В целях популяризации подвига российского народа, формирования у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма, гражданской ответственности, чувства гордости за историю России, сохранения исторической памяти, прославления героев и защитников Родины, предотвращения попыток фальсификации исторических событий, а также для практической реализации в рамках программ воспитания образовательных организаций подведомственным Минпросвещения России федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования "Федеральный центр дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей" разработаны Методические рекомендации по созданию в музеях образовательных организаций разделов, посвященных участникам специальной военной операции и использованию артефактов из зоны Специальной военной операции (далее - методические рекомендации).
Минпросвещения России направляет методические рекомендации и просит довести до сведения региональных кураторов музеев образовательных организаций (далее - школьные музеи), а также образовательных организаций для дальнейшего использования в деятельности школьных музеев.
Приложение: на 23 л. в 1 экз.
|
А.В. Бугаев |
"УТВЕРЖДАЮ"
Первый заместитель
Министра просвещения
Российской Федерации
А.В. Бугаев
30 августа 2023 г.
Методические рекомендации
по созданию в музеях образовательных организаций разделов, посвященных участникам специальной военной операции и использованию артефактов из зоны специальной военной операции
1. Нормативно-правовые и организационные основы создания и деятельности музеев образовательных организаций
Методические рекомендации по созданию в музеях образовательных организаций разделов, посвященных участникам специальной военной операции и использованию артефактов из зоны Специальной военной операции (далее - методические рекомендации) разработаны федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования "Федеральный центр дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей" (далее - ФГБОУ ДО ФЦДО) с учетом экспертного мнения Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.", экспертного сообщества программы "Школьный музей Победы", Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Институт изучения детства, семьи и воспитания", Департамента науки и образования Исполнительной дирекции Российского военно-исторического общества, сотрудников автономной некоммерческой организации "Музей военной истории Российского военно-исторического общества" для использования образовательными организациями в деятельности музеев образовательных организаций, а также в целях популяризации подвига российского народа, формирования у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма, гражданской ответственности, чувства гордости за историю России, сохранения исторической памяти, прославления героев и защитников Родины, предотвращения попыток фальсификации исторических событий, а также для практической реализации в рамках программ воспитания образовательных организаций.
Музей образовательной организации (далее - школьный музей) - обобщающее название структурного подразделения или общественного объединения, не являющегося юридическим лицом, созданного при образовательной организации Российской Федерации, независимо от формы собственности, выполняющего учебно-воспитательные функции музейными средствами. В общепринятой практике используется традиционное название "Школьный музей".
В структуре образовательных организаций школьные музеи являются центрами гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и подростков. Школьные музеи накапливают и используют в образовательном и воспитательном процессе значительные материалы по истории страны и края, связанные со знаменательными датами и событиями, историческими, культурными и природными особенностями территории, выдающимися земляками.
В настоящее время деятельность школьных музеев регламентирует Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ред. от 04.08.2023).
Создание и паспортизация школьных музеев осуществляется в соответствии со следующими локальными актами:
- Методическими рекомендациями о создании и функционировании структурных подразделений образовательных организаций, выполняющих учебно-воспитательные функции музейными средствами, утвержденными Федеральным центром детско-юношеского туризма и краеведения от 9 июля 2020 г. (Приложение 1);
- Положением о паспортизации школьных музеев Российской Федерации, утвержденным Приказом Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения от 29 апреля 2021 г. N 9-ОД (Приложение 2).
Перечень документов, необходимых для руководства и использования в работе руководителю школьного музея, размещен на сайте юныйтурист.рф в разделах:
Школьные музеи;
Нормативная база;
Методические материалы.
Информация о порядке регистрации школьных музеев (Приложение 3) размещена на сайте юныйтурист.рф в разделах:
Порядок регистрации музеев образовательных организаций в реестре школьных музеев;
Методические материалы.
2. Актуализация тематики экспозиций, посвящённых участникам специальной военной операции, проявившим отвагу, мужество и героизм при выполнении воинского долга
Актуальность патриотического воспитания средствами музейной педагогики на сегодняшний день приобретает особое значение. Усиление воспитательного потенциала от деятельности, организуемой на базе музеев образовательных организаций, созвучно реальным вызовам современности и направлено на формирование у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма, гражданской ответственности, чувства гордости за историю России и подвиги российского народа.
Важной задачей на современном этапе является сохранение исторической памяти, прославление героев и защитников Родины, предотвращение попыток фальсификации исторических событий.
Актуализация имеющихся тематических экспозиций путем включения материалов, посвященных специальной военной операции (далее - СВО), создание экспозиций, уголков, комнат в действующих школьных музеях или создание школьного музея, посвященного героям и конкретному историческому событию в рамках СВО, должно иметь в основе общие принципы создания школьных музеев (экспозиций, уголков, комнат). При этом следует руководствоваться не только музейными правилами, но и принципами музейной педагогики. К их числу относятся:
историзм;
формирование исторического сознания;
изучение и сохранение социальной памяти;
предметность и наглядность; формирование понятия памятника;
развитие интереса и инициативности у различных групп школьников различными методами и приемами.
Экспозиции, уголки, комнаты, музеи, посвященные героям и конкретному историческому событию в рамках СВО, могут рассматриваться как музеи, созданные в память о героях, конкретных событиях СВО. Мемориальный музей может быть создан в том месте (здании), в котором жил или учился участник СВО, погибший при исполнении воинского долга, или в месте совершения героических действий.
Разновидностью мемориального музея являются историко-биографические музеи, где могут храниться подлинные вещи, принадлежавшие изучаемому лицу. Эти музеи играют важную роль в выявлении и уточнении различных фактов биографии героя, в популяризации его жизни и деятельности среди обучающихся.
При невозможности создания мемориального музея в конкретном месте следует рассмотреть возможность создания экспозиции по общей теме СВО.
3. Методические рекомендации по созданию в школьных музеях разделов, посвященных погибшим участникам СВО при исполнении воинского долга
Документально школьный музей (уголок, комната, экспозиция) оформляется локальным нормативным актом образовательной организации. Руководитель образовательной организации и руководитель школьного музея несут полную ответственность за сохранность фондов и деятельность школьного музея. Для создания экспозиции, или раздела школьного музея, посвященного участникам СВО, погибшим при исполнении воинского долга, руководителю школьного музея рекомендуется осуществить следующий порядок действий:
1. определить основную идею раздела экспозиции, разработать концепцию раздела школьного музея;
2. определить направленность исследований, формы и методы исследований музейных предметов для организации исследовательской работы;
3. определить основные формы и методы работы с учётом традиций и изменяющихся обстоятельств;
4. определить заинтересованных лиц из числа родных и близких лица, чьему жизненному пути и подвигу будет посвящена экспозиция;
5. организовать поиск материалов для создания экспозиции (фото, видеоматериалы, документы, личные вещи и т.д.);
6. определить основные формы сотрудничества с педагогами школы, родителями, местными жителями;
7. составить план экспозиции с размещением в нем витрин, стендов, шкафов, подиумов, подставок, турникетов и др.
8. выполнить эскизный проект (цифровой или художественный);
9. оформить раздел в экспозиционно-выставочном зале школьного музея или в постоянной экспозиции школьного музея.
Руководителю школьного музея и (или) педагогу совместно с активом школьного музея из числа обучающихся образовательной организации рекомендуется:
1. В процессе поисково-исследовательской деятельности выстраивать работу по проведению живых встреч обучающихся с участниками СВО - выпускниками школы или родственниками и сослуживцами погибших героев, рассказы о которых будут сопровождаться передачей личных вещей героев и трофеев для наполнения экспозиции школьного музея и позволят узнать историю каждого передаваемого предмета;
2. Региональному куратору школьных музеев создать межмузейную рабочую группу совместно с Комитетом семей воинов Отечества, Государственным фондом "Защитники Отечества" по поиску в своём районе (округе, городе) героев - участников СВО, а также материалов и экспонатов, связанных с "историей вооруженной агрессии Украины против народа Донбасса и проведением СВО на Украине";
3. Вести постоянный контакт с семьями, сослуживцами, товарищами погибших участников СВО. Поддержка семей погибших героев способствует узнаванию и пониманию пути героев к подвигу;
4. Регулярно проводить поиск и сбор вещественных и документальных предметов, относящихся к землякам - участникам СВО;
5. Составлять летопись и хронологию событий;
6. Проводить систематизацию и обобщение материалов музейных экспозиций;
7. Оформить раздел в экспозиционно-выставочном зале.
Педагогам и руководителю школьного музея при организации работы актива обучающихся обратить особое внимание на установление постоянного контакта с семьями, сослуживцами, товарищами погибших участников СВО. При этом необходимо определить педагогически целесообразный и корректный инструментарий исследовательской работы, формы и методы проведения исследований с учетом актуальности событий.
При создании экспозиций, экскурсий, организации образовательной деятельности рекомендуется руководствоваться рекомендациями, размещенными на сайте юныйтурист.рф (Приложение 4).
4. Меры безопасности при формировании в школьных музеях разделов, посвященных участникам и отдельным историческим событиям СВО
Устройства и предметы, которые федеральным законом Российской Федерации "Об оружии", утвержденном Президентом Российской Федерации от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ (ред. от 15 июля 2023) отнесены к огнестрельному, холодному, метательному и другим типам оружия, представляют опасность несанкционированного использования.
Подлинное оружие, а также фрагменты боевых снарядов (далее - артефакты СВО) в школьном музее хранить запрещено.
Вместе с тем подобные артефакты СВО усиливают экспрессивные свойства экспозиции, придают ей историко-объективный характер. Рекомендовано в экспозициях представлять фотографию, рисунок, типовую пластиковую модель, деревянную модель в масштабе 1:1 с нанесением особых примет оружия, муляж.
При обнаружении в полевых условиях взрывоопасных предметов необходимо об этом немедленно сообщить в органы внутренних дел (далее - ОВД) или подразделение регионального Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС).
При обнаружении (получении) артефактов СВО необходимо обратиться в ОВД или МЧС.
В случае если специалисты ОВД или МЧС предоставляют заключение, что данные артефакты СВО не представляют опасности, не могут быть использованными в качестве компонентов для изготовления оружия и боеприпасов, то их можно будет поместить в экспозицию школьного музея.
Награды и документы к ним в школьный музей могут передать только родственники погибшего участника СВО. При этом необходимо составить список наград и документов к ним и передать его вместе с заявлением родственников в ближайший государственный (муниципальный) музей для оказания консультативной помощи.
5. Особенности работы в школьных музеях, посвященных СВО, с различными категориями обучающихся
В работе с экспозициями, посвященными СВО, следует предусмотреть психолого-педагогическое сопровождение детей из регионов локальных военных конфликтов.
При проведении различных форм работы формы работы с экспозициями, посвященными участникам СВО, проявившим отвагу, мужество и героизм, рекомендуется учитывать следующие особенности:
1. Bce участники образовательных отношений могут иметь непосредственное отношение к СВО, включая родственников жертв военных действий, родственников людей, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы (службы), граждан выехавших из зоны проведения СВО и приграничных территорий, причем со всех сторон конфликта.
2. Следует помнить, что обсуждение СВО и любых связанных с ней тем может вызывать у обучающихся сильные эмоциональные реакции, и эти реакции надо учитывать при планировании различных форм работы в школьном музее.
3. Педагогический коллектив образовательной организации, руководитель школьного музея должны быть готовы к тому, чтобы помочь обучающимся справиться с эмоциональными реакциями, а также ответить на их вопросы.
4. Эмпатическое и активное слушание создаст атмосферу доверия в процессе общения с обучающимися, имеющими травматический опыт в связи с СВО.
Создание благоприятного психологического климата при проведении мероприятий школьного музея является важной задачей, которая требует комплексного подхода и систематической работы.
Необходимо учитывать и возрастные особенности обучающихся при построении работы в школьных музеях, посвященных СВО.
Младший школьник имеет следующие особенности восприятия музейных предметов:
проявляет большой интерес к детальному рассматриванию предметов;
сравнительная слабость произвольного внимания, быстрая утомляемость.
Отсюда следует, что в работе с младшими школьниками необходимо использовать вопросно-ответный метод, диалоговые формы общения.
Обучающиеся подросткового возраста имеют особую потребность в убедительной аргументации, их восприятие реальности отличается противоречивостью и критичностью. Для обучающихся подросткового возраста необходимы такие эффективные способы коммуникации, как информационное насыщение музейных мероприятий, использование проблемного метода обучения.
Для старшего школьника свойственны познавательные интересы, которые формируются в процессе самостоятельной работы, а также проявление интереса к исследовательской деятельности. Следовательно, для старшего школьника эффективно использование системно-деятельностного подхода, освоение навыков самостоятельной поисковой исследовательской работы в архивах, интервьюирование интересующих школьный музей людей.
6. Рекомендуемые формы работы с экспозициями, посвященными участникам СВО, проявившим отвагу, мужество и героизм
Для патриотического воспитания обучающихся на примерах Героев СВО рекомендуется использовать как традиционные формы, так и современные проекты, реализующиеся в Российской Федерации. Примерами могут служить следующие практики.
Уроки мужества, тематические часы, акции
Уроки мужества, тематические классные часы, патриотические акции на базе школьного музея, в рамках которых активисты школьных музеев разрабатывают буклеты/информационные листовки о Героях - участниках СВО, и раздают их жителям населенного пункта или гостям школьного музея с целью сохранения памяти о подвигах бойцов.
Создание экскурсий по экспозициям
Артефакты/экспонаты (музейные предметы), относящиеся к СВО, объединяются в экспозиции. Экскурсии по экспозициям посвящаются памяти погибших героев СВО, которые сражались, защищая интересы своей Родины. При формировании экспозиций рекомендуется применять современные подходы и использовать цифровые инструменты для создания контента: мультимедийное и звуковое оборудование для демонстрации видеофильмов, музыкального и голосового сопровождения.
Передвижные экспозиции
При создании и оформлении передвижной экспозиции руководитель школьного музея должен придерживаться научной концепции и тематико-экспозиционного плана школьного музея.
Экспонаты/артефакты (музейные предметы) музейного фонда целесообразно размещать в трех планах: вертикальном (стенды, турникеты, витрины), горизонтальном (подставки, горизонтальные витрины), скрытом (створки турникета, альбомы).
Рекомендуется создать диорамы, баннеры. Все экспонаты/артефакты (музейные предметы) должны иметь описания и аннотации.
При построении музейных экспозиций следует соблюдать принципы размещения, группировки и выделения экспоната/артефакта (музейные предметы) в экспозиции.
1. Размещение экспонатов/артефактов должны отражать тематические связи между ними. Материалы тематического комплекса размещаются компактно, а внутри его группируются по смыслу вокруг ведущего экспоната/артефакта.
2. Ведущие экспонаты/артефакты, которые несут основную смысловую нагрузку, необходимо выделить, помещая их в центральных витринах, на подставках; дать больше свободного пространства для такого экспоната/артефакта, подчеркнуть его цветом фона, придать - плоскостному материалу (фото, документу и т.п.) объемность, удалив его от стены (планшета) на некоторое расстояние.
3. Заголовки тем, подтем, тематических комплексов и интервалы между ними облегчают посетителю восприятие и помогают понять замысел экспозиционера.
Виртуальные выставки
Основными преимуществами виртуальной экскурсии являются доступность, возможность многоразового просмотра. Созданный виртуальный тур по экспонатам/артефактам, посвященным СВО, размещается на странице школьного музея, на сайте образовательного организации/на странице школьного музея, занесенного в единый электронный реестр школьных музеев Российской Федерации на сайте юныйтурист.рф. для удаленного доступа пользователей.
Интеграция дополнительного и общего образования
Руководителям школьных музеев рекомендуется к созданию экспозиций, посвященных участникам СВО, проявившим отвагу, мужество и героизм, включить предметы образовательной организации:
- урок истории - разработать научно-историческую концепцию раздела экспозиции;
- урок литературы и русского языка - составить и отобрать варианты информативно-лаконичных ведущих текстов, аннотаций и эпиграфов;
- урок черчения - выполнить чертеж и эскиз стенда, витрины, или другого экспозиционного оборудования;
- урок труда - изготовить стенд, витрину и т.д.;
- урок рисования - выбрать варианты художественного оформления.
7. Основы фондово-хранительской деятельности
С момента поступления первых предметов и артефактов музейного значения, все материалы, экспонируемые и хранящиеся в школьном музее, составляют фонд школьного музея, который разделяется на основной музейный и научно-вспомогательный.
В состав основного фонда входят все виды подлинных (оригинальных) материалов, пригодных для длительного хранения, являющихся первоисточниками для изучения истории, культуры, природы и служащих для создания экспозиции (в соответствии с профилем музея) и использования их в образовательном процессе.
К основному фонду относят следующие предметы:
1. предметы, документирующие развитие природы и историю развития естественнонаучных дисциплин (вещественные памятники; археологические материалы, музейные предметы/артефакты в том числе: орудия труда, образцы продукции, макеты оружия, знамена, обмундирование, предметы быта и одежды, мемориальные предметы; нумизматические и сфрагистические материалы, предметы фалеристики и геральдики; произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства; фотографические материалы; карты, атласы, глобусы, планы, чертежи, связанные с историческими событиями и явлениями; письменные памятники; киноматериалы; фонозаписи речевые и музыкальные);
2. музейные предметы/артефакты, документирующие историю и развитие человеческого общества (письменные памятники; эскизы, макеты декораций, эскизы костюмов; вещественные памятники: предметы быта мемориальные, а также предметы быта, характеризующие эпоху; музыкальные инструменты, костюмы, декорации; фонозаписи речевые и музыкальные, кинофильмы);
3. мемориальные предметы/артефакты (предметы, принадлежавшие исторической личности или его ближайшему окружению: вещественные, изобразительные, письменные памятники, кино-, фото- и фоно-документы; памятники, не являющиеся мемориальными, но отражающие историческую обстановку, относящиеся ко времени жизни известной личности или памятному событию, а также результаты деятельности исторической личности, судьбу творчества в последующие эпохи; произведения литературы и искусства, посвященные меморируемому лицу или событию).
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации хранение и экспонирование в школьных музеях оригинальных образцов любых видов оружия и боеприпасов, а также государственных наград и предметов, содержащих драгоценные металлы и камни, не представляется возможным. Для решения художественно-экспозиционных задач рекомендуется изготавливать копии данных предметов.
В состав научно-вспомогательного фонда входят копии всех видов и техники исполнения: муляжи, макеты, диаграммы, схемы, модели и репродукции, фото- и ксерокопии, материалы, изготовленные музеем для экспозиционной работы, тексты, репродукции с художественных произведений, фотографии из открытых источников, а также экспонаты, подверженные порче и требующие быстрой замены.
Подлинные памятники истории, культуры и природы, хранящиеся в музеях образовательных организаций, могут входить в состав музейного фонда и Государственного архивного фонда Российской Федерации.
8. Основные виды учетной музейной документации
Учет музейных предметов/артефактов включает комплекс мер, обеспечивающих идентификацию и предметно-количественный учет музейных предметов, регистрацию в специальной учетной документации.
Для грамотной организации работы в школьном музее рекомендуется использовать следующие документы:
Основные учётные документы:
- главная инвентарная книга (далее - ГИК), в которую вносятся все экспонаты основного фонда, оформляется приказом руководителя, вносится в номенклатуру дел образовательной организации. При смене руководителя школьного музея передача основного фонда новому руководителю осуществляется строго в соответствии с ГИК.
Образец страницы ГИК (Приложение 5) https://clck.ru/34rXS4.
Образец оформления титульного и заднего листов ГИК (Приложение 6) https://clck.ru/34rYbQ.
ГИК скрепляется печатью и подписью руководителя образовательной организации.
- книга поступлений научно-вспомогательного фонда - в которую вносятся все копии макетов, диаграмм и т.п.;
- акт приёма-передачи музейных предметов. Образец заполнения акта (Приложение 7) https://clck.ru/34rZ3k.
Вспомогательные документы:
- карточка описания музейного предмета, которая обычно содержит следующие сведения: номер по книге поступлений; название музейного предмета; место и время изготовления; количество; материал; техника; размер; сохранность; описание; источник поступления; составитель; дата. Образец карточки описания музейного предмета (Приложение 8) https://clck.ru/34rZk7.
В систему учета музейных предметов включаются полевые документы, акты приема музейных предметов на хранение в школьный музей, дневники экспедиций, научные доклады по материалам музея, творческие работы.
9. Шифровка и маркировка музейных предметов
На каждом предмете/артефакте аккуратно и разборчиво проставляется его шифр. Шифр состоит из аббревиатуры названия музея и соответствующего номера по инвентарной книге. На объемных предметах шифр рекомендуется проставлять тушью или масляной краской с невидимой стороны и так, чтобы не повредить предмет. На рисунках, фотографиях, документах шифры рекомендуется писать в левом нижнем углу простым мягким карандашом.
Если шифр на предмете/артефакте написать невозможно, рекомендуется прикрепить с помощью нитки бирку из картона с нанесенным шифром (к ювелирным изделиям, предметам фалеристики и таксидермии и т.п.). На ткани и одежду рекомендуется пришивать кусочки материи с шифром.
10. Основные рекомендации по организации хранения музейных предметов
Хранение предметов/артефактов желательно осуществлять по виду материалов. Отдельно хранить предметы/артефакты из металла, дерева, ткани, бумаги и т.д. Совмещение предметов по виду нежелательно. Не рекомендуется складывать вместе в одних и тех же хранилищах (шкафах, папках, коробках, конвертах) бумагу и металл, металл и ткань и т.д., поскольку это приводит к порче музейных предметов (коррозия, деформация и др.).
Руководителю образовательной организации рекомендуется выделить специальное помещение под музей, где поддерживаются стабильные температура и влажность, так как их колебания, особенно перепад влажности, приводят к порче музейных предметов/артефактов.
При хранении музейных предметов/артефактов не рекомендуется:
1. использовать клейкую ленту (скотч);
2. прикалывать музейные предметы кнопками, иголками и прибивать гвоздями. Помимо механических повреждений (разрывов ткани и бумаги), это легко приводит к появлению ржавчины;
3. занимать авторские поля и обрезать их;
4. наклеивать музейные предметы сплошь на картон или приклеивать паспарту непосредственно на поля музейного предмета;
5. склеивать листы книг, брошюр, документов друг с другом без лапок;
6. при креплении экспонатов накладывать их один на другой;
7. прикреплять этикетаж непосредственно на экспонаты. Не рекомендуется помещать в экспозицию документы с угасающим текстом.
11. Экспозиционно-выставочная деятельность
Любой школьный музей одновременно является центром музейно-педагогической работы и гражданско-патриотического воспитания, таким образом, музейные средства обучения включаются в образовательную среду. Наряду с этим, идет непрерывный процесс интеграции обучающихся в эстетически воспитывающую атмосферу. Планирование выставочного пространства музея обладает широкими горизонтами и предполагает задействование буквально всех учебных и вспомогательных помещений (аудитории и классы, коридоры и рекреации, мастерские и лаборатории).
Важной прикладной функцией такого музея может стать комплектование и дальнейшее предоставление в распоряжение учителей-предметников или педагогов дополнительного образования фонда наглядных пособий/артефактов (предметы музейного значения, копии, муляжи, иллюстрированные материалы и пр.).
Учитывая особенности тематики наиболее эффективной технологией показа предметов, является проблемно-демонстрационный принцип построения музейной экспозиции.
Данный классический вид построения экспозиции может иметь проблемно-хронологическую, тематическую или иную структуру. Такая экспозиция представляет собой более или менее сложившийся комплекс предметов при их стационарном размещении (закрытые витрины и шкафы, жесткая развеска).
Подобное экспозиционное пространство строго локализовано и используется преимущественно для проведения экскурсий по определенной, хронологически, локально или сюжетно ограниченной тематике.
Данный музейный материал применимый в образовательном процессе может быть дополнен рядом вспомогательных, в том числе интерактивных функций.
Вместе с тем, органичным дополнением экспозиционного пространства может стать зона для творческих занятий обучающихся. При таком решении создаются подобные рабочие зоны, которые могут быть также рассредоточены и по отдельным предметным кабинетам/аудиториям. Всё это способствует органичному включению школьного музея как в образовательный процесс, так и в сферу дополнительного образования.
12. Рекомендации по использованию текстов в экспозиции музея образовательной организации
Необходимой частью подготовки экспозиций и выставок, посвященных СВО, школьных музеев является подбор и составление текстов. Правильное использование текстов обогащает содержание экспозиции и повышает её воздействие. Тексты в экспозиции представляют собой целостную и систематически организованную совокупность заголовков к разделам и темам, аннотаций, этикеток и указателей.
Учитывая высокую актуальность и общественную значимость, система текстов в такой экспозиции создается в ходе ее проектирования экспозиции с учетом доступности максимально широкой зрительской аудитории и исключения двояких толкований. Текст должен заключать в себе всю необходимую информацию и эмоционально воздействовать на посетителей. Одним из важнейших требований, определяющих подход к тексту, является лаконизм. Перегрузка экспозиции текстовым материалом только снижает её познавательное значение.
В целом, тексты в экспозиции принято разделять на следующие виды:
- заглавные (открывающие);
- ведущие;
- объяснительные;
- этикетаж.
Заглавные (открывающие) тексты помогают ориентироваться в экспозиции. Их задача - дать "путеводную нить" к осмотру экспозиции, выявить её тематическую структуру. Например, к заглавным текстам относятся названия всех отделов и залов музея, экспозиционных тем, разделов или комплексов.
Объяснительный текст представляет собой комментарий к залу, теме, комплексу. Он содержит информацию, которая дополняет и обогащает зрительный ряд, содействует целостному восприятию экспозиционного образа.
Ведущий текст можно сравнить с эпиграфом к литературному произведению. Его значение - в яркой, четкой и концентрированной форме выразить основную идею экспозиции, выявить смысл и содержание какого-то её раздела, темы или отдельного зрительного ряда. В качестве ведущих текстов широко используются отрывки из воспоминаний, писем, дневников, записей, сделанные героями экспозиции, т.е. материалы, имеющие ярко выраженный личностный характер.
Совокупность всех этикеток данной экспозиции называется в музее "этикетаж". Он должен составляться с соблюдением принципов единообразия. Каждая этикетка является аннотацией к конкретному экспонату. Её содержание зависит от характера самого музейного предмета.
В музейной практике сложилась определенная форма размещения сведений в этикетке. Каждая этикетка включает, как правило, три основных компонента:
- название предмета;
- атрибуционные данные (сведения о материале, размере, способе изготовления, авторской принадлежности, социальной и этнической среде бытования, историческом и материальном значении);
- дата создания предмета.
Образец примеров этикеток (Приложение 9) https://clck.ru/34rd8N.
13. Оформление и расположение этикетажа
Шрифт, цвет, размер, расположение аннотаций к экспонатам определяются в процессе работы над экспозицией. Весь текстовый комментарий, включая этикетки, должен стать её органичной частью. Поэтому авторы экспозиции, разрабатывая содержание любого текста, одновременно решают и художественные задачи.
Тексты должны быть согласованы стилистически между собой и другими экспозиционными материалами, оформлены и размещены так, чтобы они наилучшим образом выполняли свои функции. Здесь также существуют правила, вытекающие из внешних особенностей экспонатов разного типа и требований этикетки.
Например, не следует, класть этикетки на экспонаты. Они помещаются рядом с вещевыми экспонатами на подставке, на полке, на стенке витрины. К окантованному материалу - на паспарту под экспонатом, к обрамленному - прикрепляются к раме. Если экспонаты расположены высоко над экспозиционным поясом, то внизу, на уровне глаз можно поместить схему их расположения со всеми необходимыми данными. Мелкие экспонаты, прикрепленные к планшету или расположенные в витрине, нумеруются, и под соответствующими номерами их перечень и описание даются в общей аннотации. Следует избегать навязчивости и пестроты этикеток, резко выделять их на общем фоне экспозиции. Вместе с тем не рекомендуется и нивелировать, делать их совсем незаметными. Этикетки желательно тонировать по фактуре и цвету в соответствии с фоном паспарту стенда или витрины. Они изготавливаются на хорошей бумаге, а для экспонатов, расположенных на подставках, подиумах - на плотном материале (картон, пенокартон и др.).
14. Образовательно-просветительная деятельность школьного музея
Существует несколько форм работы с аудиторией обучающихся в школьном музее. Содержание культурно-образовательной деятельности выражается в следующих формах работы с обучающимися: "музейные" уроки, занятия в классе (занятия в объединениях) с использованием музейных предметов, тематические лекции, беседы, экскурсии (театрализованные), выставки, научные мероприятия (конференции, круглые столы, семинары, чтения и т.п.), консультации, методические объединения, клубы (кружок, студия), тематические вечера, уроки мужества, дни открытых дверей, музейные олимпиады, конкурсы, исторические игры и др.
15. Общие задачи и направления в работе школьного музея на учебный год
Формирование и ротация актива музея образовательной организации
В течение учебного года обучающиеся привлекаются к музейной работе в соответствии с возрастными особенностями, а также интересами. Формирование будущего актива музея включает организацию и обучение инициативных групп основам музееведения, а также участие активистов в музейной работе в масштабе муниципального образования, региона или на федеральном уровне. Каждому активисту в рамках порученного участка работы даются плановые задания. Необходимо обеспечить непрерывность и преемственность между поколениями школьников и студентов, задействованных в музейной работе.
Научно-исследовательская работа
На текущий учебный год выбираются темы и их исполнители. Стоит выбирать темы, обеспеченные достаточной источниковой базой. Например, в регионах, где имеются достаточные материалы об участниках СВО, проявившим отвагу, мужество и героизм или о преступлениях против мирного населения, следует разрабатывать проблемы, связанные с раскрытием малоисследованных вопросов.
В другом случае целесообразно анализировать опубликованные исторические источники.
Поисково-собирательская работа
Ежегодно составляется конкретный план участия обучающихся и педагогических работников в туристско-краеведческих экспедициях по поиску# сбору музейных материалов в каникулярный период. Кроме того, намечается поисковая работа в библиотеках, архивах и музеях. Отмечается, какие музейные предметы предполагается разыскать в городе, районе; с кем будет организована переписка по поиску материалов, работа в архивах или в профильных музеях и т.д.
Научно-экспозиционная работа
Данное направление включает определение экспонатов, которые будут вводиться в экспозицию или заменяться; какие временные или постоянные выставки будут подготовлены и т.д.
Фондо-хранительская работа и учет предметов
В ее задачи входит составление научной документации, заполнение инвентарной книги, правила ведения полевой документации, формирование карточек на музейные предметы, изучение, исследование и описание каждого предмета; создание условий для хранения музейных коллекций, порядок обработки поступающих исторических памятников и т.д.
Экспозиционно-методическая работа
Ее основной целью является составление или дополнение обзорных и тематических экскурсий, лекций, обучение и подготовка активистов школьного музея для их проведения. Ведутся график посещения обучающимися школьного музея и перечень мероприятий. Фиксируется использование музейных предметов на уроках и во внеурочной деятельности. Осуществляется разработка экскурсионных тем, подбор и систематизация экскурсионных материалов.
В методических целях тексты экскурсий должны иметь особое оформление: название экскурсии (тематика), возрастная категория, продолжительность, текст экскурсии, дата и составитель.
Издательская деятельность
По музейной экспозиции школьного музея желательно составление информационного буклета. Кроме того готовится перечень предполагаемой информации для опубликования в периодической печати и других информационных источниках о проводимых в школьном музее мероприятиях и т.д.
16. Планирование работы музея
Образец примерного плана работы музея (план может изменяться в зависимости от условий образовательной организации)
В учебном году работа музея будет осуществляться по следующим направлениям (указываются направления и задачи работы школьного музея).
Экспозиционно-выставочная деятельность
N |
Сроки |
Мероприятие |
Место проведения |
Ответственный |
|
Сентябрь |
Построение разделов основной экспозиции |
|
|
|
В течение года |
Создание выставок в выставочных зонах |
|
|
Научно-исследовательская деятельность
N |
Сроки |
Вид работы |
Ответственный |
Сроки |
1 |
Постоянно |
Создание предварительных эскизов |
|
|
2 |
В течение учебного года |
Сбор информации |
|
|
3 |
2 квартал |
Подготовка доклада к научно-практической конференции |
|
|
4 |
Январь-март |
Подготовка обучающихся к участию в научно-практической конференции |
|
|
Научно-фондовая работа
Мероприятия |
Сроки |
Ответственный |
Обеспечение сохранности музейных предметов |
|
|
Составление описей для хранилища основного фонда |
|
|
Проведение фотофиксации и маркировки музейных предметов |
|
|
Организовать проведение реставрации трех музейных предметов |
|
|
Обучение |
|
|
С целью повышения компетенции специалистов, работающих с фондами музея, организовать проведение повышения квалификации путём участия в обучающих семинарах и мастер-классах |
|
|
Обеспечение доступа населения к музейным коллекциям, участие в экспозиционно-выставочной деятельности | ||
Размещение информации о фондовых предметах в социальных сетях музея, в том числе, во Всероссийском электронном реестре музеев образовательных организаций https://fcdtk.ru/museums |
|
|
Прием на временное хранение и выдача выставок, составление необходимой документации |
|
|
Отбор экспонатов и составление сопроводительной документации к музейным выездным выставкам |
|
Экскурсионно-массовая работа
N |
Вид работы |
Ответственный |
Сроки |
1. |
Организация и проведение занятий на базе музея |
|
в течение года |
2. |
Организация и проведение экскурсий по постоянной экспозиции музея |
|
в течение года |
3. |
Разработка и проведение мастер-классов |
|
в течение года |
4. |
Подготовка и проведение праздников |
|
в течение года |
5. |
Поддержание официальных групп в социальных сетях |
|
в течение года |
Методическая работа
N |
Вид работы |
Ответственный |
Сроки |
1. |
Составление или дополнение экскурсий, бесед# лекций |
|
|
Работа с активом музея
N |
Вид работы |
Ответственный |
Сроки |
1 |
Организация обучения основам музееведения. Задания для обучающихся и формы контроля |
|
|
Поисково-собирательская работа
N |
Вид работы |
Ответственный |
Сроки |
1 |
Участие обучающихся и их руководителей в сборе музейных материалов (экспедиции, переписка, работа в архивах и т.п.) |
|
|
17. Рекомендуемый перечень документов, необходимый для работы музея:
1. Приказ руководителя образовательной организации об открытии школьного музея и назначении ответственного за его функционирование.
2. Положение о школьном музее (утверждается руководителем образовательной организации).
3. Должностные инструкции руководителя и работников школьного музея.
4. Концепция развития школьного музея.
5. Текущий и перспективный план работы школьного музея.
6. Отчеты о работе за предыдущий год.
7. Инвентарные книги учета поступлений основного и вспомогательного фондов (листы пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью).
8. Картотека.
9. Тексты экскурсий, лекций; бесед, сценарии массовых мероприятий.
10. Журнал учета посещений.
11. Акты приемки экспонатов (Приложение 7)
12. Книга отзывов и предложений.
13. Копии приказов по образовательной организации: о назначении ответственных за работу школьного музея, о включении в номенклатуру документов школы инвентарной книги школьного музея, об открытии школьного музея.
14. Паспорт школьного музея.
Музеи в дошкольных, общеобразовательных, профессиональных образовательных организациях и в организациях дополнительного образования подлежат паспортизации, на Федеральном уровне координатором данного направления является ФГБОУ ДО ФЦДО.
18. Основные критерии оценки деятельности работы школьного музея
1. Наличие программы деятельности школьного музея, перспективного и календарного планов.
2. Наличие ученического актива школьного музея, направления и формы его деятельности, а также системы подготовки активистов школьного музея (программы, планы занятий и т.д.).
3. Наличие и характер связей школьного музея с государственными и иными учреждениями, общественными организациями.
4. Участие школьного музея в смотрах, конкурсах, фестивалях всероссийского и регионального уровней, его активность и результаты в этом направлении.
5. Выполнение поисковых и других заданий.
6. Наличие в фонде школьного музея подлинных предметов, в т.ч. материалов, собранных обучающимися в походах и экспедициях в результате поисковой работы.
7. Обеспечение учета и условий сохранности фондов школьного музея в соответствии с действующими требованиями.
8. Наличие и состояние учетной и других видов документации.
9. Уровень экспозиционной работы и эстетика оформления экспозиций.
10. Организация экскурсионно-массовой работы: количество и тематика экскурсий, контингент посетителей и др.
11. Использование материалов экспозиций школьного музея в ходе проведения уроков, факультативов, спецкурсов, занятий объединений дополнительного образования.
12. Организация выставок в школьном музее и за его пределами.
13. Проведение массовых мероприятий на базе школьного музея.
14. Наличие деятельности по пропаганде и популяризации содержания и направлений деятельности школьного музея.
Список рекомендуемой литературы
1. Приставкина Т.А. Ресурсы школьного музея в воспитании и развитии личности.//Народное образование. - 2010. - N 6 (1399). - С. 267-274.
2. Проблемы теории, истории и методики музейной работы. - М., 2004. - 215 с.
3. Решетников Н.И. Школьный музей и комплектование его собрания. Учебно-методическое пособие. - М., 2005. - 103 с.
4. Роль музеев в информационном обеспечении исторической науки. Сборник статей/Сост. Е.А. Воронцова, ред. Л.И. Бородкин, А.Д. Яновский. - М., 2015. - 752 с.
5. Роль музеев в формировании культурного пространства и имиджа региона. Материалы научно-практических конференций музейных работников в Москве и Ростове-на-Дону в 2004. - М., 2005. - 308 с.
6. Российская музейная энциклопедия в 2 тт. - М., 2001.
7. Современная историография и проблемы содержания исторических экспозиций музеев. По материалам круглого стола, состоявшегося в Орле 18 мая 2001 г. в Орле. - М., 2001. - 296 с.
8. Спиридонова Т.А. Развитие школьных музеев в России.//Образование в современной школе. - 2012. - N 9. - С. 61-64.
9. Три урока в старой школе. Методическая разработка цикла занятий для младших школьников. - М., 1994. - 56 с.
10. Шляхтина, Л.М. Музейная педагогика: учебно-методическое/Л.М. Шляхтина; М-во культуры РФ, С.-Петерб. гос. ин-т культуры, фак. Мировой культуры, каф. музеологии и культурного наследия. - Санкт-Петербург: СПбГИК, 2021. - 60 с.
11. Экскурсии и культурное наследие. Русская экскурсионная школа/Музейное дело. Вып. 26. - М., 2001. - 316 с.
12. Юхневич М.Ю. Образовательный музей (педагогический, школьный, детский). - М., 2007. - 167 с.
13. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей. Учебное пособие по музейной педагогике. - М., 2001. - 224 с.
14. Приказ Минкультуры России от 23 июля 2020 N 827 (ред. от 26 августа 2021) "Об утверждении Единых правил организации комплектования, учета, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций" (Зарегистрировано в Минюсте России 05 ноября 2020 N 60748).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 1 сентября 2023 г. N АБ-3586/06 "О направлении Методических рекомендаций"
Опубликование:
-