Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
администрации
Малмыжского района
от 20.12.2023 N 998
Муниципальная программа
"Развитие культуры в Малмыжском районе" на 2024 - 2028 годы
19 января 2024 г.
Паспорт изменен с 30 января 2024 г. - Постановление Администрации Малмыжского муниципального района Кировской области от 19 января 2024 г. N 51
Паспорт
муниципальной программы "Развитие культуры в Малмыжском районе" на 2024 - 2028 годы
Ответственный исполнитель муниципальной программы |
муниципальное казенное учреждение управление инвестиционной и социальной политики администрации Малмыжского района Кировской области |
Соисполнители муниципальной программы |
финансовое управление администрации Малмыжского района; муниципальное казенное учреждение культуры Малмыжская централизованная библиотечная система Кировской области; муниципальное казенное учреждение культуры Малмыжский районный Центр культуры и досуга Кировской области; муниципальное казенное учреждение культуры Малмыжский краеведческий музей; муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования Малмыжская детская школа искусств Кировской области имени С.Б. Сахара |
Наименования подпрограмм |
отсутствуют |
Цели муниципальной программы |
обеспечение развития творчества населения, инноваций в сфере культуры, сохранение культурного наследия через эффективное использование культурного потенциала Малмыжского района |
Задачи муниципальной программы |
организация и поддержка народного творчества, организация и поддержка деятельности муниципальных культурно - досуговых учреждений, сохранение культурного и исторического наследия района; организация и поддержка деятельности музея и обеспечение сохранности музейных предметов, коллекций, комплектование фондов; развитие библиотечного дела и организация библиотечного обслуживания населения, внедрение инновационных форм работы и модернизация сферы культуры; содействие в обеспечении подготовки и повышения квалификации кадров для учреждений культуры, дополнительного образования детей; реализация мер социальной поддержки отдельных категорий граждан в сфере культуры; организация в сфере внутреннего и въездного событийного туризма; популяризация отечественного кинематографа; развитие и укрепление материально - технической базы муниципальных домов культуры; сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов и ремесел; популяризация и повышение имиджа добровольческого (волонтерского) движения в Малмыжском районе |
Сроки реализации муниципальной программы |
2024 - 2028 годы без подразделения на этапы |
Целевые показатели эффективности реализации муниципальной программы |
темпы роста численности участников культурно-досуговых мероприятий, проводимых учреждениями культурно - досугового типа, к предыдущему году (процентов); средняя численность участников клубных формирований (в муниципальных домах культуры) в расчете на 1000 человек; посещаемость музейных учреждений (на 1000 человек); количество посещений библиотек (на 1 жителя в год); количество учащихся, обучающихся по программам предпрофессионального уровня в области искусства по Федеральным Государственным Требованиям (ФГТ); количество проведенных мероприятий событийного туризма (единиц); количество посетителей кинотеатра (человек); проведены мероприятия по комплектованию книжных фондов библиотек муниципальных образований и государственных общедоступных библиотек субъектов Российской Федерации (единиц); количество проведенных мероприятий, направленных на поддержку добровольческого (волонтерского) движения (единиц); количество организованных конкурсов, выставок, ярмарок народных промыслов и ремесел (единиц) |
Этапы и сроки реализации муниципальной программы |
2024 - 2028 годы без подразделения на этапы
|
Ресурсное обеспечение муниципальной программы |
Ресурсное обеспечение муниципальной программы 362827,64 тыс. рублей: федеральный бюджет - 378,82 тыс. рублей; областной бюджет - 3734,18 тыс. рублей; бюджет Малмыжского района - 358714,64 тыс. рублей" |
1. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
В современном обществе культура играет основополагающую роль в развитии и самореализации личности, гуманизации общества и сохранении национальной самобытности народов, утверждении их достоинства, приобщении граждан к созданию и сохранению культурных ценностей.
На фоне неизбежных противоречий общественной жизни в период ее трансформации необходимо укреплять сеть существующих учреждений культуры и образования в сфере культуры, поскольку именно они обеспечивают историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры и духовно-нравственных ценностей, в конечном счете определяя лицо того общества, в котором предстоит жить человечеству.
В Малмыжском районе 30 культурно - досуговых учреждений (25 сельских, подведомственных районному Центру культуры и досуга, 1 районный Центр культуры и досуга, 4 сельских, входящих в состав МКУК Калининская ЦКС (Калининский ДК, Дерюшевский СК, Нослинский СК, Ст. Буртекский ДК), подведомственные Калининскому с/п). Учреждения удовлетворяют общественные потребности в сохранении и развитии традиционной народной культуры Вятского края, осуществляют поддержку любительского художественного творчества и декоративно-прикладного искусства.
В настоящее время 7 любительских коллективов имеют звание "народный" и "образцовый". Они достойно представляют Малмыжский район на конкурсах и фестивалях различного уровня.
По итогам 2022 года культурно - досуговыми учреждениями Малмыжского района организовано 3463 культурно - массовых мероприятия, которые посетило 137027 человек.
В Малмыжском районе проводятся межрегиональные, областные праздники и фестивали: межрегиональный конкурс-фестиваль татарской культуры "Нократ Моннары", межрегиональный фестиваль-конкурс "Нократ йолдызчыклары", межрегиональный детский форум "Костер дружбы", межрегиональный конкурс эстрадного мастерства "Созвездие", межрегиональный фестиваль-конкурс "Солнечные лучики", "День молодежи". Участники творческих коллективов Малмыжского района неоднократно становились призерами и лауреатами Всероссийских, межрегиональных и областных конкурсов, что является показателем качественного предоставления услуг учреждениями культуры Малмыжского района.
Проводятся мероприятия событийного туризма - это региональный национальный праздник "Сабантуй", областной праздник "Ярмарка Казанская", межрегиональный мотокросс "Болтушина гора", марийский национальный праздник "Ак Батыр", фестиваль диджейского искусства "Open Air".
Так в 2022 и 2023 годах из областного бюджета предоставлен межбюджетный трансферт, имеющий целевое назначение, а именно на проведение регионального национального праздника "Сабантуй". Общий размер межбюджетного трансферта за 2 года составил 1698,00 тыс. рублей.
Серьезной проблемой остается старение кадров. В связи с низкой заработной платой и отсутствием жилья молодым и талантливым специалистам приходится уезжать в другие регионы в поисках заработка, а выпускники, продолжившие обучение в высших учебных заведениях, не спешат искать работу по специальности в Малмыжском районе. Учреждения культуры не имеют возможности привлечь для работы высококвалифицированных специалистов, что приводит к не укомплектованности кадрами. Крайне актуальным для отрасли стал Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", предполагающий поэтапное доведение к 2018 году уровня заработной платы основного персонала в отрасли культуры до 50% средней заработной платы в экономике региона. По состоянию на 01.01.2023 размер средней заработной платы специалистов учреждений культуры составляет 33754,90 рублей.
В 2019 году в рамках мероприятия на поддержку отрасли культуры 2 работника филиалов Центра культуры и досуга признаны лучшими работниками сельских учреждений культуры, а филиалы - лучшими сельскими учреждениями культуры. В ходе реализации данного мероприятия была выплачена премия лучшим работникам сельских учреждений. Приобретено оборудование необходимого для укрепления материально-технической базы учреждения.
Культурно-досуговым учреждениям требуется модернизация материально-технической базы. Последние годы этой проблеме уделяют особое внимание. Так в 2020 - 2022 гг. МКУК Малмыжский районный Центр культуры и досуга Кировской области выделена субсидия в рамках проекта "Местный дом культуры", направленный на развитие и укрепление материально-технической базы муниципальных домов культуры, расположенных в населенных пунктах с численностью населения до 50 тыс. человек. В 2020 году проведен ремонт помещений первого этажа здания муниципального казенного учреждения культуры Малмыжский районный Центр культуры и досуга Кировской области. В 2021 году в ходе реализации данного мероприятия приобретено музыкальное оборудование. В 2022 году приобрели мебель и видеокамеру.
В 2023 году с Министерством культуры Кировской области заключено соглашение на выделение субсидии на развитие сети учреждений культурно-досугового типа. Субсидия направлена на проведение капитального ремонта здания Дома культуры в п. Плотбище Малмыжского района Кировской области. Сумма проекта составила более 15 млн. рублей.
Также в ближайшие годы планируется строительство Дома культуры в с. Савали Малмыжского района Кировской области. В связи с этим в 2023 году выделены денежные средства на осуществление мероприятия по обеспечению развития и укреплению материально-технической базы муниципальных учреждений культуры, направленное на разработку проектной документации на строительство Дома культуры в с. Савали Малмыжского района Кировской области.
Помимо выделения денежных средств на укрепление материально-технической базы муниципальных домов культуры из бюджетов другого уровня, МКУК Малмыжский районный Центр культуры и досуга старается своими силами ежегодно приобретать оборудование необходимое для нормальной работы учреждения и его филиалов.
В 2022 году проведен ремонт спортзала по проекту ППМИ "Спортзал моей мечты". Сметная стоимость проекта составила 1932522,29 рублей.
В здании МКУК Малмыжский районный Центр культуры и досуга работает кинотеатр "Апрель". За 2022 год кинотеатр осуществил 1890 сеансов по показу кинофильмов, посетителями которых стали 4454 человека.
Разработка муниципальной программы позволит осуществить:
комплексное решение задач реализации муниципальной политики в области культуры в рамках широкого взаимодействия всех основных субъектов и участников культурного процесса, включая общественные и иные негосударственные организации;
поддержку инновационных и инвестиционных проектов, использование современных управленческих, информационных и иных технологий в деятельности учреждений культуры;
формирование позитивного имиджа Малмыжского района Кировской области как территории, привлекательной для российских и зарубежных туристов;
развитие системы социальной поддержки работников сферы культуры, совершенствование системы подготовки и повышения квалификации специалистов в области культуры.
В современной жизни общества деятельность музея стала более многогранной - это образовательный, информационный, досуговый центр.
Музей - единственное учреждение культуры, которое на подлинных реликвиях формирует нравственную ориентацию личности, воспитывает патриотические и эстетические чувства граждан. Он не только дает дополнительные знания, но и создает особую атмосферу для комфортного, интеллектуального и познавательного отдыха. Услуги и условия, которые предлагает музей сегодня своим посетителям, их качество должны точно соответствовать запросам и ожиданиям общества.
Сегодня Малмыжский краеведческий музей г. Малмыжа - это крупное культурно-образовательное учреждение, ежегодно принимающее более 11 тысяч посетителей. Состав музейного фонда на 01 января 2023 года: 18516 предметов хранения, из них основной фонд 14828 предметов, научно-вспомогательный фонд 3688 предметов.
С 1980 г. музей является организатором межрегиональных научных конференций, участниками которых являются ученые и краеведы из Санкт-Петербурга, Москвы, Томска, Удмуртии, Татарстана и др. Фонды учреждения постоянно пополняются. Они открыты для исследователей, изучающих историю и природу края. Публикации материалов из собраний музея часто можно встретить в научных трудах и средствах массовой информации. Также музей является постоянным участником всероссийских акций "Ночь музеев" и "Ночь искусств".
Музей тесно сотрудничает с образовательными учреждениями города и ведёт большую методическую работу. Образовательные возможности музея огромны: встречи с ветеранами войны и труда, со старожилами города, общественными и политическими деятелями создают возможность соприкасаться с живой историей. Музей обеспечивает связь веков, преемственность поколений, непрерывность общественного развития. В целях поддержания национальных и религиозных традиций населения Российской Федерации на постоянной основе в МКУК Малмыжский краеведческий музей разработана Музейно-образовательная программа по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи "Наш край". Согласно программе сотрудники проводят мероприятия о народах, проживающих на территории Малмыжского района. Особое место в системе мер, направленных на популяризацию идей толерантности и профилактики экстремизма, занимают дискуссионные формы общения - круглые столы, беседы, лекции.
В 2021 году МКУК Малмыжский краеведческий музей получил добровольное пожертвование в размере 350 000,00 (Триста пятьдесят тысяч) рублей. Жертвователем выступило общество с ограниченной ответственностью "Апекс". Денежные средства направлены на сбор материала и создание экспозиции, посвященной советскому периоду и на другие нужды учреждения.
В 2022 году музей стал победителем грантового конкурса "Серебряный возраст" от фонда "Добрые истории" и осуществлял реализацию проекта "Второе дыхание" для людей с ограниченными возможностями. В связи с этим было отремонтировано помещение, закуплено оборудование; в музее проводились регулярные занятия в студии: "Вятское детство", "Релакс-раскрашивание", "Что за прелесть эти сказки...", " Как я провел лето".
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30.12.2021 N 745 "О проведении в Российской Федерации Года культурного наследия народов России" из бюджета Кировской области выделены средства 200 000,00 (Двести тысяч) рублей. Денежные средства направлены на обеспечение развития и укрепления материально-технической базы муниципальных учреждений культуры - на техническое оснащение музеев. Приобретен интерактивный стол Interactivetouch 43,, с поворотным механизмом.
В 2023 году также проведены мероприятия по техническому оснащению МКУК Малмыжский краеведческий музей. В рамках регионального проекта "Обеспечение качественно нового уровня развития инфраструктуры культуры Кировской области" ("Культурная среда") национального проекта "Культура" были приобретены интерактивные панели, интерактивная песочница и прочее интерактивное оборудование, металлические конструкции для хранения, цифровое и звуковое оборудование, сплит-система, комплект видеонаблюдения, трековая система освещения.
Музей всегда был значимым объектом туристского интереса. С годами популярность только растет. Построенные на достойном уровне экспозиции, качественная работа сотрудников, ценнейшие экспонаты - всё это популяризирует музей, вызывает желание посетить его. Так, из 11 тысяч посетителей половина - это гости города. Музей принимает делегации из Вятских Полян, Удмуртии, Татарстана, Марий Эл, нередко к нам приезжают гости из Германии, Италии, Франции.
Библиотеки выполняют важнейшие социальные и коммуникативные функции, являются одним из базовых элементов культурной, образовательной и информационной инфраструктуры страны, вносят весомый вклад в экономическое развитие страны.
В настоящее время главными задачами современной библиотеки являются:
1. Сохранение и развитие библиотек как информационно-культурных, образовательных центров прогрессивно воздействующих на формирование личности путем предоставления качественной информации и услуг.
2. Создание качественной системы информационно-библиографического обслуживания жителей района на основе внедрения автоматизированных библиотечных технологий и расширение оперативного доступа пользователей к максимально широкому кругу информационных ресурсов с предоставлением разнообразного спектра сервисных услуг.
3. Оперативность и полнота удовлетворения читательских потребностей.
4. Обеспечение сохранности библиотечных фондов в процессе их использования, качественное улучшение состава фонда документов с учетом интересов и потребностей пользователей.
5. Улучшение материально-технического оснащения библиотек, создание благоприятных условий для реализации творческо-производственной деятельности библиотек.
6. Дифференциация форм повышения квалификации библиотечных работников, повышение профессионального мастерства и творческого потенциала сотрудников, библиотечная этика и эстетика.
7. Повышение роли библиотеки в системе информационных коммуникаций и социализации личности.
Сегодня библиотеки являются ключевым звеном в создании единого информационного и культурного пространства города и района, установлении прямых информационных связей российских регионов и интеграции российских информационных ресурсов.
Решение этой задачи осуществляется на основании статьи 40 Закона Российской Федерации от 09.10.1992 N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", Федерального закона от 29.12.1994 N 78 "О библиотечном деле".
Муниципальное казенное учреждение культуры Малмыжская централизованная библиотечная система (далее - ЦБС) объединяет 26 библиотек, из них 1 центральная, 1 центральная детская библиотека и 24 библиотек-филиалов.
ЦБС представляет собой структурно-целостное учреждение, функционирующее на основе единого административного и методического руководства, общего фонда имущества и штата, централизации процессов.
Особого внимания требуют к себе сельские библиотеки-филиалы, так как именно они решают задачу предоставления свободного доступа к информации каждому человеку по месту жительства.
Для решения этой задачи в 2018 - 2020 годах была предоставлена субсидия из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету на поддержку отрасли культуры, которая была направлена на подключение сельских библиотек к информационно - телекоммуникационной сети "Интернет". В результате чего на 01.01.2023 к информационно - телекоммуникационной сети "Интернет" подключены 24 библиотеки: 2 городские и 22 сельские.
В 2018, 2020 годах 3 работника сельских библиотек и их учреждения были признаны лучшими работниками сельских учреждений культуры и лучшими сельскими учреждениями культуры. Субсидия направлена на выплату вознаграждения работникам и на приобретение оборудования, необходимого для укрепления материально-технической базы учреждения.
Осуществляется специализация библиотек по национальному признаку:
На базе сельских библиотек создано 4 национальных центра культуры:
Калининская сельская библиотека-филиал - центр русской культуры;
Староирюкская сельская библиотека-филиал - центр татарской культуры им. Габдуллы Тукая;
Пукшинерская сельская библиотека-филиал - центр марийской культуры им. Йывана Кырля;
Поречкекитякская сельская библиотека-филиал - центр удмуртской культуры им. Кузебая Герда;
Савальская сельская библиотека-филиал является центром экологической информации и культуры.
Для увековечивания в памяти жителей Малмыжского района имен выдающихся деятелей 8 библиотек носят имена наших земляков:
Центральная детская библиотека им А. П. Батуева;
Рожкинская сельская библиотека-филиал им. Ф. Ф. Павленкова;
Старотушкинская сельская библиотека-филиал им Л. А. Гребнева;
Староирюкская сельская библиотека-филиал им. Габдуллы Тукая;
Пукшинерская сельская библиотека-филиал им. Йывана Кырля;
Поречкекитякская сельская библиотека-филиал им. Кузебая Герда;
Каксинвайская сельская библиотека-филиал им В. Семибратова;
Мари-Малмыжская СБФ им. Г. А. Посибеева.
Немаловажным показателем эффективности деятельности любой библиотеки является охват населения библиотечным обслуживанием. По состоянию на 01.01.2023 этот показатель в МКУК Малмыжская ЦБС равен 86%. Главной задачей для библиотек является сохранение читательского потенциала, приоритетное информационное обслуживание таких пользователей, как учащиеся, лица с ОВЗ, люди "серебряного возраста" и т.д.
Книжный фонд библиотек района на 01.01.2023 составляет 224794 экземпляров. В рамках национального проекта "Культура" по созданию модельных муниципальных библиотек в 2021 году полностью обновлен книжный фонд центральной библиотеки с учетом интересов читателей, объем которого ежегодно пополняется с учетом модельного стандарта деятельности публичной библиотеки на 5%.
Также пополнению и обновлению книжного фонда способствует ежегодное выделение субсидии на поддержку отрасли культуры в целях реализации мероприятий по модернизации библиотек в части комплектования книжных фондов.
Муниципальное казенное учреждение культуры дополнительного образования Малмыжская детская школа искусств Кировской области имени С.Б. Сахара (далее - ДШИ) обеспечивает благоприятные условия для творческих коллективов школы с индивидуальным развитием и неповторимым своеобразием, объединенным системной деятельностью по освоению музыкального искусства, образует единое образовательное пространство, благотворно воздействующее на детей, родителей, преподавателей.
Реализация мероприятий сохраняет преемственные целостные и содержательные связи в системе дополнительного образования. Это, прежде всего, линия, направленная на последовательное развитие образования как органической составляющей всей многообразной социально-экономической жизни района и в тоже время - сферы, обращенной к специфичным социокультурным потребностям групп и слоев населения, индивидуальным образовательным запросам граждан.
Образовательное учреждение реализует программы предпрофессионального уровня в области искусства по Федеральным государственным требованиям (ФГТ). Срок обучения учащихся 5 - 8 лет. Число учащихся на 01.01.2023 составило 219 человек.
В ДШИ функционирует коллектив высокопрофессиональных педагогов-единомышленников, работа которых направлена на развитие индивидуальных музыкальных особенностей детей, а затем и их творческих успехов, приобретаемых в процессе коллективного музицирования.
На базе учреждения существуют 4 коллектива, все имеют звание "Образцовый":
"Образцовый" хореографический коллектив "Вдохновение";
"Образцовый" хореографический коллектив "Фантазия";
"Образцовый" вокальный ансамбль "Звонкие голоса";
"Образцовый" эстрадно-духовой оркестр.
Этими коллективами проводится большая концертная работа. Коллективы и солисты учреждения принимают участие (очная и заочная форма) во многих смотрах, фестивалях, конкурсах и праздниках разных уровней (международных, всероссийских, областных, межмуниципальных, районных (городских)). Становятся победителями, дипломантами и лауреатами высших степеней. Для подготовки и проведения концертной деятельности в 2020 году приобретены: микшерный пульт, фотоаппарат, магнитола, жилеты для эстрадно-духового оркестра.
Руководители четко планируют работу своих коллективов (календарно), преподаватели постоянно повышают свою профессиональную подготовку, проходят курсы повышения квалификации и мастер-классы в г. Кирове и других регионах, вместе с тем пополняют свои музыкальные репертуары новыми произведениями нотной литературы, методической литературой. Для осуществления профессиональной работы педагогов постоянно требуется укрепление материально-технической базы (компьютеры, микрофоны, синтезаторы, озвучивающая аппаратура - колонки, усилители и т.д.). Ежегодно, по мере возможности, приобретаются основные средства, необходимые для организации учебного процесса: телевизоры, музыкальные инструменты и стеллаж для их хранения, оргтехника, зеркала в класс хореографии и др. Также из администрации Малмыжского района в 2021 и 2022 годах безвозмездно переданы музыкальные инструменты на общую сумму 3433,50 тыс. рублей.
Обучение в классах сольфеджио и музыкальной литературы ведется с использованием компьютера, что позволяет внедрять инновационные формы обучения.
Новая форма методической работы школы - подготовка и проведение семинаров для преподавателей ДШИ. Семинары необходимы, причем именно на школьном уровне, так как у педагогов есть возможность раскрыть и обсудить самые важные и насущные проблему музыкального обучения.
В ДШИ появилась возможность более творчески подойти к учебному процессу, соотнося его с возможностями и потребностями детей. Впервые начали обучать игре на синтезаторе в рамках предмета по выбору. Растет число учащихся, желающих освоить этот инструмент. На отделении фортепиано преподаватели занимаются новым предметом - музицированием. Это даёт возможность сочинять, подбирать мелодии по слуху, читать свободно с листа, аккомпанировать.
Учебно-материальная база соответствует действующим требованиям, а при изменении которых оперативно обновляется.
В 2020 году МКОУ ДО Малмыжская детская школа искусств приняла участие в конкурсном отборе на получение субсидии на Поддержку отрасли культуры в целях достижения результатов регионального проекта "Обеспечение качественно нового уровня развития инфраструктуры культуры Кировской области", обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Обеспечение качественно нового уровня развития инфраструктуры культуры ("Культурная среда") государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры". Реализация проекта осуществлена в 2021 году. Субсидия направлена на модернизацию муниципальной детской школы искусств (капитальный ремонт здания). Проведен капитальный ремонт второго здания ДШИ (г. Малмыж, ул. Ленина, д. 20), которое используется для обучения детей игре на духовых инструментах, а также для репетиций эстрадно-духового оркестра. Кроме этого ежегодно проводится текущий ремонт классов в соответствии и требованиями Роспотребнадзора.
Для обеспечения безопасности учащихся и персонала установлено оборудование для передачи сигнала на пульт "тревожная кнопка", система видеонаблюдения и СКУД (система контроля и управления доступом).
В последнее время были приняты существенные меры по совершенствованию нормативно-правовой базы, кадровому, информационному и материально-техническому обеспечению сферы дополнительного образования.
Основные количественные показатели муниципальной программы:
Таблица
N п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
Значение показателя |
Темп роста, % |
|||
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
||||
1 |
Количество посещений библиотек (на 1 жителя в год) |
количество посещений на 1 жителя в год |
12,2 |
9,6 |
12,9 |
14,4 |
118 |
2 |
Темпы роста численности участников культурно - досуговых мероприятий, проводимых учреждениями культурно-досугового типа, к предыдущему году |
процентов |
102 |
24,3 |
270,5 |
123,9 |
121 |
3 |
Средняя численность участников клубных формирований (в муниципальных домах культуры) в расчете на 1000 человек |
человек |
213,4 |
210 |
205 |
217 |
102 |
4 |
Посещаемость музейных учреждений (на 1000 человек) |
количество посещений на 1000 человек |
507 |
181 |
342 |
522 |
103 |
5 |
Количество учащихся, обучающихся по программам предпрофессионального образования |
учащихся |
301 |
224 |
220 |
219 |
73 |
2. Приоритеты муниципальной политики в сфере реализации муниципальной программы, цели, задачи, целевые показатели эффективности реализации муниципальной программы, сроки реализации муниципальной программы
2.1. Стратегия социально-экономического развития в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" (далее - Концепция), Прогнозом долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (разработан Минэкономразвития России).
В соответствии с Концепцией, а также с Прогнозом долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (разработан Минэкономразвития России), одним из главных направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны является создание условий для улучшения качества жизни граждан Российской Федерации, в том числе за счет развития человеческого потенциала. В документе сформулирована цель государственной политики в сфере культуры - развитие и реализация культурного и духовного потенциала каждой личности и общества в целом, а также установлены целевые ориентиры развития сферы культуры.
Прогноз развития сферы культуры до 2030 года предполагает создание необходимых условий для устойчивого развития сферы культуры.
Для достижения качественных результатов в культурной политике России выделяются следующие приоритетные направления:
обеспечение максимальной доступности для граждан России культурных благ и образования в сфере культуры и искусства; обеспечение доступности культурных благ и услуг для граждан с ограниченными возможностями; совершенствование системы поддержки детского и юношеского творчества; укрепление материально-технической, учебной и вспомогательной баз образовательных учреждений отрасли; сохранение и развитие кадрового потенциала учреждений культуры и искусства;
создание условий для повышения качества и разнообразия услуг, предоставляемых в сфере культуры; развитие производства и проката произведений отечественной кинематографии, в том числе для детей и юношества; содействие развитию культурного потенциала регионов, поддержка региональных культурных инициатив;
выявление, сохранение и популяризация культурного наследия народов России, в том числе сохранение и пополнение библиотечного, музейного, архивного, кино-, фото-, видео- и аудиофондов;
использование культурного потенциала России для формирования положительного образа страны за рубежом;
совершенствование организационных, экономических и правовых механизмов развития сферы культуры.
Развитие сферы культуры является одним из приоритетных направлений социальной политики Кировской области.
В Кировской области нормативно правовым актом, определяющим долгосрочные приоритеты социально-экономического развития региона является Закон Кировской области от 12.05.2015 N 526-ЗО "О стратегическом планировании в Кировской области". В Малмыжском районе таким документом является Стратегия социально-экономического развития муниципального образования Малмыжский муниципальный район на 2019 - 2030 гг., утвержденная решением районной Думы от 18.12.2018 N 7/24 (далее - Стратегия).
Главной целью Стратегии является повышение уровня жизни населения за счет устойчивого развития территории. Одна из задач - развитие социальной сферы, улучшение условий жизнедеятельности населения.
Муниципальная программа разработана с учетом основных направлений государственной политики в сфере культуры.
2.2. Цель муниципальной программы - обеспечение развития творчества населения, инноваций в сфере культуры, сохранение культурного наследия через эффективное использование культурного потенциала Малмыжского района.
2.3. Для достижения указанной цели должны быть решены следующие задачи:
организация и поддержка народного творчества, организация и поддержка деятельности муниципальных культурно-досуговых учреждений, сохранение культурного и исторического наследия района;
организация и поддержка деятельности музея и обеспечение сохранности музейных предметов, коллекций, комплектование фондов;
развитие библиотечного дела и организация библиотечного обслуживания населения, внедрение инновационных форм работы и модернизация сферы культуры;
содействие в обеспечении подготовки и повышения квалификации кадров для учреждений культуры, дополнительного образования детей;
реализация мер социальной поддержки отдельных категорий граждан в сфере культуры;
организация в сфере внутреннего и въездного событийного туризма;
популяризация отечественного кинематографа;
развитие и укрепление материально - технической базы муниципальных домов культуры;
сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов и ремесел;
популяризация и повышение имиджа добровольческого (волонтерского) движения в Малмыжском районе.
Пункт 2.4 изменен с 30 января 2024 г. - Постановление Администрации Малмыжского муниципального района Кировской области от 19 января 2024 г. N 51
2.4. Целевыми показателями эффективности реализации муниципальной программы, характеризующими достижение цели и решение задач муниципальной программы, являются:
темпы роста численности участников культурно-досуговых мероприятий, проводимых учреждениями культурно - досугового типа, к предыдущему году (процентов);
средняя численность участников клубных формирований (в муниципальных домах культуры) в расчете на 1000 человек;
посещаемость музейных учреждений (на 1000 человек);
количество посещений библиотек (на 1 жителя в год);
количество учащихся, обучающихся по программам предпрофессионального уровня в области искусства по Федеральным Государственным Требованиям (ФГТ), учащихся;
количество проведенных мероприятий событийного туризма, единиц;
количество посетителей кинотеатра, человек;
проведены мероприятия по комплектованию книжных фондов библиотек муниципальных образований и государственных общедоступных библиотек субъектов Российской Федерации, единиц;
количество проведенных мероприятий, направленных на поддержку добровольческого (волонтерского) движения, единиц;
количество организованных конкурсов, выставок, ярмарок народных промыслов и ремесел, единиц.
2.5. Методика расчета значений целевых показателей эффективности реализации муниципальной программы представлены в приложении N 2 к муниципальной программе.
2.6. Срок реализации муниципальной программы - 2024 - 2028 годы, разбивка на этапы не предусматривается.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2. Обобщенная характеристика отдельных мероприятий муниципальной программы
Цели и задачи муниципальной программы будут достигаться путём реализации муниципальной программы и мероприятий, указанных в таблице.
Таблица
N п/п |
Наименование задачи муниципальной программы |
Наименование отдельного мероприятия |
1 |
Организация и поддержка народного творчества, организация и поддержка деятельности культурно-досуговых учреждений, сохранение культурного и исторического наследия района |
Поддержка и развитие народного творчества и досуговой деятельности |
2 |
Организация и поддержка деятельности музея и обеспечение сохранности музейных предметов, коллекций, комплектование фондов |
Научно-просветительская и образовательная деятельность музея |
3 |
Развитие библиотечного дела и организация библиотечного обслуживания населения, внедрение инновационных форм работы и модернизация сферы культуры |
Обеспечение уставной деятельности - организация библиотечного обслуживания |
Поддержка отрасли культуры | ||
Создание модельной муниципальной библиотеки в рамках федерального проекта "Культурная среда" национального проекта "Культура" | ||
4 |
Содействие в обеспечении подготовки и повышения квалификации кадров для учреждений культуры, дополнительного образования детей |
Обеспечение развития индивидуальных творческих способностей учащихся |
5 |
Реализация мер социальной поддержки отдельных категорий граждан в сфере культуры |
Обеспечение финансовой деятельности учреждений культуры |
6 |
Организация в сфере внутреннего и въездного событийного туризма |
Расходы на проведение районных мероприятий |
Реализация государственной программы Кировской области "Содействие развитию гражданского общества и реализация государственной национальной политики" (проведение регионального национального праздника "Сабантуй" | ||
7 |
Популяризация отечественного кинематографа |
Расходы, связанные с созданием условий для показа национальных фильмов в населенных пунктах Российской Федерации |
8 |
Развитие и укрепление материально - технической базы муниципальных домов культуры |
Обеспечение развития и укрепления материально - технической базы муниципальных учреждений культуры - на укрепление материально - технической базы домов культуры - муниципальное казенное учреждение культуры Малмыжский районный Центр культуры и досуга |
9 |
Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов и ремесел |
Организация тематических конкурсов, выставок, ярмарок народных художественных промыслов и ремесел |
10 |
Популяризация и повышение имиджа добровольческого (волонтерского) движения в Малмыжском районе |
Меры поддержки добровольческих (волонтерских) и некоммерческих организаций в целях стимулирования их работы, в том числе по реализации социокультурных проектов, в сельской местности |
Мероприятия вышеуказанной муниципальной программы направлены на:
сохранение культурного наследия Малмыжского района, создание условий для обеспечения равного доступа к культурным ценностям жителей Малмыжского района и обеспечение адаптации сферы культуры к рыночным условиям;
организацию библиотечного дела в ЦБС;
сохранение и развитие народного творчества как составляющей части нематериального культурного наследия Малмыжского района;
участие в культурной жизни посредством предоставления услуг по обеспечению доступа населения к музейным ценностям, в том числе обеспечению сохранности музейных фондов;
обеспечение деятельности учреждений дополнительного образования детей в сфере культуры;
активизацию внутреннего и въездного туризма на территории Малмыжского района;
внедрение инновационных форм работы и модернизацию сферы культуры;
сохранение традиционной народной культуры и создание условий для организации досуга населения в сфере культуры;
поддержку деятельности творческих коллективов;
создание условий для предоставления населению театрально-концертного обслуживания.
Кроме того, достижение цели и решение задач муниципальной программы осуществляются путем скоординированного выполнения следующих отдельных мероприятий.
Реализация отдельного мероприятия "Поддержка и развитие народного творчества и досуговой деятельности" включает в себя:
проведение мероприятий, направленных на изучение, сохранение и развитие традиционной народной культуры;
организацию и проведение выставок, ярмарок народного творчества, ремесел;
обеспечение деятельности культурно-досуговых учреждений, сохранение и развитие их творческого потенциала.
Реализация отдельного мероприятия "Научно-просветительская и образовательная деятельность музея" направлена на обеспечение деятельности музея, приобретение высокохудожественных произведений древнерусского, современного и прикладного искусства с целью пополнения фондов.
Реализация отдельного мероприятия "Обеспечение уставной деятельности - организация библиотечного обслуживания" включает в себя:
обеспечение деятельности сельских библиотек, подведомственных централизованной библиотечной системе;
приобретение литературы для пополнения фондов библиотек;
развитие системы библиотечного дела с учетом задачи расширения информационных технологий и оцифровки;
внедрение инновационных форм работы и модернизацию сферы культуры.
Реализация отдельного мероприятия "Обеспечение развития индивидуальных творческих способностей учащихся" направлена на выявление и дальнейшее развитие индивидуальных способностей детей и молодежи.
Реализация отдельного мероприятия "Обеспечение финансовой деятельности учреждений культуры" направлена на ведение бухгалтерского учета, обслуживания финансово-хозяйственной деятельности учреждений культуры.
Реализация отдельного мероприятия "Расходы на проведение районных мероприятий" включает в себя:
организацию и проведение мероприятий событийного туризма;
информационное обеспечение внутреннего и въездного туризма.
Реализация отдельного мероприятия "Расходы, связанные с созданием условий для показа национальных фильмов в населенных пунктах РФ" направлена на популяризацию отечественного кинематографа.
Реализация отдельного мероприятия "Реализация государственной программы Кировской области "Содействие развитию гражданского общества и реализация государственной национальной политики" (проведение регионального национального праздника "Сабантуй" включает в себя проведение регионального национального праздника "Сабантуй".
Реализация отдельного мероприятия "Поддержка отрасли культуры" направлена на проведение мероприятий по комплектованию книжных фондов библиотек муниципальных образований и государственных общедоступных библиотек субъектов Российской Федерации.
Реализация отдельного мероприятия "Создание модельной муниципальной библиотеки в рамках федерального проекта "Культурная среда" национального проекта "Культура" направлена на внедрение инновационных форм работы и модернизацию сферы культуры.
Реализация отдельного мероприятия "Обеспечение развития и укрепления материально - технической базы муниципальных учреждений культуры - на укрепление материально - технической базы домов культуры - муниципальное казенное учреждение культуры Малмыжский районный Центр культуры и досуга" включает в себя приобретение необходимого оборудования и проведение ремонтных работ в учреждениях культуры.
Реализация отдельного мероприятия "Меры поддержки добровольческих (волонтерских) и некоммерческих организаций в целях стимулирования их работы, в том числе по реализации социокультурных проектов, в сельской местности" направлена на популяризацию и повышение имиджа добровольческого (волонтерского) движения в Малмыжском районе среди молодежи.
Реализация отдельного мероприятия "Организация тематических конкурсов, выставок, ярмарок народных художественных промыслов и ремесел" направлена на сохранение культурного наследия, возрождение и развитие народных художественных промыслов и ремесел.
В рамках муниципальной программы предусмотрено предоставление субсидий из областного бюджета местным бюджетам. Субсидии из областного бюджета местным бюджетам предоставляются в соответствии с Законом об областном бюджете Кировской области на финансовый год и на плановый период, в котором предоставляется субсидия, на основании "Порядка предоставления и распределения субсидии из областного бюджета местным бюджетам", являющегося приложением к государственной программе Кировской области "Развитие культуры".
Субсидия предоставляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в Законе об областном бюджете Кировской области (сводной бюджетной росписи областного бюджета Кировской области) на финансовый год и на плановый период, в котором предоставляется субсидия, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных Министерству как получателю средств областного бюджета Кировской области на финансовый год.
Условия предоставления субсидии предусматриваются в Соглашении о предоставлении субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету.
Раздел 4 изменен с 30 января 2024 г. - Постановление Администрации Малмыжского муниципального района Кировской области от 19 января 2024 г. N 51
4. Ресурсное обеспечение муниципальной программы
Финансовое обеспечение реализации муниципальной программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств областного бюджета, средств бюджета Малмыжского района.
Общая сумма на реализацию муниципальной программы за счет всех источников финансирования составит 362827,64 тыс. рублей, в том числе:
В 2024 году - 71774,88 тыс. рублей всего, из них:
средства федерального бюджета - 125,11 тыс. рублей;
средства областного бюджета - 909,99 тыс. рублей;
средства бюджета Малмыжского района - 70739,78 тыс. рублей.
В 2025 году - 74371,87 тыс. рублей всего, из них:
средства федерального бюджета - 125,21 тыс. рублей;
средства областного бюджета - 909,99 тыс. рублей;
средства бюджета Малмыжского района - 73336,67 тыс. рублей.
В 2026 году - 72585,65 тыс. рублей всего, из них:
средства федерального бюджета - 128,5 тыс. рублей;
средства областного бюджета - 910,2 тыс. рублей;
средства бюджета Малмыжского района - 71546,95 тыс. рублей.
В 2027 году - 72047,62 тыс. рублей всего, из них:
средства областного бюджета - 502,0 тыс. рублей;
средства бюджета Малмыжского района - 71545,62 тыс. рублей.
В 2028 году - 72047,62 тыс. рублей всего, из них:
средства областного бюджета - 502,0 тыс. рублей;
средства бюджета Малмыжского района - 71545,62 тыс. рублей.
Объем ежегодных расходов, связанных с финансовым обеспечением муниципальной программы за счет средств федерального бюджета, устанавливается Законом о федеральном бюджете Российской Федерации на финансовый год и на плановый период.
Объем ежегодных расходов, связанных с финансовым обеспечением муниципальной программы за счет средств областного бюджета, устанавливается в соответствии с Законом об областном бюджете Кировской области на финансовый год и на плановый период.
Объем ежегодных расходов, связанных с финансовым обеспечением муниципальной программы за счет средств бюджета Малмыжского района, устанавливается решением районной Думы Малмыжского района о бюджете Малмыжского района на очередной финансовый год и на плановый период.
Объем финансирования мероприятий муниципальной программы может изменяться в зависимости от возможностей бюджетов и результатов оценки эффективности реализации.
5. Анализ рисков реализации муниципальной программы и описание мер управления рисками
Для успешной реализации поставленных задач муниципальной программы был проведен анализ рисков, которые могут повлиять на ее выполнение.
К рискам реализации муниципальной программы следует отнести следующие:
5.1. Финансовые риски.
Финансовые риски относятся к наиболее важным. Любое сокращение финансирования за счет бюджетных ассигнований бюджета Малмыжского района, а также привлеченных финансовых средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации повлечет неисполнение мероприятий муниципальной программы.
К финансовым рискам также относятся неэффективное и нерациональное использование финансовых ресурсов муниципальной программы.
5.2. Законодательные риски.
В период реализации муниципальной программы вносятся изменения в связи с изменениями федерального законодательства и областной нормативной базы, при необходимости и возможных изменений в финансирование муниципальной программы.
Для всех видов рисков главными мерами по управлению ими являются своевременно принятые управленческие решения и корректировка мероприятий муниципальной программы с учетом выделенного на их реализацию ресурсного обеспечения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.