Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
администрации
Тужинского муниципального района
от 12.10.2023 N 241
Муниципальная программа
Тужинского муниципального района "Управление муниципальным имуществом" на 2026 - 2031 годы
18 января 2024 г.
Паспорт изменен с 18 января 2024 г. - Постановление Администрации Тужинского муниципального района Кировской области от 18 января 2024 г. N 22
Паспорт
Муниципальной программы Тужинского муниципального района "Управление муниципальным имуществом" на 2026 - 2031 годы
1. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
По состоянию 01.07.2023 года структура имущественного комплекса муниципального образования представлена:
- 2 муниципальными унитарными предприятиями (МУП "Тужинское автотранспортное предприятие"; МУП "Коммунальщик"), основанными на праве хозяйственного ведения;
- 8 муниципальными казенными учреждениями;
- 4 муниципальными бюджетными учреждениями;
Основными направлениями использования муниципального имущества Тужинского муниципального района являются:
передача в оперативное управление муниципальным казенным учреждениям;
передача в хозяйственное ведение муниципальному унитарному предприятию;
передача в аренду;
передача в безвозмездное пользование;
передача в собственность, в том числе передача в собственность иных лиц (приватизация);
передача в возмездное пользование;
передача в концессию;
передача земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование, аренду и собственность.
По состоянию на 01.07.2023 года:
- 34 объектов недвижимого имущества, общей площадью 28021,9 кв. м., балансовой стоимостью 80,45 млн. рублей, 11 объектов жилищного фонда, общей площадью 472,8 кв. м., балансовой стоимостью 6,4 млн. рублей составляют казну муниципального образования Тужинский муниципальный район;
- 47 объектов недвижимого муниципального имущества, общей площадью 7602,3 кв. м., закреплены за муниципальными учреждениями на праве оперативного управления с балансовой стоимостью 324,9 млн. рублей;
- 7 объектов недвижимого муниципального имущества, общей площадью 1848,61 кв. м., закреплено за муниципальными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения с балансовой стоимостью 14,12 млн. рублей;
- 30 сооружений водоснабжения и водоотведения, закреплено за муниципальными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения с балансовой стоимостью 10 4 млн. рублей
- 100 земельных участков, общей площадью 247,3 га, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования.
Действуют:
- 1558 договоров аренды земельных участков общей площадью 432,9 га, находящихся в муниципальной, неразграниченной собственности и собственности муниципального образования Тужинский муниципальный район;
- 7 договоров аренды муниципального имущества общей площадью 252,67 кв. м.;
- 14 договора безвозмездного пользования муниципальным недвижимым имуществом общей площадью 1961,92 кв. м.
Учет муниципального имущества Тужинского муниципального района и ведение его реестра осуществляются отделом по экономике и прогнозированию администрации Тужинского муниципального района с использованием автоматизированной системы управления имуществом "Имущество".
Необходимо отметить, что в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом имеется ряд проблем, которые необходимо решить в ближайшей перспективе:
1.1. Отсутствие технической документации на часть объектов недвижимого имущества. Данное обстоятельство сдерживает процессы по государственной регистрации прав собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления) на объекты недвижимого имущества, соответственно отрицательно сказывается на вовлечении таких объектов в экономический оборот, на принятие решений о приватизации.
По состоянию на 01.07.2023 года зарегистрированы права (собственности муниципального района, хозяйственного ведения либо оперативного управления) на 72 объекта недвижимого имущества (66,0% от их общего количества).
В целях решения этой проблемы Программой предусматривается проведение технической инвентаризации объектов недвижимого имущества и оформление прав на них.
1.2. По состоянию на 01.07.2023 года 15 объектов недвижимого имущества, находящегося в имущественной казне муниципального района не используется, что приводит к неэффективному использованию муниципального имущества. В отношении таких объектов требуется принятие решений о приватизации либо передаче их во временное владение и пользование.
1.3. Поступления доходов в бюджет района от управления муниципальным имуществом Тужинского муниципального района:
1.3.1. Рост поступлений доходов от аренды имущества обусловлен ежегодным проведением оценки размера арендной платы при заключении договоров аренды на новый срок.
1.3.2. Нестабильность поступления доходов от арендной платы за землю обусловлена оформлением в собственность и отказом от аренды земельных участков, что приведет к снижению доходов от аренды и, соответственно, к коррекции структуры поступлений средств от арендной платы за землю в пользу земельного налога.
В целях решения этих проблем планируется увеличить эффективность использования муниципального имущества.
2. Приоритеты муниципальной политики в соответствующей сфере реализации муниципальной программы, цели, задачи, целевые показатели эффективности реализации муниципальной программы, описание ожидаемых конечных результатов муниципальной программы, сроков и этапов реализации муниципальной программы
Приоритеты реализуемой государственной политики в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом определяются исходя из положений:
Земельного кодекса Российской Федерации;
Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях";
Закона Кировской области от 03.03.2008 N 222-ЗО "О порядке разграничения имущества, находящегося в собственности муниципальных образований, расположенных на территории Кировской области";
Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность";
Стратегии социально-экономического развития муниципального образования, утвержденной решением Тужинской районной Думы 25.05.2018 N 24/180.
В программе социально-экономического развития Тужинского муниципального района на 2026 - 2031 годы в качестве приоритетной (основной) цели управления муниципальным имуществом установлено эффективное использование муниципального имущества для функционирования органов местного самоуправления и решения задач развития района.
Приоритеты муниципальной политики в области управления муниципальным имуществом выражаются в цели муниципальной программы:
- обеспечение реализации органами местного самоуправления Тужинского района своих полномочий;
- обеспечение доходов бюджета района от использования муниципального имущества.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач муниципальной программы:
оптимизация структуры и состава муниципального имущества;
создание условий для управления и распоряжения муниципальным имуществом;
повышение эффективности управления и распоряжения муниципальным имуществом.
Целевыми показателями эффективности реализации муниципальной программы являются:
2.1. Поступление в бюджет района доходов от управления и распоряжения муниципальным имуществом.
Показатель определяется отделом по экономике и прогнозированию администрации Тужинского муниципального района на основании данных финансового управления.
2.2. Доля объектов недвижимости, в отношении которых проведена техническая инвентаризация, в общем количестве объектов недвижимости, учитываемых в реестре муниципального имущества и подлежащих технической инвентаризации.
Показатель определяется на основании сведений реестра муниципального имущества Тужинского муниципального района.
Показатель исчисляется по следующей формуле:
ОБ% = ОБтех / ОБобщ x 100%, где:
ОБ% - доля объектов недвижимости, в отношении которых проведена техническая инвентаризация, в общем количестве объектов недвижимости, учитываемых в реестре муниципального имущества Тужинского муниципального района и подлежащих технической инвентаризации;
ОБтех - количество объектов недвижимости, в отношении которых проведена техническая инвентаризация;
ОБобщ - общее количество объектов недвижимости, учитываемых в реестре муниципального имущества и подлежащих технической инвентаризации.
2.3. Доля объектов недвижимости, на которые зарегистрировано право собственности Тужинского муниципального района (хозяйственного ведения, оперативного управления), в общем количестве объектов недвижимости, учитываемых в реестре муниципального имущества Тужинского муниципального района и подлежащих государственной регистрации.
Показатель определяется на основании сведений реестра муниципального имущества Тужинского муниципального района.
Показатель исчисляется по следующей формуле:
ОБ% = ОБзр / ОБобщ x 100%, где:
ОБ% - доля объектов недвижимости, на которые зарегистрировано право собственности Тужинского муниципального района (хозяйственного ведения, оперативного управления), в общем количестве объектов недвижимости, учитываемых в реестре муниципального имущества Тужинского муниципального района и подлежащих государственной регистрации;
ОБзр - количество объектов недвижимости, в отношении которых зарегистрировано право собственности Тужинского муниципального района (хозяйственного ведения, оперативного управления);
ОБобщ - общее количество объектов недвижимости, учитываемых в реестре муниципального имущества Тужинского муниципального района и подлежащих государственной регистрации.
2.4. Количество земельных участков, на которые зарегистрировано право собственности Тужинского муниципального района.
Показатель определяется по данным отдела по экономике и прогнозированию.
Целевые показатели эффективности реализации муниципальной программы приведены в приложении N 1.
Срок реализации муниципальной программы - 2026 - 2031 годы. Деление реализации муниципальной программы на этапы не предусматривается.
3. Обобщенная характеристика мероприятий муниципальной программы
Для достижения цели и решения задач муниципальной программы планируется реализация комплекса следующих основных мероприятий.
3.1. На решение задачи "Оптимизация структуры и состава муниципального имущества" направлена реализация следующих мероприятий:
постановка на кадастровый учет и проведение технической инвентаризации объектов недвижимого имущества, проведение кадастровых работ и уточнение границ и (или) площади земельных участков;
осуществление государственной регистрации прав на недвижимое имущество;
передача муниципального имущества в собственность Российской Федерации, Кировской области;
принятие в муниципальную собственность федерального, областного имущества, фактически используемого или подлежащего использованию в целях обеспечения исполнения полномочий муниципального образования Тужинский муниципальный район Кировской области и осуществления деятельности муниципальными учреждениями, предприятиями;
согласование списания муниципального имущества;
закрепление, изъятие муниципального имущества.
3.2. На решение задачи "Создание условий для управления и распоряжения муниципальным имуществом" направлена реализация следующих мероприятий:
внесение изменений в НПА по управлению муниципальной собственностью в соответствии с изменениями в законодательстве;
обеспечение содержания объектов муниципальной собственности.
3.3. На решение задачи "Повышение эффективности управления и распоряжения муниципальным имуществом" направлена реализация следующих отдельных мероприятий:
проведение проверок использования муниципального имущества;
анализ деятельности муниципальных предприятий;
обеспечение поступления в районный бюджет части чистой прибыли муниципальных предприятий;
предоставление земельных участков, на которых расположены отдельно стоящие здания, сооружения, в пользование их владельцам;
реализацию преимущественного права выкупа земельных участков;
ведение реестра муниципального имущества;
приватизация муниципального имущества;
предоставление муниципального имущества в аренду;
проведение оценки объектов муниципального имущества и земельных участков при их продаже, аренде, передаче в безвозмездное пользование;
проведение претензионно-исковой работы с арендаторами-должниками.
4. Основные меры правового регулирования в сфере реализации муниципальной программы
В настоящее время сформирована и утверждена нормативная правовая основа, необходимая для реализации муниципальной программы. В дальнейшем разработка и утверждение нормативных правовых актов будут обусловлены:
изменениями федерального законодательства;
изменениями регионального законодательства;
принятыми управленческими решениями.
В случае изменения законодательства в сфере управления имуществом отделом по экономике и прогнозированию администрации Тужинского муниципального района незамедлительно будут разработаны проекты нормативных правовых актов в целях приведения в соответствие с федеральным законодательством.
Кроме того, отделом по экономике и прогнозированию вносятся изменения в действующие правовые акты с учетом решения Тужинской районной Думы об утверждении бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации муниципальной программы указаны в приложении N 4.
5. Ресурсное обеспечение муниципальной программы
Финансовое обеспечение реализации муниципальной программы осуществляется за счет средств бюджета района.
Объем ежегодных расходов, связанных с финансовым обеспечением муниципальной программы, устанавливается решением Тужинской районной Думы о бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Расходы на реализацию муниципальной программы за счет средств бюджета района приведены в приложении N 2.
Данные расходы сформированы исходя из следующих затрат:
на оплату работ по технической паспортизации муниципального недвижимого имущества;
на оплату услуг по проведению независимой оценки рыночной стоимости муниципального имущества;
на оплату объявлений в средствах массовой информации;
работы, связанные с межеванием земельных участков муниципального образования;
на оплату услуг по проведению независимой оценки рыночной стоимости земельных участков;
прочие расходы.
Объемы финансирования муниципальной программы уточняются при формировании бюджета района на очередной финансовый год (плановый период).
Прогнозная (справочная) оценка ресурсного обеспечения реализации муниципальной программы за счет всех источников финансирования приведена в приложении N 3.
6. Анализ рисков реализации муниципальной программы и меры управления рисками
Для успешной реализации поставленных задач муниципальной программы необходимо проводить анализ рисков, которые могут повлиять на ее выполнение.
Управление риском - это систематическая работа по разработке и практической реализации мер по предотвращению и минимизации рисков, оценке эффективности их применения, а также контролю за применением нормативно-правовых актов Российской Федерации, распоряжений и приказов Министерства государственного имущества Кировской области, приказов и распоряжений на уровне муниципального района, предусматривающая непрерывное обновление, анализ и пересмотр имеющейся информации.
К рискам реализации муниципальной программы следует отнести следующие:
6.1. Законодательные риски. В планируемом периоде возможно внесение изменений в нормативно-правовые акты на федеральном, областном, районном уровне, что существенно повлияет на достижение поставленных целей муниципальной программы.
В целях снижения законодательных рисков планируется своевременное внесение дополнений в действующую нормативную базу, а при необходимости и возможных изменений в финансирование.
6.2. Финансовые риски. Наиболее важной экономической составляющей муниципальной программы является ее финансирование за счет средств бюджета района. Одним из наиболее важных рисков является уменьшение объема бюджета Тужинского муниципального района в связи с оптимизацией расходов при его формировании, которые направлены на реализацию мероприятий муниципальной программы.
К финансово-экономическим рискам также относится неэффективное и нерациональное использование ресурсов муниципальной программы. На уровне макроэкономики возможны снижение темпов роста экономики, уровня инвестиционной активности, высокая инфляция.
Организация мониторинга и аналитического сопровождения реализации муниципальной программы обеспечит управление данными рисками. Проведение экономического анализа по использованию ресурсов муниципальной программы, определение экономии средств и перенесение их на наиболее затратные мероприятия минимизирует риски, а также сократит потери выделенных средств в течение финансового года. Своевременное принятие управленческих решений о более эффективном использовании средств и ресурсов муниципальной программы позволит реализовать мероприятия в полном объеме.
6.3. Непредвиденные риски. Данные риски связаны с природными и техногенными катастрофами и катаклизмами, которые могут привести к увеличению расходов бюджета района и снижению расходов на муниципальную программу. Немаловажное значение имеют организационные риски, связанные с ошибками управления, неверными действиями и суждениями людей, непосредственно задействованных в реализации муниципальной программы.
Меры по минимизации непредвиденных рисков будут предприниматься в ходе оперативного управления.
Своевременно принятые меры по управлению рисками приведут к достижению поставленных целей муниципальной программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.