В соответствии с частью 4 статьи 47 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", пунктом 17 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2021 N 1051, приказом Ространснадзора от 29.09.2021 N ВБ-853фс "Об организации работы по обобщению правоприменительной практики" приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Доклад о результатах обобщения правоприменительной практики федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности за 2023 год (далее - Доклад).
2. Начальнику Управления транспортной безопасности (С.В. Игонин) обеспечить размещение Доклада на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в трехдневный срок со дня утверждения.
Руководитель |
В.Ф. Басаргин |
УТВЕРЖДЕН
приказом Федеральной службы
по надзору в сфере транспорта
от 29.02.2024 N ВБ-81фс
Доклад о результатах обобщения правоприменительной практики федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности за 2023 год
1. Общие положения
Федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти - Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (далее - Ространснадзор).
Ространснадзор находится в ведении Министерства транспорта Российской Федерации, осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности в 2023 году осуществлялся в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центрального аппарата и территориальных органов Ространснадзора:
1) Управлением транспортной безопасности (далее - УТБ), являющимся подразделением центрального аппарата Федеральной службы по надзору в сфере транспорта;
2) Территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта:
Межрегиональным территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу (МТУ Ространснадзора по ДФО);
Межрегиональным территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Кавказскому федеральному округу (МТУ Ространснадзора по СКФО);
Межрегиональным территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Сибирскому федеральному округу (МТУ Ространснадзора по СФО);
Межрегиональным территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Уральскому федеральному округу (МТУ Ространснадзора по УФО);
Межрегиональным территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Приволжскому федеральному округу (МТУ Ространснадзора по ПФО);
Управлением государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу (с 21.08.2023 Межрегиональным территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Южному федеральному округу (МТУ Ространснадзора по ЮФО));
Управлением государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу (с 24.08.2023 Межрегиональным территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Западному федеральному округу (МТУ Ространснадзора по СЗФО));
Управлением государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Центральному федеральному округу (с 28.08.2023 Межрегиональным территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Центральному федеральному округу (МТУ Ространснадзора по ЦФО)).
Правовой базой осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности являются Федеральные законы от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) и от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Федеральный закон N 16-ФЗ).
Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности (далее - Положение) утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2021 N 1051.
Перечень правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности, утвержден приказом Ространснадзора от 15.12.2020 N ВБ-870фс.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2021 N 128 "Об утверждении Правил формирования, ведения и актуализации реестра обязательных требований" Управлением транспортной безопасности в целях цифровизации процессов контрольной (надзорной) и профилактической деятельности проведена работа по занесению в Единый реестр обязательных требований более 3,7 тысяч структурных единиц нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности.
Проверочные листы (списки контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), применяемые Ространснадзором и его территориальными органами при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности, утверждены приказом Ространснадзора от 28.01.2022 N ВБ-52фс.
В настоящее время ведется разработка новых проверочных листов с учетом изменений обязательных требований в области транспортной безопасности.
Предметом федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности является соблюдение субъектами транспортной инфраструктуры, перевозчиками, застройщиками объектов транспортной инфраструктуры, подразделениями транспортной безопасности, учебными центрами, специализированными организациями, органами аттестации, которые являются организациями, находящимися в ведении компетентных органов в области обеспечения транспортной безопасности, аттестующими организациями и гражданами (далее - контролируемые лица) обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области транспортной безопасности (далее - обязательные требования).
Согласно ст. 16 Федерального закона N 248-ФЗ и п. 7 Положения, объектами федерального государственного контроля в области транспортной безопасности являются:
деятельность контролируемых лиц по обеспечению транспортной безопасности;
результаты деятельности контролируемых лиц, в том числе по подготовке, аттестации, аккредитации в области транспортной безопасности и защите от актов незаконного вмешательства;
производственные объекты: объекты транспортной инфраструктуры, транспортные средства, строящиеся объекты транспортной инфраструктуры, зоны безопасности, определенные в соответствии с Федеральным законом N 16-ФЗ, к которым предъявляются обязательные требования.
При сборе, обработке и анализе сведений об объектах контроля для целей их учета Управление транспортной безопасности и территориальные органы Ространснадзора используют информацию, представляемую им в соответствии с нормативными правовыми актами, информацию, получаемую в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступную информацию, в том числе с сайтов Федеральных агентств по видам транспорта.
При осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности применяется система оценки и управления рисками, с помощью которой объекты контроля относят к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - категории риска):
- чрезвычайно высокий риск;
- высокий риск;
- средний риск;
- низкий риск.
В целях осуществления информирования контролируемых лиц на официальном Интернет-сайте Ространснадзора в соответствии с указаниями Минэкономразвития России размещен виджет на перечень объектов контроля с указанием категорий риска, внесенных в Единый реестр видов контроля: https://rostransnadzor.gov.ru/rostransnadzor/podrazdeleniya/security/obieekty-kontrolia.
В соответствии с частями 2-6 статьи 25 Федерального закона N 248-ФЗ и пунктом 14 Положения, плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов контроля в зависимости от присвоенной категории риска проводятся со следующей периодичностью:
а) в отношении объектов контроля, отнесенных к категории чрезвычайно высокого риска (инспекционный визит, или рейдовый осмотр, или документарная проверка, или выездная проверка), - одно контрольное (надзорное) мероприятие в год;
б) в отношении объектов контроля, отнесенных к категории высокого риска (инспекционный визит, или рейдовый осмотр, или документарная проверка, или выездная проверка), - одно контрольное (надзорное) мероприятие в 2 года;
в) в отношении объектов контроля, отнесенных к категории среднего риска (инспекционный визит, или рейдовый осмотр, или документарная проверка, или выездная проверка), - одно контрольное (надзорное) мероприятие в 3 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" введен прямой запрет на плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов контроля среднего риска и существенные ограничения на внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности.
2. Статистика проведения контрольных (надзорных) и профилактических мероприятий, осуществления специальных режимов государственного контроля (надзора)
По состоянию на 01.01.2024 федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности осуществляется в отношении 18 728 контролируемых лиц и 244 225 объектов контроля, которым присвоены категории риска:
- чрезвычайно высокая - 16;
- высокая - 110;
- средняя - 1 903;
- низкая - 242 196.
Контрольные (надзорные) мероприятия с взаимодействием с контролируемым лицом (58 плановых и 499 внеплановых) проведены в отношении 360 контролируемых лиц (1,9% от общего числа контролируемых лиц) и 4 059 объектов контроля (1,7% от общего числа объектов контроля).
Всего в ходе контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием (далее - КНМ) с контролируемым лицом выявлено 12 084 нарушения требований законодательства Российской Федерации, выдано 618 предписаний.
Из 3 249 нарушений, срок устранения которых установлен в отчетном 2023 году, устранено 2 752 (84,7%).
Также проводились контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом (выездное обследование, наблюдение за соблюдением обязательных требований), направленные на предупреждение возможных нарушений обязательных требований.
В 2023 году проведено 8 639 наблюдений за соблюдением обязательных требований и 3 939 выездных обследований. По результатам КНМ без взаимодействия с контролируемыми лицами выявлено более 12 тыс. нарушений (12 516).
Необходимо отметить низкую эффективность мероприятий без взаимодействия, так количество выявленных нарушений составляет в среднем 1 нарушение на 1 КНМ без взаимодействия, кроме того по результатам проведенных КНМ без взаимодействия с контролируемыми лицами не могут быть выданы предписания или возбуждено производство по делу об административном правонарушении.
Вместе с тем, проведение контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами позволяет снизить административную нагрузку на контролируемых лиц, что обусловлено выработанными Правительством Российской Федерации мерами по преодолению сложившейся экономической ситуации.
Кроме того, Ространснадзором в области транспортной безопасности осуществляются специальные режимы федерального государственного контроля - постоянные рейды и обязательный мониторинг.
За 2023 год проведено 5 595 постоянных рейдов, в ходе которых осмотрено 9 307 объектов контроля (7 896 транспортных средств, 1 411 объектов транспортной инфраструктуры), выявлено 6 924 нарушения.
В 2023 году также проведено 147 мероприятий обязательного мониторинга, в ходе которых выявлено 93 нарушения.
Для поддержания должного уровня обеспечения транспортной безопасности приняты меры по увеличению количества профилактических мероприятий, направленных на предупреждение возможных нарушений обязательных требований, которые проводились в соответствии с программой профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, утвержденной приказом Ространснадзора от 20.12.2022 N ВБ-583фс "Об утверждении программ профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2023 год".
В рамках профилактической работы в 2023 году:
- проведено 1 889 профилактических визитов;
- осуществлено 15 035 консультирований;
- проведено 28 публичных обсуждений результатов правоприменительной практики;
- объявлено 15 053 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации в области транспортной безопасности.
3. Результаты обобщения правоприменительной практики
В случае выявления нарушений требований законодательства Российской Федерации в области транспортной безопасности, образующих состав административного правонарушения, в целях применения адекватных санкций к нарушителям требований законодательства, проводится работа по применению норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) при проведении мероприятий государственного контроля (надзора).
За 2023 год по статьям КоАП РФ прямого действия вынесено:
1 698 постановлений о привлечении к административной ответственности, из них: 1301 - в виде штрафа на общую сумму 43 097 тыс. руб., 397 - в виде предупреждения;
99 постановлений о прекращении административного делопроизводства.
По результатам обжалования отменено 23 постановления на общую сумму 1 201 тыс. руб.
Взыскано административных штрафов (с учетом постановлений предыдущих периодов) на сумму 26 733,3 тыс. руб., выпадающие доходы по административным штрафам (в соответствии с ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ) составили 13 781 тыс. руб.
Показатель взыскаемости с учетом выпадающих доходов по административным штрафам (с учетом обжалованных) в соответствии с ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ составляет - 96,7%.
В судебные органы направлено для рассмотрения 160 протоколов об административных правонарушениях. По результатам рассмотрения судебными органами вынесено 10 постановлений о прекращении административного делопроизводства и 60 постановлений о привлечении к административной ответственности, из них: 59 - в виде штрафа на общую сумму 5 200 тыс. руб., 1 - в виде предупреждения.
Наиболее часто совершаемыми административными правонарушениями в области транспортной безопасности в 2023 году являлись правонарушения, ответственность за которые предусмотрена следующими статьями КоАП РФ:
неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности (ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ) - 77,3% от общего количества вынесенных постановлений о привлечении к административной ответственности;
нарушение правил аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, порядка аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требований к подразделениям транспортной безопасности, порядка подготовки сил обеспечения транспортной безопасности и порядка аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, правил проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, совершенное по неосторожности (ч. 1 ст. 11.15.2 КоАП РФ) - 13,5% от общего количества.
К административной ответственности в 2023 году привлечено:
640 должностных лиц;
799 юридических лиц;
45 физических лиц;
197 индивидуальных предпринимателей.
По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях в области транспортной безопасности в организации внесено 944 представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2021 N 663 "Об утверждении перечня видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб", в отношении федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности применяется обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб.
С учетом изложенного, а также статьи 40 Федерального закона N 248-ФЗ, жалобы на решения Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и ее территориальных органов, действия (бездействие) их должностных лиц в 2023 году подавались с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг.
В 2023 году в Ространснадзор в порядке досудебного обжалования поступило 410 жалоб (ходатайств) в части федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности, из которых по 11 принято решение об отказе в рассмотрении (отзыв жалобы, задвоение).
По результатам рассмотрения 242 жалобы (ходатайства) удовлетворены полностью, 10 - удовлетворены частично, 147 - оставлены без удовлетворения.
Центральным аппаратом с целью недопущения нарушения сроков рассмотрения жалоб осуществляется контроль соблюдения сроков рассмотрения жалоб (ходатайств) с использованием типового облачного решения по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности ГИС ТОР КНД.
4. Типичные нарушения обязательных требований в области транспортной безопасности
В ходе контрольных (надзорных) мероприятий и осуществления специальных режимов государственного контроля выявлены следующие характерные нарушения требований законодательства в области транспортной безопасности:
1. Не привлечены подразделения транспортной безопасности для защиты объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства.
2. Не обеспечено оснащение объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств техническими средствами обеспечения транспортной безопасности.
3. Технические средства обеспечения транспортной безопасности, установленные на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, не прошли процедуру обязательной сертификации в соответствии с законодательством о транспортной безопасности.
4. Для транспортных средств не разработаны (отсутствуют) паспорта обеспечения транспортной безопасности.
5. Нарушение правил досмотра в целях транспортной безопасности.
Причинами данных нарушений чаще всего являются:
недостаточный уровень финансирования для реализации требований транспортной безопасности (привлечение подразделения транспортной безопасности, закупка и сертификация технических средств обеспечения транспортной безопасности);
низкий уровень правовой грамотности должностных лиц контролируемых лиц.
5. Проблемные вопросы, возникающие при осуществлении контрольной (надзорной) деятельности (по формам КНМ и специальных режимов)
1. При проведении специального режима контроля - постоянного рейда на транспортных средствах выявлены следующие проблемы:
- мобильный сервис АЦБПДП отображает данные о перевозке по московскому времени, что затрудняет оформление нарушений;
- при запросе в ФГУП "ЗащитаИнфоТранс" информации о передаче данных в части железнодорожного транспорта информация предоставляется по всему составу (поезду) без разбивки по вагонам, являющимися отдельными транспортными средствами в соответствии с законодательством о транспортной безопасности.
2. Также к проблемам можно отнести отдалённость объектов контроля от мест дислоцирования государственных инспекторов, большая протяженность территории некоторых федеральных округов затрудняет проведение выездных мероприятий по контролю, так как требует больших временных затрат на переезд. В связи с этим используются методы дистанционного взаимодействия по тем видам мероприятий, где такое взаимодействие предусмотрено законодательством (профилактический визит).
3. Кроме того иногда возникает проблема привлечения к административной ответственности иностранных юридических лиц:
- иностранные юридические лица, совершившие административные правонарушения на территории РФ (ст. 2.6 КоАП РФ), подлежат административной ответственности на общих основаниях. Однако на практике при привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения иностранного перевозчика, который находится за пределами Российской Федерации, возникают определенные сложности, в первую очередь связанные с процессуальным обеспечением прав лица, привлекаемого к ответственности, при производстве по делам об административных правонарушениях и дальнейшем обращении к исполнению постановления о назначении административного наказания.
6. Предложения о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле
1. В условиях проведения специальной военной операции кратно возросли риски совершения актов незаконного вмешательства, в том числе в деятельность транспортного комплекса.
При значительном увеличении уровня угроз и повышении уровня транспортной безопасности, Ространснадзор продолжает свою деятельность в рамках ограниченных Правительством Российской Федерации с 2022 года возможностей по проверке соблюдения обязательных требований, что влечет невозможность оперативного реагирования на возникающие угрозы, проведение полноценного мониторинга состояния транспортной безопасности, оценки исполнения контролируемыми лицами обязательных требований в области транспортной безопасности.
Предусмотренные Федеральным законом N 248-ФЗ проверочные мероприятия, доступные Ространснадзору (КНМ без взаимодействия, специальный режим государственного контроля (надзора) - постоянный рейд) имеют ограниченную эффективность:
в рамках постоянного рейда взаимодействие с контролируемым лицом ограничено 30 минутами;
в рамках КНМ без взаимодействия нельзя изучить внутреннюю обстановку на объекте, документы, взять объяснения, т.е. выявить наиболее серьезные нарушения.
По результатам проведения таких мероприятий не предусмотрена выдача обязательных для исполнения предписаний.
Предлагается рассмотреть возможность вывода надзора в области транспортной безопасности в отдельный режим регулирования, по аналогии с контролем за соблюдением требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) (ч. 5 ст. 2 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации").
2. Решением проблемы с неисполнением предписаний субъектами транспортной инфраструктуры может быть пересмотр ограничений на проведение контрольных (надзорных) мероприятий в отношении субъектов транспортной инфраструктуры, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336), а именно целесообразно внести изменения в пп. "б" п. 3 Постановления Правительства N 336, добавив абзац следующего содержания:
"в случае необходимости проведения внеплановой документарной проверки в связи с истечением срока исполнения предписания, о принятии мер, направленных на устранение нарушений. Внеплановая документарная проверка проводится исключительно в случаях невозможности оценки исполнения предписания на основании документов, иной имеющейся в распоряжении контрольного (надзорного) органа информации и (или) в случае непредставления указанных документов и сведений контролируемым лицом.".
3. Также требуется переиздание приказа Минтранса России от 16.02.2011 N 56 "О Порядке информирования субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах", так как данный приказ в соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" не входит в перечень нормативных правовых актов либо групп нормативных правовых актов, в отношении которых положения частей 1, 2 и 3 настоящего закона не применяются. В связи с этим при осуществлении государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в указанном акте, нарушение данных требований не может являться основанием для привлечения к административной ответственности.
Обязанность незамедлительного информирования Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и ее территориальных органов об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства (далее - АНВ) в соответствии с порядком, установленным данным приказом, возложена на субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчиков п. 1 ч. 2 ст. 12 Федерального закона N 16-ФЗ.
В настоящее время субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики классификацию АНВ осуществляют на свое усмотрение и иногда квалифицируют угрозу АНВ как обычную информацию.
4. Предлагается внести изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 29.06.2021 N 1051 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Предлагаемые изменения затрагивают вопросы:
проведения видеозаписи в рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности;
мест проведения постоянных рейдов;
противодействия со стороны представителей контролируемых лиц, принявших участие в проведении контрольного (надзорного) мероприятия, но отказавшихся подписать документ, в котором зафиксированы ход и результаты его проведения;
дистанционных форм взаимодействия с контролируемыми лицами;
критериев категорирования объектов контроля.
5. В период пандемии на фоне коронавирусной инфекции, субъекты транспортной инфраструктуры (далее - СТИ) направляли в Федеральные агентства сведения (уменьшение пассажиропотока и т.д.) для снижения категории объекта транспортной инфраструктуры. В настоящее время наличие более низкой категории у объекта транспортной инфраструктуры позволяет упрощать для СТИ исполнение требований ввиду более ограниченного перечня обязательных требований, но при этом применяемые меры могут быть недостаточными для обеспечения необходимого уровня антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства. Положения п. 4 ч. 2 ст. 12 Федерального закона N 16-ФЗ об обязанности представления в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности полной и достоверной информации для проведения категорирования и ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств не содержит требований о периодичности или критериях необходимости обновления этих данных.
6. В настоящее время в ЕГИС ОТБ не осуществляется учет результатов контрольной (надзорной) деятельности в области транспортной безопасности.
Для решения указанной проблемы предлагается проработать вопрос о включении Комплексной информационной системы управления контрольной (надзорной) деятельностью за обеспечением транспортной безопасности в состав ЕГИС ОТБ и внесение изменений в п. 10 Положения о ЕГИС ОТБ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.08.2023 N 1251.
7. Отсутствует нормативно закрепленная обязанность компетентных органов в области обеспечения транспортной безопасности по внесению информации о планах и паспортах обеспечения транспортной безопасности, результатах оценки уязвимости в ЕГИС ОТБ.
Также, действующими нормативными правовыми актами не установлено обязательное информирование Ространснадзора компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности об отказе в утверждении оценки уязвимости (дополнительной оценки уязвимости) или плана (паспорта) обеспечения транспортной безопасности (дополнений, изменений в план (паспорт) обеспечения транспортной безопасности) объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства. Данное обстоятельство влечет, в том числе, невозможность разработки дополнительных индикаторов риска в целях осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности.
Для решения указанной проблемы предлагается проработать вопрос об издании соответствующего приказа Министерства транспорта Российской Федерации, предусматривающего указанные положения (информация ранее направлена в Министерство транспорта Российской Федерации письмом от 21.06.2023 N ВФ-14/9-143).
8. Требуется внесение изменений в п. 13 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 25.09.2020 N 377 "Об утверждении Порядка ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств" в части информирования компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности Ространснадзора о включении объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства в соответствующий реестр и о присвоенной (измененной) категории или о его исключении из указанного реестра посредством ЕГИС ОТБ.
Для снижения административной нагрузки и оптимизации служебной деятельности предлагается указанное информирование Ространснадзора осуществлять исключительно посредством ЕГИС ОТБ.
7. Предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты, содержащие обязательные требования
1. Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 N 1633 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта (далее - Требования).
В случае объявления (установления) уровня безопасности N 2 или N 3 в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 N 2344 "Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)", субъекты транспортной инфраструктуры обязаны предпринять ряд дополнительных мер по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры, на которых не осуществляется обслуживание пассажиров, установленных п.п. 22 и 23 вышеуказанных Требований.
Однако в п. 23 Требований дополнительные меры, которые должны быть приняты в связи с установлением (объявлением) уровня безопасности N 3, прописаны для объектов транспортной инфраструктуры II категории, на которых осуществляется обслуживание пассажиров (железнодорожные вокзалы, железнодорожные станции, на которых осуществляется обслуживание пассажиров), дополнительные меры для которых установлены п. 11 Требований.
Складывается ситуация, при которой в случае объявления уровня N 3, являющимся наивысшим уровнем безопасности и определяющим степень защищенности транспортного комплекса от прямых угроз, заключающихся в наличии совокупности условий и факторов, создавших опасность совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса, у субъекта транспортной инфраструктуры отсутствуют какие-либо обязательства для принятия дополнительных мер по защите объекта транспортной инфраструктуры II категории, на которых не осуществляется обслуживание пассажиров, от актов незаконного вмешательства.
Предлагаем внести изменения в абз. 1 п. 23 постановления Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 N 1633 и изложить его в следующей редакции:
"Субъект транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры II категории при уровне безопасности N 3 (железнодорожные станции, на которых не осуществляется обслуживание пассажиров, а также участки железнодорожных путей) дополнительно к Требованиям, предусмотренным пунктами 5, 21 и 22 настоящего документа, обязан:".
2. Необходимо рассмотреть вопрос об увеличении срока действия справок, предоставляемых для проведения подготовки и аттестации работников подразделений транспортной безопасности.
Управление транспортной безопасности Ространснадзора не наделено правом законодательной инициативы, но информация о проблемах исполнения обязательных требований, предложения по их корректировке обобщаются и направляются в Департамент транспортной безопасности Министерства транспорта Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Ространснадзор подвел итоги госконтроля (надзора) в области транспортной безопасности за 2023 г. Обозначены виды проведенных мероприятий, типичные нарушения и др.
Приказ Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 29 февраля 2024 г. N ВБ-81фс "Об утверждении Доклада о результатах обобщения правоприменительной практики федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности за 2023 год"
Опубликование:
-