Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) в соответствии с подпунктом в) пункта 17 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 997, подготовлены разъяснения по однотипным вопросам контролируемых лиц, связанным с организацией и осуществлением федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования.
Направляем указанные разъяснения для использования в работе.
|
С.М. Кочетова |
Приложение
к письму Рособрнадзора
от 11.03.2024 N 07-222
Разъяснения
Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки по однотипным вопросам контролируемых лиц, связанным с организацией и осуществлением федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, поступившим в рамках онлайн-семинара по вопросам предупреждения нарушений требований законодательства об образовании 4 марта 2024 г.
1. Какие индикаторы риска используются при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования?
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" приказом Рособрнадзора от 4 октября 2021 г. N 1336 "Об утверждении перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования" утверждены следующие индикаторы риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования:
1. Деятельность по основным общеобразовательным программам основного общего образования не менее шести лет на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности, оператору федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении" (далее - ФИС ФРДО) сведений о документах об образовании в порядке, установленном Правилами формирования и ведения федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 825 (далее - Правила N 825).
2. Непредставление в течение календарного года организацией, осуществляющей образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам среднего общего образования не менее трех лет на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности, оператору ФИС ФРДО сведений о документах об образовании в порядке, установленном Правилами N 825.
3. Непредставление в течение семи месяцев организацией, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам и (или) основным программам профессионального обучения не менее шести месяцев на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности, оператору ФИС ФРДО сведений о документах о квалификации в порядке, установленном Правилами N 825.
4. Непредставление в течение календарного года организацией, осуществляющей образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования не менее пяти лет на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности, оператору ФИС ФРДО сведений о документах об образовании и о квалификации в порядке, установленном Правилами N 825.
5. Непредставление в течение календарного года организацией, осуществляющей образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) не менее пяти лет на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности, оператору ФИС ФРДО сведений о документах об образовании и о квалификации в порядке, установленном Правилами N 825.
6. Непредставление в течение календарного года организацией, осуществляющей образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным программам высшего образования - программам специалитета не менее шести лет на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности, оператору ФИС ФРДО сведений о документах об образовании и о квалификации в порядке, установленном Правилами N 825.
7. Непредставление в течение календарного года организацией, осуществляющей образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным программам высшего образования - программам магистратуры, программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки не менее трех лет на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности, оператору ФИС ФРДО сведений о документах об образовании и о квалификации в порядке, установленном Правилами N 825.
8. Отсутствие доступа к открытым и общедоступным информационным ресурсам, содержащим информацию о деятельности образовательной организации, подлежащую размещению в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет", зафиксированное Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации не менее трех раз с периодичностью не чаще одного раза в неделю в период осуществления в соответствии со статьей 97 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" мониторинга системы образования.
9. Превышение в два и более раза численности обучающихся на втором и (или) последующих годах обучения по новым образовательным программам (за исключением образовательных программ, реализация которых осуществляется с использованием сетевой формы реализации образовательных программ) по сравнению с численностью обучающихся на первом году обучения по указанным программам в текущем учебном году при условии, что реестр лицензий на осуществление образовательной деятельности был дополнен сведениями о соответствующих профессиях, специальностях, направлениях подготовки, уровнях образования в течение предыдущего учебного года.
10. Количество документов об образовании и о квалификации, сведения о которых представлены организацией, осуществляющей образовательную деятельность на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности, по истечении установленного образовательной программой срока получения образования оператору ФИС ФРДО в порядке, установленном Правилами N 825, составляет менее 50% от численности обучающихся, принятых на обучение в данную организацию для получения среднего профессионального или высшего образования по этой образовательной программе, при условии, что в период срока получения образования данная организация не была лишена государственной аккредитации образовательной деятельности или действие предоставленной этой организации лицензии на осуществление образовательной деятельности не было приостановлено полностью или частично, не проходила процедуру реорганизации.
11. Количество документов об образовании и о квалификации, сведения о которых представлены организацией, осуществляющей образовательную деятельность на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности, оператору ФИС ФРДО по истечении установленного образовательной программой срока получения образования в порядке, установленном Правилами N 825, в два и более раз превышает численность обучающихся, принятых на обучение в данную организацию для получения среднего профессионального или высшего образования по этой образовательной программе, при условии, что в период срока получения образования данная организация не проходила процедуру реорганизации.
Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" соответствие контролируемого лица индикатору риска нарушения обязательных требований является основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия.
2. Что такое категории риска? Каким образом организация попадает в категорию риска? Где можно найти информацию об отнесении организации к категории риска?
В соответствии с частью 4 статьи 93 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования в целях снижения риска причинения вреда (ущерба) установленным законом ценностям реализуется с применением риск-ориентированного подхода.
К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, применяются положения Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования установлен Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 997 (далее - Положение N 997).
В соответствии с пунктами 6, 7 Положения N 997 объекты федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования подлежат отнесению к категориям высокого, среднего и низкого риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - категории риска).
Критерии отнесения указанных объектов к категориям риска в рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования представлены в приложении N 1 к Положению N 997.
Отнесение объекта федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к одной из категорий риска осуществляется контрольным (надзорным) органом в сфере образования ежегодно на основе сопоставления его характеристик с утвержденными критериями отнесения объектов государственного контроля (надзора) к категориям риска.
В случае поступления от контролируемого лица в контрольный (надзорный) орган в сфере образования сведений о соответствии объекта федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования критериям отнесения объектов федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к категориям риска иной категории риска контрольный (надзорный) орган в сфере образования в течение 5 рабочих дней со дня поступления указанных сведений принимает решение об изменении категории риска такого объекта.
Кроме того, в случае признания контролируемого лица соответствующим критериям добросовестности, осуществляется понижение категории риска объекта контроля на одну категорию.
Решение об изменении категории риска объекта контроля контролируемого лица, признанного соответствующим одновременно всем критериям добросовестности, принимается контрольным (надзорным) органом в сфере образования в течение 5 рабочих дней со дня размещения на официальном сайте информации об оценке добросовестности контролируемых лиц.
Более подробно с указанной информацией можно ознакомиться на официальном сайте Рособрнадзора в сети "Интернет" в разделе "Профилактика нарушения обязательных требований" - "Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования" - "Перечень объектов контроля, учитываемых при формировании ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска".
Дополнительно информируем, что виджет "Реестр категорированных объектов", позволяющий осуществить переход к категорированным перечням объектов контроля, размещен на главной странице официального сайта Рособрнадзора.
3. Что такое меры стимулирования добросовестности?
Пунктом 25(1) Положения N 997 установлено, что в целях мотивации контролируемых лиц к соблюдению обязательных требований контрольный (надзорный) орган в сфере образования проводит мероприятия, направленные на нематериальное поощрение добросовестных контролируемых лиц (меры стимулирования добросовестности).
Оценка добросовестности контролируемого лица проводится контрольным (надзорным) органом в сфере образования ежегодно.
К критериям добросовестности контролируемого лица относятся:
выполнение контролируемым лицом аккредитационных показателей, установленных по результатам аккредитационного мониторинга, предусмотренного частью 3 статьи 97 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
своевременность представления контролируемым лицом сведений в информационные системы в системе образования, предусмотренные частями 2 и 9 статьи 98 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
выполнение контролируемым лицом не менее 100 процентов показателей мониторинга системы образования <1>, проводимого контрольным (надзорным) органом в сфере образования.
Информация об оценке добросовестности контролируемых лиц представляется контрольным (надзорным) органом в сфере образования посредством размещения на официальном сайте.
4. Где можно найти актуальную информацию о нормативных правовых актах, регулирующих осуществление федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, а также нормативных правовых актах, содержащих перечень обязательных требований в сфере образования?
В соответствии со статьей 46 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" Рособрнадзор размещает на официальном сайте в сети "Интернет" и поддерживает в актуальном состоянии информацию, включающую в себя в том числе:
тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования;
сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, о сроках и порядке их вступления в силу;
перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции.
Более подробно с указанной информацией можно ознакомиться на официальном сайте Рособрнадзора в сети "Интернет" в разделе "Профилактика нарушения обязательных требований" (рис. 1) - "Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования" (рис. 2) - "Нормативные правовые акты, регулирующие осуществление федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, а также сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, о сроках и порядке их вступления в силу" (рис. 3, 4, 5).
Перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции размещен на главной странице Рособрнадзора в сети "Интернет" (рис. 6).
5. Каким образом образовательной организации необходимо отчитываться об исполнении предостережения?
Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", а также Положением N 997 не установлена обязанность образовательной организации о предоставлении отчета об исполнении предостережения.
Однако это не исключает возможность образовательной организации предоставить ответ об исполнении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований в свободной форме в инициативном порядке.
6. Права и обязанности контролируемых лиц при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования.
В соответствии с пунктами 2, 3 Положения N 997 федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования осуществляют Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные Российской Федерацией полномочия по государственному контролю (надзору).
Контролируемыми лицами при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования являются организации, осуществляющие образовательную деятельность, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.
Права и обязанности контролируемых лиц установлены статьей 36, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 49, частями 6, 10 статьи 52, частью 12 статьи 65, частью 4, статьи 72 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и пунктами 16, 31, 32, 42, 43, 51, 68 Положения N 997.
------------------------------
<1> Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования", приказ Рособрнадзора от 10 июня 2019 г. N 796 "Об установлении процедуры, сроков проведения и показателей мониторинга системы образования Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рособрнадзор ответил на вопросы о федеральном госконтроле (надзоре) в сфере образования:
- какие индикаторы риска используются;
- что такое категории риска, каким образом организация попадает в категорию риска, где можно найти информацию об отнесении организации к категории риска;
- что такое меры стимулирования добросовестности;
- где можно найти актуальную информацию о НПА, регулирующих госконтроль и содержащих перечень обязательных требований в сфере образования;
- каким образом образовательной организации необходимо отчитываться об исполнении предостережения;
- права и обязанности контролируемых лиц.
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 11 марта 2024 г. N 07-222 "Разъяснения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования"
Опубликование:
-