Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 6
к приказу Министерства образования
и науки Республики Северная Осетия-Алания
от 26 марта 2024 г. N 217
Положение
по формированию и организации работы предметных комиссий Республики Северная Осетия-Алания при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2024 году
Перечень условных обозначений и сокращений
4-РЦОИ-ГВЭ |
Форма "Развернутая форма проверки выполнения заданий ГВЭ в 2024 году", представленная в Сборнике форм для проведения государственного выпускного экзамена по образовательным программам среднего общего образования в 2024 году |
АК |
Апелляционная комиссия Республики Северная Осетия-Алания |
Апеллянт |
Участник экзамена, подавший в установленные сроки апелляцию о несогласии с выставленными баллами по соответствующему учебному предмету |
Бланки ответов |
Бланки для записи ответов на задания КИМ для проведения ЕГЭ с развернутым ответом, дополнительные бланки для записи ответов на задания КИМ для проведения ЕГЭ с развернутым ответом (в случае их использования); Бланки для записи ответов на задания КИМ для проведения ГВЭ, дополнительные бланки для записи ответов на задания КИМ для проведения ГВЭ (в случае их использования) |
Бланки-копии |
Обезличенные изображения бланков ответов (форма 2-РЦОИ) |
ГВЭ |
Государственный выпускной экзамен |
ГИА |
Государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования |
ГЭК |
Государственная экзаменационная комиссия Республики Северная Осетия-Алания |
ЕГЭ |
Единый государственный экзамен |
Изображения бланков ответов |
Изображения текстов развернутых ответов участников экзаменов, используемые на этапах подготовки и квалификационных испытаниях экспертов предметных комиссий, а также при проведении согласования подходов к оцениванию развернутых ответов участников экзаменов на разных этапах работы предметной комиссии Республики Северная Осетия-Алания |
Квалификационное испытание |
Испытание для установления уровня квалификации эксперта предметной комиссии |
Квалификация эксперта ПК |
Уровень знаний, умений, навыков (компетенций), характеризующий подготовленность к выполнению деятельности по проверке заданий с развернутым, в том числе с устным, ответом на задания КИМ |
КИМ |
Контрольные измерительные материалы |
Критерии оценивания |
Критерии оценивания ответов на задания КИМ для проведения ЕГЭ с развернутым ответом, ответов на задания КИМ для проведения ГВЭ, в том числе устных ответов, выполненных на основе КИМ, разработанные Рособрнадзором |
Минпросвещения России |
Министерство просвещения Российской Федерации |
Образовательная организация |
Организация, осуществляющая образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования |
ОИВ |
Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания (далее - Министерство образования и науки) |
Оперативный семинар-согласование |
Оперативное согласование подходов к оцениванию ответов на каждое задание с развернутым ответом, проводимое председателем ПК непосредственно перед проверкой работ в день начала проверки развернутых ответов (в том числе устных ответов) или накануне после получения критериев оценивания из РЦОИ |
ПК |
Предметные комиссии Республики Северная Осетия-Алания по учебным предметам для проведения ГИА |
ПО |
Программное обеспечение |
Порядок |
Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 4 апреля 2023 г. N 233/552 |
ППЭ |
Пункт проведения экзаменов |
Протоколы проверок |
Протоколы проверки развернутых ответов (в том числе устных ответов) (форма 3-РЦОИ, форма 3-РЦОИ-У) |
Развернутые ответы |
Ответы участников экзаменов на задания КИМ для проведения ЕГЭ с развернутым ответом (в том числе устные ответы); ответы участников ГВЭ на задания КИМ для проведения ГВЭ (в том числе устные ответы) |
РИС |
Региональная информационная система обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования |
Рособрнадзор |
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки |
РЦОИ |
Региональный центр обработки информации субъекта Российской Федерации |
Сеть "Интернет" |
Информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет" |
Система согласования развернутых ответов |
Система согласования подходов к оцениванию развернутых ответов (в том числе устных ответов) участников экзаменов с целью обеспечения единства подходов к оцениванию развернутых ответов (в том числе устных ответов) участников экзаменов |
Статус эксперта ПК |
Подтвержденный уровень квалификации эксперта предметной комиссии в текущем году |
ФИПИ |
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Федеральный институт педагогических измерений" |
ФИС |
Федеральная информационная система обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования |
ФПК |
Предметные комиссии по учебным предметам, создаваемые Рособрнадзором, для проведения ГИА за пределами территории Российской Федерации и для проведения перепроверки ЭР |
ФПУ |
Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Минпросвещения России от 21.09.2022 N 858 |
ФЦТ |
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральный центр тестирования" |
Эксперт ПК |
Лицо, отвечающее требованиям, указанным в пункте 40 Порядка, включенное распорядительным актом Министерства образования и науки в состав ПК по соответствующему учебному предмету |
ЭМ |
Экзаменационные материалы |
ЭР |
Экзаменационные работы |
1. Общие положения
1. ПК создаются по следующим учебным предметам: "Русский язык", "Математика", "Биология", "География", "Иностранные языки" (английский, испанский, китайский, немецкий и французский), "История", "Литература", "Обществознание", "Физика", "Химия".
2. Проверка развернутых ответов (в том числе устных ответов) участников ЕГЭ осуществляется ПК по следующим учебным предметам: "Русский язык", "Математика" (профильный уровень), "Биология", "География", "Иностранные языки" (английский, испанский, китайский, немецкий и французский), "История", "Литература", "Обществознание", "Физика", "Химия".
3. Проверка ответов участников ГВЭ осуществляется ПК по учебным предметам "Русский язык" и "Математика".
4. ПК в своей деятельности руководствуются нормативными правовыми актами Минпросвещения России, Рособрнадзора, регламентирующими проведение ГИА, методическими документами Рособрнадзора по вопросам организационного и технологического сопровождения ГИА, критериями оценивания, нормативными правовыми актами Министерства образования и науки. Положением о ПК Республики Северная Осетия-Алания.
5. Положение о ПК включает в себя требования к порядку формирования ПК Республики Северная Осетия-Алания, а также к порядку проведения анализа работы ПК 1.
6. Формирование составов ПК организуется Министерство образования и науки по представлению председателей ПК, согласованных Рособрнадзором, не позднее чем за один месяц до начала проведения ГИА.
7. ПК работают в помещениях, исключающих возможность доступа к ним посторонних лиц и распространение информации ограниченного доступа.
В указанных помещениях организуется пропускной режим, обеспечивающий допуск лиц, определенных Порядком и распорядительными актами Министерства образования и науки.
В здании (комплексе зданий), где расположено (-ы) помещение (-я) для работы ПК, до входа в помещение работы ПК выделяются места для хранения личных вещей членов ПК.
8. Министерство образования и науки по представлению председателей ПК определяет перечень дополнительных средств и материалов, допустимых к использованию экспертами ПК в местах работы ПК (учебники, включенные в ФПУ, ПО, установленное на рабочих местах, оборудованных компьютером с выходом в сеть "Интернет", средства обучения и воспитания, используемые участниками экзаменов во время выполнения ими ЭР в соответствии с нормативными правовыми актами Минпросвещения России и Рособрнадзора, устанавливающими сроки и продолжительность проведения экзаменов по каждому учебному предмету, а также требования к средствам обучения и воспитания, используемым при проведении экзаменов).Министерство образования и науки обеспечивает наличие в местах работы ПК в необходимом количестве специальных рабочих мест с выходом в сеть "Интернет" для предоставления возможности каждому эксперту ПК уточнить и (или) проверить изложенные в ЭР факты (например, сверка с информацией из источников, проверка приведенных участниками экзаменов фамилий, названий, фактов и т.п.). При необходимости на указанные рабочие места может быть заблаговременно установлено ПО в соответствии с определенным Министерством образования и науки перечнем дополнительных средств и материалов, допустимых к использованию экспертами ПК в местах работы ПК.
9. Информационное и организационно-технологическое обеспечение деятельности ПК осуществляет РЦОИ.
10. В случае возникновения в ходе деятельности ПК ситуаций, не предусмотренных настоящими Положением, нормативными правовыми актами Минпросвещения России, Рособрнадзора, регламентирующими проведение ГИА, методическими документами Рособрнадзора по вопросам организационного и технологического сопровождения ГИА, критериями оценивания, нормативными правовыми актами Министерства образования и науки ИВ, Положением о ПК Республики Северная Осетия-Алания, соответствующее решение принимают председатели ПК и (или) руководитель РЦОИ в рамках своей компетенции с обязательным последующим информированием ГЭК о принятом решении.
11. Министерство образования и науки назначает лицо, обеспечивающее учет экземпляров критериев оценивания и ключей правильных ответов на задания ГВЭ.
12. По решению Министерства образования и науки места работы ПК оборудуются средствами видеонаблюдения. Видеозапись в местах работы ПК ведется в период работы ПК.
2. Порядок организации деятельности ПК
1. Общее руководство и координацию деятельности ПК осуществляют их председатели.
В отсутствии председателей ПК по объективным причинам их полномочия выполняют заместители председателей ПК.
2. Результаты первой, второй, третьей проверок, межрегиональной перекрестной проверки вносятся в протоколы проверки (формы 3-РЦОИ, 3-РЦОИ-У) 2.
3. Результаты перепроверки, проведенной по решению ОИВ или ГЭК, оформляются протоколами перепроверки (форма 2-ПП с приложениями) 3.
4. Результаты проверки в рамках установления правильности оценивания развернутых ответов апеллянтов оформляются письменными заключениями о правильности оценивания развернутых ответов или о необходимости изменения первичных баллов за выполнение заданий с развернутым ответом с обязательной содержательной аргументацией и указанием на конкретный критерий оценивания, содержанию которого соответствует выставляемый ими первичный балл (далее - заключения привлеченных экспертов ПК) (рекомендуемый образец заключения приведен в Приложении 5 к настоящему Положению.
5. Результаты межрегиональной перекрестной перепроверки в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами оформляются протоколами (форма 2-АП с приложениями).
Протоколы проверок и перепроверок передаются в РЦОИ для дальнейшей обработки.
3. Функции и организационные задачи ПК
3.1. Функции ПК:
а) проверка, в том числе межрегиональная перекрестная проверка, и оценивание развернутых ответов в соответствии с критериями оценивания;
б) перепроверка, в том числе межрегиональная перекрестная перепроверка в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами, развернутых ответов в соответствии с критериями оценивания;
в) проверка в рамках установления правильности оценивания развернутых ответов апеллянтов.
3.2. Организационные задачи ПК:
а) получить от РЦОИ критерии оценивания, бланки-копии, обезличенные файлы с цифровой аудиозаписью устных ответов и специализированные программные средства для их прослушивания, а также протоколы проверки развернутых ответов (формы 3-РЦОИ, 3-РЦОИ-У);
б) осуществить проверку и оценивание развернутых ответов в соответствии с критериями оценивания;
в) внести результаты оценивания в протоколы проверки развернутых ответов (формы 3-РЦОИ, 3-РЦОИ-У) и направить их в РЦОИ для дальнейшей обработки;
г) получить от АК комплекты апелляционных документов;
д) установить правильность оценивания развернутых ответов и оформить заключения привлеченных экспертов ПК (рекомендуемый образец заключения привлеченных экспертов ПК представлено в Приложении 5 настоящих Методических рекомендаций);
е) присутствовать на заседаниях АК. Дать апеллянтам и (или) родителям (законным представителям) апеллянтов, не достигших возраста 18 лет, или уполномоченным родителями (законными представителями) апеллянтов, не достигших возраста 18 лет, или апеллянтами, достигшими возраста 18 лет, лицам соответствующие разъяснения (при необходимости) по вопросам оценивания развернутых ответов, проверенных ПК;
ж) получить от РЦОИ комплекты документов для проведения перепроверки развернутых ответов участников ГИА, в отношении которых принято решение о проведении перепроверки развернутых ответов;
з) осуществить перепроверку развернутых ответов участников ГИА, в отношении которых принято решение о проведении перепроверки развернутых ответов, в соответствии с критериями оценивания, а также проанализировать предыдущее оценивание развернутых ответов;
и) оформить протоколы перепроверок. В случае изменения баллов указать необходимость изменения первичных баллов с обязательной содержательной аргументацией и указанием на конкретный критерий оценивания, содержанию которого соответствует выставляемый первичный балл.
4. Порядок формирования ПК и структура ПК
1. Лица, включаемые в составы ПК по учебным предметам, должны соответствовать требованиям пункта 40 Порядка.
2. ПК состоят из председателей ПК 4, заместителей председателей ПК и экспертов ПК. Председателем ПК, заместителям председателей ПК, экспертам ПК присваиваются статусы ведущий эксперт ПК, старший эксперт ПК, основной эксперт ПК. Количественный состав ПК, включая председателя ПК, должен быть не менее 4 человек.
3. Кандидату в эксперты ПК необходимо иметь положительные результаты квалификационного испытания, организованного и проведенного в текущем году в порядке, установленном Министерством образования и науки (Положением о ПК).
4. Персональные составы ПК утверждаются распорядительным актом Министерства образования и науки. О каждом эксперте, включаемом в состав ПК, указываются сведения о роли эксперта в ПК (председатель ПК, заместитель председателя ПК, член ПК) и статусе эксперта в ПК.
5. ПК создается сроком на один календарный год. Срок осуществления ПК функций и организационных задач исчисляется с даты издания распорядительного акта Министерства образования и науки об утверждении персональных составов ПК.
6. Изменение персональных составов ПК производится с соблюдением требований, предусмотренных пунктом 40 Порядка. При этом срок осуществления функций и организационных задач новым членом ПК ограничивается сроком осуществления функций и организационных задач ПК.
7. Порядок формирования ПК в Республике Северная Осетия-Алания включает:
а) порядок подготовки лиц, претендующих на включение в ПК;
б) порядок допуска лиц, претендующих на включение в ПК, к прохождению квалификационного испытания, включая проверку соответствия требованиям, установленным пунктом 40 Порядка;
в) описание процедуры проведения квалификационного испытания для лиц, претендующих на включение в ПК;
г) перечень показателей согласованности оценивания по результатам квалификационного испытания 5;
д) минимальные значения результатов квалификационных испытаний лиц, претендующих на включение в ПК, для включения в состав ПК;
е) соответствие значений результатов квалификационного испытания лиц, включаемых в ПК, присваиваемым им статусам: ведущий эксперт ПК, старший эксперт ПК, основной эксперт ПК;
ж) методику анализа согласованности работы экспертов ПК и анализа статистики удовлетворенных апелляций о несогласии с выставленными баллами 6.
з) иные положения, не противоречащие Порядку.
8. Сроки проведения каждого из мероприятий по подготовке лиц, претендующих на включение в ПК, устанавливаются ОИВ 7.
9. Сведения об экспертах ПК вносятся в РИС с указанием их статуса.
5. Статусы экспертов ПК и привлечение экспертов ПК к проверкам развернутых ответов
1. Каждый эксперт ПК имеет следующий статус:
а) ведущий эксперт ПК;
б) старший эксперт ПК;
в) основной эксперт ПК.
2. Ведущий эксперт ПК - статус, присваиваемый председателю ПК и заместителю (-ям) председателя ПК, позволяющий:
а) осуществлять руководство подготовкой и (или) подготовку экспертов ПК на региональном уровне;
б) консультировать экспертов ПК по вопросам оценивания развернутых ответов участников экзаменов (по поручению председателя ПК);
в) осуществлять первую, вторую, третью проверки, в том числе и в рамках межрегиональной перекрестной проверки, перепроверку развернутых ответов участников экзаменов;
г) устанавливать правильность оценивания развернутых ответов апеллянта и присутствовать на заседании АК по рассмотрению апелляции о несогласии с выставленными баллами (по поручению председателя ПК);
д) осуществлять межрегиональную перекрестную перепроверку в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами;
е) осуществлять отбор изображений бланков ответов, не заполненных участниками экзаменов.
3. Старший эксперт ПК статус, присваиваемый эксперту ПК, позволяющий:
а) консультировать экспертов ПК по вопросам оценивания развернутых ответов участников экзаменов (по поручению председателя ПК);
б) осуществлять первую, вторую, третью проверки, в том числе и в рамках межрегиональной перекрестной проверки, перепроверку развернутых ответов участников экзаменов;
в) устанавливать правильность оценивания развернутых ответов апеллянта и присутствовать на заседании АК по рассмотрению апелляции о несогласии с выставленными баллами (по поручению председателя ПК);
г) осуществлять отбор изображений бланков ответов, не заполненных участниками экзаменов.
4. Основной эксперт ПК статус, присваиваемый эксперту ПК, позволяющий:
а) осуществлять первую, вторую проверки развернутых ответов участников экзаменов, в том числе и в рамках межрегиональной перекрестной проверки;
б) осуществлять отбор изображений бланков ответов, не заполненных участниками экзаменов.
5. Первую и вторую проверку проводят ведущие эксперты ПК, старшие эксперты ПК, основные эксперты ПК.
6. Для проведения третьей проверки назначаются эксперты ПК, которым в текущем году присвоены статусы ведущих экспертов ПК или старших экспертов ПК, ранее не проверявшие данные ЭР, имеющие опыт первой и второй проверок текущем году, в том числе председатели ПК.
7. Для проведения перепроверки привлекаются эксперты ПК, которым в текущем году присвоены статусы ведущих экспертов ПК или старших экспертов ПК, имеющие опыт первой, второй, третьей проверок в текущем году и ранее не проверявшие данные ЭР, в том числе председатели ПК.
8. Для проведения проверки в рамках установления правильности оценивания развернутых ответов апеллянта привлекаются эксперты ПК, которым в текущем году присвоены статусы ведущих экспертов ПК или старших экспертов ПК, а также имеющие опыт первой, второй и третьей проверок в текущем году и не проверявшие ранее ЭР апеллянтов, в том числе председатели ПК 8.
9. Для проведения межрегиональной перекрестной перепроверки в рамках рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами привлекаются эксперты ПК, которым в текущем году присвоены статусы ведущих экспертов ПК или старших экспертов ПК, и не проверявшие ранее ЭР данных участников экзаменов (в случае, когда ЭР проверялись в рамках межрегиональной перекрестной проверки).
6. Квалификационные требования для присвоения статуса экспертам ПК
1. Для присвоения экспертам ПК того или иного статуса устанавливаются квалификационные требования:
а) установленные пунктом 40 Порядка;
б) к опыту оценивания развернутых ответов;
в) к опыту организационной работы в ПК или ГЭК;
г) к результатам квалификационного испытания;
д) к согласованности работы при проверке развернутых ответов в предыдущие годы и к значениям показателей статистики удовлетворенных апелляций (кроме экспертов ПК, включаемых в ПК в первый раз).
2. Председателям ПК присваивается статус ведущего эксперта ПК без участия в квалификационных испытаниях.
3. Заместителями председателей ПК могут быть назначены только эксперты ПК, получившие в текущем году статусы ведущих экспертов ПК по итогам прохождения квалификационного испытания.
4. Для присвоения статуса ведущего эксперта ПК необходим опыт организационной работы в ПК или ГЭК. Отсутствие такого опыта допускается в случае, когда в состав ПК входит менее 10 человек.
5. Статусы ведущего эксперта ПК и старшего эксперта ПК могут присваиваться только экспертам ПК, имеющим опыт оценивания развернутых ответов участников экзаменов в предыдущие годы.
6. Для присвоения статуса ведущего эксперта ПК опыт оценивания развернутых ответов должен составлять не менее 3-х лет. Отсутствие опыта проверки развернутых ответов допускается только для вновь организуемых ПК по соответствующему иностранному языку (в случаях, когда ранее в субъекте Российской Федерации не создавалась ПК по соответствующему иностранному языку).
7. Значения показателей согласованности оценивания развернутых ответов, определенные по результатам квалификационных испытаний, должны соответствовать значениям, определенным Министерством образования и науки для присвоения экспертам ПК каждого из статусов.
7. Организация квалификационного испытания
1. Порядок проведения квалификационного испытания, включая допуск лиц, претендующих на включение в состав ПК, к прохождению квалификационного испытания, определяет Министерство образования и науки.
2. Квалификационное испытание проводится ежегодно.
3. Квалификационное испытание проводятся с использованием Интернет - системы дистанционной подготовки экспертов ПК "Эксперт ЕГЭ".
4. Лица, не прошедшие квалификационное испытание в текущем году, не допускаются к включению в состав ПК и не могут принимать участие в проверке развернутых ответов в текущем году.
8. Согласование подходов к оцениванию развернутых ответов на федеральном и региональном уровнях
1. На федеральном уровне система согласования подходов к оцениванию развернутых ответов для экспертов ПК, имеющих статус ведущего эксперта ПК, включает следующие мероприятия:
а) обсуждение и выработка подходов к оцениванию типичных случаев, вызывающих затруднения у экспертов ПК при проверке и оценивании развернутых ответов;
б) проверка и оценивание изображений бланков ответов;
в) анализ результатов проверки и оценивания развернутых ответов.
2. Мероприятия по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов на федеральном уровне организуются ФИПИ.
3. На региональном уровне система согласования подходов к оцениванию развернутых ответов включает следующие мероприятия:
а) на этапе подготовки лиц, претендующих на включение в ПК: реализация согласованных на федеральном уровне подходов к проверке и оцениванию развернутых ответов в процессе подготовки. Подготовка должна осуществляться под руководством экспертов ПК, имеющих статус ведущего эксперта ПК, и включать практические занятия по оцениванию развернутых ответов предыдущих лет.
б) на этапе проведения ГИА: обязательное проведение семинара-согласования к оцениванию развернутых ответов и разбор критериев оценивания на каждое задание. Семинар-согласование проводится до начала проверки развернутых ответов с участием всех экспертов ПК в течение не менее 60 минут.
4. Мероприятия по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов на региональном уровне организуются Министерством образования и науки.
5. Подготовка экспертов ПК должна проводиться в соответствии с образовательными программами и с использованием:
а) учебно-методических материалов для подготовки экспертов ЕГЭ, размещенных на официальном сайте ФИПИ;
б) изображений бланков ответов прошлых лет, предоставленных РЦОИ в соответствии с перечнем требований к бланкам ответам, сформулированным председателем ПК.
9. Методика оценивания развернутых ответов
1. Проверку развернутых ответов эксперты ПК осуществляют в соответствии с:
критериями оценивания;
подходами к оцениванию развернутых ответов, согласованными ПК;
с учетом содержания учебников, включенных в ФПУ.
2. Эксперт ПК получает рабочий комплект эксперта ПК, который содержит:
а) бланки-копии (в количестве не более 10 в одном рабочем комплекте);
б) протоколы проверки (форма 3-РЦОИ, форма 3-РЦОИ-У);
в) список работ на прослушивание и оценивание, сформированный посредством специализированного ПО, - в случае проверки устных ответов.
3. Протокол проверки является машиночитаемой формой и подлежит обязательной автоматизированной обработке в РЦОИ.
4. Рабочие комплекты формируются и распечатываются для каждого эксперта ПК в РЦОИ с учетом графика работы ПК.
5. Председатели ПК (или их помощник(и) для больших ПК, размещенных в нескольких помещениях) получают готовые рабочие комплекты экспертов ПК от руководителя РЦОИ (или уполномоченного им сотрудника РЦОИ).
6. Эксперты ПК проводят проверку развернутых ответов и выставляют баллы в соответствующие поля протоколов проверок в соответствии с критериями оценивания. Рекомендуется использовать черновики протоколов проверок, не содержащие переменной информации (номеров работ, данных об эксперте ПК и т.п.), в которые эксперты ПК выставляют баллы до их внесения в протоколы проверок.
7. В случае возникновения у эксперта ПК затруднения в оценивании развернутого ответа эксперт ПК может получить консультацию у председателя ПК или консультирующего эксперта ПК, назначенного председателем ПК.
8. В рамках проверки развернутых ответов экспертами ПК могут быть выявлены бланки-копии, в которых:
а) записи развернутых ответов участников экзаменов содержатся после знака "Z" 9;
б) развернутые ответы расположены на фоне проставленного знака "Z";
в) пустое пространство, разделяющее развернутые ответы, занимает страницу или более.
Во всех описанных выше случаях (или при выявлении подобных случаев), а также других случаев, свидетельствующих о возможном нарушении Порядка, экспертам ПК необходимо произвести проверку и оценивание работы по критериям оценивания в полном объеме (кроме случаев, указанных в критериях оценивания и памятках экспертов, включенных в состав критериев).
При выявлении случаев, указанных в подпунктах "а" "в" настоящего пункта, а также случаев, свидетельствующих о возможном нарушении Порядка 10, экспертам ПК необходимо проинформировать председателей ПК.
Эксперт ПК совместно с председателем ПК (при необходимости, с другими экспертами ПК, обнаружившими указанные факты) составляет акт в свободной форме с указанием кода бланка ответов и описанием обнаруженных фактов.
Председатель ПК направляет служебную записку с приложением указанного акта председателю ГЭК для проведения служебной проверки и принятия соответствующего решения.
Председатель ГЭК рассматривает информацию, полученную от председателей ПК. ГЭК проводит служебную проверку по выявленным фактам в целях исключения нарушения пункта 71 Порядка, а именно выполнение участником экзамена ЭР несамостоятельно, с помощью посторонних лиц.
В случае установления факта нарушения Порядка председатель ГЭК принимает решение об аннулировании результатов экзаменов в соответствии с Порядком.
9. В случае невозможности экспертом ПК оценить развернутые ответы (в том числе устные ответы) участника экзамена по причине проблем технического характера (нечеткая печать, некачественное сканирование работы, некачественная запись устного ответа и т.п.), эксперт ПК уведомляет об этом председателя ПК.
Эксперт ПК совместно с председателем ПК составляет акт в свободной форме с указанием кода бланка (индивидуального номера для устных ответов) и описанием проблемы.
Председатель ПК направляет служебную записку с приложением указанного акта руководителю РЦОИ для устранения причин, не позволяющих оценить ЭР.
В случае если проблемы технического характера (например, некачественная запись устного ответа и т.п.) не удалось решить, то председатель ПК совместно с руководителем РЦОИ составляет акт в свободной форме с указанием кода бланка (индивидуального номера для устных ответов) и описанием обнаруженных фактов, который незамедлительно направляется председателю ГЭК для проведения служебной проверки и принятия соответствующего решения.
10. Каждый рабочий комплект эксперта ПК после завершения проверки председатели ПК (или их помощник(и) для больших ПК) передают в РЦОИ для дальнейшей обработки (передача в РЦОИ заполненных протоколов должна проводиться регулярно, не реже 3-4 раз в день).
11. В случае направления ЭР на третью проверку в регистрационной части бланка-копии такой работы для сведения эксперта ПК, назначенного на третью проверку, указываются баллы, выставленные двумя экспертами ПК, проверявшими эту работу ранее.
Эксперт ПК, назначенный на третью проверку, проводит оценивание по тем позициям оценивания, которые указаны в протоколе проверки. Позиции оценивания, которые эксперт ПК, назначенный на третью проверку, не проверяет, в протоколе проверки заполнены автоматизированно.
12. Коды бланков ответов, вызвавших затруднения при оценивании, эксперт ПК фиксирует и передает председателю ПК для принятия решения о направлении информации об этих ЭР в ФИПИ для использования в методических материалах по оцениванию ЭР участников ГИА.
На протяжении всего периода работы ПК председатели ПК и (или) их заместители фиксируют у себя коды бланков (индивидуальные номера для устных ответов), вызвавших наибольшие разногласия или трудности у экспертов ПК при оценивании (на основании бланков-копий, проверенных собственноручно, и (или) бланков-копий, коды которых фиксировали эксперты ПК в процессе оценивания).
Информацию о таких кодах бланков необходимо передать в ФИПИ после получения соответствующего запроса.
Данные ЭР будут проанализированы и использованы для совершенствования критериев оценивания, проведения обучения экспертов ПК и согласования подходов к оцениванию ЭР.
13. В период работы ПК руководитель РЦОИ предоставляет председателям ПК статистическую информацию о ходе проверки развернутых ответов (не реже 2-3 раз в день). При этом председателям ПК предоставляется оперативная информация:
а) о количестве проверенных ЭР на текущий момент времени;
б) о количестве ЭР, ожидающих первой, второй или третьей проверок;
в) о количестве и доле ЭР, назначенных на третью проверку;
г) другая информация, позволяющая определить качество работы ПК и необходимость проведения дополнительных согласований с экспертами ПК.
14. Статистическую информацию председатели ПК используют для оптимизации работы ПК.
15. При необходимости председатели ПК дают дополнительные разъяснения экспертам ПК по вопросам согласованности работы ПК.
16. Председатели ПК направляют в ГЭК и Министерство образования и науки информацию о случаях нарушения экспертом ПК требований пункта 83 Порядка:
а) наличие при себе средств связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуры;
б) копирование и (или) вынос из помещений для работы ПК ЭМ, критериев оценивания, протоколов проверки;
в) разглашение информации, содержащейся в ЭМ, критериях оценивания, протоколах проверки;
г) недобросовестное выполнение возложенных на него обязанностей:
д) игнорирование согласованных подходов к оцениванию ЭР;
е) систематическое допущение ошибок в оценивании ЭР;
ж) нарушение процедуры проведения проверки развернутых ответов;
з) использование статуса эксперта ПК в личных (в том числе рекламных) целях.
Во всех указанных случаях председатели ПК имеют право отстранить эксперта ПК от работы в ПК, окончательное решение по вопросу исключения эксперта ПК из состава ПК принимает Министерство образования и науки после проведенной ГЭК служебной проверки.
17. При проведении межрегиональной перекрестной проверки ЭР участников экзаменов, полученные из другого субъекта Российской Федерации, проверяются экспертами ПК в общей очереди.
При этом экспертам ПК не предоставляется информация о том, ЭР из какого субъекта Российской Федерации были назначены им на проверку.
Экспертам ПК также не предоставляется информация о том, включены ли в рабочий комплект, назначенный эксперту ПК на проверку, ЭР, полученные в рамках межрегиональной перекрестной проверки.
18. В период работы ПК с момента получения критериев оценивания из РЦОИ до окончания проверки развернутых ответов места работы ПК, включая помещение, в котором проводится семинар-согласование с разбором заданий и критериев оценивания, должны быть оборудованы функционирующей системой непрерывного видеонаблюдения и видеозаписи.
19. После окончания работы каждый эксперт ПК сдает все материалы, в том числе полученные критерии оценивания.
20. График работы экспертов ПК должен предусматривать завершение проведения проверки ЭР первым и вторым экспертом (в том числе с учетом проведения межрегиональной перекрестной проверки) не позднее чем за сутки до сроков завершения обработки ЭР на региональном уровне.
21. Проверка развернутых ответов считается завершенной, когда все ЭР прошли назначенные виды проверок.
10. Особенности проведения проверки ответов участников ГВЭ
1. Председатели ПК до начала работы ПК получают от руководителя РЦОИ ключи правильных ответов (для заданий, предполагающих краткие ответы) и критерии оценивания и проводят семинар-согласование, руководствуясь полученными критериями оценивания.
2. При проверке ответов участников ГВЭ в устной форме экспертам ПК предоставляется доступ к единому хранилищу аудиозаписей ответов.
3. Эксперты ПК выставляют баллы за каждый ответ или за каждую позицию оценивания (если ответ на задание оценивается по нескольким критериям) согласно ключам правильных ответов и критериям оценивания.
4. Результаты оценивания выполнения заданий с кратким ответом, развернутым ответом, а также полученный участником ГВЭ первичный балл вносятся экспертами ПК в форму 4-РЦОИ-ГВЭ 11.
5. Эксперты ПК на основе данных о результатах оценивания ответов участника ГВЭ, внесенных в форму 4-РЦОИ-ГВЭ, осуществляют перевод первичных баллов участника ГВЭ в отметку по пятибалльной системе оценивания 12 и вносят отметку в первое поле протокола проверки развернутых ответов (форма 3-РЦОИ) 13, при этом отметки "0" и "1" не предусмотрены и не вносятся в протоколы.
6. После заполнения протоколы проверки развернутых ответов (форма 3-РЦОИ) обрабатываются в установленном порядке.
7. Результаты проверки ЭР участников ГВЭ автоматизированно сохраняются в РИС.
11. Организация работы ПК* при проведении перепроверок отдельных ЭР, выполненных участниками экзамена на территории Российской Федерации и (или) за ее пределами
1. РЦОИ вносит в РИС сведения об участниках экзаменов, чьи ЭР направлены по решению ГЭК на перепроверку, и формирует (распечатывает) комплекты документов для перепроверки.
2. Комплект документов для перепроверки содержит:
а) титульный лист;
б) копии изображений бланков ответов;
в) копии протоколов проверок (при наличии);
г) протокол перепроверки (форма 2-ПП с приложениями);
д) вариант КИМ, выполнявшийся участником экзамена;
е) критерии оценивания.
3. Председатели ПК получают подготовленные комплекты документов для перепроверки от руководителя РЦОИ (или уполномоченного им сотрудника РЦОИ).
4. Назначение экспертов ПК на проведение перепроверки осуществляется автоматизированно.
5. Эксперты ПК осуществляют перепроверку полученных ЭР и заполняют протоколы перепроверки (форма 2-ПП с приложениями). Оформленные протоколы перепроверки (формы 2-ПП с приложениями) председатели ПК передают руководителю РЦОИ (или уполномоченному им сотруднику РЦОИ) для внесения информации по результатам перепроверки в РИС.
6. Внесение информации по результатам перепроверки в РИС с дальнейшей передачей в ФИС для пересчета баллов осуществляет РЦОИ совместно с ФЦТ.
7. При получении ГЭК информации Рособрнадзора о результатах перепроверки ЭР экспертами ФПК ГЭК организует рассмотрение и анализ результатов перепроверки ЭР экспертами ФПК председателями ПК.
Председатели ПК организуют рассмотрение и анализ результатов перепроверки ЭР экспертами ФПК с оформлением соответствующего заключения.
Решение ГЭК согласно протоколам перепроверки экспертами ФПК в сопровождении заключений председателей ПК, на основании которого было принято решение ГЭК, направляется в Рособрнадзор.
12. Анализ работы ПК
1. По окончании проведения ГИА и проверки ЭР участников экзаменов проводится анализ работы ПК.
2. Анализ работы ПК проводится в соответствии с порядком проведения анализа работы ПК 14, определенным в Положении ПК субъекта Российской Федерации.
3. Анализ работы ПК проводится на основании информации председателя ПК о результатах работы ПК, информации, предоставленной РЦОИ, а также Рособрнадзором и ФИПИ, ФЦТ.
4. В целях обеспечения проведения анализа работы ПК группе экспертов ПК, привлеченных к проведению анализа работы ПК, предоставляется доступ к критериям оценивания, а также к КИМ (при необходимости) в сроки и порядке, установленным Министерством образования и науки.
13. Правила для председателей ПК и экспертов ПК
1. Правила для председателей ПК.
1.1. При организация подготовительных мероприятий председатели ПК должны:
а) участвовать в мероприятиях федерального уровня по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов, организуемых ФИПИ;
б) обеспечивать организационное и методическое сопровождение обучения 15 экспертов ПК с учетом результатов анализа согласованности работы экспертов ПК и статистики удовлетворенных апелляций и перепроверок федерального и регионального уровней в предыдущие годы;
в) представлять заблаговременно в Министерство образования и науки перечень дополнительных средств и материалов 16 для использования экспертами ПК в местах работы ПК;
г) согласовать заблаговременно с руководителем РЦОИ перечень и формы представления статистической информации о работе ПК;
д) передать руководителю РЦОИ списочный состав экспертов ПК 17 для внесения в РИС не позднее чем за один месяц до начала проведения экзаменов;
е) сформировать и согласовать с руководителем РЦОИ график работы экспертов ПК для планирования назначения экспертов ПК на проверку не позднее чем за 14 календарных дней до начала обработки ЭР, на отбор изображений, не заполненных участниками экзаменов бланков ответов;
ж) согласовать с руководителем РЦОИ график работы экспертов ПК, осуществляющих отбор изображений, не заполненных участниками экзаменов бланков ответов, таким образом, чтобы первая и вторая проверки были завершены не позднее 1 календарного дня до срока завершения обработки ЭР на региональном уровне;
з) сформировать 18 и согласовать не позднее чем за 14 дней до начала обработки ЭР с руководителем РЦОИ критерии отбора изображений бланков ответов, содержащих развернутые ответы по каждому варианту КИМ, для использования при проведении семинара-согласования.
1.2. При проверке развернутых ответов председатели ПК должны:
а) получить у руководителя РЦОИ полный комплект критериев оценивания, дополнительные схемы оценивания ответов при проверке ответов по иностранным языкам, изображения бланков ответов участников экзаменов;
б) ознакомиться с полученными критериями и подготовиться к семинару-согласованию;
в) обеспечить присутствие в местах работы ПК только допущенных в установленном порядке лиц;
г) провести непосредственно перед началом проверки ЭР 19 семинар-согласование и разбор критериев оценивания развернутых ответов на каждое задание продолжительностью не менее 60 минут, опираясь на полученные критерии оценивания заданий с развернутыми ответами, содержание учебников, включенных в ФПУ, содержание ЭР участников экзаменов, а также на согласованные подходы к оцениванию развернутых ответов, выработанные на федеральном уровне 20. При проведении семинара-согласования, помимо критериев оценивания, рекомендуется использовать предоставляемые РЦОИ по запросу председателей ПК 21 изображения бланков ответов по каждому варианту КИМ;
д) распределить экспертов ПК по рабочим местам;
е) назначить из числа экспертов ПК, имеющих статус ведущего эксперта ПК или старшего эксперта ПК, консультирующих экспертов ПК 22 в целях обеспечения согласованной работы экспертов ПК, к которым могут обращаться эксперты ПК при возникновении затруднений при оценивании развернутых ответов;
ж) консультировать экспертов ПК в целях обеспечения согласованной работы экспертов ПК при возникновении затруднений при оценивании развернутых ответов;
з) получить у руководителя РЦОИ рабочий комплект эксперта ПК и обеспечить выдачу каждому эксперту ПК комплект критериев оценивания по каждому варианту и рабочий комплект эксперта ПК;
и) обеспечить комфортную рабочую атмосферу в ПК;
к) решать вопросы, возникающие у экспертов ПК, в рамках своей компетенции;
л) информировать председателя ГЭК при выявлении случаев 23, когда записи ответов участников экзаменов содержатся после знака "Z", развернутые ответы расположены на фоне проставленного знака "Z", пустое пространство, разделяющее развернутые ответы, занимает страницу или более, а также других случаев, свидетельствующих о возможном нарушении Порядка;
м) обеспечить совместно с руководителем РЦОИ проведение проверки развернутых ответов таким образом, чтобы первая и вторая проверки были завершены не позднее 1 календарного дня до сроков завершения обработки ЭР на региональном уровне;
н) информировать руководителя РЦОИ 24 о невозможности оценить экспертами ПК развернутые ответы по причине проблем технического характера (нечеткая печать, некачественное сканирование работы, некачественная аудиозапись устного ответа и т.п.), а в случае если проблемы технического характера (например, некачественная аудиозапись устного ответа и т.п.) не удалось решить совместно с руководителем РЦОИ - информировать об указанном случае председателя ГЭК;
о) контролировать качество заполнения экспертами ПК протоколов проверок и перепроверок и осуществлять оперативный обмен протоколов проверок и перепроверок и бланками-копиями с РЦОИ;
и) организовать взаимодействие с руководителем РЦОИ (уполномоченным им сотрудником РЦОИ) в случае, если рабочий комплект эксперта ПК по ряду объективных причин не был проверен экспертом ПК полностью, и передать в РЦОИ данный рабочий комплект эксперта ПК для переназначения другим экспертам ПК;
р) контролировать качество работы экспертов ПК, направлять в ОИВ информацию о случаях нарушения экспертом ПК требований Порядка, в том числе недобросовестное выполнение возложенных на него обязанностей, использование статуса эксперта ПК в личных (в том числе рекламных) целях, а также игнорирование согласованных подходов к оцениванию ЭР, систематическое допущение ошибок в оценивании ЭР и (или) нарушение процедуры проведения проверки.
1.3. При завершении работы ПК председатели ПК должны:
а) сдать руководителю РЦОИ или лицу, назначенному Министерством образования и науки, обеспечивающему учет экземпляров критериев оценивания, все экземпляры критериев оценивания, выданные для проведения проверки, а также все предоставленные РЦОИ для проведения семинара-согласования изображения бланков ответов, содержащие развернутые ответы по каждому варианту КИМ;
б) получить от руководителя РЦОИ (уполномоченного им сотрудника РЦОИ) пакет документов о результатах работы ПК, включающий:
количество ЭР, проверенных каждым экспертом ПК;
количество ЭР, отправленных на третью проверку;
информацию об экспертах ПК, показавших наибольшее количество расхождений в оценивании ЭР;
другую информацию, связанную с деятельностью ПК, при необходимости;
в) организовать рассмотрение и анализ результатов перепроверки ЭР экспертами ФПК с оформлением соответствующего заключения для предоставления его в ГЭК при поступлении в ГЭК запроса Рособрнадзора с информацией о результатах перепроверки ЭР экспертами ФПК;
г) передавать в ФИПИ информацию об обнаружении некорректных заданий с обязательным указанием номера варианта КИМ (или номера КИМ), номера задания и содержания замечания.
1.4. При рассмотрении апелляций о несогласии с выставленными баллами председатели ПК должны:
а) получить от ответственного секретаря АК до заседания АК апелляционный комплект документов (далее - апелляционный комплект документов) 25, который содержит:
титульный лист;
протокол рассмотрения апелляции (форма 2-АП, 2-АП-ГВЭ) с приложениями для внесения информации о ходе и результатах рассмотрения апелляции (формы 2-АП-1, 2-АП-2, 2-АП-3, 2-АП-4);
изображения бланков, копии протоколов проверки ЭР ПК (форма 3-РЦОИ, форма 3-РЦОИ-У) (при наличии);
листы распознавания бланков, протоколов проверки ЭР ПК (форма 3-РЦОИ, форма 3-РЦОИ-У) (при наличии);
файлы, содержащие ответы апеллянтов на задания КИМ, в том числе файлы с цифровой аудиозаписью устных ответов апеллянтов (при наличии);
апелляцию о несогласии с выставленными баллами (форма 1-АП, 1-АП-ГВЭ);
КИМ, выполнявшийся апеллянтом;
критерии оценивания развернутых ответов;
перечень допустимых символов для записи ответов на задания с кратким ответом;
уведомление по итогам рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами (форма У-33);
б) для установления правильности оценивания развернутых ответов апеллянтов назначить экспертов ПК, которым в текущем году присвоен статус ведущего эксперта ПК или старшего эксперта ПК, имеющих опыт первой, второй, третьей проверки в текущем году, но не являющихся экспертами ПК, проверявшими ранее ЭР апеллянтов, и передать им апелляционный комплект документов;
в) консультировать назначенных экспертов ПК, устанавливающих правильность оценивания развернутых ответов апеллянтов при возникновении у них затруднений при установлении правильности оценивания выполнения заданий с развернутым ответом;
г) сообщать в АК (в случае возникновения затруднений в формулировании однозначного ответа о правильности оценивания развернутых ответов апеллянтов) о необходимости обращения в Комиссию по разработке КИМ с запросом 26 о предоставлении разъяснений критериев оценивания и предоставить в АК проект такого запроса;
д) согласовать запрос АК в Комиссию по разработке КИМ о разъяснениях критериев оценивания;
е) передать ответственному секретарю АК апелляционные комплекты документов и заключения привлеченных экспертов ПК после проведения соответствующей работы, в тот же день;
ж) обеспечить участие привлеченных экспертов ПК в заседании АК.
2. Правила для экспертов ПК
2.1. На подготовительном этапе эксперты ПК должны 27:
а) пройти обучение с использованием учебно-методических материалов ФИПИ и подтвердить квалификацию в соответствии с требованиями Порядка, настоящих Методических рекомендаций, а также документами Министерства образования и науки;
б) пройти инструктаж по методике оценивания развернутых ответов в сроки, определяемые председателями ПК;
в) участвовать в проводимом председателем ПК семинаре-согласовании.
2.2. При проверке предположительно не заполненных участниками экзаменов бланков ответов эксперты ПК должны:
а) получить инструктаж руководителя РЦОИ (назначенного им сотрудника РЦОИ) и председателя ПК о выполнении проверки предположительно не заполненных участниками экзаменов бланков ответов;
б) просматривать с экрана изображения предположительно не заполненных участниками экзаменов бланков ответов;
в) при наличии на изображении записей, знаков, рисунков или пометок, которые могут быть расценены как ответ на задание с развернутым ответом или подтверждение того, что участник экзамена приступал к выполнению задания или имел возможность его выполнить, удостоверить (отметить в ПО), что изображение заполнено;
г) при отсутствии записей, относящихся к ответу на задание, удостоверить (отметить в ПО), что изображение не заполнено 28.
2.3. При проверке развернутых ответов эксперты ПК должны:
а) занять рабочие места в помещении, в котором работает ПК;
б) получить рабочие комплекты эксперта ПК;
в) соблюдать дисциплину во время работы;
г) проверять и оценивать развернутые ответы в соответствии с методикой оценивания развернутых ответов;
д) обратиться к председателю ПК или консультирующему эксперту ПК, назначенному председателем ПК, если возникли вопросы или проблемы при оценивании ЭР;
е) оформлять протоколы проверок в соответствии с правилами заполнения 29;
ж) оценивать работы по критериям оценивания в полном объеме в случае выявления ЭР, в которых записи ответов участников экзаменов содержатся после знака "Z", развернутые ответы, оформленные на бланках ответов, расположены на фоне проставленного знака "Z", пространство, разделяющее развернутые ответы одной ЭР, занимает страницу или более, а также других случаях, свидетельствующих о возможном нарушении Порядка;
з) информировать председателя ПК при выявлении ЭР, в которых записи ответов участников экзаменов содержатся после знака "Z", развернутые ответы расположены на фоне проставленного знака "Z", пустое пространство, разделяющее развернутые ответы, занимает страницу или более, а также о других случаях, свидетельствующих о возможном нарушении Порядка 30;
и) информировать председателя ПК о невозможности оценить развернутые ответы по причине проблем технического характера (нечеткая печать, некачественное сканирование работы, некачественная запись устного ответа и т.п.) 31.
2.4. При рассмотрении апелляций о несогласии с выставленными баллами эксперты ПК должны:
а) получить от председателей ПК апелляционный комплект документов;
б) установить правильность оценивания развернутых ответов апеллянтов до заседания АК, а также проанализировать предыдущее оценивание развернутых ответов;
в) составить письменные заключения о правильности оценивания развернутых ответов или о необходимости изменения первичных баллов за выполнение заданий с развернутым ответом с обязательной содержательной аргументацией и указанием на конкретный критерий оценивания, содержанию которого соответствует выставляемый ими первичный балл;
г) обратиться за консультацией к председателям ПК в случае возникновения затруднений в формулировании однозначного ответа о правильности оценивания развернутых ответов апеллянта;
д) узнать у ответственного секретаря АК дату, место и время заседания АК и прибыть в указанное время на заседании АК;
е) помнить, что апелляция проходит в спокойной и доброжелательной обстановке 32;
ж) в случае возникновения у апеллянтов или у АК вопросов по оцениванию развернутых ответов дать соответствующие разъяснения.
На всех этапах работы экспертам ПК запрещается иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, копировать и выносить из помещений для работы ПК, ЭМ, критерии оценивания, протоколы проверки ЭР, а также разглашать информацию, содержащуюся в указанных материалах.
Приложение 1
Рекомендуемые показатели
согласованности оценивания для присвоения статуса экспертам ПК
Ниже приведены ориентировочные показатели, вычисляемые по результатам квалификационных испытаний.
Данные показатели могут быть скорректированы с учетом особенностей учебных предметов.
Показатель: доля заданий/позиций оценивания, по которым оценки эксперта ПК не совпали с оценками, выработанными при согласовании подходов к оцениванию развернутых ответов.
Рекомендуемые значения показателя для присвоения статуса экспертам
Предмет |
Максимальное значение показателя |
||
Ведущий эксперт ПК |
Старший эксперт ПК |
Основной эксперт ПК |
|
Русский язык |
10% |
15% |
25% |
Иностранные языки | |||
Обществознание | |||
Литература | |||
Биология |
10% |
15% |
20% |
История | |||
Физика |
5% |
7% |
10% |
Химия | |||
География | |||
Математика (профильный уровень) |
1% |
5% |
7% |
Показатель: доля позиций оценивания, расхождение в которых составило 2 и более балла по заданию/критерию оценивания.
Рекомендуемые значения показателя для присвоения статуса экспертам ПК
Статус эксперта ПК |
Максимальное значение показателя |
Ведущий эксперт ПК |
0 |
Старший эксперт ПК |
0 |
Приложение 2
Примерный план-график
проведения мероприятий по подготовке экспертов ПК и формированию ПК, подведения итогов работы ПК
N п/п |
Мероприятие |
Срок |
1. |
Формирование ПК: проведение квалификационных испытаний, присвоение статуса экспертам ПК: - досрочного этапа - основного этапа |
до 29 февраля 2024 г. до 20 апреля 2024 г. |
2. |
Предоставление в Рособрнадзор списков кандидатур председателей ПК, согласование Рособрнадзором кандидатур председателей ПК |
Для ПК по всем учебным предметам - в соответствии со сроками, установленными Рособрнадзором (ориентировочные сроки - январь - февраль 2024 года) |
3. |
Семинары ФИПИ для председателей (заместителей председателей) ПК |
В соответствии с расписанием проведения, направляемым ФИПИ |
4. |
Вебинары ФИПИ для полных составов (всех экспертов) ПК субъектов Российской Федерации по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов |
Май - июнь 2024 года в соответствии с единым расписанием проведения ГИА, по графику, направляемому ФИПИ |
5 |
Проведение семинара-согласования оценивания развернутых ответов в ПК |
В день проведения экзамена после получения критериев оценивания (или на следующий день после экзамена) до начала проверки развернутых ответов |
6. |
Отбор ЭР участников экзаменов, вызвавших затруднения в оценивании, для включения в учебно-методические материалы для экспертов ПК |
В процессе проверки ЭР |
7. |
Направление в ФИПИ информации об ЭР, вызвавших затруднения в оценивании |
После окончания проверки ЭР резервных дней экзамена основного периода проведения ЕГЭ (июль 2024 года), в соответствии с запросом ФИПИ |
8. |
Проведение анализа работы ПК |
Июль - август 2024 года |
Приложение 3
Минимальный перечень
направлений для анализа работы ПК
Анализ работы ПК проводится в целях оптимизации работы ПК по проверке развернутых ответов, ее максимальной объективности, выработке единых требований и подходов к оцениванию развернутых ответов, минимизирующих уровень субъективности проверяющих работу экспертов ПК.
При анализе работы ПК необходимо обратить внимание на следующие направления деятельности ПК:
1. Условия проведения проверки:
а) нахождение ПК в/вне здания РЦОИ, количество зданий, помещений, где размещается ПК;
б) количество аудиторий при работе ПК;
в) проведение семинара-согласования в день получения критериев оценивания перед началом проверки (проводился ли, продолжительность, была ли потребность в проведении дополнительного согласования в процессе проверки);
г) работа консультирующих экспертов ПК, назначенных председателем ПК, их количество, принцип распределения по помещениям, сфера консультирования (консультация экспертов ПК, находящихся в одном помещении/аудитории; консультация по оцениванию ответов на определенные задания и т.п.), выполнение консультирующими экспертами ПК других работ в рамках задач, возложенных на ПК;
д) наличие специально оборудованного в помещениях работы ПК рабочего места с выходом в сеть "Интернет" для обеспечения возможности уточнения экспертами ПК изложенных в ответе участников экзаменов фактов; востребованность этого рабочего места;
е) прочее (в случае выявления условий, существенно влияющих на качество работы ПК).
2. Количество и доля экспертов ПК, имеющих статус ведущего эксперта ПК, старшего эксперта ПК, основного эксперта ПК, принцип присвоения статуса экспертов ПК и планирование изменения этих принципов в перспективе.
3. Квалификация экспертов ПК (соответствие требованиям Порядка, количество экспертов, квалификация которых не соответствует требованиям Порядка, причины включения в ПК таких экспертов).
4. Общее количество проверок, проведенных ПК (отдельно по первой, второй, третьей проверкам, по проверкам в рамках установления правильности оценивания развернутых ответов апеллянтов, по перепроверкам ЭР по решению ГЭК).
5. Общее количество экспертов ПК, задействованных при проверке развернутых ответов в разные периоды проведения ГИА (досрочный, основной и дополнительный).
6. Общее количество экспертов ПК, устанавливающих правильность оценивания развернутых ответов апеллянтов в рамках рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами. Принцип отбора экспертов ПК, устанавливающих правильность оценивания развернутых ответов апеллянтов в рамках рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами.
7. Статистика рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами (общее количество поданных апелляций, количество удовлетворенных апелляций в отношении изменения баллов за развернутые ответы, количество работ с пониженными/ повышенными на апелляции баллами, минимальное и максимальное изменение баллов, основные причины удовлетворения апелляций).
8. Общее количество экспертов ПК, осуществлявших третью проверку.
9. Доля ЭР, направленных на третью проверку после проверки в ПК, т.е. без учета пустых ЭР (средний показатель по всей комиссии).
10. Максимальное и минимальное значение индивидуальных показателей экспертов ПК "доля ЭР, направленных на третью проверку, от общего количества проверенных экспертом ПК работ".
11. Максимальное и минимальное количество ЭР, проверенных каждым экспертом ПК.
12. Перечень экспертов ПК, регулярно (более чем 5% проверяемых ЭР) допускающих в оценивании развернутых ответов значительные расхождения в баллах, выставленных другими экспертами ПК:
а) случаи существенной разницы между суммой баллов первого и второго экспертов ПК; анализ ситуации, выявленные причины, принятые решения (повышение квалификации, изменение функционала в рамках работы ПК, исключение из ПК, иное);
б) случаи существенной разницы в баллах, выставленных за каждую позицию оценивания; анализ ситуации, выявленные причины, принятые решения (повышение квалификации, изменение функционала в рамках работы ПК, исключение из ПК, иное);
в) случаи существенной разницы в баллах, выставленных за каждую позицию оценивания при установлении правильности оценивания развернутых ответов апеллянтов в рамках рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами; анализ ситуации, выявленные причины, принятые решения (повышение квалификации, изменение функционала в рамках работы ПК, исключение из ПК, иное).
13. Другие случаи рассогласованной работы экспертов ПК, их описание, количественные показатели; анализ ситуации, выявленные причины, принятые решения (повышение квалификации, изменение функционала в рамках работы ПК, исключение из ПК, иное).
14. Результаты выборочной экспертизы председателями ПК результатов оценивания развернутых ответов экспертами ПК, показавшими рассогласованную работу при проведении оценивания развернутых ответов или присутствующими в списках экспертов ПК, чья работа требует дополнительного анализа.
15. Анализ установленного порядка подготовки экспертов и формирования ПК и формирование предложений по внесению изменений в него.
16. Плановое количество экспертов ПК в следующем году, плановое количество экспертов ПК, имеющих право осуществлять третью проверку, перепроверку, проверку в рамках установления правильности оценивания развернутых ответов апеллянтов в рамках рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами (экспертов, имеющих статус старшего эксперта ПК или ведущего эксперта ПК), предполагаемые показатели согласованности экспертов ПК для присвоения статуса при проведении квалификационных испытаний.
17. Планируемые изменения в организации процедуры оценивания развернутых ответов относительно предыдущего года.
18. Основные выводы.
Приложение 4
Правила
заполнения форм 3-РЦОИ, 3-РЦОИ-У, 4-РЦОИ-ГВЭ, 2-ПП
Формы 3-РЦОИ, 3-РЦОИ-У, 4-РЦОИ-ГВЭ 33, 2-ПП заполняются экспертом ПК гелевой или капиллярной ручкой с чернилами черного цвета.
Поля форм заполняются, цифрами, печатными заглавными буквами черной гелевой ручкой строго внутри полей формы.
Изображать каждую цифру в форме необходимо, тщательно копируя образец ее написания из строки с образцами написания символов, расположенными в верхней части формы.
Небрежное написание символов может привести к тому, что при автоматизированной 34 обработке символ может быть распознан неправильно.
Каждое поле в форме заполняется, начиная с первой позиции (в том числе и поля для занесения фамилии, имени и отчества эксперта ПК).
Если эксперт ПК не имеет информации для заполнения какого-то конкретного поля, он должен оставить это поле пустым (не делать прочерков).
Категорически запрещается:
а) делать в полях, вне полей формы или в полях, заполненных типографским способом, какие-либо записи и (или) пометки, не относящиеся к содержанию полей формы;
б) использовать для заполнения протоколов цветные ручки вместо гелевой или капиллярной ручки с чернилами черного цвета, карандаш, средства для исправления внесенной в форму информации, корректирующую жидкость, ластик и др.
в) вносить исправления. При необходимости внесения изменений председатель ПК составляет акт о факте порчи формы и направляет руководителю РЦОИ служебную записку о необходимости уничтожения испорченной формы и распечатки новой.
1. Заполнение формы 3-РЦОИ
Рис. 1. Протокол проверки развернутых ответов (форма 3-РЦОИ)
См. графический объект
Верхняя часть формы и графа "Код бланка" (рис. 1) заполняется автоматизированно.
В средней части формы в графе "Позиции оценивания" эксперт ПК должен:
а) поставить знак "X" в клеточках, соответствующих позициям оценивания выполнения заданий, ответ на которые участник экзамена не внес в бланк ответов;
б) проставить в клеточках соответствующих критериям оценивания балл (баллы) от нуля до максимально возможного, указанного в критериях оценивания, если участник экзамена приступал к выполнению задания;
в) проставить в соответствующее поле формы номер выбранного участником экзамена альтернативного задания, если участник экзамена выполнял альтернативное задание.
В нижней формы эксперт ПК должен:
а) поставить дату и подпись (рис. 2);
б) передать рабочий комплект эксперта ПК председателю ПК для передачи на обработку.
Рис. 2. Область для проставления даты проверки и подписи эксперта ПК
См. графический объект
2. Заполнение формы 3-РЦОИ-У
Рис. 3. Протокол оценивания устных ответов (форма 3-РЦОИ-У)
См. графический объект
При проверке устных ответов участников экзамена по иностранным языкам эксперт ПК заполняет форму 3-РЦОИ-У (рис. 3).
В верхней части формы указаны регистрационная информация о коде региона, коде и наименовании предмета, номере протокола, коде и фамилии эксперта ПК, которому назначены на проверку ЭР, индивидуальные номера которых указаны в данной форме.
Верхняя часть протокола и графа "Индивидуальный номер" заполняется автоматизированно.
В средней части формы расположены графы с наименованиями позиций оценивания, в которых эксперт ПК должен:
а) поставить знак "X" в клеточках, соответствующих позициям оценивания выполнения заданий, ответ на которые участник экзамена не дал (в аудиозаписи ответа участника нет ответа на соответствующие задания);
б) проставить в клеточках соответствующих критериям оценивания балл (баллы) от нуля до максимально возможного, указанного в критериях оценивания, если участник экзамена приступал к выполнению задания;
в) указать краткий комментарий в графе "Комментарий" при необходимости (например, при наличии технической проблемы с аудиозаписью ответа, наличии помех и#
В нижней части формы эксперт ПК должен:
а) поставить дату и подпись;
б) передать после завершения заполнения формы председателю ПК для передачи на обработку.
3. Заполнение формы 4-РЦОИ-ГВЭ
См. графический объект
Рис. 4. Развернутая форма проверки выполнения заданий ГВЭ (форма 4-РЦОП-ГВЭ)
Результаты оценивания выполнения заданий с кратким ответом, развернутым ответом, а также полученный участником ГВЭ первичный балл вносятся экспертами ПК в форму 4-РЦОИ-ГВЭ.
Эксперты ПК на основе данных о результатах оценивания ответов участника ГВЭ, внесенных в форму 4-РЦОИ-ГВЭ, осуществляют перевод 35 первичных баллов участника ГВЭ в отметку по пятибалльной системе оценивания и вносят отметку в первое поле протокола проверки развернутых ответов (форма 3-РЦОИ) 36, при этом отметки "0" и "1" не предусмотрены и не вносятся в протоколы.
Остальные ячейки (в других столбцах) не заполняются.
Рис. 5. Внесение отметок а протокол
См. графический объект
Заполненные формы 4-РЦОИ-ГВЭ) используются при рассмотрении апелляций участников ГВЭ о несогласии с выставленными баллами и при возникновении прочих обстоятельств, требующих установления результатов оценивания выполнения каждого задания КИМ участниками ГВЭ.
Приложение 5
Рекомендуемый образец
заключения привлеченных экспертов ПК
Наименование ОИВ
Предметная комиссия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЭКСПЕРТА ПРЕДМЕТНОЙ КОМИССИИ
(о правильности оценивания развернутых ответов (в том числе устных
ответов) и/или о необходимости изменения первичных баллов за выполнение
заданий с развернутым ответом (в том числе устных ответов)
ФИО участника экзамена __________________________________________________
Форма экзамена __________________________________________________
Учебный предмет __________________________________________________
Дата экзамена __________________________________________________
Позиция оценивания (номер критерия) |
Количество первичных баллов | Аргументация изменений с обязательным пояснением по каждой позиции оценивания, по котором производится изменение |
||
Максимум | Было | Стало | ||
ИТОГО |
Общий комментарий (при необходимости): __________________________________
_________________________________________________________________________
Член предметной комиссии по (наименование
учебного предмета) для проведения
государственной итоговой аттестации (подпись) (Расшифровка подписи)
по образовательным программам среднего
общего образования (наименование
субъекта Российской Федерации)
Дата подписания
______________________________
1 Минимальный перечень направлений для анализа работы ПК приведен в Приложении 3.
2 Формы представлены в Сборнике форм для проведения единого государственного экзамена в 2024 году.
3 Форма представлена в Сборнике форм для проведения единого государственного экзамена в 2024 году.
4 Кандидатуры председателей ПК, создаваемых в Республике Северная Осетия-Алания, согласовываются Рособрнадзором.
5 Рекомендуемые показатели согласованности оценивания и их значения по результатам квалификационных испытаний для присвоения каждого из статусов экспертам ПК приведены в Приложении 1.
6 Результаты анализа согласованности оценивания развернутых ответов участников экзамена используются при подготовке экспертов ПК.
7 Примерный план-график проведения мероприятий по подготовке лиц, претендующих на включение в ПК, приведен в Приложении 2.
8 Для установления правильности оценивания ЭР апеллянта в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами может быть привлечен председатель ПК при условии, что он не проверял раннее ЭР апеллянта при проведении первой, второй, третьей проверок.
9 Знак "Z" проставляется в области бланка ответов, оставшейся незаполненной участником экзамена. Знак "Z" свидетельствует о том, что участник экзамена свою ЭР завершил, и более не будет возвращаться к записи ответов.
10 Например, выявлен факт выполнения ЭР несамостоятельно, наличие предположительно разных почерков, решение заданий разных вариантов, текст работы совпадает с текстом в других работах или опубликованных источниках и т.п.
11 Распечатывается из Сборника форм для проведения государственного выпускного экзамена по образовательным программам среднего общего образования в 2024 году. Форма 4-РЦОИ-ГВЭ не является машиночитаемой и не подлежит автоматизированной обработке.
12 Шкала для осуществления перевода первичных баллов ГВЭ в отметку по пятибалльной системе оценивания ежегодно направляется Рособрнадзором в адрес Министерства образования и науки, а также публикуется в Спецификациях КИМ для проведения ГВЭ по каждому учебному предмету, размещенных на официальном сайте ФИПИ (https://fipi.ru/gve/gve-11).
13 Правила заполнения форм 3-РЦОИ, 3-РЦОИ-У, 4-РЦОИ-ГВЭ, 2-ПП представлены в Приложении 4 настоящего Положения.
14 Минимальный перечень направлений для анализа работы ПК приведен в Приложении 3.
15 Обучающих семинаров по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов.
16 Учебники, включенные в ФПУ; ПО. установленное на рабочих местах, с выходом в сеть "Интернет"; средства обучения и воспитания, использованные участниками экзаменов во время выполнения ими ЭР, в соответствии с нормативными правовыми актами Минпросвещения России и Рособрнадзора.
17 С указанием статуса каждого эксперта ПК, присвоенного по результатам квалификационного испытания в текущем году. Списочный состав ПК, направляемый в РЦОИ для внесения в РИС, должен соответствовать списочному составу ПК, указанному в соответствующем распорядительном акте ОИВ, и содержать информацию о статусе каждого эксперта ПК (ведущий эксперт ПК, старший эксперт ПК, основной эксперт ПК) для обеспечения корректного назначения экспертов ПК на соответствующие проверки.
18 Рекомендуется сформировать, как минимум, по одному комплекту изображений ЭР по каждому варианту КИМ, используемому в субъекте Российской Федерации. В каждый из указанных комплектов изображений (по одному варианту) необходимо включить по 3-5 наиболее объемных (по количеству использованных бланков ответов N 2, дополнительный бланк ответов N 2) ЭР участников экзамена.
19 После получения критериев оценивания из РЦОИ в день начала проверки (или накануне).
20 Рекомендуется провести повторное оперативное согласование подходов к оцениванию развернутых ответов после проверки каждым экспертом ПК нескольких первых работ для уточнения и конкретизации согласованных подходов к оцениванию.
21 Изображения бланков ответов, которые планируется использовать для проведения семинара-согласования, рекомендуется отбирать (формировать запрос в РЦОИ) по принципу максимального объема ЭР).
22 Рабочие места консультирующих экспертов ПК должны быть организованы в местах работы ПК таким образом, чтобы консультации не мешали работе других экспертов ПК.
23 Эксперт ПК совместно с председателем ПК (при необходимости, с другими экспертами ПК, обнаружившими указанные факты) составляет акт в свободной форме с указанием кода бланка ответов и описанием обнаруженных фактов.
Председатель ПК направляет служебную записку с приложением указанного акта председателю ГЭК для проведения служебной проверки и принятия соответствующего решения.
Председатель ГЭК рассматривает информацию, полученную от председателей ПК. ГЭК проводит служебную проверку по выявленным фактам в целях исключения нарушения пункта 71 Порядка, а именно выполнение участником экзамена ЭР несамостоятельно, с помощью посторонних лиц.
24 В случае если проблемы технического характера (например, некачественная запись устного ответа и т.п.) не удалось решить, то председатель ПК совместно с руководителем РЦОИ составляет акт в свободной форме с указанием кода бланка (индивидуального номера для устных ответов) и описанием обнаруженных фактов, который незамедлительно направляется председателю ГЭК для проведения служебной проверки и принятия соответствующего решения.
25 В случае если работа апеллянта была направлена на межрегиональную перекрестную проверку, в составе апелляционного комплекта документов отсутствуют протоколы проверки, а также листы их распознавания.
26 В запросе в обязательном порядке формулируются вопросы, возникшие при формировании заключения о правильности оценивания развернутых ответов апеллянтов.
27 Эксперты, не подтвердившие квалификацию и (или) не прошедшие инструктаж, и (или) не участвующие в семинаре-согласовании, к проверке развернутых ответов не допускаются.
28 Изображения бланков ответов, определенные хотя бы одним из проверяющих экспертов ПК как заполненные, направляются на проверку в ПК.
В случае если изображения бланков ответов определены двумя проверяющими экспертами ПК как незаполненные, то задания КИМ, предусматривающие развернутый ответ, засчитываются заданиями, к выполнению которых участник ЕГЭ не приступал. В этом случае выполнение каждого задания ЭР, предусматривающего развернутый ответ, оценивается в ноль баллов автоматизированно.
29 Правила заполнения форм 3-РЦОИ, 3-РЦОИ-У, 4-РЦОИ-ГВЭ, 2-ПП представлены в Приложении 4 настоящих Методическим рекомендаций.
30 Эксперт ПК совместно с председателем ПК (при необходимости, с другими экспертами ПК, обнаружившими указанные факты) составляет акт в свободной форме с указанием кода бланка ответов и описанием обнаруженных фактов.
31 Эксперт ПК совместно с председателем ПК составляет акт в свободной форме с указанием кода бланка (индивидуального номера для устных ответов) и описанием проблемы.
32 На заседании АК необходимо соблюдать этические нормы поведения.
33 Форма представлена в Сборнике форм для проведения государственного выпускного экзамена по образовательным программам среднего общего образования в 2024 году.
34 Форма 4-РЦОИ-ГВЭ не является машиночитаемой и не подлежит автоматизированной обработке.
35 Шкала для осуществления перевода первичных баллов ГВЭ в отметку по пятибалльной системе оценивания ежегодно направляется Рособрнадзором в адрес Министерство образования и науки, а также публикуется в Спецификациях КИМ для проведения ГВЭ по каждому учебному предмету, размещенных на официальном сайте ФИПИ (https://fipi.ru/gve/gve-11).
36 Напротив кода бланка соответствующей ЭР в первой ячейке (столбце) слева (см. рис. 5).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.