Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства
Ростовской области
от 25.03.2024 N 183
Отчет
о реализации государственной программы Ростовской области "Социальная поддержка граждан", утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 17.10.2018 N 643, за 2023 год
1. Конкретные результаты, достигнутые за 2023 год
В целях создания условий для роста благосостояния граждан - получателей мер социальной поддержки, повышения доступности социального обслуживания населения в рамках реализации государственной программы Ростовской области "Социальная поддержка граждан", утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 17.10.2018 N 643 (далее - государственная программа), ответственным исполнителем и участниками государственной программы в 2023 году реализован комплекс мероприятий, в результате которых:
предоставлены меры социальной поддержки льготным категориям граждан;
произведены различные социальные денежные выплаты;
обеспечено финансирование текущей деятельности органов социальной защиты населения Ростовской области, многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг Ростовской области, аппарата министерства труда и социального развития Ростовской области, муниципальных организаций социального обслуживания населения Ростовской области;
осуществлено софинансирование расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по организации отдыха детей в каникулярное время, по финансовому обеспечению деятельности мобильных бригад, осуществляющих доставку лиц старше 65 лет, проживающих в сельской местности, в медицинские организации, по реализации инициативных проектов, по вопросам капитального ремонта административных зданий органов социальной защиты населения муниципальных районов и городских округов, муниципальных учреждений социального обслуживания;
обеспечена деятельность государственных подведомственных учреждений социального обслуживания населения;
обеспечено сохранение достигнутого соотношения оплаты труда отдельных категорий работников государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания населения, определенных указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 28.12.2012 N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", с показателем "среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности)";
организовано проведение независимой оценки качества работы организаций, оказывающих услуги по социальному обслуживанию;
осуществлена организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей;
перечислены субвенции бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на осуществление ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет, на выплату ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка;
изготовлены бланки сертификатов на региональный материнский капитал;
оказана консультативная, психологическая, педагогическая, юридическая, социальная и иная помощь лицам, усыновившим (удочерившим) или принявшим под опеку (попечительство) ребенка;
осуществлены мероприятия, направленные на создание некапитальных объектов (быстровозводимых конструкций) отдыха детей и их оздоровления;
осуществлялась реализация Комплексного плана мероприятий Ростовской области по обеспечению поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, использованию различных форм поддержки деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций в части социального обслуживания граждан;
проведены социально-реабилитационные и физкультурно-оздоровительные мероприятия, а также мероприятия, направленные на улучшение социальной защищенности пожилых людей и их активного долголетия.
2. Результаты реализации основных мероприятий, приоритетных основных мероприятий, а также сведения о достижении контрольных событий государственной программы
Достижению результатов в 2023 году способствовала реализация ответственным исполнителем и участниками государственной программы основных мероприятий, приоритетных основных мероприятий.
В рамках подпрограммы "Социальная поддержка отдельных категорий граждан" предусмотрена реализация 31 основного мероприятия, 7 контрольных событий.
Основное мероприятие 1.6 "Предоставление меры социальной поддержки по оплате расходов на газификацию домовладения (квартиры) отдельных категорий граждан" выполнено. Денежная компенсация по оплате расходов на газификацию жилья выплачивается до 100 тыс. рублей на одно домовладение (квартиру). За 2023 год денежную компенсацию получил 1 401 человек в сумме 133 627,0 тыс. рублей.
Основное мероприятие 1.7 "Оказание адресной социальной помощи в виде социального пособия, социального пособия на основании социального контракта" выполнено. Оказана адресная социальная помощь в виде социального пособия, в том числе на основании социального контракта, 84 530 малоимущим семьям на сумму 2 064 194,7 тыс. рублей, 224 семьям с детьми оказана адресная социальная помощь в виде социального пособия на основании социального контракта на сумму 12 518,7 тыс. рублей.
Основное мероприятие 1.8 "Оказание адресной социальной помощи в виде адресной социальной выплаты" выполнено. Адресная социальная помощь в виде адресной социальной выплаты предоставлена 81 627 семьям на сумму 170 348,5 тыс. рублей.
Основное мероприятие 1.9 "Оказание адресной социальной помощи в натуральном виде" выполнено. Для получения бесплатного питания малоимущим гражданам выдано 24 800 талонов на сумму 5 024,1 тыс. рублей.
Основное мероприятие 1.10 "Выплата денежной компенсации расходов, связанных с санаторно-курортным обслуживанием" выполнено. Выплачена 50-процентная компенсация расходов за санаторно-курортное обслуживание 1 042 работникам государственных областных и муниципальных учреждений на сумму 15 922,6 тыс. рублей.
Основное мероприятие 1.12 "Ежемесячная социальная денежная выплата лицу, удостоенному звания "Почетный гражданин Ростовской области" выполнено. 14 гражданам, удостоенным звания "Почетный гражданин Ростовской области", предоставлена ежемесячная денежная выплата на сумму 1 956,6 тыс. рублей.
Основное мероприятие 1.13 "Предоставление мер социальной поддержки ВИЧ-инфицированным в детском возрасте во время пребывания в нозокомиальных очагах (медицинских учреждениях)" выполнено. Меры социальной поддержки предоставлены 31 ВИЧ-инфицированному в детском возрасте и 30 лицам, осуществляющим уход за ВИЧ-инфицированными в детском возрасте, на сумму 15 731,2 тыс. рублей.
Основное мероприятие 1.14 "Выплата государственной пенсии за выслугу лет, ежемесячной доплаты к пенсии отдельным категориям граждан; ежемесячной доплаты к пенсии лицам, пострадавшим во время событий в г. Новочеркасске в июне 1962 г." выполнено. Произведена выплата государственной пенсии за выслугу лет и ежемесячная доплата к пенсии отдельным категориям граждан, а также лицам, пострадавшим во время событий в г. Новочеркасске в июне 1962 г., 1 515 гражданам на сумму 339 158,8 тыс. рублей.
Основное мероприятие 1.15 "Ежегодная компенсация на лечение отдельным категориям граждан, замещавших государственные должности Ростовской области или должности государственной гражданской службы Ростовской области" выполнено. 1 108 гражданам, замещавшим государственные должности Ростовской области или должности государственной гражданской службы Ростовской области, выплачена ежегодная компенсация на лечение на сумму 61 421,1 тыс. рублей.
Основное мероприятие 1.16 "Проведение мероприятий в день участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф и памяти жертв этих аварий и катастроф" выполнено. 26 апреля 2022 г. проведены мероприятия в День участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф и памяти жертв этих аварий и катастроф: поминальный обед на 41 человека, участие в гражданской панихиде, посвященной Дню памяти трагедии на ЧАЭС (возложение гирлянды, цветов), - на сумму 67,7 тыс. рублей.
Основное мероприятие 1.18 "Материальное поощрение инвалидов - активистов инвалидного движения" выполнено. Произведена выплата материального поощрения 43 инвалидам-активистам инвалидного движения на сумму 43,0 тыс. рублей.
Основное мероприятие 1.19 "Предоставление мер социальной поддержки ветеранов труда Ростовской области" выполнено. Меры социальной поддержки предоставлены 57 741 ветерану труда Ростовской области на сумму 1 632 818,0 тыс. рублей.
Основное мероприятие 1.20 "Предоставление мер социальной поддержки ветеранов труда" выполнено. Меры социальной поддержки предоставлены 171 222 ветеранам труда на сумму 4 602 885,5 тыс. рублей.
Основное мероприятие 1.21 "Предоставление мер социальной поддержки тружеников тыла" выполнено. Меры социальной поддержки предоставлены 4 388 труженикам тыла на сумму 29 065,3 тыс. рублей.
Основное мероприятие 1.22 "Предоставление мер социальной поддержки реабилитированных лиц, лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, и членов их семей" выполнено. Меры социальной поддержки предоставлены 5 345 реабилитированным лицам, лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и членам их семей на сумму 80 012,5 тыс. рублей.
Основное мероприятие 1.23 "Предоставление мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности" выполнено. Меры социальной поддержки предоставлены 69 440 лицам из числа отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности, на сумму 2 909 984,2 тыс. рублей.
Основное мероприятие 1.24 "Предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг" выполнено. Субсидии на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставлены 88 918 семьям на сумму 1 559 826,3 тыс. рублей.
Основное мероприятие 1.25 "Предоставление материальной и иной помощи для погребения" выполнено. 5 636 гражданам своевременно и в полном объеме оказана материальная и иная помощь для погребения умерших на сумму 44 159,8 тыс. рублей.
Основное мероприятие 1.26 "Субвенция на организацию исполнительно-распорядительных функций, связанных с реализацией переданных государственных полномочий в сфере социального обслуживания и социальной защиты населения" выполнено.
Органы социальной защиты населения 55 муниципальных районов и городских округов Ростовской области обеспечены средствами на организацию исполнительно-распорядительных функций, связанных с реализацией переданных государственных полномочий в сфере социальной защиты населения, обеспечено финансирование организации предоставления государственных услуг в сфере социальной поддержки населения на базе 55 многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг Ростовской области на общую сумму 1 951 891,2 тыс. рублей.
Основное мероприятие 1.27 "Обеспечение деятельности министерства труда и социального развития Ростовской области" выполнено. Обеспечено финансирование текущей деятельности министерства труда и социального развития Ростовской области (далее - минтруд области) на общую сумму 297 720,4 тыс. рублей.
Основное мероприятие 1.28 "Осуществление ежегодной денежной выплаты лицам, награжденным нагрудным знаком "Почетный донор России" выполнено. Предоставлена ежегодная денежная выплата 11 205 гражданам, награжденным нагрудным знаком "Почетный донор России", на сумму 188 641,3 тыс. рублей.
Основное мероприятие 1.29 "Предоставление мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (инвалиды, ветераны, "чернобыльцы")" выполнено. Обеспечено своевременное и полное исполнение всех социальных гарантий по оплате жилого помещения и коммунальных услуг 264 747 инвалидам, ветеранам, "чернобыльцам" на сумму 2 513 904,8 тыс. рублей.
Основное мероприятие 1.30 "Предоставление социальной поддержки граждан при возникновении поствакцинальных осложнений" выполнено. 3 обратившимся произведены выплаты ежемесячных денежных компенсаций, предусмотренных при возникновении поствакцинальных осложнений, 1 человек получил единовременную выплату в размере 10 000 рублей, на общую сумму 68,5 тыс. рублей.
Основное мероприятие 1.31 "Предоставление мер социальной поддержки Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" выполнено. 6 человек получили ежемесячную компенсацию по оплате бензина, 2 человека - единовременное пособие в случае смерти (гибели) героя членам его семьи (каждому в размере 20 000 рублей) на сумму 631,7 тыс. рублей.
Основное мероприятие 1.32 "Предоставление мер социальной поддержки Героев Социалистического Труда, Героев Труда Российской Федерации и полных кавалеров ордена Трудовой Славы" выполнено. Изготовлено и установлено 3 надгробия на сумму 341,7 тыс. рублей.
Основное мероприятие 1.35 "Предоставление компенсации расходов на уплату взносов на капитальный ремонт отдельным категориям граждан" выполнено. Компенсация предоставлена 41 281 гражданину на сумму 134 465,2 тыс. рублей.
Основное мероприятие 1.36 "Капитальный ремонт административных зданий органов социальной защиты населения муниципальных районов и городских округов" выполнено не в полном объеме. Расходы составили 28 204,8 тыс. рублей.
Капитальные ремонты:
здания Управления социальной защиты населения Администрации Кашарского района по адресу: 346200, Ростовская область, Кашарский район, сл. Кашары, ул. Октябрьская 98;
кровли здания Управления социальной защиты населения Администрации Мартыновского района Ростовской области по адресу: Ростовская обл., Мартыновский район, сл. Большая Мартыновка, ул. Ленина, 64 - завершены. Акты приемки завершенного капитальным ремонтом объекта подписаны.
Мероприятия по капитальному ремонту административно-бытового здания управления социальной защиты населения Администрации Октябрьского района Ростовской области, расположенного по адресу: Ростовская область, Октябрьский район, р.п. Каменоломни, ул. Бойко, 4, ведутся в соответствии с графиком. Сроки выполнения работ: 19 июня 2023 г. - 9 августа 2024 г.
По объекту "Выборочный капитальный ремонт нежилого здания, расположенного по адресу: Ростовская область, Неклиновский район, село Покровское, пер. Тургеневский, 17" - сроки выполнения работ 13 июня 2023 г. - 15 мая 2024 г. Работы в соответствии с графиком не выполнены. В феврале 2024 г. заказчиком планируется расторжение контракта, возврат выплаченного авансового платежа в размере 6 880,0 тыс. рублей из средств банковской гарантии.
Основное мероприятие 1.39 "Предоставление мер социальной поддержки ветеранов труда по проезду на автомобильном транспорте пригородного межмуниципального и междугородного внутриобластного сообщений, а также на железнодорожном транспорте пригородного сообщения" выполнено. Осуществлялось возмещение фактических расходов транспортных организаций за бесплатный проезд ветеранов труда. Правом бесплатного проезда воспользовались 9 915 человек на сумму 46 125,3 тыс. рублей.
Основное мероприятие 1.40 "Предоставление мер социальной поддержки тружеников тыла по проезду на автомобильном транспорте пригородного межмуниципального и междугородного внутриобластного сообщений, а также на железнодорожном транспорте пригородного сообщения" выполнено. Осуществлялось возмещение фактических расходов транспортных организаций за бесплатный проезд тружеников тыла. Правом бесплатного проезда воспользовались 7 человек на сумму 32,5 тыс. рублей.
Основное мероприятие 1.41 "Предоставление мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, по проезду на автомобильном транспорте пригородного межмуниципального сообщения, а также на железнодорожном транспорте пригородного сообщения" выполнено. Осуществлялось возмещение фактических расходов транспортных организаций за бесплатный проезд реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий. Правом бесплатного проезда воспользовались 74 человека на сумму 66,6 тыс. рублей.
Основное мероприятие 1.42 "Предоставление мер социальной поддержки ветеранов труда Ростовской области по проезду на автомобильном транспорте пригородного межмуниципального и междугородного внутриобластного сообщений, а также на железнодорожном транспорте пригородного сообщения" выполнено. Осуществлялось возмещение фактических расходов транспортных организаций за бесплатный проезд ветеранов труда Ростовской области. Правом бесплатного проезда воспользовались 4 341 человек на сумму 18 539,9 тыс. рублей.
По подпрограмме "Социальная поддержка отдельных категорий граждан" предусмотрено выполнение 7 контрольных событий, из них достигнуто ранее установленного срока - 3, в установленный срок - 2, с нарушением срока - 1, не достигнуто 1.
Контрольное событие 1.18 "Принятие распоряжения Правительства Ростовской области об оказании адресной социальной помощи малоимущим гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Ростовской области, предусматривающего расходы на проведение торжественного приема активистов инвалидного движения, посвященного Международному дню инвалидов, выплату материального поощрения инвалидам - активистам инвалидного движения" выполнено с нарушением срока в связи с переносом срока проведения координационного комитета по делам инвалидов при Губернаторе Ростовской области.
Контрольное событие 1.36.3 "Завершение работ в соответствии с графиком выполнения мероприятий по выборочному капитальному ремонту нежилого здания, расположенного по адресу: Ростовская область, Неклиновский район, село Покровское, пер. Тургеневский, 17" не достигнуто в связи с тем, что работы в соответствии с графиком подрядчиком не выполнены. В феврале 2024 г. заказчиком планируется расторжение контракта, возврат выплаченного авансового платежа в размере 6 880,0 тыс. рублей из средств банковской гарантии.
В рамках подпрограммы "Модернизация и развитие социального обслуживания населения, сохранение кадрового потенциала" предусмотрена реализация 6 основных мероприятий, 9 контрольных событий.
Основное мероприятие 2.1 "Обеспечение деятельности государственных подведомственных учреждений - психоневрологических интернатов (домов инвалидов), детских домов-интернатов, учреждений для дезадаптированных категорий граждан, учреждений социального обслуживания семьи и детей" выполнено. Всем психоневрологическим интернатам (домам инвалидов), детским домам-интернатам, учреждениям для дезадаптированных категорий граждан, учреждениям социального обслуживания семьи и детей своевременно доведено государственное задание, устанавливающее требования к объему и качеству социальных услуг.
За 2023 год численность граждан, получивших социальные услуги в психоневрологических интернатах (домах инвалидов), составила 3 743 человека, в социально-реабилитационных отделениях дневного пребывания - 33 человека, в учреждениях для лиц без определенного места жительства получили социальные услуги 1 058 человек. Учреждениями социального обслуживания семьи и детей обслужено 11 414 несовершеннолетних, 12 374 семьи с детьми. Выездными бригадами обслужено 3 708 семей. В отделениях дневного пребывания и отделениях для детей с ограниченными возможностями обслужен 401 ребенок.
Все учреждения социального обслуживания оборудованы автоматической пожарной сигнализацией. В полном объеме укомплектованы средствами пожаротушения, эвакуации, индивидуальной защиты.
В психоневрологических интернатах типизация получателей социальных услуг проводится при их поступлении, с целью улучшения качества предоставления социальных услуг гражданам старше трудоспособного возраста и инвалидам.
В 2023 году в Ростовской области в целях снижения уровня социального неблагополучия семей 4 094 семьи с несовершеннолетними детьми, попавшие в трудную жизненную ситуацию, состоят на социальном сопровождении.
Через средства массовой информации и социальные сети размещено 15 информационных материалов о проблемах граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию.
2 октября 2023 г. создано государственное казенное учреждение Ростовской области "Кризисный центр помощи женщинам", которое начнет прием получателей социальных услуг в I квартале 2024 г.
На обеспечение деятельности государственных подведомственных учреждений - психоневрологических интернатов (домов инвалидов), детских домов-интернатов, учреждений для дезадаптированных категорий граждан, учреждений социального обслуживания семьи и детей в 2023 году направлено 3 348 489,2 тыс. рублей.
В рамках основного мероприятия 2.1 по объектам капитального ремонта, находящимся в государственной собственности Ростовской области:
"Капитальный ремонт здания ГБУСОН РО "СРЦ г. Красного Сулина", расположенного по адресу: г. Красный Сулин, ул. Серафимовича, 18";
"Капитальный ремонт здания (литер А) ГБУСОН РО "Зверевский детский дом-интернат для глубоко умственно отсталых детей", расположенного по адресу: Ростовская область, г. Зверево, ул. Качалова, 30";
"Капитальный ремонт ГБУСОН РО "Горненский психоневрологический интернат" (ГБУСОН РО "Горненский ПНИ") в части мероприятий по обеспечению доступа инвалидов по адресу: 346391, Ростовская область, Красносулинский район, с. Табунщиково" - акты завершенных капитальным ремонтом объектов подписаны.
"Капитальный ремонт здания ГБУСОН РО "СРЦ г. Волгодонска", расположенного по адресу: Ростовская область, г. Волгодонск, ул. Курчатова, 28" работы по капитальному ремонту выполнены на 18,2 процента.
Основное мероприятие 2.2 "Проведение независимой оценки качества работы организаций, оказывающих услуги по социальному обслуживанию" выполнено. Своевременно исполнен контракт от 03.04.2023 N 5854762 на оказание услуги по сбору и обобщению информации о качестве условий оказания услуг организациями социального обслуживания. Срок исполнения контракта: 31 августа 2023 г. Организацией-оператором по сбору информации (государственное автономное учреждение Ростовской области "Областной учебно-консультативный центр "Труд") по сбору и обобщению информации о качестве условий оказания услуг по 56 организациям социального обслуживания (51 - муниципальная; 5 - некоммерческих).
Протоколом заседания Общественного совета по независимой оценке качества условий оказания услуг организациями в сфере социального обслуживания (далее - НОК) от 15.09.2023 N 2 утверждены результаты проведения НОК за 2023 год. Средний балл по совокупности организаций, в отношении которых проводилась независимая оценка, составил 99,4 из 100 возможных. Наибольший балл 100,0 процента набрали 37 организаций, наименьший балл (от 95,68 процента до 99,96 процента) 19 организаций. Все сведения размещены на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (bus.gov.ru). Услуги оказаны на сумму 498,4 тыс. рублей.
Основное мероприятие 2.3 "Финансовое обеспечение государственных учреждений социального обслуживания Ростовской области центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей" выполнено. Финансовое обеспечение осуществлено в сумме 636 067,6 тыс. рублей. В 23 государственных учреждениях социального обслуживания Ростовской области - центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, находились 672 ребенка указанной категории.
В рамках основного мероприятия 2.3 по объектам капитального ремонта, находящимся в государственной собственности Ростовской области:
"Капитальный ремонт кровли зданий ГКУСО РО Ростовский центр помощи детям N 7 по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Вятская, д. 37/4, литер А, литер Д (гараж-прачечная)";
"Устройство спортивной площадки на территории ГКУСО РО Ростовский центр помощи детям N 7 по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Вятская, д. 37/4" - акты приемки объекта капитального ремонта подписаны.
Основное мероприятие 2.4 "Строительство объектов социальной направленности государственной собственности - психоневрологических интернатов (домов инвалидов), детских домов-интернатов, учреждений для лиц без определенного места жительства, учреждений социального обслуживания семьи и детей, центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей" выполнено. Объем расходов составил 107 000,2 тыс. рублей.
По объекту "Реконструкция системы теплоснабжения ГБУСОН РО "Горненский ПНИ" Красносулинского района Ростовской области. Установка блочно-модульной газовой котельной" строительно-монтажные работы завершены, акт приемки законченного строительством объекта подписан.
Основное мероприятие 2.5 "Разработка проектной документации на строительство, реконструкцию объектов социальной направленности государственной собственности - психоневрологических интернатов (домов инвалидов), детских домов-интернатов, учреждений для дезадаптированных категорий граждан, учреждений социального обслуживания семьи и детей" выполнено. На выполнение инженерно-экологических изысканий по объекту "Реконструкция II очереди психоневрологического интерната в хут. Маяки Родионово-Несветайского района" направлено 930,8 тыс. рублей. Срок реализации основного мероприятия с 7 декабря 2023 г. по 10 декабря 2024 г. - в связи с заключением двухлетнего контракта на разработку проектной документации.
Основное мероприятие 2.6 "Повышение профессиональной компетентности работников центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей" выполнено. 585 работников центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, повысили профессиональную компетентность, пройдя обучение на курсах повышения классификации, а также принимая участие в семинарах, совещаниях.
По подпрограмме "Модернизация и развитие социального обслуживания населения, сохранение кадрового потенциала" предусмотрено выполнение 9 контрольных событий, из них достигнуто ранее установленного срока - 7, в установленный срок - 2.
В рамках подпрограммы "Совершенствование мер демографической политики в области социальной поддержки семьи и детей" предусмотрена реализация 18 основных мероприятий, 6 приоритетных основных мероприятий, 4 контрольных событий.
Основное мероприятие 3.1 "Проведение оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации" выполнено. По путевкам минтруда области оздоровлено 5 661 ребенок, находящийся в трудной жизненной ситуации. Выплачено 74 компенсации законным представителям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за приобретенные путевки для детей на общую сумму 226 461,9 тыс. рублей.
Основное мероприятие 3.2 "Софинансирование расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по организации отдыха детей в каникулярное время" выполнено. Организованы лагеря с дневным пребыванием на базе образовательных учреждений. За 2023 год оздоровлено 87 012 детей на сумму 191 972,3 тыс. рублей.
Основное мероприятие 3.3 "Организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей, за исключением детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в социально опасном положении, и одаренных детей, проживающих в малоимущих семьях" выполнено. Органами социальной защиты населения муниципальных районов и городских округов осуществлялось приобретение путевок и выплата компенсации за самостоятельно приобретенную путевку за счет субвенции на осуществление полномочий по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей. В 2023 году в санаторных оздоровительных и загородных оздоровительных лагерях отдохнули 35 215 детей. Расходы составили 1 121 410,2 тыс. рублей.
Приоритетное основное мероприятие 3.4 "Реализация регионального проекта "Финансовая поддержка семей при рождении детей (Ростовская область)". Предоставление мер социальной поддержки детей первого-второго года жизни из малоимущих семей" выполнено. 33 605 малоимущих семей, имеющих детей первого-второго года жизни, получили меру социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на специальные молочные продукты детского питания на сумму 291 586,1 тыс. рублей.
Основное мероприятие 3.5 "Предоставление мер социальной поддержки детей из многодетных семей" выполнено. Ежемесячные денежные выплаты и компенсация расходов на оплату коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты предоставлены 36,3 тыс. семей на 119,5 тыс. детей на сумму 968 949,6 тыс. рублей.
Основное мероприятие 3.6 "Выплата пособия на ребенка" выполнено. Пособие на ребенка выплачено 84,8 тыс. семей на 169,2 тыс. детей на сумму 1 502 992,4 тыс. рублей.
Приоритетное основное мероприятие 3.7 "Реализация регионального проекта "Финансовая поддержка семей при рождении детей (Ростовская область)". Предоставление мер социальной поддержки беременных женщин из малоимущих семей, кормящих матерей и детей в возрасте до трех лет из малоимущих семей" выполнено. 18 868 беременных женщин из малоимущих семей, кормящих матерей и детей в возрасте до трех лет из малоимущих семей получили меру социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на полноценное питание на сумму 124 401,1 тыс. рублей.
Приоритетное основное мероприятие 3.8 "Реализация регионального проекта "Финансовая поддержка семей при рождении детей (Ростовская область)". Предоставление мер социальной поддержки семей, имеющих детей и проживающих на территории Ростовской области, в виде ежемесячной денежной выплаты в размере определенного в Ростовской области прожиточного минимума для детей, назначаемой в случае рождения после 31 декабря 2012 г. третьего ребенка (родного, усыновленного) или последующих детей (родных, усыновленных) до достижения ребенком возраста трех лет" выполнено. Ежемесячные денежные выплаты при рождении третьего ребенка или последующих детей произведены 18,1 тыс. получателей на сумму 1 234 262,2 тыс. рублей.
Минтрудом области создана и эксплуатируется ведомственная информационная система, интегрированная посредством Системы межведомственного электронного взаимодействия с Единым порталом государственных и муниципальных услуг и Единой государственной информационной системой социального обеспечения (далее - ЕГИССО).
Портал государственных услуг предоставляет пользователю возможность навигации по электронному каталогу категорий видов помощи, тематикам, ведомствам, жизненным ситуациям. Результатом навигации является направление в ведомство заявления на оказание услуги или предоставление исчерпывающей информации по интересующим вопросам в части предоставления помощи.
Также сведения ведомственной информационной системы используются для проактивного информирования о мерах социальной направленности.
На основании предоставляемых ведомственной информационной системой сведений в ЕГИССО у граждан фиксируется наступление определенных "жизненных событий" и возникновение определенных социальных статусов, влияющих на право получения мер социальной защиты (поддержки). Информирование граждан предусматривает возможность получения информации о мерах социальной защиты (поддержки) в личном кабинете гражданина на ЕПГУ при наступлении ряда жизненных событий, в том числе - рождение ребенка.
Дополнительно официальный сайт минтруда области включает в себя функционал информационно-справочной системы, с помощью которого население области в интерактивном формате имеет возможность ознакомиться с актуальной информацией о социальной поддержке граждан, в том числе семьям с детьми.
Приоритетное основное мероприятие 3.9 "Реализация регионального проекта "Финансовая поддержка семей при рождении детей (Ростовская область)". Предоставление мер социальной поддержки малоимущих семей, имеющих детей и проживающих на территории Ростовской области, в виде предоставления регионального материнского капитала" выполнено. Меры социальной поддержки малоимущим семьям, имеющим детей и проживающим на территории Ростовской области, в виде предоставления регионального материнского капитала предоставлены 2 812 семьям на сумму 352 413,3 тыс. рублей.
Основное мероприятие 3.10 "Выплата компенсации родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательной организации, реализующей образовательную программу дошкольного образования" выполнено. Компенсация родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательной организации выплачена на 147 788 детей в сумме 778 946,3 тыс. рублей.
Основное мероприятие 3.11 "Предоставление мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренных частями 1, 1 1, 1 2, 1 3 статьи 13 2 Областного закона от 22.10.2004 N 165-ЗС "О социальной поддержке детства в Ростовской области" выполнено. Меры социальной поддержки предоставлены 7 593 детям на сумму 1 194 862,8 тыс. рублей.
Основное мероприятие 3.12 "Предоставление мер социальной поддержки граждан, усыновивших (удочеривших) ребенка (детей), в части назначения и выплаты единовременного денежного пособия" выполнено. 118 гражданам, усыновившим (удочерившим) ребенка (детей), выплачено единовременное пособие в общей сумме 3 990,0 тыс. рублей.
Приоритетное основное мероприятие 3.13 "Реализация регионального проекта "Финансовая поддержка семей при рождении детей (Ростовская область)". Выплата единовременного денежного поощрения многодетным матерям" выполнено. 50 многодетных матерей, достойно воспитывающих 4 и более детей, награждены почетным дипломом Губернатора Ростовской области "За заслуги в воспитании детей" с выплатой единовременного денежного поощрения, в общей сумме 2 896,8 тыс. рублей.
Основное мероприятие 3.14 "Организация и проведение ежегодного мероприятия для награждения многодетных матерей" выполнено. 23 ноября 2023 г. проведено ежегодное мероприятие награждения 50 многодетных матерей Почетным дипломом Губернатора Ростовской области "За заслуги в воспитании детей", расходы областного бюджета составили 223,0 тыс. рублей.
Приоритетное основное мероприятие 3.15 "Реализация регионального проекта "Финансовая поддержка семей при рождении детей (Ростовская область)". Предоставление меры социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты семьям в связи с рождением одновременно трех и более детей" выполнено. Единовременная денежная выплата в связи с рождением одновременно трех и более детей предоставлена 5 семьям на 15 детей в сумме 1 177,8 тыс. рублей.
Основное мероприятие 3.16 "Осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 25 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" полномочий Российской Федерации по осуществлению деятельности, связанной с перевозкой между субъектами Российской Федерации, а также в пределах территорий государств - участников Содружества Независимых Государств несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательных организаций и иных организаций" выполнено. По состоянию на 1 января 2024 г. осуществлена перевозка 1 несовершеннолетнего. Расходы составили 52,1 тыс. рублей.
Основное мероприятие 3.20 "Изготовление бланков сертификатов на региональный материнский капитал" выполнено. Изготовлено 5 909 бланков сертификатов на региональный материнский капитал на сумму 227,5 тыс. рублей.
Основное мероприятие 3.22 "Предоставление меры социальной поддержки малоимущих многодетных семей в виде автотранспортного средства" выполнено. Автотранспортные средства переданы 27 малоимущим многодетным семьям на сумму 91 597,4 тыс. рублей.
Основное мероприятие 3.23 "Осуществление ежемесячных выплат на детей в возрасте от трех до семи лет включительно" выполнено. Ежемесячные выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно предоставлены на 94 779 детей в сумме 6 288 861,1 тыс. рублей.
Основное мероприятие 3.25 "Оказание консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи лицам, усыновившим (удочерившим) или принявшим под опеку (попечительство) ребенка" выполнено. 3 146 семьям, усыновившим (удочерившим) или принявшим под опеку (попечительство) ребенка оказана консультативная, психологическая, педагогическая, юридическая, социальная и иная помощь.
Основное мероприятие 3.26 "Предоставление меры социальной поддержки семей, имеющих детей с фенилкетонурией" выполнено. Меры социальной поддержки семей, имеющих детей с фенилкетонурией, предоставлены 119 детям в сумме 7 370,9 тыс. рублей.
Основное мероприятие 3.27 "Предоставление субвенций бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка" выполнено. Субвенции бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в целях выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка перечислены на 333 339 человек в сумме 5 486 646,8 тыс. рублей.
Основное мероприятие 3.28 "Осуществление мероприятий, направленных на создание некапитальных объектов (быстровозводимых конструкций) отдыха детей и их оздоровления" выполнено. Созданы 5 некапитальных объектов (быстровозводимых конструкций) отдыха детей и их оздоровления, в том числе отдыха и оздоровления детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Расходы составили 122 669,3 тыс. рублей.
Основное мероприятие 3.29 "Предоставление субвенций бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на осуществление ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет" выполнено. Субвенции бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в целях осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет перечислены на 140 805 человек в сумме 1 387 382,1 тыс. рублей.
По подпрограмме "Совершенствование мер демографической политики в области социальной поддержки семьи и детей" предусмотрено выполнение 4 контрольных событий, из них достигнуто в установленные сроки 1 контрольное событие, ранее установленных сроков - 3.
В рамках подпрограммы "Старшее поколение" предусмотрена реализация 10 основных мероприятий, 2 приоритетных основных мероприятия, 7 контрольных событий.
Основное мероприятие 4.1 "Организация проведения мероприятий по проблемам пожилых людей и мероприятий, направленных на улучшение социальной защищенности пожилых людей и их активного долголетия" выполнено. В рамках реализации мероприятий, направленных на формирование активного долголетия и роста качества жизни граждан старшего поколения в учреждениях социального обслуживания области применяются различные методы и формы работы, спортивные и культурные мероприятия ("Клубы здорового образа жизни", "серебряное волонтерство" и другое). На базе центров социального обслуживания организована работа "Университетов третьего возраста", которые функционируют в форме клубно-кружковой работы по социальной реабилитации пожилых людей, активизации умственной и физической деятельности, организации их всестороннего досуга.
Вовлечение граждан старшего поколения в культурную жизнь общества проводится посредством организации их свободного времени и досуга, в том числе организованная в "Университетах третьего возраста". В 2023 году на различных факультетах университетов обучено 82 250 человек.
В 2023 году за получением социальных услуг в рамках системы долговременного ухода в организации социального обслуживания Ростовской области обратились и получают услуги 8 762 человека.
С целью поддержки и развития добровольчества (волонтерства) на территории Ростовской области на базе трех областных домов-интернатов для престарелых и инвалидов в г. Новочеркасске, г. Ростове-на-Дону, г. Таганроге и пяти центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в г. Волгодонске, г. Новочеркасске, г. Ростове-на-Дону, г. Шахтах и Зимовниковском районе открыты центры "серебряного" волонтерства, целью которых является создание оптимальных условий для самореализации граждан старшего поколения через вовлечение в добровольческую (волонтерскую) деятельность, способствующих социализации пожилых людей, раскрытию их потенциала и улучшению качества жизни. В 2023 году волонтерами оказана помощь 16 886 гражданам пожилого возраста. Минтрудом области принят приказ от 31.01.2020 N 21 "Об утверждении Порядка взаимодействия государственных учреждений социального обслуживания населения Ростовской области, подведомственных министерству труда и социального развития Ростовской области, с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями при содействии в оказании социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания".
В рамках реализации регионального проекта "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения (Ростовская область)" на постоянной основе во всех муниципальных образованиях проводится проактивная работа по популяризации регионального проекта, также материалы, направленные на поддержку и повышение качества жизни граждан, регулярно транслируются в эфирах региональных телеканалов и радиоканалов.
На базе муниципальных центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также в областных стационарных учреждениях социального обслуживания работают "школы здоровья", практикующие лечебную физкультуру, скандинавскую ходьбу, занятия йогой; открываются спортивные реабилитационные площадки, оборудованные тренажерами с учетом возраста; проводятся массовые зарядки с участием профессиональных спортсменов и волонтеров; развивается социальный туризм (посещение спортивных и реабилитационных площадок, бассейнов, проведение массовых зарядок и других спортивных мероприятий).
В целях обеспечения возможности маломобильным гражданам свободно перемещаться по территории населенных пунктов на территории Ростовской области при муниципальных центрах социального обслуживания функционирует служба "социальное такси", которая дает возможность посещать объекты социальной инфраструктуры, получать более широкий спектр услуг, участвовать в различных мероприятиях социальной направленности. В 2023 году услугами службы "социальное такси" воспользовались 22 827 человек.
С целью повышения качества ухода за пожилыми людьми в домашних условиях в Ростовской области на базе центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов открыты "Школы по уходу за пожилыми людьми и инвалидами", позволяющие обучить родственников, осуществляющих уход за маломобильными и немобильными гражданами, базовым знаниям, умениям и навыкам общего ухода, с разъяснением проблемных вопросов оказания помощи близким. В 2023 году обучение прошли 3 146 человек.
Основное мероприятие 4.2 "Обеспечение деятельности государственных подведомственных учреждений - домов-интернатов для престарелых и инвалидов, специальных домов-интернатов для престарелых и инвалидов" выполнено. Объем расходов в 2023 году составил 892 603,5 тыс. рублей.
Социальные услуги в домах-интернатах (пансионатах) для престарелых и инвалидов в 2023 году получили 2 943 человека. Все учреждения социального обслуживания оборудованы автоматической пожарной сигнализацией. В полном объеме укомплектованы средствами пожаротушения, эвакуации, индивидуальной защиты.
В рамках основного мероприятия 4.2 по объектам "Капитальный ремонт государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения Ростовской области "Донецкий дом-интернат для престарелых и инвалидов", расположенный по адресу: г. Донецк Ростовской области, ул. Комсомольская, 78", "Капитальный ремонт адресно-аналоговой системы пожарной сигнализации (АСПС) и системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре (СОУЭ) государственное автономное учреждение социального обслуживания населения Ростовской области "Ростовский дом-интернат N 2 для престарелых и инвалидов", расположенного по адресу: 344111, г. Ростов-на-Дону, пр. 40-летия Победы, 306" акты приемки завершенного капитальным ремонтом объекта подписаны.
Основное мероприятие 4.3 "Осуществление государственных полномочий в сфере социального обслуживания, предусмотренных пунктами 2, 3, 4 и 5 части 1 и частями 1 1, 1 2 статьи 6 Областного закона от 3 сентября 2014 г. N 222-ЗС "О социальном обслуживании граждан в Ростовской области" выполнено. 62 центра социального обслуживания муниципальных районов и городских округов Ростовской области обеспечены средствами на осуществление государственных полномочий в сфере социального обслуживания на сумму 6 501 158,9 тыс. рублей. Фактическое освоение средств составило 100,0 процента. Различными отделениями центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов 92,3 тыс. граждан оказано более 73,0 млн социальных услуг.
Система долговременного ухода за гражданами старше трудоспособного возраста и инвалидами, признанными нуждающимися в социальном обслуживании, реализуется в 55 муниципальных образованиях.
Приоритетное основное мероприятие 4.4 "Реализация регионального проекта "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения (Ростовская область)". Организация выплаты ежемесячного денежного вознаграждения и доплат к нему лицам, изъявившим желание организовать приемную семью для граждан пожилого возраста и инвалидов" выполнено. Осуществлены выплаты ежемесячного денежного вознаграждения и доплат к нему 86 гражданам, изъявившим желание организовать приемную семью для граждан пожилого возраста и инвалидов, на общую сумму 4 658,0 тыс. рублей.
Основное мероприятие 4.6 "Выплата единовременной материальной помощи инвалидам и участникам Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, принимавшим непосредственное участие в боевых действиях Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" выполнено. Выплата единовременной материальной помощи произведена 369 инвалидам и участникам Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, принимавшим непосредственное участие в боевых действиях Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, в сумме 3 745,1 тыс. рублей.
Основное мероприятие 4.7 "Проведение мероприятий, посвященных Дню Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" выполнено. Посещение и поздравление ветеранов Великой Отечественной войны, находящихся на лечении в областном госпитале ветеранов войн, состоялось 6 мая. В этот же день ветеранам вручены подарки - пледы в количестве 55 штук и букеты цветов на общую сумму 185,3 тыс. рублей.
Основное мероприятие 4.8 "Реализация мероприятий Ростовской области по обеспечению поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, использованию различных форм поддержки деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций в части социального обслуживания граждан" выполнено. Работа по привлечению социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СО НКО) на рынок социальных услуг в сфере социального обслуживания ведется на постоянной основе. По состоянию на 1 января 2024 г. в Реестре поставщиков социальных услуг Ростовской области состоит 215 организаций, из них 69 негосударственные. С представителями организаций всех форм собственности по мере необходимости проводятся совещания и семинары по актуальным вопросам оказания социальных услуг, в том числе по вопросам привлечения некоммерческих организаций к сотрудничеству по оказанию социальных услуг, а также передачи некоммерческим организациям части социальных услуг в форме социального обслуживания на дому.
Основное мероприятие 4.9 "Предоставление субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) на обеспечение затрат, связанных с оказанием социальных услуг гражданам, нуждающимся в социальном обслуживании" выполнено. Субсидия предоставлена 35 СО НКО на обеспечение затрат, связанных с оказанием социальных услуг гражданам, нуждающимся в социальном обслуживании на дому, на сумму 363 625,2 тыс. рублей.
Основное мероприятие 4.13 "Капитальный ремонт муниципальных учреждений социального обслуживания населения" выполнено. На завершение технического перевооружения опасного производственного объекта, замену котлов, ГРУ и УУРГ на объекте МБУ "ЦСО ГПВ и И", расположенного по адресу: РО, Песчанокопский район, с. Летник, ул. Кирова, 5" направлено 2 112,4 тыс. рублей. Акт приемки объекта капитального ремонта подписан.
Основное мероприятие 4.15 "Субсидии на финансовое обеспечение деятельности мобильных бригад, осуществляющих доставку лиц старше 65 лет, проживающих в сельской местности, в медицинские организации" выполнено. 43 мобильные бригады осуществляли оперативное и адресное удовлетворение потребности пожилых граждан в социальной помощи, расходы бюджета составили 13 296,5 тыс. рублей.
Основное мероприятие 4.16 "Субсидия на реализацию инициативных проектов" выполнено.
Работы по объектам:
"Обустройство соляной комнаты в здании социально-реабилитационного отделения N 2 муниципального бюджетного учреждения "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста инвалидов" расположенного по адресу: Ростовская область, Целинский район, п. Новая Целина, ул. Макаренко д. 2Д",
"Капитальный ремонт помещений социально-реабилитационного отделения дневного пребывания муниципального учреждения "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов N 1 г. Волгодонска", расположенных по адресу: г. Волгодонск, ул. М. Горького, д. 167, помещение N I", - завершены.
Объем расходов составил 1 765,5 тыс. рублей.
Приоритетное основное мероприятие 4.17 "Создание системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации" выполнено. 1400 граждан старше трудоспособного возраста и инвалиды получили услуги в рамках системы долговременного ухода на сумму 195 005,6 тыс. рублей.
По подпрограмме "Старшее поколение" предусмотрено выполнение 7 контрольных событий, которые достигнуты ранее установленных сроков.
Сведения о выполнении основных мероприятий подпрограмм, а также контрольных событий государственной программы приведены в приложении N 1 к отчету о реализации государственной программы за 2023 год.
3. Анализ факторов, повлиявших на ход реализации государственной программы
В 2023 году на ход реализации государственной программы оказывали влияние следующие благоприятные факторы:
принятие мер по обеспечению своевременного поступления средств федерального бюджета позволило предоставить социальные гарантии жителям Ростовской области в полном объеме;
рациональное и эффективное использование бюджетных средств;
своевременное заключение:
соглашения и дополнительных соглашений между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Правительством Ростовской области о предоставлении в 2023 году субсидии из федерального бюджета бюджету Ростовской области на софинансирование расходных обязательств Ростовской области, возникающих при назначении ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", - позволило предоставить указанную выплату 18,1 тыс. получателей;
соглашения и дополнительных соглашений между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Правительством Ростовской области о предоставлении в 2023 году субсидии из федерального бюджета бюджету Ростовской области на софинансирование расходных обязательств Ростовской области, возникающих при осуществлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, - позволило предоставить указанную выплату на 94,8 тыс. детей;
соглашения между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Правительством Ростовской области о предоставлении в 2023 году субсидии из федерального бюджета бюджету Ростовской области на софинансирование расходных обязательств Ростовской области на компенсацию отдельным категориям граждан оплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме - позволило выплатить компенсацию расходов на уплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме 41,3 тыс. граждан;
дополнительного соглашения между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Правительством Ростовской области о предоставлении в 2023 году субсидии из федерального бюджета бюджету Ростовской области на софинансирование расходных обязательств Ростовской области, связанных с оказанием государственной социальной помощи на основании контракта отдельным категориям граждан, - позволило предоставить указанную выплату 6 092 семьям;
регулярный мониторинг реализации мероприятий, достижения показателей, результатов и контрольных точек региональных проектов "Финансовая поддержка семей при рождении детей (Ростовская область)" и "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения (Ростовская область)" в части приоритетных мероприятий, включенных в государственную программу;
постоянный контроль за ходом реализации государственной программы, который обеспечил достижение основных ее параметров в рамках выделенных на эти цели средств областного и федерального бюджетов.
Недобросовестность действий некоторых подрядных организаций при проведении работ по реконструкции объектов социальной направленности государственной собственности, по капитальному ремонту оказала негативное влияние на реализацию государственной программы.
Вместе с тем указанные факторы не повлияли на положительный итог реализации мероприятий государственной программы.
4. Сведения об использовании бюджетных ассигнований и внебюджетных средств на реализацию государственной программы
Объем запланированных расходов на реализацию государственной программы на 2023 год составил 53 348 433,1 тыс. рублей, в том числе по источникам финансирования:
областной бюджет - 42 077 083,2 тыс. рублей;
безвозмездные поступления в областной бюджет - 10 355 835,8 тыс. рублей;
местный бюджет - 36 781,7 тыс. рублей;
внебюджетные источники - 878 732,4 тыс. рублей.
План ассигнований в соответствии с Областным законом от 16.12.2022 N 795-ЗС "Об областном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" составил 52 432 919,0 тыс. рублей. В соответствии со сводной бюджетной росписью - 52 405 901,0 тыс. рублей, в том числе по источникам финансирования:
областной бюджет - 42 076 213,2 тыс. рублей;
безвозмездные поступления в областной бюджет - 10 329 687,8 тыс. рублей.
Объем расходов местных бюджетов в соответствии с правовыми актами представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах составил 38 377,7 тыс. рублей.
Исполнение расходов по государственной программе составило 53 198 848,9 тыс. рублей, в том числе по источникам финансирования:
областной бюджет - 42 024 082,9 тыс. рублей;
безвозмездные поступления в областной бюджет - 10 287 811,8 тыс. рублей;
местный бюджет - 38 377,7 тыс. рублей;
внебюджетные источники - 848 576,5 тыс. рублей.
Объем неосвоенных бюджетных ассигнований областного бюджета и безвозмездных поступлений в областной бюджет в соответствии со сводной бюджетной росписью - 94 006,3 тыс. рублей, из них:
54 835,5 тыс. рублей - в связи с заявительным характером предоставления выплат и мер социальной поддержки;
7 870,3 тыс. рублей - в связи с неисполнением государственного задания;
7 309,4 тыс. рублей - в связи с неисполнением подрядной организацией договорных обязательств;
7 229,7 - в связи с возвратом субвенций Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации;
6 652,2 тыс. рублей - экономия, сложившаяся в результате применения конкурентных способов размещения заказов;
3 622,9 тыс. рублей - в связи с отсутствием возможности подключения объекта к газораспределительным сетям;
3 575,2 тыс. рублей - экономия по оплате труда и начислению на выплаты по оплате труда, выплате компенсации на лечение, командировочным расходам и начислениям на выплаты по командировочным расходам, выплате компенсации за санаторно-курортное обслуживание, оплате коммунальных услуг и обучения специалистов вне госзаказа, другие расходы по содержанию аппарата минтруда;
2 295,9 тыс. рублей - отсутствие потребности;
337,4 тыс. рублей - экономия в связи с отсутствием контингента, подлежащего перевозке;
135,1 тыс. рублей - в связи с необходимостью заключения дополнительного соглашения по уточнению реквизитов;
67,9 тыс. рублей - в связи с отсутствием потребности;
74,5 тыс. рублей - экономия в связи с тем, что выезд делегаций участников Великой Отечественной войны в г. Москва, г. Волгоград и другие города в связи с празднованием Дня Победы не состоялся;
0,3 тыс. рублей - ассигнования запланированы в тысячах рублей.
Сведения об использовании бюджетных ассигнований и внебюджетных средств на реализацию государственной программы за 2023 год приведены в приложении N 2 к отчету о реализации государственной программы за 2023 год.
5. Сведения о достижении значений показателей государственной программы, подпрограмм государственной программы за 2023 год
Государственной программой и подпрограммами государственной программы предусмотрено 27 показателей, по 10 из которых фактические значения соответствуют плановым, по 16 показателям фактические значения превышают плановые, по 1 показателю фактическое значение не достигнуто.
Показатель 1 "Доля населения с денежными доходами ниже региональной величины прожиточного минимума в общей численности населения Ростовской области": плановое значение - 10,9 процента. Предварительные данные по итогам 2023 года будут опубликованы Федеральной службой государственной статистики (далее - Росстат) в течение последней недели апреля 2024 г. Оценка по итогам 2023 года - 10,5 процента (распоряжение Правительства Ростовской области от 12.07.2023 N 571 "О прогнозе социально-экономического развития Ростовской области на 2024 - 2026 годы").
Показатель 2 "Доля граждан, получивших социальные услуги в государственных организациях социального обслуживания, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в государственные организации социального обслуживания": плановое значение - 100,0 процента, фактическое значение - 100,0 процента.
Показатель 3 "Среднегодовая численность населения": плановое значение - 4 154 400 человек, предварительная оценка Росстата - 4 159 486 человек.
Показатель 4 "Доля граждан пожилого возраста, охваченных различными формами социального обслуживания, по отношению к общей численности граждан пожилого возраста, проживающих в Ростовской области": плановое значение - 16,95 процента, фактическое значение - 36,24 процента. Превышение показателя связано с увеличением количества граждан пожилого возраста, нуждающихся в социальном обслуживании.
Показатель 1.1 "Доля граждан, получивших социальную поддержку и государственные социальные гарантии, в общей численности граждан, имеющих право на их получение и обратившихся за их получением": плановое значение - 100,0 процента, фактическое значение - 100,0 процента.
Показатель 1.2 "Доля граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, в общей численности малоимущих граждан": плановое значение - 5,1 процента, фактическое значение - 4,7 процента. Плановое значение показателя 5,1 процента установлено согласно соглашению от 14.12.2022 N 2022-01026 между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Правительством Ростовской области о реализации на территории Ростовской области государственных программ субъекта Российской Федерации, направленных на достижение целей и показателей государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан". В соответствии с дополнительным соглашением от 28.12.2023 N 2022-01026/2 плановое значение составляет 4,3 процента - данный показатель выполнен с превышением.
Показатель 1.3 "Доля граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, среднедушевой доход которых (среднедушевой доход семьи которых) увеличился по окончании срока действия социального контракта в сравнении со среднедушевым доходом этих граждан (семьи) до заключения социального контракта, в общей численности граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта": плановое значение - 49,1 процента, фактическое значение - 71,5 процента Превышение показателя связано с увеличением количества граждан, обратившихся за государственной социальной помощью на основании социального контракта.
Показатель 1.4 "Доля граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, среднедушевой доход которых (среднедушевой доход семьи которых) превысил величину прожиточного минимума, установленную в субъекте Российской Федерации, по окончании срока действия социального контракта, в общей численности граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта": плановое значение - 20,3 процента, фактическое значение - 39,2 процента. Превышение показателя связано с увеличением количества граждан, обратившихся за государственной социальной помощью на основании социального контракта.
Показатель 2.1 "Доля центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, условия пребывания детей в которых отвечают установленным требованиям, в общем количестве центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей": плановое значение - 100,0 процента, фактическое значение - 100,0 процента.
Показатель 2.2 "Укомплектованность центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, квалифицированными кадрами": плановое значение - 64,14 процента, фактическое значение - 66,30 процента. Превышение показателя связано с реализацией Плана мероприятий по привлечению в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подведомственных минобразованию Ростовской области, высококвалифицированных кадров, их обучению по основным и дополнительным образовательным программам (приказ министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 03.09.2019 N 620 "О плане мероприятий по привлечению в организации для детей-сирот квалифицированных кадров").
Показатель 2.3 "Соотношение средней заработной платы среднего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) сферы социального обслуживания со средней заработной платой по Ростовской области": плановое значение - 100,0 процента, фактическое значение - 101,8 процента.
Показатель 2.4 "Соотношение средней заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) сферы социального обслуживания со средней заработной платой по Ростовской области": плановое значение - 100,0 процента, фактическое значение - 100,3 процента.
Показатель 2.5 "Соотношение средней заработной платы врачей сферы социального обслуживания к средней заработной плате по Ростовской области": плановое значение - 200,0 процента, фактическое значение - 200,9 процента.
Показатель 2.6 "Соотношение средней заработной платы педагогических работников государственных учреждений социального обслуживания населения, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, со средней заработной платой по Ростовской области": плановое значение - 100,0 процента, фактическое значение - 100,4 процента.
Перевыполнение планового значения показателей 2.3, 2.4, 2.5, 2,6 - за счет увеличения доли средств от приносящей доход деятельности в фонде начисленной заработной платы работников.
Показатель 3.1 "Суммарный коэффициент рождаемости": плановое значение - 1,39 единицы, оценка минтруда области - 1,39 единицы. Предварительные официальные статистические данные будут опубликованы Росстатом в апреле 2024 г.
Показатель 3.2 "Отношение численности третьих или последующих детей, родившихся в отчетном году, к численности детей указанной категории, родившихся в году, предшествующем отчетному году": плановое значение - 1,00 условной единицы, фактическое значение - 1,00 условной единицы.
Показатель 3.3 "Доля числа семей с детьми, получающих меры социальной поддержки, в общем числе домашних хозяйств в Ростовской области": плановое значение - 31,0 процента, фактическое значение - 31,0 процента.
Показатель 3.4 "Доля оздоровленных детей от численности детей школьного возраста, проживающих в Ростовской области": плановое значение - 99,9 процента, фактическое значение - 99,9 процента.
Показатель 3.5 "Доля детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе переданных неродственникам (в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), в семейные детские дома, патронатные семьи), находящихся в государственных (муниципальных) организациях всех типов": плановое значение - 98,822 процента, фактическое значение - 98,973 процента. Увеличение показателя связано с увеличением количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в замещающие семьи.
Показатель 3.6 "Доля детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно, в отношении которых в отчетном году произведена ежемесячная выплата, в общей численности детей этого возраста": плановое значение - 19,4 процента, фактическое значение - 42,5 процента. Превышение показателя связано с увеличением количества граждан, обратившихся за назначением ежемесячной выплаты.
Показатель 3.7 "Число детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно, в отношении которых в отчетном году произведена ежемесячная выплата в целях повышения доходов семей с детьми": плановое значение - 40 082 человека, фактическое значение - 94 779 человек. Превышение показателя связано с увеличением количества граждан, обратившихся за назначением ежемесячной выплаты.
Показатель 3.8 "Доля детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан": плановое значение - 74,64 процента, фактическое значение - 74,68 процента. Увеличение показателя связано с увеличением количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан.
Показатель 3.9 "Количество созданных некапитальных объектов (быстровозводимых конструкций) отдыха детей и их оздоровления": плановое значение - 5 единиц, фактическое значение - 5 единиц.
Показатель 4.1 "Удельный вес учреждений социального обслуживания, основанных на иных формах собственности, от общего количества учреждений социального обслуживания всех форм собственности": плановое значение - 17,2 процента, фактическое значение - 32,1 процента. Значительное превышение планового значения показателя связано с проведением информационно-разъяснительной работы по вопросам включения негосударственных организаций социального обслуживания в Реестр поставщиков социальных услуг Ростовской области.
Показатель 4.2 "Соотношение средней заработной платы социальных работников сферы социального обслуживания со средней заработной платой по Ростовской области": плановое значение - 100,0 процента, фактическое значение - 103,9 процента. Перевыполнение планового значения показателя за счет увеличения доли средств от приносящей доход деятельности в фонде начисленной заработной платы работников.
Показатель 4.3 "Доля граждан, получивших социальные услуги в социально ориентированных некоммерческих организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги гражданам, нуждающимся в социальном обслуживании на дому, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в социально ориентированные некоммерческие организации социального обслуживания, предоставляющие социальные услуги гражданам, нуждающимся в социальном обслуживании на дому": плановое значение - 100,0 процента, фактическое значение - 100,0 процента.
Показатель 4.4 "Доля граждан старше трудоспособного возраста и инвалидов, получающих услуги в рамках системы долговременного ухода, от общего числа граждан старше трудоспособного возраста и инвалидов, нуждающихся в долговременном уходе": плановое значение - 35,0 процента, фактическое значение - 100,0 процента. Превышение показателя связано с увеличением количества граждан пожилого возраста, нуждающихся в социальном обслуживании.
Сведения о достижении значений показателей приведены в приложении N 3 к отчету о реализации государственной программы за 2023 год.
Сведения о достижении значений показателей по муниципальным образованиям в Ростовской области приведены в приложении N 4 к отчету о реализации государственной программы за 2023 год.
6. Результаты оценки эффективности реализации государственной программы
6.1. Эффективность государственной программы определяется на основании степени выполнения целевых показателей, основных мероприятий и оценки бюджетной эффективности государственной программы:
6.1.1. Степень достижения целевых показателей государственной программы, подпрограмм государственной программы:
степень достижения целевого показателя 1 - 1,04;
степень достижения целевого показателя 2 - 1,00;
степень достижения целевого показателя 3 - 1,00;
степень достижения целевого показателя 4 - 2,14;
степень достижения целевого показателя 1.1 - 1,00;
степень достижения целевого показателя 1.2 - 0,92;
степень достижения целевого показателя 1.3 - 1,46;
степень достижения целевого показателя 1.4 - 1,93;
степень достижения целевого показателя 2.1 - 1,00;
степень достижения целевого показателя 2.2 - 1,03;
степень достижения целевого показателя 2.3 - 1,02;
степень достижения целевого показателя 2.4 - 1,00;
степень достижения целевого показателя 2.5 - 1,01;
степень достижения целевого показателя 2.6 - 1,00;
степень достижения целевого показателя 3.1 - 1,00;
степень достижения целевого показателя 3.2 - 1,00;
степень достижения целевого показателя 3.3 - 1,00;
степень достижения целевого показателя 3.4 - 1,00;
степень достижения целевого показателя 3.5 - 1,00;
степень достижения целевого показателя 3.6 - 2,19;
степень достижения целевого показателя 3.7 - 2,37;
степень достижения целевого показателя 3.8 - 1,00;
степень достижения целевого показателя 3.9 - 1,00;
степень достижения целевого показателя 4.1 - 1,87;
степень достижения целевого показателя 4.2 - 1,04;
степень достижения целевого показателя 4.3 - 1,00;
степень достижения целевого показателя 4.4 - 2,86.
Суммарная оценка степени достижения целевых показателей государственной программы составляет 0,96 (26/27), что характеризует высокий уровень эффективности реализации государственной программы по степени достижения целевых показателей.
6.1.2. Степень реализации основных мероприятий, приоритетных основных мероприятий, финансируемых за счет всех источников финансирования, оценивается как доля основных мероприятий, приоритетных основных мероприятий, выполненных в полном объеме.
Степень реализации основных мероприятий, приоритетных основных мероприятий государственной программы составляет 0,99 (72/73), что характеризует высокий уровень эффективности реализации государственной программы по степени реализации основных мероприятий, приоритетных основных мероприятий.
6.1.3. Бюджетная эффективность реализации государственной программы рассчитывается в несколько этапов:
6.1.3.1. Степень реализации основных мероприятий, приоритетных основных мероприятий, финансируемых за счет средств областного бюджета, безвозмездных поступлений в областной бюджет и местных бюджетов, оценивается как доля мероприятий, выполненных в полном объеме.
Степень реализации основных мероприятий, приоритетных основных мероприятий государственной программы составляет 0,99 (69/70).
6.1.3.2. Степень соответствия запланированному уровню расходов за счет средств областного бюджета, безвозмездных поступлений в областной бюджет и местных бюджетов оценивается как отношение фактически произведенных в отчетном году бюджетных расходов на реализацию государственной программы к их плановым значениям.
Степень соответствия запланированному уровню расходов:
52 350 272,4 тыс. рублей / 52 469 700,7 тыс. рублей = 1,0.
6.1.3.3. Эффективность использования средств областного бюджета рассчитывается как отношение степени реализации мероприятий к степени соответствия запланированному уровню расходов за счет средств областного бюджета, безвозмездных поступлений в областной бюджет и местных бюджетов.
Эффективность использования финансовых ресурсов на реализацию государственной программы:
0,99 / 1,00 = 0,99, в связи с чем бюджетная эффективность реализации государственной программы является высокой.
Уровень реализации государственной программы в целом составляет:
0,96 х 0,5 + 0,99 х 0,3 + 0,99 х 0,2 = 0,98, в связи с чем уровень реализации государственной программы является высоким.
6.2. Расходы, произведенные в 2023 году в рамках реализации государственной программы, соответствуют установленным расходным полномочиям минтруда области, министерства общего и профессионального образования Ростовской области и министерства цифрового развития, информационных технологий и связи Ростовской области.
Экономия бюджетных ассигнований на реализацию основных мероприятий, приоритетных основных мероприятий государственной программы, при условии их исполнения в полном объеме, в 2023 году составила 86 618,3 тыс. рублей, в том числе в результате проведения закупок - 6 598,2 тыс. рублей.
Условия предоставления субсидий из федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств Ростовской области соблюдены при реализации следующих основных мероприятий, приоритетных основных мероприятий государственной программы:
"Оказание адресной социальной помощи в виде социального пособия, социального пособия на основании социального контракта" - объем расходов за счет средств областного бюджета составил 218 538,2 тыс. рублей, за счет средств федерального бюджета - 1 066 980,6 тыс. рублей;
"Предоставление компенсации расходов на уплату взносов на капитальный ремонт отдельным категориям граждан" - объем расходов за счет средств областного бюджета составил 8 438,8 тыс. рублей, за счет средств федерального бюджета - 41 201,1 тыс. рублей;
"Предоставление мер социальной поддержки семей, имеющих детей и проживающих на территории Ростовской области, в виде ежемесячной денежной выплаты в размере определенного в Ростовской области прожиточного минимума для детей, назначаемой в случае рождения после 31 декабря 2012 г. третьего ребенка (родного, усыновленного) или последующих детей (родных, усыновленных) до достижения ребенком возраста трех лет" - объем расходов за счет средств областного бюджета составил 207 792,6 тыс. рублей, за счет средств федерального бюджета - 1 014 517,0 тыс. рублей;
"Осуществление ежемесячных выплат на детей в возрасте от трех до семи лет включительно" - объем расходов за счет средств областного бюджета составил 1 058 619,0 тыс. рублей, за счет средств федерального бюджета - 5 168 552,0 тыс. рублей.
"Осуществление мероприятий, направленных на создание некапитальных объектов (быстровозводимых конструкций) отдыха детей и их оздоровления" - объем расходов за счет средств областного бюджета составил 20 853,8 тыс. рублей, за счет средств федерального бюджета - 101 815,5 тыс. рублей.
"Реализация регионального проекта "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения (Ростовская область)". Создание системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации" - объем расходов за счет средств областного бюджета составил 3 900,1 тыс. рублей, за счет средств федерального бюджета - 191 105,5 тыс. рублей.
С целью софинансирования расходов бюджетов муниципальных образований на реализацию мероприятий государственной программы бюджетам муниципальных районов и городских округов предоставлялись субсидии из областного бюджета, при условии наличия в правовых актах представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах средств местных бюджетов, направляемых на софинансирование расходов в соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 28.12.2011 N 302 "Об уровне софинансирования субсидий местным бюджетам для софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения".
Объем израсходованных средств местных бюджетов составил по основным мероприятиям:
"Софинансирование расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по организации отдыха детей в каникулярное время" - 34 898,4 тыс. рублей;
"Субсидии на финансовое обеспечение деятельности мобильных бригад, осуществляющих доставку лиц старше 65 лет, проживающих в сельской местности, в медицинские организации" - 791,5 тыс. рублей;
"Капитальный ремонт административных зданий органов социальной защиты населения муниципальных районов и городских округов" - 1546,0 тыс. рублей;
"Капитальный ремонт муниципальных учреждений социального обслуживания населения" - 137,2 тыс. рублей;
"Субсидия на реализацию инициативных проектов" - 1 004,6 тыс. рублей.
Фактически полученные доходы учреждений социального обслуживания, подведомственных минтруду области, от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в 2023 году в сумме 860 146,8 тыс. рублей, с учетом остатка средств на 1 января 2024 г. в сумме 872 908,2 тыс. рублей, направлены на оплату труда с начислениями, приобретение материальных запасов и прочие расходы в сумме 848 576,5 тыс. рублей.
7. Предложения по дальнейшей реализации государственной программы
При формировании областного бюджета на 2023 - 2025 годы проведена оптимизация ведомственных расходов областного бюджета в рамках реализации Плана мероприятий по росту доходного потенциала Ростовской области, оптимизации расходов областного бюджета и сокращению государственного долга Ростовской области до 2024 года, утвержденного распоряжением Правительства Ростовской области от 21.09.2018 N 567, в связи с чем оптимизация бюджетных расходов на реализацию основных мероприятий государственной программы не требуется.
С учетом сложившихся результатов реализации государственной программы за 2023 год предлагается продолжить ее реализацию и в последующие годы.
Примечания:
1. Список используемых сокращений:
ВИЧ - вирус иммунодефицита человека;
г. - город;
ГБУСОН РО - государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Ростовской области;
ГКУСО РО - государственное казенное учреждение социального обслуживания Ростовской области;
д. - дом;
ЕПГУ - единый портал государственных услуг;
минтруд области - министерство труда и социального развития Ростовской области;
минобразование Ростовской области - министерство общего и профессионального образования Ростовской области;
МБУ "ЦСО ГПВ и И" - муниципальное бюджетное учреждение "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов";
обл. - область;
п. - поселок;
пер. - переулок;
ПНИ - психоневрологический интернат;
пр. - проспект;
р.п. - рабочий поселок;
РО - Ростовская область;
с. - село;
СРЦ - социальный реабилитационный центр;
СМИ - средства массовой информации;
СО НКО - социально ориентированная некоммерческая организация;
сл. - слобода;
ул. - улица;
ЧАЭС - чернобыльская атомная электростанция;
хут. - хутор.
Начальник управления |
В.В. Лозин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.