Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение A
(справочное)
Тормозные системы специализированных машин для подземных работ
ВНИМАНИЕ! Подземные работы относятся к виду деятельности одного из наиболее контролируемых секторов промышленности во всем мире. Требования могут иметь предписывающий характер. В настоящем приложении изложены общие положения для определения эффективности торможения специализированных машин для подземных работ. Вследствие предписывающего характера инструкций по подземным работам необходимо изучить национальные требования, выполняемые при подземных работах, для использования машин в соответствии с требованиями национального законодательства.
A.1 Общие положения
В настоящем приложении представлены рекомендации для тормозных систем, используемых для разработок модифицированных машин для подземных работ. Требования, приведенные в основной части настоящего стандарта, относящиеся к специализированным машинам для подземных работ, необходимо использовать только с дополнениями и изменениями, которые рекомендуются приложением. Машины, разработанные для использования на поверхности под землей, должны быть оценены изготовителем и конечным пользователем.
Не следует устанавливать ни в одну тормозную систему устройство для сброса высоты столба тормозной жидкости, которая удерживает все тормоза во включенном положении, за исключением случаев, когда тормозную жидкость вытесняют при прекращении воздействия оператором машины на органы управления тормозом.
Примечание - Некоторая информация о национальных требованиях для угольных или газосодержащих шахт приведена в A.12.
A.2 Термины и определения
В настоящем приложении применяют термины с соответствующими определениями, приведенные в разделе 3.
Примечание - Для специализированных машин для подземных работ максимальная указанная полезная нагрузка в соответствии с техническими данными изготовителя на машину должна быть включена в испытательную массу машины по 3.3, за исключением случаев, оговоренных в A.10.2, при проведении испытаний без полезной нагрузки, которые проводятся после испытания эффективности тормозов с нагрузкой.
A.2.1 максимальное замедление (peak deceleration): Максимальное значение замедления, полученное при испытательном запуске тормоза.
A.3 Органы управления тормозной системой (см. 4.3)
Орган управления стояночным тормозом следует рассматривать как основной орган управления согласно ISO 10968. Его форма и цвет должны отличаться от формы и цвета других органов управления.
Примечание - Имеются различные национальные требования к управлению, которые необходимо применять для приведения в действие органов управления стояночным тормозом. Обычно для работ под землей при включении органа управления стояночным тормозом используется толчковое движение. Однако есть регионы, где в этом случае используется тянущее движение.
A.4 Рабочие тормозные системы (см. 4.4)
A.4.1 Эффективность торможения
Рекомендуемая формула для определения тормозного пути S рабочего тормоза, м:
,
(A.1)
где v - начальная скорость, км/ч;
t - время, равное 0,35 с;
a - среднее замедление, м/с 2 (a = 0,28g или 2,75 м/с 2).
Эффективность торможения при этом составляет 28 % и рекомендуется для машин, которые должны работать на уклонах до 20 % (11,3°). Значение эффективности торможения 20 % рекомендуется для машин, которые должны работать на уклонах до 12,3 % (7°).
При проведении испытаний на эффективность торможения машина должна иметь интенсивность торможения не менее 0,75 м/с 2 на запланированном уклоне.
Если машина используется на уклонах более 20 %, минимальная эффективность тормоза должна быть на 8 % больше значения синуса максимального угла наклона, выраженного в процентах, на котором машина будет использоваться.
A.4.2 Эффективность удержания на месте
Рабочая тормозная система должна удерживать машину (без сползания) на максимальном по проекту уклоне и иметь 20 %-ный коэффициент запаса.
A.5 Резервные тормозные системы (см. 4.5)
Рекомендуемая формула для определения тормозного пути S резервного тормоза, м, соответствует формуле (A.1), за исключением того, что для резервных тормозов t = 1 с и a = 0,18g или 1,77 м/с 2.
При проведении испытаний на эффективность торможения машина должна иметь интенсивность торможения не менее 0,45 м/с 2 на запланированном уклоне.
Гидростатические тормозные системы нельзя использовать как резервный тормоз.
Использование замедлителей при испытаниях эффективности торможения резервных тормозных систем не допускается.
На специализированных машинах для подземных работ резервные тормоза могут использоваться без модуляции.
Если резервные тормоза включаются автоматически, то до того, как они включатся, оператор должен получить предупредительный сигнал.
Если автоматические тормоза функционируют отдельно от резервной тормозной системы, их эффективность торможения должна быть не менее эффективности торможения резервных тормозов.
A.6 Стояночные тормозные системы (см. 4.6)
Стояночная тормозная система должна удерживать машину на максимальном по проекту уклоне и иметь 20 %-ный коэффициент запаса. Минимальный уклон по проекту должен составлять 25 %.
Стояночный тормоз включается автоматически всякий раз, когда оператор останавливает двигатель или когда происходит остановка по какой-то другой причине (например, срабатывает автоматическая система защиты машины). При остановке двигателя время срабатывания стояночного тормоза не должно превышать 2 с после прекращения вращения двигателя.
При автоматическом включении стояночного тормоза для его выключения оператору необходимо выполнить конкретные действия.
Машина должна быть оснащена системой блокировки для предотвращения движения при включении стояночного тормоза. Могут быть предусмотрены инструкции или методики ежедневной проверки тормозов (как изложено в 4.12.2). Машина может быть оборудована средствами перемещения в чрезвычайной ситуации.
Вместе с машиной должны поставляться подробные инструкции с описанием действий, которые необходимо предпринять для выключения стояночного тормоза.
В кабине оператора должны быть устройства для включения автоматических стояночных тормозов вручную без отключения оборудования, а также устройства для выключения и повторного включения стояночного тормоза при отключенном оборудовании. Если тормоз отключен вручную, то после запуска машины повторное включение тормоза должно происходить автоматически. Включение устройства, препятствующего повторному запуску машины до того, как будет включен тормоз вручную, также должно соответствовать данной рекомендации.
Гидростатический привод на ведущие колеса должен быть отсоединен при испытании стояночного тормоза.
Стояночный тормоз отпускается только устройством управления системой стояночного тормоза, которое не должно выполнять никакой другой функции.
Эффективность удержания на месте стояночным тормозом может быть проверена испытанием на фактическом уклоне или посредством достижения удовлетворительной эффективности удержания при буксировании с включенным стояночным тормозом на плоской поверхности.
A.7 Гидростатические тормозные системы (см. 4.7)
В машинах с гидростатической трансмиссией не должно использоваться дросселирование при проведении испытания на эффективность удержания тормозами. При испытании на удержание машины на уклоне вместе с рабочим тормозом допускается дополнительно использовать стояночный тормоз.
A.8 Машины, предназначенные для буксирования прицепов (см. 4.11)
Если тормоза буксирующей машины не соответствуют требованиям к рабочим, резервным и стояночным тормозам при испытании массы машины с прицепом вместе с полезной нагрузкой прицепа, то прицеп(ы) должен(ны) быть оборудован(ы) тормозной системой, действующей на все колеса прицепа. Если прицеп разработан с колесами, которые имеют одинаковое распределение нагрузки при любых условиях, то тормоза должны действовать только на колеса, которые должны отвечать требованиям торможения.
Тормоза прицепа должны действовать с двух сторон моста.
Рабочие, резервные и стояночные тормоза прицепа должны быть разработаны таким образом, чтобы они не могли включаться независимо от тормозов тягача.
При наличии органов управления стояночным тормозом буксирующей машины они должны включать стояночные тормоза машины и любого буксируемого прицепа.
Системы стояночных тормозов прицепа должны быть разработаны таким образом, чтобы они включались автоматически, когда прицеп разъединен с буксирующим тягачом.
Если на прицепе отсутствуют стояночные тормоза и его необходимо установить отдельно, то прицеп должен быть оборудован средствами для удержания его в неподвижном положении (колодки не рекомендуют).
Испытания автопоезда машины с прицепом проводят только при движении вперед.
A.9 Общие условия испытаний (см. 5.2)
При проведении испытаний рабочих и резервных тормозов использование замедлителей не допускается.
Все машины испытывают на испытательном участке, как указано в 5.3.
A.10 Испытания по определению тормозной эффективности (см. раздел 6)
A.10.1 Эффективность удержания на месте (см. 6.4)
См. A.4.2 в части рекомендуемой эффективности удержания на месте рабочего тормоза.
См. A.6 в части рекомендуемой эффективности удержания на месте стояночного тормоза.
A.10.2 Эффективность торможения (см. 6.5)
A.10.2.1 Рабочие тормоза (см. 6.5.2)
См. A.4.1 в части рекомендуемой эффективности торможения рабочего тормоза.
Испытание специализированных машин для подземных работ на определение эффективности торможения проводят следующим образом:
a) для машин, которые едут столь же быстро назад, как и вперед, например LHD (погрузочно-доставочные машины), выполняют:
- пять торможений во время движения вперед при максимальной испытательной массе с максимальной установленной полезной нагрузкой;
- пять торможений во время движения назад при максимальной испытательной массе с максимальной установленной полезной нагрузкой;
- пять торможений во время движения вперед при максимальной испытательной массе без полезной нагрузки;
- пять торможений во время движения назад при максимальной испытательной массе без полезной нагрузки;
b) для машин, которые едут главным образом вперед, например землевозы или машины с прицепами, выполняют:
- пять торможений во время движения вперед при максимальной испытательной массе с максимальной установленной полезной нагрузкой;
- пять торможений во время движения вперед при максимальной испытательной массе без полезной нагрузки.
Эти испытания следует проводить при скорости движения не менее 80 % от максимальной скорости машины.
Интервалы между торможениями должны быть не более 10 мин.
Максимальное замедление должно быть зарегистрировано.
A.10.2.2 Резервные тормоза (см. 6.5.3)
См. A.5 в части рекомендуемой эффективности торможения резервного тормоза.
Испытание специализированных машин для подземных работ на определение эффективности торможения проводят, выполняя последовательно:
- три торможения во время движения вперед при максимальной испытательной массе с максимальной установленной полезной нагрузкой;
- три торможения во время движения вперед при максимальной испытательной массе без полезной нагрузки.
Эти испытания проводят при максимальной скорости машины или при 25 км/ч, в зависимости от того, что меньше.
Интервалы между торможениями должны быть не более 10 мин.
A.11 Протокол испытаний (см. раздел 7)
В некоторых странах требуют, чтобы была указана интенсивность торможения.
A.12 Применение на угольных/газосодержащих шахтах
ВНИМАНИЕ! Газосодержащие шахты, такие как угольные шахты, наиболее контролируются, чем другие шахты. Законодательные требования и утвержденные требования, предусмотренные регулирующими органами, должны быть тщательно изучены.
В Австралии тормоза, используемые в угольных шахтах, как правило, имеют максимально допустимую температуру любой наружной поверхности тормоза 150 °C.
В США в MSHA (Управление США по охране труда и промышленной гигиене в горнодобывающей промышленности) применяют рабочие и аварийные тормоза, причем эффективность торможения аварийных тормозов равна эффективности торможения рабочих тормозов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.