Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению Правительства
Самарской области
от 26.03.2024 N 197
Порядок
предоставления субсидий из областного бюджета местным бюджетам на реализацию мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок определяет механизм, условия предоставления и расходования субсидий, предоставляемых из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Самарской области, в том числе формируемых за счет поступающих в областной бюджет в соответствии с федеральным законодательством средств публично-правовой компании "Фонд развития территорий" (далее - Фонд), на реализацию мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в рамках государственной программы Самарской области "Переселение граждан из аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда", утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 29.03.2019 N 179 (далее соответственно - муниципальное образование, субсидии, Государственная программа).
В целях настоящего Порядка используются следующие основные понятия:
дом блокированной застройки - жилой дом, блокированный с другим жилым домом (другими жилыми домами) в одном ряду общей боковой стеной (общими боковыми стенами) без проемов и имеющий отдельный выход на земельный участок (далее - ДБЗ);
перечень аварийных многоквартирных домов, признанных таковыми до 1 января 2017 года, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Самарской области - представленный в приложении 1 к адресной программе Самарской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года" до 2024 года, утвержденной распоряжением Правительства Самарской области от 24.02.2022 N 51-р, сформированный в разрезе муниципальных образований на основании сведений автоматизированной информационной системы "Реформа ЖКХ" перечень многоквартирных домов (далее соответственно - Перечень 1, адресная программа);
перечень ДБЗ, признанных непригодными для проживания на территории Самарской области, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки на переселение граждан из непригодного для проживания жилищного фонда на территории Самарской области - утвержденный распоряжением Правительства Самарской области сформированный в разрезе муниципальных образований на основании сведений автоматизированной информационной системы "Реформа ЖКХ" перечень ДБЗ (далее - Перечень 2).
1.2. Предоставление субсидий осуществляется министерством строительства Самарской области (далее - министерство) в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета на текущий финансовый год в пределах лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидий, доведенных до министерства в установленном порядке.
1.3. Субсидии предоставляются муниципальным образованиям в целях со финансирования расходных обязательств муниципальных образований по переселению граждан из жилых домов, указанных в Перечне 1 и Перечне 2 (далее соответственно - расходные обязательства, Перечни домов).
1.4. При переселении граждан из жилых домов, указанных в Перечне 1, субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований по вопросам местного значения, на реализацию следующих мероприятий (далее - мероприятия):
строительство жилых домов;
приобретение жилых помещений в построенных жилых домах у застройщиков;
приобретение жилых помещений в строящихся жилых домах у застройщиков;
приобретение жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками;
выплату гражданам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации;
предоставление дополнительных мер государственной поддержки по обеспечению жилыми помещениями собственников жилых помещений в аварийных многоквартирных жилых домах, признанных таковыми до 1 января 2017 года.
1.5. При переселении граждан из жилых домов, указанных в Перечне 2, субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований по вопросам местного значения, на реализацию мероприятий по выплате гражданам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в непригодный для проживания жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
1.6. Критерием отбора муниципальных образований для участия в Государственной программе в целях получения субсидий является наличие аварийных многоквартирных домов, признанных таковыми до 1 января 2017 года, и непригодных для проживания домов блокированной застройки (далее - ДБЗ), включенных в Перечни домов.
При этом в первую очередь подлежат переселению граждане из многоквартирных домов и ДБЗ, дата признания которых аварийными (непригодными для проживания) и подлежащими сносу или реконструкции более ранняя, чем у других аварийных (непригодных для проживания) домов.
В досрочном (внеочередном) порядке подлежат расселению многоквартирные дома и ДБЗ из Перечней домов:
при наличии судебных решений, предписывающих досрочное расселение домов или отдельных жилых помещений в таких домах;
при наличии угрозы их обрушения, что подтверждается решениями муниципальных комиссий по, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.
1.7. В Перечнях домов определена планируемая дата окончания переселения граждан из каждого аварийного многоквартирного дома, а также непригодных для проживания ДБЗ.
В целях непрерывного планирования заблаговременного проведения мероприятий, направленных на информирование граждан, и согласования с ними способов и иных условий переселения из аварийного (непригодного для проживания) жилищного фонда муниципальным образованиям необходимо провести разъяснительную работу с собственниками жилых помещений, проживающими в аварийных многоквартирных домах, а также в непригодных для проживания ДБЗ, об условиях, сроках, порядке переселения, порядке изъятия жилых помещений и размере возмещения за изымаемые (передаваемые) жилые помещения для выявления пожеланий собственников помещений в указанных домах о способе и иных условиях их переселения.
На основании Перечня 1 органам местного самоуправления муниципальных образований необходимо оценить степень готовности к реализации мероприятий Государственной программы (состояние рынка жилья для принятия решения о целесообразности строительства жилых помещений либо о приобретении жилых помещений у застройщика и (или) на вторичном рынке жилья, степень готовности земельных участков для строительства жилья, наличие свободного муниципального жилищного фонда, возможность формирования территорий под развитие).
На основании информации, полученной в результате проведенной работы с гражданами, оценки рынка жилья, а также информации о стоимости одного квадратного метра приобретения и строительства жилых помещений, наличии договоров развития застроенных территорий и свободного муниципального фонда органы местного самоуправления муниципальных образований проводят сравнительный анализ и сравнительную оценку экономической эффективности каждого из способов переселения на ближайшие три года реализации программных мероприятий и ежегодно по состоянию на 1 августа отчетного года направляют предложения в министерство.
Министерство осуществляет формирование мероприятий Государственной программы с учетом предложений муниципальных образований.
Объемы расселяемых жилых помещений и количество переселяемых граждан в случае необходимости подлежат уточнению.
Гражданам, проживающим в аварийном жилом помещении по договору социального найма, предоставляется аналогичное (равнозначное) жилое помещение на тех же условиях.
Аналогичным (равнозначным) жилым помещением признается жилое помещение, не ухудшающее условия проживания граждан, проживающих в расселяемых жилых помещениях, и имеющее общую площадь не менее общей площади расселяемого жилого помещения.
2. Определение размера субсидии
2.1. Размер субсидии каждому муниципальному образованию определяется расчетным путем исходя из общего объема предусмотренных Государственной программой средств и общей площади расселяемых жилых помещений.
2.2. Распределение субсидий осуществляется в соответствии с законом Самарской области об областном бюджете на соответствующий год и на плановые периоды.
2.3. Общий объем финансирования мероприятий из областного бюджета и местных бюджетов на выполнение мероприятий по переселению граждан из жилых домов, указанных в Перечне 1, определяется как произведение общей площади аварийного жилья и стоимости одного квадратного метра по формуле
R=QS,
где R - общий объем финансирования;
Q - объем аварийного жилищного фонда, переселение из которого осуществляется в рамках мероприятий;
S - показатель средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади приобретаемого жилого помещения.
Показатель средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения утверждается соответствующим нормативным правовым актом Правительства Самарской области на первый год реализации этапа адресной программы.
Финансирование расходов на оплату разницы между стоимостью муниципального контракта на строительство домов или приобретение жилых помещений, соглашения о выплате гражданам возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и объемом финансирования, рассчитанным как произведение площади расселяемого жилого помещения на установленный показатель средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, осуществляется за счет средств местного бюджета.
Субсидии на реализацию мероприятий, в том числе формируемые с учетом средств Фонда, предоставляются в рамках каждого этапа адресной программы исходя из следующего процентного соотношения:
95% - средства Фонда и областного бюджета;
5% - средства местного бюджета муниципального образования.
Финансирование, в том числе авансовых платежей, расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований по вопросам местного значения, на реализацию отдельных мероприятий, указанных в пункте 1.4 настоящего Порядка, осуществляется в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств без применения указанного процентного соотношения.
2.4. Общий объем финансирования мероприятий из областного бюджета и местных бюджетов на выполнение мероприятий по переселению граждан из жилых домов, указанных в Перечне 2, определяется как произведение общей площади непригодного для проживания жилья и стоимости одного квадратного метра по формуле
R=QS,
где R - общий объем финансирования;
Q - объем непригодного для проживания жилищного фонда, переселение из которого осуществляется в рамках мероприятий;
S - показатель средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади приобретаемого жилого помещения.
Показатель средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения утверждается соответствующим нормативным правовым актом Правительства Самарской области на очередной финансовый год.
Субсидии на переселение из непригодных для проживания ДБЗ предоставляются исходя из следующего процентного соотношения:
95% - средства областного бюджета;
5% - средства местного бюджета муниципального образования.
Финансирование, в том числе авансовых платежей, расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований по вопросам местного значения, на реализацию отдельных мероприятий, указанных в пункте 1.5 настоящего Порядка, осуществляется в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств без применения указанного процентного соотношения.
3. Предоставление и расходование субсидии
3.1. В целях получения субсидии органы местного самоуправления муниципальных образований направляют в министерство заявление о предоставлении субсидии, подписанное руководителем уполномоченного органа местного самоуправления муниципального образования, содержащее запрашиваемый объем субсидии.
К заявлению о предоставлении субсидии прилагаются копии муниципального контракта и (или) заключенного соглашения, обосновывающих запрашиваемый объем субсидии.
3.2. Министерство рассматривает заявление и документы, указанные в пункте 3.1 настоящего Порядка, в течение 7 календарных дней со дня их поступления и принимает решение о предоставлении муниципальному образованию субсидии или об отказе в ее предоставлении.
3.3. Основаниями для отказа в предоставлении субсидии являются:
несоответствие муниципального образования критерию, установленному пунктом 1.5 настоящего Порядка;
предоставление неполного пакета документов, указанных в пункте 3.1 настоящего Порядка.
В случае принятия решения об отказе в предоставлении субсидии министерство в течение 30 календарных дней со дня направления муниципальным образованием заявления, указанного в пункте 3.1 настоящего Порядка, направляет в письменной форме в адрес уполномоченного органа местного самоуправления муниципального образования мотивированный отказ.
3.4. Соглашение между министерством и уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования о предоставлении субсидии (далее - соглашение) заключается в соответствии с требованиями статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации по форме, утвержденной приказом министерства управления финансами Самарской области от 19.11.2019 N 01-07/74 "Об утверждении типовой формы соглашения о предоставлении субсидии из областного бюджета местным бюджетам в Самарской области".
3.5. Условиями предоставления муниципальным образованиям субсидий на выполнение мероприятий по переселению граждан из жилых домов, указанных в Перечне 1, по направлениям, указанным в абзаце втором пункта 3.8 настоящего Порядка, являются:
наличие адресной программы муниципального образования по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, аналогичной адресной программе, с указанием перечня подлежащих сносу или реконструкции многоквартирных домов, включенных в адресную программу;
осуществление централизации закупок в соответствии со статьей 26 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Главным управлением организации торгов Самарской области (за исключением случаев, когда закупка товаров, работ и услуг осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд");
соответствие муниципального образования критерию, установленному пунктом 1.6 настоящего Порядка;
заключение между министерством и уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования соглашения.
Условиями предоставления муниципальным образованиям субсидий на выполнение мероприятий по переселению граждан из жилых домов, указанных в Перечне 1, по направлениям, указанным в абзацах третьем и четвертом пункта 3.8 настоящего Порядка, являются:
наличие адресной программы муниципального образования по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, аналогичной адресной программе, с указанием перечня подлежащих сносу или реконструкции многоквартирных домов, включенных в адресную программу;
соответствие муниципального образования критерию, установленному пунктом 1.6 настоящего Порядка;
заключение между министерством и уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования соглашения;
наличие соглашения о предоставлении возмещения за изымаемое жилое помещение;
наличие договора купли-продажи (договора долевого участия, договора уступки прав требования (цессии) по договору долевого участия).
Соглашение должно предусматривать согласие уполномоченного органа местного самоуправления муниципального образования на осуществление министерством и органами государственного финансового контроля Самарской области проверок соблюдения получателем субсидии условий, целей и порядка ее предоставления.
3.6. Условиями предоставления муниципальным образованиям субсидий на выполнение мероприятий по переселению граждан из жилых домов, указанных в Перечне 2, по направлениям, указанным в абзаце третьем пункта 3.9 настоящего Порядка, являются:
наличие у муниципального образования перечня ДБЗ, признанных непригодными для проживания на территории соответствующего муниципального образования, с указанием перечня подлежащих сносу или реконструкции ДБЗ, включенных в Перечень 2;
соответствие муниципального образования критерию, установленному пунктом 1.6 настоящего Порядка;
заключение между министерством и уполномоченным органом, местного самоуправления муниципального образования соглашения;
наличие соглашения о предоставлении возмещения за изымаемое жилое помещение.
3.7. Субсидии на выполнение мероприятий по переселению граждан из жилых домов, указанных в Перечне 1, расходуются:
на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, а также в жилых домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено), и строительство таких домов, в том числе для целей последующего предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма, или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, или договору найма жилого помещения маневренного фонда в связи с переселением из аварийного жилищного фонда, или договору мены с собственником жилого помещения аварийного жилищного фонда;
на выплату гражданам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации;
на предоставление дополнительных мер государственной поддержки по обеспечению жилыми помещениями собственников жилых помещений в аварийных многоквартирных жилых домах, признанных таковыми до 1 января 2017 года.
3.8. Субсидии на выполнение мероприятий по переселению граждан из жилых домов, указанных в Перечне 2, расходуются:
на выплату гражданам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в непригодный для проживания жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
3.9. Перечисление субсидии за счет средств областного бюджета осуществляется министерством в течение 10 рабочих дней после предоставления уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования заявления о перечислении субсидии и документов, указанных в пункте 3.1 настоящего Порядка, а в случае перечисления субсидии за счет средств, полученных от Фонда, - после отражения уполномоченным органом местного самоуправления соответствующих данных о заключенном муниципальном контракте в автоматизированной информационной системе "Реформа ЖКХ" и в течение 14 рабочих дней со дня поступления средств Фонда в областной бюджет.
Перечисление субсидии в размере 100% от общего объема финансирования, предусмотренного министерству на текущий финансовый год, осуществляется по мере возникновения обязательств органов местного самоуправления по оплате заключенных муниципальных контрактов (соглашений об изъятии жилых помещений) или подлежащих исполнению обязательств по оплате заключенных муниципальных контрактов (соглашений об изъятии жилых помещений). При этом в сумме исполненных или подлежащих исполнению обязательств по оплате заключенных муниципальных контрактов (соглашений об изъятии жилых помещений) учитываются исполненные или подлежащие исполнению следующие обязательства:
авансы (в том числе промежуточные авансовые платежи, если они предусмотрены в договорах на приобретение жилых помещений в строящемся доме и производятся поэтапно, по мере достижения определенной муниципальным контрактом стадии строительной готовности объекта);
платежи на счета эскроу;
обязательства по оплате полученного жилого помещения (по оплате возмещения за изъятие жилого помещения и дополнительной выплаты к ней).
3.10. Уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования ежемесячно в срок не позднее 25 числа представляет в министерство заявление о перечислении субсидии с указанием объема необходимых средств, а также документы и информацию на бумажном носителе и в электронном виде, подтверждающие оплату доли софинансирования за счет местного бюджета (копии платежных поручений, подтверждающих оплату доли софинансирования за счет местного бюджета, с указанием муниципальных контрактов и (или) заключенного соглашения, указанных в пункте 3.1 настоящего Порядка).
Копии указанных в настоящем пункте документов заверяются уполномоченными лицами органов местного самоуправления муниципальных образований.
4. Целевые показатели результативности
4.1. Уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования обеспечивает предоставление в министерство отчетов о достижении значений целевых показателей результативности предоставления субсидии и о расходах, в целях софинансирования которых предоставлена субсидия в порядке, сроки и по формам, которые определены соглашением.
Целевыми показателями результативности предоставления субсидии являются объем расселяемой общей площади и численность расселяемых граждан.
5. Заключительные положения
5.1. В случае нарушения уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования условий настоящего Порядка субсидия подлежит возврату в областной бюджет в течение 30 календарных дней со дня получения уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования письменного требования министерства о возврате субсидии.
5.2. В случае если субсидия не возвращена в установленный срок, она взыскивается в доход областного бюджета в порядке, установленном действующим законодательством.
5.3. Министерство осуществляет обязательную проверку соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии ее получателем.
Органы государственного финансового контроля Самарской области при осуществлении государственного финансового контроля проводят обязательную проверку соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии ее получателем.
5.4. Органы местного самоуправления муниципальных образований несут. ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение настоящего Порядка, выполнения мероприятий Государственной программы в соответствии с условиями, которые определены соглашением.
<< Назад |
Приложение 2 >> Приложение 2 |
|
Содержание Постановление Правительства Самарской области от 26 марта 2024 г. N 197 "О внесении изменений в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.