Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение к постановлению
Правительства Ивановской области
от 25.03.2024 N 109-п
Региональная программа
"Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" на 2024 - 2028 годы
I. Паспорт региональной программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" на 2024 - 2028 годы
Наименование региональной программы |
Региональная программа "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" на 2024 - 2028 годы (далее - региональная программа) |
Основания для разработки региональной программы |
Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"; распоряжение Правительства Российской Федерации от 22.03.2017 N 520-р; Закон Ивановской области от 09.01.2007 N 1-ОЗ "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ивановской области"; постановление Правительства Ивановской области от 09.06.2015 N 244-п "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ивановской области" |
Ответственный исполнитель региональной программы |
Департамент социальной защиты населения Ивановской области |
Соисполнители региональной программы |
Департамент образования и науки Ивановской области; Департамент здравоохранения Ивановской области; Департамент культуры Ивановской области; Департамент внутренней политики Ивановской области; Департамент спорта Ивановской области; комитет Ивановской области по труду, содействию занятости населения и трудовой миграции; Уполномоченный по правам ребенка в Ивановской области; комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Ивановской области; Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ивановской области (по согласованию); Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Ивановской области (по согласованию); региональное отделение Общероссийского общественно-государственного движения детей молодежи "Движение первых" (по согласованию); органы местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области (по согласованию) |
Цель региональной программы |
Повышение эффективности региональной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав |
Задачи региональной программы |
Совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере межведомственного взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; профилактика правонарушений несовершеннолетних, в том числе повторных и групповых, укрепление системы противодействия распространению алкоголизма, токсикомании, наркомании, экстремизма в подростковой среде и суицидального поведения несовершеннолетних; совершенствование имеющихся и внедрение новых технологий и методов профилактической работы с несовершеннолетними, направленных на профилактику их противоправного поведения, обеспечение безопасности, в том числе информационной, повышение уровня правовой культуры, социальной реабилитации и адаптации; обеспечение методической поддержки органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних |
Сроки реализации региональной программы |
2024 - 2028 годы |
Целевые показатели региональной программы |
Доля несовершеннолетних, состоящих на различных видах профилактического учета, в общем количестве несовершеннолетних; доля преступлений, совершенных несовершеннолетними, в общем количестве совершенных преступлений; доля несовершеннолетних, совершивших преступления, в общем количестве несовершеннолетних; доля несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, временно трудоустроенных в свободное от учебы время, в общем количестве несовершеннолетних указанного возраста; доля несовершеннолетних, состоящих на различных видах учета, охваченных дополнительными общеобразовательными программами, в общем количестве несовершеннолетних; доля несовершеннолетних, состоящих на различных видах учета, охваченных организованными формами занятости в летний период, в общем количестве несовершеннолетних; доля семей, снятых с учета муниципальными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в связи с улучшением ситуации в семье, в общем количестве семей, снятых с учета муниципальными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав |
Ожидаемые результаты региональной программы |
Снижение числа случаев нахождения семей (несовершеннолетних) в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации; внедрение новых форм и технологий социальной адаптации и реабилитации несовершеннолетних, склонных к асоциальному поведению или находящихся в конфликте с законом; снижение количества преступлений, совершенных несовершеннолетними, и противоправных действий в отношении несовершеннолетних; рост заинтересованности несовершеннолетних ведением здорового образа жизни, повышение их правосознания; сохранение охвата несовершеннолетних, в том числе находящихся в социально опасном положении, организованными формами досуга и труда, отдыха и оздоровления; совершенствование профессиональных компетенций сотрудников системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних |
II. Анализ текущего состояния и основные проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних имеют комплексный характер и зависят от множества причин, одними из которых являются социальные факторы: воспитание в неполных и социально неблагополучных семьях, в которых дети испытывают недостаток опеки и контроля, невыполнение родителями обязанностей по воспитанию детей, жестокое обращение с детьми, жестокость в подростковой среде, вовлечение подростков в преступную деятельность со стороны взрослых лиц. Кроме этого, к числу причин, влекущих совершение правонарушений и преступлений несовершеннолетними, относится недостаточный уровень взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее - система профилактики) при организации межведомственного сопровождения несовершеннолетних, в том числе между образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями социального обслуживания и другими органами и учреждениями системы профилактики.
В этой связи требуются четкий механизм, регулирующий и объединяющий усилия всех субъектов системы профилактики, методическое сопровождение деятельности лиц, осуществляющих профилактическую работу, совершенствование процесса выявления родителей, не выполняющих свои обязанности по воспитанию, содержанию и обучению несовершеннолетних детей, своевременное оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи семьям, воспитывающих детей.
По данным на 01.01.2023 на территории Ивановской области проживает 165 167 несовершеннолетних.
Согласно сведениям УМВД России по Ивановской области за 11 месяцев 2023 года на территории области зафиксирован рост уровня подростковой преступности на 8,1% (с 246 до 266 преступлений) в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.
Основной категорией лиц, совершающих преступления, являются молодые люди в возрасте 16 - 17 лет. Среди участников преступлений на 4,7% снизилось число подростков, не занятых трудовой и учебной деятельностью на момент совершения преступлений.
По итогам 2022 года и первого полугодия 2023 года преступлений экстремистского и террористического характера, совершенных несовершеннолетними, на территории Ивановской области не зарегистрировано.
На 1 ноября 2023 года на контроле территориальных органов УМВД России по Ивановской области находятся 37 несовершеннолетних, разделяющих взгляды неформальных молодежных объединений.
В 2023 году зарегистрирован рост на 2,1% числа преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних (с 767 до 783). Число преступлений, направленных против половой неприкосновенности несовершеннолетних, в 2023 году возросло на 12,2% (с 98 до 110).
В 2023 году несовершеннолетними совершено 559 правонарушений по фактам потребления наркотических средств, алкоголя, появления в общественных местах в состоянии опьянения, что ниже уровня показателя 2022 года на 9%.
В 2023 году на основании решений муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - муниципальные комиссии) межведомственной индивидуальной профилактической работой охвачено 1724 семьи, в которых воспитывается 2900 несовершеннолетних. По итогам проведения курса профилактической работы сняты с учета 910 семей, из них с улучшением ситуации 728 семей.
На конец 2023 года на ведомственном учете в органах и учреждениях системы профилактики состоит 630 несовершеннолетних, нуждающихся в ранней профилактике (в 2022 году - 603 несовершеннолетних).
В 2023 году зарегистрировано снижение на 14,5% количества розысков несовершеннолетних в сравнении с показателем 2022 года (282 факта), которое обусловлено уменьшением числа самовольных уходов несовершеннолетних из дома (с 245 до 193 случаев). Вместе с тем, зарегистрирован рост на 19,2% числа самовольных уходов несовершеннолетних из учреждений, подведомственных Департаменту социальной защиты населения Ивановской области (31). Стабильно к показателю 2022 года число самовольных уходов из образовательных организаций - 43.
На территории Ивановской области за 2023 год зафиксировано 2 сообщения по оконченным суицидам, что ниже на 33,3% к 2022 году.
По результатам межведомственной профилактической работы, проводимой муниципальными комиссиями, за летний период 2023 года завершена профилактическая работа в отношении 590 семей, из них в отношении 458 семей - в связи с улучшением ситуации в семье.
В 2023 году при содействии органов службы занятости населения Ивановской области на временные работы в свободное от учебы время трудоустроены порядка 2700 несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет. В числе трудоустроенных 731 подросток из числа подростков, находящихся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации.
В лагерях дневного пребывания в течение 2023 года отдохнули 15569 человек (в 2022 году - 18474 человека), в том числе 625 несовершеннолетних, состоящих на учете муниципальных комиссий и на внутришкольном учете (в 2022 году - 556 несовершеннолетних). 309 подростков указанной категории направлены в загородные оздоровительные лагеря (в 2022 году - 234 подростка).
Иными видами досуговой занятости охвачено 44538 человек (в 2022 году - 48375 человек), в том числе 1380 несовершеннолетних, состоящих на учете муниципальных комиссий и на внутришкольном учете (в 2022 году - 1796 несовершеннолетних).
Таким образом, приоритетными направлениями деятельности субъектов системы профилактики на 2024 - 2028 годы являются:
организация эффективного межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики;
предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних;
профилактика преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних;
выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.
Итогом реализации региональной программы станет формирование эффективного межведомственного взаимодействия всех субъектов системы профилактики как основы стабильного функционирования региональной системы профилактики.
III. Контрольные точки реализации региональной программы
Контрольными точками реализации региональной программы являются 01 июля и 31 декабря отчетного года.
Соисполнители региональной программы проводят мониторинг достижения значений целевых показателей региональной программы в сфере своей компетенции и направляют его результаты, отчет о проведении мероприятий и предложения по внесению изменений в региональную программу 1 раз в полугодие до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав Ивановской области.
На основании представленных отчетов комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Ивановской области в срок до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом, формирует сводный отчет с проведением мероприятий региональной программы и, при необходимости, с учетом предложений соисполнителей региональной программы готовит проект постановления Правительства Ивановской области о внесении изменений в региональную программу.
IV. Основные мероприятия региональной программы
Достижение ожидаемых результатов региональной программы осуществляется путем выполнения Плана мероприятий по реализации региональной программы, являющегося приложением к региональной программе.
V. Механизм управления региональной программой
Региональная программа реализуется исполнительными органами государственной власти Ивановской области, государственными учреждениями Ивановской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области.
К реализации региональной программы по согласованию привлекаются территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, общественные объединения, в том числе волонтерские, заинтересованные в достижении целей региональной программы.
Общее руководство действиями участников региональной программы, контроль за реализацией мероприятий региональной программы и оказание содействия в реализации ее мероприятий осуществляются комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Ивановской области.
VI. Обоснование объема финансовых ресурсов и источники финансирования, необходимые для реализации региональной программы
Финансовое обеспечение мероприятий, направленных на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предусмотренных региональной программой, осуществляется в пределах средств, предусмотренных законом Ивановской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, в рамках следующих государственных программ Ивановской области:
"Социальная поддержка граждан в Ивановской области";
"Развитие образования Ивановской области";
"Содействие занятости населения Ивановской области";
VII. Целевые показатели региональной программы
Сведения о целевых показателях региональной программы и их значениях представлены в таблице:
N п/п |
Наименование целевого показателя |
Единица измерения |
Значение целевых показателей |
|||||
базовый год 2023 |
2024 год |
2025 год |
2026 год |
2027 год |
2028 год |
|||
1 |
Доля несовершеннолетних, состоящих на различных видах профилактического учета, в общем количестве несовершеннолетних |
% |
1,2 |
1,1 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
0,9 |
2 |
Доля преступлений, совершенных несовершеннолетними, в общем количестве совершенных преступлений |
% |
4,2 |
4,3 |
4,3 |
4,2 |
4,2 |
4,1 |
3 |
Доля несовершеннолетних, совершивших преступления, в общем количестве несовершеннолетних |
% |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
3,4 |
3,4 |
3,4 |
4 |
Доля несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, временно трудоустроенных в свободное от учебы время, в общем количестве несовершеннолетних указанного возраста |
% |
7,0 |
7,0 |
7,0 |
7,0 |
7,0 |
7,0 |
5 |
Доля несовершеннолетних, состоящих на различных видах учета, охваченных дополнительными общеобразовательными программами, в общем количестве несовершеннолетних |
% |
23,4 |
24,5 |
24,5 |
24,5 |
25 |
25 |
6 |
Доля несовершеннолетних, состоящих на различных видах учета, охваченных организованными формами занятости в летний период, в общем количестве несовершеннолетних |
% |
89,2 |
89,2 |
89,3 |
89,3 |
89,4 |
89,4 |
7 |
Доля семей, снятых с учета муниципальными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в связи с улучшением ситуации в семье, в общем количестве семей, снятых с учета муниципальными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав |
% |
81,2 |
81,5 |
81,5 |
81,5 |
81,5 |
81,5 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.