Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Ростовской области
от 25.03.2024 N 184
Отчет
о реализации государственной программы Ростовской области "Охрана окружающей среды и рациональное природопользование", утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 15.10.2018 N 638, за 2023 год
1. Конкретные результаты, достигнутые за 2023 год
В целях повышения защищенности окружающей среды от антропогенного воздействия, обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Ростовской области, рационального использования и охраны природных ресурсов в рамках реализации государственной программы Ростовской области "Охрана окружающей среды и рациональное природопользование", утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 15.10.2018 N 638 (далее - государственная программа), ответственным исполнителем, соисполнителем и участниками государственной программы в 2023 году реализован комплекс мероприятий, в результате которых достигнуты следующие результаты:
в рамках осуществления регионального государственного экологического надзора вынесено 246 постановлений об административных правонарушениях на общую сумму штрафов 2,85 млн рублей, в консолидированный бюджет Ростовской области поступило 6,8 млн рублей с учетом оплаты штрафов по постановлениям предыдущих лет;
государственными лесными инспекторами выявлено 282 нарушения лесного законодательства, в счет оплаты административных штрафов и ущербов поступило 1,015 млн рублей;
в рамках осуществления полномочий по федеральному государственному охотничьему контролю (надзору) и федеральному государственному контролю (надзору) в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, наложены штрафы за нарушения в области охраны и использования объектов животного мира в сумме 1,03 млн рублей, взыскано 0,9 млн рублей;
приобретено: 8 автомобилей для инспекторского состава, осуществляющего федеральный лесной контроль (надзор), лесную охрану; быстроходный катер (мотолодка) для проведения контрольно-надзорных мероприятий по сохранению биологического разнообразия на водных объектах Ростовской области;
осуществлены мероприятия по мониторингу и контролю качества окружающей среды, позволяющие отслеживать состояние атмосферного воздуха в крупных городах Ростовской области, а также состояние водных объектов в целях систематического получения достоверной информации о состоянии окружающей среды и ее изменениях в зонах возможного негативного воздействия, а также для принятия управленческих решений;
актуализирован Региональный план адаптации к изменениям климата, утвержденный распоряжением Правительства Ростовской области от 11.05.2022 N 285;
организовано и проведено свыше 3 000 экологических субботников, 5 070 мероприятий по экологическому просвещению; протяженность очищенной береговой линии в период Всероссийской акции "Вода России" - 264 километра; проведены весенний и осенний дни древонасаждения, в которых приняли участие 52,9 тыс. человек, высажено 659,2 тыс. деревьев и кустарников;
обеспечено увеличение численности ценных видов охотничьих ресурсов (лось, олень европейский, олень пятнистый, косуля, лань);
в целях создания условий для разработки недропользователями месторождений общераспространенных полезных ископаемых министерством природных ресурсов и экологии Ростовской области (далее - минприроды Ростовской области) выдано 112 лицензий индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам на право пользования недрами;
с целью повышения защищенности населения, объектов экономики от негативного воздействия вод, стабилизации водохозяйственной обстановки на водном объекте завершены начатые в 2020 году работы по расчистке реки Ольховая (1-я очередь). Общая протяженность расчистки составила 12,1 километра, в том числе в 2023 году - 0,4 километра;
с целью обеспечения защиты населения и объектов экономики от негативного воздействия вод завершены начатые в 2022 году работы по капитальному ремонту гидротехнических сооружений (далее - ГТС) в Советском районе, осуществлен капитальный ремонт ГТС в Красносулинском районе, начат капитальный ремонт ГТС в Тацинском районе;
в рамках реализации регионального проекта "Сохранение уникальных водных объектов (Ростовская область)" национального проекта "Экология" расчищено 0,954 километра русла балки Большая Черепаха в г. Таганроге; на расчистку б. Темерник (б. Камышеваха) от впадения б. Жанкина до Верхового водохранилища заключен 3-летний контракт с ценой 165,1 млн рублей (2023 - 2025 годы); выполнено комплексное обследование прибрежной территории береговой линии Таганрогского залива;
в рамках реализации регионального проекта "Сохранение лесов (Ростовская область)" национального проекта "Экология" выполнены мероприятия по лесовосстановлению на площади 1 900 гектаров;
в рамках реализации регионального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами (Ростовская область)" закуплено и установлено на контейнерных площадках, включенных в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, 174 контейнера для раздельного накопления твердых коммунальных отходов.
2. Результаты реализации основных мероприятий, а также сведения о достижении контрольных событий государственной программы
Достижению результатов в 2023 году способствовала реализация ответственным исполнителем, соисполнителем и участниками государственной программы основных мероприятий государственной программы.
В рамках подпрограммы "Охрана окружающей среды в Ростовской области" предусмотрена реализация 10 основных мероприятий и 12 контрольных событий.
Основное мероприятие 1.1 "Осуществление регионального государственного экологического надзора с учетом реформирования контрольно-надзорной деятельности" выполнено в полном объеме.
В 2023 году в рамках реализации данного основного мероприятия:
выполнено: 191 выездное обследование, в результате которых зафиксировано 799 фактов, содержащих признаки нарушений природоохранного законодательства, подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору) и региональному государственному геологическому контролю (надзору), 92 профилактических визита, объявлено 665 предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований;
в рамках регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий: проведено 67 выездных обследований, объявлено 8 предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований;
на 11 объектах негативного воздействия на окружающую среду проведен отбор проб воды природной, сточной, промышленных выбросов и атмосферного воздуха, почвы; определение класса опасности отходов, исследование их на предмет превышения установленных норм компонентов природной среды;
приобретен технический промышленный видеоэндоскоп для выявления нарушений, связанных с местами незаконных технологических присоединений к сетям канализации;
проведена поверка 15 средств измерений (лазерных дальномеров), используемых при осуществлении регионального экологического надзора.
Основное мероприятие 1.2 "Осуществление мер государственного регулирования хозяйственной и иной деятельности в области охраны окружающей среды" выполнено в полном объеме.
В 2023 году в ходе реализации данного основного мероприятия:
в рамках ведения регионального государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, рассмотрены 2 882 заявки, поступившие в минприроды Ростовской области от хозяйствующих субъектов, выдано 1 613 документов (свидетельства, выписки и уведомления);
с целью предупреждения негативного воздействия субъектов хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду организована и проведена государственная экологическая экспертиза регионального уровня по объекту "Материалы, обосновывающие объемы изъятия диких копытных животных, барсука в Ростовской области в сезоне охоты 2023 - 2024 гг.";
обеспечено сопровождение информационной системы "Региональный кадастр отходов производства и потребления";
выполнен оперативный учет и контроль радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организациях, расположенных на территории Ростовской области (кроме организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти).
Основное мероприятие 1.3 "Мониторинг состояния окружающей среды" выполнено в полном объеме.
В течение 2023 года в рамках основного мероприятия осуществлены:
мероприятия по мониторингу и контролю качества атмосферного воздуха, в рамках которых выполнены: мониторинг загрязнения атмосферного воздуха на основе стационарных и маршрутных наблюдений; прогнозирование неблагоприятных метеорологических явлений;
мониторинг состояния захоронения пестицидов и агрохимикатов (г. Батайск), проведен анализ состояния подземных вод, почвы, атмосферного воздуха и растительности в районе захоронения, содержащий информацию, необходимую для своевременного выявления изменений состояния окружающей среды, их оценки и прогноза, разработки мероприятий по снижению уровня загрязнения компонентов окружающей среды (влияние на окружающую среду соответствует допустимым нормам).
Основное мероприятие 1.4 "Обеспечение охраны и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения" выполнено в полном объеме.
В рамках реализации данного основного мероприятия:
государственным бюджетным учреждением Ростовской области "Дирекция особо охраняемых природных территорий областного значения" (далее - ГБУ РО "Дирекция"), в полном объеме выполнены работы, предусмотренные государственным заданием:
изготовлены, отремонтированы и установлены 400 искусственных гнезд в местах гнездования птиц на особо охраняемых природных территориях областного значения; осуществлена выкладка 850,45 килограмма соли, 64,884 тонны кормов животным, находящимся в естественной среде обитания; проведены 15 учетов численности животных, находящихся в состоянии естественной свободы; 8 экскурсий на особо охраняемых природных территориях; 8 конкурсов, акций, направленных на экологическое просвещение и пропаганду бережного отношения населения к окружающей среде; 60 эколого-просветительских бесед; выполнены подготовка и размещение 60 публикаций в средствах массовой информации и в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; 2 920 осмотров (обследований) природного парка и государственных природных заказников по маршрутам, 3 (рейдовых) осмотра охраняемых ландшафтов и охраняемых природных объектов;
приобретено 6 единиц маломерного флота, оборудованных лодочными моторами, 2 подвесных лодочных мотора для осуществления патрулирования территории природного парка "Донской" с целью обеспечения соблюдения режима особо охраняемых природных территорий регионального значения.
Основное мероприятие 1.5 "Мероприятия по сохранению редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира" выполнено в полном объеме.
В рамках реализации основного мероприятия с целью сохранения объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Ростовской области:
выполнены работы по мониторингу дикорастущих растений и грибов, а также животных, занесенных в Красную книгу Ростовской области; по развитию питомника растений, занесенных в Красную книгу Ростовской области;
по итогам 10-летнего мониторинга подготовлены перечни (списки) объектов животного мира, дикорастущих растений и грибов, занесенных в Красную книгу Ростовской области и исключенных из нее. Подготовлена рукопись 3-го издания Красной книги Ростовской области (тома "Животные" и "Грибы и растения").
Основное мероприятие 1.6 "Создание условий для сохранения и воспроизводства объектов животного мира" выполнено в полном объеме.
В рамках реализации основного мероприятия:
с целью рационального использования объектов животного мира и сохранения среды их обитания на территории Ростовской области выполнен мониторинг насекомых отрядов "богомолы", "уховертки", "тараканы" (за исключением краснокнижных видов), обитающих на территории Ростовской области;
изготовлены и доставлены в минприроды Ростовской области 3 000 бланков охотничьих билетов единого государственного образца;
в рамках оказания государственных услуг гражданам выдано 3 103 охотничьих билета единого государственного образца, 88 разрешений на использование объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты;
в целях недопущения и предотвращения распространения опасных и заразных болезней диких животных (африканская чума свиней, бешенство, птичий грипп) проводятся мероприятия по регулированию численности дикого кабана, плотоядных животных, включающие отбор проб биологического материала и проведение лабораторных исследований. В 2023 году изданы приказы минприроды Ростовской области "О регулировании численности охотничьих ресурсов на территории Ростовской области" по видам охотничьих ресурсов: кабан, волк, шакал, лисица;
приобретен быстроходный катер (мотолодка) для проведения контрольно-надзорных мероприятий по сохранению биологического разнообразия на водных объектах Ростовской области;
проведено тестирование автоматизированной информационной системы Государственного охотхозяйственного реестра Ростовской области, программа введена в эксплуатацию.
Основное мероприятие 1.7 "Экологическое просвещение и формирование экологической культуры, обеспечение информацией о состоянии окружающей среды" выполнено в полном объеме.
В рамках реализации основного мероприятия:
в 2023 году начата реализация нового инициативного проекта "Вместе сохраним природу Дона для будущих поколений!", рассчитанного на пять лет. Проведены экологические акции, субботники с участием волонтеров, мероприятия по экологическому образованию и просвещению, в том числе по пропаганде раздельного накопления отходов и вовлечению населения в сохранение природного наследия Донского края;
издан сборник "Экологический вестник Дона "О состоянии окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области в 2022 году" в количестве 300 экземпляров на бумажном носителе и 1 - на СD-диске;
реализован комплекс мероприятий в рамках Всероссийской акции "Дни защиты от экологической опасности", при участии органов местного самоуправления состоялось 5 070 мероприятий по экологическому просвещению и свыше 3 000 экологических субботников;
с целью привлечения внимания населения к проблемам загрязнения атмосферного воздуха на официальном сайте минприроды Ростовской области и в средствах массовой информации размещена информация - призыв к участию в международном дне без автомобиля "Европейский день пешехода" (22 сентября).
Основное мероприятие 1.8 "Организация детско-юношеского экологического движения" выполнено в полном объеме.
В рамках реализации основного мероприятия организован и проведен IX областной слет юных экологов. В слете приняли участие команды от городских округов и муниципальных районов Ростовской области.
Основное мероприятие 1.9 "Оценка состояния компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов, в том числе на основании статистических сведений" выполнено в полном объеме.
В рамках реализации основного мероприятия осуществлено взаимодействие с Черноморо-Азовским морским управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Донским бассейновым водным управлением по вопросам предоставления сведений об объемах выбросов в атмосферный воздух от стационарных и передвижных источников, объемах сбросов сточных вод, объемах образованных, утилизированных (использованных) и обезвреженных отходов выполнен комплекс мероприятий, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду.
Основное мероприятие 1.10 "Разработка комплекса оперативных и долгосрочных мер по адаптации экономики и социальной сферы Ростовской области к изменениям климата, включая паспорт климатической безопасности" выполнено в полном объеме.
В рамках реализации основного мероприятия получены:
результаты оценки климатических рисков, ранжирования адаптационных мероприятий по степени их приоритетности для учета в региональном плане адаптации к изменениям климата (по муниципальным районам; по видам экономической деятельности и секторам экономики);
систематизированные экспертно-аналитические материалы об оценке климатических рисков, а также о ранжировании адаптационных мероприятий по степени их приоритетности для учета в региональном плане адаптации к изменениям климата и плановых значениях показателей достижения целей адаптации к изменениям климата Ростовской области.
Актуализирован Региональный план адаптации к изменениям климата, утвержденный распоряжением Правительства Ростовской области от 11.05.2022 N 285.
По подпрограмме "Охрана окружающей среды в Ростовской области" предусмотрено выполнение 12 контрольных событий, из них: достигнуто в установленные сроки - 6, ранее установленного срока - 6 (контрольные события 1.6.1, 1.6.2, 1.7.1, 1.7.2, 1.8.1, 1.10).
В рамках подпрограммы "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Ростовской области" предусмотрена реализация 1 основного мероприятия, 3 контрольных событий.
Основное мероприятие 2.2 "Создание условий для повышения эффективности использования недр Ростовской области" выполнено в полном объеме.
В течение отчетного года:
обеспечены регулярное пополнение и корректировка электронных версий территориального кадастра и территориального баланса месторождений общераспространенных полезных ископаемых;
проведены государственные экспертизы запасов общераспространенных полезных ископаемых (подготовлено 34 сводных экспертных заключения по объектам государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения);
выдано 112 лицензий на право пользования недрами.
По подпрограмме "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Ростовской области" предусмотрено выполнение 3 контрольных событий, из них: достигнуто в установленные сроки - 2, ранее установленного срока - 1 (контрольное событие 2.2.3).
В рамках подпрограммы "Развитие водохозяйственного комплекса Ростовской области" предусмотрена реализация 3 основных мероприятий, 2 приоритетных основных мероприятий, 10 контрольных событий.
Основное мероприятие 3.1 "Организация государственного мониторинга водных объектов" выполнено в полном объеме.
В рамках реализации данного основного мероприятия в 2023 году выполнены:
оценка и прогноз изменений состояния водных объектов в пределах 21 водного объекта Ростовской области (в рамках государственного мониторинга водных объектов);
мониторинг загрязнения водных объектов на трансграничных участках рек и хода весеннего половодья на территории Ростовской области.
Основное мероприятие 3.2 "Осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений (за счет субвенций федерального бюджета)" выполнено в полном объеме.
В целях охраны водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Ростовской области: завершены начатые в 2021 году работы по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос реки Малая Куберле и ее притоков; выполнены работы по закреплению на местности границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос рек Средний Егорлык, Кумшак и Проток Аксай специальными информационными знаками в количестве 148 штук.
В рамках реализации отдельных переданных полномочий Российской Федерации в области водных отношений выдано 216 правоустанавливающих документов на право пользования водными объектами.
С целью повышения защищенности населения, объектов экономики от негативного воздействия вод, стабилизации водохозяйственной обстановки на водном объекте:
завершены начатые в 2020 году работы по расчистке реки Ольховая (1-я очередь). Общая протяженность расчистки составила 12,1 километра, в том числе в 2023 году - 0,4 километра; начаты работы по расчистке реки Ольховая на территории Кашарского района (2-я очередь);
выполнены работы по сбору исходных данных для разработки проектной документации на расчистку реки Быстрая в границах г. Морозовск на территории Тацинского района, реки Чепрак на территории г. Пролетарск, реки Егорлычек на территории Егорлыкского района.
Основное мероприятие 3.4 "Осуществление мероприятий по защите от негативного воздействия вод посредством обеспечения безопасности ГТС" выполнено в полном объеме.
В рамках реализации данного основного мероприятия:
завершен начатый в 2022 году капитальный ремонт ГТС, расположенного в 0,5 км на восток от х. Наумов в Советском районе (численность населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях и защищенного от негативного воздействия вод в результате завершения мероприятия, составляет 76 человек, предотвращенный ущерб - 41,6 млн рублей), выполнен капитальный ремонт гидротехнических сооружений плотины Соколовского водохранилища на р. Кундрючья в Красносулинском районе (численность населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях и защищенного от негативного воздействия вод в результате завершения мероприятия, составляет 769 человек, предотвращенный ущерб - 432,23 млн рублей), начаты работы по капитальному ремонту ГТС, расположенного в х. Зазерский Тацинского района Ростовской области (завершение работ - в 2024 году).
Приоритетное основное мероприятие 3.6 "Мероприятия по расчистке участков русел рек с целью улучшения экологического состояния гидрографической сети (в рамках регионального проекта "Сохранение уникальных водных объектов (Ростовская область)") выполнено в полном объеме.
В рамках реализации данного приоритетного основного мероприятия:
с целью улучшения санитарно-гигиенического состояния водного объекта расчищено 0,954 километра русла балки Большая Черепаха в г. Таганроге, численность населения, улучшившего экологические условия проживания вблизи водных объектов, составляет 332,189 тыс. человек;
разработана проектно-сметная документация на расчистку реки Черная на территории Шолоховского района и балки Большая Черепаха в г. Таганроге;
заключен государственный контракт на расчистку б. Темерник (б. Камышеваха) от впадения б. Жанкина до Верхового водохранилища со сроком реализации 2023 - 2025 годы. Перечислен аванс первого этапа исполнения контракта в 2023 году.
Приоритетное основное мероприятие 3.7 "Восстановление и экологическая реабилитация водных объектов, включая разработку проектов на расчистку рек (в рамках регионального проекта "Сохранение уникальных водных объектов (Ростовская область)")" выполнено в полном объеме.
Подведомственным минприроды Ростовской области государственным бюджетным учреждением Ростовской области "Управление водохозяйственным комплексом Ростовской области" (далее - ГБУ РО "УВХК") в рамках государственного задания в полном объеме выполнено:
визуальное обследование 95 ГТС;
предпаводковое и послепаводковое обследование 10 ГТС, расположенных на территории Ростовской области;
инвентаризация 303 специальных информационных знаков, находящихся на балансе министерства;
наблюдение за состоянием участков 9 водных объектов, расположенных на территории Ростовской области;
техническое обслуживание стационарных автоматических измерительных комплексов;
расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС.
Кроме того, ГБУ РО "УВХК" за счет субсидий на иные цели:
выполнено комплексное обследование прибрежной территории береговой линии Таганрогского залива;
приобретены: оборудование (стрела) для гусеничного одноковшового экскаватора; грузовой автомобиль УАЗ Профи; 6 многофункциональных устройств; проведена доукомплектация климатическими системами 4 автомобилей.
По подпрограмме "Развитие водохозяйственного комплекса Ростовской области" предусмотрено выполнение 10 контрольных событий, из них: достигнуто в установленные сроки - 4, ранее установленного срока - 6 (контрольные события 3.1.1, 3.1.2, 3.2.1, 3.2.2, 3.4.1, 3.4.3).
В рамках подпрограммы "Развитие лесного хозяйства Ростовской области" предусмотрена реализация 5 основных мероприятий, 1 приоритетного основного мероприятия, 13 контрольных событий.
Основное мероприятие 4.1 "Охрана лесов от пожаров" выполнено в полном объеме.
Подведомственными минприроды Ростовской области государственными автономными учреждениями Ростовской области "Лес" (далее - ГАУ РО "Лес") и ГБУ РО "Дирекция" в рамках государственных заданий в полном объеме выполнены:
устройство 5 051 километра противопожарных минерализованных полос; эксплуатация (ремонт) 260 километров лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров; прочистка противопожарных минерализованных полос - 42 616 километров; эксплуатация 216 шлагбаумов; установка и размещение 433 стендов о мерах пожарной безопасности в лесах; устройство 26 подъездов к источникам противопожарного водоснабжения; мероприятия по уходу за созданными противопожарными разрывами с населенными пунктами, непосредственно примыкающими к лесным массивам, на площади 705,72 гектара; благоустройство 76 зон отдыха граждан, пребывающих в лесу; мониторинг пожарной опасности в лесах на площади 360 577 гектаров; прочистка и обновление минерализованных полос, прилегающих к 41 населенному пункту, протяженностью 5 000 километров;
обеспечено: содержание пожарной техники и оборудования в исправном состоянии, готовой к применению по назначению; функционирование 21 лесопожарной станции на наиболее пожароопасных территориях лесничеств Ростовской области.
В 2023 году на землях лесного фонда на территории Ростовской области зарегистрировано 20 лесных пожаров площадью 266,7 гектара. В течение первых суток ликвидировано 19 лесных пожаров.
Установленные для ГАУ РО "Лес" и ГБУ РО "Дирекция" показатели государственных заданий выполнены полностью.
Минприроды Ростовской области в рамках данного основного мероприятия:
с целью повышения культуры поведения населения в лесах и уменьшения вероятности возникновения лесных пожаров по вине человека подготовлены трансляции аудиороликов по соблюдению правил пожарной безопасности в лесах в эфире радиоканала "ФМ-на-Дону";
опубликованы статьи по противопожарной тематике в газете "Молот";
обеспечено функционирование системы дистанционного мониторинга и раннего обнаружения лесных пожаров на территории лесного фонда Ростовской области с помощью 86 камер видеонаблюдения;
приобретено ГБУ РО "Дирекция" 2 пожарные автоцистерны и 1 пожарный катер для эффективной охраны от пожаров особо охраняемых природных территорий.
Основное мероприятие 4.2 "Защита лесов" выполнено в полном объеме.
В ходе реализации основного мероприятия ГАУ РО "Лес" и ГБУ РО "Дирекция" в рамках государственного задания с целью уменьшения площади погибших и поврежденных лесов выполнены: разработка горельников на территории земель лесного фонда Ростовской области на площади 628 гектаров, лесопатологические обследования на площади 5 089,9 гектара, осуществлена сплошная и выборочная рубка на площади 850,1 гектара.
Установленные для ГАУ РО "Лес" и ГБУ РО "Дирекция" показатели государственных заданий выполнены полностью.
Основное мероприятие 4.3 "Осуществление отвода лесосек, рубок ухода за лесами на землях лесного фонда, других мероприятий, связанных с воспроизводством лесов" выполнено в полном объеме.
В ходе реализации основного мероприятия ГАУ РО "Лес" и ГБУ РО "Дирекция" в рамках государственного задания выполнены в полном объеме мероприятия по отводу и таксации лесосек под рубки ухода за лесом на площади 1 494 гектара, рубки ухода в молодняках - на площади 198,1 гектара.
Установленные для ГАУ РО "Лес" и ГБУ РО "Дирекция" показатели государственных заданий выполнены полностью.
Основное мероприятие 4.4 "Организация рационального и интенсивного использования лесов при сохранении их экологических функций и биологического разнообразия" выполнено в полном объеме.
В рамках реализации данного основного мероприятия в целях организации рационального и интенсивного использования лесов заключено 23 договора пользования (17 договоров аренды лесных участков, 6 договоров безвозмездного пользования).
Основное мероприятие 4.5 "Осуществление на землях лесного фонда государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах" выполнено в полном объеме.
В рамках реализации данного основного мероприятия:
должностными лицами лесной охраны осуществлено 7 190 патрулирований лесов, по результатам которых выявлено 277 нарушений лесного законодательства и 5 случаев незаконных рубок лесных насаждений с признаками уголовного преступления;
приобретены: 8 легковых автомобилей, 6 наборов автомобилиста для должностных лиц, осуществляющих лесную охрану; форменная одежда, знаки различия и отличия для государственных лесных инспекторов минприроды Ростовской области.
Приоритетное основное мероприятие 4.7 "Осуществление мероприятий, направленных на увеличение площади лесовосстановления (в рамках регионального проекта "Сохранение лесов (Ростовская область)")" выполнено в полном объеме.
В рамках государственного задания ГАУ РО "Лес" выполнены работы по посадке лесных культур на землях лесного фонда на площади 1 900 гектаров, дополнению лесных культур - на площади 352,5 гектара, подготовке лесных участков под создание лесных культур - на площади 580 гектаров, обработке почвы под лесовосстановление - на площади 1 600 гектаров, агротехническому уходу - на площади 17 998,58 гектара, рубкам ухода в молодняках - на площади 198,1 гектара. Выращено 6,9 млн штук посадочного материала лесных растений.
Установленные для ГАУ РО "Лес" показатели государственных заданий выполнены полностью.
По подпрограмме "Развитие лесного хозяйства Ростовской области" предусмотрено выполнение 13 контрольных событий, из них: достигнуто в установленные сроки - 10, ранее установленного срока - 3 (контрольные события 4.1.1, 4.1.3, 4.7.2).
В рамках подпрограммы "Формирование комплексной системы управления отходами и вторичными материальными ресурсами на территории Ростовской области" предусмотрена реализация 4 основных мероприятий, 3 приоритетных основных мероприятий, 7 контрольных событий.
Приоритетное основное мероприятие 5.1 "Строительство объектов межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих комплексов на территории Ростовской области (в рамках регионального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами (Ростовская область)" выполнено не в полном объеме, поскольку не выполнены приоритетные мероприятия 5.1.1, 5.1.2, 5.1.3; не достигнуты контрольные события 5.1.1, 5.1.3, 5.1.4, 5.1.5.
В связи с поздним получением разрешения на строительство 5-го этапа Мясниковского межмуниципального экологического отходоперерабатывающего комплекса (далее - МЭОК), включающего мусоросортировочный комплекс и площадку биокомпостирования, завершить запланированные строительные работы в 2023 году в установленные сроки не представлялось возможным. Завершение строительно-монтажных работ планируется до 1 июля 2024 г., ввод в эксплуатацию объекта - до 1 августа 2024 г. В связи с поздним получением разрешения на строительство (22 декабря 2023 г.) работы по строительству Новочеркасского МЭОК не велись. В связи с полученными замечаниями по государственной экологической экспертизе по Красносулинскому МЭОК и отсутствием разрешения на строительство объекта начать строительные работы в 2023 году не представилось возможным. Получение положительного заключения планируется в 1 квартале 2024 г.
В рамках данного приоритетного основного мероприятия в 2023 году региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) выполнены следующие работы:
по Мясниковскому МЭОК: получены разрешения на строительство 5-го этапа МЭОК; выполнены иные объемы строительно-монтажных работ;
по Новочеркасскому МЭОК: получены положительное заключение государственной экологической экспертизы, положительное заключение федерального автономного учреждения "Главное управление государственной экспертизы" (далее - ФАУ "Главгосэкспертиза"), разрешение на строительство;
по Красносулинскому МЭОК: получено положительное заключение ФАУ "Главгосэкспертиза"; получение положительного заключения государственной экологической экспертизы планируется в 1 квартале 2024 г.
Основное мероприятие 5.2 "Внедрение системы раздельного накопления твердых коммунальных отходов" выполнено не в полном объеме, поскольку не достигнут результат по мероприятию 5.2.2. В связи с недобросовестными действиями подрядчика работы по обустройству 26 контейнерных площадок, а также приобретению 84 контейнеров и 18 бункеров не выполнены.
В рамках данного основного мероприятия в 2023 году:
органами местного самоуправления и региональными операторами по обращению с ТКО проведены мероприятия по переоборудованию контейнерных площадок для раздельного накопления твердых коммунальных отходов;
администрацией г. Каменска-Шахтинского обустроено 129 контейнерных площадок с твердым покрытием; приобретено 398 контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов и 95 контейнеров для крупногабаритных отходов (мульд).
Основное мероприятие 5.3.1 "Сопровождение территориальной схемы обращения с отходами Ростовской области" выполнено в полном объеме:
обеспечено сопровождение функционирования электронной модели территориальной схемы обращения с отходами в части информационно-технологического обеспечения и выполнения требований информационной безопасности, а также сопровождения территориальной схемы обращения с отходами при проведении процедуры ее корректировки (внесение изменений) и общественного обсуждения по основаниям и в порядке, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 N 1130;
по результатам внесены актуальные изменения в территориальную схему обращения с отходами Ростовской области, утвержденную постановлением минприроды Ростовской области от 26.08.2016 N П-34.
Основное мероприятие 5.4.1 "Рекультивация загрязненных земельных участков (полигонов ТКО)" выполнено не в полном объеме. Не выполнен объем работ по рекультивации загрязненных земельных участков в Песчанокопском и Матвеево-Курганском районах, предусмотренных на 2023 год, в связи с отставанием от графика выполнения работ.
В рамках данного основного мероприятия в 2023 году:
выполнены проектно-изыскательские работы для разработки проектно-сметной документации на рекультивацию 20 загрязненных земельных участков;
начата рекультивация объектов в Песчанокопском и Матвеево-Курганском районах.
Приоритетное основное мероприятие 5.7 "Закупка контейнеров для раздельного накопления твердых коммунальных отходов и установка на контейнерных площадках, включенных в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (в рамках регионального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами (Ростовская область)")" выполнено в полном объеме.
В рамках данного основного мероприятия в 2023 году закуплено и установлено на контейнерных площадках, включенных в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, 174 контейнера для раздельного накопления твердых коммунальных отходов.
Приоритетное основное мероприятие 5.8 "Ликвидация несанкционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда окружающей среде (в рамках регионального проекта "Чистая страна (Ростовская область)" выполнено не в полном объеме, поскольку не выполнены приоритетные мероприятия 5.8.2, 5.8.3, 5.8.4, 5.8.5; не достигнуты контрольные события 5.8.1, 5.8.2; не выполнены показатели 5.7, 5.8.
Не завершены работы по рекультивации загрязненных земельных участков:
в г. Донецке - в связи с нарушением сроков выполнения работ по муниципальному контракту из-за неблагоприятных погодных условий в декабре 2023 г., наличия не установленного геологическими изысканиями и не предусмотренного проектом скального грунта (монолитной скалы). Работы по рекультивации, предусмотренные на 2023 год, продлены на 2024 год;
в г. Цимлянске - в связи с расторжением муниципального контракта 23 октября 2023 г. по причине недобросовестных действий подрядчика. Новый муниципальный контракт заключен 23 ноября 2023 г., срок завершения работ по контракту - 30 октября 2024 г.;
не в полном объеме выполнены работы, предусмотренные на 2023 год, по объектам в г. Ростове-на-Дону и г. Таганроге - в связи с необходимостью корректировки проектной документации.
В рамках данного основного мероприятия в 2023 году выполнены объемы работ в рамках технического этапа рекультивации загрязненных земельных участков в г. Новочеркасске, начато выполнение работ г. Ростове-на-Дону, г. Таганроге.
Основное мероприятие 5.9 "Реализация проектов инициативного бюджетирования" выполнено в полном объеме.
В рамках данного основного мероприятия в 2023 году выполнены работы по обустройству и приобретению контейнерных площадок для накопления ТКО в Белокалитвинском и Боковском районах.
По подпрограмме "Формирование комплексной системы управления отходами и вторичными материальными ресурсами на территории Ростовской области" предусмотрено выполнение 7 контрольных событий, из них: достигнуто ранее установленного срока - 1 (контрольное событие 5.1.2), не достигнуты 6 контрольных событий (5.1.1, 5.1.3, 5.1.4, 5.1.5, 5.8.1, 5.8.2).
Не достигнуты контрольные события:
5.1.1 - в связи с поздним получением разрешения на строительство 5-го этапа Мясниковского МЭОК, включающего мусоросортировочный комплекс и площадку биокомпостирования, завершить запланированные строительные работы в 2023 году в установленные сроки не представлялось возможным. Завершение строительно-монтажных работ планируется до 1 июля 2024 г., ввод в эксплуатацию объекта - до 1 августа 2024 г.;
5.1.3 - в связи с поздним получением разрешения на строительство Новочеркасского МЭОК строительные работы в 2023 году не велись;
5.1.4, 5.1.5 - в связи с наличием замечаний не получено положительное заключение государственной экологической экспертизы и не выполнялись работы по строительству Красносулинского МЭОК (получение положительного заключения планируется в 1-м квартале 2024 г.).
В рамках подпрограммы "Обеспечение реализации государственной программы" предусмотрена реализация 3 основных мероприятий.
Основное мероприятие 6.1 "Обеспечение выполнения функций аппарата министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области" выполнено в полном объеме. В ходе реализации основного мероприятия обеспечено в полном объеме финансирование выполнения функций аппарата минприроды Ростовской области.
Основное мероприятие 6.2 "Обеспечение выполнения функций аппарата министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области в части реализации переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений" выполнено в полном объеме. В ходе реализации основного мероприятия обеспечено в полном объеме финансирование деятельности минприроды Ростовской области в сфере охраны, защиты и воспроизводства лесов.
Основное мероприятие 6.3 "Обеспечение выполнения функций аппарата министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области в части реализации переданных полномочий Российской Федерации в области охраны и использования охотничьих ресурсов" выполнено в полном объеме. В ходе реализации основного мероприятия обеспечено в полном объеме финансирование деятельности минприроды Ростовской области в сфере охраны и использования охотничьих ресурсов.
По подпрограмме "Обеспечение реализации государственной программы" выполнение контрольных событий не предусмотрено.
Сведения о выполнении основных мероприятий, приоритетных основных мероприятий, мероприятий, а также контрольных событий государственной программы за 2023 год приведены в приложении N 1 к отчету о реализации государственной программы за 2023 год.
3. Анализ факторов, повлиявших на ход реализации государственной программы
В 2023 году на ход реализации государственной программы оказывали влияние следующие факторы:
получение разрешений на строительство Новочеркасского МЭОК и 5-го этапа Мясниковского МЭОК в сроки, не позволившие завершить строительство в отчетном году;
направление проектно-сметной документации по строительству Красносулинского МЭОК на повторную экологическую экспертизу в связи с наличием замечаний;
неисполнение подрядными организациями обязательств по муниципальным контрактам, в результате чего не завершены работы: по рекультивации загрязненных земельных участков в г. Донецке и г. Цимлянске в рамках регионального проекта "Чистая страна (Ростовская область)"; объем работ, предусмотренных на 2023 год, по рекультивации загрязненных земельных участков (полигонов) в объектов в Песчанокопском и Матвеево-Курганском районах; приобретению контейнеров для раздельного накопления ТКО.
4. Сведения об использовании бюджетных ассигнований и внебюджетных средств на реализацию государственной программы
Объем запланированных расходов на реализацию государственной программы на 2023 год составил 4 474 217,3 тыс. рублей, в том числе по источникам финансирования:
областной бюджет - 1 503 603,4 тыс. рублей;
безвозмездные поступления из федерального бюджета - 1 751 787,2 тыс. рублей;
местный бюджет - 38 424,9 тыс. рублей;
внебюджетные источники - 1 180 401,8 тыс. рублей.
План ассигнований в соответствии с Областным законом от 16.12.2022 N 795-ЗС "Об областном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" составил 3 255 390,6 тыс. рублей.
В соответствии со сводной бюджетной росписью план ассигнований составил 3 098 413,1 тыс. рублей, в том числе по источникам финансирования:
областной бюджет - 1 496 492,7 тыс. рублей;
безвозмездные поступления из федерального бюджета - 1 601 920,4 тыс. рублей.
Исполнение расходов по государственной программе составило 3 609 786,3 тыс. рублей, в том числе по источникам финансирования:
областной бюджет - 1 247 335,4 тыс. рублей;
безвозмездные поступления из федерального бюджета - 1 601 058,6 тыс. рублей;
местный бюджет - 31 552,8 тыс. рублей;
внебюджетные источники - 729 839,5 тыс. рублей.
Объем неосвоенных бюджетных ассигнований областного бюджета и безвозмездных поступлений в областной бюджет составил 250 019,1 тыс. рублей, из них:
1 577,8 тыс. рублей - экономия в результате проведения закупок;
6 423,0 тыс. рублей - экономия в процессе выполнения работ;
137 139,7 тыс. рублей - неисполнение обязательств подрядными организациями;
269,0 тыс. рублей - невостребованные средства на проведение государственной экспертизы запасов общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения;
100 888,0 тыс. рублей - в связи с корректировкой проектной документации на рекультивацию загрязненных земельных участков в г. Ростове-на-Дону и г. Таганроге.;
3 721,4 тыс. рублей - экономия, связанная с финансовым обеспечением аппарата минприроды Ростовской области;
0,2 тыс. рублей - округление сумм бюджетных ассигнований.
Сведения об использовании бюджетных ассигнований и внебюджетных источников на реализацию государственной программы за 2023 год приведены в приложении N 2 к отчету о реализации государственной программы за 2023 год.
5. Сведения о достижении значений показателей государственной программы, подпрограмм государственной программы за 2023 год
Государственной программой и подпрограммами государственной программы предусмотрено 68 показателей, по 29 из которых фактические значения соответствуют плановым (из них по 3 статистическим показателям - предварительная оценка), по 36 показателям фактические значения превышают плановые, по 3 показателям не достигнуты плановые значения (из них по 1 показателю степень выполнения превышает 95 процентов).
Показатель 1 "Доля площади Ростовской области, занятой особо охраняемыми природными территориями федерального, регионального и местного значения" - плановое значение - 2,3 процента, фактическое значение - 2,3 процента.
Показатель 2 "Количество выданных лицензий на право пользования участками недр местного значения" - плановое значение - 90 единиц, фактическое значение - 112 единиц. Превышение планового значения показателя обосновано увеличением количества обращений за оказанием данной государственной услуги.
Показатель 4 "Лесистость территории Ростовской области" - плановое значение - 2,4 процента, фактическое значение - 2,4 процента.
Показатель 5 "Доля утилизированных (использованных) твердых коммунальных отходов в общем объеме образовавшихся твердых коммунальных отходов" - плановое значение - 6,0 процента, фактическое значение - 7,7 процента. Показатель перевыполнен. Фактическое значение сформировано по данным региональных операторов по обращению с ТКО.
Показатель 6 "Качество окружающей среды" - плановое значение - 104,17 процента, ожидаемое значение - 104,17 процента. Фактическое значение показателя за 2023 год будет определено после 15 апреля 2024 г., поскольку расчет показателя производится Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и публикуется в единой межведомственной информационно-статистической системе (ЕМИСС) до 15 апреля года, следующего за отчетным.
Показатель 1.1.1 "Общее количество проведенных профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий" - плановое значение - 800 единиц, фактическое значение - 1 023 единицы. В 2023 году увеличено количество профилактических мероприятий (информирование, консультирование, обобщение правоприменительной практики, объявление предостережений, проведение профилактических визитов), а также мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом.
Показатель 1.2 "Доля объектов негативного воздействия с установленным объемом выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в региональном реестре объектов негативного воздействия" - плановое значение - 54,9 процента, фактическое значение - 55,7 процента. При расчете показателя учитывается информация, представляемая хозяйствующими субъектами в заявительном порядке.
Показатель 1.3 "Доля городов, охваченных мониторингом атмосферного воздуха, в общем количестве городов Ростовской области" - плановое значение - 52,2 процента, фактическое значение - 52,2 процента.
Показатель 1.4 "Совокупный объем выбросов загрязняющих атмосферу веществ стационарными и передвижными источниками за отчетный период по отношению к предыдущему периоду" - плановое значение - 1 условная единица, ожидаемое значение - 1 условная единица. Фактическое значение показателя за 2023 год будет определено после 21 марта 2024 г., после представления Черноморо-Азовским морским управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования сводных данных годовой формы федерального статистического наблюдения N 2-ТП (воздух) "Сведения об охране атмосферного воздуха", необходимых для расчета данного показателя.
Показатель 1.4.1 "Количество животных, содержащихся в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (олень европейский)" - плановое значение - 60 голов, фактическое значение - 60 голов.
Показатель 1.4.2 "Количество животных, содержащихся в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (лань)" - плановое значение - 40 голов, фактическое значение - 40 голов.
Показатель 1.4.3 "Количество животных, содержащихся в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (муфлон)" - плановое значение - 14 голов, фактическое значение - 14 голов.
Показатель 1.4.4 "Количество животных, содержащихся в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (верблюд)" - плановое значение - 2 головы, фактическое значение - 2 головы.
Показатель 1.5.1 "Количество животных, выращенных в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания и выпущенных в естественную среду обитания для расселения (олень европейский)" - плановое значение - 14 голов, фактическое значение - 14 голов.
Показатель 1.5.2 "Количество животных, выращенных в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания и выпущенных в естественную среду обитания для расселения (лань)" - плановое значение - 7 голов, фактическое значение - 7 голов.
Показатель 1.6 "Количество видов растений, занесенных в Красную книгу Ростовской области, произрастающих в искусственной среде обитания (в условиях питомника)" - плановое значение - 50 популяций, фактическое значение - 50 популяций.
Показатель 1.7.1 "Индекс численности ценных видов охотничьих ресурсов на территории Ростовской области (лось)" - плановое значение - 103,0 процента к 2018 году, фактическое значение - 151,7 процента к 2018 году. Перевыполнение планового значения показателя связано с проведением мероприятий по охране и воспроизводству охотничьих ресурсов на территории охотничьих угодий Ростовской области.
Показатель 1.7.2 "Индекс численности ценных видов охотничьих ресурсов на территории Ростовской области (олень европейский)" - плановое значение - 103,0 процента к 2018 году, фактическое значение - 130,9 процента к 2018 году. Перевыполнение планового значения показателя связано с проведением мероприятий по охране и воспроизводству охотничьих ресурсов на территории охотничьих угодий Ростовской области.
Показатель 1.7.3 "Индекс численности ценных видов охотничьих ресурсов на территории Ростовской области (олень пятнистый)" - плановое значение - 103,0 процента к 2018 году, фактическое значение - 165,2 процента к 2018 году. Перевыполнение планового значения показателя связано с проведением мероприятий по охране и воспроизводству охотничьих ресурсов на территории охотничьих угодий Ростовской области.
Показатель 1.7.4 "Индекс численности ценных видов охотничьих ресурсов на территории Ростовской области (косуля)" - плановое значение - 103,0 процента к 2018 году, фактическое значение - 148,2 процента к 2018 году. Перевыполнение планового значения показателя связано с проведением мероприятий по охране и воспроизводству охотничьих ресурсов на территории охотничьих угодий Ростовской области.
Показатель 1.7.5 "Индекс численности ценных видов охотничьих ресурсов на территории Ростовской области (лань)" - плановое значение - 103,0 процента к 2018 году, фактическое значение - 135,4 процента к 2018 году. Перевыполнение планового значения показателя связано с проведением мероприятий по охране и воспроизводству охотничьих ресурсов на территории охотничьих угодий Ростовской области.
Показатель 1.7.6 "Индекс численности ценных видов охотничьих ресурсов на территории Ростовской области (фазан)" - плановое значение - 103,0 процента к 2018 году, фактическое значение - 134,7 процента к 2018 году. Перевыполнение планового значения показателя связано с проведением мероприятий по охране и воспроизводству охотничьих ресурсов на территории охотничьих угодий Ростовской области.
Показатель 1.8.1 "Индекс численности плотоядных видов животных, добытых в рамках регулирования численности, спортивной и любительской охоты, по отношению к 2017 году (волк)" - плановое значение - 65,0 процента к 2017 году, фактическое значение - 65,3 процента к 2017 году.
Показатель 1.8.2 "Индекс численности плотоядных видов животных, добытых в рамках регулирования численности, спортивной и любительской охоты, по отношению к 2017 году (шакал)" - плановое значение - 100,0 процента к 2017 году, фактическое значение - 323,8 процента к 2017 году. Превышение планового значения показателя обосновано увеличением добычи шакала с целью снижения его численности, недопущения нападений на домашний скот и жителей, а также стимулированием охотников к добыче шакала путем выплаты вознаграждений за его добычу.
Показатель 1.8.3 "Индекс численности плотоядных видов животных, добытых в рамках регулирования численности, спортивной и любительской охоты, по отношению к 2017 году (лисица)" - плановое значение - 65,0 процента к 2017 году, фактическое значение - 91,4 процента к 2017 году. Перевыполнение планового значения показателя обосновано увеличением добычи лисицы с целью недопущения распространения бешенства среди плотоядных животных (лисица - основной переносчик бешенства).
Показатель 1.9 "Доля площади охотничьих угодий, в отношении которых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями заключены охотхозяйственные соглашения, в общей площади охотничьих угодий на территории Ростовской области" - плановое значение - 64,3 процента, фактическое значение - 64,5 процента. Превышение планового значения показателя обосновано проведением минприроды Ростовской области разъяснительной работы с охотпользователями о необходимости заключения охотхозяйственных соглашений в целях обеспечения условий для устойчивого и экономически эффективного использования охотничьих ресурсов, а также осуществления охотпользователями производственного охотничьего контроля.
Показатель 1.10 "Количество ежегодных мероприятий по экологическому просвещению и образованию, проводимых на территории Ростовской области в рамках дней защиты от экологической опасности" - плановое значение - 5 070 единиц, фактическое значение - 5 070 единиц.
Показатель 1.11 "Доля населения, вовлеченного в мероприятия по экологическому просвещению, в общей численности населения Ростовской области" - плановое значение - 18,1 процента, фактическое значение - 18,1 процента.
Показатель 2.2 "Пески (строительные и силикатные), песчано-гравийные материалы, прирост запасов" - плановое значение - 5 млн куб. метров, фактическое значение - 7,456 млн куб. метров. Превышение планового значения показателя обосновано увеличением объема выполненных недропользователями геологоразведочных работ вследствие повышенного спроса на пески строительные в связи с ростом объемов строительства.
Показатель 2.3 "Количество государственных экспертиз запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения" - плановое значение - 30 единиц, фактическое значение - 34 единицы. Превышение планового значения показателя обосновано увеличением количества обращений за оказанием данной государственной услуги.
Показатель 3.1 "Количество бассейнов водных объектов, на которых осуществляется мониторинг водных объектов в рамках полномочий Ростовской области" - плановое значение - 15 единиц, фактическое значение - 21 единица. В 2023 году увеличена сеть водных объектов, включенных в программу государственного мониторинга, в рамках предусмотренных ассигнований.
Показатель 3.2 "Доля водопользователей, осуществляющих использование водных объектов на основании предоставленных в установленном порядке прав пользования, в общем количестве пользователей, осуществление водопользования которыми предусматривает приобретение прав пользования водными объектами" - плановое значение - 95,8 процента, фактическое значение - 96,72 процента. Превышение планового значения показателя обосновано оформлением права пользования водными объектами новыми водопользователями.
Показатель 3.4 "Протяженность береговой линии водных объектов (участков водных объектов, испытывающих антропогенное воздействие), для которых установлены (нанесены на землеустроительные карты) водоохранные зоны водных объектов" - плановое значение - 259 километров, фактическое значение - 259 километров.
Показатель 3.7 "Площадь восстановленных водных объектов Ростовской области" - плановое значение - 8,5 гектара, фактическое значение - 8,5 гектара (по результатам мероприятий, выполненных в 2020 году).
Показатель 3.8 "Численность населения Ростовской области, улучшившего экологические условия проживания вблизи водных объектов" - плановое значение - 789 000 человек, фактическое значение - 872 989 человек. Фактическая численность населения учтена в соответствии с информацией администрации г. Таганрога о количество населения, проживающего в радиусе 30 километров от водного объекта балка Большая Черепаха (332,189 тыс. человек).
Показатель 3.9 "Протяженность расчищенных участков русел рек Ростовской области" - плановое значение - 63,95 километра, фактическое значение - 63,95 километра.
Показатель 3.10 "Доля гидротехнических сооружений, в том числе бесхозяйных, имеющих безопасное техническое состояние, в общем числе гидротехнических сооружений, в том числе бесхозяйных" - плановое значение - 77,7 процента, фактическое значение - 77,7 процента.
Показатель 3.11 "Доля гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние" - плановое значение - 0,054 процента, фактическое значение - 0,054 процента.
Показатель 3.12 "Количество гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в текущем году в безопасное техническое состояние" - плановое значение - 2 единицы, фактическое значение - 2 единицы.
Показатель 3.13 "Численность населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, нарастающим итогом, тысяча человек" - плановое значение - 1,030 тыс. человек, фактическое значение - 1,030 тыс. человек.
Показатель 4.1 "Доля лесных пожаров, ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения, в общем количестве лесных пожаров" - плановое значение - 79,7 процента, фактическое значение - 95,0 процента. Превышение планового значения показателя обосновано оперативностью выполнения мероприятий по тушению пожаров: на территории Ростовской области в 2023 году зарегистрировано 20 лесных пожаров, 19 из которых ликвидированы в течение суток с момента их обнаружения.
Показатель 4.2 "Доля площади погибших и поврежденных лесных насаждений с учетом проведенных мероприятий по защите леса в общей площади земель лесного фонда, занятых лесными насаждениями" - плановое значение (максимально допустимое) - 12,626 процента, фактическое значение - 4,860 процента. Превышение планового значения показателя обусловлено проведением мероприятий по охране и защите лесов.
Показатель 4.4 "Отношение фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины" - плановое значение - 46,9 процента, фактическое значение - 91,1 процента. Перевыполнение показателя обусловлено разработкой горельников прошлых лет.
Показатель 4.5 "Объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 гектар земель лесного фонда" - плановое значение - 83 рубля, фактическое значение - 86 рублей.
Показатель 4.6 "Доля площади земель лесного фонда, переданных в пользование, в общей площади земель лесного фонда" - плановое значение - 1,4 процента, фактическое значение - 1,8 процента. Увеличение площади земель, переданных в пользование, обосновано заключением новых договоров.
Показатель 4.7 "Отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений в Ростовской области" - плановое значение - 100,0 процента, фактическое значение - 187,1 процента. Превышение планового значения показателя обусловлено увеличением площади посадки лесных культур.
Показатель 4.8 "Количество патрулирований территории лесного фонда Ростовской области" - плановое значение - 7 008 единиц, фактическое значение - 7 190 единиц.
Показатель 4.9 "Отношение количества случаев с установленными нарушителями лесного законодательства к общему количеству зарегистрированных случаев нарушений лесного законодательства" - плановое значение - 98,2 процентов, фактическое значение - 99,3 процента.
Показатель 4.10 "Средняя численность должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), на 50 тыс. гектаров земель лесного фонда" - плановое значение - 20,24 человека, фактическое значение - 20,24 человека.
Показатель 4.11 "Доля выписок, предоставленных гражданам и юридическим лицам, обратившимся в орган государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений за получением государственной услуги по предоставлению выписки из государственного лесного реестра, в общем количестве принятых заявок на предоставление данной услуги" - плановое значение - 99,3 процента, фактическое значение - 99,4 процента.
Показатель 4.13 "Площадь лесовосстановления и лесоразведения в Ростовской области" - плановое значение - 1,9 тыс. гектара, фактическое значение - 1,9 тыс. гектара.
Показатель 4.14 "Количество выращенного посадочного материала лесных растений в Ростовской области" - плановое значение - 6,9 млн штук, фактическое значение - 6,9 млн штук.
Показатель 4.15 "Площадь лесных пожаров на землях лесного фонда" плановое значение - 1 245,57 гектара, фактическое значение - 266,70 гектара. Целевой показатель по сокращению площади лесных пожаров на землях лесного фонда на территории Ростовской области в 2023 году не превышен. Это обусловлено тем, что из 20 лесных пожаров 19 потушены в течение первых суток, а также проведением профилактических мероприятий по предупреждению возникновения и распространения лесных пожаров.
Показатель 5.2 "Доля обезвреженных и утилизированных отходов производства и потребления в общем количестве образующихся отходов I - IV классов опасности" - плановое значение - 195 процентов, ожидаемое значение - 195 процентов. Фактическое значение возможно рассчитать не ранее 29 апреля 2024 г. после представления Черноморо-Азовским морским управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования сводных данных годовой формы федерального статистического наблюдения N 2-ТП отходы "Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления", необходимых для расчета данного показателя.
Показатель 5.3 "Доля твердых коммунальных отходов, подлежащих раздельному накоплению, в общем количестве образовавшихся твердых коммунальных отходов" - плановое значение - 3,0 процента, фактическое значение - 4,4 процента.
Показатель 5.6 "Количество разработанных электронных моделей территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Ростовской области" - плановое значение - 1 единица, фактическое значение - 1 единица.
Показатель 5.7 "Количество ликвидированных несанкционированных свалок в границах городов" - плановое значение - 2 штуки, фактическое значение - 0. Показатель не выполнен, так как не завершены работы по рекультивации по объектам в г. Донецке и г. Цимлянске.
Показатель 5.8 "Численность населения, качество жизни которого улучшится в связи с ликвидацией несанкционированных свалок в границах городов" - плановое значение - 79,44 тыс. человек, фактическое значение - 0. Показатель не выполнен, так как не завершены работы по рекультивации по объектам в г. Донецке и г. Цимлянске.
Показатель 5.9 "Доля направленных на захоронение твердых коммунальных отходов, в том числе прошедших обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов" - плановое значение - 94,0 процента, фактическое значение - 92,3 процента (сформировано по данным региональных операторов по обращению с ТКО). Показатель направлен на снижение доли направляемых на захоронение твердых коммунальных отходов, в том числе прошедших обработку (сортировку).
Показатель 5.10 "Доля информационных материалов по повышению культуры раздельного накопления твердых коммунальных отходов, распространенных среди населения, к общему числу изготовленных информационных материалов" - плановое значение - 100 процентов, фактическое значение - 100 процентов.
Показатель 5.11 "Доля импорта оборудования для обработки и утилизации твердых коммунальных отходов" - плановое значение - 37 процентов, фактическое значение - 0. Показатель направлен на снижение. В 2023 году оборудование по обработке (сортировке) и утилизации не вводилось в эксплуатацию.
Показатель 5.12 "Доля направленных на утилизацию отходов, выделенных в результате раздельного накопления и обработки (сортировки) твердых коммунальных отходов, в общей массе образованных твердых коммунальных отходов" - плановое значение - 6,0 процента, фактическое значение - 7,7 процента. Показатель перевыполнен. Фактическое значение сформировано по данным региональных операторов по обращению с ТКО.
Показатель 5.13 "Доля твердых коммунальных отходов, направленных на обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов" - плановое значение - 49 процентов, фактическое значение - 62 процента. Показатель перевыполнен. Фактическое значение сформировано по данным региональных операторов по обращению с ТКО.
Показатель 5.14 "Доля населения, охваченного услугой по обращению с твердыми коммунальными отходами" - плановое значение - 90 процентов, фактическое значение - 90 процентов (по данным региональных операторов по обращению с ТКО).
Показатель 5.16 "Количество реализованных инициативных проектов" - плановое значение - 2 единицы, фактическое значение - 2 единицы.
Показатель 6.1 "Уровень освоения бюджетных средств, выделенных на реализацию государственной программы" - плановое значение - 95,0 процента, фактическое значение - 91,8 процента. Степень достижения показателя составляет 96,6 процента. Основная сумма неосвоенных средств областного и федерального бюджетов сложилась по мероприятиям подпрограммы 5.
Показатель 6.2 "Доля гражданских служащих управления лесного хозяйства минприроды Ростовской области, прошедших повышение квалификации в течение последних трех лет" - плановое значение - 33,0 процента, фактическое значение - 71,3 процента. Количество гражданских служащих, прошедших повышение квалификации в отчетном году, определено в соответствии с объемом бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете на 2023 год (постановление Правительства Ростовской области от 27.02.2023 N 91 "Об областном государственном заказе на мероприятия по профессиональному развитию государственных гражданских служащих Ростовской области на 2023 год").
Показатель 6.3 "Количество разрешений на добычу охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях, выданных физическим лицам" - плановое значение - 5 820 единиц, фактическое значение - 7 675 единиц. Превышение планового значения показателя обосновано увеличением заявок охотников на выдачу разрешений на добычу охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях.
Сведения о достижении значений показателей приведены в приложении N 3 к отчету о реализации государственной программы за 2023 год.
Сведения о достижении значений показателей по муниципальным образованиям в Ростовской области приведены в приложении N 4 к отчету о реализации государственной программы за 2023 год.
6. Результаты оценки эффективности реализации государственной программы
6.1. Эффективность государственной программы определяется на основании степени выполнения целевых показателей, основных мероприятий и оценки бюджетной эффективности государственной программы:
6.1.1. Степень достижения целевых показателей государственной программы, подпрограмм государственной программы:
степень достижения целевого показателя 1 составляет 1,00;
степень достижения целевого показателя 2 составляет 1,24;
степень достижения целевого показателя 4 составляет 1,00;
степень достижения целевого показателя 5 составляет 1,28;
степень достижения целевого показателя 6 составляет 1,00 (предварительная оценка);
степень достижения целевого показателя 1.1.1 составляет 1,28;
степень достижения целевого показателя 1.2 составляет 1,01;
степень достижения целевого показателя 1.3 составляет 1,00;
степень достижения целевого показателя 1.4 составляет 1,00 (предварительная оценка);
степень достижения целевого показателя 1.4.1 составляет 1,00;
степень достижения целевого показателя 1.4.2 составляет 1,00;
степень достижения целевого показателя 1.4.3 составляет 1,00;
степень достижения целевого показателя 1.4.4. составляет 1,00;
степень достижения целевого показателя 1.5.1 составляет 1,00;
степень достижения целевого показателя 1.5.2 составляет 1,00;
степень достижения целевого показателя 1.6 составляет 1,00;
степень достижения целевого показателя 1.7.1 составляет 1,47;
степень достижения целевого показателя 1.7.2 составляет 1,27;
степень достижения целевого показателя 1.7.3 составляет 1,60;
степень достижения целевого показателя 1.7.4 составляет 1,44;
степень достижения целевого показателя 1.7.5 составляет 1,31;
степень достижения целевого показателя 1.7.6 составляет 1,31;
степень достижения целевого показателя 1.8.1 составляет 1,00;
степень достижения целевого показателя 1.8.2 составляет 3,24;
степень достижения целевого показателя 1.8.3 составляет 1,41;
степень достижения целевого показателя 1.9 составляет 1,00;
степень достижения целевого показателя 1.10 составляет 1,00;
степень достижения целевого показателя 1.11 составляет 1,00;
степень достижения целевого показателя 2.2 составляет 1,49;
степень достижения целевого показателя 2.3 составляет 1,13;
степень достижения целевого показателя 3.1 составляет 1,40;
степень достижения целевого показателя 3.2 составляет 1,01;
степень достижения целевого показателя 3.4 составляет 1,00;
степень достижения целевого показателя 3.7 составляет 1,00;
степень достижения целевого показателя 3.8 составляет 1,11;
степень достижения целевого показателя 3.9 составляет 1,00;
степень достижения целевого показателя 3.10 составляет 1,00;
степень достижения целевого показателя 3.11 составляет 1,00;
степень достижения целевого показателя 3.12 составляет 1,00;
степень достижения целевого показателя 3.13 составляет 1,00;
степень достижения целевого показателя 4.1 составляет 1,19;
степень достижения целевого показателя 4.2 составляет 2,60;
степень достижения целевого показателя 4.4 составляет 1,94;
степень достижения целевого показателя 4.5 составляет 1,04;
степень достижения целевого показателя 4.6 составляет 1,29;
степень достижения целевого показателя 4.7 составляет 1,87;
степень достижения целевого показателя 4.8 составляет 1,03;
степень достижения целевого показателя 4.9 составляет 1,01;
степень достижения целевого показателя 4.10 составляет 1,00;
степень достижения целевого показателя 4.11 составляет 1,00;
степень достижения целевого показателя 4.13 составляет 1,00;
степень достижения целевого показателя 4.14 составляет 1,00;
степень достижения целевого показателя 4.15 составляет 4,67;
степень достижения целевого показателя 5.2 составляет 1,00 (предварительная оценка);
степень достижения целевого показателя 5.3 составляет 1,47;
степень достижения целевого показателя 5.6 составляет 1,00;
степень достижения целевого показателя 5.7 составляет 0,00;
степень достижения целевого показателя 5.8 составляет 0,00;
степень достижения целевого показателя 5.9 составляет 1,02;
степень достижения целевого показателя 5.10 составляет 1,00;
степень достижения целевого показателя 5.11 составляет 1,00;
степень достижения целевого показателя 5.12 составляет 1,28;
степень достижения целевого показателя 5.13 составляет 1,27;
степень достижения целевого показателя 5.14 составляет 1,00;
степень достижения целевого показателя 5.16 составляет 1,00;
степень достижения целевого показателя 6.1 составляет 0,97;
степень достижения целевого показателя 6.2 составляет 2,16;
степень достижения целевого показателя 6.3 составляет 1,32.
По показателям 6, 1.4 и 5.2 приведена предварительная оценка степени их достижения, поскольку фактические значения данных показателей могут быть определены: не ранее 15 апреля 2024 г. после опубликования в единой межведомственной информационно-статистической системе (ЕМИСС) информации о показателе "Качество окружающей среды" (показатель 6); не ранее 21 марта 2024 г. после представления Черноморо-Азовским морским управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования сводных данных годовой формы федерального статистического наблюдения N 2-ТП (воздух) "Сведения об охране атмосферного воздуха", необходимых для расчета показателя 1.4; не ранее 29 апреля 2024 г. после представления Черноморо-Азовским морским управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования сводных данных годовой формы федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления", необходимых для расчета показателя 5.2.
Суммарная оценка степени достижения целевых показателей государственной программы составляет 0,97 (66/68), что характеризует высокий уровень эффективности реализации государственной программы по степени достижения целевых показателей.
6.1.2. Степень реализации основных мероприятий, финансируемых за счет всех источников финансирования, оценивается как доля основных мероприятий, выполненных в полном объеме.
Степень реализации основных мероприятий составляет 0,88 (28/32), что характеризует удовлетворительный уровень реализации государственной программы по степени реализации основных мероприятий.
6.1.3. Бюджетная эффективность реализации государственной программы рассчитывается в несколько этапов.
6.1.3.1. Степень реализации основных мероприятий, финансируемых за счет средств областного бюджета, безвозмездных поступлений в областной бюджет и местных бюджетов, оценивается как доля мероприятий, выполненных в полном объеме.
Степень реализации основных мероприятий государственной программы составляет 0,90 (26/29).
6.1.3.2. Степень соответствия запланированному уровню расходов за счет средств областного бюджета, безвозмездных поступлений в областной бюджет и местных бюджетов оценивается как отношение фактически произведенных в отчетном году бюджетных расходов на реализацию государственной программы к их плановым значениям.
Степень соответствия запланированному уровню расходов:
2 879 946,8 тыс. рублей / 3 136 838,0 тыс. рублей = 0,92.
6.1.3.3. Эффективность использования средств областного бюджета рассчитывается как отношение степени реализации основных мероприятий к степени соответствия запланированному уровню расходов за счет средств областного бюджета, безвозмездных поступлений в областной бюджет и местных бюджетов.
Эффективность использования финансовых ресурсов на реализацию государственной программы:
0,90 / 0,92 = 0,98, в связи с чем бюджетная эффективность государственной программы является высокой.
Уровень реализации государственной программы в целом:
0,97 х 0,5 + 0,88 х 0,3 + 0,98 х 0,2 = 0,95, в связи с чем уровень реализации государственной программы является высоким.
6.2. В результате реализации государственной программы по основным мероприятиям, исполненным в 2023 году в полном объеме, сложилась экономия средств областного и федерального бюджетов в сумме 10 520,5 тыс. рублей, в том числе:
1 577,4 тыс. рублей - экономия в результате проведения закупок;
4 952,5 тыс. рублей - экономия в процессе выполнения работ;
269,0 тыс. руб. - невостребованные средства на проведение государственной экспертизы запасов общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения;
3 721,4 тыс. рублей - экономия по расходам на содержание аппарата минприроды Ростовской области (3 522,5 - экономия в связи с превышением предельной базы для обложения страховыми взносами (регресс), а также уменьшением численности получателей компенсации на лечение по сравнению с запланированной; 198,9 тыс. рублей - невостребованные средства в связи с неиспользованием сотрудниками минприроды Ростовской области права на санаторно-курортное обеспечение, неиспользованием средств, запланированных на оплату командировочных расходов, на выплату единовременного пособия за полные годы стажа гражданской службы уволенным пенсионерам, на оплату налогов);
0,2 тыс. рублей - округление сумм бюджетных ассигнований.
6.3. В 2023 году реализация ряда основных мероприятий (приоритетных основных мероприятий) осуществлялась с привлечением субсидий из федерального бюджета:
реализация основного мероприятия 3.4 "Осуществление мероприятий по защите от негативного воздействия вод посредством обеспечения безопасности ГТС" осуществлялась с привлечением субсидии федерального бюджета на капитальный ремонт гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности, и бесхозяйных гидротехнических сооружений. В соответствии соглашением о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 24.12.2022 N 052-09-2023-030 (с учетом дополнительных соглашений) предельный уровень софинансирования расходного обязательства Ростовской области из федерального бюджета в 2023 году составлял 83 процента, софинансирование из областного бюджета - не менее 17 процентов. Установленный уровень софинансирования соблюден. Софинансирование за счет средств местных бюджетов соответствует уровню софинансирования, установленному постановлением Правительства Ростовской области от 28.12.2011 N 302 "Об уровне софинансирования субсидий местным бюджетам для софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения";
реализация приоритетного основного мероприятия 5.8 "Ликвидация несанкционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда окружающей среде (в рамках регионального проекта "Чистая страна (Ростовская область)" осуществлялась с привлечением субсидии из федерального бюджета на ликвидацию несанкционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда окружающей среде. В соответствии с соглашением о предоставлении субсидии из федерального бюджета субъекту Российской Федерации от 28.12.2022 N 051-09-2022-011 (с учетом дополнительных соглашений) предельный уровень софинансирования расходного обязательства Ростовской области из федерального бюджета в 2023 году составлял 83 процента, софинансирование из областного бюджета - не менее 17 процентов. Установленный уровень софинансирования соблюден. Софинансирование за счет средств местных бюджетов соответствует уровню софинансирования, установленному постановлением Правительства Ростовской области от 28.12.2011 N 302 "Об уровне софинансирования субсидий местным бюджетам для софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения".
Государственной программой в 2023 году были предусмотрены субсидии из областного бюджета местным бюджетам по направлениям:
на капитальный ремонт ГТС, находящихся в муниципальной собственности. Указанная субсидия предоставлена бюджету Красносулинского района;
на разработку проектов рекультивации загрязненных земельных участков (полигонов ТКО). Указанные субсидии предоставлены бюджетам г. Каменска-Шахтинского, Белокалитвинского, Заветинского, Кашарского, Константиновского, Матвеево-Курганского, Милютинского, Морозовского, Мясниковского, Пролетарского и Шолоховского районов;
на рекультивацию загрязненных земельных участков (полигонов ТКО). Указанные субсидии предоставлены бюджетам Матвеево-Курганского и Песчанокопского районов;
на обустройство (создание) мест (площадок) накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов и приобретение контейнеров и/или бункеров для накопления твердых коммунальных отходов и/или крупногабаритных отходов. Указанные субсидии предоставлены бюджету г. Каменска-Шахтинского;
на закупку контейнеров для раздельного накопления ТКО, устанавливаемых на контейнерных площадках, включенных в реестр мест (площадок) накопления ТКО. Указанные субсидии предоставлены бюджетам Куйбышевского и Неклиновского районов;
на реализацию инициативных проектов. Указанные субсидии предоставлены бюджетам Белокалитвинского и Боковского районов.
По всем перечисленным направлениям предоставления субсидий из областного бюджета фактический уровень софинансирования расходных обязательств муниципальных образований (с учетом средств внебюджетных источников) соответствует уровню софинансирования, установленному постановлением Правительства Ростовской области от 28.12.2011 N 302 "Об уровне софинансирования субсидий местным бюджетам для софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения".
6.4. Подведомственными минприроды Ростовской области государственными учреждениями ГБУ РО "Дирекция", ГБУ РО "УВХК" и ГАУ РО "Лес" в 2023 году получены доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в сумме 95 889,4 тыс. рублей, на реализацию государственной программы направлено 91 459,1 тыс. рублей (с учетом остатка денежных средств на 1 января 2023 г.).
7. Предложения по дальнейшей реализации государственной программы
С учетом фактически сложившегося за 2023 год значения показателя "Общее количество проведенных профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий" 1 023 единицы (127,9 процента к плану), предлагается увеличить плановые значения данного показателя и установить их по годам: 2024 год - 1 050 единиц, 2025 год - 1 100 единиц, 2026 год - 1 150 единиц, 2027 год - 1 200 единиц, 2028 год - 2 250 единиц, 2029 год - 1 300 единиц, 2030 год - 1 350 единиц.
Примечание.
Список используемых сокращений:
г. - город;
б. - балка;
км - километр;
куб. - кубический;
р. - река;
ТКО - твердые коммунальные отходы;
х. - хутор.
Начальник управления |
В.В. Лозин |
Текст нумерационного заголовка приводится в соответствии с источником
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.