Письмо Госналогслужбы РФ и Минфина РФ от 4 ноября 1993 г.
NN ВГ-4-14/178н, 125
"О порядке реализации Указа Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. N 1773 "О проведении налоговой амнистии в 1993 году"
В связи с поступающими запросами от налоговых, финансовых органов и налогоплательщиков о порядке реализации Указа Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. N 1773 "О проведении налоговой амнистии в 1993 году", вступившего в силу со 2 ноября 1993 г., Государственная налоговая служба Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации разъясняют следующее:
1. Налоговая амнистия распространяется на налоги и налоговые платежи, которые не были отражены предприятиями, учреждениями и организациями, а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в отчетности, налоговых расчетах (декларациях) и других документах, установленных действующими нормативными актами для представления в налоговые органы. На суммы недоимки по налогам и налоговым платежам, числящиеся на лицевых счетах налогоплательщиков в налоговых органах, а также на платежи, отсроченные в установленном порядке, налоговая амнистия не распространяется.
2. К налогам и налоговым платежам, по которым проводится налоговая амнистия, относятся налоги, взимаемые в соответствии со статьями 19, 20 и 21 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" с последующими изменениями и дополнениями.
3. Суммы неуплаченных налогов и налоговых платежей, объявленные в соответствии с п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. N 1773 предприятиями, учреждениями, организациями, а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в полном объеме вносятся в доход республиканского Бюджета Российской Федерации.
4. В случае выявления налоговыми органами после 30 ноября 1993 г. сокрытых от налогообложения доходов предприятиями, учреждениями и организациями, а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, по платежам, указанным в п. 2 настоящего письма, в повышенном в 3 раза размере взыскиваются только суммы штрафов за сокрытие или занижение дохода (прибыли) либо суммы штрафа за иной сокрытый (неучтенный) объект налогообложения.
Например, при выявлении налоговым органом в декабре 1993 г. суммы заниженной прибыли с предприятия взыскивается вся сумма заниженной прибыли и штраф в 3-х кратном размере этой суммы. При выявлении занижения оборотов по реализации товаров (работ, услуг), в результате чего была сокрыта сумма налога на добавленную стоимость, с предприятия взыскивается вся сумма заниженного налога на добавленную стоимость и штраф в трехкратном размере этой суммы.
Штрафы за отсутствие учета объектов налогообложения и за ведение учета объекта налогообложения с нарушением установленного порядка, повлекшие за собой сокрытие или занижение дохода за проверяемый период, за непредставление или несвоевременное представление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления, для уплаты налога, а также пеня за задержку уплаты налога взыскиваются в размерах, установленных статьей 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
Не повышаются также штрафные санкции за допущенные нарушения в удержании и перечислении предприятиями, учреждениями и организациями в бюджет подоходного налога с физических лиц, так как они не являются плательщиками этого налога, а выполняют функции его сборщиков.
5. Суммы превышения размера штрафов за сокрытие или занижение дохода (прибыли) либо суммы штрафа за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения полностью зачисляются в доход республиканского бюджета Российской Федерации. Отчисления в централизованный фонд социального развития Государственной налоговой службы Российской Федерации от указанных сумм не производятся.
Пример: при выявлении в декабре 1993 г. налоговым органом сокрытия (занижения) предприятием суммы налога на добавленную стоимость на 1000 тыс. руб. с него взыскивается вся сумма налога - 1000 тыс.руб. и штраф в повышенном в 3 раза размере - 3000 тыс. рублей. В этом случае сумма превышения штрафа в размере 2000 тыс. руб (3000-1000) зачисляется в доход республиканского бюджета Российской Федерации. В централизованный фонд социального развития государственной налоговой службы Российской Федерации отчисляется 600 тыс. рублей (30% от [1000 тыс. руб.+ 1000 тыс.руб.]). Распределяется между бюджетами в соответствии с установленными нормативами распределения налога на добавленную стоимость - 1400 тыс. руб. (700 тыс. руб. + 700 тыс. руб).
6. При выявлении налоговыми органами после 30 ноября 1993 г. сокрытия (занижения) налога и налоговых платежей предприятиями, учреждениями и организациями, а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, за указанные нарушения, допущенные до 30 ноября 1993 г. включительно, штраф взыскивается в размере, предусмотренном п. 3 Указа Президента Российской Федерации от 27.10.93 г. N 1773, а за нарушения, допущенные после этого срока,- в размерах, установленных в статье 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
7. В соответствии с п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 27.10.93 г. N 1773 предприятия, учреждения и организации, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, о своих неуплаченных налогах и налоговых платежах в срок до 30 ноября 1993 г. включительно должны представить налоговому органу, где они состоят на учете, заявление об объявлении неуплаченных налогов и налоговых платежей с указанием в нем суммы неуплаты (недоплаты) по каждому виду налогов и налоговых платежей, отчетного периода, в котором была допущена их недоплата, и других необходимых данных с приложением дополнительных налоговых расчетов (деклараций) о ранее неуплаченных налогах и налоговых платежах, а также платежных поручений (с отметкой банка) на их перечисление в республиканский бюджет Российской Федерации. При этом в платежных поручениях, а также в дополнительных налоговых расчетах (декларациях) должно быть отмечено, что указанные в них суммы перечисляются в бюджет в соответствии с этим Указом.
На основании объявленных сумм неуплаченных налогов и налоговых платежей предприятия, учреждения и организации, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, вносят соответствующие поправки и изменения в бухгалтерский учет и отражают их в отчетности за 1993 год, а налоговые органы на эти суммы увеличивают по годовым расчетам начисленные суммы налогов и налоговых платежей.
8. Заявление об объявлении неуплаченных налогов и налоговых платежей, дополнительные налоговые расчеты (декларации), платежные поручения на перечисление средств в бюджет и другие необходимые документы представляются либо высылаются по почте заказным письмом налоговым органам не позднее 30 ноября 1993 года.
В налогом органе заявление налогоплательщика и приложенные к нему документы регистрируются в специально открытой для этих целей книге (журнале) с указанием следующих реквизитов: номер по порядку, дата поступления (высылки) документов, полное наименование плательщика, вид и сумма платежа. На экземплярах документов, остающихся у налогоплательщика, проставляются штамп налогового органа, дата получения документов и подпись уполномоченного должностного лица.
9. В случае, если платежное поручение на перечисление объявленных налогов и налоговых платежей в бюджет сдано в установленный срок, но не исполнено банком до 1 декабря 1993 года или исполнено не полностью по причине отсутствия денежных средств на счетах налогоплательщика, то с учетом фактически сложившихся обстоятельств совместным решением налогового и соответствующего финансового органа объявление о неуплаченных налогах и налоговых платежах в порядке исключения может быть признано состоявшимся, с освобождением налогоплательщика от уплаты санкций, предусмотренных налоговым законодательством Российской Федерации. При этом пеня на сумму образовавшейся недоимки начисляется в общеустановленном порядке.
10. При проведении документальных проверок за период до 30 ноября 1993 г. по вопросу соблюдения налогового законодательства перед началом проверки следует предлагать налогоплательщикам объявить в письменном заявлении о своих неуплаченных налогах и налоговых платежах с составлением дополнительных налоговых расчетов и перечислением объявленных сумм в республиканский Бюджет Российской Федерации. После принятия налогоплательщиками данного предложения и оформлении указанных выше документов или при их письменном заявлении об отсутствии сокрытых налогов и налоговых платежей работники налоговых органов приступают к проверке.
В случае обращения налогоплательщика с просьбой об отсрочке представления объявления о неуплаченных налогах и налоговых платежах ввиду незаконченности расчетов следует представлять такие отсрочки в пределах до 30 ноября 1993 г. включительно.
При подписании акта проверки до 30 ноября 1993 г. в отношении суммы разницы между фактически доначисленными налоговыми органами в процессе проверки и объявленными и внесенными в бюджет налогами и налоговыми платежами к налогоплательщикам применяются меры ответственности, действовавшие до вступления в силу Указа Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. N 1773, а при подписании акта проверки после 30 ноября 1993 г. - меры повышенной ответственности согласно п. 3 этого Указа.
В порядке, предусмотренном настоящим пунктом, применяются меры ответственности за нарушение налогового законодательства и по документальным проверкам, начатым до вступления в силу Указа, законченным и оформленным до 30 ноября 1993 г. включительно.
11. В целях обеспечения контроля за полнотой исчисления и перечисления в бюджетную систему налогов и налоговых платежей налоговым органам следует в установленные п. 4 Указа Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. N 1773 сроки запросить у банков и кредитных учреждений независимо от организационно-правовых форм и форм собственности сведения о наличии всех счетов предприятий, учреждений и организаций.
В случае отказа или уклонения банка или кредитного учреждения от представления указанных сведений либо представления недостоверных сведений государственные налоговые инспекции по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, г.г. Москве и Санкт-Петербургу незамедлительно направляют в Государственную налоговую службу Российской Федерации необходимые материалы для представления ходатайства Центральному банку России об отзыве выданной им лицензии на проведение банковских операций.
В случае открытия счетов предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися на территории, контролируемой другими налоговыми инспекциями, данные о них в 5-дневный срок сообщаются этим инспекциям.
12. Государственные налоговые инспекции по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, гг. Москве и Санкт-Петербургу информацию о результатах проведения налоговой амнистии в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29.10.93 г. N 1773 представляют в Госналогслужбу Российской Федерации в сроки и по форме согласно приложению.
Настоящие разъяснения незамедлительно доведите до подведомственных налоговых и финансовых органов для руководства и использования в практической работе, а также примите меры по ознакомлению с ними налогоплательщиков, активно используя в этих целях средства массовой информации.
Руководитель Государственной налоговой службы |
В.В.Гусев |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 ноября 1993 г.
Регистрационный N 389
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Госналогслужбы РФ и Минфина РФ от 4 ноября 1993 г. NN 125, ВГ-4-14/178н "О порядке реализации Указа Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. N 1773 "О проведении налоговой амнистии в 1993 году"
Зарегистрировано Минюстом РФ 10 ноября 1993 г.
Регистрационный N 389
Настоящее письмо вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст письма опубликован в газете "Экономика и жизнь", 1993 г. N 47, в газете "Российские вести" от 2 декабря 1993 г. N 234
Письмом Госналогслужбы РФ и Минфина РФ от 1 августа, 28 июля 1995 г. NN ПВ-4-14/42н, 78 настоящее письмо признано утратившим силу с 26 июля 1995 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Письмо Госналогслужбы РФ и Минфина РФ от 23 марта 1994 г. N ВГ-4-14/43н, 33
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного письма