Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 1 марта 2024 г. N 3а-41/2024
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Сафиной М.М. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ушаковым К.Н. с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан Янусика А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "СМУ Сельстрой" к Казанской городской Думе Республики Татарстан о признании Правил землепользования и застройки города Казани, утвержденных решением Казанской городской Думы от 16 августа 2021 года N 5-8, не действующими в части
установил:
решением Казанской городской Думы от 16 августа 2021 года N 5-8 утверждены Правила землепользования и застройки города Казани.
Данное решение вместе с Правилами землепользования и застройки города Казани опубликованы в официальном печатном издании Сборник документов и правовых актов муниципального образования города Казани, Спецвыпуск от 26 августа 2021 года. Правила землепользования и застройки города Казани размещены в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования (ФГИС ТП).
Согласно карте градостроительного зонирования с отображением подзон территориальных зон: улично-дорожной сети (УДС), природно-рекреационного комплекса (ПРК), озеленения специального назначения (ОСН), прибрежных территорий (ПТ) земельный участок (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: ведение личного подсобного хозяйства) площадью 464 квадратных метра с кадастровым номером...., расположенный по адресу: <адрес>.
Общество с ограниченной ответственностью "СМУ Сельстрой", являющееся собственником данного земельного участка, обратилось в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением о признании Правил землепользования и застройки города Казани не действующими в части установления подзоны прибрежных территорий (ПТ) в границах данного земельного участка, а также в границах земельного участка, образуемого в соответствии с проектом межевания территории.
В обоснование требований административный истец указал, что в оспариваемой части нормативный правовой акт принят с нарушением градостроительного законодательства, подзона прибрежных территорий (ПТ) установлена в отсутствие законных оснований, что нарушает права административного истца как собственника земельного участка с кадастровым номером..... Кроме того, административному истцу отказано в образовании земельного участка путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером.... с землями государственной (муниципальной) собственности по причине его расположения в границах подзоны прибрежных территорий (ПТ), образованной притоком реки Нокса.
В судебном заседании представители общества с ограниченной ответственностью "СМУ Сельстрой" Горюнова К.С., Загитова Е.И. поддержали административное исковое заявление по изложенным в нем основаниям.
Представитель Казанской городской Думы Закиров В.Р. административный иск не признал, пояснив, что основанием для установления подзоны прибрежных территорий (ПТ) на спорной территории послужило наличие объекта водного фонда, не включенного в государственный водный реестр, выявленного в результате инженерно-экологических изысканий при разработке Генерального плана города Казани и отображенного в графических материалах Генерального плана города Казани (слой "Гидрография"). При этом, по мнению представителя административного ответчика, статус объекта водного фонда не зависит от наличия сведений о нем в государственном водном реестре и отображения на картографических материалах общего доступа.
Представитель Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан Загидуллин Р.А. разрешение спора оставил на усмотрение суда, указав, что по данным картографических материалов общего доступа земельный участок с кадастровым номером.... расположен за пределами акватории, береговой линии, водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы близлежащих водных объектов.
Выслушав представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.
Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", как указано в преамбуле к данному нормативному акту, в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
Пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа отнесено утверждение правил землепользования и застройки.
Аналогичная по своему содержанию норма закреплена в пункте 26 части 1 статьи 17 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года N 45-ЗРТ "О местном самоуправлении в Республике Татарстан", а также в пункте 26 части 1 статьи 8 Устава муниципального образования города Казани, утвержденного решением Представительного органа муниципального образования города Казани от 17 декабря 2005 года N 3-5.
Градостроительный кодекс Российской Федерации в пункте 3 части 3 статьи 8 предусматривает в числе полномочий органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности утверждение правил землепользования и застройки городских округов.
Согласно статье 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1).
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).
В соответствии с положениями статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, статьи 21 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года N 45-ЗРТ в структуру органов местного самоуправления входит представительный орган муниципального образования, которым в городском округе Казани является Казанская городская Дума.
На основании статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, статьи 23 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года N 45-ЗРТ Казанская городская Дума была вправе принять нормативный акт об утверждении Правил землепользования и застройки города Казани.
Порядок подготовки и утверждения правил землепользования и застройки, а также внесения в них изменений определен статьями 31, 32, 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, сведений Единого государственного реестра недвижимости, сведений, документов, материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц. При подготовке правил землепользования и застройки в обязательном порядке проводятся общественные обсуждения или публичные слушания в соответствии со статьями 51 и 28 данного Кодекса (часть 12 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы общественных обсуждений или публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких общественных обсуждений или публичных слушаний (часть 15 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что постановлением Исполнительного комитета города Казани от 19 июня 2020 года N 1701 принято решение о подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Казани, которым одновременно утвержден состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки. Данное постановление опубликовано в официальном печатном издании Сборник документов и правовых актов муниципального образования города Казани от 2 июля 2020 года N 24.
Постановлением Мэра города Казани от 20 ноября 2020 года N 240 назначены общественные обсуждения в городе Казани по проекту Правил землепользования и застройки города Казани. Этот документ опубликован в официальном печатном издании Сборник документов и правовых актов муниципального образования города Казани, Спецвыпуск от 26 ноября 2020 года.
Открытые обсуждения в рамках общественных обсуждений по проекту оспариваемого нормативного правового акта были проведены в период с 26 ноября 2020 года по 28 января 2021 года, о чем был составлен протокол от 14 января 2021 года N 491.
Заключение по результатам общественных обсуждений составлено Комиссией по подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Казани и доведено до всеобщего сведения путем опубликования в официальном печатном издании Сборник документов и правовых актов муниципального образования города Казани, Спецвыпуск (части 1 и 2) от 28 января 2021 года.
Суд отмечает, что общественные обсуждения являются процедурой выявления коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный характер. Они не являются формой осуществления власти населением, тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.
Заключение о результатах общественных обсуждений по своей правовой природе не может носить ни рекомендательного, ни императивного характера, а является основанием для подготовки рекомендаций и им предшествует.
Недочеты, допущенные при проведении отдельных процедур подготовки проекта Правил землепользования и застройки города Казани, по мнению суда, не могут служить безусловным и достаточным основанием для признания недействующим оспариваемого нормативного правового акта, поскольку они не привели к существенному нарушению порядка принятия и утверждения указанного документа, повлиявшему на законность принятия этого нормативного правового акта.
Таким образом, оспариваемый нормативный акт принят Казанской городской Думой в пределах предоставленных ей вышеупомянутыми правовыми актами полномочий, с соблюдением порядка принятия данного нормативного правового акта, введения его в действие, в том числе правил опубликования.
Впоследствии по аналогичной процедуре в Правила землепользования и застройки города Казани вносились изменения (решения Казанской городской Думы от 3 августа 2022 года N 23-15, от 14 апреля 2023 года N 7-22, от 24 августа 2023 года N 5-24), не затронувшие их оспариваемую часть.
Как следует из материалов дела, обществу с ограниченной ответственностью "СМУ Сельстрой" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером....
На заявление общества о подготовке проекта межевания территории в связи с образованием земельного участка путем перераспределения с землями государственной (муниципальной) собственности Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани сообщило о необходимости корректировки границ запрашиваемой территории и о возможности формирования земельного участка в иных границах согласно приложенному картографическому материалу (письмо от 17 сентября 2021 года N 1504-ИСХ 9864, т. 1 л.д. 140). Письмом от 21 марта 2021 года (т. 1 л.д. 143) общество с ограниченной ответственностью "СМУ Сельстрой" заявило о согласии на формирование земельного участка в предложенных границах.
Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 1 февраля 2022 года N 323 (т. 1 л.д. 144-145) принято решение о подготовке проекта межевания территории по улице Рабочая Советского района в целях образования земельного участка в границах элемента планировочной инфраструктуры.
3 октября 2022 года общество с ограниченной ответственностью "СМУ Сельстрой" обратилось с заявлением об утверждении проекта межевания территории (т. 1 л.д. 156-172), на которое поступило сообщение о невозможности образования земельного участка в связи с его расположением в подзоне прибрежных территорий (ПТ), образованной притоком реки Нокса (письмо от 8 декабря 2022 года N 15/22-ИСХ/13989 (т. 1 л.д. 105).
Оценивая доводы административного истца о необоснованном установлении подзоны прибрежных территорий (ПТ) в границах земельного участка с кадастровым номером 16:50:140106:58 и земельного участка, образуемого в соответствии с названным постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, суд исходит из основных принципов градостроительной деятельности, изложенных в статье 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Так, регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории, комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания. Поэтому, обладая достаточно широкой дискрецией в сфере градостроительства, органы местного самоуправления при изменении правового регулирования не могут действовать произвольно без объективного и разумного обоснования, должны соблюдать баланс частных и публичных интересов, конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности.
Устойчивое развитие территорий заключается в обеспечении при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничении негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечении охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений (пункт 3 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования, устанавливающая границы территориальных зон (пункт 2 части 2, часть 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации), градостроительные регламенты (пункт 3 части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе, с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных Генеральным планом.
В силу подпункта 2 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются, в том числе предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Согласно статье 38 названного Кодекса предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя: предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь; минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений; максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка (часть 1).
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются указанные в части 1 этой же статьи размеры и параметры, их сочетания (часть 2).
В пределах территориальных зон могут устанавливаться подзоны с одинаковыми видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, но с различными предельными (минимальными и (или) максимальными) размерами земельных участков и предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и сочетаниями таких размеров и параметров (часть 3).
Статьей 23 Правил землепользования и застройки города Казани установлен перечень подзон территориальных зон, при этом в числе подзон, устанавливающие нулевые значения параметров территориальных зон, указана подзона прибрежных территорий (ПТ).
Градостроительный регламент подзоны прибрежных территорий "ПТ" установлен статьей 44 Правил землепользования и застройки города Казани. Как указано в пункте 1.1 названной статьи, границы этой подзоны устанавливаются по границам двадцатиметровой буферной зоны от границ объектов водного фонда. Новое строительство и реконструкция существующих объектов в границах подзоны "ПТ" запрещены, за исключением случаев, описанных в пункте 5 этой же статьи (пункт 1.2).
При этом предельные размеры земельных участков, установленные градостроительным регламентом территориальной зоны, в пределах которой устанавливается данная подзона, не изменяются (пункт 3); предельные параметры разрешенного строительства объектов капитального строительства, установленные градостроительным регламентом территориальной зоны, в пределах которой устанавливается данная подзона, устанавливаются равными нулю, за исключением случаев, описанных в пункте 5 названной статьи (пункт 3); отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства запрещено (пункт 4).
В пункте 5 статьи 44 Правил перечислены виды разрешенного использования, для которых предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленные градостроительным регламентом территориальной зоны, в пределах которой устанавливается данная подзона.
Согласно карте градостроительного зонирования с отображением подзоны прибрежных территорий (ПТ) (т. 1 л.д. 6, 7) в нее попадает часть земельного участка с кадастровым номером..... Сопоставление этой карты с границами проекта межевания территории по улице Рабочая Советского района города Казани (приложение к постановлению Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 1 февраля 2022 года N 323) позволяет сделать вывод о том, что территория, на которую увеличивается исходный земельный участок, также относится к подзоне прибрежных территорий (ПТ).
Как следует из пункта 1.1 статья 44 Правил землепользования и застройки города Казани расчет границ подзоны прибрежных территорий (ПТ) осуществляется от береговой линии (границы водного объекта). То есть необходимым условием для установления данной подзоны является наличие водного объекта и определение местоположения его границы. В данном случае, исходя из расположения и конфигурации подзоны на карте градостроительного зонирования с отображением подзоны прибрежных территорий (ПТ), граница водного объекта, в связи с которым она установлена, должна находиться в непосредственной близости от земельного участка с кадастровым номером.....
Согласно пункту 4 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации водным объектом является природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
В силу части 4 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации береговая линия (граница водного объекта) определяется для реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера - по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом (пункт 2), для пруда, водохранилища - по нормальному подпорному уровню воды (пункт 3), для болота - по границе залежи торфа на нулевой глубине (пункт 4).
Порядок определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаи и периодичность ее определения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Требования к описанию местоположения береговой линии (границы водного объекта) устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 4.1 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации).
Правила определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2016 года N 377 и предусматривают установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) органами государственной власти субъектов Российской Федерации либо Федеральным агентством водных ресурсов и его территориальными органами (пункт 5).
Согласно пункту 14 названных Правил местоположение береговой линии (границы водного объекта) считается определенным со дня внесения сведений о местоположении береговой линии (границы водного объекта) в Единый государственный реестр недвижимости.
Местоположение береговых линий реки Казанка и ее притоков, в том числе реки Нокса, установлено приказом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 28 декабря 2018 года N 1397-п (т. 1 л.д. 31).
Административным истцом в материалы дела представлены письма Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, Отдела водных ресурсов по Республике Татарстан Нижне-Волжского бассейнового управления Федерального агентства водных ресурсов, полученные им в ответ на обращения о согласовании образования нового земельного участка.
В частности, в письме Центрального территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 11 января 2023 года N 31/02 (т. 1 л.д. 183-184) сообщается об отсутствии поверхностных водных объектов на территории вновь образуемого земельного участка по данным публичной кадастровой карты.
В этом же письме указано, что поблизости от проектируемого земельного участка имеется водоток без названия - приток реки Нокса протяженностью менее 10 километров, пересекающий улицы Большая Красная и Заречная в поселке Малые Клыки, ширина водоохранных зон и прибрежных защитных полос составляет 50 метров.
Мероприятия по установлению местоположения береговой линии (границы водного объекта) указанного водотока не проводились, информация о месте расположения истока отсутствует, на основании картографических материалов общего доступа установить его точное расположение не представляется возможным.
Письмом от 18 мая 2023 года N 7075/14 (т. 1 л.д. 185-186) Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан также сообщает об отсутствии на территории образуемого земельного участка поверхностных водных объектов по данным публичной кадастровой карты, в то же время не исключает возможности расположения с западной стороны участка, подверженного подтоплению (затоплению) поверхностными талыми либо подземными грунтовыми водами.
По сведениям, изложенным в письме Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 2 октября 2023 года N 16 625/10 (т. 1 л.д. 32), испрашиваемый земельный участок расположен за пределами береговой, прибрежной защитной полосы, водоохранной зоны близлежащих водных объектов.
В письме Отдела водных ресурсов по Республике Татарстан Нижне-Волжского бассейнового управления Федерального агентства водных ресурсов от 16 октября 2023 года N 02/5681 указано на отсутствие в государственном водном реестре сведений по водному объекту без названия (приток реки Нокса в районе земельного участка с кадастровым номером....).
Согласно письменным пояснениям Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан земельный участок с кадастровым номером.... расположен за пределами акватории, береговой полосы, водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы близлежащих водных объектов.
Доводы административного ответчика о наличии на близлежащей территории водного объекта, выявленного при разработке Генерального плана города Казани, оцениваются судом в сопоставлении с представленной им картой, отображающей нормативные зоны охраны водных объектов города Казани.
Согласно этой карте протяженность притока реки Нокса, пересекающего улицы Большая Красная и Заречная в поселке Малые Клыки, вместе с прибрежной защитной полосой и водоохранной зоной, составляющей по сведениям Центрального территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан 50 метров (т. 1 л.д. 183-184), спорную территорию не затрагивает. Наличие водного объекта, от береговой линии которого могла бы быть установлена распространяющаяся на спорную территорию двадцатиметровая буферная зона такой протяженности и конфигурации, какая установлена на карте градостроительного зонирования с отображением подзоны прибрежных территорий (ПТ), данными материалами не подтверждается.
Не могут быть приняты во внимание и доводы административного ответчика о признании водного объекта существующим в силу прямого указания закона, а не с момента внесения сведений о нем в государственный водный реестр, поскольку сам факт существования водного объекта, в связи с которым на спорной территории установлена подзона прибрежных территорий (ПТ), не подтверждается ни сведениями, предоставленными уполномоченными в сфере водных ресурсов государственными органами, ни представленными сторонами картографическими материалами, ни картографическими материалами общего доступа, то есть носит предположительный, вероятностный характер.
Вопреки требованиям статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации относимых, допустимых и достоверных доказательств существования на земельном участке административного истца и на близлежащей к нему территории водного объекта, равно как не представлено сведений о местоположении его границ.
При отсутствии определенного уполномоченным органом в предусмотренном законом порядке местоположения береговой линии (границы водного объекта) расположение земельного участка административного истца и образуемого по его инициативе земельного участка в пределах двадцатиметровой буферной зоны от береговой линии нельзя считать установленным.
Следовательно, отнесение спорной территории к подзоне прибрежных территорий "ПТ" не имеет под собой объективного и разумного обоснования, что противоречит положениям статей 2 и 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, так как не обеспечивает баланса частных и публичных интересов, соблюдения прав и законных интересов в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
При изложенных обстоятельствах, оценив в совокупности имеющиеся в материалах административного дела доказательства, суд приходит к выводу о несоответствии оспариваемой части Правил землепользования и застройки города Казани нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, что является основанием для признания данных положений недействующими в соответствующей части.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, согласно пункту 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" он должен быть признан недействующим в соответствующей части со дня вступления решения в законную силу.
При этом суд принимает во внимание содержащиеся в приведенном пункте постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации разъяснения о том, что указанные в мотивировочной части вступившего в законную силу решения суда обстоятельства, свидетельствующие о незаконности оспоренного акта, имеют преюдициальное значение для неопределенного круга лиц при рассмотрении других дел, в том числе касающихся периода, предшествующего дню признания оспоренного акта недействующим.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "СМУ Сельстрой" удовлетворить.
Признать не действующими со дня вступления решения суда в законную силу Правила землепользования и застройки города Казани, утвержденные решением Казанской городской Думы от 16 августа 2021 года N 5-8, в части отнесения к подзоне прибрежных территорий (ПТ) земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: ведение личного подсобного хозяйства) площадью 464 квадратных метра с кадастровым номером...., расположенного по адресу: <адрес>, и земельного участка, образуемого в соответствии с постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 1 февраля 2022 года N 323 "О подготовке проекта межевания территории по улице Рабочая Советского района".
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию в официальном печатном издании "Сборник документов и правовых актов муниципального образования города Казани" Республики Татарстан.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции.
Судья |
Сафина М.М. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 1 марта 2024 г. N 3а-41/2024
Опубликование:
-