Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу МНС РФ
от 18 декабря 2000 г. N БГ-3-03/440
Методические рекомендации
по применению главы 22 "Акцизы" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (подакцизные товары)
29 июня 2001 г., 6 августа 2002 г.
См. также Методические рекомендации по применению главы 22 "Акцизы" Налогового кодекса Российской Федерации (подакцизное минеральное сырье), утвержденные приказом МНС РФ от 9 сентября 2002 г. N ВГ-3-03/481
См. комментарии к настоящим методическим рекомендациям
1. В соответствии с Федеральным законом от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" глава 22 "Акцизы" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) вводится в действие с 1 января 2001 года, за исключением положений, для которых указанным выше Федеральным законом установлены иные сроки введения в действие.
Учитывая изложенное, положения главы 22 "Акцизы" Налогового кодекса применяются при определении суммы акциза по подакцизным товарам, отгруженным с 1 января 2001 года.
С даты введения в действие главы 22 "Акцизы" Налогового кодекса утрачивает силу Федеральный закон от 06.12.1991 N 1993-1 "Об акцизах". Инструкция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 10.05.2000 N 61 "О порядке исчисления и уплаты акцизов", изданная в соответствии с указанным законом, не применяется с 1 января 2001 года.
2. При применении пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса необходимо иметь в виду следующее.
Приказом МНС РФ от 29 июня 2001 г. N БГ-3-03/198 в пункт 2.1 настоящих Методических рекомендаций внесены изменения
2.1. К спирту этиловому, признаваемому подакцизным товаром, относятся все виды спиртов этиловых (за исключением спирта коньячного) независимо от вида сырья, из которого они производятся, их концентрации и нормативно-технической документации, по которой они изготавливаются.
Таким образом, поскольку в пункте 1 статьи 181 Налогового кодекса не предусмотрено исключения из перечня подакцизных товаров спирта этилового, изготавливаемого в соответствии с фармакопейными статьями и включенного в "Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения", данный спирт признается подакцизным товаром.
Спирт коньячный не признается подакцизным товаром только при одновременном соблюдении следующих условий:
данный товар в соответствии с Федеральным законом от 22.11.95 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (в редакции Федерального закона от 07.01.99 N 18-ФЗ) должен быть произведен по государственным стандартам и техническим условиям, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
данный товар должен пройти государственную регистрацию в Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации.
С 1 января 2001 года согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса денатурированный этиловый спирт признается подакцизным товаром. Не подлежат обложению акцизами лишь операции по реализации этого спирта, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 183 Налогового кодекса.
2.2. С 1 января 2001 года подакцизным товаром признана и спиртосодержащая денатурированная продукция.
При этом следует иметь в виду, что не подлежат налогообложению акцизами операции по реализации спиртосодержащей денатурированной продукции, указанные в подпункте 3 пункта 1 статьи 183 Налогового кодекса.
Не признаются подакцизными товарами следующие виды спиртосодержащей продукции:
Приказом МНС РФ от 6 августа 2002 г. N БГ-3-03/417 в пункт 2.2.1 настоящих Методических рекомендаций внесены изменения
2.2.1. Лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения, лекарственные, лечебно-профилактические средства (включая гомеопатические препараты), изготавливаемые аптечными учреждениями по индивидуальным рецептам и требованиям лечебных организаций, разлитые в емкости в соответствии с требованиями государственных стандартов лекарственных средств (фармакопейных статей), утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, основанием для освобождения от уплаты акцизов данной продукции является ее регистрация Министерством здравоохранения Российской Федерации, а при изготовлении ее аптечными организациями - индивидуальный рецепт или требования лечебных организаций, заверенные в установленном порядке.
Обращаем внимание на то, что во-первых, исключена из числа подакцизных товаров спиртосодержащая продукция, отпускаемая аптечными организациями лечебным организациям по их требованиям, и во-вторых, что все спиртосодержащие лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства, даже при соблюдении вышеперечисленных условий, рассматриваются как неподакцизные товары только в случае, если они разлиты в емкости в соответствии с требованиями государственных стандартов лекарственных средств (фармакопейных статей), утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
Приказом МНС РФ от 6 августа 2002 г. N БГ-3-03/417 в пункт 2.2.2 настоящих Методических рекомендаций внесены изменения
2.2.2. Препараты ветеринарного назначения, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр зарегистрированных ветеринарных препаратов, разработанных для применения в животноводстве на территории Российской Федерации.
Государственную регистрацию данной продукции проводит Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.
2.2.3. Парфюмерно-косметическая продукция, прошедшая государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, которую проводит Министерство здравоохранения Российской Федерации.
Помимо государственной регистрации, для признания спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции неподакцизным товаром требуется, чтобы она была разлита в емкости не более 270 мл;
Приказом МНС РФ от 6 августа 2002 г. N БГ-3-03/417 в пункт 2.2.4 настоящих Методических рекомендаций внесены изменения
2.2.4. Подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей отходы, образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий, соответствующие нормативной документации, утвержденной (согласованной) федеральным органом исполнительной власти, и внесенные в Государственный реестр этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной и алкогольсодержащей продукции в Российской Федерации.
Следовательно, спиртосодержащие отходы не признаются подакцизными товарами при одновременном соблюдении следующих условий:
наличие государственного регистрационного удостоверения;
направление этой продукции на дальнейшую переработку или использование для технических целей.
Государственная регистрация спиртосодержащих отходов, образующихся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий и подлежащих дальнейшей переработке или использованию для технических целей, проводится Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Приказом МНС РФ от 6 августа 2002 г. N БГ-3-03/417 в пункт 2.2.5 настоящих Методических рекомендаций внесены изменения
2.2.5. Товары бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке.
Приказом МНС РФ от 6 августа 2002 г. N БГ-3-03/417 в пункт 2.3 настоящих Методических рекомендаций внесены изменения
2.3. В соответствии с пунктом 1 статьи 193 Налогового кодекса на легковые автомобили с мощностью двигателя до 67,5 Квт (90 л.с.) включительно установлена ставка акциза в размере 0 руб. за 0,75 Квт (1 л.с.).
Таким образом, в соответствии с пунктом 6 статьи 3 и пунктом 1 статьи 17 Налогового кодекса налог по указанному виду подакцизных товаров считается установленным.
На основании этого, независимо от того, что по указанной продукции установлена налоговая ставка в размере 0 процентов, организации и индивидуальные предприниматели, ее производящие, признаются налогоплательщиками акцизов и обязаны представлять в налоговый орган по месту своей регистрации налоговую декларацию.
2.4 При применении подпункта 6 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса для отнесения изделий к ювелирной галантерее налогоплательщикам, производящим эту продукцию, следует руководствоваться отраслевым стандартом ОСТ 117-3-003-95 "Ювелирная и металлическая галантерея", а также руководящим документом РД 117-3-002-95 "Изделия ювелирные, ритуально-обрядовые, ювелирная и металлическая галантерея", утвержденным НИИювелирпромом и зарегистрированным Комитетом Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням 01.03.95 N 841230, в котором дано определение термина ювелирной галантереи в следующей редакции: "изделие культурно-бытового назначения, изготовленное из недрагоценных материалов с покрытием драгоценными металлами, с использованием различных видов художественной обработки, со вставками из полудрагоценных, поделочных цветных камней и других материалов природного или искусственного происхождения или без них, применяемое в качестве различных украшений и предметов быта".
Приказом МНС РФ от 29 июня 2001 г. N БГ-3-03/198 в пункт 3 настоящих Методических рекомендаций внесены изменения
3. В соответствии с пунктом 2 статьи 179 Налогового кодекса организации и иные лица признаются налогоплательщиками акцизов в случае совершения ими операций, признаваемых объектом налогообложения акцизами.
Операции, признаваемые объектом налогообложения в отношении подакцизных товаров, перечислены в пунктах 1-11 статьи 182 Налогового кодекса.
3.1. Обращаем внимание, что согласно части второй статьи 19 Налогового кодекса филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате акцизов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.
Приказом МНС РФ от 6 августа 2002 г. N БГ-3-03/417 в пункт 3.2 настоящих Методических рекомендаций внесены изменения
3.2. При применении статьи 180 Налогового кодекса следует учитывать, что простое товарищество не является ни юридическим лицом, ни индивидуальным предпринимателем.
Производство большинства подакцизных товаров осуществляется на основании лицензий, которые в соответствии с действующими законодательными актами выдаются юридическим лицам и (или) индивидуальным предпринимателям.
Так, Федеральным законом от 22.11.95 N 171-ФЗ установлено, что деятельность по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением розничной продажи алкогольной и непищевой спиртосодержащей продукции) осуществляется только юридическими лицами независимо от их форм собственности на основании лицензий.
Согласно Федеральному закону от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензированнии отдельных видов деятельности" лицензированию подлежат переработка нефти, газа и продуктов их переработки; хранение нефти, газа и продуктов их переработки; реализация нефти, газа и продуктов их переработки; производство табачных изделий.
Следовательно, положения статьи 180 Налогового кодекса применяются в отношении налогоплательщиков - участников договора простого товарищества, осуществляющих операции, признанные объектом налогообложения акцизами, с нелицензируемыми подакцизными товарами.
3.3. В подпункте 3 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса определено, что налогоплательщиками акцизов по конфискованным и (или) бесхозяйным подакцизным товарам и подакцизным товарам, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность (за исключением в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 183 операций по реализации (передаче) таких товаров на промышленную переработку или уничтожение), являются лица, осуществляющие продажу таких товаров, переданных им на основании приговоров или решений судов, арбитражных судов, или других уполномоченных на то государственных органов.
Следовательно, с 1 января 2001 года таможенные и налоговые органы, органы налоговой полиции и т.д., передающие на реализацию данные товары, налогоплательщиками акцизов не признаются.
3.4. Проводимые налоговыми органами контрольные мероприятия в отношении лиц, осуществляющих первичную реализацию (передачу) конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства, и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, на промышленную переработку включают в себя проверку наличия у лица, осуществляющего реализацию (передачу) указанных товаров:
приговора или решения суда, арбитражного суда или другого уполномоченного органа о конфискации подакцизных товаров и направлении их на переработку;
договора, заключенного с организацией-переработчиком;
наличие раздельного учета операций по реализации указанных товаров.
У лиц, осуществляющих переработку указанных товаров, проверяется наличие:
лицензии на производство и поставку товаров, выданной в установленном порядке, в случае если необходимость такой лицензии предусмотрена законодательством Российской Федерации;
раздельного учета операций по производству и реализации товаров, полученных в результате переработки конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства, и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность.
4. Статьей 182 Налогового кодекса определены операции, признанные объектами налогообложения акцизами.
При применении указанной статьи следует иметь в виду следующее.
4.1. В настоящее время на автозаправочных станциях и в других организациях широко практикуется изготовление бензина автомобильного, полученного нестандартными (то есть не в процессе переработки нефти) способами, а именно: в результате осуществления процесса смешивания бензинов автомобильных различных марок или низкооктановых бензинов с высокооктановыми добавками.
Пунктом 3 статьи 182 установлено, что в целях главы 22 к производству приравниваются розлив подакцизных товаров, а также любые виды смешения товаров в местах их хранения и реализации, в результате которых получается подакцизный товар.
Таким образом, если организацией или индивидуальным предпринимателем в результате смешения различных марок бензина или применения различного рода высокооктановых добавок и низкооктановых бензинов вырабатывается, а впоследствии и реализуется бензин автомобильный новой марки и нового качества, отвечающий требованиям ГОСТ Р 511313-99 "Бензины автомобильные. Общие технические требования.", то данный бензин автомобильный признается подакцизным товаром, а у его производителя при реализации возникает объект налогообложения акцизами.
4.2. Обращаем особое внимание на то, что в соответствии с подпунктами 7 и 8 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса объектом обложения акцизами признаны: передача на территории Российской Федерации организациями произведенных ими подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организаций, в паевые фонды кооперативов, в качестве взноса по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), а также передача организацией (хозяйственным обществом или товариществом) произведенных ею подакцизных товаров своему участнику (его правопреемнику или наследнику) при его выходе (выбытии) из этой организации и передача подакцизных товаров, произведенных в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) участнику указанного договора (его правопреемнику или наследнику) при выделе его доли из имущества, находящегося в общей доле участников договора, или разделе такого имущества.
Таким образом, независимо от того, что в статье 39 Налогового кодекса вышеперечисленные операции не признаны реализацией, в целях исполнения главы 22 Налогового кодекса эти операции с 1 января 2001 года признаются объектом налогообложения акцизом.
5. В пунктах 1, 2 и 3 статьи 187 Налогового кодекса установлен порядок определения налоговой базы по операциям, признаваемым в соответствии со статьей 182 Налогового кодекса объектами налогообложения.
Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 3 статьи 187 Налогового кодекса налоговая база при реализации (передаче) ювелирных изделий, произведенных по индивидуальным заказам населения из ювелирных изделий, бывших в употреблении, и (или) лома таких изделий будет определяться как стоимость переработки, исчисленная исходя из цены, указанной сторонами сделки без учета акциза, налога на добавленную стоимость и налога с продаж.
Приказом МНС РФ от 29 июня 2001 г. N БГ-3-03/198 в пункт 6 настоящих Методических рекомендаций внесены изменения
6. Главой 22 Налогового кодекса вводится одинаковый режим налогообложения операций по реализации подакцизных товаров, вывезенных в государства-участники СНГ и за пределы государств - участников СНГ.
6.1. Следует иметь в виду, что поскольку до 1 июля 2001 года в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ реализация подакцизных товаров в государства-участники СНГ приравнивается к реализации товаров на территории Российской Федерации, вышеизложенная норма вводится в действие лишь с указанной даты.
Приказом МНС РФ от 6 августа 2002 г. N БГ-3-03/417 в пункт 6.2 настоящих Методических рекомендаций внесены изменения
6.2. Согласно пункту 1 статьи 184 Налогового кодекса налогоплательщик освобождается от уплаты акциза при вывозе произведенных им подакцизных товаров только при представлении в налоговый орган поручительства банка, предусмотренного статьей 74 Налогового кодекса, или банковской гарантии.
Статьей 74 Налогового кодекса установлено, что поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации договором между налоговым органом и поручителем.
Указанные договоры налоговыми органами могут заключаться с коммерческими банками, если:
1) банк зарегистрирован в налоговом органе в том субъекте Российской Федерации, в котором состоит на учете налогоплательщик акцизов;
2) у налогоплательщика акцизов в данном банке открыт расчетный и (или) валютный счет;
3) отсутствуют признаки неплатежеспособности банка-поручителя, как то:
кредитная организация не удовлетворяет неоднократно на протяжении последних шести месяцев требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в срок до трех дней с момента наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;
кредитная организация не удовлетворяет требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие три дня с момента наступления даты их удовлетворения и (или) даты их исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;
кредитная организация допускает абсолютное снижение собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 20 процентов при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;
кредитная организация нарушает норматив достаточности собственных средств (капитала), установленный Банком России;
кредитная организация нарушает норматив текущей ликвидности кредитной организации, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 10 процентов.
Одновременно обращаем внимание, что окончательное решение о заключении с коммерческим банком договора решаются территориальными органами МНС России самостоятельно на основании имеющейся у них информации и материалов.
Приказом МНС РФ от 6 августа 2002 г. N БГ-3-03/417 в пункт 6.2 настоящих Методических рекомендаций внесены изменения
6.3. При отсутствии поручительства банка или банковской гарантии, предусмотренных пунктом 1 статьи 184 Налогового кодекса, налогоплательщик обязан уплатить акциз в порядке, установленном для операций по реализации подакцизных товаров, на территории Российской Федерации. Сумма уплаченного акциза подлежит возврату налогоплательщику после предоставления в налоговые органы документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров.
Перечень документов, подтверждающих факт экспорта, необходимых для проведения зачета (возврата) суммы акциза, уплаченной в бюджет по подакцизным товарам, вывезенным в таможенном режиме экспорта за пределы территории Российской Федерации, установлен пунктом 6 статьи 198 Налогового кодекса.
6.4. Согласно пункту 6 статьи 198 Налогового кодекса документы, необходимые для подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акциза и налоговых вычетов при вывозе подакцизных товаров в таможенном режиме экспорта за пределы территории Российской Федерации, должны быть представлены в налоговый орган по месту регистрации налогоплательщика в обязательном порядке в течение 180 дней со дня реализации указанных товаров.
Таким образом, условием для освобождения от уплаты акциза и налоговых вычетов является соблюдение налогоплательщиком сроков представления документов в полном объеме.
При представлении документов по истечении указанного срока основания для освобождения от уплаты акциза и налоговых вычетов не имеется.
Приказом МНС РФ от 6 августа 2002 г. N БГ-3-03/417 в пункт 7 настоящих Методических рекомендаций внесены изменения
7. При применении статьи 193 Налогового кодекса необходимо обратить внимание на следующее.
В связи с введением режимов налогового склада в отношении производства и реализации алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов устанавливается новый порядок взимания акцизов по этой продукции.
Так, при реализации алкогольной продукции налогообложение осуществляется по следующим налоговым ставкам:
налогоплательщиками-производителями покупателям, не являющимся акцизными складами оптовых организаций, - по налоговым ставкам, установленным в пункте 1 статьи 193 Налогового кодекса;
налогоплательщиками-производителями алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов - на акцизные склады оптовых организаций - в размере 50 процентов соответствующих ставок, установленных в пункте 1 статьи 193 Налогового кодекса;
оптовыми организациями, реализующими алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, с акцизных складов конечным потребителям - в размере 50 процентов соответствующих ставок, установленных в пункте 1 статьи 193 Налогового кодекса.
При реализации алкогольной продукции оптовыми организациями с акцизных складов на акцизные склады других организаций акцизы не взимаются.
Оформление расчетных документов должно производиться с учетом положений, изложенных в пунктах 2 и 3 статьи 198 Налогового кодекса.
При реализации алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов с акцизных складов организаций-производителей сумма акциза в расчетных документах указывается исходя из установленной пунктом 1 статьи 193 Налогового кодекса налоговой ставки в размере:
50 процентов - при реализации алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов на акцизный склад, не являющийся структурным подразделением организации-производителя;
100 процентов - при реализации алкогольной продукции покупателям, не являющимся акцизным складом оптовой организации.
При реализации алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов с акцизных складов оптовых организаций сумма акциза в расчетных документах указывается в размере 50 процентов налоговой ставки, установленной пунктом 1 статьи 193 Налогового кодекса.
Приказом МНС РФ от 29 июня 2001 г. N БГ-3-03/198 в пункт 8 настоящих Методических рекомендаций внесены изменения
8. В соответствии со статьей 200 Налогового кодекса начисленная сумма акциза уменьшается на сумму налоговых вычетов.
Об осуществлении налоговых вычетов, предусмотренных пунктами 1 - 4 статьи 200 НК РФ, см. письмо МНС РФ от 10 апреля 2001 г. N ВГ-6-03/284
8.1. Вычетам подлежат суммы акциза:
уплаченные при приобретении подакцизных товаров, использованных в качестве сырья для производства подакцизных товаров;
уплаченные собственником давальческого сырья при его приобретении либо исчисленные и уплаченные собственником при передаче давальческого сырья на переработку;
уплаченные налогоплательщиком при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации подакцизных товаров, использованных в качестве сырья для производства других подакцизных товаров.
8.2. Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 199 Налогового кодекса вычеты производятся только в случае, если ставки акциза на подакцизные товары, используемые в качестве сырья, и ставки акциза на подакцизные товары, произведенные из этого сырья, определены на одинаковую единицу измерения налоговой базы.
8.3. Вычеты сумм акцизов, уплаченных по использованному подакцизному сырью, производятся на основании расчетных документов (платежных поручений) и счетов-фактур, предъявленных налогоплательщиком и подтверждающих уплату им соответствующих сумм акциза.
По ввозимым на территорию Российской Федерации подакцизным товарам, используемым в качестве сырья, должны быть предъявлены таможенные декларации или иные документы, подтверждающие ввоз этих товаров на территорию Российской Федерации и уплату акциза таможенным органам.
8.4. Если подакцизные товары, использованные в качестве сырья, оплачены третьими лицами, налоговые вычеты производятся, если в расчетных документах указано наименование организации, за которую произведена оплата.
8.5. Если налогоплательщик использует в качестве сырья подакцизные товары, переданные ему на давальческих условиях, он должен предъявить копии платежных документов с отметкой банка, подтверждающих факт уплаты налога владельцем сырья (если он это сырье произвел) либо факт оплаты владельцем сырья его стоимости по ценам, включающим акциз (если он это сырье купил).
8.6. При осуществлении налоговых вычетов, связанных с возвратом подакцизных товаров, следует иметь в виду следующее.
Возврат товаров может осуществляться по основаниям, предусмотренным статьями 468, 475, 482 Гражданского кодекса Российской Федерации. Иные основания для возврата подакцизных товаров должны быть указаны в договоре купли-продажи.
Сумма акциза, начисленная и уплаченная по подакцизным товарам, возвращенным налогоплательщику акцизов по основаниям, не предусмотренным Гражданским кодексом или договором купли-продажи, к вычету не принимается.
8.7. Согласно пункту 4 статьи 200 и пункту 2 статьи 201 Налогового кодекса сумма акциза, подлежащая уплате по алкогольной продукции, уменьшается на сумму акциза, уплаченную на территории Российской Федерации по спирту этиловому, произведенному из пищевого сырья, использованному для производства виноматериалов, использованных для производства этой алкогольной продукции.
Уменьшение суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет по алкогольным изделиям, на сумму акциза, уплаченную по спирту этиловому из пищевого сырья, использованному для производства виноматериалов, производится при представлении налогоплательщиком (производителем алкогольной продукции) платежных документов с отметкой банка, подтверждающих факт оплаты продавцом, производящим виноматериалы, спирта этилового из пищевого сырья по ценам, включающим акциз.
Данные положения Налогового кодекса применяются в том случае, если производитель виноматериалов покупает спирт этиловый из пищевого сырья, который использует для производства виноматериалов. Произведенные виноматериалы, в свою очередь, покупает производитель алкогольной продукции.
В случае, если производство спирта этилового из пищевого сырья, виноматериалов и алкогольной продукции осуществляются в рамках одного юридического лица, акциз должен начисляться налогоплательщиком при реализации произведенной им алкогольной продукции.
Если же организация приобрела только спирт этиловый из пищевого сырья, а виноматериалы и алкогольную продукцию произвела сама, то акциз, уплаченный по спирту этиловому, вычитается из суммы акциза, начисленной в установленном порядке по алкогольной продукции.
Во всех случаях сумма акциза, уплаченная по спирту этиловому из пищевого сырья, использованному для производства виноматериалов, включается в расходы на производство виноматериалов, принимаемые к вычету при исчислении налога на доходы организаций.
8.8. Суммы акциза по подакцизным товарам, использованным в качестве сырья для производства других подакцизных товаров, принимаются к вычету при исчислении сумм акциза, подлежащих уплате в бюджет, при одновременном соблюдении налогоплательщиком акцизов следующих условий:
их фактической оплаты;
после списания стоимости использованных подакцизных товаров на затраты по производству реализованных (переданных) подакцизных товаров.
9. В соответствии со статьей 203 Налогового кодекса в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по подакцизным товарам, реализованным (переданным) в отчетном налоговом периоде, полученная отрицательная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику.
Указанная разница сумм акцизов направляется в отчетном налоговом периоде и в течение трех налоговых периодов, следующих за ним:
на исполнение обязанности по уплате налогов или сборов;
на уплату пени;
на погашение недоимки, сумм санкций, присужденных налогоплательщику, подлежащих зачислению в тот же бюджет.
По истечении трех налоговых периодов, следующих за отчетным, сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его заявлению.
<< Назад |
||
Содержание Приказ МНС РФ от 18 декабря 2000 г. N БГ-3-03/440 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 22 "Акцизы"... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.