г. Краснодар |
|
04 июня 2024 г. |
Дело N А53-11256/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 4 июня 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 4 июня 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бабаевой О.В., судей Алексеева Р.А. и Малыхиной М.Н., при ведении протокола помощником судьи Шуляк О.С. и участии в судебном заседании от истца - муниципального унитарного предприятия "Городское хозяйство" (ИНН 6154094137, ОГРН 1056154000957) - Константинова О.Р. (доверенность от 01.01.2024), в отсутствие ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Домсервис"" (ИНН 6154159722, ОГРН 1216100002766), извещенного о времени и месте судебного заседания путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Домсервис"" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.11.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.01.2024 по делу N А53-11256/2023, установил следующее.
МУП "Городское хозяйство" (далее - предприятие) обратилось в арбитражный суд к ООО "Управляющая организация "Домсервис"" (далее - общество) с иском о взыскании 114 135 рублей 13 копеек задолженности за отопление и горячее водоснабжение, увеличенной на повышающий коэффициент, а также 17 761 рубля неустойки, начисленной с 11.11.2022 по 30.10.2023, с последующим ее начислением по день погашения долга.
Решением суда от 03.11.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 04.01.2024, иск удовлетворен. Судами установлено, что в спорный период общедомовые приборы учета в многоквартирных домах N 1/2 по ул. Толбухина и N 30/3 по ул. П. Тольятти выведены из эксплуатации, отсутствие технической возможности установки общедомовых приборов учета исполнителем коммунальных услуг не доказано, в связи с этим осуществление расчета задолженности на основании норматива потребления с учетом повышающего коэффициента является правомерным.
В кассационной жалобе общество просит отменить обжалуемые судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению заявителя, судами не учтено, что истцом и собственниками МКД заключены прямые договоры теплоснабжения; истец напрямую выставляет потребителям платежные документы на оплату указанного коммунального ресурса, ответчик в данных правоотношениях не участвует. По мнению общества, обязанности исполнителя коммунальных услуг перешли к ресурсоснабжающей организации; применение истцом к ответчику повышающего коэффициента к нормативу потребления тепловой энергии в данном случае является необоснованным. Предприятие должно было начислить собственникам помещений в МКД плату за потребленную тепловую энергию исходя из норматива ее потребления с применением повышающего коэффициента. Истец не доказал неисправность общедомовых приборов учета. При расчете задолженности предприятием необоснованно применен повышающий коэффициент 1,5, а также тариф на ресурс без учета понижающих коэффициентов.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела и установлено судами, предприятием и обществом заключен договор от 01.08.2021 N 116/01/2021 (далее - договор) на приобретение коммунального ресурса (тепловой энергии) в целях содержания общедомового имущества многоквартирных домов.
Предприятие в октябре и ноябре 2022 года, январе и феврале 2023 года поставило тепловую энергию на отопление и горячее водоснабжение в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении общества и расположенные в г. Таганроге по адресам: ул. Октябрьская, д. 44Б; ул. П. Тольятти, д. 30/3; ул. Толбухина, д. 1/2;
ул. Желябова, д. 1.
Из расчета задолженности, выполненного истцом, следует, что потребителями, проживающими в указанных многоквартирных домах, заключены прямые договоры ресурсоснабжения с предприятием, на основании которых тепловую энергию на отопление, а также услуги горячего водоснабжения на индивидуальные нужды потребители оплачивают напрямую предприятию; обществу предъявлена к оплате задолженность в сумме 137 444 рублей 09 копеек, из них:
- 5037 рублей 21 копейка задолженности по внесению платы за коммунальную услугу горячего водоснабжения на общедомовые нужды многоквартирных домов, расположенных по адресам: ул. Октябрьская, д. 44Б; ул. П. Тольятти, д. 30/3;
ул. Толбухина, д. 1/2; ул. Желябова, д. 1, за октябрь 2022 года;
- 5037 рублей 21 копейка задолженности по внесению платы за коммунальную услугу горячего водоснабжения на общедомовые нужды многоквартирных домов, расположенных по адресам: ул. Октябрьская, д. 44Б; ул. П. Тольятти, д. 30/3;
ул. Толбухина, д. 1/2; ул. Желябова, д. 1, за ноябрь 2022 года;
- 830 рублей 02 копейки стоимости нормативных потерь тепловой энергии за ноябрь 2022 года в отношении многоквартирного дома N 44Б по ул. Октябрьская;
- 5490 рублей 54 копейки задолженности по внесению платы за коммунальную услугу горячего водоснабжения на общедомовые нужды многоквартирных домов, расположенных по адресам: ул. Октябрьская, д. 44Б; ул. П. Тольятти, д. 30/3;
ул. Толбухина, д. 1/2; ул. Желябова, д. 1, за январь 2023 года;
- 752 рубля 87 копеек стоимости нормативных потерь тепловой энергии за январь 2023 года в отношении многоквартирного дома N 44Б по ул. Октябрьская;
- 52 831 рубль 76 копеек стоимости повышающего коэффициента (1,1), примененного к стоимости всего объема тепловой энергии, поставленной в январе 2023 года на отопление в многоквартирные дома N 1/2 по ул. Толбухина и N 30/3 по ул. П. Тольятти;
- 3103 рубля 62 копейки стоимости повышающего коэффициента (1,5), примененного к стоимости коммунальной услуги горячего водоснабжения на общедомовые нужды многоквартирных домов N 1/2 по ул. Толбухина и N 30/3 по ул. П. Тольятти за январь 2023 года;
- 5490 рублей 54 копейки задолженности по внесению платы за коммунальную услугу горячего водоснабжения на общедомовые нужды многоквартирных домов, расположенным по адресам: ул. Октябрьская, д. 44Б; ул. П. Тольятти, д. 30/3;
ул. Толбухина, д. 1/2; ул. Желябова, д. 1, за февраль 2023 года;
- 670 рублей 63 копейки стоимости нормативных потерь тепловой энергии за февраль 2023 года в отношении многоквартирного дома N 44Б по ул. Октябрьская;
- 55 096 рублей 07 копеек стоимости повышающего коэффициента (1,1), примененного к стоимости всего объема тепловой энергии, поставленной в феврале 2023 года на отопление в многоквартирные дома N 1/2 по ул. Толбухина и N 30/3 по ул. П. Тольятти;
- 3103 рубля 62 копейки стоимости повышающего коэффициента (1,5), примененного к стоимости коммунальной услуги горячего водоснабжения на общедомовые нужды многоквартирных домов N 1/2 по ул. Толбухина и N 30/3 по ул. П. Тольятти за февраль 2023 года.
Общество частично оплатило задолженность в сумме 23 308 рублей 96 копеек, что подтверждается платежными поручениями от 08.11.2022 N 10666 (платеж частично зачтен в счет оплаты долга за октябрь 2022 год на сумму 1 копейка), от 06.12.2022 N 11690 (на сумму 5037 рублей 14 копеек), от 06.02.2023 N 995 (на сумму 5602 рубля 94 копейки), от 12.04.2023 N 1186 (на сумму 6507 рублей 70 копеек), от 28.09.2023 N 6461 (на сумму 6161 рубль 17 копеек).
По расчету предприятия после частичной оплаты задолженность общества составила 114 135 рублей 13 копеек (уточненные требования), в том числе:
- 6 копеек задолженности по внесению платы за коммунальную услугу горячего водоснабжения на общедомовые нужды многоквартирных домов, расположенных по адресам: ул. Октябрьская, д. 44Б; ул. П. Тольятти, д. 30/3; ул. Толбухина, д. 1/2;
ул. Желябова, д. 1, за октябрь 2022 года;
- 52 831 рубль 76 копеек стоимости повышающего коэффициента (1,1), примененного к стоимости всего объема тепловой энергии, поставленной в январе 2023 года на отопление в многоквартирные дома N 1/2 по ул. Толбухина и N 30/3 по ул. П. Тольятти;
- 3103 рубля 62 копейки стоимости повышающего коэффициента (1,5), примененного к стоимости коммунальной услуги горячего водоснабжения на общедомовые нужды многоквартирных домов N 1/2 по ул. Толбухина и N 30/3 по ул. П. Тольятти за январь 2023 года;
- 55 096 рублей 07 копеек стоимости повышающего коэффициента (1,1), примененного к стоимости всего объема тепловой энергии, поставленной в феврале 2023 года на отопление в многоквартирные дома N 1/2 по ул. Толбухина и N 30/3 по ул. П. Тольятти;
- 3103 рубля 62 копейки стоимости повышающего коэффициента (1,5), примененного к стоимости коммунальной услуги горячего водоснабжения на общедомовые нужды многоквартирных домов N 1/2 по ул. Толбухина и N 30/3 по ул. П. Тольятти за февраль 2023 года.
Таким образом, у истца и ответчика имеются разногласия по вопросу применения повышающего коэффициента к стоимости коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, оказанных в январе и феврале 2023 года в отношении многоквартирных домов N 1/2 по ул. Толбухина и N 30/3 по ул. П. Тольятти. Также ответчик не погасил долг в сумме 6 копеек за коммунальную услугу горячего водоснабжения на общедомовые нужды многоквартирных домов, оказанную в октябре 2022 года.
Предприятие ссылается на то, что согласно акту допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, срок эксплуатации общедомового прибора учета тепловой энергии ВКТ-7, установленного в доме N 1/2 по ул. Толбухина, ограничен датой очередной поверки 08.08.2021. Актом обследования от 15.10.2022 общедомовый прибор учета тепловой энергии ВКТ-7, установленный в доме N 30/3 по ул. П. Тольятти, выведен из эксплуатации, поскольку срок поверки в отношении расходомеров и датчиков термосопротивления истек.
С учетом данных обстоятельств, стоимость коммунальных услуг определены предприятием исходя из нормативов потребления с учетом повышающих коэффициентов (1,1 к размеру платы за коммунальную услугу отопления; 1,5 к размеру платы за коммунальную услугу горячего водоснабжения на общедомовые нужды).
Кроме того, предприятие при расчете указанных коммунальных услуг применило тариф, установленный постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 28.11.2022 N 69/55 для населения (2636 рублей 11 копеек без НДС, 3163 рубля 33 копейки с НДС) без учета понижающего коэффициента, предусмотренного постановлением администрации города Таганрога от 09.12.2022 N 2457 "Об ограничении размера платы граждан за коммунальные услуги в 2023 году".
Разрешая спор, суды руководствовались положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124) и, исследовав и оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к выводу об отсутствии оснований освобождения ответчика от исполнения обязанности по оплате тепловой энергии, поставленной истцом по договору ресурсоснабжения, объем и стоимость которой определены истцом исходя из нормативов потребления с учетом повышающих коэффициентов.
В части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Пунктом 4 статьи 9 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что при нарушении режима потребления тепловой энергии или отсутствии коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя в случае обязательности этого учета в соответствии с федеральными законами применяются установленные органами регулирования повышающие коэффициенты к тарифам в сфере теплоснабжения.
В жилищном законодательстве средством стимулирования к установке общедомовых приборов учета является применение повышающих коэффициентов к нормативу потребления.
Истец со ссылкой на неисправность узлов учета тепловой энергии, установленных в многоквартирных домах N 30/3 по ул. П. Тольятти и N 1/2 по ул. Толбухина, применил к нормативам потребления коммунальных услуг повышающие коэффициенты, предусмотренные подпунктами "е" и "ж" пункта 22 Правил N 124.
Между тем судами не учтено следующее.
Во-первых, повышающий коэффициент, предусмотренный подпунктом "ж" пункта 22 Правил N 124, применяется к стоимости коммунального ресурса (горячей воде), потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при наличии обязанности и технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды, а не прибора учета тепловой энергии. Обстоятельства оборудования многоквартирных домов N 30/3 по ул. П. Тольятти и N 1/2 по ул. Толбухина общедомовыми приборами учета горячей воды и технической возможности их установки судами не исследовались.
Во-вторых, повышающий коэффициент, предусмотренный подпунктом "е" пункта 22 Правил N 124, применяется к стоимости коммунального ресурса (тепловой энергии), потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а не к стоимости всего коммунального ресурса, поступившего в дома на нужды отопления, как ошибочно считает истец.
Плата за отопление вносится потребителями, проживающими в многоквартирных домах, совокупно без разделения на плату за индивидуальное потребление и плату на общедомовые нужды.
Часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает принцип определения объема потребляемых коммунальных услуг для исчисления размера платы за них - учет потребленного коммунального ресурса исходя из показаний приборов учета, отсутствие которых восполняется применением расчетного способа определения количества энергетических ресурсов, а также использованием нормативов потребления коммунальных услуг. В отношении многоквартирных домов, в которых, как правило, тепловая энергия расходуется одновременно на обогрев как отдельных, так и относящихся к общему имуществу помещений в доме, данный принцип последовательно реализуется в специальных нормах жилищного законодательства, в том числе в абзацах втором и третьем пункта 42.1 Правил N 354.
Расчет стоимости тепловой энергии на нужды отопления в периоды неисправности прибора учета тепловой энергии производится по формуле 2(3) приложения N 2 "Расчет размера платы за коммунальные услуги" к Правилам N 354:
Указанная формула состоят из двух слагаемых, одно из которых - Vi.
Vi определяется по формуле 2(5) приложения N 2 "Расчет размера платы за коммунальные услуги" к Правилам N 354.
При этом Vi равен нулю в случае, если технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие в i-м жилом или нежилом помещении приборов отопления, или в случае, если переустройство i-го жилого или нежилого помещения, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации.
Второе слагаемое в указанных формулах представляет собой объем тепловой энергии, потребляемой при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Применение повышающих коэффициентов при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению Правилами N 354 не предусмотрено.
Таким образом, при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в случае наличия технической возможности его установки ресурсоснабжающей организацией применяется повышающий коэффициент 1,1 к размеру платы за отопление, выставляемой управляющей организации. Применение повышающего коэффициента к размеру платы за отопление потребителям коммунальных услуг не предусмотрено.
Жилищное законодательство допускает возможность ограничения обязательств управляющей компании по оплате объема и стоимости коммунального ресурса, подаваемого в многоквартирный жилой дом, в следующих случаях, когда ресурсоснабжающая организация признается исполнителем соответствующей коммунальной услуги: 1) наличие предусмотренного частью 18 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 176-ФЗ) решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги; 2) наличие договора ресурсоснабжения, предусмотренного частью 17 статьи 12 Закона N 176-ФЗ; 3) в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, - при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном жилом доме решения о заключении с ресурсоснабжающей организацией прямых договоров ресурсоснабжения.
В то же время в силу пункта 4 Правил N 124 наличие названных обстоятельств не освобождает управляющую организацию от обязанности приобрести у ресурсоснабжающей организации коммунальные ресурсы, необходимые для содержания мест общего пользования многоквартирного жилого дома. Исключением является тепловая энергия на отопление (пункт 21 (1) Правил N 124), поскольку плата за ее вносится совокупно, без разделения на плату за индивидуальное потребление и плату на содержание мест общего пользования (пункт 2 части 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации; подпункт "л" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 49; далее - Правила N 491).
Таким образом, в случаях, предусмотренных в части 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном жилом доме решения о заключении с ресурсоснабжающей организацией прямых договоров теплоснабжения (отопление), управляющая организация с определенного момента полностью выбывает из правоотношения по оплате тепловой энергии по отоплению. Весь объем названного коммунального ресурса собственники помещений оплачивают непосредственно ресурсоснабжающей организации.
Суды не включили в предмет судебного исследования вопрос о том, реализован ли собственниками помещения в спорных домах переход на прямые договоры теплоснабжения с истцом (ресурсоснабжающая организация).
Вместе с тем из содержания дополнительных соглашений от 10.01.2022 N 3 и от 12.09.2022 N 5, приложений к ним, а также расчетов задолженности, выполненных истцом, следует, что на общество возложена обязанность по внесению платы за коммунальную услугу горячего водоснабжения на общедомовые нужды в указанных многоквартирных домах; потребителями, проживающими в многоквартирных домах, заключены прямые договоры ресурсоснабжения с предприятием, на основании которых тепловую энергию на отопление, а также услуги горячего водоснабжения на индивидуальные нужды потребители оплачивают напрямую предприятию.
Истец наличие у него прямых договором с собственниками помещений в многоквартирных жилых домах не оспаривает.
В условиях заключения предприятием и собственниками жилых помещений в МКД прямых договоров на теплоснабжение, возложение на общество обязанности по оплате тепловой энергии, поставленной в эти дома с января по февраль 2019 года в виде повышающего коэффициента неправомерно, ввиду того, что в указанном случае исполнителем коммунальной услуги по поставке теплоресурса на нужды отопления в отношении спорных МКД является истец.
Кроме того, суд округа считает необходимым отметить следующее.
Дополнительными соглашениями от 10.01.2022 N 3 и от 12.09.2022 N 5 стороны включили в перечень объектов общества (поставки тепловой энергии) многоквартирные дома N 30/3 по ул. П. Тольятти и N 1/2 по ул. Толбухина.
В указанных соглашениях отмечено, что ранее дом N 30/3 по ул. П. Тольятти находился в управлении ООО "УО "ЮгСтройСервис"", а дом N 1/2 по ул. Толбухина - АО "ЖКХ г. Таганрога".
В приложении N 3 к дополнительному соглашению N 5 от 12.09.2022 указано, что узлы учета тепловой энергии, установленные в домах N 30/3 по ул. П. Тольятти и N 1/2 по ул. Толбухина, допущены предприятием к расчетам (т. 1, л. 65).
Кроме того, несмотря на то, что дополнительным соглашением от 12.09.2022 N 5 стороны включили в перечень объектов общества дом N 1/2 по ул. Толбухина, акт обследования от 15.10.2022 составлен в присутствии инженера АО "ЖКХ г. Таганрога", но в отсутствие представителя общества, являющейся на тот момент управляющей компании в отношении названного дома. Из содержания указанного акта невозможно установить дату истечения срока поверки в отношении средств измерений, входящих в состав узла учета тепловой энергии.
Истец, ссылаясь на то, что прибор учета выведен из расчетов 15.10.2022, применил повышающий коэффициент 1,1 к размеру платы за отопление в отношении дома N 1/2 по ул. Толбухина, начиная с 01.01.2023, однако согласно подпункту "е" пункта 22 Правил N 124 применение повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1,1, производится по истечении 3 месяцев после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (по истечении срока его эксплуатации).
Между тем суды указанные обстоятельства не определили в качестве юридически значимых, они не вошли в предмет доказывания по делу и, соответственно, не получили правовой оценки судов.
Частью 4 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в мотивировочной части решения должны быть указаны доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения; мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.
Поскольку суды первой и апелляционной инстанций разрешили спор без установления всех имеющих значение фактических обстоятельств по делу при рассмотрении таких споров, принятые по делу судебные акты надлежит отменить на основании части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а дело - направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, дать оценку всем обстоятельствам спора, оценить в совокупности доводы участвующих в деле лиц и предоставленные ими доказательства, с учетом установленного разрешить спор, правильно применив нормы материального и процессуального права.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы судом округа не рассматривался, поскольку на основании части 3 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается арбитражным судом, вновь рассматривающим дело.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.11.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.01.2024 по делу N А53-11256/2023 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Бабаева |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Жилищное законодательство допускает возможность ограничения обязательств управляющей компании по оплате объема и стоимости коммунального ресурса, подаваемого в многоквартирный жилой дом, в следующих случаях, когда ресурсоснабжающая организация признается исполнителем соответствующей коммунальной услуги: 1) наличие предусмотренного частью 18 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 176-ФЗ) решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги; 2) наличие договора ресурсоснабжения, предусмотренного частью 17 статьи 12 Закона N 176-ФЗ; 3) в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, - при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном жилом доме решения о заключении с ресурсоснабжающей организацией прямых договоров ресурсоснабжения.
В то же время в силу пункта 4 Правил N 124 наличие названных обстоятельств не освобождает управляющую организацию от обязанности приобрести у ресурсоснабжающей организации коммунальные ресурсы, необходимые для содержания мест общего пользования многоквартирного жилого дома. Исключением является тепловая энергия на отопление (пункт 21 (1) Правил N 124), поскольку плата за ее вносится совокупно, без разделения на плату за индивидуальное потребление и плату на содержание мест общего пользования (пункт 2 части 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации; подпункт "л" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 49; далее - Правила N 491).
Таким образом, в случаях, предусмотренных в части 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном жилом доме решения о заключении с ресурсоснабжающей организацией прямых договоров теплоснабжения (отопление), управляющая организация с определенного момента полностью выбывает из правоотношения по оплате тепловой энергии по отоплению. Весь объем названного коммунального ресурса собственники помещений оплачивают непосредственно ресурсоснабжающей организации.
...
Истец, ссылаясь на то, что прибор учета выведен из расчетов 15.10.2022, применил повышающий коэффициент 1,1 к размеру платы за отопление в отношении дома N 1/2 по ул. Толбухина, начиная с 01.01.2023, однако согласно подпункту "е" пункта 22 Правил N 124 применение повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1,1, производится по истечении 3 месяцев после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (по истечении срока его эксплуатации)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 4 июня 2024 г. N Ф08-2525/24 по делу N А53-11256/2023