В целях обеспечения реализации постановления Правительства Республики Ингушетия от 22 сентября 2023 года N 135 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и мониторинга государственных программ Республики Ингушетия" Правительство Республики Ингушетия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Ингушетия "Развитие образования Республики Ингушетия" (далее - Программа).
2. Признать утратившими силу с 1 января 2024 года:
постановление Правительства Республики Ингушетия от 2 сентября 2014 г. N 168 г. "Об утверждении государственной программы Республики Ингушетия "Развитие образования";
постановление Правительства Республики Ингушетия от 2 декабря 2014 г. N 246 "О внесении изменений в государственную программу Республики Ингушетия "Развитие образования";
распоряжение Правительства Республики Ингушетия от 6 марта 2015 г. N 155-р;
постановление Правительства Республики Ингушетия от 1 декабря 2016 г. N 227 г. "О внесении изменений в государственную программу Республики Ингушетия "Развитие образования";
постановление Правительства Республики Ингушетия от 2 августа 2017 г. N 121 г. "О внесении изменений в государственную программу Республики Ингушетия "Развитие образования";
постановление Правительства Республики Ингушетия от 1 июня 2018 г. N 100 "О внесении изменений в государственную программу Республики Ингушетия "Развитие образования";
постановление Правительства Республики Ингушетия от 17 января 2019 г. N 5 "О внесении изменений в государственную программу Республики Ингушетия "Развитие образования";
постановление Правительства Республики Ингушетия от 30 января 2019 г. N 16 "О внесении изменений в государственную программу Республики Ингушетия "Развитие образования";
постановление Правительства Республики Ингушетия от 5 июня 2019 г. N 110 "О внесении изменений в государственную программу Республики Ингушетия "Развитие образования";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления Правительства Республики Ингушетия N 110 следует читать как "от 5 июля 2019 г."
постановление Правительства Республики Ингушетия от 19 декабря 2019 г. N 197 "О внесении изменений в государственную программу Республики Ингушетия "Развитие образования";
постановление Правительства Республики Ингушетия от 20 октября 2020 г. N 139 "О внесении изменений в государственную программу Республики Ингушетия "Развитие образования";
постановление Правительства Республики Ингушетия от 13 апреля 2021 г. N 44 "О внесении изменений в государственную программу Республики Ингушетия "Развитие образования";
постановление Правительства Республики Ингушетия от 11 октября 2021 г. N 172 "О внесении изменений в государственную программу Республики Ингушетия "Развитие образования";
постановление Правительства Республики Ингушетия от 30 декабря 2021 г. N 230 "О внесении изменений в государственную программу Республики Ингушетия "Развитие образования";
постановление Правительства Республики Ингушетия от 5 сентября 2022 г. N 124 "О внесении изменений в государственную программу Республики Ингушетия "Развитие образования".
3. Министерству финансов Республики Ингушетия обеспечить финансирование Программы в объемах, предусмотренных в рамках реализации мероприятий.
4. Министерству образования и науки Республики Ингушетия обеспечить целевое использование бюджетных средств, выделяемых на реализацию Программы.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 года.
Председатель Правительства Республики Ингушетия |
В.В. Сластенин |
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Республики Ингушетия
от "26" марта 2024 г. N 50
Государственная программа
Республики Ингушетия "Развитие образования"
Стратегические приоритеты государственной программы
1. Оценка текущего состояния сферы образования в Республике Ингушетия
Профессиональное образование.
На территории Республики Ингушетия функционирует 29 организаций среднего профессионального образования, из них 9 государственных, 16 частных колледжей, а также 3 медресе; Гуманитарно-технический колледж на базе ФГБОУ ВО "Ингушский государственный университет".
В указанных организациях среднего профессионального образования (далее - СПО) реализуются 33 профессии и 79 специальностей СПО.
Контингент студентов в 2023-2024 учебном году насчитывает 16 993 человек (в 2022-23 учебном году - 16 827 человек, в 2021-22 учебном году - 14566 человек).
Количество студентов увеличилось в сравнении с 2021-2022 учебным годом на 16,7%.
Прием в 2023-2024 учебном году насчитывает 5894 человек (в 2022-2023 учебном году -6015 человек, 2021-2022 учебном году - 5157 человек).
Выпуск 2023 г. насчитывает 3910 человек (2022 г. - 3185 человек, 2021 г. - 2398 человек).
В целях приведения в соответствие с потребностями рынка труда в части подготовки специалистов со средним профессиональным образованием согласно Стратегии социально-экономического развития Республики Ингушетия на период до 2030 года к приоритетным направлениям в регионе отнесены строительство, легкая промышленность, IT-направление, медицина, образование и сельское хозяйство, с учетом этого, а также регионального перечня наиболее востребованных профессий и специальностей (ТОП-Регион), на основании которых формируются контрольные цифры приема в СПО.
В связи с открытием в 2019 году 5 мастерских и повышенным спросом на строительное направление увеличены КЦП по данному профилю.
В Республике Ингушетия достигается показатель по трудоустройству выпускников СПО. Уровень занятости выпускников 2023 г. в первый год после окончания обучения уже на октябрь составил 23.5% (выпускников 2022 г. - 64,0%, выпускников 2021 г. - 54,0%).
Дошкольное образование
В настоящее время дошкольное образование приобретает все большее социальное значение.
Дошкольный возраст является основным этапом личностного развития ребенка: укрепления эмоциональной саморегуляции, развития нравственной саморегуляции, формирования индивидуальных качеств ребенка.
Одной из определяющих форм дошкольного образования, полноценного детского развития является воспитание и образование детей в дошкольных образовательных организациях. Потребительский спрос на услуги системы дошкольного образования в республике определяет необходимость его дальнейшего развития.
За последние годы ситуация в дошкольном образовании Республики Ингушетия существенно изменилась, система дошкольного образования Республики Ингушетия представлена 99 государственными дошкольными образовательными организациями, в том числе 13 дошкольных групп при общеобразовательных организациях (в форме школа-сад), а также 2 частными детскими садами и 5 дошкольными группами, созданными индивидуальными предпринимателями.
В целях увеличения охвата детей дошкольным образованием на базе общеобразовательных организаций республики созданы 170 групп кратковременного пребывания детей от 5,5 до 7 лет с охватом 3754 детей, при дошкольном образовательном учреждении функционирует одна семейная группа на 10 мест.
Всего в республике по состоянию на 01.12.2023 дошкольным образованием охвачено 24 034 ребенка, в том числе от 2 мес. до 3 лет -2877 детей, в возрасте от 3 до 7 лет - 21 157 детей. Доступность дошкольного образования детей: в возрасте от 2 мес. до 3 лет составляет 98,7%; в возрасте от 3 до 7 лет - 99,7%.
Численность детей, не обеспеченных местами в дошкольных образовательных организациях (актуальный спрос) по состоянию на 01.12.2023 составляет 109 детей, в том числе в возрасте от 2 мес. до 3 лет - 36 детей, от 3 до 7 лет - 73 ребенка.
Обеспечение 100-процент доступности мест в организациях дошкольного образования для детей в возрасте от 2 мес. до 7 лет в Республике Ингушетия будет достигнута до конца 2023 года.
В 2023 году в республике создаются 2823 дополнительных места с привлечением средств федерального, регионального и внебюджетных источников, в том числе:
в рамках Комплекса мер (за счет строительства новых объектов детских садов, пристроя зданий к функционирующим детским садам) - 1740 мест. Срок сдачи 13 объектов - декабрь 2023 г.;
в рамках национального проекта "Демография" - в негосударственной образовательной организации в октябре 2023 г. создано 10 мест;
в рамках региональных программ (за счет создания компенсирующих мест, открытия дошкольных групп в негосударственном секторе, приспособления помещений в функционирующих детских садах) - 1073 места, из них 491 место создано в ноябре текущего года: в частном секторе - 134 места и за счет приспособления помещений в функционирующих ДОО - 357 мест.
Все образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования, осуществляют образовательную деятельность в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, который обеспечивает интеграцию процессов воспитания, развития и обучения, в том числе в игровой форме.
На базе 38 образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность дошкольного образования, функционируют консультационные центры, предоставляющие услуги психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей.
Общее образование.
С 1 сентября 2023 года по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования обучаются 86185 человек, в 149 государственных общеобразовательных организациях. Во 2-ю смену обучается 17 073 человека (около 20 процентов от общего числа обучающихся). В рамках средств из федерального бюджета бюджету Республики Ингушетия на модернизацию инфраструктуры общего образования и создание новых мест с 2019 г. по 2022 г. было построено 23 школы на 15413 новых мест. В 2023 году ведется строительство 12 школ, мощность - 6778.
В 2023 году в системе общего образования республики трудовую деятельность осуществляют 7182 педагогических работника. С 2021 года реализуется программа "Земский учитель", призванная восполнить дефицит квалифицированных кадров общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и городах с населением до 50 тыс. человек.
Более 35 тыс. учащихся 1-4 классов во всех общеобразовательных организациях Республики Ингушетия получают бесплатное горячее питание.
Реализация государственной политики в сфере образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью формируется по двум основным направлениям - развитие системы инклюзивного образования и одновременно поддержка и развитие существующей сети отдельных общеобразовательных организаций.
Ключевыми вопросами в сфере общего образования являются преодоление школьной неуспешности детей, подъем престижа учительской профессии, укоренение социальных практик в школьной жизни.
Дополнительное образование.
В 2023 году охват детей в возрасте от 5-18 лет дополнительными общеобразовательными программами составил 64,9 процентов.
По итогам мероприятий, реализуемых при федеральной поддержке, в целях развития инфраструктуры дополнительного образования детей в Республике Ингушетия создано 103 центра образования цифровой, гуманитарной, естественно-научной и теологической направленности. На базе общеобразовательной школы создан Центр цифрового образования "IТ-куб". Открыт Центр для одаренных детей "Олимп", в котором организовано изучение углубленных программ дополнительного образования от лучших преподавателей региона и страны; круглосуточное проживание в течение образовательной смены, питание, культурная и досуговая программа; инфраструктура для реализации образовательных программ по различным направлениям.
На сегодняшний день создано и функционирует порядка 49,0 тысяч новых мест дополнительного образования детей. В соответствии с целевой моделью развития региональных систем дополнительного образования детей в Республике Ингушетия внедрены механизмы персонифицированного финансирования и персонифицированного учета. Вместе с тем, не в полной мере решена проблема доступности дополнительного образования для детей с различными образовательными потребностями и возможностями.
Ежегодно увеличивается число федеральных и региональных мероприятий по выявлению, поддержке и развитию способностей детей (на 2023/24 учебный год - 56 мероприятий), предусмотрены различные виды поддержки при поступлении на обучение в профессиональные образовательные организации и организации высшего образования.
В 2023 году в период летних каникул организованным отдыхом и оздоровлением охвачено 2949 детей за счет средств бюджета республики.
Важный элемент системы воспитания детей и молодежи государственная поддержка различных форм социальной активности, в частности, добровольческой (волонтерской) деятельности. В 113 школах открыты школьные театры.
Для организации и проведения государственной итоговой аттестации создан и функционирует комплекс информационных систем, объединенных в федеральную информационную систему. Применяемые технологические решения обеспечивают сбор, обработку, хранение и предоставление информации об участниках государственной итоговой аттестации и о ее результатах. Наиболее технологичная процедура в рамках государственной итоговой аттестации, отвечающая критериям объективности, - единый государственный экзамен. На участие в государственной итоговой аттестации было заявлено 2 402 выпускника образовательных организаций.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной программы "Развитие образования"
В современных условиях образование является фактором экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности реального сектора экономики, благосостояния и благополучия каждого гражданина.
На территории республики в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2022 года N 1089-р, создается новая модель системы образования, позволяющая каждому жителю вне зависимости от места проживания, социального и имущественного статуса и состояния здоровья получить качественное и доступное образование на любом уровне, которое соответствует потребностям современного общества и требованиям развития экономики. Это даст возможность каждому жителю устроиться по приобретенной специальности и достойно реализовать себя.
Исходя из анализа текущего состояния системы образования республики в контексте стратегических ориентиров развития образования до 2024 года намечены приоритетные направления государственной политики:
повышение качества результатов образования на разных уровнях;
обеспечение соответствия образовательных результатов меняющимся запросам населения, а также перспективным задачам развития российского общества и экономики;
обеспечение доступности дошкольного образования;
обеспечение доступности дополнительного образования в различных формах, включая очно-заочную, заочную и дистанционную, в соответствии с потребностями и индивидуальными особенностями детей;
обеспечение доступности всех видов образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
выравнивание образовательных возможностей населения республики независимо от места проживания;
повышение эффективности социальной адаптации и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
приведение системы подготовки кадров в соответствие с актуальными и перспективными потребностями рынка труда;
пропаганда здорового образа жизни, профилактика наркомании, алкоголизма, табакокурения, а также девиантного поведения среди молодежи.
На решение задач, предусмотренных в рамках стратегических национальных приоритетов, направлены цели Программы до 2030 года:
вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования;
выравнивание стартовых возможностей детей дошкольного возраста за счет обеспечения и сохранения 100 процентов доступности качественного дошкольного образования, в том числе присмотра и ухода за детьми;
увеличение доли выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, занятых по виду деятельности и полученным компетенциям, до 63,3 процентов;
формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;
развитие системы кадрового обеспечения сферы образования, позволяющей каждому педагогу повышать уровень профессионального мастерства на протяжении всей профессиональной деятельности.
повышение доступности, эффективности и качества образования в соответствии с реалиями настоящего и вызовами будущего - одно из базовых направлений реализации государственной политики, общая рамка системных преобразований, которые обеспечат решение вопросов социально-экономического развития страны.
3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
В соответствии Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" определены следующие национальные цели:
а) сохранение населения, здоровье и благополучие людей;
б) возможности для самореализации и развития талантов;
в) комфортная и безопасная среда для жизни;
г) достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство;
д) цифровая трансформация.
Программой поставлены следующие задачи для достижения:
национальной цели "возможности для самореализации и развития талантов": обеспечение возможности детям получать качественное общее образование в условиях, отвечающих современным требованиям, независимо от места проживания ребенка; обеспечение возможности для педагогических работников профессионального развития на протяжении всей профессиональной деятельности; организация комплексного психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений, создание и внедрение в общеобразовательных организациях цифровой образовательной среды, создание и функционирование системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи, создание условий для эффективной самореализации молодежи, в том числе развитие инфраструктуры, развитие и поддержка добровольчества (волонтерства), обеспечение функционирования системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации, продвижение русского языка как основы культурного и образовательного единства народов Российской Федерации;
национальной цели "сохранение населения, здоровье и благополучие людей" - создание условий, способствующих полноценному воспитанию и развитию каждого обучающегося, осваивающего образовательные программы общего образования (включая воспитание культуры питания, поддержание здоровья школьников, их физического и умственного развития, способности к эффективному обучению); обеспечение возможности для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет и от 3 до 7 лет получать дошкольное образование; обновление материально-технической базы для занятий физической культурой и спортом в общеобразовательных организациях;
национальной цели "достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство" - обеспечение возможности обучающимся образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, получить профессиональное образование, соответствующее требованиям экономики и запросам рынка труда;
национальной цели "цифровая трансформация" - обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования, обеспечение онлайн-сервисами образовательных организаций, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего общего и профессионального образования.
4. Задачи государственной программы в сфере образования, способы их эффективного решения
Для достижения целей Программы установлены следующие основные задачи:
совершенствование социально-экономических условий для обеспечения равного доступа населения республики к качественным услугам дошкольного, общего и дополнительного образования;
создание условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
совершенствование системы профессионального образования, обеспечивающей потребность экономики республики в квалифицированных кадрах и востребованность каждого выпускника на рынке труда;
обеспечение доступности профессионального образования для всех граждан независимо от их социально-экономического положения и состояния здоровья;
повышение профессионального уровня педагогов;
создание в Республике Ингушетия новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными требованиями к условиям обучения.
Основными показателями эффективности, характеризующими достижение поставленной цели и решение задач Программы, являются:
удельный вес численности населения в возрасте 5-18 лет, охваченного образованием, в общей численности населения в возрасте 5-18 лет;
отношение численности детей 3-7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования, к общей численности детей в возрасте 3-7 лет, скорректированной на численность детей в возрасте 5-7 лет, обучающихся в школе;
удельный вес численности населения в возрасте 7-18 лет, обучающегося в образовательных организациях, в общей численности населения в возрасте 7-18 лет;
удельный вес численности детей в возрасте 5-18 лет, получающих услуги дополнительного образования, в общей численности детей в возрасте 5-18 лет;
доля выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, не получивших аттестат о среднем общем образовании;
удельный вес численности выпускников профессиональных образовательных организаций очной формы обучения, трудоустроившихся в течение одного года после окончания обучения по полученной специальности (профессии), в общей численности выпускников профессиональных образовательных организаций очной формы обучения;
количество созданных в Республике Ингушетия новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными требованиями к условиям обучения.
По итогам реализации Программы предполагается достижение следующих результатов:
обеспечить всех детей в возрасте от 3 до 7 лет возможностью получать качественные услуги дошкольного образования, в том числе за счет развития вариативных форм дошкольного образования;
обеспечить равный доступ к качественному общему образованию для всех граждан в возрасте 7-18 лет, в том числе с использованием дистанционных технологий и электронного обучения;
создать условия для творческого самовыражения и самореализации детей, выявления и поддержки одаренных детей, получения доступных качественных услуг дополнительного образования;
повысить качество общего образования;
повысится мотивация обучающихся и педагогических работников, направленная на достижение высоких результатов обучения;
будет усовершенствована система работы с талантливыми детьми и подростками;
повысится эффективность взаимодействия профессиональных образовательных организаций с работодателями по вопросам подготовки высококвалифицированных кадров для экономики республики;
будут созданы условия для интеграции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общество;
повысится социальный статус педагогов и престиж педагогических профессий;
повысится качество реализации программ профессионального образования, ориентированного на потребности рынка труда;
будут созданы новые места в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными требованиями к условиям обучения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Ингушетия от 26 марта 2024 г. N 50 "Об утверждении государственной программы Республики Ингушетия "Развитие образования" и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Республики Ингушетия"
Вступает в силу с 28 марта 2024 г. и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 г.
Опубликование:
интернет-газета "Ингушетия" (www.gazetaingush.ru) 28 марта 2024 г.
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 29 марта 2024 г. N 0600202403290003