Правительство Новосибирской области постановляет:
Внести в постановление Правительства Новосибирской области от 17.11.2021 N 462-п "Об утверждении государственной программы Новосибирской области "Социальная поддержка в Новосибирской области" следующие изменения:
В государственной программе Новосибирской области "Социальная поддержка в Новосибирской области":
1. Раздел I "Паспорт государственной программы Новосибирской области "Социальная поддержка в Новосибирской области" изложить в следующей редакции:
"I. Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Новосибирской области "Социальная поддержка в Новосибирской области"
1. Оценка текущего состояния сферы реализации государственной программы
Министерством труда и социального развития Новосибирской области (далее - Минтруда и соцразвития НСО) обеспечивается формирование системы по профилактике социального сиротства и семейного неблагополучия, по оказанию поддержки детям и семьям с детьми, нуждающимся в социальной помощи. Осуществляется работа по формированию безопасной среды для развития детей на территории Новосибирской области.
Сеть организаций социального обслуживания Новосибирской области, оказывающих услуги семьям с детьми, представлена 16 специализированными учреждениями (отделениями) для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, отделениями профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (помощи семье и детям) в 41 комплексном центре социального обслуживания населения и 3 центрами социальной помощи семье и детям.
В современных экономических условиях квалифицированный и компетентный уровень предоставления социальных услуг несовершеннолетним обеспечивается благодаря реализации мер по развитию рынка социальных услуг для семей с детьми, активизации участия Минтруда и соцразвития НСО, государственных и муниципальных организаций социального обслуживания и общественных (некоммерческих) организаций, оказывающих услуги детям и семьям с детьми, в конкурсных отборах на получение грантовой помощи Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, разработке и реализации совместных с социально ориентированными некоммерческими организациями и бизнес-сообществом проектов и программ.
Во всех организациях социального обслуживания населения организована работа с детьми-инвалидами, имеющими проблемы со здоровьем. Используется опыт совместного пребывания детей с особыми потребностями и здоровых детей. Осуществляется обучение родителей методам и приемам проведения реабилитации в домашних условиях, обеспечивается их психологическая поддержка. Развиваются стационарозамещающие формы реабилитации. Организовано надомное обслуживание детей с тяжелой патологией. Применяются дистанционные формы сопровождения семей с детьми.
На территории Новосибирской области формируется модель перманентного сопровождения детей на всех возрастных ступенях: от раннего детства до раннего юношества с использованием технологий преемственности по организации социального сопровождения до достижения детьми возраста 18 лет. Данная модель позволяет минимизировать риски помещения детей с психическими заболеваниями в специализированные стационарные учреждения по достижении ими возраста 18 лет. Модель ориентирована на формирование у детей необходимых навыков и умений, повышающих уровень социализации и способствующих созданию условий для самостоятельного или сопровождаемого проживания.
В Новосибирской области осуществляется дифференцированный подход в предоставлении мер государственной поддержки применительно к различным категориям семей в зависимости от количества детей и их возраста, материального положения семьи, состояния здоровья родителей и детей. Актуальной остается система пособий и дополнительных выплат, направленных на улучшение материального положения семей с детьми, в том числе многодетных семей.
Минтруда и соцразвития НСО предоставляются меры социальной поддержки многодетным семьям в виде единовременных выплат, направленных на приобретение одежды для посещения школьных занятий и школьно-письменных принадлежностей для детей, при поступлении ребенка в первый класс и образовательную организацию высшего образования, другие выплаты, позволяющие улучшить материальное положение многодетных семей.
Значимой мерой, направленной на повышение рождаемости третьих и последующих детей в семьях, с 2012 года стала возможность получения многодетными семьями, в которых появился третий или последующий ребенок, сертификата на областной семейный капитал.
На базе подведомственного Минтруда и соцразвития НСО социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних создано отделение социальной реабилитации и ресоциализации несовершеннолетних, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств, психотропных веществ и страдающих алкогольной зависимостью.
На протяжении последних лет в регионе сохраняется стабильно высокий процент численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Новосибирской области, воспитывающихся в замещающих семьях.
Важными предпосылками для передачи детей на воспитание в замещаемые семьи выступают подготовка кандидатов в приемные родители и оказание им своевременной профессиональной помощи и поддержки. Правовая и психолого-педагогическая подготовка позволяет потенциальным родителям лучше понять свои возможности, ресурсы, ожидания, разобраться в возрастных и психологических особенностях детей, оставшихся без попечения родителей, и, в конечном итоге, осознанно подойти к решению о приеме ребенка в семью.
С целью оказания психолого-педагогической, правовой помощи семьям опекунов или попечителей, приемных родителей во всех районах Новосибирской области осуществляют свою деятельность службы сопровождения замещающих семей.
В Новосибирской области актуальной проблемой остается обеспечение детей-сирот жилыми помещениями.
В целях защиты прав граждан, относящихся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у которых право на обеспечение жилыми помещениями возникло и не реализовано, предусмотрена мера социальной поддержки в виде компенсации платы за наем жилого помещения, которой они вправе пользоваться до момента обеспечения их жилым помещением.
Укрепление материально-технической базы сферы отдыха и оздоровления детей является одним из важных направлений деятельности организаций отдыха детей и их оздоровления. Материально-техническая база организаций отдыха детей и их оздоровления требует улучшения как с точки зрения обеспечения безопасности объектов, так и создания адекватных современным требованиям бытовых и санитарно-гигиенических условий, условий для занятий спортом, интересного досуга и развлечения детей. В Новосибирской области функционируют 27 организаций отдыха детей и их оздоровления, осуществляющих круглогодичное предоставление услуг, 29 сезонных организаций, 12 палаточных лагерей, 5 тематических лагерей и 955 лагерей с дневным пребыванием (на базе образовательных организаций).
При планировании основ развития системы поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения учитывается показатель, характеризующий возрастной состав населения, в том числе средний возраст.
Спрос на социальные услуги среди граждан пожилого возраста будет ежегодно возрастать, в связи с этим возникла необходимость разработки и внедрения в Новосибирской области более эффективных технологий работы с гражданами пожилого возраста с целью увеличения продолжительности жизни, в том числе продолжительности здоровой жизни, и повышения качества жизни людей старше трудоспособного возраста.
Структура помощи гражданам пожилого возраста представлена главным образом организациями здравоохранения и социальной защиты. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста Новосибирской области включает полустационарное обслуживание, надомное обслуживание, стационарное обслуживание.
Услуги в стационарной форме социального обслуживания предоставляются 15 государственными и 28 муниципальными учреждениями социального обслуживания.
В качестве приоритетных векторов развития системы долговременного ухода в сфере социального обслуживания Новосибирской области необходимо выделить следующие направления:
развитие инфраструктуры социальных служб;
развитие системы выявления и оценки нуждаемости, проведение паспортизации пожилого населения и его маршрутизации, исходя из имеющейся потребности в получении социальных и медицинских услуг и иной помощи;
совершенствование алгоритмов межведомственного взаимодействия и создание регионального call-центра и территориальных координационных центров;
ранняя диагностика гериатрических синдромов с выявлением старческой астении;
совершенствование деятельности специализированных отделений социального обслуживания на дому и службы сиделок (помощников по уходу);
развитие и организация работы выездных мобильных бригад по медицинской реабилитации, выездных мобильных (междисциплинарных) бригад по оказанию социальной помощи и социальных услуг, в том числе для доставки лиц старше 65 лет в медицинские организации;
развитие пунктов проката технических средств реабилитации на базе учреждений социального обслуживания;
организация обучения лиц, осуществляющих неформальный (семейный) уход за гражданами пожилого возраста (школа ухода, школа милосердия, патронажная служба);
организация приемных семей для граждан пожилого возраста и поддержка семейного ухода;
организация деятельности отделений дневного пребывания с функционалом оказания социальных услуг пожилым и маломобильным гражданам, включая услуги по проведению культурно-досуговых и социально-реабилитационных мероприятий, включение граждан пожилого возраста в социально активную жизнь;
создание комплекса мероприятий по обеспечению постороннего ухода на дому, направленных на реализацию основных жизненных потребностей граждан с ограниченными возможностями и пожилых жителей, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию.
Российская Федерация в 2012 году ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов от 13.12.2006, подтверждая этим всеобщность, неделимость, взаимозависимость и взаимосвязанность всех прав человека и основных свобод, а также необходимость гарантировать инвалидам полное пользование правами человека без дискриминации.
Чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники Конвенции о правах инвалидов должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности: на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские организации и рабочие места; на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.
Одним из основных направлений социальной политики Новосибирской области является создание условий для активного, независимого образа жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также толерантного отношения в обществе к ним.
В целях дальнейшего решения проблем доступной для инвалидов среды для создания им равных возможностей во всех сферах жизни общества, учитывая, что значительное количество учреждений социальной инфраструктуры оснащено элементами доступности частично, в основном для лиц с ограничениями функций передвижения, сегодня ставится задача оснащения, в том числе дооборудования, объектов с учетом доступности для всех категорий инвалидов.
Оказание социальных услуг гражданам пожилого возраста, инвалидам и детям-инвалидам (в том числе по реализации мероприятий индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов) осуществляется на базе 42 стационарных организаций социального обслуживания населения и 41 отделения социальной реабилитации инвалидов при комплексных центрах социального обслуживания населения Новосибирской области.
Для улучшения качества оказания реабилитационных услуг инвалидам необходимо оснащение областных реабилитационных учреждений современным реабилитационным оборудованием.
В Новосибирской области предоставляется услуга "социальное такси", направленная на обеспечение содействия гражданам с инвалидностью, проживающим на территории муниципальных районов и городских округов Новосибирской области, по транспортировке к социально значимым объектам, расположенным на территории Новосибирской области, (и) или обратно с использованием легкового и специализированного транспорта.
Ежегодно гражданам предоставляются различные выплаты и пособия. Меры социальной поддержки в виде выплат и пособий предоставляются семьям с детьми, замещающим семьям, ветеранам труда, труженикам тыла, инвалидам боевых действий, членам семей погибших участников боевых действий и другим категориям.
Эффективной мерой поддержки по преодолению семейного финансового неблагополучия является реализуемый с 2010 года социальный контракт.
Социально-экономическое развитие Новосибирской области невозможно без развития социальных служб, отвечающих за благополучие его жителей. Необходимость наличия и функционирования развитой системы социальной защиты населения Новосибирской области, оказывающей различные виды социальной помощи и поддержки жителям, очевидна. В современном обществе государство осуществляет функции по обеспечению социальных гарантий отдельным категориям граждан посредством организации социального обслуживания населения, предоставления в полном объеме установленных социальных гарантий и мер социальной поддержки населения, дополнительной защиты наименее защищенных слоев населения.
Учитывая общественную значимость, в целях решения имеющихся проблем и сохранения позитивных тенденций в сфере социального обслуживания и социальной поддержки граждан в Новосибирской области остается необходимость реализации мероприятий в рамках государственной программы Новосибирской области "Социальная поддержка в Новосибирской области".
2. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы
Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы Новосибирской области "Социальная поддержка в Новосибирской области" определены в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", которым определена национальная цель развития Российской Федерации на период до 2030 года - сохранение населения, здоровье и благополучие людей. Указом установлены целевые показатели, характеризующие достижение национальной цели к 2030 году: повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет и снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года.
Положениями Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 19.03.2019 N 105-п "О Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года", определены приоритетные направления государственной социальной политики:
укрепление института семьи, повышение престижа материнства и отцовства, обеспечение максимального развития и сохранения семейных ценностей;
проведение демографической политики, направленной на повышение рождаемости, в том числе за счет государственной поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей;
снижение социально-экономического неравенства в уровне жизни населения Новосибирской области за счет поддержки малоресурсных групп населения, основанной на принципах справедливости и адресности;
обеспечение профилактики и преодоления семейного неблагополучия, сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
повышение эффективности мер социальной поддержки населения;
создание условий для активного, независимого образа жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также толерантного отношения в обществе к ним;
формирование условий для социальной адаптации и интеграции в общественную жизнь пожилых людей;
содействие формированию рынка социальных услуг, отвечающего мировым стандартам.
Исходя из целей государственной политики в сфере социальной поддержки сформирована система целей государственной программы Новосибирской области "Социальная поддержка в Новосибирской области", включающая:
повышение уровня социального обеспечения граждан - получателей мер социальной поддержки, государственных социальных гарантий, направленного на рост их благосостояния, исходя из принципов адресности, справедливости и нуждаемости;
повышение доступности социального обслуживания населения и сохранение на уровне 100% до 2030 года;
формирование безбарьерной среды в Новосибирской области посредством повышения доли доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов до 73,2 процента к 2030 году.
3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
Государственная программа Новосибирской области "Социальная поддержка в Новосибирской области" соответствует стратегическим приоритетам, целям и показателям, предусмотренным в государственных программах Российской Федерации:
"Социальная поддержка граждан", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 296;
"Доступная среда", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 N 363.
Реализация мероприятий государственной программы Новосибирской области "Социальная поддержка в Новосибирской области" будет способствовать достижению национальных целей развития в части повышения ожидаемой продолжительности жизни и снижения уровня бедности в два раза по сравнению с показателями 2017 года.
4. Задачи (направления) государственной программы, способы их эффективного решения
Задачами (направлениями) государственной программы Новосибирской области "Социальная поддержка в Новосибирской области" являются:
обеспечение социально-экономических, организационных условий для реализации мероприятий по социальной поддержке населения;
создание благоприятных условий для улучшения положения детей и семей с детьми;
выполнение обязательств по социальной поддержке граждан, нуждающихся в особой защите государства, в том числе граждан пожилого возраста, инвалидов, малоимущих, а также граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Решение указанных задач достигается в рамках реализации мероприятий государственной программы, направленных на:
1) создание благоприятных условий для оказания государственных и социальных услуг путем строительства и реконструкции объектов в сфере социальной защиты населения Новосибирской области;
2) обеспечение финансовой поддержки семей при рождении детей;
3) обеспечение социальной поддержки семей с детьми, в том числе:
а) внедрение современных форм реабилитации и технологий работы в сфере социального обслуживания и социального сопровождения детей и семей с детьми, в том числе детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа;
б) профилактика безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних, социализацию и реабилитацию несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом;
в) предоставление мер по государственной социальной поддержке (выплаты, пособия, компенсации, стипендии и т.п.) отдельным категорий семей с детьми, в том числе многодетных семей, семей с детьми-инвалидами;
4) организацию деятельности по опеке и попечительству, обеспечение сопровождения, прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
5) оздоровление детей, проживающих в Новосибирской области;
6) обеспечение долговременным уходом лиц старше трудоспособного возраста и инвалидов, нуждающихся в социальном обслуживании;
7) обеспечение беспрепятственного доступа для инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным для них объектам и услугам;
8) обеспечение социальной поддержки, повышение адресности при предоставлении мер социальной поддержки граждан и уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан, в том числе малоимущих граждан, проживающих на территории Новосибирской области.".
2. Раздел II "Обоснование необходимости реализации государственной программы" признать утратившим силу.
3. Раздел IV "Система основных мероприятий государственной программы" признать утратившими силу.
4. Приложение N 1 "Цели, задачи и целевые индикаторы государственной программы Новосибирской области "Социальная поддержка в Новосибирской области" изложить в редакции согласно приложению N 1 к настоящему постановлению.
5. Приложение N 2 "Основные мероприятия государственной программы Новосибирской области "Социальная поддержка в Новосибирской области" изложить в редакции согласно приложению N 2 к настоящему постановлению.
6. Приложение N 3 "Сводные финансовые затраты и налоговые расходы государственной программы Новосибирской области "Социальная поддержка в Новосибирской области" изложить в редакции согласно приложению N 3 к настоящему постановлению.
7. Приложение N 6 "Подпрограмма 1 "Семья и дети" государственной программы Новосибирской области "Социальная поддержка в Новосибирской области" признать утратившим силу.
8. Приложение N 7 "Подпрограмма 2 "Старшее поколение" государственной программы Новосибирской области "Социальная поддержка в Новосибирской области" признать утратившим силу.
9. Приложение N 8 "Подпрограмма 3 "Доступная среда" государственной программы Новосибирской области "Социальная поддержка в Новосибирской области" признать утратившим силу.
10. Приложение N 9 "Подпрограмма 4 "Адресная поддержка отдельных категорий граждан" государственной программы Новосибирской области "Социальная поддержка в Новосибирской области" признать утратившим силу.
11. Признать утратившими силу с 01.06.2024:
приложение N 1 "Цели, задачи и целевые индикаторы государственной программы Новосибирской области "Социальная поддержка в Новосибирской области";
приложение N 2 "Основные мероприятия государственной программы Новосибирской области "Социальная поддержка в Новосибирской области";
приложение N 3 "Сводные финансовые затраты и налоговые расходы государственной программы Новосибирской области "Социальная поддержка в Новосибирской области".
Губернатор Новосибирской области |
А.А. Травников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Новосибирской области от 25 марта 2024 г. N 122-п "О внесении изменений в постановление Правительства Новосибирской области от 17.11.2021 N 462-п"
Вступает в силу с 8 апреля 2024 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru) 28 марта 2024 г. N 5400202403280020