Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом департамента
развития бизнеса и
внешнеэкономической деятельности
Краснодарского края
от 27.03.2024 N 106
Рекомендации
по заполнению сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта
1. Общие положения
1.1. Настоящие Рекомендации по заполнению сводного отчета об оценке регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта (далее - Рекомендации) разработана в соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 23 декабря 2022 г. N 733 "Об утверждении методических рекомендаций по внедрению порядка проведения оценки регулирующего воздействия и порядка проведения процедуры оценки применения обязательных требований и экспертизы в субъектах Российской Федерации", Порядком проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Краснодарского края, утвержденным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14 декабря 2012 г. N 1551 (далее - Порядок), Положением о департаменте развития бизнеса и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края, утвержденным постановлением Губернатора Краснодарского края от 2 октября 2023 г. N 774 "О департаменте развития бизнеса и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края", в целях совершенствования процедуры оценки регулирующего воздействия (далее - ОРВ) проектов нормативных правовых актов Краснодарского края (далее - проекты актов) и содержит порядок действий при определении необходимости проведения ОРВ, в том числе оценки проектов актов на предмет установления обязательных требований, при формировании сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта (далее - сводный отчет).
1.2. Процедура ОРВ проектов актов осуществляется в целях обоснованного выбора способа правового регулирования общественных отношений на основе анализа альтернативных вариантов и возможных положительных и (или) отрицательных последствий (экономических, социальных, экологических) введения такого регулирования, а также обеспечения возможности учета мнений лиц, интересы которых затрагиваются предлагаемым правовым регулированием.
1.3. Настоящие Рекомендации направлена на обеспечение всех заинтересованных лиц объективной информацией о существующей проблеме и возможных способах ее решения, в том числе путем введения нового правового регулирования, посредством ее указания в сводном отчете.
1.4. Форма сводного отчета и требования к нему определены в Порядке.
2. Рекомендации по определению необходимости проведения ОРВ проекта акта
2.1. Перед составлением сводного отчета разработчику проекта акта в целях определения необходимости проведения ОРВ проекта акта предлагается выполнить следующую последовательность действий:
2.1.1. Определить предметную область предполагаемого регулирования проекта акта, в том числе в системной взаимосвязи предмета регулирования с актами большей юридической силы.
2.1.2. Оценить проект акта на наличие в нем положений, направленных на регулирование отношений в сфере предпринимательской деятельности, с учетом положений пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации и иной экономической деятельности.
В целях проведения ОРВ при определении иной экономической деятельности рекомендуется руководствоваться правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 305-ЭС20-4513, согласно которой под экономической деятельностью понимается взаимосвязанная совокупность процессов, возникающих в результате деятельности общества, связанной с производством, распределением, обменом, потреблением ресурсов и благ, и целью которых является получение максимального положительного результата при потреблении ресурсов и благ. Понятие инвестиционной деятельности является частью понятия экономической деятельности.
К предметной области ОРВ не относятся проекты актов, которые в том числе:
не затрагивают отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
предполагают только регулирование отношений, связанных с приобретением гражданами товаров (работ, услуг) для личных, семейных, домашних и иных нужд, не предназначенных для экономической деятельности, а также проекты актов, которые предусматривают регулирование порядка и требований к функционированию исполнительных органов Краснодарского края и их подведомственных учреждений.
2.1.3. Оценить, не относится ли проект акта к проектам, в отношении которых оценка регулирующего воздействия не проводится в соответствии с пунктом 1.3 Порядка.
3. Рекомендации по определению наличия обязательных требований в проекте акта
3.1. Разработчику необходимо оценить проект акта на наличие в нем обязательных требований, определив:
связано ли требование с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности;
будет ли проверяться соблюдение предполагаемого к установлению проектом акта требования в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы;
относится ли устанавливаемое требование к предмету государственного контроля (надзора), определенному федеральным законом о виде контроля в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации";
включено ли предполагаемое к изменению проектом акта требование в перечни нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, формируемые в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 46 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и частью 5 статьи 8 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 247-ФЗ);
отсутствие отношений, изменяемых проектом акта, в исключениях, предусмотренных частью 2 статьи 1 Федерального закона N 247-ФЗ;
включены ли обязательные требования, содержащиеся в проекте акта, в реестр обязательных требований Краснодарского края, сформированный в соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30 марта 2022 г. N 141 "Об утверждении Порядка формирования, ведения и актуализации реестра обязательных требований Краснодарского края";
установлена ли за действие (бездействие), являющееся предметом предполагаемого регулирования, административная ответственность физических или юридических лиц;
предполагается ли установить административную ответственность за нарушение устанавливаемого требования в случае, если за действие (бездействие), являющееся предметом предполагаемого регулирования, административная ответственность физических или юридических лиц в настоящее время не предусмотрена;
осуществляется ли оценка соблюдения обязательных требований в рамках иных форм оценок и экспертизы, в том числе любых согласительных процедур, без прохождения которых осуществление законной предпринимательской деятельности невозможно.
4. Общие рекомендации по составлению сводного отчета
4.1. Разработчик заполняет разделы и пункты сводного отчета с учетом положений настоящих Рекомендаций по форме приложения 3 к Порядку.
В случае представления неполных или недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 3.1 - 3.8, 4.1, 4.2, 7.1 - 7.4 сводного отчета, такой сводный отчет не оценивается уполномоченным органом на соблюдение требований к его содержанию и возвращается разработчику без рассмотрения. Заполнение указанных пунктов сводного отчета словами "нет", "отсутствует", путем проставления прочерка, иных символов квалифицируется как ненадлежащее заполнение сводного отчета.
В случае если разработчиком при подготовке сводного отчета не представлена необходимая информация в соответствии с положениями настоящего раздела Рекомендаций и приложения 3 к Порядку, уполномоченный орган считает невыполненными пункты 2.1-2.10 раздела 2 и пункт 3.2 раздела 3 Порядка и возвращает проект акта и сводный отчет разработчику на доработку в течение 3 рабочих дней со дня поступления в уполномоченный орган в соответствии с абзацем вторым пункта 4.1 раздела 4 Порядка.
4.2. Сводный отчет должен содержать следующие сведения:
4.2.1. Степень регулирующего воздействия проекта акта, которая определяется в соответствии с пунктом 1.5 Порядка.
4.2.2. Наличие или отсутствие в проекте акта обязательных требований, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценок и экспертиз. Обоснование отнесения устанавливаемых новых или изменяемых требований к обязательным требованиям. Информация о соответствии проекта акта принципам, установленным Федеральным законом N 247-ФЗ. Информация о соблюдении условий установления обязательных требований, установленных статьями 2 и 3 Закона Краснодарского края от 22 июля 2021 г. N 4525-КЗ "О порядке установления и оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Краснодарского края" (далее - Закон N 4525-КЗ).
4.2.3. Проблемы, на решение которых направлен предлагаемый способ регулирования, оценка негативных эффектов, возникающих в связи с наличием рассматриваемых проблем, в том числе оценка риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (с указанием видов охраняемых законом ценностей и конкретных рисков причинения им вреда (ущерба)).
4.2.4. Анализ опыта регионов Российской Федерации в соответствующих сферах деятельности.
4.2.5. Цели предлагаемого регулирования и их соответствие принципам правового регулирования.
4.2.6. Содержание предлагаемого регулирования и иных возможных способов решения проблемы, в том числе описания наличия и эффективности применения альтернативных мер по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям с приведением обоснования отказа от выбора соответствующих альтернативных мер.
4.2.7. Потенциальные адресаты правового регулирования - основные группы субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, иные заинтересованные лица, включая органы исполнительной власти Краснодарского края, органы местного самоуправления, интересы которых будут затронуты предлагаемым правовым регулированием (далее - потенциальные адресаты, участники общественных отношений), оценка количества таких субъектов.
4.2.8. Новые функции, полномочия, обязанности и права органов государственной власти Краснодарского края и органов местного самоуправления или сведения об их изменении, а также порядок их реализации.
4.2.9. Оценка дополнительных расходов бюджета Краснодарского края и (или) местных бюджетов, а также снижения доходов бюджета Краснодарского края и (или) местных бюджетов, связанных с введением предлагаемого проектом акта правового регулирования.
4.2.10. Новые или изменяющие существующие обязательные требования для предпринимательской и иной экономической деятельности, обязанности и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также порядок организации их исполнения, новая или изменяемая ответственность за нарушение нормативных правовых актов Краснодарского края, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
4.2.11. Оценка расходов и доходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, связанных с необходимостью соблюдения установленных либо изменяемых обязательных требований, обязанностей, ограничений, а также связанных с введением или изменением ответственности.
4.2.12. Риски решения проблемы предложенным способом регулирования и риски негативных последствий, в том числе обоснование соразмерности затрат на исполнение обязательных требований лицами, в отношении которых они устанавливаются, с рисками, предотвращаемыми этими обязательными требованиями, возникающими при обычных условиях гражданского оборота.
4.2.13. Описание методов контроля эффективности избранного способа достижения цели регулирования.
4.2.14. Необходимые для достижения заявленных целей регулирования организационно-технические, методологические, информационные и иные мероприятия.
4.2.15. Индикаторы (показатели) достижения целей правового регулирования, периодичность мониторинга или иных способов оценки достижения заявленных целей регулирования.
4.2.16. Предполагаемая дата вступления в силу проекта акта, необходимость установления переходных положений (переходного периода), отсрочки введения правового регулирования, срока действия регулирования.
4.2.17. Сведения о размещении уведомления, сроках представления предложений в связи с таким размещением, лицах, представивших предложения, и результатах их рассмотрения разработчиком.
4.2.18. Иные сведения, которые, по мнению разработчика, позволяют оценить обоснованность предлагаемого регулирования.
4.3. Отсутствие в сводном отчете сведений, указанных в пункте 4.2 настоящих Рекомендаций, не допускается и является основанием для возврата сводного отчета разработчику на доработку согласно пункту 4.1 Порядка.
4.4. Сводный отчет размещается на официальном сайте (regulation.krasnodar.ru) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - Интернет-портал) с незаполненным разделом 11, сведения в который вносятся после завершения публичных консультаций в соответствии с пунктом 2.5 Порядка.
4.5. В соответствии с пунктом 2.5 Порядка источники использованных данных приводятся в соответствующих пунктах сводного отчета, при этом расчеты, необходимые для заполнения сводного отчета, приводятся в приложении к нему.
Информация об источниках использованных данных и методах расчетов должна обеспечивать возможность их проверки. Если расчеты произведены на основании данных, не опубликованных в открытых источниках, такие данные должны быть приведены в приложении к сводному отчету в полном объеме.
5. Рекомендации по заполнению раздела 1 "Общая информация" сводного отчета
5.1. В разделе 1 должны быть приведены сведения о разработчике проекта акта, ID, вид и наименование нормативного правового акта, краткое описание проблемы, на решение которой направлено предлагаемое правовое регулирование, краткое описание целей и способа (содержания) предлагаемого правового регулирования, степень регулирующего воздействия проекта акта согласно пункту 1.5 Порядка, информация о наличии (отсутствии) в проекте акта обязательных требований, обоснование отнесения новых или изменяемых требований к обязательным требованиям (форма оценки соблюдения обязательных требований - государственный контроль (надзор), привлечение к административной ответственности, предоставление лицензий и иных разрешений, аккредитация, оценка соответствия продукции, иные формы оценок и экспертиз), а также контактная информация исполнителей разработчика.
5.2. В случае если положения проекта акта, которыми вносятся изменения в ранее принятые нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования, вступают в силу в иные, чем указано в части 1 статьи 2 Закона N 4525-КЗ, сроки, для обоснования целей снижения затрат физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности на исполнение ранее установленных обязательных требований, разработчику необходимо привести расчет снижения затрат в соответствии с методикой оценки стандартных издержек субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающих в связи с исполнением требований регулирования.
5.3. В пункте 1.6.2 раздела 1 сводного отчета разработчиком приводится информация, подтверждающая соблюдение принципов установления и оценки применения обязательных требований, установленных статьями 4-9 Федерального закона N 247-ФЗ, и соблюдение условий установления обязательных требований, установленных статьями 2 и 3 Закона N 4525-КЗ.
5.4. Если основанием для разработки проекта акта являются положения нормативного правового акта большей юридической силы, то такие положения указываются разработчиком в пункте 3.3.1 раздела 3 сводного отчета со ссылкой на статьи и пункты соответствующего акта.
В случае, если разработка проекта акта производится по инициативе самого разработчика, это также прямо указывается в пункте 3.3.1 раздела 3 сводного отчета.
5.5. Разработчик представляет пояснения, по каким основаниям, приведенным в пункте 1.5 Порядка, проект акта был отнесен к той или иной степени регулирующего воздействия.
5.6. Для проектов актов с высокой степенью регулирующего воздействия приводятся формулировки конкретных положений или ссылки на положения проекта акта, которые устанавливают ранее не предусмотренные нормативными правовыми актами Краснодарского края обязательные требования, обязанности, запреты, ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют их установлению и (или) устанавливают ответственность за нарушение нормативных правовых актов Краснодарского края, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
5.7. Для проектов актов со средней степенью регулирующего воздействия приводятся краткое описание предусмотренных действующими нормативными правовыми актами Краснодарского края обязательных требований, обязанностей, запретов и ограничений для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и формулировки конкретных положений или ссылки на положения проекта акта, которые изменяют указанные обязательные требования, обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и (или) изменяют ответственность за нарушение нормативных правовых актов Краснодарского края, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
6. Рекомендации по заполнению раздела 2 "Описание проблемы, на решение которой направлено предлагаемое правовое регулирование" сводного отчета
6.1. Разработчик формулирует причины возникновения проблемы, требующей, по его мнению, введения предлагаемого правового регулирования, а также оценивает негативные эффекты и последствия ее существования.
6.2. Существование проблемы должно подтверждаться конкретными фактическими обстоятельствами, обусловившими возникновение проблемы и существовавшими до ее выявления разработчиком, издержками (в том числе убытками в виде реального ущерба и упущенной выгоды), возникающими у потенциальных адресатов правового регулирования, и (или) дополнительными расходами бюджета Краснодарского края и местных бюджетов (в том числе выпадающими доходами бюджета Краснодарского края и бюджетов муниципальных образований), возникающими в связи с ее существованием.
Наличие поручений по разработке тех или иных нормативных правовых актов не может само по себе являться достаточным обоснованием целесообразности введения нового правового регулирования и, соответственно, не должно использоваться при формулировании проблемы.
Также не может рассматриваться в качестве проблемы отсутствие нормативного правового регулирования в определенной сфере.
По возможности проблема должна оцениваться количественно с использованием данных из официальных и (или) иных опубликованных данных, которые могут быть верифицированы. В целях выбора наиболее эффективного регулятивного решения требуется максимально полное описание проблемы, в том числе с использованием данных из нескольких независимых источников.
6.3. Для выявления и оценки масштаба проблем в различных сферах общественных отношений могут быть использованы в том числе следующие источники информации:
обращения участников общественных отношений в органы государственной власти, свидетельствующие о возможном возникновении проблемы;
данные органов государственного контроля (надзора), статистические данные (в том числе данные о росте числа случаев причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, нанесения экологического ущерба, причинении экономического ущерба соответствующему бюджету бюджетной системы Российской Федерации);
данные, полученные из средств массовой информации в результате опросов общественного мнения, данные выборочных обследований предприятий и домохозяйств, иные данные, полученные из независимых исследований, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
судебные решения;
результаты оценки фактического воздействия действующих нормативных правовых актов, в ходе которой может быть выявлено несоответствие заявленных целей, действующих нормативных правовых актов фактическим результатам, достигнутым в ходе их применения;
обращения и запросы органов местного самоуправления в органы государственной власти Краснодарского края.
6.4. В пункте 2.2 раздела 2 сводного отчета приводится информация о времени возникновения и выявления проблемы. Разработчику необходимо определить, идет ли речь о новой проблеме или проблема существует в течение длительного времени, но до настоящего момента не решалась, или усилия по ее решению были безрезультатными. Если проблема существует в течение длительного времени, и предпринимались определенные меры, направленные на ее решение, то необходимо указать, какие именно меры, и когда они были предприняты, а также, какой был результат, и почему предпринятые меры не привели к достижению поставленной цели. Здесь же приводятся сведения об объемах ресурсов, в том числе бюджетных, затраченных ранее на решение данной проблемы.
6.5. В целях доказательства актуальности проблемы в данном разделе сводного отчета необходимо привести описание негативного воздействия и последствий существования данной проблемы (пункт 2.4 раздела 2 сводного отчета), которые могут проявляться в следующем:
наличие риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, причинения экономического ущерба, в том числе бюджетам бюджетной системы Российской Федерации (для количественной оценки таких последствий служат данные о случаях причинения вреда жизни, здоровью или имуществу, в том числе данные официальной статистики, контрольно-надзорных органов, страховых компаний);
наличие необоснованно высоких издержек применения участниками общественных отношений установленных процедур (например, на основе сопоставления стоимости и продолжительности аналогичных процедур в других регионах Российской Федерации, или на основе анализа обращений граждан и организаций);
недостаток информации для рационального выбора и принятия решений участниками общественных отношений, вследствие которого возможно недобросовестное поведение более информированных участников, негативные изменения общих рыночных условий, в том числе рост недобросовестной конкуренции, неэффективного распределения ресурсов и иные негативные последствия;
наличие других негативных эффектов для общества, экологии, безопасности, состояния конкуренции, инвестиционного климата, социального благополучия.
6.6. В ходе анализа причин невозможности устранения проблемы самими участниками соответствующих общественных отношений (без вмешательства государства) разработчику в пункте 2.6 раздела 2 сводного отчета необходимо обосновать, почему без введения нового правового регулирования проблема не может быть решена.
6.7. В пункте 2.7 раздела 2 сводного отчета разработчиком приводится описание и анализ примеров регулирования в соответствующих сферах деятельности регионов Российской Федерации с учетом экономических, правовых, географических и других особенностей применения указанного регулирования.
При анализе опыта регулирования в других регионах разработчикам необходимо обращать внимание, насколько соотносимыми являются экономические, географические, социальные условия в регионах Российской Федерации. Это связано с тем, что зачастую решение идентичных проблем в различных регионах одним и тем же способом приводит к различным результатам в силу разницы указанных условий.
Проводя анализ, важно изучить как положительный, так и отрицательный опыт с обязательным указанием источников информации.
Отсутствие информации об изучении опыта или перечисление перечня нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации без краткого анализа свидетельствуют о формальном подходе разработчика к поиску возможных вариантов решения проблемы.
6.8. В пункте 2.9 раздела 2 сводного отчета приводится любая дополнительная информация, позволяющая более точно охарактеризовать проблему с количественной и качественной сторон, оценить масштаб негативных последствий ее существования.
7. Рекомендации по заполнению раздела 3 "Определение целей предлагаемого правового регулирования и индикаторов для оценки их достижения" сводного отчета
7.1. В пунктах 3.1 и 3.4 раздела 3 сводного отчета разработчиком указываются цели предлагаемого правового регулирования, установленные в пункте 1.5 раздела 1 сводного отчета.
При определении цели правового регулирования разработчику необходимо представить качественные и количественные параметры, характеризующие результат введения указанного регулирования.
Описание цели должно включать формулировку качественного результата регулирования, а также показатели количественной динамики, характеризующие степень ее достижения с течением времени. Указанные условия необходимы для обеспечения возможности последующего контроля эффективности предлагаемого разработчиком правового регулирования.
Цель регулирования должна соответствовать характеру проблемы, описанной в разделе 2 сводного отчета, что является необходимым условием выбора наиболее эффективного решения для регулирования указанной проблемы.
7.2. При формулировании цели регулирования разработчику необходимо руководствоваться следующими положениями:
формулировка цели должна быть конкретной (исключающей размытые формулировки, например, "улучшение ситуации", "создание условий", "содействие", иные формулировки, не позволяющие в дальнейшем оценить степень ее достижения);
формулировка цели должна быть понятной для лиц, не обладающих профессиональными знаниями;
формулировка цели должна исключать возможность неоднозначной трактовки планируемого результата;
формулировка цели должна позволять измерить степень ее достижения, точно определить момент ее достижения по конкретным значениям показателей результативности;
формулировка цели должна оставлять свободу выбора средств и методов достижения требуемого результата и не должна предопределять выбор конкретного способа ее достижения;
в формулировке цели характеристики конечного результата не должны подменяться описанием средств их достижения;
ожидаемые сроки достижения поставленной цели должны быть конкретно определены, в случае, если достижение заявленной цели занимает длительный промежуток времени (более 1 года), он должен быть разделен на более короткие этапы, имеющие свои промежуточные результаты.
7.3. В пунктах 3.5 - 3.7 раздела 3 сводного отчета разработчику необходимо указать для каждой заявленной цели, указанной в пункте 1.5 сводного отчета, количественно измеримые показатели (индикаторы), которые характеризуют степень достижения целей регулирования, единицы их измерения, их целевые значения, установленные для каждого года, относящегося к ожидаемому сроку достижения заявленной цели.
Индикаторы для оценки достижения заявленных целей - количественные параметры, характеризующие результат введения указанного регулирования, которые необходимы для последующего контроля эффективности предлагаемого правового регулирования.
Индикаторы характеризуют достижение целей регулирования, заявленных при разработке проекта акта (цели регулирования в "натуральном" выражении). Иными словами, это цель, которую можно просчитать в штуках, рублях, метрах, гектарах и т.д. Разработчиком также указывается порядок расчета указанных показателей и периодичность их измерения.
Приведение индикаторов необходимо и для последующего проведения процедуры оценки фактического воздействия правового акта на предмет достижения целей правового регулирования.
При описании методов расчета показателей могут быть указаны как уже существующие методики расчета целевых показателей, так и источники полученных данных (мониторинг, аналитические данные органов исполнительной власти края, официальные статистические данные, данные социологических опросов и т.д.).
7.4. В случае если показатель не рассчитывается статистическими органами, в пункте 3.8 раздела 3 сводного отчета указываются способ его расчета и источники получения информации, а в пункте 3.9 раздела 3 сводного отчета необходимо оценить затраты на ведение мониторинга, включая затраты на сбор исходных данных и их обработку.
8. Рекомендации по заполнению раздела 4 "Качественная характеристика и оценка численности потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования (их групп)" сводного отчета
8.1. Разработчиком указываются группы участников отношений, интересы которых будут затронуты предлагаемым регулированием, у которых возникают новые обязанности, права, в отношении которых устанавливаются обязательные требования, запреты, ограничения, ответственность, а также дается количественная оценка числа участников каждой группы. Описание следует начинать с групп, которые в наибольшей степени будут затронуты новым регулированием.
Источниками информации о потенциальных адресатах разрабатываемого правового регулирования могут быть статистические данные в разрезе видов экономической деятельности, данные различных государственных реестров, иные данные, которые можно получить из открытых источников. Целесообразно также использовать результаты исследований рынков, иные независимые исследования.
При невозможности точной оценки количества субъектов допустимо приведение интервальных оценок с раскрытием методов их получения.
9. Рекомендации по заполнению раздела 5 "Изменение функций (полномочий, обязанностей, прав) органов государственной власти Краснодарского края (органов местного самоуправления), а также порядка их реализации в связи с введением предлагаемого правового регулирования" сводного отчета
9.1. В пункте 5.1 раздела 5 сводного отчета указываются все функции, полномочия, обязанности и права органов государственной власти Краснодарского края и (или) органов местного самоуправления, которые вводятся, отменяются или изменяются проектом акта.
9.2. В пункте 5.3 раздела 5 сводного отчета указывается порядок их реализации со ссылками на соответствующие положения проекта акта. В данном порядке должны быть отражены все новые процедуры, вытекающие из требований вновь вводимого регулирования, такие как проверки (выборочные, сплошные, документарные, выездные), прием и анализ отчетности, выдача разрешений, согласование, экспертиза документов.
9.3. В пункте 5.4 раздела 5 сводного отчета описываются трудовые затраты в связи с установлением или изменением функции (полномочия, обязанности, права) органов государственной власти Краснодарского края и (или) органов местного самоуправления. Необходимо рассчитать, в какой мере изменятся административные расходы (затраты рабочего времени, накладные расходы), необходимые для осуществления данных функций. Разработчику необходимо привести данные об изменении таких расходов по всем органам власти, реализующим соответствующие функции.
Разработчику следует учитывать, что любые новые действия, процедуры, связанные с введением новых функций, предполагают появление дополнительных расходов. Прогноз объема расходов на осуществление новой функции может производиться на основе данных по аналогичным по характеру и объему деятельности функциям.
9.4. В пункте 5.5 раздела 5 сводного отчета указывается информация о наличии (отсутствии) потребности органов государственной власти Краснодарского края и (или) органов местного самоуправления в других ресурсах с кратким описанием такой потребности (при наличии).
Указываются также любые иные ресурсы (финансовые, материальные, временные), которые потребуются дополнительно или будут высвобождены в результате введения (изменения) функций органов власти. При невозможности дать стоимостную оценку указанных ресурсов необходимо дать их оценку в натуральном выражении.
10. Рекомендации по заполнению раздела 6 "Оценка дополнительных расходов (доходов) бюджета Краснодарского края (местных бюджетов), связанных с введением предлагаемого правового регулирования" сводного отчета
10.1. В пункте 6.1 раздела 6 сводного отчета указываются ранее не предусмотренные нормативными правовыми актами Краснодарского края или изменяющиеся функции (полномочия, обязанности, права) органов государственной власти Краснодарского края и (или) органов местного самоуправления (в соответствии с пунктом 5.1 раздела 5 сводного отчета).
10.2. В пункте 6.3 раздела 6 сводного отчета дается количественная оценка дополнительных расходов и (или) уменьшения доходов (выпадающих доходов), недополученных доходов, возможных поступлений бюджета Краснодарского края и местных бюджетов в связи с установлением или изменением функции (полномочия, обязанности, права) органов государственной власти Краснодарского края и (или) органов местного самоуправления.
Указываются положения проекта акта, приводящие к увеличению расходов и (или) к уменьшению доходов, возможным поступлениям бюджета Краснодарского края и местных бюджетов в связи с установлением или изменением функции (полномочия, обязанности, права) органов государственной власти Краснодарского края и (или) органов местного самоуправления.
10.3. При характеристике расходов выделяются единовременные и периодические расходы. Периодические расходы приводятся с указанием периода их осуществления.
Виды единовременных и периодических расходов приводятся с необходимыми расшифровками и пояснениями (например, "расходы на содержание дополнительной численности инспекторов", "расходы на создание информационной системы мониторинга".
11. Рекомендации по заполнению раздела 7 "Изменение обязанностей (ограничений) потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и связанные с ними дополнительные расходы (доходы)" сводного отчета
11.1. Разработчиком указывается оценка влияния проекта акта на совокупный уровень доходов и расходов всех участников отношений. Для каждой группы участников отношений, прямо или косвенно затронутых предлагаемым регулированием, приводится оценка ожидаемых дополнительных расходов и доходов.
В пункте 7.1 раздела 7 сводного отчета указываются группы участников отношений, интересы которых будут затронуты предлагаемым регулированием (у которых возникают новые обязанности, права, в отношении которых устанавливаются обязательные требования, запреты или ограничения, ответственность) в соответствии с пунктом 4.1 раздела 4 сводного отчета.
11.2. В пункте 7.2 раздела 7 сводного отчета разработчику необходимо указать новые (изменяемые) обязательные требования, обязанности, запреты, ограничения, ответственность, вводимые предлагаемым правовым регулированием (с указанием соответствующих положений проекта акта), а также кратко описать предполагаемый порядок организации исполнения новых обязанностей и соблюдения ограничений (например, необходимость использования нового оборудования для выполнения вводимых требований, предоставление в органы власти дополнительной отчетности, ограничения по месту или времени осуществления деятельности). Если такой порядок должен быть определен другим нормативным правовым актом, разработчиком указывается на необходимость его принятия.
Для целей оценки доходов и расходов возможна группировка новых (изменяемых, отменяемых) обязанностей или прав, если выделение расходов и доходов по отдельному виду обязанностей не представляется возможным.
При характеристике расходов необходимо выделять единовременные и периодические расходы. Периодические расходы должны быть приведены с указанием периода их осуществления.
Для оценки периодических расходов должно приниматься во внимание прогнозируемое изменение числа участников группы.
При необходимости допускается применение иных методов расчетов с соответствующим обоснованием.
11.3. В пункте 7.3 раздела 7 сводного отчета должны быть описаны следующие возможные социально-экономические последствия реализации проекта акта для деятельности субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности:
содержательные издержки субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности (могут быть выражены, например, в необходимости приобретения (установки и обслуживания) оборудования, найма дополнительного персонала, заказа (представления) услуг, выполнения работ, обучения персонала, создания новых рабочих мест);
информационные издержки субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности (могут быть выражены, например, в представлении информации (заявок, документов и их копий, уведомлений), формировании и хранении информации, необходимой для представления по запросу со стороны органов государственной власти Краснодарского края и (или) органов местного самоуправления;
преимущества и (или) иные выгоды субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности (могут быть выражены, например, в предоставлении налоговых льгот, субсидий либо иных выгод и (или) преимуществ).
11.4. В пункте 7.4 раздела 7 сводного отчета разработчиком приводится количественная оценка расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка возможных преимуществ и (или) иных выгод, вызванных реализацией проекта акта.
При определении расходов и возможных доходов следует использовать официальные статистические данные, данные опросов представителей заинтересованных групп лиц (в том числе предложения, поступившие в связи с размещением уведомления о разработке проекта акта), социологических опросов, независимых исследований и других источников.
11.5. В пункте 7.5 раздела 7 сводного отчета указываются издержки и выгоды адресатов предлагаемого правового регулирования, не поддающиеся количественной оценке.
12. Рекомендации по заполнению раздела 8 "Оценка рисков неблагоприятных последствий применения предлагаемого правового регулирования" сводного отчета
12.1. В целях прогнозирования возможных негативных последствий принятия проекта акта разработчиком производится оценка риска того, что заявленные цели регулирования не будут достигнуты, а также оценка риска нежелательных последствий как для адресатов, так и для лиц, не являющихся адресатами предлагаемого разработчиком правового регулирования.
При подготовке сводного отчета разработчиком производится:
оценка рисков решения проблемы предложенным способом (рисков невозможности достичь целей регулирования);
оценка рисков негативных последствий (в том числе риски негативного влияния предлагаемого способа регулирования на сферы, которые не являются предметом данного регулирования).
12.2. При оценке рисков решения проблемы предложенным способом рассматриваются следующие виды рисков:
риски несоответствия между способом регулирования и заявленными целями регулирования. Реализация таких рисков возможна, если предлагаемый проект акта направлен на решение части проблем (не все проблемы были выявлены разработчиком). К методам контроля данного вида рисков можно отнести мероприятия по улучшению контроля за сбором и верификацией данных, изучение опыта решения проблемы в других регионах, "пилотное" внедрение проекта акта, проведение правового эксперимента.
Риски недостаточности механизмов для реализации предложенного способа решения проблемы.
Данные риски могут быть вызваны как положениями иных нормативных правовых актов, так и недостатком существенной для решения проблемы информации и опыта регулирования в данной отрасли.
Меры по минимизации данных рисков, а также возможных последствий их реализации могут заключаться в обеспечении комплексного подхода к решению выявленных проблем (в том числе путем внесения необходимых изменений в действующие нормативные правовые акты) и использовании механизмов общественного мониторинга и контроля реализации нормативного правового акта.
Риски невозможности обеспечения контроля соблюдения требований, вводимых новым регулированием.
Указанные риски могут быть связаны с нормативными правовыми ограничениями (отсутствием механизмов контроля либо полномочий по контролю, а также с высокими расходами при осуществлении такого контроля). При анализе данных рисков должны оцениваться возможности обеспечения эффективного контроля за соблюдением предлагаемых требований государственными органами и обществом.
Риски недостаточности необходимых материальных и человеческих ресурсов.
При оценке вероятности реализации данного вида рисков необходимо рассматривать возможности дополнительного ресурсного обеспечения мер, направленных на решение проблемы, осуществляемых как государственными органами, так и иными участниками отношений. В качестве механизмов минимизации данного вида рисков должны рассматриваться возможности бюджетного финансирования дополнительного ресурсного обеспечения предлагаемых разработчиком мероприятий, а также обучения государственных служащих и представителей хозяйствующих субъектов.
Риски несоответствия предложенного способа регулирования уровню развития или распространения необходимых технологий.
В связи с неизбежностью присутствия данного риска при регулировании определенных сфер (промышленная безопасность, наилучшие доступные технологии, защита окружающей среды, нормативы допустимых выбросов), вызванного неравномерностью экономического развития, разработчиком должен предлагаться приемлемый, по его мнению, уровень данного риска. Для ограничения указанного риска разработчиком должны учитываться реальный уровень развития и применения новых технологий, знаний, машин и оборудования, предусматриваться переходные периоды вступления в силу нового регулирования.
Разработчиком указываются иные риски решения проблемы предложенным способом в случае их выявления.
12.3. При анализе рисков негативных последствий от внедрения предлагаемого проекта акта регулирования разработчиком должны приниматься во внимание следующие виды рисков:
риски для инвестиционного климата, связанные в том числе с ухудшением условий ведения бизнеса, повышением рисков осуществления инвестиций в основной капитал, снижением гарантий для инвесторов, снижением доступности кредитных ресурсов;
риски для развития малого и среднего предпринимательства, связанные прежде всего со стоимостью открытия нового бизнеса, административными издержками на реализацию предлагаемых мер регулирования, ограничением доступа к необходимым ресурсам;
риски для состояния конкуренции, которые могут быть связаны с повышением барьеров входа на рынок, с предоставлением преимуществ одним хозяйствующим субъектам по сравнению с другими (либо определенным категориям хозяйствующих субъектов), а также с возникновением асимметрии информации на рынке и возможностью недобросовестной конкуренции;
риски для безопасности и качества продукции, связанные с недостаточностью рыночных механизмов контроля, которые не всегда могут обеспечить контроль за качеством продукции самими потребителями;
риски для окружающей среды, которые могут быть вызваны потенциальным ростом негативного воздействия на окружающую среду, невозможностью достичь заявленных целей по снижению такого воздействия;
социальные риски, которые могут быть связаны как с возможным сокращением числа занятых и уровня заработной, платы в той или иной сфере, так и с воздействием регулирования на социальное неравенство, бедность, миграционные процессы, и иные социальные характеристики.
В рамках анализа рисков влияния предлагаемых мер государственного регулирования могут рассматриваться и иные возможные последствия, в том числе:
макроэкономические (влияние предлагаемых мер регулирования на экономический рост, производительность труда, инфляцию),
производственные (влияние на развитие техники и технологий), последствия в сфере внешнеэкономической деятельности.
12.4. По каждому выявленному риску приводится оценка вероятности его наступления. В случае отсутствия возможности расчета точного значения указанной вероятности допускается указание интервала или оценочной характеристики вероятности.
Для каждого выявленного риска указываются:
меры, направленные на снижение данного риска (организационно-технические, методологические, информационные, мероприятия по мониторингу);
оценка степени контроля рисков в процентах.
В случае отсутствия возможности расчета точного значения степени контроля рисков допускается указание соответствующего интервала или оценочной характеристики:
полный контроль (заявленные меры, направленные на минимизацию риска, позволяют полностью исключить его влияние, либо его влияние будет стремиться к нулю);
частичный контроль (заявленные меры частично способствуют снижению влияния риска);
возможность контроля отсутствует (меры по снижению риска отсутствуют либо не оказывают влияния на вероятность реализации риска).
12.5. Наличие рисков решения проблемы предложенным способом либо рисков негативных последствий введения предлагаемого регулирования не является достаточным основанием для отказа от предлагаемого разработчиком способа решения проблемы.
В то же время при выявлении высоких рисков невозможности достижения целей регулирования либо негативного воздействия проекта акта необходимо рассмотреть возможные альтернативные варианты правового регулирования (либо вариант отказа от введения нового регулирования в данный момент).
Способ решения проблемы с высокой степенью рисков может быть признан разработчиком наилучшим при наличии обоснований (результаты сравнительного анализа рисков предлагаемого варианта с рисками других возможных вариантов регулирования), указанных разработчиком в пункте 9.7 раздела 9 сводного отчета.
13. Рекомендации по заполнению раздела 9 "Сравнение возможных вариантов решения проблемы" сводного отчета
13.1. При заполнении пункта 9.1 раздела 9 сводного отчета разработчику необходимо кратко описать, в чем состоят предлагаемый им способ регулирования (с учетом пункта 1.6 раздела 1 сводного отчета) и иные возможные способы решения проблемы.
В процессе выбора наилучшего способа правового регулирования общественных отношений для устранения имеющейся проблемы разработчику необходимо рассмотреть все возможные с его точки зрения способы такого регулирования, принимая во внимание также возможность отказа от любого вмешательства.
Рекомендуется рассмотреть возможность решения проблемы тремя способами:
1 вариант: в соответствии с проектом акта;
2 вариант: иной вариант правового регулирования;
3 вариант: сохранение сложившейся ситуации без изменений.
В качестве иного варианта правового регулирования может быть предложено изменение отдельных характеристик предлагаемого регулирования, например, в случае:
предоставления субсидии: размер, предмет, цели предоставления государственной поддержки, периодичность и сроки предоставления государственной поддержки;
установления мер административной ответственности: пороги применения мер административной ответственности, размер штрафных и иных санкций;
установления требований к оценке проектов (например, инвестиционных): объем финансирования инвестиционных проектов, сфера реализации инвестиционных проектов.
Также в качестве иных способов решения проблемы рекомендуется рассматривать практику нормативного правового регулирования в иных субъектах Российской Федерации, в случае если указанный опыт отличается от варианта правового регулирования, предлагаемого проектом акта.
13.2. В пункте 9.2 раздела 9 сводного отчета разработчик дает прогноз количественной динамики структуры субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности при введении предлагаемого регулирования.
13.3. В пунктах 9.3 и 9.4 раздела 9 сводного отчета разработчиком сопоставляются суммарные выгоды и издержки потенциальных адресатов разрабатываемого правового регулирования, а также приводится оценка соответствующих расходов (возможных поступлений) бюджета Краснодарского края и (или) местных бюджетов с использованием данных, отражаемых в разделах 6 и 7 сводного отчета.
13.4. В пункте 9.6 раздела 9 сводного отчета сопоставляются оценки рисков неблагоприятных последствий с использованием данных раздела 8 сводного отчета.
13.5. В пункте 9.7 раздела 9 сводного отчета приводится обоснование выбора наилучшего из возможных способов регулирования с учетом анализа данных, отраженных в пунктах 9.2 - 9.5 раздела 9 сводного отчета.
Выбор наилучшего из возможных способов регулирования осуществляется разработчиком на основе сопоставления суммарных выгод и издержек потенциальных адресатов разрабатываемого правового регулирования, соответствующих расходов (возможных поступлений) бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также сопоставления соразмерности затрат на решение проблемы.
В отсутствие возможности произвести сопоставление возможных способов регулирования на основе сравнения выгод и издержек каждого из таких способов разработчиком должны быть приведены иные обоснования, доказывающие сравнительные преимущества выбранного способа.
Разработчик приводит любые дополнительные сведения, которые, по его мнению, подтверждают обоснованность предлагаемого регулирования, со ссылками на источники информации и методы расчетов.
14. Рекомендации по заполнению раздела 10 "Оценка необходимости установления переходного периода и (или) отсрочки вступления в силу нормативного правового акта либо необходимость распространения предлагаемого правового регулирования на ранее возникшие отношения" сводного отчета
14.1. Разработчиком указывается предполагаемая дата вступления в силу проекта акта, наличие и сроки переходного периода и (или) отсрочки вступления в силу нормативного правового акта, срока действия правового регулирования, а также обоснование необходимости установления и сроки проведения эксперимента.
Если отдельные положения проекта акта вступают в силу в разное время, приводятся такие положения (ссылки на них) и даты их вступления в силу.
14.2. Если проектом акта установлен переходный период и (или) отсрочка вступления в силу нормативного правового акта, приводится обоснование необходимости их установления.
Необходимость переходного периода может быть обусловлена в том числе наличием технологических, экономических, организационных и иных ограничений (необходимо указать, каких именно), не позволяющих группам участников отношений, включая органы государственной власти и местного самоуправления, немедленно приступить к исполнению новых обязанностей, значительными единовременными затратами участников отношений или бюджетной системы, необходимыми для реализации предлагаемого регулирования.
Необходимость установления отсрочки вступления в силу нормативного правового акта и (или) срока действия правового регулирования может быть обусловлена Законом N 4525-КЗ.
15. Рекомендации по заполнению раздела 11 "Информация о сроках проведения публичных консультаций по проекту нормативного правового акта и сводному отчету" сводного отчета
15.1. Заполнение раздела 11 сводного отчета производится только после проведения публичных консультаций проекта акта в соответствии с пунктом 2.5 Порядка.
15.2. В пункте 11.1 раздела 11 сводного отчета указывается срок, в течение которого принимались предложения в связи с публичными консультациями по проекту акта, в соответствии информацией, указанной в уведомлении.
Сроки проведения публичных консультаций указываются в соответствии с данными, представленными на Интернет-портале. В случае проведения повторного обсуждения проекта акта указываются сроки проведения всех публичных обсуждений.
15.3. В пункте 11.2 раздела 11 сводного отчета указываются сведения о количестве замечаний и предложений, полученных в ходе публичных консультаций по проекту акта.
15.4. В пункте 11.3 раздела 11 сводного отчета указывается полный электронный адрес размещения на Интернет-портале свода предложений, поступивших по итогам проведения публичных консультаций по проекту акта.
16. Приложения к сводному отчету
16.1. К сводному отчету должен прилагаться свод предложений.
16.2. В иных приложениях к сводному отчету могут быть представлены расчеты, выполненные в ходе его составления, а также, при необходимости, другая существенная, по мнению разработчика, информация.
Заместитель руководителя |
Т.Ю. Гончарова |
<< Назад |
||
Содержание Приказ департамента развития бизнеса и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края от 27 марта 2024 г. N 106 "Об... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.