В целях реализации пунктов 6, 8 и 9 приложения к национальному плану мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата на период до 2022 года, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. N 3183-р, приказываю:
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в приказ Минэкономразвития России от 13 мая 2021 г. N 267 "Об утверждении методических рекомендаций и показателей по вопросам адаптации к изменениям климата".
Министр |
М.Г. Решетников |
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минэкономразвития России
от 28.12.2023 г. N 928
Изменения,
которые вносятся в приказ Минэкономразвития России от 13 мая 2021 г. N 267 "Об утверждении методических рекомендаций и показателей по вопросам адаптации к изменениям климата"
1. Пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра Торосова И.Э.".
2. В Методических рекомендациях по оценке климатических рисков, утвержденных указанным приказом:
а) пункт 2.4 изложить в следующей редакции:
"2.4. Объект воздействия (объект адаптации) - антропогенный объект или компонент природной системы, функционирование которого зависит от фактора (факторов) климата.";
б) пункт 2.6 изложить в следующей редакции:
"2.6. Подверженность - присутствие людей, средств к существованию, видов или экосистем, экологических функций, услуг и ресурсов, инфраструктуры, а также экономических, социальных или культурных ценностей в местах и ситуациях, в которых они могут быть подвержены отрицательным воздействиям климатического фактора.";
в) пункт 2.8 изложить в следующей редакции:
"2.8. Субъект адаптации - федеральный орган исполнительной власти, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации, исполнительный орган субъекта Российской Федерации или организация, которые принимают меры по адаптации к изменениям климата в отношении климатически уязвимых объектов, находящихся в их ведении (собственности).";
г) пункт 4.3 признать утратившим силу;
д) пункт 4.4 изложить в следующей редакции:
"4.4. Для ретроспективной оценки климатических рисков территорий (федеральный округ, субъект Российской Федерации, муниципалитет) рекомендуется провести обобщение и сопоставление имеющейся информации о проявлениях на этой территории опасных природных процессов и их интенсивности с учетом приложения N 3 к Рекомендациям.
Для прогноза дальнейшей динамики характерных климатических рисков и включения в число рисков новых угроз в результате прогнозируемых изменений климата рекомендуется использовать результаты научных исследований, в том числе публикации Климатического центра Росгидромета, имеющие региональную детализацию (официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - https://cc.voeikovmgo.ru).
Прогноз климатических рисков с использованием российских и зарубежных гидродинамических моделей и их ансамблей рекомендуется осуществлять с привлечением специалистов, имеющих компетенции и опыт работы в области климатического моделирования.
Результаты проведенной оценки климатических рисков территорий рекомендуется формализовать в виде таблицы (рекомендуемая форма для представления результатов оценки климатических рисков территорий приведена в приложении N 4 к Рекомендациям). При отсутствии информации о фактических проявлениях опасных природных процессов рекомендуется использовать экспертные оценки либо обозначать отсутствие данных.
Результаты оценки климатических рисков используются:
для оценки возможного экономического ущерба и неэкономических потерь и оценки возможных последствий возникновения климатических рисков для бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с Методическими рекомендациями по оценке возможного ущерба от воздействия климатических рисков, в том числе рекомендациями по формированию перечня климатически уязвимых объектов в отраслях экономики, в субъектах Российской Федерации, утвержденными в рамках реализации пункта 9 приложения к национальному плану мероприятий второго этапа адаптации к изменениям климата на период до 2025 года, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2023 г. N 559-р (далее - Методические рекомендации по оценке возможного ущерба);
при подготовке отраслевых, региональных и корпоративных планов адаптации к изменениям климата в соответствии с Методическими рекомендациями по формированию отраслевых, региональных и корпоративных планов адаптации к изменениям климата, утвержденными настоящим приказом.";
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
д) пункты 5.2-5.4 изложить в следующей редакции:
"5.2. Рекомендуемые градации источников климатических рисков по интенсивности, распространенности, продолжительности и уровню опасности (приведенные в приложении N 3 к Рекомендациям) могут использоваться в качестве основы для определения пороговых значений различных категорий хозяйственной и иной деятельности.
Дополнительно могут использоваться критические значения гидрометеорологических показателей для наиболее уязвимых к воздействию климатических факторов видов производственной деятельности, приведенные в отраслевых планах адаптации к изменениям климата, утверждаемых федеральными органами исполнительной власти, различных ведомственных актах и научных публикациях. Примеры критических значений гидрометеорологических показателей для наиболее уязвимых к воздействию климатических факторов видов производственной деятельности приведены в приложении N 5 к Рекомендациям.
Актуализацию критических значений рекомендуется осуществлять по результатам релевантных прикладных научных исследований и в случае изменений используемых ведомственных нормативных актов.
Прогноз дальнейшей динамики характерных климатических рисков и включение в их число новых угроз в результате прогнозируемых изменений климата базируются на официальных докладах Росгидромета.
5.3. Оценку возможного экономического ущерба от воздействия климатических факторов на хозяйственную и иную деятельность рекомендуется проводить в соответствии с Методическими рекомендациями по оценке возможного ущерба.
5.4. Для анализа защищенности, осуществляемой хозяйственной и иной деятельности, могут быть использованы следующий показатели:
максимально возможный ущерб в результате превышения пороговых значений;
показатель экономической уязвимости хозяйственной и иной деятельности.
Максимально возможный ущерб в результате превышения пороговых значений определяется как сумма остаточной стоимости основных фондов, одновременно уязвимых к воздействию климатических факторов, затрат, связанных с возможной заменой этих фондов в случае их возможной утраты в результате возникновения климатических рисков (кроме их стоимости), и неполученного дохода во время приостановления производственной деятельности (исходя из времени, необходимого для замены основных фондов в случае их возможной утраты в результате возникновения климатических рисков).
Показатель экономической уязвимости хозяйственной и иной деятельности рекомендуется определять по формуле:
ПЭУ = (У - С) / (Р + В),
где:
ПЭУ - показатель экономической уязвимости;
У - максимально возможный ущерб в результате превышения пороговых значений;
С - застрахованный ущерб по договору страхования (при страховании климатических рисков);
Р - размер имеющихся резервов (финансовые, материальные или другие);
В - сумма годовой выручки.";
е) в пункте 6.2 слово "разделом" заменить словом "главой";
ж) пункты 5.4.1, 5.4.2 и 6.4 признать утратившими силу;
з) в главе 7:
подпункт "в" изложить в следующей редакции:
"в) действующие своды правил для инженерных изысканий, проектирования и строительства, включая "СП 115.13330.2016. Свод правил. Геофизика опасных природных воздействий. Актуализированная редакция СНиП 22-01-95" (утвержден и введен в действие приказом Минстроя России от 16 декабря 2016 г. N 956/пр), "СП 131.13330.2020 "СНиП 23-01-99* Строительная климатология" (утвержден и введен в действие приказом Минстроя России от 24 декабря 2020 г. N 859-пр), "СП 296.1325800.2017. Свод правил. Здания и сооружения. Особые воздействия" (утвержден и введен в действие приказом Минстроя России от 3 августа 2017 г. N 1105/пр), "СП 22.13330.2016. Свод правил. Основания зданий и сооружений. Актуализированная редакция СНиП 2.02.01-83*" (утвержден и введен в действие приказом Минстроя России от 16 декабря 2016 г. N 970/пр), "СП 25.13330.2020 "СНиП 2.02.04-88. Основания и фундаменты на вечномерзлых грунтах" (утвержден и введен в действие приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 г. N 915/пр) и другие;";
дополнить подпунктом "з" следующего содержания:
"з) отраслевые и региональные планы адаптации к изменениям климата.
Отдельные характеристики изменений климата и климатических рисков в федеральных округах и акваториях морей Российской Федерации приведены в приложении N 8 к Рекомендациям.";
и) приложение N 3 дополнить строками следующего содержания:
"
";
к) приложения N 4-7 изложить согласно приложениям N 1-4 к настоящим Изменениям;
л) дополнить приложением N 8 согласно приложению N 5 к настоящим Изменениям.
3. В Методических рекомендациях по ранжированию адаптационных мероприятий по степени их приоритетности, утвержденных указанным приказом:
а) пункт 2.1 изложить в следующей редакции:
"2.1. Адаптация к изменениям климата (адаптация) - процесс приспособления к существующему или ожидаемому климату и его воздействиям.";
б) пункт 2.4 признать утратившим силу;
в) пункт 2.6 изложить в следующей редакции:
"2.6. Субъект адаптации - федеральный орган исполнительной власти, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации, исполнительный орган субъекта Российской Федерации или организация, которые принимают меры по адаптации к изменениям климата в отношении климатически уязвимых объектов, находящихся в их ведении (собственности).";
г) дополнить пунктами 2.7-2.10 следующего содержания:
"2.7. Объект воздействия (объект адаптации) - антропогенный объект или компонент природной системы, функционирование которого зависит от фактора (факторов) климата.
2.8. Цель адаптации (цель адаптационного мероприятия) - ожидаемый основной результат (эффект) выполнения мер по адаптации, связанный со снижением уязвимости и (или) подверженности объекта воздействия и (или) усилением адаптивной способности объекта воздействия и (или) использованием благоприятных возможностей, возникающих в связи с изменением климата, и (или) снижением климатических рисков для отраслей экономики Российской Федерации (субъектов Российской Федерации) и (или) бюджетной системы Российской Федерации.
2.9. Уязвимость - склонность или предрасположенность к неблагоприятному воздействию, включая чувствительность или восприимчивость к ущербу и ограниченную способность адаптироваться.
2.10. Подверженность - присутствие людей, средств к существованию, видов или экосистем, экологических функций, услуг и ресурсов, инфраструктуры, а также экономических, социальных или культурных ценностей в местах и ситуациях, в которых они могут быть подвержены отрицательным воздействиям климатического фактора.";
д) главу 3 изложить в следующей редакции:
"3. Общие подходы к определению адаптационных мероприятий
3.1. Для определения набора возможных адаптационных мероприятий рекомендуется учитывать:
а) результаты оценки климатических рисков, подготовленные в соответствии с Методическими рекомендациями по оценке климатических рисков, утвержденными настоящим приказом;
б) результаты оценки возможного ущерба от воздействия климатических рисков, включая перечень климатически уязвимых объектов, подготовленные в соответствии с Методическими рекомендациями по оценке возможного ущерба от воздействия климатических рисков, в том числе рекомендациями по формированию перечня климатически уязвимых объектов в отраслях экономики, в субъектах Российской Федерации, утвержденными в рамках реализации пункта 9 приложения к национальному плану мероприятий второго этапа адаптации к изменениям климата на период до 2025 года, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2023 г. N 559-р;
в) приоритетные адаптационные потребности субъекта адаптации;
г) реализуемые на постоянной основе мероприятия, результаты реализации которых полностью или частично соответствуют целям адаптации (далее - постоянные мероприятия);
д) ресурсные ограничения для формирования и реализации адаптационных мероприятий, имеющиеся у субъекта адаптации;
е) наличие данных, необходимых для определения показателей достижения целей адаптации к изменениям климата, утвержденных настоящим приказом (далее - целевые показатели).
3.2. При разработке адаптационных мер могут быть использованы:
а) риск-ориентированный подход (меры, которые позволяют снизить общий уровень климатических рисков для территории и (или) отрасли);
б) подход, ориентированный на использование возможностей (меры, которые позволяют на региональном и (или) отраслевом уровнях использовать возможности, возникающие в связи с изменениями климата).
3.3. Для подготовки возможных адаптационных мероприятий рекомендуется сформировать перечень приоритетных адаптационных потребностей субъекта адаптации и соотнести с каждой такой потребностью текущие и перспективные значения целевых показателей. Ранжирование адаптационных мероприятий проводится в соответствии с главой 6 Рекомендаций.";
е) в главе 4:
наименование главы изложить в следующей редакции:
"4. Риск-ориентированный подход";
абзац первый пункта 4.1 изложить в следующей редакции:
"4.1. Для выявления адаптационных потребностей субъектом адаптации рекомендуется провести оценку климатических рисков и возможного ущерба от воздействия климатических рисков, сформировать перечень климатически уязвимых объектов.";
пункт 4.2 признать утратившим силу;
дополнить пунктом 4.4 следующего содержания:
"4.4. При использовании риск-ориентированного подхода могут быть достигнуты следующие эффекты:
а) для снижения уровня риска:
сокращение площади подверженности территории с опасным уровнем климатического риска;
снижение уровня риска для территории, подверженной опасному уровню климатического риска;
сокращение продолжительности воздействия климатического риска;
б) для снижения уязвимости объектов воздействия:
снижение показателя уязвимости;
увеличение пороговых значений.";
ж) главы 5 и 6 изложить в следующей редакции:
"5. Подход, ориентированный на использование возможностей
5.1. В рамках подхода, ориентированного на использование возможностей, могут учитываться новые возможности для социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и отдельных отраслей экономики (видов хозяйственной и иной деятельности), возникающих в связи с изменениями климата.
5.2. В числе рассматриваемых возможностей, возникающих в связи с изменением климата, могут быть изменения термического режима (сокращение продолжительности отопительного периода, увеличение продолжительности вегетационного периода, смягчение атмосферных нагрузок, вызванных низкими температурами), режима осадков (смещение по срокам и увеличение объема зимне-весеннего притока воды), гелиоэнергетического и транспортного потенциалов (увеличение продолжительности солнечного сияния и судоходного периода на замерзающих морях и реках).
Обозначенные возможности могут позволить в долгосрочной перспективе снизить расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и издержки, связанные с осуществлением отдельных видов экономической деятельности.
5.3. Разработку адаптационных мероприятий рекомендуется базировать на долгосрочных прогнозах изменений климата, подготавливаемых Росгидрометом или организациями, находящимися в его ведении.
5.4. В отношении адаптационного мероприятия, сформированного в рамках подхода, ориентированного на использование возможностей, рекомендуется получить заключение (заключения) Росгидромета и (или) федеральных органов исполнительной власти, имеющих утвержденные отраслевые планы адаптации, и (или) научных организаций, находящихся в их ведении и обладающих необходимой компетенцией.
6. Ранжирование адаптационных мероприятий
6.1. При ранжировании адаптационных мероприятий рекомендуется учитывать:
а) существующие адаптационные потребности субъекта адаптации;
б) постоянные и адаптационные мероприятия, в результате реализации которых происходит изменение целевых показателей;
в) дифференцированный вклад постоянных и адаптационных мероприятий в изменение каждого целевого показателя в разрезе существующих адаптационных потребностей субъекта адаптации;
г) необходимые и существующие затраты, дифференцированные по каждому постоянному и адаптационному мероприятиям.
6.2. На первом этапе ранжирования рекомендуется определить существующие адаптационные потребности и соотнести с ними постоянные мероприятия (например, мелиорация земель, берегоукрепление и дноуглубление русел рек, защита лесов от пожаров и тому подобное).
Перечень и содержание адаптационных потребностей определяются субъектом адаптации исходя из потенциального воздействия выявленных климатических рисков с наиболее высоким уровнем опасности и потенциальным ущербом, а также с учетом сформированного перечня климатически уязвимых объектов. Содержание типовых адаптационных потребностей приведено в приложении N 2 к Рекомендациям.
При соотнесении постоянных мероприятий с адаптационными потребностями рекомендуется использовать следующие характеристики для каждого мероприятия:
климатический риск и связанный с ним ущерб, на минимизацию которого направлено мероприятие (либо описание возможности, возникающей в связи с изменением климата, которая используется в рамках мероприятия);
ежегодные затраты, связанные с реализацией мероприятия;
текущее значение и ожидаемое изменение целевых показателей в результате реализации мероприятия.
6.3. На втором этапе ранжирования рекомендуется определить адаптационные потребности, в отношении которых реализация постоянных мероприятий не обеспечивает достижения перспективных значений целевых показателей. При формировании набора возможных адаптационных мероприятий рекомендуется использовать характеристики, указанные в пункте 6.2 Рекомендаций.
6.4. На третьем этапе ранжирования проводится сопоставление возможных адаптационных мероприятий с наиболее значимым вкладом в достижение перспективных значений целевых показателей по каждой адаптационной потребности, определенной в пункте 4.1 Рекомендаций, и затратами, необходимыми для реализации адаптационного мероприятия.
6.5. Результаты проведенного ранжирования рекомендуется оформлять в виде таблицы (рекомендуемая форма представления результатов ранжирования адаптационных мероприятий приведена в приложении N 3 к Рекомендациям) и использовать при подготовке планов адаптации.";
з) приложение N 2 изложить согласно приложению N 6 к настоящим Изменениям;
и) дополнить приложением N 3 согласно приложению N 7 к настоящим Изменениям.
4. В Методических рекомендациях по формированию отраслевых, региональных и корпоративных планов адаптации к изменениям климата, утвержденных указанным приказом:
а) пункты 2-5 изложить в следующей редакции:
"2. Рекомендации предназначены для федеральных органов исполнительной власти, высших должностных лиц субъекта Российской Федерации (высших исполнительных органов субъекта Российской Федерации, исполнительных органов субъекта Российской Федерации) и организаций, осуществляющих формирование и утверждение соответственно отраслевых, региональных и корпоративных планов адаптации к изменениям климата (далее - планы адаптации).
3. Планы адаптации могут определять систему оперативных и долгосрочных мер по адаптации и могут быть направлены на уменьшение уязвимости системы обеспечения национальной безопасности страны, субъектов экономики и граждан вследствие изменений климата, а также на использование благоприятных возможностей, обусловленных указанными изменениями.
4. В задачи планов адаптации рекомендуется включать реализацию приоритетных мероприятий (как выполняемые на постоянной основе мероприятия, результаты реализации которых полностью или частично соответствуют целям адаптации, так и адаптационные меры), определенных по итогам ранжирования адаптационных мероприятий. При этом в план адаптации рекомендуется включать не более 2-3 мероприятий по каждой выявленной адаптационной потребности, на долю которых приходится максимальный вклад в достижение целевых показателей.
5. Отраслевые планы адаптации рекомендуется формировать и реализовывать федеральными органами исполнительной власти в соответствии с мероприятиями Национального плана. При подготовке отраслевых планов адаптации рекомендуется учитывать специфику воздействия климатических рисков и изменений климата на население, объекты и инфраструктуру в соответствующих отраслях экономики и сферах государственного управления и включать мероприятия, рекомендуемые для реализации на уровне субъектов Российской Федерации и организаций, деятельность которых регулируется соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Региональные планы адаптации рекомендуется формировать и реализовывать высшими должностными лицами субъекта Российской Федерации (высшими исполнительными органами субъекта Российской Федерации, исполнительными органами субъекта Российской Федерации). При подготовке региональных планов адаптации рекомендуется учитывать специфику воздействия климатических рисков, характерную для территории субъекта Российской Федерации, и мероприятия Национального плана и отраслевых планов адаптации, рекомендуемые для реализации на уровне субъектов Российской Федерации.
Корпоративные планы адаптации рекомендуется формировать и реализовывать заинтересованными организациями на добровольной основе. При подготовке корпоративных планов адаптации рекомендуется учитывать мероприятия соответствующих отраслевых и региональных планов адаптации.";
б) абзацы второй и третий пункта 7 признать утратившими силу;
в) приложение N 1 изложить согласно приложению N 8 к настоящим Изменениям;
г) приложение N 2 признать утратившим силу.
5. Показатели достижения целей адаптации к изменениям климата, утвержденные указанным приказом, изложить согласно приложению N 9 к настоящим Изменениям.
Приложение N 1
к изменениям, которые вносятся
в приказ Минэкономразвития России
от 13 мая 2021 г. N 267
"Об утверждении методических
рекомендаций и показателей
по вопросам адаптации к изменениям
климата", утвержденным приказом
Минэкономразвития России
от 28.12.2023 г. N 928
"Приложение N 4
к Методическим рекомендациям
по оценке климатических рисков,
утвержденным приказом
Минэкономразвития России
от 13 мая 2021 г. N 267
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ФОРМА
для представления результатов оценки климатических рисков территорий
1. Обобщенная информация
2. Детализированная информация
3. Прогноз климатических рисков
|
Ожидаемые изменения климата по территории в соответствии с прогнозом Росгидромета и значений интенсивности климатических рисков (при наличии) |
|
".
Приложение N 2
к изменениям, которые вносятся
в приказ Минэкономразвития
России от 13 мая 2021 г. N 267
"Об утверждении методических
рекомендаций и показателей
по вопросам адаптации
к изменениям климата",
утвержденным приказом
Минэкономразвития России
от 28.12.2023 г. N 928
"Приложение N 5
к Методическим рекомендациям
по оценке климатических рисков,
утвержденным приказом
Минэкономразвития России
от 13 мая 2021 г. N 267
Примеры критических значений гидрометеорологических показателей для наиболее уязвимых к воздействию климатических факторов видов производственной деятельности 1
Показатель |
Критические значения показателя и последствия |
1 |
2 |
Ветер |
8-13 м/с: затрудняется проводка судов, снижение мореходных качеств судна и безопасности судоходства и мореплавания, удлинение рейсооборота и увеличение расхода топлива.
14-24 м/с: суда сбиваются с курса, затрудняется подход к берегу, к причалам и отход от них, создает аварийные ситуации в момент прохождения под мостами, сдвиг и перевертывание автомобилей, нарушение траектории движения, перерасход топлива и износ шин.
Более 25 м/с: плавание любых судов и любые производственные операции на открытом воздухе становятся опасными.
Более 30 м/с: обрыв проводов, поломка опор, повал деревьев, уничтожение рекламных конструкций, угроза технике на открытом воздухе. |
Сильный снег, гололедно-изморозевые отложения |
Мокрый снег более 5 см (особенно с резким понижением температуры воздуха): сбои в работе станций и узлов железнодорожного транспорта даже при своевременно принятых мерах по снегоуборке.
Отложения на проводах толщиной более 20 мм: (в сочетании с ветром): повреждение изоляции, потери электрической энергии, массовый обрыв проводов. |
Гололед |
Любой интенсивности: опасные условия для движения городского транспорта и населения, снижение сцепных качеств дорожного покрытия, увеличение тормозного пути, занос автомобиля, потеря маневренности транспорта, снижение скорости движения в 2-2,5 раза. |
Сильные дожди |
Более 30 мм за 1 ч: образование дождевых паводков и подтопление подстанций, повреждение оборудования.
Более 50 мм за 12 ч: затопление низких участков дороги, размыв дорожного полотна и увеличение аварийности, подтопление подвалов, протечка кровель.
Более 70 мм за 12 ч: затопление низких участков дороги, размыв дорожного полотна и увеличение ДТП. Подтопление подвалов, протечка кровель. |
Подъем воды |
Выше критической отметки: затопление коммуникаций в прибрежных частях города. |
Температура |
Ниже -50 °С: дорожные одежды требуют ремонта.
Ниже -25 °С: поломка автомобилей, деформация металлических конструкций или разрыв труб, укорачивание рельсов, опасность обморожений, замораживание пассажирских вагонов.
Частые переходы через 0 °С: опасные условия для движения городского транспорта и населения, снижение сцепных качеств дорожного покрытия, быстрое старение и разрушение материалов.
Более +25 °С (особенно несколько суток): деформация металлических конструкций, удлинение рельсов, пластическая деформация асфальтобетонного покрытия, повреждение портовых мощеных зон, навигационного оборудования и мостов, колейность заасфальтированных дорог, изгиб рельсовых путей, появление миражей.
Более +30 °С: изменения натяжения проводов, нагрев генераторов, образование неровностей на дорогах, сдвиг асфальта, появление миражей. Перепады на 10 °С и более: быстрое старение и разрушение (коррозия) материалов и конструкций. |
Грозы |
Любой интенсивности: массовый выход из строя трансформаторных подстанций, недоотпуск электроэнергии потребителям, повреждения электрических систем. |
Град |
Любой интенсивности: нанесение ущерба сельскохозяйственным растениям, автотранспорту, жилым объектам, населению. |
".
------------------------------
1 Источники:
Кобышева Н.В., Акентьева Е.М., Галюк Л.П. Климатические риски и адаптация к изменениям и изменчивости климата в технической сфере - Санкт-Петербург: "Издательство Кириллица", 2015.
Зябриков В.А., Кобышева Н.В., Циркунов В.С. Климат и железнодорожный транспорт - М.: Метеоагентство Росгидромета, 2000.
------------------------------
Приложение N 3
к изменениям, которые вносятся
в приказ Минэкономразвития
России от 13 мая 2021 г. N 267
"Об утверждении методических
рекомендаций и показателей
по вопросам адаптации
к изменениям климата",
утвержденным приказом
Минэкономразвития России
от 28.12.2023 г. N 928
"Приложение N 6
к Методическим рекомендациям
по оценке климатических рисков,
утвержденным приказом
Минэкономразвития России
от 13 мая 2021 г. N 267
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ФОРМА
представления результатов оценки климатических рисков
хозяйственной и иной деятельности
".
Приложение N 4
к изменениям, которые вносятся
в приказ Минэкономразвития
России от 13 мая 2021 г. N 267
"Об утверждении методических
рекомендаций и показателей
по вопросам адаптации
к изменениям климата",
утвержденным приказом
Минэкономразвития России
от 28.12.2023 г. N 928
"Приложение N 7
к Методическим рекомендациям
по оценке климатических рисков,
утвержденным приказом
Минэкономразвития России
от 13 мая 2021 г. N 267
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ФОРМА
представления результатов оценки климатических рисков
по отраслям экономики
".
Приложение N 5
к изменениям, которые вносятся
в приказ Минэкономразвития России
от 13 мая 2021 г. N 267
"Об утверждении методических рекомендаций
и показателей по вопросам адаптации
к изменениям климата", утвержденным приказом
Минэкономразвития России
от 28.12.2023 г. N 928
"Приложение N 8
к Методическим рекомендациям
по оценке климатических рисков, утвержденным
приказом Минэкономразвития России
от 13 мая 2021 г. N 267
Характеристики
изменений климата и климатических рисков в федеральных округах и акваториях морей Российской Федерации
Таблица 1
Характеристики изменения климата и погодных рисков в федеральных округах Российской Федерации 1
Наименование |
Текущий уровень погодных рисков для населения 2 |
Текущее изменение климата в 1936-2020 годах |
Возможное изменение климата |
|||
Температура воздуха 4 |
Количество осадков |
Опасные явления |
Температура воздуха |
Количество осадков |
||
| ||||||
Дальневосточный федеральный округ |
Низкий - средний |
+2,3 |
Рост |
Экстремальная скорость ветра, высокое количество осадков, наводнения, высокая пожароопасность |
Рост |
В теплый период - рост суммы осадков на 10-20 %. |
Приволжский федеральный округ |
Низкий - средний |
+3,1 |
Рост |
Высокая скорость ветра, экстремальная температура воздуха, высокая пожароопасность |
Рост |
В теплый период - снижение суммы осадков на 5-15 %. |
Северо-Западный федеральный округ |
Низкий |
+3,2 |
Рост |
Высокая скорость ветра, экстремальные снегопады, наводнения, высокая пожароопасность |
Рост |
В теплый период - рост суммы осадков на 5-15 %. |
Северо-Кавказский федеральный округ |
Средний - высокий |
+2,4 |
Изменения не значимы |
Экстремальные осадки, наводнения, град |
Рост |
В теплый период на равнинах - снижение суммы осадков на 4-8 %, |
Сибирский федеральный округ |
Низкий - высокий |
+3,0 |
Изменения не значимы |
Высокая скорость ветра, наводнения, экстремальная температура воздуха |
Рост |
В теплый период на севере и в центре территории округа - рост суммы осадков на 10-20 %, на юге - снижение на 5-10 %. |
Уральский федеральный округ |
Низкий - средний |
+4,7 |
Рост |
Высокая скорость ветра, экстремальные осадки, высокая пожароопасность |
Рост |
В теплый период на севере территории округа - рост суммы осадков на 5-10 %, на юге - снижение на 5-10 %. |
Центральный федеральный округ |
Низкий - средний |
+3,2 |
Рост суммы осадков в холодный период на севере территории округа |
Высокая скорость ветра, высокая пожароопасность, экстремальная температура воздуха |
Рост |
В теплый период - снижение суммы осадков на 5-15 %. |
Южный федеральный округ |
Низкий - средний |
+3,1 |
Изменения не значимы |
Высокая скорость ветра, экстремальные осадки, наводнения |
Рост |
В теплый период на равнинах - снижение суммы осадков на 5-15 %, в горных районах - рост на 15-20 %. |
Таблица 2
Характеристика погодно-климатических рисков в акватории отдельных морей России 5
Наименование |
Ветер |
Волнение |
Ограничение |
Колебания уровня |
| ||||
Азовское море |
Повторяемость скорости ветра более 17 м/с: от 1 (июль - сентябрь) до 4 (декабрь - март) дней в месяц |
Повторяемость волнения с высотой волн более 3 м: |
Число дней с туманом в месяц: от 1 (июль) до 8 (декабрь). Число дней с видимостью менее 1 мили: 30-55 в год |
Штормовые нагоны до 4,5 м |
Черное море |
Повторяемость скорости ветра более 15 м/с: 3-12 % в год, в Новороссийске до 15 % в год |
Повторяемость волнения с высотой волн более 3-4 м: 5-7 % в год |
Повторяемость туманов: 1-5 % в открытом море, до 12 % в районе Крыма |
Штормовые нагоны и сгоны до 0,2-0,3 м |
Каспийское море |
Повторяемость скорости ветра свыше 15 м/с: 6-9 % в среднем за год, зимой до 15 % |
Повторяемость волнения с высотой волн 2-4 м: 10-15 % в южной части моря и 1-2 % в северной части моря |
Повторяемость туманов: в ноябре - феврале 20-30 % |
Штормовые нагоны до 1,5 м в дельте Волги, сгоны до 1,2 м на западном побережье Северного Каспия |
Балтийское море |
Повторяемость скорости ветра более 17 м/с: 5-15 % (сентябрь - март) |
Повторяемость волнения с высотой волн 2-6 м: 34-39 % (февраль) |
Повторяемость туманов: 6-9 %, местами до 15 % (сентябрь). Повторяемость видимости менее 1 мили: 10-20 % (февраль) |
Штормовые нагоны в Финском заливе до 1,5 м, максимальный нагон более 4 м |
Белое море |
Повторяемость скорости ветра свыше 15 м/с: 5-10 % (в январе до 15 %), средняя продолжительность 8-10 ч |
Повторяемость волнения с высотой волн 3-6 м: 5-10 %, с высотой волн 6 м и более: 1 % |
Повторяемость тумана: 5-10 %, продолжительностью до 6 ч - 65-90 %, продолжительностью 6-24 ч - 5-20 % |
Штормовые нагоны до 2-4 м (в устьях рек) продолжительностью в среднем 80 ч. Сгоны до 0,8-1 м |
Японское море |
Повторяемость скорости ветра свыше 14 м/с: зимой в бухтах летом 2-9 %. В тайфунах скорость ветра до 33-40 м/с, повторяемость тайфунов 1-2 в год (август - сентябрь) |
Повторяемость волнения с высотой волн свыше 3,5 м осенью и зимой: 12-20 %, |
Годовое число дней с туманами: 43-83 (в защищенных бухтах туманы случаются реже, чем в отрытом море) |
Повышение уровня моря при цунами до 5 м |
".
------------------------------
1 Третий оценочный доклад об изменениях климата и их последствиях на территории Российской Федерации / под ред. В. М. Катцова; Росгидромет. - Санкт-Петербург: Наукоемкие технологии, 2022. - 676 с.
2 Методическое руководство по оценке и управлению погодно-климатическими рисками и разработке адаптационных мер с экономическим обоснованием их применения в хозяйственной и социальной сферах / Н.В. Кобышева, Е.М. Акентьева, Г.Б. Пигольцина [и др.] // Труды Главной геофизической обсерватории им. А.И. Воейкова. - 2020. - N 598. - С. 5-136.
3 Прогнозные оценки даны для 2050-2059 годов по отношению к 1990-1999 годам по ансамблю региональной климатической модели ФГБУ "ГГО" для сценария RCP8.5 МГЭИК (сценарий роста глобальных выбросов парниковых газов в течение всего XXI века).
4 Среднегодовые аномалии температуры приземного воздуха, осредненные по территории федерального округа за 1936-2020 годы.
5 Методическое руководство по оценке и управлению погодно-климатическими рисками и разработке адаптационных мер с экономическим обоснованием их применения в хозяйственной и социальной сферах / Н.В. Кобышева, Е.М. Акентьева, Г.Б. Пигольцина [и др.] // Труды Главной геофизической обсерватории им. А.И. Воейкова. - 2020. - N 598. - С. 5-136.
------------------------------
Приложение N 6
к изменениям, которые вносятся
в приказ Минэкономразвития России
от 13 мая 2021 г. N 267
"Об утверждении методических рекомендаций
и показателей по вопросам адаптации к изменениям
климата", утвержденным приказом
Минэкономразвития России
от 28.12.2023 г. N 928
"Приложение N 2
к Методическим рекомендациям по ранжированию
адаптационных мероприятий по степени
их приоритетности, утвержденным приказом
Минэкономразвития России от 13 мая 2021 г. N 267
Содержание типовых адаптационных потребностей
".
Приложение N 7
к изменениям, которые вносятся
в приказ Минэкономразвития России
от 13 мая 2021 г. N 267
"Об утверждении методических рекомендаций
и показателей по вопросам адаптации к изменениям
климата", утвержденным приказом
Минэкономразвития России
от 28.12.2023 г. N 928
"Приложение N 3
к Методическим рекомендациям по ранжированию
адаптационных мероприятий по степени
их приоритетности, утвержденным приказом
Минэкономразвития России от 13 мая 2021 г. N 267
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ФОРМА
представления результатов ранжирования адаптационных мероприятий
------------------------------
1 Вносятся результаты ранжирования мероприятий, проведенного в разделе 3. По каждой адаптационной потребности выбирается не более 3 постоянных мероприятий и не более 2 адаптационных мер, которые соответствуют рангу по показателям от 1 до 3.
------------------------------
Приложение N 8
к изменениям, которые вносятся
в приказ Минэкономразвития России
от 13 мая 2021 г. N 267
"Об утверждении методических рекомендаций
и показателей по вопросам адаптации к изменениям
климата", утвержденным приказом
Минэкономразвития России
от 28.12.2023 г. N 928
"Приложение N 1
к Методическим рекомендациям
по формированию отраслевых, региональных
и корпоративных планов адаптации к изменениям
климата, утвержденным приказом
Минэкономразвития России
от 13 мая 2021 г. N 267
ТИПОВАЯ ФОРМА
плана адаптации к изменениям климата
Приложение N 9
к изменениям, которые вносятся
в приказ Минэкономразвития России от
13 мая 2021 г. N 267
"Об утверждении методических
рекомендаций и показателей
по вопросам адаптации к изменениям
климата", утвержденным приказом
Минэкономразвития России
от 28.12.2023 г. N 928
"Утверждены
приказом Минэкономразвития России
от 13 мая 2021 г. N 267
в редакции приказа
Минэкономразвития России
от 28 декабря 2023 г. N 928
Показатели
достижения целей адаптации к изменениям климата
1. Общие положения
Показатели достижения целей адаптации к изменениям климата (далее - показатели адаптации) подготовлены в рамках реализации пункта 6 приложения к национальному плану мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата на период до 2022 года, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. N 3183-р.
Показатели адаптации характеризуют достижение следующих целей адаптации:
снижение уязвимости объектов воздействия в отношении климатических рисков;
снижение подверженности объектов воздействия климатическим рискам;
усиление адаптивной способности объектов воздействия в отношении изменений климата;
использование благоприятных возможностей, возникающих в связи с изменением климата;
снижение климатических рисков для отраслей экономики Российской Федерации (субъектов Российской Федерации);
снижение климатических рисков для бюджетной системы Российской Федерации.
Показатели адаптации используются для ранжирования, оценки эффективности и результативности мер адаптации к изменениям климата, реализуемых в рамках отраслевых, региональных и корпоративных планов адаптации к изменениям климата.
2. Показатели снижения уязвимости объектов воздействия в отношении климатических рисков
В число указателей снижения уязвимости объектов воздействия в отношении климатических рисков входят следующие показатели:
1) возможные потери и ущерб от природных чрезвычайных ситуаций (количество пострадавших, материальный ущерб, привлечение для ликвидации последствий сил и средств Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций), а также возможный косвенный экономический ущерб от воздействия климатических рисков;
2) размер застрахованного ущерба;
3) общее количество остановок производства, оказания услуг и иных инцидентов, обусловленных возникновением климатических рисков.
3. Показатели снижения подверженности объектов воздействия климатическим рискам
В число показателей снижения подверженности объектов воздействия климатическим рискам входят следующие показатели:
1) общее количество климатически уязвимых объектов (в работоспособном, ограниченно работоспособном и аварийном техническом состоянии);
2) общее количество климатических рисков (катастрофического, весьма опасного и опасного уровней);
3) площадь территории, подверженной воздействию климатических рисков катастрофического, весьма опасного и опасного уровней (доля такой территории в общей площади территории субъекта адаптации);
4) количество новых капитальных объектов и сооружений, обеспечивающих защиту климатически уязвимых объектов от воздействия климатических рисков;
5) количество чрезвычайных ситуаций, обусловленных возникновением климатических рисков, в расчете на одного человека в год;
6) численность населения, постоянно находящегося в зоне воздействия климатических рисков катастрофического, весьма опасного и опасного уровней.
4. Показатели усиления адаптивной способности объектов воздействия в отношении изменений климата
В число показателей усиления адаптивной способности объектов воздействия в отношении изменений климата входят следующие показатели:
1) изменение пороговых значений для объекта воздействия 1;
2) изменение максимальной продолжительности использования имеющихся материальных резервов в расчете на 1 человека;
3) изменение максимальной продолжительности автономного функционирования объекта воздействия в случае реализации климатического риска;
4) изменение продуктивности сельскохозяйственных культур.
5. Показатели использования благоприятных возможностей, возникающих в связи с изменением климата
В число показателей использования благоприятных возможностей, возникающих в связи с изменением климата, входят следующие показатели:
1) количество новых рабочих мест, обусловленных использованием благоприятных возможностей, возникающих в связи с изменением климата;
2) экономия топливно-энергетических, водных, лесных и иных ресурсов, а также постоянных расходов, обусловленная использованием благоприятных возможностей, возникающих в связи с изменением климата.
6. Показатели снижения климатических рисков для отраслей экономики Российской Федерации (субъектов Российской Федерации)
В число показателей снижения климатических рисков для отраслей экономики Российской Федерации (субъектов Российской Федерации) входят следующие показатели:
1) показатель экономической уязвимости хозяйственной и иной деятельности;
2) общее количество остановок производства, оказания услуг и иных инцидентов, обусловленных возникновением климатических рисков;
3) показатели снижения уязвимости объектов воздействия в отношении климатических рисков и показатели снижения подверженности объектов воздействия климатическим рискам, приведенные в разделах 1 и 2 показателей адаптации.
7. Показатели снижения климатических рисков для бюджетной системы Российской Федерации
В число показателей снижения климатических рисков для бюджетной системы Российской Федерации входят следующие показатели:
1) общее количество и объем трансфертов и ассигнований, направленных на ликвидацию последствий стихийных бедствий и природных чрезвычайных ситуаций, обусловленных возникновением климатических рисков, включая предоставление целевых трансфертов (субсидий) на:
- выплаты гражданам, жилые помещения которых повреждены;
- выплаты гражданам, жилые помещения которых утрачены;
- оказание гражданам единовременной материальной помощи, финансовой помощи первой необходимости в связи с утратой имущества;
- обеспечение мероприятий по переселению граждан, обеспечению жилыми помещениями граждан, приобретению или строительству жилых помещений взамен утраченных жилых помещений (в том числе находившихся в муниципальной собственности);
- обеспечение мероприятий по развертыванию и содержанию пунктов временного размещения и питания для эвакуируемых граждан;
- обеспечение мероприятий по восстановлению и капитальному ремонту поврежденных капитальных объектов, строительство жилых помещений взамен утраченных;
- обеспечение мероприятий по поддержке пострадавших субъектов малого и среднего предпринимательства;
- социальную поддержку пострадавших граждан (включая поддержку, право на получение которой установлено судебным решением), граждан, жилые помещения которых утрачены;
- государственную поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области защиты населения и территорий от природных чрезвычайных ситуаций, связанных с реализацией климатических рисков, и стихийных бедствий.
2) количество и объем трансфертов и ассигнований, направленных на предупреждение стихийных бедствий и природных чрезвычайных ситуаций, обусловленных возникновением климатических рисков (например, содержание комплекса защитных сооружений, строительство противопаводковой дамбы, берегозащитных сооружений, проведение срочных противооползневых и берегоукрепительных работ и тому подобное);
3) возможный объем выпадающих доходов бюджетной системы Российской Федерации в связи с возникновением климатических рисков.".
------------------------------
1 Значение интенсивности и (или) продолжительности воздействия климатических факторов и их сочетание, превышение которого приведет к потере работоспособности либо ликвидации объекта воздействия, которое определяется с учетом специфики осуществляемой деятельности и надежности используемых сооружений и оборудования.
------------------------------
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 28 декабря 2023 г. N 928 "О внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 13 мая 2021 г. N 267 "Об утверждении методических рекомендаций и показателей по вопросам адаптации к изменениям климата"
Опубликование:
-