Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства труда и
социального развития
Республики Саха (Якутия)
от 4 марта 2024 г. N 360-од
Доклад,
содержащий результаты обобщения правоприменительной практики по региональному государственному контролю (надзору) в сфере социального обслуживания, за 2023 год
1. Общие положения
Региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания (далее также - государственный контроль) осуществляется Министерством в соответствии с пунктом 3.8.10 Положения о Министерстве труда и социального развития Республики Саха (Якутия), утвержденного Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 23.04.2015 N 458, Положением о региональном государственном контроле (надзоре) в сфере социального обслуживания, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 06.09.2021 N 328 (далее - Положение) в отношении поставщиков социальных услуг из числа негосударственных (коммерческих и некоммерческих) организаций социального обслуживания и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание (далее - контролируемое лицо).
Доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики по региональному государственному контролю (надзору) в сфере социального обслуживания, за 2023 год (далее - Доклад) подготовлен Министерством труда и социального развития Республики Саха (Якутия) (далее - Министерство) во исполнение статьи 47 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон 248-ФЗ), пункта 4.4. Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в сфере социального обслуживания, утвержденного постановлением Правительства РС (Я) от 06.09.2021 N 328.
Целями проведения обобщения Министерством правоприменительной практики по региональному государственному контролю (надзору) в сфере социального обслуживания являются:
1) повышение уровня знаний обязательных требований у контролируемых лиц;
2) создание условий для обеспечения общедоступности информации об обязательных требованиях и о способах их соблюдения, повышение информационной грамотности контролируемых лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 47 Федерального закона N 248-ФЗ обобщение правоприменительной практики проводится для решения следующих задач:
1) обеспечение единообразных подходов к применению контрольным (надзорным) органом и его должностными лицами обязательных требований, законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле;
2) выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений;
3) анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба);
4) подготовка предложений об актуализации обязательных требований;
5) подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.
Приказом Минтруда РС (Я) от 17.09.2021 N 1636-ОД утвержден Перечень объектов регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания по категориям риска причинения вреда (ущерба) (поставщиков социальных услуг из числа негосударственных (коммерческих и некоммерческих) организаций социального обслуживания и индивидуальных предпринимателей, согласно которому количество контролируемых лиц, на которых распространяются обязательства по соблюдению обязательных требований, составляет 22 объекта. По результатам категорирования к высокой категории риска отнесено 9 объектов, к категории среднего риска - 9, к низкой категории риска - 4.
В 2023 году региональный государственный контроль в сфере социального обслуживания, осуществляемый в соответствии с Федеральным законом N 248-ФЗ, осуществлялся должностными лицами Министерства, уполномоченными на проведение регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания (далее - должностные лица Министерства), в том числе посредством проведения:
- мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями - наблюдений за соблюдением обязательных требований;
- мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований - информирование, консультирование, обобщение правоприменительной практики, профилактический визит, объявление предостережений.
2. Правоприменительная практика законодательства об организации и проведении государственного контроля (надзора)
В соответствии с п. 5.5. Положения региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания осуществляется путем проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий: инспекционный визит; документарная проверка; выездная проверка;
наблюдение за соблюдением обязательных требований;
выездное обследование.
2.1. Организация и проведение плановых и внеплановых проверок
Согласно пункта 5.2 Положения плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся Министерством на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, формируемого Министерством в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5.8 Положения внеплановая выездная проверка может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев ее проведения:
1) поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;
2) требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
3) истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований - в случаях, установленных частью 1 статьи 95 Федерального закона N 248-ФЗ;
4) наступление события, указанного в программе проверок, если федеральным законом о виде контроля установлено, что контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании программы проверок.
5) если основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия являются сведения о непосредственной угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган для принятия неотложных мер по ее предотвращению и устранению приступает к проведению внепланового контрольного (надзорного) мероприятия незамедлительно (в течение двадцати четырех часов после получения соответствующих сведений) с извещением об этом органа прокуратуры по месту нахождения объекта контроля посредством направления в тот же срок документов.
Внеплановая документарная проверка проводится без согласования с органами прокуратуры (пункт 5.7 Положения).
Прокуратурой Республики Саха (Якутия) проект Плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на 2023 год отклонен, в связи с чем, плановые КНМ Министерством не проводились.
Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия в 2023 году Министерством не проводились.
2.2. Организация и проведение иных мероприятий по контролю, в том числе осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями
В 2023 году Министерством проведены контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований в отношении 9 контролируемых лиц.
По итогам проведенных контрольных (надзорных) мероприятий выданы 7 предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований.
В ходе осуществления контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия выявлены нарушения обязательных требований, предъявляемых к информационной открытости поставщиков социальных услуг:
- не обеспечена открытость и доступность информации на официальном сайте поставщика социальных услуг в нарушение требований постановления Правительства РФ от 24.11.2014 N 1239 "Об утверждении Правил размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" ", приказа Минтруда России от 17.11.2014 N 886н "Об утверждении Порядка размещения на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об этом поставщике (в том числе содержания указанной информации и формы ее предоставления)";
- своевременно не обновляется информация, размещенная на официальном сайте поставщика социальных услуг в нарушение требований постановления Правительства РФ от 24.11.2014 N 1239 "Об утверждении Правил размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" ", приказа Минтруда России от 17.11.2014 N 886н "Об утверждении Порядка размещения на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об этом поставщике (в том числе содержания указанной информации и формы ее предоставления)".
2.3. Мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований
В настоящее время деятельность Министерства по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания приоритетно направлена на профилактику нарушений обязательных требований. Согласно статье 45 Федерального закона N 248-ФЗ в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, органы государственного контроля (надзора) осуществляют мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований, в соответствии с ежегодно утверждаемыми ими программами профилактики нарушений.
В 2023 году мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований Министерством осуществлялись в соответствии с Программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденной приказом Министерства от 13.12.2022 N 2349-ОД "Об утверждении Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на 2023 год".
На основании Программы и в силу требований статьи 45 Федерального закона N 248-ФЗ в целях профилактики нарушений обязательных требований Министерством:
6) на официальном сайте Министерства размещены перечень нормативных правовых актов, их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, проверочные листы для самообследования;
7) осуществлено информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, а также проведения рабочих совещаний, семинаров и конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами, направленные на освещение изменений законодательства в сфере социального обслуживания;
8) проведено 63 консультаций с контролируемыми лицами;
9) проведены 3 профилактических визита в отношении 3 контролируемых лиц. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информировалось об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности. По итогам проведения профилактических визитов предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований контролируемым лицам не выдавались.
Нормативное правовое обеспечение является достаточным для эффективного осуществления государственного контроля.
Предложений по совершенствованию законодательства в сфере осуществления государственного контроля не имеется.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) от 4 марта 2024 г. N 360-од "Об утверждении Доклада,... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.