Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Департамента
здравоохранения города Москвы
от 15 марта 2024 г. N 211
Доклад
о результатах обобщения правоприменительной практики при осуществлении Департаментом здравоохранения города Москвы регионального государственного контроля (надзора) за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, за 2023 год
Доклад о результатах обобщения правоприменительной практики при осуществлении Департаментом здравоохранения города Москвы регионального государственного контроля (надзора) за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, за 2023 год (далее - Доклад о правоприменительной практике) подготовлен во исполнение положений статьи 47 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", пункта 3.7 Положения о региональном государственном контроле (надзоре) за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 10 декабря 2021 г. N 1973-ПП, и приказа Департамента здравоохранения города Москвы (далее - Департамент) от 15 февраля 2022 г. N 119 "Об утверждении Порядка обобщения правоприменительной практики осуществления регионального государственного контроля (надзора) за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов".
Задача регионального государственного контроля (надзора) за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - региональный государственный контроль (надзор), - обеспечение соблюдения обязательных требований действующего законодательства в сфере государственного регулирования цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - ЖНВЛП), на территории города Москвы.
Предметом регионального государственного контроля (надзора) является соблюдение организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации (далее - контролируемые лица), при реализации лекарственных препаратов требований к применению цен, уровень которых не должен превышать сумму фактической отпускной цены, установленной производителем лекарственных препаратов, и которые не превышают зарегистрированных предельных отпускных цен, и размеров оптовых надбавок и (или) размеров розничных надбавок, не превышающих соответственно размеров предельных оптовых надбавок и (или) размеров предельных розничных надбавок, установленных в городе Москве (далее - обязательные требования).
Обязательными требованиями, соблюдение которых подлежит проверке, являются:
- соблюдение правил формирования розничных отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, контролируемыми лицами, осуществляющими розничную торговлю лекарственными препаратами;
- соблюдение правил формирования оптовых отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, контролируемыми лицами, осуществляющими оптовую торговлю лекарственными препаратами;
- размещение в аптечных организациях в доступной для сведения всех заинтересованных лиц форме и обновление по мере размещения в информационно-коммуникационной сети Интернет Департаментом информации о зарегистрированных предельных отпускных ценах производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, об установленных в городе Москве предельных размерах оптовых надбавок и (или) предельных размерах розничных надбавок к установленным производителями лекарственных препаратов фактическим отпускным ценам на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, а также о сумме зарегистрированных предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, установленных в городе Москве предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок и налога на добавленную стоимость;
- соблюдение запрета на реализацию лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП, не прошедших государственную регистрацию предельных отпускных цен производителей;
- соблюдение запрета на реализацию лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП, в отсутствие надлежащих протоколов согласования цен поставки лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП (далее - протокол согласования цен поставки ЖНВЛП), оформленных в соответствии с требованиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 г. N 865 "О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов" (далее - постановление N 865).
Согласно сведениям, полученным из Единого реестра лицензий Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (по состоянию на 1 января 2023 г.), количество аптечных организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность в городе Москве, составляло 2 309 контролируемых лиц, включающих 7 206 объектов, в том числе:
- 2 005 контролируемых лиц, осуществляющих розничную торговлю лекарственными средствами, включающих 6 888 объектов;
- 304 контролируемых лица, осуществляющих оптовую торговлю лекарственными средствами, включающих 318 объектов.
Исполнение государственной функции осуществляется должностными лицами Департамента (далее - инспекторы) с привлечением экспертов, аттестованных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2020 г. N 2328 "О порядке аттестации экспертов, привлекаемых к осуществлению экспертизы в целях государственного контроля (надзора), муниципального контроля" и приказом Департамента от 30 декабря 2021 г. N 1345 "Об аттестации экспертов, привлекаемых Департаментом здравоохранения города Москвы к проведению контрольных (надзорных) мероприятий в целях проведения экспертиз в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов".
К проведению контрольных (надзорных) мероприятий привлечено 13 экспертов, внесенных в Реестр экспертов по региональному государственному контролю (надзору), размещенный на официальном сайте Департамента https://mosgorzdrav.ru (далее - сайт Департамента) https://mosgorzdrav.ru/ru-RU/professional/attestation/region.html#.
Работа по обобщению правоприменительной практики при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) формируется по двум основным направлениям:
I. Правоприменительная практика организации и проведения регионального государственного контроля (надзора).
II. Правоприменительная практика соблюдения обязательных требований.
I. Правоприменительная практика организации и проведения регионального государственного контроля (надзора)
При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) не применяется система оценки и управления рисками с отнесением объектов контроля (надзора) к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, в связи с этим плановые контрольные (надзорные) мероприятия в виде проверок не проводятся.
Департамент при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) проводит контрольные (надзорные) мероприятия и профилактические мероприятия.
Контрольные (надзорные) мероприятия:
- контрольные (надзорные) мероприятия, предусматривающие взаимодействие с контролируемым лицом (далее - контрольные (надзорные) мероприятия со взаимодействием);
- контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом (далее - контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия).
Взаимодействие с контролируемым лицом осуществляется при проведении следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
1. Контрольная закупка.
2. Мониторинговая закупка.
3. Инспекционный визит.
4. Документарная проверка.
5. Выездная проверка.
Контрольное (надзорное) мероприятие со взаимодействием проводится на основании решения Департамента, подписанного руководителем или уполномоченным заместителем руководителя Департамента.
Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:
1. Наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) (далее - мониторинг безопасности).
2. Выездное обследование.
Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся на основании заданий уполномоченных должностных лиц Департамента (далее - задание).
Профилактические мероприятия:
1. Информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований (далее - информирование).
2. Обобщение правоприменительной практики.
3. Объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) (объявляется на основании мотивированного представления инспектора).
4. Консультирование.
5. Профилактический визит (проводится на основании решения Департамента о проведении профилактического визита, подписанного руководителем или уполномоченным заместителем руководителя Департамента).
Основные функции Департамента при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в 2023 г. следующие:
- проведение внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий;
- проведение профилактических мероприятий;
- обеспечение участия аттестованных экспертов Департамента в контрольных (надзорных) мероприятиях, в том числе проводимых органами Прокуратуры города Москвы;
- выдача предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- возбуждение дел об административных правонарушениях;
- рассмотрение дел об административных правонарушениях и привлечение юридических лиц, их должностных лиц, индивидуальных предпринимателей к административной ответственности за административные правонарушения, выявленные при осуществлении регионального государственного контроля (надзора);
- рассмотрение жалоб на решения (акты) Департамента, действия (бездействие) его должностных лиц при осуществлении регионального государственного контроля (надзора);
- взаимодействие с территориальными органами Управления Федеральной службы судебных приставов (далее - УФССП) по принудительному взысканию административных штрафов;
- рассмотрение обращений граждан, а также информации, полученной от государственных органов, органов местного самоуправления и организаций в рамках межведомственного информационного взаимодействия, из обращений контролируемых лиц по вопросам ценообразования на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, в том числе поступающие на телефон Справочной службы по вопросам применения цен на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП (далее - Справочная служба), и на портал Правительства Москвы "Наш город" (далее - портал "Наш город").
Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия со взаимодействием с контролируемым лицом могут проводиться в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее - постановление N 336), исключительно в случае наличия следующих оснований:
- при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан;
- при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований;
- по истечении срока исполнения предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований, выданных после 1 марта 2023 г.
В качестве источников формирования Доклада о правоприменительной практике используются данные по следующим направлениям:
- контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия;
- привлечение юридических лиц, их должностных лиц, индивидуальных предпринимателей к административной ответственности за административные правонарушения;
- взаимодействие с УФССП по принудительному взысканию административных штрафов;
- рассмотрение обращений граждан, а также информации, полученной от государственных органов, органов местного самоуправления и иных организаций в рамках межведомственного информационного взаимодействия, из обращений контролируемых лиц по вопросам применения цен на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, в том числе в рамках работы Справочной службы;
- профилактические мероприятия, направленные на соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований.
Структура проведения контрольных (надзорных) мероприятий
В 2023 году в рамках регионального государственного контроля (надзора) инспекторами и привлекаемыми экспертами Департамента на основании заданий проводились контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом.
Также эксперты Департамента привлекались для проведения экспертиз в рамках проверок органов прокуратуры города Москвы (далее - проверки прокуратуры с привлечением экспертов Департамента).
Всего за 2023 год Департаментом проведено 953 контрольных (надзорных) мероприятия, в том числе:
1) 903 мониторинга безопасности в отношении 799 контролируемых лиц, включающих 1153 объекта (74 мониторинга безопасности в отношении 47 контролируемых лиц проведены на основании поступивших обращений граждан), посредством проведения анализа цен на лекарственные препараты по информации, размещенной на сайтах-агрегаторах и собственных сайтах аптечных организаций, а также на основании данных, полученных из Федеральной государственной информационной системы "Мониторинг движения лекарственных препаратов для медицинского применения".
2) 50 выездных обследований на 69 объектах в отношении 50 контролируемых лиц. По результатам 301 несостоявшегося выездного обследования на 358 объектах составлен 301 акт о невозможности проведения выездного обследования в отношении 301 контролируемого лица.
При проведении 382 контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия было выявлено 401 нарушение/признак нарушения обязательных требований. В 19 случаях при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия в отношении одного контролируемого лица были выявлены признаки нарушений двух обязательных требований.
По результатам контрольных (надзорных) мероприятий приняты решения об объявлении 381 предостережения по результатам 382 контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия. В двух случаях одно предостережение было объявлено по результатам двух контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия в отношении одного и того же контролируемого лица.
По итогам проведения 21 проверки прокуратуры с привлечением экспертов Департамента выявлено 43 нарушения обязательных требований, по результатам которых контролируемые лица привлечены к административной ответственности.
Информация о проведении контрольных (надзорных) мероприятий и их результатах своевременно внесена в подсистему "Контрольной (надзорной) деятельности" государственной информационной системы "Цифровая платформа взаимодействия бизнеса и контрольных (надзорных) органов "Открытый контроль" (далее - ГИС "Открытый контроль").
Результаты 974 контрольных (надзорных) мероприятий за 2023 год представлены в таблице 1.
Таблица 1
N |
Показатели |
Количество контрольных (надзорных) мероприятий (далее - КНМ) |
Количество КНМ с нарушениями / признаками нарушений |
Количество выявленных нарушений / признаков нарушений |
|||
абс. ч. |
% |
абс. ч. |
% |
абс. ч. |
% |
||
1. |
Проведено контрольных (надзорных) мероприятий (КНМ), в т.ч.: |
974 |
100 |
403 |
41,4 (от 974) |
444 |
100 |
1.1. |
Проверки прокуратуры с привлечением экспертов Департамента |
21 |
2,2 (от 974) |
21 |
100 (от 21) |
43 |
9,7 (от 444) |
1.2. |
Проведено КНМ Департамента без взаимодействия, в т.ч.: |
953 |
97,8 (от 974) |
382 |
40,1 (от 953) |
401 |
90,3 (от 444) |
1.2.1. |
Мониторинг безопасности |
903 |
94,8 (от 953) |
354 |
39,2 (от 903) |
365 |
91 (от 401) |
1.2.2. |
Выездное обследование * |
50 |
5,2 (от 953) |
28 |
56 (от 50) |
36 |
9 (от 401) |
----------------------
*Без учета 301 акта о невозможности проведения выездного обследования.
Меры административного реагирования, принимаемые Департаментом по результатам контрольных (надзорных) мероприятий
Всего за 2023 год было рассмотрено 21 дело об административных правонарушениях (далее - дело), направленных прокуратурой по результатам проведенных проверок.
По итогам рассмотрения 21 дела, направленного прокуратурой, вынесено 2 постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа, на общую сумму 51 815,44 руб., 19 постановлений о назначении административного наказания в виде предупреждения.
Меры административного реагирования в виде наложения административного штрафа применительно к статьям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), осуществленные в 2023 г., представлены в таблице 2.
Таблица 2
Диспозиция статьи КоАП РФ, устанавливающей административную ответственность за нарушение обязательного требования |
Статья КоАП РФ |
Сумма наложенных административных штрафов (руб.) / количество штрафов за 2023 г. |
Общая сумма штрафов (руб.) / общее количество штрафов) |
|
на должностных лиц |
на юридических лиц |
|||
Занижение регулируемых государством цен, предельных цен, занижение установленных надбавок к ценам, а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования |
0,00/0 |
50 000,00/1 |
50 000,00/1 |
|
Невыполнение в установленный срок законного предписания, решения органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов) |
0,00/0 |
0,00/0 |
0,00/0 |
|
Реализация либо отпуск лекарственных препаратов с нарушением требований законодательства об обращении лекарственных средств в части установления предельных размеров оптовых надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов на указанные лекарственные препараты, или розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов на указанные лекарственные препараты |
1 815,44/1 |
0,00/0 |
1 815,44/1 |
|
Итого: |
|
1 815,44/1 |
50 000,00/1 |
51 815,44/2 |
Анализ структуры принятых мер административного реагирования по результатам контрольных (надзорных) мероприятий за 2023 год, представлен в таблице 3.
Таблица 3
N |
Меры реагирования |
2023 г. |
1. |
Количество рассмотренных дел об административных правонарушениях, в том числе вынесены постановления об административном наказании в виде: |
21 |
1.1. |
предупреждения |
19 (90,5% от 21) |
1.2. |
административного штрафа |
2 (9,5% от 21) |
2. |
Сумма назначенных штрафов (руб.) |
51 815,44 руб. |
Взаимодействие с территориальными органами УФССП по принудительному взысканию административных штрафов
За 2023 год в УФССП было направлено 11 постановлений о назначении административного наказания в виде административного штрафа на общую сумму 1 375 000,00 руб., вынесенных за период 2021 - 2022 годов. Данные постановления были вынесены по результатам рассмотрения постановлений органов прокуратуры о возбуждении дела об административном правонарушении, а также по результатам дел об административном правонарушении, возбужденных Департаментом в 2021 году.
Судебная практика
За 2023 год отсутствуют постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа, обжалуемые контролируемыми лицами в судебном порядке.
Досудебное обжалование
Жалоб от контролируемых лиц на решения Департамента, действия/бездействия должностных лиц Департамента и на нарушение моратория на проведение проверок, поступивших посредством подсистемы досудебного обжалования, за 2023 год не поступало.
Подготовка кадров
За 2023 год проводилось обучение по работе в подсистеме "Контрольной (надзорной) деятельности" ГИС "Открытый контроль" по следующим темам:
- объявление предостережения (кастомизированный);
- профилактический визит (кастомизированный);
- наблюдение за соблюдением обязательных требований (кастомизированный);
- учет объектов для отправки в ЕРВК;
- лист профилактической беседы;
- начисления;
- административное производство.
Проведена аттестация четырех экспертов, привлекаемых Департаментом к проведению контрольных (надзорных) мероприятий в целях осуществления экспертизы в рамках регионального государственного контроля (надзора) (приказы Департамента от 20 июня 2023 г. N 671 и от 5 декабря 2023 г. N 1195).
Работа с обращениями физических и юридических лиц по вопросам применения цен на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП
Департаментом проводится рассмотрение обращений физических и юридических лиц, а также информации, полученной от государственных органов, органов местного самоуправления и организаций в рамках межведомственного информационного взаимодействия, из обращений контролируемых лиц по вопросам применения цен на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП.
Всего за 2023 год поступило 161 обращение по вопросам применения цен на лекарственные препараты, включенных в перечень ЖНВЛП, в том числе:
- на портал "Наш город" - 12 (7,5% от общего количества обращений - 161);
- через органы исполнительной власти (далее - ОИВ), надзорные и правоохранительные органы - 92 (57,1% от общего количества обращений - 161);
- в Справочную службу - 57 (35,4% от общего количества обращений - 161).
Даны ответы на 161 обращение.
Обоснованными признаны 28 обращений (17,4% от общего количества обращений, поступивших по вопросам цен на ЖНВЛП - 161), в том числе:
- на портал "Наш город" - 2;
- через ОИВ, надзорные и правоохранительные органы - 25;
- в Справочную службу -1.
По обращениям проведено 79 контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия (75 мониторингов безопасности и 4 выездных обследования). По результатам проведенных контрольных (надзорных) мероприятий принято решение об объявлении 63 предостережений.
II. Правоприменительная практика соблюдения обязательных требований
В рамках работы по обобщению правоприменительной практики соблюдения обязательных требований рассматриваются следующие вопросы:
- проведение профилактической работы с контролируемыми лицами по соблюдению обязательных требований;
- соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований;
- выявление нарушений обязательных требований, в том числе типичных нарушений обязательных требований.
Приказом Департамента от 30 декабря 2021 г. N 1344 "Об утверждении перечней обязательных требований и правовых актов, содержащих обязательные требования к применению цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты" утвержден перечень обязательных требований и перечень правовых актов, содержащих обязательные требования к применению цен на ЖНВЛП.
В рамках исполнения Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за применением цен на лекарственные препараты, включенные в ЖНВЛП, на 2023 год, утвержденной приказом Департамента от 19 декабря 2022 г. N 1185, в соответствии с Руководством по соблюдению обязательных требований при осуществлении регионального государственного контроля за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, утвержденным приказом Департамента от 30 декабря 2021 г. N 1337, в течение 2023 года проведены следующие профилактические мероприятия:
1. Информирование (всего 55 мероприятий):
1.1. Размещение на сайте Департамента нормативных правовых актов и их своевременная актуализация - 31 раз, других документов с информацией по вопросам осуществления регионального государственного контроля (надзора) (18 раз), в том числе:
- Доклад о виде государственном контроля (надзора) за 2022 г., Доклад о результатах обобщения правоприменительной практики за 2022 г., Доклад об итогах реализации программы профилактики за 2022 г., Доклад о результатах обобщения правоприменительной практики за I квартал 2023 г., за I полугодие 2023 г., за 9 месяцев 2023 г. Доклад об итогах реализации программы профилактики за I квартал 2023 г., за I полугодие 2023 г., за 9 месяцев 2023 г., презентации (всего 9 докладов);
- ежемесячно актуализируемой информации о предельных розничных и предельных оптовых ценах на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, с учетом торговых надбавок, утвержденных для города Москвы. Информация о предельных оптовых и предельных розничных ценах на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, содержит более 89 000 записей (9 раз).
1.2. Информирование, осуществляемое на публичном мероприятии по обсуждению результатов правоприменительной практики (на базе ГБУ "Малый бизнес Москвы" 13 марта 2023 г., 28 апреля 2023 г., 27 июля 2023 г., 26 октября) (4 раза).
1.3. Информирование через информационные письма в адрес контролируемых лиц (2 раза).
2. Доклады о результатах обобщения и анализ правоприменительной практики за 2022 г., за I квартал 2023 г., за I полугодие 2023 г. и за 9 месяцев 2023 г. (4 раза), и обсуждение на публичном мероприятии результатов правоприменительной практики для контролируемых лиц, проведенные на базе ГБУ "Малый бизнес Москвы" 13 марта 2023 г. и 28 апреля 2023 г., 27 июля 2023 г., 26 октября 2023 г. - по темам "Результаты обобщения правоприменительной практики при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, за 2022 год", "Результаты обобщения правоприменительной практики при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, за I квартал 2023 года", за I полугодие 2023 г. и за 9 месяцев 2023 г.
На сайте Департамента в разделе "Региональный государственный контроль (надзор) за применением цен на ЖНВЛП" на странице "Публичное обсуждение результатов правоприменительной практики" под рубрикой "Документы" размещены:
- "Доклад о результатах обобщения правоприменительной практики при осуществлении Департаментом здравоохранения города Москвы регионального государственного контроля (надзора) за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, за 9 месяцев 2023 года";
- презентация "Результаты обобщения правоприменительной практики при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, за 9 месяцев 2023 года".
3. Объявление предостережения.
По результатам контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия приняты решения об объявлении 381 предостережения по 382 контрольным (надзорным) мероприятиям без взаимодействия. В двух случаях одно предостережение было объявлено по результатам двух контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия в отношении одного и того же контролируемого лица.
4. Консультирование контролируемых лиц по вопросам регионального государственного контроля (надзора) (всего 49 консультаций).
5. Профилактический визит.
За 2023 год проведено четыре профилактических визита посредством видео-конференц-связи: 14 марта, 7 июня, 25 сентября и 12 декабря. В адрес контролируемых лиц направлено 120 решений о проведении профилактического визита. В профилактическом визите приняли участие представители 37 контролируемых лиц (31% от общего количества решений - 120), в адрес которых были направлены акты о проведении профилактического визита. От двух контролируемых лиц получены уведомления об отказе от проведения обязательного профилактического визита. В отношении 83 контролируемых лиц (69% от общего количества решений - 120) оформлены акты о невозможности проведения профилактического визита.
Типовые нарушения обязательных требований
Анализ результатов 974 контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных за 2023 год, показал, что выявлено 444 нарушения/признаков нарушения обязательных требований, из них:
1) 401 - при проведении 953 контрольных (надзорных) мероприятий Департамента без взаимодействия, в части:
- несоблюдения правил формирования розничных отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, контролируемыми лицами, осуществляющими розничную торговлю лекарственными препаратами, - 352 (87,8% от общего количества нарушений - 401);
- несоблюдения запрета на реализацию лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП, не прошедших государственную регистрацию предельных отпускных цен производителя, - 21 (5,2% от общего количества нарушений - 401);
- отсутствия в аптечных организациях в доступной для сведения всех заинтересованных лиц форме и обновление по мере размещения Департаментом в сети Интернет информации о зарегистрированных предельных отпускных ценах производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, об установленных в городе Москве предельных размерах оптовых надбавок и (или) предельных размерах розничных надбавок к установленным производителями лекарственных препаратов фактическим отпускным ценам на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, а также о сумме зарегистрированных предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, установленных в городе Москве предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок и налога на добавленную стоимость - 28 (7% от общего количества нарушений - 401).
2) 43 - при проведении 21 проверки прокуратуры с привлечением экспертов Департамента, в части:
- несоблюдения правил формирования розничных отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, контролируемыми лицами, осуществляющими розничную торговлю лекарственными препаратами, - 8 (18,6% от общего количества нарушений - 43);
- несоблюдение запрета на реализацию лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП, в отсутствие надлежащих протоколов согласования цен поставки ЖНВЛП, оформленных в соответствии с требованиями постановления N 865, - 21 (48,8% от общего количества нарушений - 43);
- отсутствия в аптечных организациях в доступной для сведения всех заинтересованных лиц форме и обновление по мере размещения Департаментом в сети Интернет информации о зарегистрированных предельных отпускных ценах производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, об установленных в городе Москве предельных размерах оптовых надбавок и (или) предельных размерах розничных надбавок к установленным производителями лекарственных препаратов фактическим отпускным ценам на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, а также о сумме зарегистрированных предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, установленных в городе Москве предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок и налога на добавленную стоимость - 14 (32,6% от общего количества нарушений - 43).
Перечень нарушений/признаков нарушения обязательных требований, выявленных за 2023 год по результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий Департамента без взаимодействия и проверок прокуратуры с привлечением экспертов Департамента), представлен в таблице 4.
Таблица 4
N |
Виды нарушений/признаков нарушения обязательных требований |
За 2023 год |
|
Кол-во |
Уд. вес (%) |
||
1. |
Несоблюдение правил формирования розничных отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП |
360 |
81,1 |
2. |
Несоблюдение правил формирования оптовых отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП |
0 |
0 |
3. |
Несоблюдение запрета на реализацию лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП, не прошедших государственную регистрацию предельных отпускных цен производителя |
21 |
4,7 |
4. |
Несоблюдение запрета на реализацию лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП, в отсутствие надлежащих протоколов согласования цен поставки ЖНВЛП, оформленных в соответствии с требованиями постановления N 865 |
21 |
4,7 |
5. |
Отсутствие в аптечных организациях в доступной для сведения всех заинтересованных лиц форме и обновление по мере размещения Департаментом в сети Интернет информации о зарегистрированных предельных отпускных ценах производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, об установленных в городе Москве предельных размерах оптовых надбавок и (или) предельных размерах розничных надбавок к установленным производителями лекарственных препаратов фактическим отпускным ценам на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, а также о сумме зарегистрированных предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, установленных в городе Москве предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок и налога на добавленную стоимость |
42 |
9,5 |
Всего: |
444 |
100 |
Наиболее часто выявляемым нарушением/признаком нарушения обязательного требования (81,1%) является несоблюдение правил формирования розничных отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 15 марта 2024 г. N 211 "Об утверждении Доклада о результатах обобщения правоприменительной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.