г. Краснодар |
|
29 мая 2024 г. |
Дело N А15-946/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 мая 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Аваряскина В.В., судей Садовникова А.В. и Твердого А.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кодаш И.С., при участии в судебном заседании, проводимом с использованием системы веб-конференции от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Совхоз "Алмакский"" (ИНН 0513006463, ОГРН 1020500908625) - Алиевой А.А. (доверенность от 20.03.2024), от заинтересованного лица - администрации сельского поселения "село Алмак" (ИНН 0513003575, ОГРН 1060534003210) - Ивакова И.М. (доверенность от 25.04.2023), от лиц, не привлеченных к участию в деле: Сираждиновой Нажабат Абдулкадыровны - Ивакова И.М. (доверенность от 25.04.2023), Мусаева Наибсолтана Насрулаевича - Салгереева С.С. (доверенность от 21.02.2022), Сираждинова Сатубая Магомедовича - Салгереева С.С. (доверенность от 18.02.2022), Сираждиновой Нуржанат Сатубаевны - Салгереева С.С. (доверенность от 17.02.2022), Сираждиновой Жамилат Сатубаевны - Салгереева С.С. (доверенность от 17.02.2022), в отсутствие заинтересованных лиц: администрации муниципального образования "Казбековский район" (ИНН 0513008750, ОГРН 1080534000150), Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Махачкалы (ИНН 0571000012, ОГРН 1110570004181), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан (ИНН 0561051226, ОГРН 1040502524391), Комитета по лесному хозяйству Республики Дагестан (ИНН 0561058687, ОГРН 1080561001432), Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан (ИНН 0572019545, ОГРН 1170571008948), акционерного общества "Чиркейгэсстрой" (ИНН 0533001760, ОГРН 1020501741523), открытого акционерного общества "Дагтэк" (ИНН 0513004882, ОГРН 1020500910396), Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Республике Дагестан (ИНН 0544006858, ОГРН 111054400533), Управления Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан (ИНН 0562043926, ОГРН 1030502623612), Правительства Республики Дагестан (ИНН 0541019009, ОГРН 1060562005514), лица, не привлеченного к участию в деле - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационные жалобы администрации сельского поселения "село "Алмак"" Казбековского района Республики Дагестан, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан, Мусаева Наибсолтана Насрулаевича, Сираждиновой Нажабат Абдулкадыровны, Сираждинова Сатубая Магомедовича, Сираждиновой Жамилат Сатубаевны, Сираждиновой Нуржанат Сатубаевны на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 02.05.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2023 по делу N А15-946/2022, установил следующее.
ООО "Совхоз "Алмакский"" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение - признании общества правопреемником совхоза "Алмакский" Казбековского района Республики Дагестан (далее - совхоз).
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация муниципального образования "Казбековский район" (далее - администрация района), администрация сельского поселения "село "Алмак"" (далее - администрация поселения), Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Махачкалы, Управление Росреестра по Республике Дагестан, Комитет по лесному хозяйству Республики Дагестан, Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан, акционерное общество "Чиркейгэсстрой", ОАО "Дагтэк", межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы N 17 по Республике Дагестан, Управление Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан, Правительство Республики Дагестан.
Решением суда от 02.05.2023 заявление удовлетворено, общество признано правопреемником совхоза.
Администрацией поселения, а также Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан (далее - территориальное управление) учредителями общества - Мусаевым Н.Н., Сираждиновой Н.А., Сираждиновым С.М., Сираждиновой Ж.С., Сираждиновой Н.С. поданы жалобы в порядке статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2023 производство по апелляционным жалобам территориального управления, учредителей общества Мусаева Н.Н., Сираждиновой Н.А., Сираждинова С.М., Сираждиновой Ж.С., Сираждиновой Н.С. на решение суда от 02.05.2023 прекращено.
Решение суда от 02.05.2023 оставлено без изменения, апелляционная жалоба администрации поселения - без удовлетворения.
В кассационной жалобе администрация поселения просит отменить решение и постановление и отказать в удовлетворении заявления или направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции коллегиальным составом или передать дело на рассмотрение другого арбитражного суда. Податель жалобы указывает на то, что у Лугуевой З.Ш. отсутствовали полномочия на подачу искового заявления от имени общества; акт передачи совхоза в Управление строительства "Чиркейгэсстрой" на 01.06.1992 составлен комиссией не уполномоченной на совершение действий по распоряжению имуществом принадлежащим РСФСР; собрание трудового коллектива от 25.08.1992 также не имело полномочий о переводе совхоза в систему Управления строительства "Чиркейгэсстрой"; право собственности на объекты недвижимости принадлежащие совхозу зарегистрированы за обществом в отсутствие правоустанавливающих документов подтверждающих переход права, кроме того представленный в материалы дела протокол от 05.12.2019 N 1/2019 имеет признаки фальсификации и по факту подделки проводится проверка; зверосовхозы в рассматриваемом случае совхоз, относится к объектам федеральной собственности, был передан в оперативное управление администрации района с правом заключения контрактов найма руководителя предприятия, без права передачи имущества иному субъекту; учредительные документы общества не содержат сведений о его создании в результате реорганизации совхоза (правопреемстве).
В кассационной жалобе территориальное управление просит отменить решение и постановление и отказать в удовлетворении заявления или направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции коллегиальным составом или передать дело на рассмотрение другого арбитражного суда. Заявитель жалобы указывает на то, что принятые судебные акты без основательно порождают права общества на земельные участки, недвижимое и движимое имущество совхоза находящегося в собственности Российской Федерации, то есть нарушают права и законные интересы территориального управления являющегося представителем Российской Федерации. Требования общества имеют целью завладение государственной (федеральной) собственностью.
В кассационных жалобах Сираждинова Ж.С., Сираждинова Н.С., Сираждинов С.М., Мусаев Н.Н., Сираждинова Н.А. просят отменить решение и постановление и отказать в удовлетворении требований или направить дело на новое рассмотрение. Податели жалоб сослались на то, что у Лугуевой З.Ш. отсутствуют полномочия на подписание и подачу искового заявления от имени общества о признании общества правопреемником совхоза, заявители кассационных жалоб расценивают требования общества как неправомерные, целью которых является завладение государственной собственностью и как соучредители общества возражают против совершения таких действий, затрагивающих их права и законные интересы.
Общество представило отзыв на кассационную жалобу администрации поселения, в котором просит судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Суды при установлении юридического факта правопреемства руководствовались следующим.
Приказом Министерства сельского хозяйства РСФСР от 19.06.1978 N 672 "Об организации совхоза "Алмакский" в Дагестанской АССР", изданного во исполнение распоряжения Совета Министров РСФСР от 07.06.1978 N 804-р, постановлено принять Алмакское отделение Казбековского мехлесхоза Минлесхоза РСФСР в ведение министерства сельского хозяйства Дагестанской АССР с общей земельной площадью 1668 га, в том числе пашня 135 га; образовать совхоз с общей земельной площадью 1668 га, в том числе пашня 135 га; установить производственное направление совхоза- оленеводческое; подчинить совхоз министерству сельского хозяйства Дагестанской АССР.
На основании акта от 20.10.1978, утвержденного директором Казбековского мехлесхоза и директором совхоза, комиссией проведена натурная проверка переданной в соответствии с названным приказом земельной территории, а также установлено, что с баланса Казбековского мехлесхоза на баланс совхоза необходимо передать и участок лесных культур площадью 462 га.
Во исполнение приказа Госагропрома РСФСР от 25.10.1988 N 752 приказом государственного агропромышленного комитета Дагестанской АССР от 01.11.1988 N 428 решено организовать производственное экспортно-импортное объединение "Дагагроэкспорт" с головным экспортно-импортным предприятием "Махачкалинское";
в состав производственного объединения "Дагагроэкспорт" на правах самостоятельного структурного подразделения приказано ввести совхоз.
В связи с реорганизацией производственного объединения "Дагагроэкспорт", приказом министерства сельского хозяйства и продовольствия Дагестанской АССР от 18.10.1991 N 350А "О передаче совхоза "Алмакский" Казбековского района в непосредственное подчинение Минсельхозпроду ДАССР" совхоз подчинен непосредственно Минсельхозпроду ДАССР, Управлению экономики и совершенствования экономических взаимоотношений, отделу материальных балансов, приказано заключить двусторонний договор об экономическом сотрудничестве на 1991 год.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020- 1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление N 3020-1) во исполнение требований Законов РСФСР "О собственности в РСФСР" и "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР", с целью ускорения процессов приватизации, установлены перечни объектов, относящихся к федеральной собственности; объектов, которые могут передаваться в собственность республик в составе Российской Федерации; а также объектов, относящихся к муниципальной собственности. Зверосовхозы отнесены к объектам, которые могут передаваться в собственность республик в составе Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" (далее - постановление N 86) в целях повышения эффективности сельскохозяйственного производства и создания условий для предпринимательства на селе в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" совхозы и колхозы обязаны до 01.01.1993 провести реорганизацию и привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", другими законодательными актами и перерегистрироваться в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 15 постановления N 86 Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Государственным комитетом по управлению государственным имуществом 23.01.1992 установлен перечень сельскохозяйственных предприятий, не подпадающих под действие указанного постановления. Согласно пункту 2 данного перечня зверосовхозы с высокой долей государственных инвестиций в основном капитале могут преобразовываться как целостные производственные комплексы без права выделения из их состава земли и имущества.
В постановлении Совета Министров Дагестанской АССР от 20.02.1992 N 55 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" в целях повышения эффективности сельскохозяйственного производства и создания условий для предпринимательства на селе в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" и постановлением N 86 Совет Министров Республики Дагестан постановил, что совхозы, колхозы и другие сельскохозяйственные предприятия обязаны до 01.01.1993 провести реорганизацию и привести свой статус в соответствие с Законом Республики Дагестан "О предприятиях и предпринимательской деятельности", другими законодательными актами и перерегистрироваться в установленном порядке. Данным постановлением также установлен перечень колхозов, совхозов и других предприятий, не подпадающих под действие настоящего постановления и предназначенных для выполнения целевых сырьевых программ в АПК республики (приложение N 2), из которого следует, что совхоз не подпадает под действие постановления.
Письмом от 06.03.1992 N 10-08/ро в адрес совхоза министерство сельского хозяйства и продовольствия Дагестанской АССР разъяснило, что предприятия с долей государственных инвестиций в основном капитале, не подпадающие под действие постановления Совета Министров Дагестанской АССР от 20.02.1992 N 55, могут преобразоваться как целостные производственные комплексы без права выделения из своего состава земли и имущества.
25 августа 1992 года проведено собрание трудового коллектива совхоза с повесткой дня о переводе совхоза в систему Управлении строительства "Чиркейгэсстроя". Из протокола собрания трудового коллектива совхоза от 25.08.1992 вытекает, что на собрании присутствовали 164 члена трудового коллектива, единогласно принято решение выйти с ходатайством о переводе зверосовхоза в систему Управлении строительства "Чиркейгэсстроя". Кроме того, к указанному протоколу приложен список о согласии выхода с ходатайством о переводе совхоза в состав Управлении строительства "Чиркегэсстрой", из которого следует, что свое согласие перевести зверосовхоз в состав Управлении строительства "Чиркегэсстрой" выразили и подписи проставили 315 членов. Комиссией из представителей министерства сельского хозяйства и продовольствия ДАССР и Управления строительства "Чиркейгэссрой" составлен акт передачи имущества совхоза Управлению строительства "Чиркейгэссрой" по состоянию на 01.06.1992, в количестве: активы всего 10 051 тыс. рублей, пассивы всего 10 051 тыс. рублей. Приказом начальника Управления строительства "Чиркейгэсстрой" от 16.11.1992 N 546 "О создании сельскохозяйственного предприятия "Алмакский" при Управлении строительства "Чиркейгэсстрой" на правах дочернего предприятия, создано подсобное сельскохозяйственное предприятие - совхоз с местонахождением в с. Алмак Казбековского района Дагестана, а имущество совхоза включено в сводный баланс Управления строительства Чиркейгэсстрой. На основании указанного приказа и заявления начальника Управления строительства "Чиркейгэсстрой" от 16.11.1992 N 871 решением исполнительного комитета Казбековского районного Совета народных депутатов от 03.12.1992 N 159 зарегистрирован утвержденный Управлением строительства "Чиркейгэсстрой" и согласованный решением трудового коллектива совхоза (протокол от 25.08.1992) устав подсобного сельскохозяйственного предприятия "Чиркейгэсстроя" - совхоза.
Согласно пункту 1.4 устава подсобного предприятия данное предприятие является юридическим лицом, имеет на праве полного хозяйственного ведения обособленное имущество, счета в банках, печать и свое наименование, несет самостоятельную имущественную ответственность. Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются также утвержденным АО "Чиркейгэсстрой" протоколом от 05.03.1994 заседания балансовой комиссии по зверосовхозу "Алмакский" АО "Чиркейгэсстрой" за 1993 год, на котором обсуждались вопросы о деятельности совхоза, его кредиторской и дебиторской задолженности, также предметом обсуждения был вопрос работы отдела кадров совхоза при оформлении списков на акции "Чиркейгэсстроя".
Представленные в материалы дела протокол собрания работников совхоза от 19.01.1998 и протокол собрания жителей села от 20.01.1998 свидетельствуют о том, что при реформировании ОАО "Чиркейгэсстрой" возник вопрос о выводе из его состава непрофильных предприятий, и коллективу зверосовхоза были предложены четыре варианта развития хозяйства, на собраниях работников совхоза и жителей села принято решение подсобному сельскохозяйственному предприятию совхоз войти в состав создаваемого торгового дома.
На учредительном собрании (протокол от 06.05.1998) приняты решения об учреждении ОАО "Дагтэк", утверждении его устава, вносимых учредителями долей.
Актом приема-передачи вклада от 01.06.1998 ОАО "Чиркейгэсстрой" передал в уставной капитал ОАО "Дагтэк" имущество в виде основных и оборотных средств в сумме 7 526 459 рублей по перечню, являющемуся приложением к данному акту. Объемы основных, оборотных средств и других активов, пассивов по статьям, передаваемых от АО "Чиркегэсстрой" в ОАО "Дагтэк" по совхозу выведены в таблице отдельно и составили 4 210 139 рублей.
Актом от 01.06.1998 приема-передачи оборотных, внебюджетных активов и обеспечивающих пассивов от ОАО "Чиркейгэсстрой" ОАО "Дагтэк" произведена передача внебюджетных, оборотных активов и обеспечивающих пассивов от ОАО "Чиркейгэсстрой" к ОАО "Дагтэк" в валюте 19 867 285 рублей. Постановлением Казбековской районной администрации от 13.07.1998 N 132 зарегистрирован устав открытого акционерного общества Дагестанской топливно-энергетической компании - ОАО "Дагтэк", и выдано свидетельство о государственной регистрации предприятия. Приказом генерального директора ОАО "Чиркейгэсстрой" от 18.08.1998 N 415 "О выделении совхоза Алмакский из состава ОАО "Чиркейгэсстрой" совхоз с 01.04.1998 выделен из состава ОАО "Чиркейгэсстрой" и передан в ОАО "Дагтэк", создана комиссия для передачи имущества совхоза в ОАО "Дагтэк", также дано указание составить разделительный баланс.
Переход совхоза из структуры ОАО "Чиркейгэсстрой" в ОАО "Дагтэк" подтверждается актом от 08.02.1999 приема-передачи скорректированных статей передаточного баланса совхоза от ОАО "Чиркейгэсстрой" в ОАО "Дагтэк", составленным комиссией в составе представителей ОАО "Чиркейгэсстрой" и ОАО "Дагтэк", в связи с тем, что при передаче совхоза из состава ОАО "Чиркейгэсстрой" в состав ОАО "Дагтэк" изменения в статьях баланса совхоза, происшедшие во втором квартале 1998 года, не вошли в статьи передаточного баланса (баланс был представлен на 01.04.1998).
Совхоз при его преобразовании и вхождении в состав иных организаций оставался отдельной структурной единицей: в составе Управления строительства "Чиркейгэсстрой" - подсобное сельскохозяйственное предприятие "Чиркейгэсстроя" - совхоз, действующее на основании своего устава; после передачи в ОАО "Дагтэк" - обособленное подразделение - предприятие "Алмакский" со своим расчетным счетом, печатью и отдельным балансом, действующее на основании положения о дочернем предприятии "Алмакский"; структурной единицы и обособленном подразделении ОАО "Дагтэк"; а после выделения из ОАО "Дагтэк" - ООО "Совхоз Алмакский", действует на основании своего устава.
В связи с тем, что совхоз был включен в список подлежащих приватизации и государственной регистрации в 2000 году, ОАО "Чиркейгэсстрой" письмом от 22.06.2000, адресованным Госкомимуществу Республики Дагастан, министерству сельского хозяйства Республики Дагастан, администрации Казбековского района Республики Дагастан и Правительству Республики Дагастан, сообщает, что во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 14.08.1992 N 922 "Об особенностях преобразования государственных предприятий, объединений, организаций топливно-энергетического комплекса в акционерные общества" учреждено ОАО "Чиркейгэсстрой", являющееся правопреемником Управления строительства "Чиркейгэсстрой". В уставный фонд ОАО "Чиркейгэсстрой" включено имущество Управления строительства "Чиркейгэсстрой", в том числе имущество подсобного сельскохозяйственного предприятия "Чиркейгэсстроя" - совхоза. В письме также указывается, что при приватизации ОАО "Чиркегэсстрой" трудовой коллектив Управления строительства "Чиркейгэсстрой" принял 1 вариант льгот в соответствии с пунктом 5.4 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год, на основании чего работникам Управления строительства "Чиркейгэсстрой", в том числе и его подсобного предприятия совхоза, были предоставлены акции РАО "ЕЭС России". Также указывает, что на сегодняшний день совхоз находится в ведении ОАО "Дагтэк", т. е. входит в состав юридического лица, и соответственно не требует повторной перерегистрации и приватизации.
Таким образом, совхоз, впоследствии подсобное сельскохозяйственное предприятие Управления строительства "Чиркейгэсстроя" - совхоз был приватизирован в составе АО "Чиркейгэсстрой". Данное обстоятельство подтверждается и тем, что при приватизации АО "Чиркейгэсстрой" работникам совхоза в 1994 году были выданы свидетельства о владении привилегированными акциями РАО "ЕЭС России".
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 29.08.2000 N 157 утверждены перечни государственных предприятий, подлежащих приватизации в 2000 и 2001 годах по отраслям, и государственных предприятий, подлежащих реорганизации или ликвидации. Совхоз включен в перечень предприятий, подлежащих реорганизации или ликвидации (приложение N 2).
Во исполнение постановления Правительства Республики Дагестан от 29.08.2000 N 157 министерством государственного имущества Республики Дагестан издано распоряжение N 401-рот 19.09.2000 о закреплении перечня объектов, подлежащих приватизации в 2000 и 2001 годах, совхоз в данном перечне отсутствует. Следовательно, совхоз подлежал реорганизации или ликвидации.
20 апреля 2002 года проведено общее собрание акционеров ОАО "Дагтэк" (протокол от 20.04.2002) с вопросом повестки дня: Об оценке деятельности и принятия решения по структурному подразделению совхоза, входящего в состав ОАО "Дагтэк".
В связи с тем, что от деятельности структурного подразделения совхоза установлена большая кредиторская задолженность, что убыточно влияет в целом на ОАО "Дагтэк", в целях возможности санации акционерного общества, собранием принято решение разработать план мероприятий по выделению из состава ОАО "Дагтэк" совхоза, одобрить участие ОАО "Дагтэк" в ООО "Совхоз Алмакский" с валютой баланса структурного подразделения совхоза. Согласно выписке из протокола общего собрания акционеров ОАО "Дагтэк" от 27.04.2002 на собрании приняты решения об учреждении ООО "Алмак", единственным участником которого является ООО "Дагтэк"; оценить и внести в уставный капитал ООО "Алмак" полностью все имущество зверосовхоза "Алмакский". Также на состоявшемся 27.04.2002 годовом общем собрании акционеров ОАО "Дагтэк" принято решение одобрить участие ОАО "Дагтэк" в ООО "Совхоз Алмакский", утвердить устав ООО "Совхоз Алмакский", и уставный капитал ООО "Совхоз Алмакский" в размере 9 526 459 рублей (протокол от 27.04.2002 N пр/01).
Во исполнение решения общего собрания акционеров ОАО "ДагтэкК" от 27.04.2002 (протокол N 1) ОАО "Дагтэк" 29.04.2002 принято решение N 1 реорганизовать структурное подразделение з/совхоз "Алмакский" в ООО "Совхоз Алмакский" с уставным капиталом в размере 3 200 тыс. рублей; внести в уставной капитал вклад в основном полностью имуществом з/совхоза "Алмакский", согласно перечню от 29.04.2002; зарегистрировать ООО "Совхоз Алмакский" в установленном законодательством порядке по юридическому адресу: Казбековскй район, сел. Алмак.
29 апреля 2002 года генеральным директором ОАО "Дагтэк" утвержден перечень имущества, вносимого в уставный капитал ООО "Совхоз Алмакский" (имущество, переданное структурному подразделению ОАО "Дагтэк" зверосовхоз "Алмакский"), также установлены объемы оборотных средств и других активов, пассивов по статьям, переданных в уставный капитал ООО "Совхоз Алмакский".
По сведениям из ЕГРЮЛ общество зарегистрировано налоговым органом 30.08.2002.
При регистрации общества в налоговом органе способом образования юридического лица указано создание юридического лица. Однако, в графе выписки из ЕГРЮЛ "Сведения об учете в налоговом органе" датой постановки юридического лица ООО "Совхоз Алмакский" на учет в налоговом органе указана дата 10.08.1994. Аналогичная запись содержится и в выписке от 14.10.2009, имеющейся в представленном налоговым органом в суд регистрационном деле общества.
Из представленной заявителем в материалы дела копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе юридического лица следует, что совхоз "Алмакский" Казбековского района Республики Дагестан поставлен на учет в налоговом органе 10.08.1994, то есть дата постановки совхоза на учет в налоговом органе и дата постановки общества на налоговый учет совпадают.
Также в материалы дела заявителем представлена копия устава общества 2002 года с записью "Зарегистрировано МРИ МНС РФ N 16 по РД 30.08.2002 N 42", с подписью сотрудника налогового органа. В пункте 1.1 данного устава указано, что ООО "Совхоз Алмакский" является правопреемником зверосовхоза "Алмакский". Согласно действующему уставу общества от 2019 года общество является полным правопреемником совхоза.
Факт правопреемства между совхозом и обществом подтверждается тем, что имуществом и земельными территориями совхоза владеет и пользуется общество; на некоторые объекты недвижимости за обществом зарегистрировано право собственности, что подтверждается выписками из ЕГРН; Минимуществом Республики Дагестан с обществом заключены договоры аренды земель отгонного животноводства, принадлежавших ранее совхозу; администрация района постановлением от 30.07.2014 N 184 утвердила акт выбора и схему расположения земельного участка на кадастровом плане площадью 25 га на территории Казбековского района, которым ранее владел правопредшественник общества. Из имеющихся в материалах дела платежных поручений и налоговых деклараций следует, что общество оплачивает земельный и имущественный налоги на все находящееся в его владении земли и имущество.
Оценив представленные в материалы дела доказательства и вышеприведенные обстоятельства, суды пришли к выводу о том, что общество является правопреемником совхоза.
Между тем суды не учли следующее.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов (часть 1 статьи 4 Кодекса).
Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), а также иными способами, предусмотренными законом.
Суды указали, что общество обратилось с требованием об установлении юридического факта, имеющего юридическое значение - признании общества правопреемником совхоза.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 217 Кодекса дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, установленным настоящим Кодексом, с особенностями, предусмотренными в настоящей главе.
В случае, если при рассмотрении дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, выясняется, что возник спор о праве, арбитражный суд оставляет заявление об установлении фактов, имеющих юридическое значение, без рассмотрения, о чем выносит определение. В определении заявителю и другим заинтересованным лицам разъясняется их право разрешить спор в порядке искового производства.
Частями 2 и 3 статьи 217 Кодекса установлено, что при подготовке дела к судебному разбирательству судья определяет круг заинтересованных по делу лиц, права которых может затронуть решение об установлении факта, имеющего юридическое значение, извещает этих лиц о производстве по делу, рассматривает вопрос о привлечении их к участию в деле, извещает о времени и месте судебного заседания.
При рассмотрении дела об установлении факта, имеющего юридическое значение, арбитражный суд в судебном заседании проверяет, не предусмотрен ли законом или иным нормативным правовым актом иной внесудебный порядок установления данного факта, имелась ли у заявителя другая возможность получить или восстановить необходимые документы, устанавливает, порождает ли данный факт юридически значимые последствия для заявителя в связи с осуществлением им предпринимательской или иной экономической деятельности, выясняет, не затрагивает ли права других лиц установление требуемого факта, не возник ли спор о праве.
Рассматривая заявление общества об установлении юридического факта, суд первой инстанции не определил круг заинтересованных лиц по этому делу, не привлек их к участию в деле и не выяснил, имеется ли спор о праве.
В силу статьи 30 Кодекса арбитражные суды рассматривают в порядке особого производства дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об установлении фактов, имеющих юридическое значение, только если у заявителя отсутствует возможность получить или восстановить надлежащие документы, удостоверяющие эти факты, и если федеральным законом или иным нормативным правовым актом не предусмотрен иной внесудебный порядок установления соответствующих фактов (часть 1 статьи 219 Кодекса).
Перечень фактов, имеющих юридическое значение, указанных в части 2 статьи 218 Кодекса, не является исчерпывающим и называет лишь конкретные примеры юридических фактов, устанавливаемых арбитражным судом. Вместе с тем суды указали, что заявленные требования с правовой стороны обоснованы фактом состоявшегося правопреемства.
Общество мотивировало свое обращение в суд необходимостью установления факта состоявшегося правопреемства.
В настоящем деле возник спор о соблюдении порядка приватизации зверосовхоза (совхоза) и подтверждения состоявшегося факта правопреемства общества.
Объекты государственной собственности, указанные в приложении N 2 к постановлению N 3020-1, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся к федеральной собственности. Отдельные объекты из их числа могут передаваться в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Согласно пункту 5 приложения N 2 к постановлению N 3020-1 зверосовхозы относятся к объектам федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность субъектов Российской Федерации.
Порядок составления и утверждения перечня объектов, передаваемых в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, был предусмотрен Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности утвержденным распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 144-рп.
Исходя из пунктов 4 и 8 положения от 18.03.1992 N 114-рп, действовавшего до 12.06.2006, по объектам, отнесенным к федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность субъектов Российской Федерации, представляются для регистрации отдельные перечни, согласованные с органами государственного управления, в ведении которых находятся указанные объекты. Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом осуществляет проверку соответствия представленных перечней установленным названным положением требованиям и в случае несоответствия отдельных объектов в данных перечнях таким требованиям исключает их из зарегистрированного перечня и уведомляет об этом в недельный срок со дня регистрации орган, утвердивший перечень. По исключенным из перечня объектам подготавливается отдельное решение Правительства Российской Федерации. Не исключенные из перечня объекты считаются переданными в государственную собственность субъектов Российской Федерации с момента принятия постановления Правительства Российской Федерации о передаче или по истечении трехмесячного срока с момента регистрации перечня, если соответствующее решение Правительства не было принято.
По делам особого производства заявитель обязан представить доказательства того, что в силу закона факт, об установлении которого заявлено требование, порождает юридические последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (пункт 2 части 1 статьи 220 Кодекса; у заявителя отсутствует возможность получить или восстановить надлежащие документы, удостоверяющие этот факт (часть 1 статьи 219 Кодекса).
При рассмотрении заявления суду необходимо выяснить, не связывается ли установление факта с последующим разрешением спора о праве, подведомственного арбитражному суду (часть 3 статьи 217 и часть 4 статьи 221 Кодекса), не предусмотрен ли законодательством иной внесудебный порядок установления соответствующих фактов (часть 1 статьи 219 Кодекса).
Юридический факт устанавливается в особом производстве, когда нет спора о самом субъективном материальном праве, существование которого зависит от наличия данного факта. Не разрешая вопрос о содержании прав и обязанностей участников материального правоотношения в таком производстве, суд вместе с тем с использованием процедуры доказывания устанавливает наличие или отсутствие юридического факта.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса арбитражный суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражный суд рассматривает дела об установлении: 1) факта владения и пользования юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем недвижимым имуществом как своим собственным; 2) факта государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в определенное время и в определенном месте; 3) факта принадлежности правоустанавливающего документа, действующего в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, если наименование юридического лица, имя, отчество или фамилия индивидуального предпринимателя, указанные в документе, не совпадают с наименованием юридического лица по его учредительному документу, именем, отчеством или фамилией индивидуального предпринимателя по его паспорту или свидетельству о рождении; 4) других фактов, порождающих юридические последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 218 Кодекса).
Согласно части 3 статьи 148 и части 3 статьи 217 Кодекса арбитражный суд оставляет заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение, без рассмотрения, если при его рассмотрении выясняется, что возник спор о праве (пункт 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2004 N 76 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение").
Установление испрашиваемого юридического факта приведет к спору о праве, что следует, в том числе, и из текста самого заявления.
В соответствии с частью 3 статьи 217 Кодекса в случае, если при рассмотрении дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, выясняется, что возник спор о праве, арбитражный суд оставляет заявление об установлении фактов, имеющих юридическое значение, без рассмотрения в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 148 Кодекса, о чем выносит определение.
Учитывая установленные обстоятельства, суд кассационной инстанции считает, что решение и постановление подлежат отмене как принятые с нарушением норм материального и процессуального права, а заявление общества в отношении правопреемства от совхоза подлежит оставлению без рассмотрения в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 148 Кодекса.
Абзацем 2 части 1 статьи 149 Кодекса предусмотрено, что в определении арбитражный суд указывает основания для оставления искового заявления без рассмотрения, а также решает вопрос о возврате государственной пошлины из федерального бюджета в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 148 Кодекса.
В абзаце 1 пункта 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" даны разъяснения, что согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в случае прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения по основаниям, предусмотренным статьями 148 и 150 Кодекса.
В связи с изложенным, уплаченная подателями кассационных жалоб государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 02.05.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2023 по делу N А15-946/2022 отменить.
Заявление общества с ограниченной ответственностью "Совхоз "Алмакский"" оставить без рассмотрения.
Возвратить Салаеву Мухидину Салмановичу из федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины, уплаченной за подачу кассационной жалобы по чеку от 18.02.2024 уплатившему за администрацию сельского поселения "село Алмак"
(ИНН 0513003575, ОГРН 1060534003210).
Возвратить Салгерееву Садиру Салмановичу из федерального бюджета 150 рублей государственной пошлины, уплаченной за подачу кассационной жалобы по чеку от 17.02.2024 уплатившему за Мусаева Наибсолтана Насрулаевича.
Возвратить Салгерееву Садиру Салмановичу из федерального бюджета 150 рублей государственной пошлины, уплаченной за подачу кассационной жалобы по чеку от 17.02.2024 уплатившему за Сираждинову Нажабат Абдулкадыровну.
Возвратить Салгерееву Садиру Салмановичу из федерального бюджета 150 рублей государственной пошлины, уплаченной за подачу кассационной жалобы по чеку от 17.02.2024 уплатившему за Сираждинова Сатубай Магомедовича.
Возвратить Салгерееву Садиру Салмановичу из федерального бюджета 150 рублей государственной пошлины, уплаченной за подачу кассационной жалобы по чеку от 17.02.2024 уплатившему за Сираждинову Жамилат Сатубаевну.
Возвратить Салгерееву Садиру Салмановичу из федерального бюджета 150 рублей государственной пошлины, уплаченной за подачу кассационной жалобы по чеку от 17.02.2024 уплатившему за Сираждинову Нуржанат Сатубаевну.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Аваряскин |
Судьи |
А.В. Садовников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 3 статьи 148 и части 3 статьи 217 Кодекса арбитражный суд оставляет заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение, без рассмотрения, если при его рассмотрении выясняется, что возник спор о праве (пункт 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2004 N 76 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение").
...
В абзаце 1 пункта 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" даны разъяснения, что согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в случае прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения по основаниям, предусмотренным статьями 148 и 150 Кодекса.
...
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 02.05.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2023 по делу N А15-946/2022 отменить."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 мая 2024 г. N Ф08-2514/24 по делу N А15-946/2022