Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение А
(справочное)
Принципы организации универсальной среды на собственной территории
А.1 Требования настоящего свода правил в части организации условий для отдыха детей с ОВЗ выполняют при наличии таких детей в организации.
А.2 Доступ МГН на объекты на собственной территории ДОЛ выполняют по общим требованиям в соответствии с СП 59.13330.
А.3 Состав и наполняемость инклюзивных отрядов устанавливают заданием на проектирование с учетом [8], санитарно-гигиенических требований.
А.4 Инклюзивные отряды могут быть сформированы в составе:
- дети без отклонений по здоровью и дети с ОВЗ;
- только дети с ОВЗ.
А.5 Поотрядный состав детей (число детей, нозологическая группа инвалидов) и сопровождающих должен быть указан в задании на проектирование.
А.6 Детей с ОВЗ для целей проектирования подразделяют на следующие группы:
- дети с ОВЗ без нарушения ОДА;
- дети-инвалиды с нарушением ОДА [М3-М4 - по СП 59.13330.2020 (приложение Б)];
- дети-инвалиды на креслах-колясках [М4 - по СП 59.13330.2020 (приложение Б)];
- дети с сопровождающими (допускается включать все вышеперечисленные категории).
А.7 Расчетную площадь на одного сопровождающего ребенка с ОВЗ при расчете вместимости объектов ДОЛ следует принимать по общим требованиям, если нет отдельных указаний по расчету площади для сопровождающих.
А.8 Перечень объектов для отдыха и оздоровления, где могут находиться инклюзивные отряды, принимают по заданию на проектирование с учетом таблицы 5.1. В перечень не входят:
- объекты в хозяйственной зоне;
- технические и подсобные здания, сооружения и помещения, расположенные на собственной территории;
- помещения бытового назначения для персонала, производственные помещения пищеблока, зданий, строения, куда не предусмотрен доступ посетителей.
В административный корпус (блок помещений) доступ детей-инвалидов с нарушением ОДА предусматривают по общим требованиям к доступу для МГН (по СП 59.13330).
А.9 Универсальная среда для инклюзивных отрядов на собственной территории организации
А.9.1 Пути движения
А.9.1.1 Пути движения для инклюзивных отрядов, в составе которых есть дети-инвалиды с нарушением ОДА, подразумевают организацию безбарьерного передвижения:
а) за пределами собственной территории - пешеходные дорожки от мест остановки общественного транспорта, мест посадки-высадки из личного транспорта, мест временного хранения автотранспорта посетителей до входа для посетителей на собственную территорию;
б) по собственной территории - пешеходные дорожки от входа (входов) для посетителей до объектов, в которых предусмотрена деятельность инклюзивных отрядов;
в) между объектами с обеспечением связи:
- между спальными корпусами и отрядными площадками;
- спальным корпусом - обеденным залом - блоком культурно-досуговых помещений - медицинским блоком - блоком административных помещений;
- блоком культурно-досуговых помещений - обеденным залом и общей площадкой для сборов;
- блоком культурно-досуговых помещений - площадками и сооружениями на участке, где предусмотрена деятельность для инклюзивных отрядов, в составе которых есть дети-инвалиды с нарушением ОДА.
Пути движения инвалидов по зрению должны быть оборудованы тактильными мнемосхемами по ГОСТ Р 59602. Перед входными дверями в качестве тактильного указателя допускается использование дренажных решеток и в соответствии с ГОСТ Р 52875, имеющих глубину (пересекаемую часть) не менее 500 мм.
А.9.2 Подъезд автомобильного транспорта, перевозящего инвалидов, и оборудование мест посадки-высадки инвалидов (при необходимости) должны быть предусмотрены к объектам для проживания инклюзивных отрядов, к зданиям и сооружениям культурно-досугового назначения, объектам на территории, где проводятся массовые мероприятия. По заданию на проектирование может быть организован подъезд пассажирского электротранспорта с ограниченной скоростью до объектов на собственной территории, предназначенных для инклюзивных групп и МГН.
А.9.3 В КПП для детей с ОВЗ смежно с зоной ожидания, с доступом со стороны охраны, допускается устраивать помещение или выделять зону, предназначенную для временного хранения принимаемых от законных представителей лекарственных препаратов медицинского применения и специализированных продуктов лечебного питания, предназначенных для отдыхающих детей.
А.9.4 Для удобства ориентирования детей с нарушением зрения пути движения по собственной территории допускается обустраивать бордюрным камнем различных формы и материала (бетонный бордюр различной формы, металлический, пластиковый), различными фактурой и цветом покрытия тротуара. Для инвалидов с нарушением ОДА по заданию на проектирование обустраивают отдельные дорожки с поручнями.
А.9.5 Для детей с нарушением зрения и ментальными нарушениями по заданию на проектирование озеленение на территории предусматривают с элементами фитонавигации (породы растений с ярко выраженными запахами, различной фактурой листьев, имеющих яркие цветы).
А.9.6 Организацию в зоне пляжа условий для детей-инвалидов следует предусматривать по ГОСТ Р 70502.
А.9.7 Места для МГН следует предусматривать во всех открытых и закрытых сооружениях на собственной территории, оборудованных зрительскими местами, из расчета не менее 2% общего числа зрительских мест, а также места для детей-инвалидов с нарушением ОДА в группе мест отряда по списочному числу. Ширину сиденьев для инвалидов с нарушением ОДА следует принимать не менее 0,5 м, глубину- не менее 0,4 м, ширину прохода к таким местам - не менее 0,65 м. Места для инвалидов на креслах-колясках следует оборудовать на горизонтальных участках пола, примыкающих к проходу, или предусматривать в первых рядах свободное от оборудования пространство для кресел-колясок площадью 1,6 м 2 на каждое с подъездом шириной не менее 0,9 м, сопряженным в плоскости с дорожками на собственной территории, по СП 59.13330.
А.9.8 При спальных корпусах для каждого отряда предусматривают групповую площадку с теневым навесом площадью не менее 1 м 2 на ребенка, 2,0 м 2 на ребенка-инвалида на кресле-коляске.
А.9.9 Площадки для инклюзивных отрядов предусматривают с учетом требований ГОСТ Р 59010. Цвета покрытия должны представлять собой визуальные подсказки детям с нарушением зрения о зонах размещения оборудования и безопасных путях движения на игровых площадках между оборудованием.
А.9.10 Расчетная перед входами в спальные корпуса и корпусом площадь эвакуационной площадки с обеденным залом столовой должна составлять не менее 0,96 м 2 на одного инвалида на кресле-коляске либо для этих целей используют рядом расположенные площадки подходящей площади, свободные от оборудования.
А.9.11 Для детей с нарушением зрения в помещениях окраска дверей и дверных наличников, выступающих частей зданий, границ ступеней, мебели и оборудования должна контрастировать с окраской стен и иметь матовую поверхность. В поэтажных лифтовых холлах и на лестничных площадках для облегчения ориентации детей на каждом этаже применяют различные декоративные, пространственные или цветовые решения интерьеров. Декоративную отделку полов и стен следует сочетать с ориентирующей и (или) сигнальной разметкой путей движения, зон оказания услуг с учетом требований ГОСТ Р 51671, обеспечивая при этом допустимую контрастность и увязывая с колористическим решением интерьера.
А.10 Универсальная среда для инклюзивных отрядов внутри объектов
А.10.1 Входная группа
А.10.1.1 На входе в здания и сооружения, где предусмотрены места для детей-инвалидов с нарушением ОДА, следует предусматривать минимизацию перепада между уровнем входа с тротуара и уровнем пола входного вестибюля. Допускается применение методов изменения естественного рельефа путем срезки, подсыпки, смягчения уклонов и приспособления рельефа для организации комфортных входов в вестибюли.
А.10.1.2 Помещения с местами для детей-инвалидов с нарушением ОДА следует размещать на первом этаже или в уровне входной группы, при размещении здания на участке с сильным перепадом рельефа.
А.10.1.3 В отдельно стоящих зданиях круглогодичного действия для детей оборудуют вестибюль и гардероб расчетной суммарной площадью 0,2 м 2 на одно место для ребенка, не имеющего нарушений ОДА, и 1,0 м 2 для ребенка-инвалида с нарушением ОДА. Число мест принимают с учетом планируемой максимальной единовременной вместимости здания. Габариты вестибюля с учетом расстановки оборудования должны удовлетворять условиям полного разворота кресла-коляски - наличие свободного пространства для разворота на 180° по СП 59.13330.2020 (пункт 6.2.1).
А.10.1.4 Параметры и оборудование кабин лифта для МГН следует принимать в соответствии с СП 59.13330. Для инвалидов по зрению следует обозначать номер этажа на боковых поверхностях дверных проемов лифтовой шахты по ГОСТ Р 59602-2021 (пункт 3.17).
А.10.2 Спальные корпуса
А.10.2.1 Доступ в помещения для инклюзивных отрядов предусматривают по таблице 6.2 (кроме личных помещений для сопровождающих, подсобных и технических помещений).
А.10.2.2 Спальные помещения для инклюзивных отрядов предусматривают при наличии в них детей:
- с ОВЗ без нарушения ОДА - по общим требованиям, 4 м 2 на ребенка;
- с нарушением ОДА, в том числе на креслах-колясках, - универсальные спальные помещения;
- дети с сопровождающими - вариант 1): сопровождающий проживает с ребенком (см. А. 10.2.8); вариант 2): ребенок проживает в спальном помещении для детей (с учетом нозологической группы инвалидов), сопровождающий проживает в помещении для сопровождающих.
А.10.2.3 Расчетную площадь спального помещения на одного ребенка-инвалида следует принимать не менее 6,0 м 2.
А.10.2.4 Площадь спального помещения для инклюзивных отрядов принимают не менее 4,0 м 2 на одного ребенка; при разном числе детей-инвалидов в сменах место одного ребенка-инвалида организовывают на площади для двух детей (4 + 4 м 2), двух детей-инвалидов - на площади для трех детей (4 + 4 + 4 м 2) и т. д., но не менее расчетной (6 м 2).
А.10.2.5 В спальном помещении с местами для детей-инвалидов на креслах-колясках предусматривают также место для хранения детской кресла-коляски размерами не менее 0,9x1,2 м.
А.10.2.6 Спальные помещения с местами для детей-инвалидов проектируют шириной (по наружной стене) не менее 3,4 м. Необходимо обеспечить свободные пространства диаметром не менее 1,2 м перед входной дверью, около кровати, перед шкафами и окнами.
А. 10.2.7 При спальных помещениях с местами для детей с нарушением ОДА по заданию на проектирование допускается устраивать веранду или балкон со световоздухопрозрачным ограждением на всю высоту, с глухой частью не выше 0,6 м от уровня пола балкона или лоджии.
А.10.2.8 Спальные помещения для детей с сопровождающими устраивают в отдельной, непроходной для остальных детей, секции (блоке, корпусе). Вместимость спального помещения принимают до четырех человек (два ребенка-инвалида и двое сопровождающих). Расчетную площадь такого спального помещения принимают не менее 6 м 2 на одного проживающего, но не менее 15 м 2. При спальном помещении устраивают санитарный узел со входом из тамбура и холла (прихожей) площадью не менее 4 м 2. Свободное пространство для разворота кресла-коляски в помещении обеспечивают так же, как в спальных помещениях с местами для детей-инвалидов с нарушением ОДА, а так же перед входом в санитарный узел и непосредственно в санитарном узле.
А.10.2.9 При группе помещений для детей с сопровождающими по заданию на проектирование допускается устраивать кухню (кухню-нишу) площадью не менее 4 м 2, оборудованную раковиной с подводкой горячей и холодной воды, микроволновой печью, плиткой, холодильником, шкафом для посуды. При единственном на блок (корпус) помещении для детей с сопровождающими буфетную (с возможностью запирания) допускается устраивать непосредственно в помещении (со входом из входного тамбура или передней, при размещении нескольких детей-инвалидов), соответственно увеличив его площадь.
А.10.2.10 В спальном корпусе (с учетом расстояния от медицинского пункта до спального корпуса и нозологической группы проживающих) по заданию на проектирование допускается предусматривать комнату для инъекций площадью не менее 10 м 2 с холодильником и медицинским шкафом для медикаментов.
А.10.2.11 Санитарные узлы при спальных помещениях оборудуют с учетом потребностей детей, в них проживающих.
А.10.2.12 В общих санитарных узлах, душевых, умывальных должны быть предусмотрены условия для детей, на которых они рассчитаны. Например, если на этаже (в блоке, здании) спального корпуса в универсальных спальных помещениях не предполагаются места для детей-инвалидов на креслах-колясках, то общие санитарные узлы, уборные и душевые на этом этаже (в блоке, здании) для них не оборудуют.
А.10.2.13 Для детей-инвалидов с нарушением ОДА в спальных корпусах санитарные узлы допускается предусматривать при спальных помещениях в соответствии с СП 59.13330, оборудованные по ГОСТ Р 51261. В помещениях общих душевых предусматривают не менее одной кабины, оборудованной с учетом потребностей передвижения инвалидов на креслах-колясках. Размер такой кабины принимают по требованиям СП 59.13330.2020 (таблица 6.1).
А.10.2.14 В спальных помещениях детей младшего школьного возраста (до 11 лет), детей с ОВЗ необходимость запирающих устройств на дверях определяют заданием на проектирование.
А.10.3 Обеденный зал
А.10.3.1 В обеденном зале рассадка всех детей осуществляется поотрядно. Места для детей-инвалидов с нарушением ОДА и лиц, сопровождающих детей с ОВЗ, предусматривают в группе мест их отряда.
А.10.3.2 Для детей с особым режимом питания по заданию на проектирование допускается предусматривать комнату для приема пищи, оборудованную холодильниками и шкафами с выделенными местами хранения питания для каждого ребенка, плитой, микроволновой печью, раковиной с подводкой горячей и холодной воды, шкафом для посуды, столами для приема пищи. Площадь комнаты следует принимать из расчета не менее 1,4 м 2 на одного ребенка и 8 м 2 на кухонную зону и места для ассистентов, но не менее 12 м 2 суммарной площади. Внутри комнаты устанавливают раковину для мытья рук.
А.10.3.3 При организации раздачи по системе "Шведский стол" к раздаточной линии должен быть предусмотрен доступ инвалидов на креслах-колясках.
А.10.4 Зрительный зал, помещения и сооружения для массовых мероприятий с оборудованием зрительских мест
А.10.4.1 Для проведения мероприятий с участием инклюзивных отрядов предусматривают:
- размещение помещений для массовых мероприятий с участием инклюзивных отрядов, в составе которых есть дети с нарушением ОДА, в уровне входа в здание или в уровне входа в это помещение с улицы;
- устройство ровного пола в зоне размещения мест для инклюзивного отряда, в составе которого есть дети с нарушением ОДА.
При поотрядной рассадке детей на мероприятиях места для детей-инвалидов с нарушением ОДА, лиц, сопровождающих детей с ОВЗ (при наличии), предусматривают в группе мест для инклюзивного отряда. При устройстве пола в зале с уклоном (в том числе форумы, амфитеатры, трибуны) места для МГН предусматривают по общим требованиям СП 59.13330.
А.10.4.2 Число мест для инвалидов в зрительном зале рассчитывают исходя из списочного состава детей-инвалидов с нарушением ОДА плюс 2% общей вместимости зала. Места для инвалидов на креслах-колясках устраивают в соответствии с СП 59.13330.
А.10.4.3 В непосредственной близости от входа в зал (в фойе) следует предусматривать непроходные зоны отдыха и ожидания для детей-инвалидов на креслах-колясках с размерами одного места 1200x1800 мм. Зона должна быть устроена не менее чем на троих детей.
А.10.4.4 Зрительный зал должен быть оборудован звукоусилительной установкой с индукционной петлей, оборудованием для тифлокомментирования (при необходимости проведения мероприятий для инвалидов с нарушением слуха).
А.10.5 Объекты спорта
А.10.5.1 Для спортивной деятельности инклюзивных отрядов предусматривают такие спортивные объекты, на которых в спортивную деятельность вовлечены все дети из инклюзивного отряда.
Для объектов, где необходимо переодевание, также должна быть предусмотрена такая возможность для детей-инвалидов с нарушением ОДА.
А.10.5.2 Для детей-инвалидов с нарушением ОДА раздевальные оборудуют по СП 59.13330.2020 (пункты 8.5.8-8.5.10, таблица 6.1).
А.11 Библиотечно-информационный центр
А.11.1 Рабочие места в читальном зале для детей с ОВЗ должны быть оборудованы в соответствии с требованиями к рабочему месту для рассматриваемой нозологической группы инвалидов.
А.11.2 При организации в читальном зале и медиатеке групповой работы места для инвалидов на креслах-колясках должны быть предусмотрены в общей группе мест. Для инвалидов по зрению предусматривают места, оборудованные по ГОСТ Р 51645.
А.11.3 Для инвалидов по зрению предусматривают специальное компьютерное рабочее место, а также оборудуют библиотечно-информационный центр видеоувеличителями для слабовидящих и литературой, изданной рельефно-точечным шрифтом Брайля.
А.12 Кружковые и учебные помещения
А.12.1 При организации учебного пространства в помещениях, предусмотренных для различных форм работы, при любом варианте расстановки оборудования для групповой работы места для детей с ОВЗ (и их сопровождающих, при наличии) должны находиться в общей группе мест.
А.12.2 Число детей с ОВЗ в учебной группе устанавливают с учетом [22].
А.12.3 Площадь учебных помещений для инклюзивных отрядов по каждому виду деятельности рассчитывают, суммируя требуемую площадь на одного ребенка по выбранному виду деятельности и дополнительно 0,5 м 2 на каждого ребенка-инвалида, а также площадь рабочего места преподавателя по [19] и СП 118.13330 (в зависимости от используемого оборудования) и площадь для специализированного оборудования (устанавливаемого помимо оборудования, относящегося к рабочему месту обучающегося). Площадь на одного сопровождающего ребенка с ОВЗ принимают не менее 1,5 м 2.
При каждом кружковом помещении для инклюзивных отрядов или помещении для детей с ОВЗ следует предусматривать лаборантскую площадь по [10].
Расчетная площадь помещений для детей с ОВЗ в зависимости от нозологической группы инвалидов представлена в таблице А.1.
Таблица А.1 - Расчетная площадь помещений для детей с ОВЗ в зависимости от нозологической группы инвалидов
Помещение |
Нозологическая группа инвалидов |
Лаборантская |
||
Нарушение слуха и интеллекта |
Нарушение зрения |
Нарушение ОДА |
||
Универсальный учебный кабинет, м 2 |
3 |
3 |
3 |
16 |
Кабинет информатики, м 2 |
4,5 |
5 |
5 |
18 |
Лаборатория, м 2 |
3 |
3,5 |
3,5 |
18 |
Кабинет живописи, рисунка, музыки, м 2 |
4 |
4 |
4 |
- |
А.12.4 Для отдыха между занятиями детей-инвалидов на креслах-колясках предусматривают специальную зону для отдыха, располагающуюся в стороне от потоков других детей. Размеры организуемой зоны следует предусматривать на двух-трех учащихся из расчета 900х1200 мм на одного.
<< Назад |
||
Содержание Свод правил СП 535.1325800.2024 "Детские оздоровительные лагеря. Правила проектирования" (утв. приказом Министерства строительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.