Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к приказу Департамента
от 25 октября 2023 г. N 475-п
Типовое положение
о Семейном многофункциональном центре
1. Общие положения
1.1 Настоящее Типовое положение определяет цели, задачи, основные направления деятельности Семейного многофункционального центра (далее - Семейный МФЦ).
1.2 Семейный МФЦ является структурным подразделением государственного (муниципального) учреждения социального обслуживания населения и других юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы, осуществляющих аналогичную деятельность, не имеющим статуса юридического лица, оперативно действующим при оказании социальных услуг семьям с детьми в различных жизненных ситуациях, а также при оказании им содействия в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам.
1.3 В своей деятельности Семейный МФЦ руководствуется:
- Конституцией Российской Федерации;
- нормативно-правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, иных федеральных и органов государственной власти;
- Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации";
- Федеральным законом от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
- Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
- Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
- приказом Минтруда России от 21 февраля 2023 года N 97 "О реализации в 2023 - 2024 гг. в отдельных субъектах Российской Федерации пилотного проекта по созданию семейных многофункциональных центров";
- другими федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативно-правовыми актами Тюменской области;
- Уставом Учреждения (наименование учреждения);
- настоящим Положением.
1.4. Семейный МФЦ осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами и учреждениями социальной защиты, занятости, образования, здравоохранения, спорта, культуры, внутренних дел, с многофункциональными центрами, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, общественными и другими организациями.
2. Цель и задачи деятельности Семейного МФЦ
2.1 Целью деятельности Семейного МФЦ является качественное удовлетворение потребностей семей в социальных услугах, предупреждение и преодоление семейного неблагополучия.
2.2. Задачи Семейного МФЦ:
- проведение мероприятий, направленных на профилактику обстоятельств, обусловливающих нуждаемость семей в социальном обслуживании;
- информирование семей о возможности получения мер социальной поддержки, социальных услуг и проведения мероприятий в рамках социального сопровождения;
- обеспечение доступности для семей социальных услуг и социального сопровождения;
- предоставление комплексной помощи семьям;
- проведение мероприятий, направленных на поддержку, укрепление и защиту семьи как фундаментальной основы российского общества, на сохранение традиционных семейных ценностей, повышение роли семьи в жизни общества, повышение авторитета родительства в семье и обществе, профилактику и преодоление семейного неблагополучия.
3. Принципы деятельности Семейного МФЦ
3.1. Проактивность:
- инициативное информирование граждан о возможности получения комплекса услуг в связи с возникновением различных жизненных ситуаций (рождение ребенка, инвалидность ребенка, многодетность и т.д.) в Семейных МФЦ;
- проведение мероприятий, направленных на профилактику обстоятельств, обусловливающих нуждаемость гражданина в социальном обслуживании.
3.2. Адресность и нуждаемость:
- непрерывное повышение качества, доступности и комфортности получения социальных и государственных услуг, нацеленность на удовлетворение потребностей семей;
- персонифицированный подход, оказание адресной помощи семьям с учетом их нуждаемости и жизненных ситуаций ("от оказания услуг к решению проблем").
3.3. Принцип "одного окна":
- максимально возможное исключение участия граждан в процессах сбора документов, подтверждающих права на получение услуг.
4. Основные направления деятельности
В соответствии со своими задачами деятельность Семейного МФЦ осуществляется по следующим направлениям:
4.1 обеспечение межведомственного взаимодействия заинтересованных органов, организаций, включая негосударственные организации, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, при выявлении семей, нуждающихся в предоставлении социальных услуг и социального сопровождения;
4.2 определение проблемных жизненных ситуаций, в том числе составление (при необходимости) акта обследования жилищно-бытовых условий проживания семьи;
4.3 предоставление социальных услуг;
4.4 организация социального сопровождения семей, оказание содействия в получении различных услуг в других органах и организациях;
4.5 информационно-просветительская и профилактическая работа с населением, разработка материалов, обеспечивающих данную работу;
4.6 осуществление деятельности, направленной на поддержку, укрепление и защиту семьи как фундаментальной основы российского общества, сохранение традиционных семейных ценностей, повышение роли семьи в жизни общества, повышение авторитета родительства в семье и обществе, профилактику и преодоление семейного неблагополучия.
5. Организация деятельности
5.1. Обеспечение межведомственного взаимодействия заинтересованных органов, организаций, включая негосударственные организации, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, при выявлении семей, нуждающихся в предоставлении социальных услуг и социального сопровождения, осуществляется посредством картирования территории обслуживания, составления карты ресурсов территории и ее актуализации, а также заключения соглашений о сотрудничестве в процессе сопровождения семей с детьми в различных жизненных ситуациях. В процессе межведомственного взаимодействия выявление проблем семей с детьми осуществляется в процессе профессиональной деятельности специалистов органов и организаций, оказывающих услуги семьям с детьми (в работе с устными и письменными обращениями граждан (семей), организаций, СМИ; в рамках межведомственного взаимодействия субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних) и предусматривает:
1) учет семей, организацию приема и регистрацию заявлений членов семьи за предоставлением социального обслуживания либо обращение в интересах членов семьи иных граждан, обращение государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений непосредственно в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации или уполномоченную организацию либо передачу заявления или обращения в рамках межведомственного взаимодействия;
2) информирование и мотивирование семей на обращение за предоставлением социального обслуживания;
3) оценку конкретной жизненной ситуации семей с детьми, проведение диагностического обследования жизненной ситуации, в том числе направленной на выявление признаков семейного неблагополучия;
4) участие в межведомственных заседаниях рабочих групп, комиссий по социальному сопровождению семей с детьми в рамках работы со сложными жизненными ситуациями для распределения сфер ответственности между субъектами социального сопровождения семей;
5) определение основных направлений индивидуального "бесшовного" маршрута семьи с детьми на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг (далее - ИППСУ) или плана мероприятий по социальному сопровождению семьи;
6) закрепление ответственного специалиста (куратора) за реализацию ИППСУ и мероприятий межведомственного плана по социальному сопровождению семьи в части компетенции.
5.2. Определение проблемных жизненных ситуаций, в том числе составление (при необходимости) акта обследования жилищно-бытовых условий проживания семьи, осуществляется специалистами приемного отделения при обращении семьи с последующей маршрутизацией для предоставления различных видов помощи:
- консультационной помощи специалистами отделения первичного приема;
- экстренной психологической или срочной помощи специалистами отделения экстренной психологической помощи и экстренного реагирования;
- социальных услуг и социального сопровождения семьи специалистами отделения оказания социальных услуг и социального сопровождения.
5.3. Предоставление социальных услуг осуществляется отделением оказания социальных услуг и социального сопровождения в стационарной или полустационарной форме социального обслуживания, а также в форме социального обслуживания на дому в соответствии с ИППСУ. Признание членов семьи нуждающимися в социальном обслуживании осуществляется уполномоченным органом. Организация мониторинга реализации ИППСУ или плана мероприятий семьи осуществляется путем:
- проведения диагностического обследования с целью выявления степени нарушения жизнедеятельности семьи с детьми, индивидуальных потребностей в социальных услугах и наличия ресурсов семьи с детьми для решения проблем в различных жизненных ситуациях;
- участия в заседаниях коллегиального органа в рамках работы с семьями с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, с целью оценки реализации мероприятий ИППСУ или плана мероприятий семьи, факторов преодоления семейного неблагополучия;
- принятия решения о пролонгировании работы;
- обращений по внесению дополнений (изменений) в ИППСУ или план мероприятий семьи (в случае необходимости) для достижения наилучших результатов в решении потребностей семьи с детьми.
5.4 Организация социального сопровождения семей, оказание содействия в получении различных услуг в других органах и организациях осуществляется на основании плана мероприятий по социальному сопровождению семьи; а также посредством оказания срочных услуг, социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания в соответствии с заключенными договорами предоставления социальных услуг; применением дистанционных и выездных форм работы, направленных на минимизацию нуждаемости семьи с детьми в социальном обслуживании и социальном сопровождении.
5.5 Информационно-просветительская и профилактическая работа с населением, разработка материалов, обеспечивающих данную работу, осуществляется специалистами отделения оказания социальных услуг и социального сопровождения в разных формах работы и направлена на:
- проактивное информирование семей с детьми о мерах социальной поддержки и сервисах для семей с детьми;
- просвещение родителей, повышение родительской компетенции в вопросах воспитания и развития детей;
- информирование семей о возможности получения комплекса услуг в различных жизненных ситуациях;
- предупреждение семейного неблагополучия и профилактики обстоятельств, по которым семья может нуждаться в социальном обслуживании;
- обеспечение использования брендбука Семейного МФЦ при проведении информационной, просветительской, профилактической работы с населением.
5.6. Реализация деятельности, направленной на поддержку, укрепление и защиту семьи как фундаментальной основы российского общества, сохранение традиционных семейных ценностей, повышение роли семьи в жизни общества, повышение авторитета родительства в семье и обществе, профилактику и преодоление семейного неблагополучия осуществляется специалистами отделения оказания социальных услуг и социального сопровождения, в том числе в рамках программ и проектов, разрабатываемых на основании комплексного анализа деятельности специалистов Семейного МФЦ и выявленных проблем семей с детьми.
5.7. Проведение организационно-методической деятельности:
- мониторинг социальной и демографической ситуации, уровня социально-экономического благополучия семьи и детей на территории обслуживания;
- выявление и дифференцированный учет семей и детей, проживающих на территории обслуживания, оказавшихся в различных жизненных ситуациях;
- проведение мероприятий по повышению доступности социальных услуг и улучшению их качества на территории обслуживания;
- осуществление обмена необходимой информацией с заинтересованными государственными, муниципальными, общественными организациями и учреждениями;
- выявление реальных потребностей семей и детей, проживающих на территории обслуживания, с профилактической направленностью с целью раннего выявления сложных жизненных ситуаций (сбор информации в различных организациях, учреждениях посредством официальных запросов, беседы со специалистами учреждений, на основании писем и заявлений граждан), обобщение и систематизация полученной информации;
- выявление перспективной потребности в социальных услугах семей и детей, проживающих на территории обслуживания, подготовка предложений по совершенствованию системы социального обслуживания семьи и детей;
- осуществление мониторинга качества и доступности предоставляемых социальных услуг на территории обслуживания Семейного МФЦ (опросы, анкетирование населения);
- проведение анализа эффективности деятельности отделений Семейного МФЦ и внесение предложений по повышению качества работы отделений и Семейного МФЦ;
- осуществление учета и систематизации статистической информации о деятельности Семейного МФЦ.
6. Структура Семейного МФЦ
6.1. В структуру Семейного МФЦ включаются:
1) отделение первичного приема семей с детьми;
2) отделение экстренной психологической помощи и экстренного реагирования;
3) отделение оказания социальных услуг и социального сопровождения;
4) иные отделения (службы), работающие с семьей и детьми.
Отделения осуществляют деятельность в соответствии с положениями, которые утверждаются директором учреждения (Приложение 1. Примерное штатное расписание Семейного многофункционального центра).
6.2. Отделение первичного приема семей с детьми
6.2.1. Отделение первичного приема семей с детьми включает в себя следующие функциональные зоны:
1) зону информирования и ожидания граждан, в которой должно быть специально оборудованное рабочее место/стойка администратора/консультанта, предназначенное для оказания помощи в пользовании справочно-информационными ресурсами, помощи в сопровождении инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения и не имеющих возможности самостоятельного передвижения по территории Семейного МФЦ;
2) оборудованную детскую комнату или детский уголок для посетителей с детьми;
3) зону цифровых сервисов для граждан, включающую программно-аппаратный комплекс, обеспечивающий доступ посетителей к Федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", региональному порталу и иным порталам, интегрированным с единой системой идентификации и аутентификации, а также персональные компьютеры с доступом к информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет);
4) зону первичного приема граждан, в которой оборудованы окна приема;
5) зону для оказания гражданам срочных социальных услуг и организации их консультирования (Приложение 2. Примерный перечень оборудования Семейного многофункционального центра).
6.2.2. Отделение первичного приема семей с детьми обеспечивает:
1) определение потребности заявителя в получении:
- социальных услуг различных форм и видов;
- мер социальной поддержки;
- услуг других органов и организаций социальной сферы;
2) осуществление консультирования, в том числе онлайн-консультирования;
3) организацию межведомственного взаимодействия с органами и организациями социальной сферы, оказывающими услуги семьям с детьми, многофункциональными центрами;
4) передачу информации в уполномоченный орган для принятия решения о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании (далее - уполномоченный орган) и разработки ИППСУ в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации";
5) оказание содействия членам семьи при обращении в уполномоченный орган;
6) оказание содействия в подаче заявлений на предоставление мер социальной поддержки и получение иных услуг.
6.3. Отделение экстренной психологической помощи и экстренного реагирования обеспечивает:
1) проведение экстренной диагностики личности граждан: анализ поведения, тестирование для определения оптимального варианта психологической помощи;
2) предоставление социально-психологических услуг обратившимся за помощью гражданам, в том числе по телефону;
3) предоставление срочных социальных услуг (обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов, одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости; содействие в получении временного жилого помещения; содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг; содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов);
4) осуществление деятельности по организации выездов и оказанию экстренной помощи на дому.
6.4. Отделение оказания социальных услуг и социального сопровождения обеспечивает:
1) диагностику и оценку рисков семейного неблагополучия, трудной жизненной ситуации и возможностей членов семьи в ее преодолении;
2) разработку плана мероприятий по социальному сопровождению семей с детьми, конкретизирующего содержание социальных услуг и мероприятия по социальному сопровождению, предусмотренные к предоставлению в соответствии с ИППСУ (далее - план мероприятий семьи);
3) назначение куратора ИППСУ или/и плана мероприятий семьи;
4) организацию социального сопровождения семей с детьми на основании ИППСУ и плана мероприятий семьи;
5) содействие в предоставлении квалифицированных услуг специалистами других органов и организаций, оказывающих услуги семьям с детьми, в порядке межведомственного взаимодействия;
6) реализацию ИППСУ или плана мероприятий семьи;
7) проведение мероприятий для семей с детьми (проведение семейных праздников, фестивалей и конкурсов и другое);
8) организацию деятельности детско-родительских объединений (детские и родительские клубы, группы само и взаимопомощи, школы для родителей и другое);
9) предоставление комплексного взаимодействия с различными государственными, муниципальными учреждениями и иными учреждениями различных форм собственности, общественными, благотворительными, религиозными организациями, объединениями, фондами, а также с отдельными гражданами для оказания помощи в преодолении различных жизненных ситуаций семей с детьми, нуждающихся в социальной поддержке;
10) информационно-разъяснительную и профилактическую работу с населением;
11) мониторинг реализации ИППСУ или плана мероприятий семьи.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.