Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена
постановлением Правительства
Челябинской области
от 09.12.2020 г. N 663-П
(в редакции постановления Правительства
Челябинской области
от 28 марта 2024 г. N 215-П)
Государственная программа Челябинской области
"Осуществление государственного регулирования цен (тарифов) на территории Челябинской области"
Раздел I. Стратегические приоритеты государственной программы Челябинской области "Осуществление государственного регулирования цен (тарифов) на территории Челябинской области"
1. Оценка текущего состояния сферы регулирования цен (тарифов) в Челябинской области.
Государственная программа направлена на решение приоритетных задач, определенных прогнозом социально-экономического развития Челябинской области до 2030 года.
Основными направлениями, характеризующими государственное регулирование цен (тарифов) на территории Челябинской области являются:
осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением порядка ценообразования на территории Челябинской области;
реализация дорожных карт по внедрению целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации;
соблюдение баланса экономических интересов производителей и потребителей товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые подлежат государственному регулированию посредством:
1) обеспечения высокого уровня качества и обоснованности принимаемых решений по определению (установлению) цен (тарифов, надбавок, стоимости) на регулируемые виды продукции, товаров и услуг;
2) повышения эффективности государственного контроля в области регулируемых цен (тарифов, надбавок, стоимости) в части определения (установления) и применения;
3) обеспечения прозрачности принимаемых решений при установлении цен (тарифов, надбавок) на регулируемые виды продукции, товаров и услуг.
В целях предотвращения нарушений электроснабжения, организации безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики, организации ликвидации последствий нарушения электроснабжения в Челябинской области создан и функционирует штаб по обеспечению безопасности электроснабжения потребителей электрической энергии Челябинской области. На заседаниях штаба рассматриваются вопросы текущего функционирования электроэнергетики, подготовки к осенне-зимнему, паводковому и пожароопасному периодам и иные текущие вопросы.
Одним из целевых ориентиров электросетевого комплекса является снижение количества территориальных сетевых организаций на 50 процентов к 2030 году относительно уровня 2017 года. Так, количество территориальных сетевых организаций Челябинской области в 2017 году составило 56 организаций. На 2024 год критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям соответствует 23 организации.
В целях оптимизации процесса технологического присоединения предельное количество этапов, необходимых для технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям, в 2023 году составило 3 и должно сохраниться на данном уровне для2030 года.
Работа Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее - Министерство) в части государственного регулирования цен (тарифов) связана, в том числе, с реализацией мер социальной поддержки населения по ограничению роста платежей граждан за коммунальные услуги.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.11.2022 г. N 2053 были установлены особенности тарифного регулирования на 2023 год. Таким образом, тарифы, установленные на 2023 год и введенные с 1 декабря 2022 года без календарной разбивки, не изменялись в 2023 году.
Одновременно для всех регионов предусмотрен единый уровень изменения размера платы граждан с 1 декабря 2022 года - 9 процентов.
При этом изменения тарифов для каждой ресурсоснабжающей организации должны учитывать экономически обоснованные факторы роста: инфляцию, рост стоимости энергоносителей - газа, электрической энергии на оптовом рынке, металлопродукции, материалов.
Для ограничения роста платы граждан ежегодно Министерством утверждаются льготные тарифы на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, обеспечивающие рост платы граждан за коммунальные услуги на уровне, установленном Правительством Российской Федерации. За счет установления льготного тарифа на тепловую энергию для населения будет обеспечен совокупный рост платежа с 01.07.2024 г. на уровне не выше 9 процентов.
Выпадающие доходы от применения льготных тарифов компенсируются теплоснабжающим организациям из областного бюджета. За счет средств бюджета Челябинской области в 2023 году выплачены субсидии, позволяющие ограничить гражданам рост коммунальных платежей, в сумме 5 546,779 млн руб. На 2024 год сумма субсидий теплоснабжающим организациям, планируемая к выплате, составила 7 915,454 млн руб.
Доля ресурсоснабжающих организаций, которым предоставлена субсидия от общего количества ресурсоснабжающих организаций, подавших заявку в 2023 году, составила 100 процентов. К 2030 году показатель должен сохраниться на уровне 100 процентов.
По Челябинской области рост платежей граждан в 2023 году по сравнению с ноябрем 2022 года составил в среднем 9 процентов, в том числе:
- за электрическую энергию - 8,9%;
- за отопление - 6,2%;
- за горячее водоснабжение - 8,0%;
- за холодное водоснабжение - 9,5%;
- за водоотведение - 11,3%;
- за газ - 8,5%;
- за обращение с ТКО - 9,0%.
Размер тарифов, введенных с 1 декабря 2022 года, не изменится до 1 июля 2024 года. Рост платежей граждан с 1 июля 2024 года утвержден для Челябинской области на уровне 11,2 процента. Отношение максимального размера вносимой гражданином платы за коммунальные услуги к размеру вносимой этим гражданином платы за коммунальные услуги в декабре предыдущего календарного года к 2030 году составит не более 4 процентов.
Наличие в государственной программе Челябинской области "Осуществление государственного регулирования цен (тарифов) на территории Челябинской области" (далее - государственная программа) мероприятий, направленных на совершенствование тарифного регулирования, связаны с установлением (корректировкой) цен (тарифов) и осуществлением контроля по вопросам их применения.
По результатам деятельности Министерства в 2023 году в отношении 100% организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, приняты тарифные решения, подлежащие ежегодному пересмотру. Ожидаемое значение к 2030 году сохранится на уровне 2023 года.
Постановления Министерства об административных правонарушениях по делам о нарушениях в сфере ценообразования, соблюдению стандартов раскрытия информации, принятые в 2023 году, не оспорены и не отменены в судебном порядке. К 2030 году планируется сохранение практики на уровне 2023 года.
Государственная программа направлена на достижение баланса интересов производителей и потребителей товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые подлежат государственному регулированию.
Государственное регулирование цен (тарифов) на услуги организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, решает вопросы доступности для потребителей товаров (работ, услуг). В итоге это будет способствовать повышению доступности услуг жилищно-коммунального хозяйства для 100 процентов населения к 2030 году, а также повышению качества таких услуг к 2030 году не менее чем для 50 процентов населения.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере регулирования цен (тарифов) в Челябинской области.
Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы определены:
Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ Президента РФ N 474);
Постановлениями Правительства Российской Федерации:
от 29.12.2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике";
от 22.10.2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения";
от 13.05.2013 г. N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения";
от 30.04.2014 г. N 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации";
Постановлением Губернатора Челябинской области от 15.12.2023 г. N 309 "О предельных (максимальных) индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Челябинской области на 2024-2028 годы";
Стратегией социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 31.01.2019 г. N 1748 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 год" (далее именуется - Стратегия 2035).
Целями государственной программы являются:
совершенствование тарифного регулирования путем установления (корректировки) цен (тарифов) и осуществления контроля по вопросам их применения;
устранение причин, повышающих стоимость подключения к системам энергоснабжения и ограничивающих такое подключение для конечных потребителей в ключевых экономических центрах Челябинской области.
Для этого в целях реализации приоритета Стратегии 2035 "Доступная энергия" осуществляется стимулирование энергосбережения и энергоэффективности во всех сферах экономики Челябинской области для повышения ее конкурентоспособности.
3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации.
В рамках реализации государственной программы обеспечена взаимосвязь с национальными целями и показателями Указа Президента РФ N 474:
целевым показателем "Улучшение качества городской среды в полтора раза" национальной цели развития Российской Федерации "Комфортная и безопасная среда для жизни";
целевым показателем "Достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления" национальной цели развития Российской Федерации "Цифровая трансформация".
4. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в соответствующей отрасли экономики и сфере государственного управления.
Достижение целей государственной программы осуществляется путем решения следующих задач:
1) установление регулируемых цен (тарифов) и осуществление контроля по вопросам, связанным с их применением.
В целях решения задачи планируется реализация комплекса процессных мероприятий "Государственное регулирование цен (тарифов, сборов, наценок, надбавок, индексов, ставок, размеров платы) и контроль в сферах, подлежащих государственному регулированию в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Челябинской области";
2) финансовое обеспечение выполнения государственных функций.
В целях решения задачи планируется реализация комплекса процессных мероприятий "Обеспечение деятельности Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области".
Реализация государственной программы осуществляется путем предоставления субсидий на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.
Раздел II. Паспорт государственной программы Челябинской области "Осуществление государственного регулирования цен (тарифов) на территории Челябинской области"
1. Основные положения
Показатели государственной программы "Осуществление государственного регулирования цен (тарифов) на территории Челябинской области"
N п/п |
Наименование показателя |
Уровень показателя |
Признак возрастания/ убывания |
Единица измерения (по ОКЕИ) |
Базовое значение |
Значение показателя по годам |
Документ |
Ответственный за достижение показателя |
Связь с показателями национальных целей |
|||||||
(2023) |
2024 |
2025 |
2026 |
2026 |
2027 |
2028 |
2029 |
2030 |
||||||||
|
Цель государственной программы "Совершенствование тарифного регулирования путем установления (корректировки) цен (тарифов) и осуществления контроля по вопросам |
|||||||||||||||
1. |
Доля ресурсоснабжающих организаций, которым предоставлена субсидия от общего количества ресурсоснабжающих организаций, подавших заявку |
ГП |
Возрастание |
процент |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
- |
Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области |
Улучшение качества городской среды в полтора раза. Достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления |
2 |
Количество постановлений Министерства об административных правонарушениях по делам о нарушениях в сфере ценообразования, соблюдению стандартов раскрытия информации, оспоренных в судебном порядке |
ГП |
Убывание |
единиц |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
- |
Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области |
Улучшение качества городской среды в полтора раза. Достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления |
3 |
Отношение максимального размера вносимой гражданином платы за коммунальные услуги к размеру вносимой этим гражданином |
ГП |
Убывание |
процент |
9,0 |
11,2 |
5,7 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
- |
Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области |
Улучшение качества городской среды в полтора раза |
|
платы за коммунальные услуги в декабре предыдущего календарного года |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- |
|
|
|
Цель государственной программы "Устранение причин, повышающих стоимость подключения к системам энергоснабжения и ограничивающих такое подключение для конечных потребителей в ключевых экономических центрах Челябинской области" |
|||||||||||||||
4 |
Предельное количество этапов, необходимых для технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям |
ГП |
Убывание |
единиц |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Стратегия социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года (утв. Постановление Законодательного |
Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области |
Улучшение качества городской среды в полтора раза. Достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Собрания Челябинской области от 31.01.2019 N 1748) |
|
|
План достижения показателей государственной программы "Осуществление государственного регулирования цен (тарифов) на территории Челябинской области" в 2024 году
N п/п |
Показатели комплекса процессных мероприятий |
Уровень показателя |
Единица измерения |
Плановые значения по месяцам |
На конец 2024 года |
|||||||||||
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
июнь |
июль |
август |
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
|||||
Государственное регулирование цен (тарифов, сборов, наценок, надбавок, индексов, ставок, размеров платы) и контроль в сферах, подлежащих государственному регулированию в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Челябинской области | ||||||||||||||||
1 |
Доля ресурсоснабжающих организаций, которым предоставлена субсидия от общего количества ресурсоснабжающих организаций, подавших заявку |
возрастание |
процент |
30 |
30 |
30 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
60 |
70 |
100 |
100 |
2 |
Количество постановлений Министерства об административных правонарушениях по делам о нарушениях в сфере ценообразования, соблюдению стандартов раскрытия информации, оспоренных в судебном порядке |
убывание |
единиц |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
Отношение максимального размера вносимой гражданином платы за коммунальные услуги к размеру вносимой этим гражданином платы за коммунальные услуги в декабре предыдущего календарного года |
убывание |
процент |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
11,2 |
11,2 |
11,2 |
11,2 |
11,2 |
11,2 |
11,2 |
|
Устранение причин, повышающих стоимость подключения к системам энергоснабжения и ограничивающих такое подключение для конечных потребителей в ключевых экономических центрах Челябинской области |
|||||||||||||||
4 |
Предельное количество этапов, необходимых для технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям |
убывание |
единиц |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Структура государственной программы "Осуществление государственного регулирования цен (тарифов) на территории Челябинской области"
N п/п |
Задачи структурного элемента |
Краткое описание ожидаемых эффектов от реализации задачи структурного элемента |
Связь с показателями |
1 |
Комплекс процессных мероприятий "Государственное регулирование цен (тарифов, сборов, наценок, надбавок, индексов, ставок, размеров платы) и контроль в сферах, подлежащих государственному регулированию в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Челябинской области" |
||
Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области |
Срок реализации: 2024-2030 годы |
||
|
Установление регулируемых цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с их применением |
Осуществлен контроль за соблюдением роста вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Челябинской области. Произведена выплата субсидии на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающих организаций. Проведены профилактические мероприятия, направленные на предотвращение нарушений обязательных требований законодательства при осуществлении регулируемых видов деятельности
|
Отношение максимального размера вносимой гражданином платы за коммунальные услуги к размеру вносимой этим гражданином платы за коммунальные услуги в декабре предыдущего календарного года Доля ресурсоснабжающих организаций, которым предоставлена субсидия от общего количества ресурсоснабжающих организаций, подавших заявку. Количество постановлений Министерства об административных правонарушениях по делам о нарушениях в сфере ценообразования, соблюдению стандартов раскрытия информации, оспоренных в судебном порядке. Предельное количество этапов, необходимых для технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям |
2 |
Комплекс процессных мероприятий "Обеспечение деятельности Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области" |
||
Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области |
Срок реализации: 2024-2030 годы |
||
|
Финансовое обеспечение выполнения государственных функций |
Проведены мероприятия по содержанию аппарата Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области |
Доля ресурсоснабжающих организаций, которым предоставлена субсидия от общего количества ресурсоснабжающих организаций, подавших заявку. Количество постановлений Министерства об административных правонарушениях по делам о нарушениях в сфере ценообразования, соблюдения стандартов раскрытия информации, оспоренных в судебном порядке. Отношение максимального размера вносимой гражданином платы за коммунальные услуги к размеру вносимой этим гражданином платы за коммунальные услуги в декабре предыдущего календарного года. Предельное количество этапов, необходимых для технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям |
Финансовое обеспечение государственной программы "Осуществление государственного регулирования цен (тарифов) на территории Челябинской области"
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Челябинской области от 28 марта 2024 г. N 215-П "О внесении изменений в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.