Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Тюменской областной Думы
от 21.03.2024 N 991
Информация
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области о деятельности в 2023 году
(представлена в Тюменскую областную Думу руководителем Управления Росреестра по Тюменской области Кораблевым В.Г. 21.02.2024)
1. Нормотворческая деятельность Росреестра
С 2020 года Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) осуществляет полномочия по государственной политике и нормативному регулированию в сфере земли и недвижимости.
По инициативе ведомства принято 64 федеральных закона, из них 18 - в 2023 году, в числе которых следующие законы:
- разработанный в интересах садоводов и огородников, предусматривающий возможность использования земельных участков общего назначения для газоснабжения, теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, накопления и сбора твердых коммунальных отходов, охраны территории, для занятий физической культурой и спортом, отдыха и укрепления здоровья граждан (Федеральный закон от 14.04.2023 N 123-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации");
- предусматривающий предоставление суду сведений о фамилии, имени, отчестве должника в случае отсутствия таких сведений у взыскателя (истца) задолженности по оплате помещения, машино-места в многоквартирном доме, коммунальных услуг, взносов на капремонт, энергоресурсов (Федеральный закон от 18.03.2023 N 80-ФЗ "О внесении изменений в статью 60 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации");
- расширяющий положения "лесной амнистии", направленные на защиту имущественных прав граждан, чьи земельные участки пересекаются с лесным фондом, и завершение гармонизации сведений Единого государственного реестра недвижимости и государственного лесного реестра (Федеральный закон от 13.06.2023 N 248-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ("лесная амнистия 2.0");
- совершенствующий механизмы оформления прав на использование земельных участков, занятых линейными объектами, - "линейная амнистия" (Федеральный закон от 04.08.2023 N 430-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации");
- о гаражных объединениях, которым введены такие понятия, как территория гаражного назначения, гаражный комплекс и гараж (Федеральный закон от 24.07.2023 N 338-ФЗ "О гаражных объединениях и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступил в силу 1 октября 2023 года);
- дополнивший положения Гражданского кодекса Российской Федерации параграфом об общем имуществе собственников недвижимых вещей (Федеральный закон от 24.07.2023 N 351-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации");
- упростивший порядок регистрации прав на объекты незавершенного строительства, строительство и реконструкция которых осуществлялись за счет бюджетных средств (Федеральный закон от 24.07.2023 N 368-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости");
- предусматривающий возможность в упрощенном порядке снятия с кадастрового учета и прекращения прав в случае уничтожения объекта недвижимости вследствие боевых действий или в связи с наступлением чрезвычайных ситуаций. Расширен круг лиц, в отношении которых должны проводиться мероприятия по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости (наследники, члены ЖСК, лица, имеющие право на паенакопления, и др.). Также данным Законом установлен порядок постановки объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного, если в ходе проведенных мероприятий правообладатели не будут выявлены (Федеральный закон от 31.07.2023 N 397-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Также с 1 марта 2023 года вступили в силу положения Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации недвижимости), обеспечивающие дополнительную защиту персональных данных владельцев недвижимости - такие данные в выписках Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) предоставляются только с согласия правообладателя (Федеральный закон от 14.07.2022 N 266-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О персональных данных", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части четырнадцатой статьи 30 Федерального закона "О банках и банковской деятельности").
Продолжено осуществление законодательных мер социально-экономического характера, принятых в 2022 году. В сфере земли и недвижимости к данным мерам относятся положения Федерального закона от 14.03.2022 N 58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым:
- исключена двойная проверка наличия правоустанавливающих документов на землю при вводе объекта в эксплуатацию;
- исключена проверка соблюдения требований о наличии инженерной защиты таких объектов и сооружений, которая проводится на стадии строительства и при вводе объектов в эксплуатацию;
- в отношении объектов государственной и муниципальной собственности, права на которые возникли при разграничении государственной собственности в 1991 году, для кадастрового учета и регистрации прав может быть использована выписка из соответствующего реестра, что исключает необходимость обращения в суд за признанием права государственной или муниципальной собственности.
Положения Федерального закона от 30.12.2021 N 478-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ("дачная амнистия 2.0"), которые упростили для граждан оформление земли и находящихся на ней объектов недвижимости, а также обеспечили возможность сделать это в отношении таких случаев, по которым раньше нужно было обращаться в суд, а именно, стало возможным:
- наследникам оформить в собственность земельный участок, который был предоставлен гражданину до 30.10.2001 (до дня введения в действие Земельного кодекса РФ) на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования;
- приобрести права на жилые дома, построенные до 14.05.1998 и расположенные под ними земельные участки, по которым у граждан отсутствовали правоустанавливающие документы;
- оформить все необходимые документы в органах власти и местного самоуправления, при этом без уплаты госпошлины за регистрацию прав и без самостоятельного обращения в Росреестр - документы за граждан подают уполномоченные органы.
Реализация положений законодательства на территории Тюменской области осуществляется Управлением Росреестра по Тюменской области (далее - Управление) во взаимодействии с депутатами Тюменской областной Думы.
В 2023 году продолжено рассмотрение осуществления мероприятий, предусмотренных Федеральным законом от 30.12.2020 N 518-ФЗ о выявлении правообладателей (далее - Закон о выявлении правообладателей), на выездных совместных совещаниях Департамента имущественных отношений Тюменской области и Управления с главами муниципальных образований с участием председателя комитета Тюменской областной Думы по аграрным вопросам и земельным отношениям Ковина Владимира Анатольевича, представителей комитета.
Представители Управления принимают участие в работе Совета по повышению правовой культуры и юридической грамотности населения Тюменской области, в семинарах для депутатов Тюменской областной Думы по вопросам противодействия коррупции и представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; форумах, организуемых при поддержке Тюменской областной Думы, - форуме по недвижимости, форуме садоводов г. Тюмени и иных мероприятиях. Осуществляется подготовка в пределах компетенции информации и предложений по обращениям граждан, поступившим к депутатам Тюменской областной Думы.
2. Информация о подведомственных Росреестру учреждениях
С 01.01.2023 начала работу публично-правовая компания "Роскадастр" (далее - ППК "Роскадастр"), объединившая в единое предприятие ФГБУ "Центр геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных (ИПД), АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" и ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии". В течение 2023 года осуществлялись мероприятия по присоединению АО "Роскартография".
Среди полномочий компании - проведение геодезических и картографических работ, внесение в ЕГРН сведений о границах, предоставление сведений из ЕГРН и государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства (далее - Госфонд данных), выездной прием и курьерская доставка документов, научная деятельность. Компания является оператором информационных систем Росреестра.
В связи с передачей функционала по ведению архивного фонда в ППК "Роскадастр" Управлением проведены мероприятия по передаче архивов реестровых дел, документов Госфонда данных, а также помещений для их хранения в филиал ППК "Роскадастр" в Тюменской области (далее - Филиал ППК).
3. Реализация проектов Росреестра на территории Тюменской области
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2021 N 2148 утверждена государственная программа "Национальная система пространственных данных" (далее - ГП НСПД).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2022 N 1040 утверждено положение о федеральной государственной информационной системе "Единая цифровая платформа "Национальная система пространственных данных" (далее - ФГИС ЕЦП НСПД).
Президентом Российской Федерации 11.08.2022 по вопросам реализации ГП НСПД утвержден перечень поручений (далее - Перечень поручений Президента РФ N Пр-1424).
ГП НСПД - глобальный проект всероссийского масштаба, отечественный цифровой инструмент пространственного анализа, который объединит в себе множество разрозненных информационных систем о земле и недвижимости как федерального, так и регионального уровней.
Тюменская область вошла в число 31 региона-пилота, на территории которых в числе первых планируется реализовать сервисы цифровой платформы НСПД (ФГИС ЕЦП НСПД), основной направленностью которых является дальнейшее повышение эффективности управления территориями, доступности и комфортности получения услуг в сфере недвижимости.
Подготовительные мероприятия для начала информационного взаимодействия систем региона с цифровой платформой НСПД завершены в 2023 году.
Полный и точный реестр - это фундаментальная основа для реализации ГП НСПД и одно из основных направлений развития Росреестра. Качество и полнота данных ЕГРН существенным образом влияет на экономическую и социальную повестку региона.
Реализация мероприятий по исполнению Перечня поручений Президента N Пр-1424 осуществляется органами государственной власти и местного самоуправления области при непосредственном участии Управления.
В полном объеме в ЕГРН внесены сведения о границах между субъектами РФ, границах муниципальных образований, населенных пунктов и территориальных зон, сведения об объектах культурного наследия, сведения о границах зон затопления и подтопления. На 98,7% в ЕГРН внесены сведения о границах территорий объектов культурного наследия, на 97,1% - особо охраняемых природных территорий, на 84,6% - лесничеств.
Продолжена реализация Закона о выявлении правообладателей, количество ранее учтенных объектов без прав сократилось на 118 452, т.е. на 53,8% (221 587 по состоянию на 29.06.2021, 103 135 - на 31.12.2023).
На организацию проведения в 2023 году в Тюменской области комплексных кадастровых работ (далее - ККР) выделено 25 377,2 тыс. руб. (в т.ч. региональный бюджет - 21 398,0 тыс. руб., местные бюджеты - 3 979,2 тыс. руб.), что в 1,5 раза больше, чем в 2022 году (в 2022 году на проведение ККР выделено 16 952,9 тыс. руб., в том числе из средств регионального бюджета - 11 612,2 тыс. руб., из средств местных бюджетов - 5 340,7 тыс. руб.).
В связи с перевыполнением плана по проведению ККР на территории Тюменской области на 2023 год в 2,2 раза и образованием после завершения контрактации остатка денежных средств, предусмотренных на выполнение указанных видов работ, в сентябре 2023 года внесены изменения в бюджет Тюменской области и местные бюджеты, сумма средств на финансирование ККР составила 14 058,3 тыс. руб. (в том числе из средств регионального бюджета - 11 483,3 тыс. руб., из средств местных бюджетов - 2 575 тыс. руб.).
В 2023 году в Тюменской области ККР проводились на территории 22 муниципальных образований (Абатский, Аромашевский, Вагайский, Викуловский, Ишимский, Казанский, Нижнетавдинский, Омутинский, Сладковский, Сорокинский, Тобольский, Тюменский, Уватский, Упоровский, Юргинский, Ялуторовский муниципальные районы, города Тюмень, Ишим, Тобольск, Ялуторовск, Голышмановский и Заводоуковский городские округа) по 49 контрактам в отношении 67 кадастровых кварталов (в том числе по 10 контрактам, заключенным в 2022 году, в отношении 13 кадастровых кварталов).
По состоянию на 01.01.2024 ККР завершены по 32 контрактам, в ЕГРН внесены сведения о 9 886 объектах недвижимости.
В рамках проводимой Росреестром работы по исправлению исторически накопленных реестровых ошибок (ошибок <1>, содержащихся в документах, подготовленных для кадастрового учета и допущенных исполнителями кадастровых работ) в 2023 году Управлением совместно с Филиалом ППК внесены изменения в сведения ЕГРН в отношении 7 071 объекта недвижимости.
_____________________________
<1> Часть 3 статьи 61 Закона о регистрации недвижимости.
В 2024 году запланированы мероприятия по исправлению ошибок в сведениях о 13 000 объектов недвижимости. Указанные работы будут проведены на территории 20 определенных кадастровых кварталов и сопряжены с мероприятиями по верификации сведений ЕГРН, что позволит обеспечить наличие качественных и полных сведений в границах конкретных элементов планировочной структуры.
В целях обеспечения информированности населения по актуальным вопросам деятельности и улучшения качества подготовки документов Управлением в течение 2023 года принято участие в сходе граждан п. Андреевский, Тюменского района, где жителям разъяснены причины наличия реестровых ошибок в сведениях ЕГРН, процедура их исправления, порядок и преимущества проведения ККР. В 2022 году сотрудники Управления принимали участие во встрече с правообладателями объектов недвижимости в с. Червишево и с. Перевалово Тюменского района, на территории которых осуществлялись ККР, проводимой с участием представителей органов местного самоуправления и исполнителя работ.
По состоянию на 01.01.2024 Управлением и Филиалом ППК в электронный вид переведено 82,4% реестровых дел (2 349 133 из 2 850 840 дел, подлежащих переводу).
Оцифровано 85% материалов государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства (в электронный вид переведено 130 195 ед. из 153 170 ед.).
Целевые значения показателей, предусмотренные ГП НСПД на 2023 год, достигнуты.
Продолжены мероприятия по анализу использования земельных участков для определения возможности их вовлечения в жилищное строительство (проект "Земля для стройки").
На территории Тюменской области данная работа проведена при участии представителей федеральных и региональных органов власти, вошедших в состав оперативного штаба, созданного на базе Управления. В качестве перспективных для целей жилищного строительства за период реализации проекта по состоянию на 31.12.2023 определены 73 земельных участка и территории общей площадью 690,08 га. Вовлечено для строительства 191,37 га. Информация размещается на публичной кадастровой карте посредством разработанного и внедренного Росреестром сервиса "Земля для стройки".
В рамках реализации проекта "Земля для туризма" оперативным штабом в 2023 году в качестве перспективных для целей осуществления туристской деятельности определены 8 земельных участков и территорий общей площадью 12,27 га.
В 2023 году завершены работы по государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости, составляющие казну РФ, а также по регистрации права собственности Тюменской области на объекты, включенные в реестр регионального имущества (доля зарегистрированных прав в ЕГРН на 01.01.2024 составляет 100%, по РФ - 97,15%).
Начата сверка данных, содержащихся в реестрах муниципальной собственности. В 2024 году запланированы мероприятия, направленные на обеспечение 100% регистрации прав муниципальных образований (доля зарегистрированных прав в ЕГРН составляет 93,02%, по РФ - 74,24%).
По поручениям Росреестра во исполнение требований Закона о регистрации недвижимости в 2023 году на территории всех субъектов Российской Федерации завершены работы по исключению из ЕГРН сведений о 881 065 объектах, которые носили временный характер, т.е. были поставлены на учет до 2017 года, но до 1 марта 2022 года права на них уполномоченными лицами в установленном порядке так и не были оформлены. По Тюменской области из ЕГРН исключены сведения о 8 299 объектах.
На территории РФ проведены работы по исключению сведений о 69 487 земельных участках, поставленных на учет в 2017 - 2018 годах, в отношении которых по истечении 5 лет также не оформлены права. По Тюменской области из ЕГРН исключены сведения о 193 таких земельных участках, в 2024 году запланированы работы в отношении 334 участков, поставленных на учет в 2019 году.
В рамках реализации ГП НСПД действует созданный Росреестром в 2021 году консорциум образовательных учреждений высшего образования, в который вошли МИИГАиК, Национальный исследовательский Томский государственный университет, Тюменский государственный университет (ТюмГУ) и Казанский (Приволжский) федеральный университет.
По программе магистратуры "Государственная регистрация недвижимости в условиях цифровой трансформации" обучение проходят 5 сотрудников Управления.
4. Деятельность в учетно-регистрационной сфере
За 15 лет деятельности Управления за получением услуг в учетно-регистрационной сфере поступило 19 066 732 заявления, из них в 2023 году - 2 999 097 заявлений. В сравнении с аналогичным показателем 2009 года количество обращений за услугами возросло в 5 раз.
В 2023 году принято 1 229 833 решения об осуществлении кадастрового учета и регистрации прав. В сравнении с аналогичным показателем 2009 года количество принятых решений увеличено в 3,5 раза.
Среднее количество учетно-регистрационных действий в день составило 4 979, что в 3,5 раза больше показателя 2009 года (2009 год - 1 426).
Средний срок регистрации недвижимости составляет 2 дня, в электронном виде - 1 день (средний срок кадастрового учета сокращен до 1,2 дня, регистрации прав до 1,8 дня, единой процедуры до 2,5 дня. В отношении объектов бытовой недвижимости учет и регистрация осуществлялись в течение 1,9 дня).
Из общего объема услуг по кадастровому учету и регистрации прав 64,1% оказано в электронном виде (РФ - 58,2%).
Органами государственной власти и местного самоуправления Тюменской области в декабре 2023 года в электронном виде подано 100% документов (РФ - 99,4%).
Продолжена работа по переходу на исключительно электронное взаимодействие с кредитными организациями и застройщиками.
Доля ипотечных сделок в электронном виде составила 84,3% (РФ - 83,6%), из них 93,6% зарегистрировано менее чем за сутки.
В электронном виде представлено 97,8% заявлений о регистрации договоров долевого участия (в РФ - 86,1%).
За 15 лет из ЕГРН предоставлено 13 824 027 сведений, из них в 2023 году - 2 587 776, в сравнении с аналогичным показателем 2009 года количество предоставленных сведений увеличено в 10 раз.
На территории Тюменской области в 1 минуту оказывается 10,73 услуги Росреестра (0,18 услуги в 1 секунду).
Мероприятия по реализации межведомственного Плана по повышению роли имущественных налогов в формировании регионального и местных бюджетов Тюменской области
В целях совершенствования процедур межведомственного взаимодействия, координации деятельности сторон при выполнении возложенных государственных функций и повышения качества налогооблагаемой базы с 12.11.2010 действует межведомственная рабочая группа (далее - Региональная межведомственная группа) Управления и Управления ФНС России по Тюменской области (далее - УФНС). Согласован комплекс мероприятий и совместных действий по выработке решений и единых подходов, утверждены планы работы.
Управлением в УФНС России по Тюменской области годовой выгрузкой за 2023 год переданы сведения о 1 909 848 объектах недвижимости. Показатель прохождения форматно-логического контроля (далее - ФЛК) составил 99,98%. Высокий показатель прохождения ФЛК свидетельствует о качестве и корректности сведений ЕГРН.
В целях повышения налогового потенциала Тюменской области за счет имущественных налогов на территории Тюменской области с 2013 года, ежегодно, на предстоящий период утверждается и реализуется План мероприятий по повышению роли имущественных налогов в формировании регионального и местных бюджетов Тюменской области (далее - План).
Мероприятия Плана предусматривают комплекс работ по вовлечению в налоговый оборот объектов недвижимости, "выпадающих" из налогообложения, а также организацию работ по формированию полных и достоверных сведений о земельных участках, объектах недвижимости и их правообладателях.
Мероприятия, направленные на улучшение инвестиционного климата Тюменской области, реализацию целевой модели по государственной регистрации прав и кадастровому учету
Совместно с Правительством Тюменской области продолжена работа по реализации мероприятий, направленных на улучшение инвестиционного климата субъекта.
В Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации по показателям, связанным с регистрацией прав собственности, Тюменская область 4 года подряд входят в группу регионов, являющихся лидерами и потенциальными носителями лучших практик. Информация об опыте работы по показателю "Среднее время регистрации прав собственности", т.к. значение данного показателя одно из лучших по Российской Федерации, представлена в рамках XI международного бизнес-форума "Слет успешных предпринимателей 2023", состоявшегося 10 - 13 августа 2023 года в г. Тюмени.
В 2023 году при реализации мероприятий утвержденной Правительством Российской Федерации целевой модели упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности по государственной регистрации прав и кадастровому учету (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.04.2021 N 1139-р) по 12 показателям из 30 досрочно достигнуты целевые значения, установленные на 2024 год.
Мероприятия по реализации Закона о лесной амнистии
В рамках реализации положений Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ (далее - Закон N 280), приведения в соответствие сведений ГЛР и ЕГРН, осуществляет работу внутриведомственная рабочая группа. Кроме того, положения данного закона применяются при рассмотрении обращений граждан, поступающих в орган регистрации прав.
На момент вступления в силу Закона N 280 разница сведений о площадях лесных участков на территории Тюменской области в ГЛР и ЕГРН составляла 4 183 103 га.
Результатом проведенных работ за 2018 - 2023 гг. является приведение в соответствие сведений ЕГРН и ГЛР и уменьшение разницы в сведениях о площадях лесных участков по состоянию на 01.01.2024 на 4 182 923 га.
По состоянию на 01.01.2024 разница сведений об общей площади лесных участков, содержащихся в ЕГРН и ГЛР, составляет 560 га. Общее значение площади лесных участков, содержащихся в ЕГРН, входит в площадь лесных участков, пересечение с границами которых допускается положениями ч. 13 ст. 60.2 Закона о регистрации недвижимости.
В соответствии со ст. 60.2 Закона о регистрации недвижимости работы продолжаются в рамках текущей деятельности при рассмотрении обращений граждан, поступающих в орган регистрации прав.
5. Деятельность в сфере осуществления полномочий в области геодезии и картографии
В 2023 году доля наполнения государственной информационной системы ведения Единой электронной картографической основы (далее - ЕЭКО) картографическими материалами по территории Тюменской области увеличилась с 66,09% до 78,8%, что на 13,1% выше целевого показателя (65,4%).
В рамках государственного контракта, заключенного Росреестром, в прошлом году выполнены работы по созданию цифровых ортофотопланов на территорию Тюменской области масштабов 1:2 000 - по 733 населенным пунктам площадью 908 км2 и 1:10 000 на площадь 3 000 км2 для включения в состав ЕЭКО. За счет включения в ЕЭКО указанных картографических материалов планируется достичь доли наполнения в размере 86%.
На территории Тюменской области расположено 3 420 пунктов государственных геодезических сетей.
Мероприятия по актуализации сведений о состоянии геодезических пунктов проводятся Управлением во взаимодействии с Департаментом лесного комплекса Тюменской области, Тюменским центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Госохотдепартаментом Тюменской области, организациями недропользователями (ООО "РН-Уватнефтегаз", ООО "Газпромнефть-Хантос", ПАО "Сургутнефтегаз", ООО "ПИТ "СИБИНТЭК"), лицензиатами, кадастровыми инженерами.
Совместно с Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области и Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Тюменской области продолжено осуществление мероприятий по обеспечению сохранности геодезических пунктов при проведении капитальных ремонтов зданий (в 2023 году восстановлен доступ к 2 геодезическим пунктам).
Общая доля обследованных пунктов региона за 2023 год увеличилась на 9,8% и составила 58,4%.
В целях повышения качества и точности геодезических измерений Росреестром продолжено проведение мероприятий по объединению разрозненных частных геодезических станций в федеральную сеть.
В 2023 году Управлением проведены мероприятия по подключению 3 станций частных операторов, на 2024 год запланированы мероприятия в отношении 8 станций.
Сеть из 36 дифференциальных спутниковых геодезических станций, расположенных в Тюменской области, входит в состав федеральной сети.
Росреестром совместно с Минцифры России осуществлен вывод государственной услуги по лицензированию геодезической и картографической деятельности на Единый портал государственных услуг, в результате чего сроки предоставления лицензии сокращены в 4 раза и составляют 10 рабочих дней.
Все взаимодействие с соискателем лицензии осуществляется в дистанционной форме, посредством использования средств фото-, аудио и видеофиксации.
В 2023 году в Управление поступило 71 заявление на предоставление государственной услуги по лицензированию геодезической и картографической деятельности, что на 18,3% больше, чем в 2022 году (60 заявлений), проведено 107 оценочных мероприятий соискателей лицензий, лицензиатов, что в 2 раза больше значения прошлого года (53 мероприятия).
6. Мероприятия в сфере государственной кадастровой оценки объектов недвижимости
В 2023 году в Тюменской области государственным бюджетным учреждением Тюменской области "Центр кадастровой оценки и хранения учетно-технической документации" (далее - Бюджетное учреждение) проведены работы по кадастровой оценке содержащихся в ЕГРН объектов капитального строительства, результаты утверждены распоряжением Департамента имущественных отношений Тюменской области от 06.10.2023 N 778/16. Общее количество оцененных объектов составило 1 251 012 ед. Процедура внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости указанных объектов завершена 22 ноября 2023 года.
В прошедшем году в результате мероприятий, проведенных Управлением и Филиалом ППК совместно с Бюджетным учреждением и органами местного самоуправления, обеспечено отсутствие в ЕГРН объектов недвижимости без кадастровой стоимости.
7. Деятельность в сфере государственного земельного надзора. Результативность и эффективность осуществления государственного земельного надзора
Функции государственного земельного надзора реализуются Управлением по принципу "невидимого надзора".
Дистанционно обследовано более 33 тыс. га земельных участков, площадь в сравнении с аналогичным показателем 2022 года увеличилась на 90,6%.
В 2023 году начато применение беспилотного летательного аппарата, с помощью которого обследована территория площадью более 2,5 тыс. га (от общего количества гектар, указанных выше).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336) установлены особенности организации и осуществления государственного контроля (надзора) в 2022 - 2023 годах.
В период действия Постановления N 336 Управлением проводятся мероприятия без взаимодействия с контролируемыми лицами и профилактические мероприятия.
Доля контрольных мероприятий без взаимодействия, проведенных Управлением в 2023 году, составила 99,9%.
Основными видами выявленных нарушений являются:
- неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, - 44,9% от общего количества;
- самовольное занятие земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством прав, - 33,9% от общего количества;
- использование земельного участка не по целевому назначению - 21,2% от общего количества.
Выявлено нарушений по неиспользованию или использованию не в соответствии с разрешенным использованием земельных участков площадью 1 184 га, вовлечено в оборот 383 га.
В сравнении с аналогичным показателем 2022 года сумма наложенных Управлением административных штрафов в 2023 году снизилась на 97,1%, а доля предупреждений от общего числа наказаний увеличилась в 4,4 раза.
Применение риск-ориентированного подхода
Применение риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного земельного надзора до 30.06.2021 было закреплено постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2017 N 943 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части совершенствования государственного земельного надзора".
С 01.07.2021 применение риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного земельного надзора закреплено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1081 "О федеральном государственном земельном контроле (надзоре)".
В период действия Постановления N 336 планы проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан Управлением не будут формироваться до 2030 года (таблица 1).
При рассмотрении обращений и заявлений, в которых отсутствуют достаточные данные, указывающие на нарушение требований земельного законодательства, должностными лицами Управления проводится оценка достоверности поступивших сведений о причинении вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. В 2023 году проведено 1 256 оценок достоверности поступивших сведений, по результатам которых в 286 случаях факты нарушения земельного законодательства не подтвердились, что составило 22,8%. Таким образом, за счет исключения необходимости взаимодействия с проверяемыми лицами снижается административная нагрузка еще на стадии рассмотрения обращений.
Таблица 1
Информация о проверках
в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по ГЗН
N |
Наименование показателя |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
1 |
Запланировано плановых проверок всего |
6 |
7 |
9 |
8 |
2 |
0 |
1.1 |
Сравнение количества проверок с предыдущим периодом, % |
-85,7 |
+16,7 |
+28,6 |
-11,1 |
-75 |
-100 |
2 |
Исключено плановых проверок |
- |
- |
9 |
3 |
2 |
0 |
3 |
Проведено плановых проверок |
6 |
7 |
0 |
5 |
0 |
0 |
4 |
Проведено внеплановых проверок |
- |
28 |
6 |
25 |
4 |
0 |
|
из них: |
|
|||||
4.1 |
соблюдения земельного законодательства |
9 |
2 |
0 |
14 |
1 |
0 |
4.2 |
исполнения предписаний |
48 |
26 |
6 |
11 |
3 |
0 |
5 |
Обжаловано постановлений о привлечении к административной ответственности |
1 |
- |
- |
- |
0 |
0 |
5.1 |
из них, оставлено в силе |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
6 |
Доля проверяемых ЮЛ и ИП от общего количества ЮЛ и ИП на территории Тюменской области, % <*> |
0,004 |
0,004 |
0,00009 |
0,0004 |
0,00005 |
0 |
_____________________________
<*> По состоянию на 31.12.2023 согласно сведениям ФНС на территории Тюменской области осуществляют деятельность ЮЛ и ИП - 82 028 (в 2022 году - 77 467).
Применение элементов риск-ориентированного подхода осуществляется Управлением с 2016 года.
С момента начала осуществления Управлением полномочий по государственному земельному надзору административная нагрузка на контролируемых лиц снизилась на 99,9%.
Профилактика нарушений обязательных требований
Отдельное внимание уделяется профилактическим мероприятиям (консультирование, профилактический визит, выдача предостережений и другие).
Общее количество профилактических мероприятий в 2023 году составило 3 364 (в 2022 году - 2 768). Доля таких мероприятий от общего количества всех проведенных в 2023 году составила 55,5% и увеличилась в сравнении с 2022 годом на 8,2%.
Цель проводимых мероприятий - довести подробную информацию до подконтрольных субъектов, каким способом можно самостоятельно проверить, соблюдаются ими требования или нет, а главное - предоставить возможность своевременно принять необходимые меры.
В рамках профилактики предупреждения нарушений, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации по компетенции Управления, проведено 8 "горячих линий" для консультирования заинтересованных лиц.
В 2023 году Управлением в рамках профилактики правонарушений при использовании земельных участков проводилась разъяснительная работа:
- через средства массовой информации;
- при проведении проверочных мероприятий;
- при проведении личных приемов по вопросам проведения проверочных мероприятий, прав и обязанностей подконтрольных субъектов.
В целях проведения мониторинга эффективности профилактических мероприятий Управлением для проведения самообследования уровня развития программы профилактики нарушений обязательных требований в рамках осуществления государственного земельного надзора проводится анкетирование лиц, участвующих в проводимых профилактических мероприятиях, за 2023 год проведено анкетирование 586 лиц.
В 2023 году Управлением объявлено 1 205 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.
С целью информирования о способах соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации, устранения условий, причин и факторов, способствовавших нарушениям обязательных требований, проведено 84 профилактических визита.
Представители Управления являются активными участниками Единого дня консультаций, проводимого службой Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Тюменской области.
Взаимодействие с контрольно-надзорными органами
Сотрудниками Управления принято участие в проведении 39 проверок, осуществляемых органами прокуратуры.
Взаимодействие с органами местного самоуправления, осуществляющими муниципальный земельный контроль
Взаимодействие с органами местного самоуправления, осуществляющими муниципальный земельный контроль (далее - ОМС), регламентируется постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2021 N 2019 "Об утверждении Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный земельный контроль (надзор), с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
В целях повышения эффективности взаимодействия в июле 2018 года заключены новые соглашения о взаимодействии при осуществлении государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля между Управлением и ОМС.
В 2023 году в Управление от ОМС, осуществляющих муниципальный земельный контроль, поступило на рассмотрение 3 материала. На основании поступивших материалов Управлением возбуждено 2 административных дела, 2 лица привлечены к административной ответственности.
8. Деятельность в сфере осуществления полномочий по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций
В течение 2023 года Арбитражным судом Тюменской области рассмотрено 110 заявлений Управления о привлечении арбитражных управляющих к административной ответственности.
По результатам рассмотрения к арбитражным управляющим судом применены меры:
- в виде дисквалификации - 15;
- в виде штрафа - 21;
- в виде предупреждения - 45;
- в виде устного замечания - 29 (освобождены от ответственности).
Доля взысканных с арбитражных управляющих в доход бюджетной системы Российской Федерации административных штрафов составила 100%.
В рамках мероприятий Росреестра Управлением осуществлено направление информации в СРО кадастровых инженеров о допущенных нарушениях кадастровыми инженерами.
За 2023 год в СРО кадастровых инженеров направлено 31 обращение в отношении 29 кадастровых инженеров по 88 нарушениям.
Саморегулируемыми организациями приняты различные меры в отношении 21 кадастрового инженера, из них мер дисциплинарного воздействия в виде предупреждений, предписаний и замечаний - 34.
Участие в принятии теоретического экзамена по единой программе подготовки арбитражных управляющих
В 2023 году обучение прошли 14 человек, состоялся теоретический экзамен по единой программе подготовки арбитражных управляющих. Успешно сдали экзамен и получили свидетельства 9 человек.
Исполнение арбитражными управляющими обязанностей на предприятиях, имеющих задолженность по заработной плате
Особое внимание уделяется вопросам исполнения арбитражными управляющими обязанностей на предприятиях, имеющих задолженность по заработной плате, защиты прав дольщиков при банкротстве застройщиков. Работа осуществляется во взаимодействии с Правительством Тюменской области и прокуратурой Тюменской области.
С 2020 года отсутствуют процедуры, по которым гражданам не переданы объекты долевого строительства.
По вопросу погашения задолженности по заработной плате Управление в течение 2023 года приняло участие в 9 городских и областных комиссиях, в 5 проверках действий арбитражных управляющих, проведенных органами прокуратуры, в 3 из которых выявлены нарушения.
Задолженность по заработной плате погашена на предприятиях, находившихся на контроле Управления, в сумме 4,2 млн руб. Предприятия характеризуются отсутствием необходимой имущественной массы для полного погашения задолженности.
9. Информирование о получении государственных услуг Росреестра
Управление на постоянной основе организует рабочие встречи органов власти с представителями предпринимательского и профессионального сообществ по вопросам упрощения и доступности получения услуг Росреестра, улучшению качества подготовки документов и иным актуальным вопросам деятельности и принимает участие в них.
В 2023 году с участием представителей предпринимательского и профессионального сообществ - кадастровых инженеров, застройщиков, кредитных организаций, риелторов, предпринимателей, а также органов власти и местного самоуправления - проведено 214 различных мероприятий.
В рамках обеспечения информационной открытости и доступности осуществляется информирование заявителей посредством размещения публикаций в средствах массовой информации, предоставления интервью для программ регионального телевидения и радио, проведения "прямых" телефонных линий. Ведутся постоянные рубрики в региональных печатных изданиях.
В информировании принимают участие члены Общественного совета, действующего при Управлении, путем размещения публикаций на сайтах профессиональных сообществ, участия в пресс-конференциях.
В 2023 году в средствах массовой информации Управлением размещено 6 502 материала (2022 год - 5 675).
Количество публикаций в социальных сетях увеличено в сравнении с показателем прошлого года на 17,8% и составило 1 537 (2022 год - 1 302).
Продолжает деятельность кабинет консультирования. В 2023 году проконсультировано 44 877 обратившихся, в том числе специалистами кабинета на постоянной основе посредством телефонной связи осуществляется консультирование сотрудников МФЦ, осуществляющих прием заявлений на услуги Росреестра.
С 2022 года внедрено консультирование граждан сотрудниками Управления непосредственно в офисах МФЦ. Консультацию осуществляют лица, имеющие практику государственной регистрации, которые на месте сообщают рекомендации заявителям по необходимым действиям. Это еще одна дополнительная мера, которая также позволит обеспечить максимально комфортные условия при обращении за услугами ведомства.
Всего по состоянию на 01.01.2024 за консультационными услугами к специалистам Управления в офисах МФЦ обратилось и проконсультировано 7 594 посетителя, из них в 2023 году 4 446 посетителей, рост в сравнении с показателем 2022 года на 41,2% (2022 год - 3 148).
10. Деятельность Общественного совета, первичной профсоюзной организации, Молодежного совета. Спортивные мероприятия
При Управлении продолжает работу Общественный совет (далее - Совет).
В 2023 году состоялось 5 заседаний, в том числе на площадке ООО "ЗапСибНефтехим" в городе Тобольске с участием представителей организаций и предприятий, выполняющих кадастровые работы на территории Тюменской области и иных регионов (Республика Татарстан, ЯНАО, Амурская и Томская области), а также хозяйствующих субъектов, органов государственной власти и местного самоуправления. Рассмотрены вопросы, связанные с практикой проведения кадастровых работ в отношении крупных промышленных объектов, выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, иных направлений учетно-регистрационной деятельности.
Продолжено проведение мероприятий по мониторингу качества оказания услуг Росреестра - осуществлены выездные мероприятия в межмуниципальный отдел Управления по Заводоуковскому городскому округу и Упоровскому району, в ходе которых проведены встречи с его коллективом, посещены офисы МФЦ, обсуждены направления взаимодействия с представителями органов местного самоуправления, включая выполнение комплексных кадастровых работ, а также с представителями профессиональных сообществ нотариата и кадастровых инженеров.
В течение года члены Совета взаимодействовали и проводили информирование предпринимательского и профессиональных сообществ, принимали участие в работе коллегиальных и совещательных органов, в региональной стратегической сессии "Будущее сферы земли и недвижимости России. Вектор развития", проведенной Управлением в августе 2023 года.
Всего в 2023 году члены Совета приняли участие в 61 мероприятии различной направленности (без учета заседаний Совета).
По информации аппарата Общественной палаты Тюменской области работа Общественного совета Управления в 2022 году получила наибольшее количество баллов по методике определения эффективности.
В рамках деятельности первичной профсоюзной организации и Молодежного совета специалисты Управления принимали активное участие в патриотических и социально-благотворительных мероприятиях, направленных на укрепление единства общества и государства, на воспитание гармоничной личности сотрудников Управления, ответственного отношения к труду, историческому и военному наследию России (за период с ноября 2018 года организовано и принято участие в 510 мероприятиях, из них в 2023 году - в 196, в 2022 году - в 141).
Сотрудники Управления состоят в волонтерских движениях России и Тюменской области, в том числе социальном проекте "Доброслужащий", реализуемом Федеральным агентством по делам молодежи (Росмолодежь), являются региональными координаторами направления "Моя история", а также входят в состав Федеральной команды направления "Связь поколений" движения "Волонтеры Победы" - оказание помощи ветеранам, их семьям, сохранение исторической памяти, взаимодействие с ветеранскими сообществами, курирование регионального координатора направления.
В 2023 году в рамках Всероссийского проекта "Связь поколений" двое сотрудников стали победителями Всероссийского конкурса "Послы Победы. Ленинград", войдя в состав ста лучших волонтеров страны.
Принято участие в Международном форуме "Мы вместе", состоявшемся на площадке выставки-форума "Россия", Международном волонтерском лагере по сохранению культурного наследия (г. Пермь), всероссийских патриотических форумах (г. Москва и Чувашия), слете победителей Международного конкурса "Внуки Победы. Сталинград" (г. Волгоград).
Проводится работа по оказанию бытовой, психологической, гуманитарной и юридической помощи (в том числе волонтерская помощь в колл-центрах штаба, маршрутизации звонков и т.д.) военнослужащим, мобилизованным гражданам, их семьям, мирным жителям, эвакуированным из вновь присоединенных территорий России, в том числе жителям города Краснодон.
Сотрудники являются донорами крови и ее компонентов, полученные денежные средства перечисляются в фонд региональной общественной акции "100 миллионов для Победы" для приобретения тюменским военным, принимающим участие в СВО, необходимого оборудования и высокотехнологичных приборов: квадрокоптеров, коллиматорных и тепловизионных прицелов.
Уделяется большое внимание работе с ветеранами - это организация встреч с детьми и молодежью, практика проведения уроков мужества, мастер-классов, участие в сохранении воспоминаний о Великой Отечественной войне, шефство, медико-социальная и адресная помощь ветеранам.
Ежегодно Управление принимает участие во Всероссийской благотворительной акции "Елка желаний". В 2023 году сотрудники Управления исполнили новогодние мечты пяти ребят из города Тюмени, одного из Ишима и одного из Тобольска.
В рамках спортивной жизни команда Управления ежегодно принимает участие в спартакиаде федеральных органов государственной власти, действующих на территории Тюменской области, а также иных спортивных мероприятиях федерального, регионального и городского масштаба.
Среди сотрудников Управления свыше 20 человек имеют знак отличия ГТО, 16 из которых золотые.
11. Оценка деятельности Управления
Таблица 2
Показатели оценки
эффективности, результативности и цифровизации деятельности территориальных органов Росреестра
Год |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
Итоговая интегральная оценка |
"Хорошо" |
"Отлично" |
"Отлично" |
"Отлично" |
"Отлично" |
"Отлично" |
"Отлично" |
Группа "ААА" |
Группа <**> "ААА" |
Таблица 3
Мониторинг качества финансового
менеджмента территориальных органов Росреестра
Год |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
6 мес. 2023 <*> |
Качество ФМ |
- |
- |
- |
- |
- |
Высокое |
Среднее |
Высокое |
Высокое |
Высокое |
Высокое <**> |
Место в рейтинге |
5 |
9 |
1 |
7 |
4 |
2 |
55 |
3 |
9 |
16 |
3 |
Таблица 4
Рейтинг исполнения бюджетных обязательств
по цифровой трансформации территориальных органов Росреестра
Год |
2022 г. |
2023 г. |
||||
с марта по декабрь |
январь |
февраль |
март |
апрель |
с мая по декабрь |
|
Уровень рейтинга |
ААА <**> |
С |
АА |
А |
АА |
ААА <**> |
Место в рейтинге |
- |
11 |
9 |
21 |
16 |
- |
Таблица 5
Оценка эффективности и результативности осуществления
территориальными органами Росреестра государственного земельного надзора
Год |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 <*> |
Оценка |
"Хорошо" |
"Хорошо" |
"Хорошо" |
"Хорошо" |
"Хорошо" <**> |
Таблица 6
Доля лиц, положительно оценивающих качество
работы регистрационных органов, в общем количестве лиц, обращающихся за государственными услугами, по данным сайта "Ваш контроль" (%)
Год |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
Целевое значение показателя |
65 |
70 |
80 |
85 |
85 |
90 |
90 |
90 |
95 |
99 |
99 |
Показатель, достигнутый Управлением |
75,5 |
78,6 |
84,7 |
96,1 |
98,1 |
98,06 |
98,85 |
98,44 |
98,58 |
99,11 |
99,52 |
_____________________________
<*> За 2023 год итоги не подведены.
<**> Максимальная оценка в рейтинге.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Тюменской областной Думы от 21 марта 2024 г. N 991 "Об информации Управления Федеральной службы государственной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.