Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Минпромгеологии РС (Я)
от 12.03.2024 N 75-ОД
Доклад
правоприменительной практики осуществления регионального государственного геологического контроля (надзора) за 2023 год
Министерство промышленности и геологии Республики Саха (Якутия) (далее по тексту - Министерство) в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 23.03.2022 N 158, в пределах своих полномочий, осуществляет региональный государственный геологический контроль (надзор) по участкам недр местного значения.
Предметом геологического надзора в отношении участков недр местного значения является соблюдение организациями и гражданами обязательных требований в области использования и охраны недр, установленных Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон "О недрах"), Водным кодексом Российской Федерации (в части требований к охране подземных водных объектов), Налоговым кодексом Российской Федерации (в части нормативов потерь при добыче полезных ископаемых и подземных водных объектов) и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия), принятыми в пределах полномочий по регулированию отношений в области использования и охраны недр на территории Республики Саха (Якутия), а также требований, содержащихся в лицензиях на пользование недрами и иных разрешительных документах, предусмотренных указанными нормативными правовыми актами.
Геологический надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами обязательных требований за исключением требований, являющихся предметом государственного горного надзора в соответствии со статьей 38 Закона "О недрах", в том числе по следующим вопросам:
1) наличие утвержденной проектной документации, предусмотренной статьями 23.2 и 36.1 Закона "О недрах";
2) соблюдение требований проектной документации, предусмотренной статьями 23.2 и 36.1 Закона "О недрах", недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых;
3) ведение геологической и иной документации при осуществлении видов пользования недрами, предусмотренных статьей 6 Закона "О недрах", обеспечение ее сохранности;
4) соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр;
5) достоверность содержания геологической и иной документации о состоянии и изменении запасов полезных ископаемых;
6) соблюдение установленного порядка представления государственной отчетности, а также геологической информации о недрах в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды;
7) своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами;
8) выполнение условий, установленных лицензией на пользование недрами или соглашением о разделе продукции;
9) сохранность находящихся на участке недр горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, которые могут быть использованы при разработке месторождений полезных ископаемых и (или) в иных целях;
10) сохранность образцов горных пород, керна, пластовых жидкостей, флюидов и иных материальных носителей первичной геологической информации о недрах, полученных при осуществлении пользования недрами на участке недр;
11) предотвращение самовольного пользования недрами;
12) предотвращение самовольной застройки земельных участков, расположенных за границами населенных пунктов и находящихся на площадях залегания полезных ископаемых, а также размещения за границами населенных пунктов в местах залегания полезных ископаемых подземных сооружений;
13) достоверность данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, включаемых в государственную отчетность организациями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу;
14) приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования;
15) исключение негативного воздействия на окружающую среду при размещении в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей;
16) ликвидация и консервация горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
1.3. К разрешительным документам, содержащим требования, оценка соблюдения которых проводится в рамках геологического надзора, относятся:
1) проектная документация, предусмотренная статьей 23.2 Закона "О недрах";
2) проектная документация, предусмотренная статьей 36.1 Закона "О недрах";
3) документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода, предусмотренные статьей 7 Закона "О недрах";
4) план и (или) схема развития горных работ, предусмотренные статьей 24 Закона "О недрах";
5) разрешение на застройку земельных участков, которые расположены за границами населенных пунктов и находятся на площадях залегания полезных ископаемых, а также на размещение за границами населенных пунктов в местах залегания полезных ископаемых подземных сооружений в пределах горного отвода, предусмотренное статьей 25 Закона "О недрах".
Организация и осуществление геологического надзора регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ).
Объектом регионального государственного контроля (надзора) (далее - объект контроля (надзора) является деятельность организаций и граждан, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, указанные в пункте 1.2 Положения о региональном государственном геологическом контроле (надзоре), утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 28 сентября 2021 г. N 392.
Геологический надзор организуется и осуществляется при осуществлении хозяйственной и иной деятельности с использованием объектов, находящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в ведении Российской Федерации, и объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на территории Республики Саха (Якутия), за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному геологическому надзору.
Порядок организации и осуществления видом регионального государственного контроля (надзора) установлен Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) N 392.
Законодательство Республики Саха (Якутия) приведено в соответствие с Федеральным законом N 248-ФЗ.
Так, постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 9 февраля 2022 г. N 70 внесены изменения в Положение о региональном государственном геологическом контроле (надзоре) в части установления индикаторов риска нарушений обязательных требований, таких как:
1) количество плановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных за отчетный период;
2) количество внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных за отчетный период;
3) количество внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных на основании выявления соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров за отчетный период;
4) общее количество контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием, проведенных за отчетный период;
5) количество контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием по каждому виду контрольного (надзорного) мероприятия, проведенных за отчетный период;
6) количество контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных с использованием средств дистанционного взаимодействия, за отчетный период;
7) количество обязательных профилактических визитов, проведенных за отчетный период;
8) количество предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, объявленных за отчетный период;
9) количество контрольных (надзорных) мероприятий, по результатам которых выявлены нарушения обязательных требований, за отчетный период;
10) количество контрольных (надзорных) мероприятий, по итогам которых возбуждены дела об административных правонарушениях, за отчетный период;
11) сумма административных штрафов, наложенных по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, за отчетный период;
12) количество направленных в органы прокуратуры заявлений о согласовании проведения контрольных (надзорных) мероприятий за отчетный период;
13) количество направленных в органы прокуратуры заявлений о согласовании проведения контрольных (надзорных) мероприятий, по которым органами прокуратуры отказано в согласовании, за отчетный период;
14) общее количество учтенных объектов контроля на конец отчетного периода;
15) количество учтенных объектов контроля, отнесенных к категориям риска, по каждой из категорий риска, на конец отчетного периода;
16) количество учтенных контролируемых лиц на конец отчетного периода;
17) количество учтенных контролируемых лиц, в отношении которых проведены контрольные (надзорные) мероприятия, за отчетный период;
18) общее количество жалоб, поданных контролируемыми лицами в досудебном порядке за отчетный период;
19) количество жалоб, в отношении которых контрольным (надзорным) органом был нарушен срок рассмотрения, за отчетный период;
20) количество жалоб, поданных контролируемыми лицами в досудебном порядке, по итогам рассмотрения которых принято решение о полной либо частичной отмене решения контрольного (надзорного) органа либо о признании действий (бездействий) должностных лиц контрольных (надзорных) органов недействительными, за отчетный период;
21) количество исковых заявлений об оспаривании решений, действий (бездействий) должностных лиц контрольных (надзорных) органов, направленных контролируемыми лицами в судебном порядке, за отчетный период;
22) количество исковых заявлений об оспаривании решений, действий (бездействий) должностных лиц контрольных (надзорных) органов, направленных контролируемыми лицами в судебном порядке, по которым принято решение об удовлетворении заявленных требований, за отчетный период;
23) количество контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных с грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) и результаты которых были признаны недействительными и (или) отменены, за отчетный период.
Кроме того, постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 24 июля 2023 г. N 366 внесены изменения в Положение о региональном государственном геологическом контроле (надзоре), утвержденное постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 28 сентября 2021 г. N 392 в части установления новых индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении регионального государственного геологического контроля: "2.6. Индикатором риска нарушения обязательных требований при осуществлении регионального государственного геологического контроля (надзора) является наличие у Минпромгеологии РС (Я) сведений, выявленных на основании информации, содержащейся в федеральной государственной информационной системе "Автоматизированная система лицензирования недропользования", об увеличении или уменьшении на 30 процентов и более в сравнении с предыдущим отчетным периодом фактических объемов добычи общераспространенных полезных ископаемых в границах участка недр местного значения, предоставленного в пользование контролируемому лицу в соответствии с лицензией на пользование недрами".
Также Федеральным законом от 11.06.2021 N 170-ФЗ изменены положения статьи 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ, утратили силу пункты 1.1., 4, 9 части 6, части 8-14, например такие положения как основания для проведения внеплановых проверок, право на обжалование предписания органа контроля (надзора) теперь предусмотрены Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", а именно статьей 57 данного закона - выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров, такие параметры предусмотрены положением о виде контроля.
Отмечается, что реформа контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации в целом направлена на предупреждение и профилактику правонарушений, проведение разъяснительной работы органом контроля (надзора).
Анализ изменений законодательства о долевом строительстве и вступившего в силу Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" показал, что основными контрольно-надзорными мероприятиями являются профилактические мероприятия, мероприятия без взаимодействия с юридическими лицами, профилактический визит, консультирование, результаты которых могут послужить основанием к назначению внеплановой проверки.
Работа с обращениями граждан осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона Российской Федерации от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". В 2022 году в Министерство поступило 9 обращений граждан, по всем обращениям даны исчерпывающие ответы.
Информация об изменениях требований законодательства публикуется на сайте Министерства.
Перечень нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного геологического контроля, а также текстов, соответствующих нормативных правовых актов, размещается на официальном сайте в сети "Интернет".
Осуществляется информирование лиц, в отношении которых реализуется мероприятие по контролю (надзору), по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством разъяснительной работы в средствах массовой информации, опубликования на сайте Министерства и иными способами.
При осуществлении геологического контроля (надзора) плановые проверки не проводятся, применяется риск-ориентированный подход.
Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" в течение 2023 года предусмотрен запрет на проведение внеплановых проверок, в том числе без согласования с органами прокуратуры, за исключением определенных случаев причинения вреда либо непосредственной угрозы причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью, соответственно органом регионального государственного геологического контроля контрольно-надзорные мероприятия с взаимодействием с юридическими лицами (документарные и выездные проверки) не проводятся, акты проверок не составляются, предписания не выдаются, дела об административных правонарушениях не возбуждаются.
В рамках действующего Положения о виде контроля (надзора) проводятся контрольно-надзорные мероприятия без взаимодействия с юридическими лицами (наблюдение за соблюдением обязательных требований) и профилактические мероприятия: профилактические визиты, объявляются предостережения, принимаются меры предупредительного характера, без выдачи предписаний и составлений протоколов: проводятся консультации, даются рекомендации при необходимости информация направляется в органы прокуратуры.
Административная ответственность за нарушение законодательства о недропользовании предусмотрена ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотрены новые процедуры привлечения субъектов предпринимательской деятельности к административной ответственности, которые позволяют уменьшить административную нагрузку в виде назначения штрафов.
Так, установлена обязательная замена штрафа на предупреждение в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), установлены запрет на одновременное привлечение к ответственности организации и ее должностного лица и запрет на "суммирование" штрафов - если при проведении одного контрольного мероприятия выявлены несколько административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей КоАП РФ, наказание назначается как за совершение одного правонарушения, данное положение распространяется на всех субъектов предпринимательской деятельности.
Таким образом, реформа контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации, как и в целом положения Федерального закона от 31 июля 2020 г. "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" направлены на предупреждение и профилактику правонарушений, проведение органом контроля (надзора) разъяснительной и предупредительной работы, соответственно проведение проверочных мероприятий сведено к минимуму, усилен контроль за предотвращением совершения правонарушений, в свою очередь действующий механизм привлечения к административной ответственности позволяет смягчить меры административного воздействия в отношении контролируемых лиц.
На территории Республики Саха (Якутия) по состоянию на 30.01.2024 действует 1326 лицензий на право пользования участками недр местного значения (в том числе 1190 - ОПИ, 136 - подземные воды) и 515 лицензий на сбор минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов мамонтовой фауны.
По видам работ: ОПИ - 373 лицензии с целью геологического изучения, - 817 лицензии с целью разведки и добычи, подземные воды - 14 лицензии с целью геологического изучения, - 122 с целью добычи.
Количество недропользователей по участкам недр местного значения на территории Республики Саха (Якутия): 354 - ОПИ, 111 - подземные воды, а также 173 - мамонтовая фауна.
Основными мероприятиями, проводимыми министерством в 2023 году, являются профилактические мероприятия - объявление предостережение и проведение выездных обследований.
Так, в целях недопущения нарушения обязательных требований в области недропользования объявлено 24 предостережений, возражений на предостережения в адрес министерства от организаций не поступало.
Также проведено 50 выездных обследований в отношении организаций, осуществляющих свою деятельность на территории республики.
Вынесено 9 постановлений по делам об административных правонарушениях, на общую сумму 1 240 000 рублей по 1 и 2 частям статьи 7.3 КоАП РФ.
В целях принятия своевременных мер по недопущению самовольного пользования недрами при добыче общераспространенных полезных ископаемых с Министерством внутренних дел по Республике Саха (Якутия), Министерством экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия), с Ленским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, а также с Восточно-Сибирским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству заключены Соглашения о взаимодействии.
На постоянной основе проводятся совместные проверочные мероприятия с прокуратурой РС (Я), Якутской природоохранной прокуратурой, УФСБ РФ по РС (Я), МВД по РС (Я) и Минэкологией РС (Я).
За истекший период в адрес правоохранительных органов направлены сведения о выявленных 3 фактах самовольного пользования недрами.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) принято решение взыскать с ООО "Лентранс" 3 359 354,81 рубля в пользу Минпромгеологии РС (Я).
Следует отметить, что по результатам проведенного анализа, наиболее распространенными случаями незаконной добычи является: песок, песчано-гравийная смесь, щебень. Незаконно добытые инертные материалы в основном используют для обеспечения реализации в республике Национальных и региональных проектов, в т.ч. для инфраструктурных объектов (аэропорты, дороги).
Вместе с тем, типичными нарушениями в сфере недропользования являются:
1) отсутствие утвержденной проектной документации, предусмотренной ст.ст. 23.2 и 36.1 Закона "О недрах";
2) несоблюдение требований проектной документации, предусмотренной ст.ст. 23.2 и 36.1 Закона "О недрах";
3) несоблюдение установленного порядка представления государственной отчетности, а также геологической информации о недрах в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды.
В сети Интернет на официальном информационном портале Министерства в соответствующих разделах размещены исчерпывающие перечни нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования к деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и являющихся предметом государственного геологического контроля (надзора).
Министерством на постоянной основе проводятся превентивная работа, профилактические беседы с недропользователями по недопущению нарушений на участках недр местного значения, обязательном соблюдении порядка, сроков, полноты предоставления отчетности в контролирующий орган.
Программы профилактики рисков причинения вреда по видам контроля прошли процедуру общественных обсуждений и размещены на официальном сайте контрольного (надзорного) органа.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства промышленности и геологии Республики Саха (Якутия) от 12 марта 2024 г. N 75-ОД "Об утверждении доклада... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.