Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
администрации
Лузского муниципального округа
от 20.12.2021 N 36
Муниципальная программа
Лузского муниципального округа Кировской области "Развитие строительства и обеспечение граждан доступным жильем"
1 сентября, 20 декабря 2022 г., 20 января, 17 марта, 25 июля 2023 г., 19 января 2024 г.
Паспорт изменен с 24 января 2024 г. - Постановление Администрации Лузского муниципального округа Кировской области от 19 января 2024 г. N 38
Паспорт
муниципальной программы Лузского муниципального округа Кировской области "Развитие строительства и обеспечение граждан доступным жильем"
1. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
В последние годы в Лузском муниципальном округе удалось достигнуть определенных положительных результатов в сфере жилищного строительства. Количественные показатели приведены в таблице 1.
Таблица 1
Наименование показателя |
Годы |
||||
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|
Ввод жилья в Лузском районе (тыс. кв. метров) |
0,5 |
1,0 |
1,2 |
5,6 |
0,8 |
Введено в действие индивидуальными застройщиками (тыс. кв. метров) |
0,5 |
1,0 |
0,9 |
1,4 |
0,8 |
Лузский муниципальный округ имеет неплохие результаты в сфере жилищного строительства, динамика ежегодного ввода жилых домов в нашем округе характеризуется тенденцией устойчивого роста. В 2019 году в Лузском районе было введено 5612,9 кв. метров жилья с ростом к уровню 2018 года 460%.
К концу 2020 года общая площадь жилых помещений, приходящаяся на 1 жителя составила 34,3 кв. метра, что составит рост к 2019 году на 1,5%.
Несмотря на то, что в последние годы удалось достигнуть определенных положительных результатов в сфере жилищного строительства по-прежнему немало проблем. Доступность жилья остается одним из самых актуальных вопросов для большинства россиян, в том числе и для Лузского муниципального округа.
Обеспеченность жильём в Лузском муниципальном округе близка к среднему показателю по Кировской области, в то же время имеющийся жилищный фонд по своим качественным характеристикам не удовлетворяет потребности человека в жилье.
В очереди на улучшение жилищных условий состоит около 300 семей. Только для обеспечения потребностей очередников необходимо более 20,0 тыс. кв. метров жилья.
Одна из главных задач - наращивание объемов жилищного строительства. При этом новое жилье должно быть современным, комфортным и доступным для граждан, как в плане инфраструктуры, так и по стоимости.
В последнее время наметилась тенденция строительства малоэтажных домов, что обусловливает актуальность развития строительства малоэтажного жилья с использованием недорогих строительных материалов. В последнее время малоэтажное жилье строится преимущественно индивидуальными застройщиками.
Немаловажное значение имеет и скорость возведения малоэтажного жилья. Достигнутый на сегодняшний день технологический уровень массового возведения малоэтажного жилья позволяет обеспечить строительство жилых домов в достаточно короткие сроки. Современный малоэтажный дом не уступает по архитектурно-планировочным, инженерно-технологическим, санитарно-гигиеническим и эстетическим характеристикам квартире в многоэтажном доме. Массовое строительство малоэтажных домов по проектам, отвечающим потребностям современного образа жизни, может стать эффективным средством решения жилищной проблемы населения округа. При этом основным направлением развития малоэтажного строительства представляется создание на территориях, примыкающих к крупным населенным пунктам, микрорайонов комплексной застройки.
Комплексное освоение территорий предполагает, помимо строительства жилых домов, строительство объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры за счет средств различных источников финансирования.
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации разработка документов территориального планирования в округе должна быть завершена в ближайшие годы. На сегодняшний день разработаны и утверждены схема территориального планирования муниципального образования Лузский муниципальный район Кировской области, правила землепользования и застройки Лузского городского поселения, Лальского городского поселений и Папуловского сельского поселения, проект планировки с проектом межевания земель перспективного микрорайона малоэтажной жилой застройки ул.Дорожников г.Луза и проектно-сметная документация на коммунальную инфраструктуру данного микрорайона. Разработаны и утверждены генеральные планы Лузского и Лальского городских поселений. На данном этапе стоит задача завершить подготовку градостроительной документации, включая генеральный план округа и правила землепользования и застройки, в срок, установленный законодательством.
В связи с внесением изменениями в Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ документы территориального планирования и документы градостроительного зонирования не соответствуют действующему законодательству.
В округе, где еще существует нехватка сформированных земельных участков под жилищное и иное строительство, необходимо продолжить выполнение работы по подготовке документации по планировке территории с целью обеспечения заявок граждан земельными участками под индивидуальное жилищное строительство, комплексного освоения территории, а также для строительства объектов местного значения.
Нужно учитывать, что отсутствие градостроительной документации по истечении установленного срока не позволит оформлять разрешительные документы на строительство, предоставлять земельные участки под застройку, вследствие чего будет остановлен процесс размещения инфраструктуры и инвестиционного развития территорий. Поэтому на данном этапе стоит задача завершить подготовку градостроительной документации, включая Правила землепользования и застройки.
Учитывая вышеизложенное, можно отметить, что на сегодняшний день основной проблемой, сдерживающей увеличение предложения жилья на первичном рынке, является отсутствие подготовленных для комплексной жилой застройки земельных участков, имеющих полное инфраструктурное обеспечение. Кроме того, на развитие жилищного строительства в влияют покупательская и инвестиционная активность в строительстве, доступность кредитных ресурсов как для строительных организаций, так и для граждан. Все эти проблемы следует решать в комплексе.
Одним из приоритетов национальной жилищной политики Российской Федерации является обеспечение граждан безопасными и комфортными условиями проживания, в том числе граждан, проживающих в аварийных многоквартирных жилых домах, не отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям, а также восстановление нарушенных жилищных прав.
Переселение граждан из аварийного жилищного фонда является также одной из самых острых социальных проблем на территории Лузского муниципального округа. Проживающие в аварийных домах граждане в основном не в состоянии самостоятельно приобрести жилище удовлетворительного качества.
Муниципальные образования в связи с высокой степенью дотационности их бюджетов самостоятельно решить проблему переселения граждан из аварийного жилищного фонда не могут. К тому же переселение граждан только за счет средств муниципальных образований, особенно в непривлекательных для инвесторов населенных пунктах, затянется на долгие годы. Следовательно, решать данную проблему необходимо программным методом.
Предметом мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда муниципальной программы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ является аварийный жилищный фонд - совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
В целом решение проблемы переселения граждан из аварийных многоквартирных домов в рамках муниципальной программы будет способствовать снижению социальной напряженности в округе, улучшению демографической ситуации и развитию строительной отрасли в Лузском муниципальном округе.
Решение данных проблем осуществляется в рамках Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и областных адресной программы, принимаемой в соответствии с требованиями закона.
В рамках реализации областной адресной программы "Переселение граждан, проживающих на территории Кировской области, из аварийного жилищного фонда" на 2013 - 2019 годы в г. Луза, ул. Рабочая в 2018 году построены и введены в эксплуатацию три многоквартирных жилых здания (стоимость строительства составила - 98 794 824,80 рублей).
В данную программу на территории г. Луза были включены 10 домов общей площадью 2768,4 м 2, признанные в соответствующем порядке аварийными до 01.01.2012 года. Из них к расселению 2436,4 м 2 (67 квартир, 145 человек).
На территории пгт Лальск в данную программу были включены 6 домов общей площадью 1324,7 м2, признанные в соответствующем порядке аварийными до 01.01.2012 года. Из них к расселению 566,3 м 2 (14 квартир, 24 человека).
Всего за 2019 год в рамках областной адресной программы "Переселение граждан, проживающих на территории Кировской области, из аварийного жилищного фонда" на 2013 - 2019 годы переселено 169 человек из 81 аварийного помещения, общей площадью 3002,7 кв. м.
В целом решение проблемы переселения граждан из аварийных многоквартирных домов в рамках муниципальной программы будет способствовать снижению социальной напряженности, развитию строительной отрасли.
С 2019 года на территории Кировской области реализуется областная адресная программа "Переселение граждан, проживающих на территории Кировской области, из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года" на 2019 - 2025 годы, утвержденная постановлением Правительства Кировской области от 27.03.2019 N 113-П "Об областной адресной программе "Переселение граждан, проживающих на территории Кировской области, из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года" на 2019 - 2025 годы" (далее - Программа 2019 - 2025 годов).
Всего в рамках Программы 2019 - 2025 годов, на территории Лузского муниципального округа планируется переселить 16 человек из аварийного жилищного фонда площадью 266,6 кв. метров. На эти цели планируется направить 9857,348 тыс. рублей.
На территории г. Луза в данную Программу включен один дом, признанный в соответствующем порядке аварийными до 01.01.2017 года. Планируется к расселению 133,1 м 2 (3 квартиры, 11 человек).
На территории пгт Лальск в данную Программу включен один дом, признанный в соответствующем порядке аварийными до 01.01.2017 года. Планируется к расселению 135,5 м 2 (3 квартиры, 5 человек).
В связи с вышеизложенным можно определить несколько основных проблем, сдерживающих жилищное строительство на территории Лузского округа:
снижение покупательской и инвестиционной активности в строительстве;
низкая доступность кредитных ресурсов как для строительных организаций, так и для граждан;
отсутствие подготовленных для комплексной жилой застройки земельных участков, имеющих инфраструктурное обеспечение.
В результате реализации муниципальной программы будут созданы условия для устойчивого развития строительного комплекса. Реализация запланированных мероприятий муниципальной программы позволит увеличить объем жилищного строительства, доступность жилья и улучшить условия проживания граждан в Лузском муниципальном округе.
2. Приоритеты муниципальной политики в соответствующей сфере социально-экономического развития, цели, задачи, целевые показатели эффективности реализации муниципальной программы, описание ожидаемых конечных результатов муниципальной программы, сроков и этапов реализации муниципальной программы
Приоритеты государственной политики в сфере реализации муниципальной программы сформированы на основе положений:
Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на периоды до 2024 года";
приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 09.01.2018 N 10 "Об утверждении Требований к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и о признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 7 декабря 2016 г. N 793";
государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации";
постановления Правительства Кировской области от 27.03.2019 N 113-П "Об областной адресной программе "Переселение граждан, проживающих на территории Кировской области, из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года" на 2019 - 2025 годы";
стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2035 года.
Целью муниципальной программы является развитие жилищного строительства в Лузском муниципальном округе Кировской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рациональное планирование территории;
обеспечение населения доступным и качественным жильем.
Целевыми показателями эффективности реализации муниципальной программы являются:
количество территориальных зон, сведения о границах которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости;
объем жилищного строительства;
уровень обеспеченности населения жильем
Значения целевых показателей по годам реализации муниципальной программы приведены в приложении N 1.
Методика определения и расчета целевых показателей оценки хода реализации муниципальной программы приведены в приложении N 2.
Срок реализации муниципальной программы - 2022 - 2030 годы. Разделение реализации муниципальной программы на этапы не предусматривается.
3. Обобщенная характеристика мероприятий муниципальной программы
3.1. На решение задачи "Рациональное планирование территории" направлена реализация отдельных мероприятий:
"Подготовка градостроительной документации";
"Обеспечение реализации муниципальной программы и прочие мероприятия в области развития строительства и архитектуры".
3.1.1. В рамках отдельного мероприятия "Подготовка градостроительной документации в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации" планируется:
обеспечение муниципального образования актуальными документами территориального планирования и градостроительного зонирования в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, а именно:
подготовка сведений о границах населенного пункта для включения в документы территориального планирования;
подготовку сведений о границах территориальных зон для включения в правила землепользования и застройки;
подготовка документов территориального планирования, документов градостроительного зонирования на Лузский муниципальный округ.
Субсидии из областного бюджета на подготовку вышеуказанных градостроительных документов предоставляются в соответствии с условиями предоставления, утвержденными постановлением Правительства Кировской области, на основании результатов конкурсного отбора муниципальных образований.
3.1.2. В рамках отдельного мероприятия "Обеспечение реализации муниципальной программы и прочие мероприятия в области развития строительства и архитектуры" планируется:
осуществление контроля за качеством и соответствием установленным требованиям выполняемых по муниципальным контрактам строительно-монтажных работ на территории Лузского муниципального округа;
контроль за выполнением проектными и строительными организациями договорных обязательств;
подготовка и проверка смет на проведение ремонтно-строительных работ муниципальных учреждений и организаций на территории Лузского муниципального округа.
3.2. На решение задачи "Обеспечение населения доступным и качественным жильем" направлена реализация отдельных мероприятий:
"Стимулирование жилищного строительства и обеспечение граждан жильем";
"Переселение граждан из аварийного жилищного фонда".
3.2.1. В рамках отдельного мероприятия "Стимулирование жилищного строительства и обеспечение граждан жильем", планируется:
подготовка документации по планировке территории для образования новых земельных участков с целью развития жилищного строительства.
3.2.2. В рамках отдельного мероприятия "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда" планируется получение субсидии из областного бюджета на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (далее - субсидии на мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда).
Переселение граждан производится посредством приобретения для них жилых помещений равнозначных по площади, с последующим сносом аварийных жилых домов расселенных после переселения граждан.
Механизм реализации мероприятия, порядок переселения и порядок предоставления субсидий определен областной адресной программой, утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 27.03.2019 N 113-П "Об областной адресной программе "Переселение граждан, проживающих на территории Кировской области, из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года" на 2019 - 2025 годы".
Приложение N 5 "Перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 года".
Приложение N 6 "План мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01.01.2017".
Приложение N 7 "Планируемые показатели переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01.01.2017".
4. Основные меры правового регулирования в сфере реализации муниципальной программы
Правовое регулирование муниципальной программы будет осуществляться посредством принятия постановлений и распоряжений администрации Лузского округа Кировской области.
Раздел 5 изменен с 24 января 2024 г. - Постановление Администрации Лузского муниципального округа Кировской области от 19 января 2024 г. N 38
5. Ресурсное обеспечение муниципальной программы
Планируемый общий объем финансирования муниципальной программы на 2022 - 2030 годы составит - 11 618,351 тыс. рублей,
в том числе: средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - 9 758,8 тыс. рублей;
средства областного бюджета - 403,691 тыс. рублей;
средства бюджета округа - 1 455,86 тыс. рублей;
внебюджетные средства - привлекаются по согласованию сторон.
Финансирование муниципальной программы за счет федерального бюджета планируется в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Объем ежегодных расходов, связанных с финансовым обеспечением муниципальной программы за счет средств муниципального бюджета, устанавливается решением о городском бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Средства государственных внебюджетных фондов Российской Федерации привлекаются в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Средства, направляемые на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, имеют целевое назначение и не могут быть использованы на иные цели. Мероприятие может быть реализовано при условии финансирования в полном объеме бюджетами всех уровней.
Объем долевого финансирования переселения граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств Фонда определен Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ.
Объем долевого финансирования переселения граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств областного бюджета определен с учетом областного бюджета и стоимости 1 кв. метра жилого помещения.
Процент софинансирования за счет средств местных бюджетов составит 1% к общему объему финансирования мероприятия по переселению граждан.
В случае приобретения жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилищного фонда по цене, превышающей стоимость 1 кв. метра общей площади жилого помещения, финансирование расходов на оплату стоимости такого превышения осуществляется за счет средств местного бюджета.
В случае предоставления гражданину, переселяемому из аварийного жилищного фонда, жилого помещения, общая площадь которого превышает общую площадь ранее занимаемого им жилого помещения, но не больше определяемой в соответствии с жилищным законодательством нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека, финансирование расходов на оплату стоимости такого превышения осуществляется за счет средства местного бюджета.
Финансирование вышеуказанных расходов за счет средств Фонда и областного бюджета не допускается, и их отдельный учет осуществляется путем присвоения уникального кода целевых статей в составе расходов бюджетов соответствующих муниципальных образований.
Объем ежегодных расходов, связанных с финансированием муниципальной программы за счет средств бюджета округа, определяется в установленном порядке при принятии бюджета на очередной финансовый год и плановый период. Расходы на реализацию муниципальной программы за счет средств бюджета округа приведены в приложении N 3.
Внебюджетными источниками финансирования являются средства застройщиков.
Объемы финансирования на выполнение мероприятий муниципальной программы по основным направлениям относятся к капитальным вложениям и прочим расходам.
Объем финансирования мероприятий муниципальной программы может изменяться в зависимости от возможностей бюджета округа и результатов оценки эффективности реализации муниципальной программы.
Таблица 3
Объемы
финансирования по основным направлениям финансирования муниципальной программы
(тыс. рублей)
Основные направления финансирования |
Объемы финансирования в 2014 - 2030 годах |
|||||||||
всего |
в том числе по годам |
|||||||||
2022 год |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
2026 год |
2027 год |
2028 год |
2029 год |
2030 год |
||
Муниципальная программа - всего в том числе: |
10162,491 |
10162,491 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
капитальные вложения |
10162,491 |
10162,491 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
прочие расходы |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Ежегодные объемы финансирования мероприятий программы за счет средств областного и местных бюджетов будут уточняться, исходя из выделенных бюджетных средств на соответствующий финансовый год.
Прогнозная (справочная) оценка ресурсного обеспечения реализации муниципальной программы за счет всех источников финансирования приведена в приложении N 4.
6. Анализ рисков реализации муниципальной программы и описание мер управления рисками
Риски |
Меры управления рисками |
Недофинансирование муниципальной программы |
Осуществление мониторинга результативности и эффективности реализации муниципальной программы; определение экономии средств и перенесение их на наиболее затратные мероприятия; своевременное принятие управленческих решений о более эффективном использовании средств и ресурсов муниципальной программы; привлечение средств федерального бюджета |
Изменение федерального и областного законодательства в сфере реализации муниципальной программы |
Проведение регулярного мониторинга планируемых изменений в федеральном и областном законодательстве и своевременная корректировка нормативных муниципальных правовых актов |
Неэффективное управление и организация реализации муниципальной программы, неэффективное использование бюджетных средств, недофинансирование муниципальной программы |
Разработка и внедрение эффективной системы контроля и управления реализацией мероприятий муниципальной программы, ежеквартальная оценка эффективности использования бюджетных средств. Мониторинг результативности и эффективности реализации муниципальной программы |
Снижение темпов экономического роста, снижение спроса на жилье, сокращение инвестиций в строительную отрасль. |
Проведение комплексного анализа в ходе исполнения муниципальной программы с дальнейшим пересмотром критериев оценки и мероприятий муниципальной программы. Оперативное реагирование и своевременное внесение изменений в муниципальную программу с целью снижения воздействия негативных факторов на выполнение целевых показателей муниципальной программы. Своевременная разработка и внедрение антикризисных мер. |
Нарушение обязательств поставщиками (подрядчиками, исполнителями), задействованными в реализации программных мероприятий |
Осуществление контроля исполнения условий контракта (договора) со стороны поставщика (подрядчика, исполнителя); осуществление контроля за соблюдением сроков и своевременностью принятия мер по устранению нарушений; мониторинг размещения в средствах массовой информации и в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений о ликвидации и (или) банкротстве поставщика (подрядчика, исполнителя) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.