 7 ст. 110.2 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрено ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение ФАС России от 09.02.2024 по делу N 28/06/105-204/2024, предписание от 09.02.2024 по делу N 28/06/105-204/2024
5. Отказ банка в осуществлении блокирования денежных средств, находящихся на специальном счете участника закупки, по причине ранее совершенной первичной блокировки, является нарушением законодательства о контрактной системе.
В ФАС России поступило обращение ИП (далее - Заявитель) на действия АО (далее - Банк), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, при проведении бюджетным учреждением (далее - Заказчик) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на капитальный ремонт в здании Заказчика и территории Заказчика (далее - Конкурс).
Согласно доводу жалобы Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Банка, не заблокировавшего денежные средств на специальном счете Заявителя в размере обеспечения заявки на участие в Конкурсе, в результате чего заявка Заявителя возвращена Оператором электронной площадки.
В силу подп. "б" п. 3 ч. 5 ст. 44 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки не позднее десяти минут с момента получения заявки на участие в закупке, поданной до окончания срока подачи заявок на участие в закупке, направляет в банк, в котором открыт специальный счет, информацию о реквизитах такого счета и размере денежных средств, необходимом для обеспечения заявки на участие в закупке.
Согласно подп. "в" п. 3 ч. 5 ст. 44 Закона о контрактной системе банк не позднее сорока минут с момента получения информации, предусмотренной подп. "б" п. 3 ч. 5 ст. 44 Закона о контрактной системе, осуществляет блокирование денежных средств на специальном счете в размере обеспечения заявки на участие в закупке и направляет информацию об осуществленном блокировании оператору электронной площадки.
В случае отсутствия на специальном счете незаблокированных денежных средств в этом размере банк такое блокирование не осуществляет и в указанный срок направляет оператору электронной площадки информацию об отсутствии на специальном счете денежных средств в размере, необходимом для обеспечения заявки.
Пунктом 6 ч. 6 ст. 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что одновременно с возвратом заявки на участие в закупке, предусмотренным п. 5 ч. 6 ст. 43 Закона о контрактной системе, оператор электронной площадки направляет участнику закупки, подавшему такую заявку, уведомление о возврате заявки на участие в закупке с указанием оснований ее возврата. Возврат заявок на участие в закупке по основаниям, не предусмотренным ч. 6 ст. 43 Закона о контрактной системе, не допускается.
Возврат заявок на участие в закупке по основаниям, не предусмотренным ч. 6 ст. 43 Закона о контрактной системе, не допускается.
На заседании Комиссии ФАС России Заявитель сообщил, что его права и законные интересы нарушены действиями Банка, не заблокировавшего денежные средства на специальном счете Заявителя в размере обеспечения заявки на участие в Конкурсе, в результате чего заявка Заявителя возвращена Оператором электронной площадки.
Комиссией ФАС России установлено, что для обеспечения заявки на участие в Конкурсе Заявителем открыт специальный счет в Банке.
Согласно информации, полученной из государственной информационной системой "Независимый регистратор", предназначенной для фиксации действий участников закупок в процессе проведения торгов на электронных площадках и в единой информационной системе, установлено:
Заявителем 03.02.2024 в 18:07 (МСК) направлена заявка на участие в Конкурсе, которая зарегистрирована Оператором электронной площадки, о чем Заявитель был уведомлен.
Оператором электронной площадки 03.02.2024 в 18:08:26 (МСК) в Банк направлен запрос на блокирование денежных средств на специальном счете участника закупки, на который был получен положительный ответ Банка.
Вместе с тем 03.02.2024 в 18:08 Заявителем были направлены сведения об отзыве заявки на участие в Конкурсе. В соответствии с отзывом заявки Оператором электронной площадки сделан запрос в Банк о разблокировании денежных средств на специальном счете Заявителя.
Также на заседании Комиссии ФАС России установлено, что Заявителем вторично направлена заявка на участие в Конкурсе 05.02.2024 в 07:58 (МСК). В свою очередь Оператор электронной площадки 05.02.2024 в 07:59 (МСК) направил запрос в Банк на блокирование на специальном счете Заявителя денежных средств в размере, необходимом для обеспечения заявки на участие в Конкурсе.
Вместе с тем от Банка в ответ на Запрос поступила следующая информация: "Запрос не выполнен, на счете уже есть блокировка с таким ID заявки", в связи с чем Оператором электронной площадки возвращена заявка Заявителя 05.02.2024 в 07:59 (МСК).
Согласно письменным пояснениям Банка 05.02.2024 в Банке наблюдался технический сбой, в результате которого часть клиентов не могла воспользоваться специальными счетами участников закупок для участия в конкурсных процедурах.
Таким образом, Комиссия ФАС России пришла к выводу о том, что отказ Банка в блокировании на специальном счете участника закупки денежных средств по причине ранее совершенной первичной блокировки нарушает подп. "в" п. 3 ч. 5 ст. 44 Закона о контрактной системе.
Решение ФАС России от 09.02.2024 по делу N 28/06/105-215/2024, предписание от 09.02.2024 по делу N 28/06/105-215/2024
К.А. Адигюзелов
Заместитель начальника Управления контроля
размещения государственного заказа ФАС России к.ю.н., доцент
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, февраль 2024)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Адигюзеловым К.А.
Опубликование:
-