Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 февраля 2024 г. N 54 "Об утверждении методики оценки стандартных издержек субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающих в связи с исполнением требований регулирования"

 

В соответствии с абзацем вторым подпункта "а" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30 января 2015 г. N 83 "О проведении оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", подпунктом 5.2.28(60) пункта 5 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, приказываю:

1. Утвердить прилагаемую методику оценки стандартных издержек субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающих в связи с исполнением требований регулирования.

2. Признать утратившим силу приказ Минэкономразвития России от 22 сентября 2015 г. N 669 "Об утверждении методики оценки стандартных издержек субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающих в связи с исполнением требований регулирования" (зарегистрирован Минюстом России 18 ноября 2015 г., регистрационный N 39755).

 

Министр

М.Г. Решетников

 

Зарегистрировано в Минюсте России 27 марта 2024 г.
Регистрационный N 77660

 

Утверждена
приказом Минэкономразвития России
от 1 февраля 2024 г. N 54

 

Методика
оценки стандартных издержек субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающих в связи с исполнением требований регулирования

 

1. Методика оценки стандартных издержек субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающих в связи с исполнением требований регулирования (далее - Методика), устанавливает порядок действий по проведению оценки стандартных издержек субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающих в связи с исполнением требований регулирования (далее - оценка издержек исполнения требований), которая проводится в отношении обязательных требований и иных требований (обязанности, запреты, условия и ограничения) (далее - требования), содержащихся в проектах нормативных правовых актов (далее - проекты актов), в отношении которых проводится оценка регулирующего воздействия 1, а также в нормативных правовых актах (далее - акты), в отношении которых проводится оценка применения обязательных требований 2 и оценка фактического воздействия акта 3, при осуществлении Минэкономразвития России, федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" и Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" (далее при совместном упоминании - разработчики), и рабочими группами при подкомиссии Правительственной комиссии по проведению административной реформы 4 (далее - рабочие группы) оценки издержек исполнения требований.

2. Целью проведения оценки издержек исполнения требований является получение монетарной оценки издержек субъектов предпринимательской или иной экономической деятельности, возникающих при соблюдении предполагаемых к установлению или действующих требований регулирования.

3. Оценка издержек исполнения требований осуществляется в отношении требований, исполнение которых приводит к возникновению у субъектов предпринимательской или иной экономической деятельности новых издержек и (или) увеличению объема издержек, связанных с исполнением ранее действовавших требований, а также в связи с обстоятельствами, указанными в абзаце третьем подпункта "в" пункта 6(1) Правил, для обоснования целей предполагаемого к установлению регулирования, указанных в части 2.1 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации".

При оценке издержек исполнения требований не включаются издержки от рабочих процессов, которые субъекты предпринимательской или иной экономической деятельности осуществляли до введения требования как сложившуюся практику, которые субъекты предпринимательской или иной экономической деятельности в данной сфере общественных отношений осуществляли, в том числе добровольно, до введения требования, которая позволяет им достигать цели ведения своей деятельности.

4. Оценка издержек исполнения требований осуществляется в отношении следующих издержек исполнения требований:

а) издержки, которые связаны со сбором (получением), обработкой, подготовкой и представлением органам государственной власти, а также третьим лицам информации (документов, сведений, данных) в соответствии с требованиями, в том числе издержки на поддержание готовности представить необходимую информацию по запросу со стороны органов государственной власти, их уполномоченных представителей или третьих лиц (далее - информационные издержки);

б) издержки, которые связаны с поддержанием устанавливаемого (установленного) требованием уровня безопасности и качества продукции, процессов производства, проведения работ и оказания услуг, эксплуатации оборудования и производственных объектов, трудовой деятельности работников, а также иные необходимые для исполнения требования затраты, не связанные со сбором (получением), обработкой, подготовкой и представлением органам государственной власти, а также третьим лицам информации (документов, сведений, данных) (далее - содержательные издержки);

в) издержки, возникающие у субъекта предпринимательской или иной экономической деятельности в период вынужденного прекращения (приостановки) деятельности по производству продукции (проведения работ, оказания услуг) и (или) осуществления в связи с необходимостью соблюдения требования действий, не приводящих к получению дохода (далее соответственно - издержки простоя, простой);

г) издержки в виде упущенной выгоды субъекта предпринимательской деятельности в период простоя (далее - недополученная прибыль);

д) издержки в виде возможной прибыли, которую субъект предпринимательской деятельности не получил в связи с установлением требования, которая была бы использована в предпринимательской деятельности (далее - альтернативные издержки).

5. Информационные издержки, содержательные издержки, издержки простоя рассчитываются в отношении требований, распространяемых как на субъекты предпринимательской деятельности, так и на субъекты иной экономической деятельности. Недополученная прибыль и альтернативные издержки рассчитываются в отношении требований, распространяемых на субъекты предпринимательской деятельности.

6. Оценка издержек исполнения требований осуществляется применительно к периоду оценивания, который составляет не более 6 лет со дня вступления в силу предполагаемого к установлению или действующего требования (далее - период оценивания).

Разработчиком, осуществляющим оценку издержек исполнения требования, определяется период оценивания, соответствующий сроку достижения целей регулирования, указываемому в сводном отчете о проведении оценки регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта, сроку достижения целей регулирования, установленного в действующем акте, а в отсутствие указанной информации - сроку действия акта, устанавливающего требование.

7. В случае если период оценивания превышает один год со дня вступления в силу предполагаемого к установлению или действующего требования, оценка издержек исполнения требований проводится с учетом прогнозируемого прироста потребительских цен и прироста номинальной заработной платы работников организаций в Российской Федерации в соответствии с текущим трехлетним прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, разрабатываемым Минэкономразвития России 5 (далее - прогноз).

В отношении четвертого года и последующих лет периода оценивания значения прироста потребительских цен и прироста номинальной заработной платы работников организаций в Российской Федерации следует принимать равными значениям этих показателей в третьем году прогноза.

Значения прогнозируемого прироста потребительских цен и прогнозируемого прироста номинальной заработной платы работников организаций в Российской Федерации при расчетах в рамках Методики выражаются в тысячных долях, получаемых делением на 100 процентов значений прогнозируемого прироста потребительских цен и изменения номинальной заработной платы работников организаций в Российской Федерации, приведенных в прогнозе в процентах.

8. Оценка издержек исполнения требований предполагает последовательную реализацию разработчиками следующих этапов:

а) выделение требования из текста проекта акта (акта);

б) определение необходимых для исполнения требования перечня действий и приобретений, а также их частоты в соответствии с пунктами 13-15, 33 и 43 Методики.

в) определение объектов регулирования, имеющих одинаковые или схожие параметры возникновения издержек исполнения требований (далее - объекты расчета), и количества объектов расчета;

г) определение издержек исполнения требования, относящихся к рассматриваемому требованию: информационных издержек, содержательных издержек, издержек простоя и недополученной прибыли, в соответствии с пунктом 4 Методики;

д) формирование перечня издержек исполнения требования по видам издержек: издержек, связанных с затратами времени штатных или дополнительно нанятых работников на определенные действия, необходимые для исполнения требования (далее - временные издержки), и издержек, связанных с затратами на приобретение необходимых для исполнения требования оборудования, инвентаря, их установку, содержание и обслуживание, строительство, ремонт или обустройство помещений, оплату работ и услуг организаций или внешних специалистов (далее - издержки, связанные с приобретениями);

е) в случае выявления информационных издержек - расчет временных издержек и издержек, связанных с приобретениями;

ж) в случае выявления содержательных издержек - расчет временных издержек и издержек, связанных с приобретениями;

з) в случае выявления простоя при исполнении требования - расчет временных издержек и издержек, связанных с приобретениями, возникших в ходе простоя, и недополученной прибыли;

и) расчет альтернативных издержек субъектов предпринимательской деятельности;

к) определение общего размера затрат на соблюдение требования.

9. Выделенные из текста проекта акта (акта) требования, подлежащие оценке издержек исполнения требований, должны удовлетворять следующим условиям:

а) распространяются на субъекты предпринимательской и (или) иной экономической деятельности;

б) приводят к возникновению у субъектов предпринимательской и (или) иной экономической деятельности новых издержек или изменению текущих издержек, вызванных ранее не существовавшими трудозатратами и (или) затратами на приобретение ранее не используемого оборудования, работ, услуг, необходимых для выполнения оцениваемого требования, либо к снижению затрат на исполнение ранее установленных обязательных требований 6;

в) не осуществляются субъектом предпринимательской и (или) иной экономической деятельности в обычной хозяйственной деятельности в отсутствие предполагаемого к установлению или действующего требования (не относятся к сложившейся практике).

10. В целях проведения оценки издержек исполнения требований следует определить объекты расчета, провести при необходимости их группировку и определить количество объектов расчета в целом и в выделенных группах.

11. Совокупность объектов расчета должна быть однородна по следующим параметрам:

а) одинакова структура возникающих издержек (состав действий, приобретений);

б) одинакова частота возникновения издержек (выполнения действий, совершения приобретений);

в) одинаковы или варьируются незначительно стоимостные показатели (размер оплаты труда работников для временных издержек, средние цены для издержек, связанных с приобретениями).

12. В случае если совокупность объектов расчета неоднородна, следует разделить ее на группы объектов расчета, сходные по характеристикам, таким образом, чтобы в группе объектов расчета выполнялись все параметры, указанные в пункте 11 Методики.

13. При формировании перечня издержек исполнения требования в составе информационных издержек, содержательных издержек и издержек простоя выделяются следующие издержки:

а) временные издержки;

б) издержки, связанные с приобретениями.

14. К временным издержкам относятся трудозатраты работников, в том числе на:

а) поиск информации и подготовку документа, отчета;

б) копирование документа;

в) заверение документа;

г) представление (направление) информации или документа в орган государственной власти, автоматизированную информационную систему;

д) получение документа у третьих лиц и представление его в орган государственной власти;

е) нанесение маркировки или подготовку информационных материалов для потребителей;

ж) поиск необходимых товаров, работ, услуг, выбор поставщиков;

з) согласование условий и заключение договора;

и) подготовку и проведение платежей;

к) установку и настройку оборудования, программного обеспечения (информационных систем), инвентаря;

л) обслуживание оборудования, в том числе замена расходных материалов или запасных частей, программного обеспечения (информационных систем), инвентаря.

15. К издержкам, связанным с приобретениями, относятся в том числе:

а) покупка оборудования, инвентаря;

б) обслуживание и ремонт оборудования (ресурсные детали или конструктивные части оборудования);

в) приобретение программного обеспечения (информационных систем), оборудования, необходимого для его применения;

г) интеграция программного обеспечения или информационных систем (формирование взаимосвязи с целью обеспечения передачи данных), обслуживание оборудования, необходимого для его применения;

д) покупка расходных материалов;

е) оплата услуг связи, почтовых отправлений;

ж) транспортные расходы;

з) оплата работ и услуг организаций, в том числе по проведению экспертиз, обследований, по подтверждению соответствия продукции и процессов производства, по аттестации рабочих мест и персонала, проведению курсов обучения, повышения квалификации.

16. К временным издержкам простоя относятся издержки на оплату труда работников с учетом налогов и взносов в течение времени простоя, к издержкам простоя, связанным с приобретениями, - эксплуатационные издержки, включающие в себя в том числе издержки на топливо, коммунальные платежи, расходные материалы, дополнительное техническое обслуживание.

17. Оценка издержек исполнения требований проводится по одному из следующих вариантов или их сочетанию:

а) расчет издержек на основе справочной информации по оценкам типовых требований, включающей в себя обобщенные формулировки требований, по которым ранее была проведена оценка издержек исполнения требований (далее соответственно - справочник типовых оценок, расчет на основе оценок издержек типовых требований, типовые требования);

б) расчет издержек на основе справочной информации по ранее полученным количественным оценкам трудозатрат на осуществление действий, средней стоимости приобретения или иной составляющей формул, используемых для оценки издержек исполнения требования, которые могут быть использованы в качестве стандартных при проведении оценки издержек исполнения требований, исполнение которых предполагает такие же действия или приобретения (далее соответственно - справочник стандартных величин, расчет на основе стандартных величин издержек исполнения требований);

в) расчет издержек на основе иных источников для составляющих формул, применяемых для оценки издержек исполнения требований (далее - детализированный расчет).

18. Выбор варианта оценки издержек исполнения требований осуществляется разработчиком.

Рабочими группами осуществляется оценка издержек исполнения требований путем детализированного расчета.

В целях проведения расчетов и обоснования оценки издержек исполнения требований по вариантам, указанным в подпунктах "б" и "в" пункта 17 Методики, используется калькулятор оценки издержек исполнения требований, размещенный в личном кабинете разработчика проекта акта на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт).

19. Справочник типовых оценок и справочник стандартных величин включаются в справочную информацию, размещаемую в личном кабинете разработчика на официальном сайте.

20. Минэкономразвития России не реже одного раза в год дополняет справочник типовых оценок сведениями о новых типовых требованиях (при наличии) и справочник стандартных величин сведениями о новых стандартных величинах издержек исполнения требований (при наличии) на основании:

а) официальной статистической информации;

б) иных источников информации, используемых для оценки издержек исполнения требований по видам справочной информации по стандартным величинам, указанным в подпунктах "а" - "в", "д" и "ж" пункта 25 Методики;

в) результатов проведенных оценок исполнения требований, в том числе представленных в сводных отчетах, заключениях об оценке регулирующего воздействия, протоколах согласительных совещаний, протоколах заседаний рабочих групп, содержащих расчеты, и докладах о достижении целей введения требований.

21. Расчет на основе оценок издержек типовых требований производится с использованием справочника типовых оценок, содержащего перечень типовых требований и результаты оценки издержек исполнения требований, формулировки которых использованы в качестве основы для определения типовых требований.

22. В справочнике типовых оценок приводятся для каждого типового требования:

а) формулировка требования;

б) состав оборудования и иных приобретений, необходимых для его исполнения;

в) название объектов расчета (субъект предпринимательской деятельности, предприятие, производственный объект, работник предприятия, производственная линия, транспортное средство, партия продукции);

г) полученные в результате ранее проведенной оценки общие (суммарные) издержки для одного объекта расчета на период оценивания, не превышающий 6 лет (далее - удельная величина издержек);

д) дата, на которую актуальны результаты ранее проведенной оценки удельной величины издержек.

23. В целях оценки издержек исполнения требования используется удельная величина издержек в случае, если по оцениваемому требованию выявлены тот же состав действий, приобретений и объект расчета, что и по типовому требованию. Количество объектов расчета определяется разработчиком. Величина суммарных издержек исполнения оцениваемого требования определяется произведением количества объектов расчета и удельной величины издержек.

В случае если приведенная в справочнике типовых оценок дата, на которую актуальны результаты ранее проведенной оценки удельной величины издержек, отличается на год и более от даты, на которую проводится оценка издержек исполнения требования, то удельная величина издержек подлежит индексированию на основании фактического индекса потребительских цен в соответствующие годы.

24. Расчет на основе стандартных величин издержек исполнения требований выполняется в соответствии с этапами, приведенными в пункте 8 Методики.

25. Справочник стандартных величин содержит следующие виды информации:

а) стандартные затраты рабочего времени на выполнение типовых операций (действий);

б) стандартная стоимость часа работы персонала в разрезе видов деятельности;

в) стандартный срок службы отдельных видов оборудования;

г) средние цены на отдельные виды оборудования, используемого для оценки издержек исполнения требований;

д) стандартные значения частоты обслуживания отдельных видов оборудования;

е) средние цены на отдельные работы (услуги), применяемые для оценки издержек исполнения требований;

ж) количественный состав отдельных групп объектов расчета, применяемых для оценки издержек исполнения требований.

 

26. В случае если в справочнике стандартных величин не содержится искомых значений одной из переменных расчета, допускается совмещение вариантов проведения оценки, и значения переменных определяются в соответствии с пунктами 27-29 Методики.

27. Детализированный расчет исполнения требования выполняется в соответствии с этапами, приведенными в пункте 8 Методики.

Для детализированного расчета используются открытые данные официальной статистики, представленные на официальных сайтах Росстата, Единой межведомственной информационно-статистической системы 7, ФНС России, Банка России, иных открытых информационных ресурсах органов государственной власти.

При отсутствии официальных статистических данных искомые значения определяются на основе открытых данных, содержащихся в государственных информационных системах, в негосударственных информационно-аналитических системах или публикуемых в свободном доступе на отраслевых сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В целях определения срока службы оборудования, частоты обслуживания оборудования допускается использование данных производителей оборудования, в частности, техническая документация или их официальные сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

28. В целях определения средней стоимости оборудования, работ, услуг на день проведения оценки издержек исполнения требований разработчиком используются:

а) цены государственных и муниципальных контрактов, информация по которым размещена в открытом доступе на сайте единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 8;

б) цены, опубликованные в открытых источниках, в том числе на сайтах агрегаторов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

в) коммерческие предложения, прейскуранты цен, предоставляемые производителем (продавцом) по запросу разработчика или размещенные на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

29. В случае отсутствия данных, перечисленных в пункте 28 Методики, искомые значения определяются на основе данных, полученных путем осуществления запросов информации у субъектов предпринимательской или иной экономической деятельности.

По результатам указанных запросов в целях проведения расчета должно быть получено не менее трех ответов. На основе полученных ответов определяются усредненные значения, при этом ответы, значительно отличающиеся от остальных, не учитываются в расчете.

При отсутствии ответов на запросы в течение срока проведения оценки издержек исполнения требований искомые значения определяются на основе тематических исследований и данных из опубликованных научных статей с обязательным указанием источников, а также на основе мнений специалистов, в том числе работников разработчика, обладающих опытом работы и (или) научными публикациями по исследуемому вопросу (далее - экспертная оценка).

В целях сбора мнений специалистов соответствующие позиции должны быть получены не менее чем от пяти специалистов.

30. Использование данных справочника типовых оценок, справочника стандартных величин подтверждает согласие разработчика с их применимостью к объекту расчета.

В случае отсутствия в справочнике типовых оценок, справочнике стандартных величин данных, применимых к объекту расчета, или несогласия с их применимостью разработчик осуществляет детализированный расчет исполнения требования в соответствии с пунктами 27-29 Методики.

31. В целях оформления расчетов и обоснования оценки издержек исполнения требований по вариантам, указанным в подпунктах "б" и "в" пункта 17 Методики, допускается использование рекомендуемого образца оформления расчетов в соответствии с приложением к Методике.

Оценка издержек исполнения требований представляется в Минэкономразвития России в формате xls (xlsx), ods.

При использовании калькулятора оценки издержек исполнения требований в отношении каждого требования формируется отдельный файл в формате xls (xlsx), ods.

При использовании для оценки издержек исполнения требования справочника типовых оценок в результатах оценки издержек исполнения требований приводится формулировка типового требования, признанного разработчиком аналогичным оцениваемому требованию, и количество объектов расчета, использованное для расчета общей суммы затрат. Определение количества объектов расчета осуществляется в соответствии с пунктом 32 Методики.

Все значения переменных, полученные в ходе детализированного расчета исполнения требования, должны сопровождаться ссылками на источник, указанием даты актуальности значения (дата обращения к источнику либо временной период, к которому относятся статистические или иные данные), а также приложением снимков экранов (скриншотов) в качестве приложения к расчетам, содержащих доказательство достоверности (подлинности) и объективности данных.

Техническая документация производителя, коммерческие предложения, прейскуранты цен, предоставляемые по запросу разработчика, ответы, иные документы, на которые ссылается разработчик в приложении к оценке издержек исполнения требований, не размещенные на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или иных открытых источниках, прилагаются в виде электронных файлов, в том числе скан-копий.

32. Для определения количества объектов расчета в совокупности или в группе допускается использование справочника стандартных величин в части количественного состава отдельных групп объектов расчета, применяемых для оценки издержек исполнения требований. При отсутствии данных в справочнике стандартных величин или несогласии разработчика с приведенными в ней значениями, значения переменных определяются в соответствии с пунктами 27-29 Методики.

33. Перечень действий, необходимых для выполнения требования, определяется на основе анализа формулировки требования в проекте акта (акте), а также анализа сложившейся практики в регулируемой сфере отношений.

В целях уточнения выявленного перечня действий, необходимых для исполнения требования, допускается осуществление разработчиком запроса информации у субъектов предпринимательской или иной экономической деятельности.

34. Расчет временных издержек осуществляется на основе определения частоты выполнения действий, необходимых для соблюдения требования, издержек на оплату труда работников, осуществляющих данные действия, исходя из их затрат рабочего времени на осуществление данных действий, и количества объектов расчета.

35. Проведение количественной оценки временных издержек предполагает последовательную реализацию следующих действий:

а) определение затрат рабочего времени, необходимого на выполнение каждого действия;

б) определение средней стоимости часа работы работников, занятых выполнением действия;

в) определение частоты выполнения каждого действия;

г) разделение объектов расчета на группы и определение количества объектов расчета в каждой группе в соответствии с пунктом 10 Методики (при необходимости);

д) расчет временных издержек по каждому действию и для каждой группы объектов расчета (если объекты расчета были разделены на группы);

е) расчет суммы временных издержек для всех групп объектов расчета для каждого года периода оценивания;

ж) расчет общей суммы временных издержек за весь период оценивания.

36. Сумма временных издержек по каждому действию для группы объектов расчета (W д) (рублей) рассчитывается в соответствии с формулой:

 

W д=t дwkf дq,

 

где:

t д - затраты рабочего времени, необходимого на выполнение действия (человеко-часов);

w - средняя стоимость часа работы работников, занятых выполнением действия (рублей);

k - коэффициент налоговых отчислений и иных обязательных платежей, связанных с оплатой труда штатных работников (единиц);

f д - частота выполнения действия j-м году (раз);

q - численность объектов расчета в совокупности (группе) объектов расчета, определяемая в соответствии с пунктами 10-12 Методики (единиц).

37. Затраты рабочего времени, необходимого на выполнение действия (t д), определяются в человеко-часах.

При определении затрат рабочего времени, необходимого на выполнение действия, допускается использование данных, приведенных в справочнике стандартных величин в части стандартных затрат рабочего времени на выполнение типовых операций (действий). При отсутствии данных в справочнике стандартных величин или несогласии разработчика с приведенными в нем значениями, значения переменных определяются в соответствии с пунктами 27-29 Методики.

38. Для определения средней стоимости часа работы работников, занятых выполнением действия (w), допускается использование данных, приведенных в справочнике стандартных величин в части стандартной стоимости часа работы персонала в разрезе видов деятельности.

При отсутствии данных в справочнике стандартных величин или несогласии разработчика с приведенными в нем значениями, значения переменных определяются на основе открытых данных, публикуемых Росстатом о средней номинальной начисленной заработной плате за год, предшествующий году проведения оценки издержек исполнения требований, в сфере деятельности, к которой относятся объекты расчета, и количестве рабочих дней в этом году. При определении часовой ставки количество рабочих часов в одном рабочем дне принимается равным 8 часам.

В случае если на объектах расчета применяется иной режим работы, отличный от пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, то разработчиком могут быть применены иные значения количества рабочих дней и рабочих часов с приведением обоснования.

В случае если оцениваемые действия производятся работниками, заработная плата которых существенно отличается от средней по соответствующей сфере деятельности, и при отсутствии официальных данных по данной категории работников допускается определение уровня их заработной платы на основании иных источников, в том числе размещенных в открытом доступе сведений единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" 9, иных открытых государственных и коммерческих сайтов, осуществляющих размещение информации о возможностях трудоустройства, наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей.

39. Размер коэффициента налоговых отчислений и иных обязательных платежей (k), связанных с оплатой труда работников, в общем случае принимается равным 1,302. Для компаний, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (класс 63 "Деятельность в области информационных технологий" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности 10), коэффициент отчислений принимается равным 1,076.

40. Частота выполнения действия (f д) определяется как количество действий в выбранном периоде.

Частота выполнения действия, не связанного с обслуживанием оборудования, определяется на основе анализа формулировки требования в проекте акта (акте), на основе иных положений проекта акта (акта) или иных актов, регламентирующих применение оборудования.

В случае если проектом акта (актом) не устанавливается точная частота выполнения тех или иных действий, разработчик обеспечивает ее моделирование путем экспертной оценки.

При определении частоты обслуживания оборудования допускается использование данных, приведенных в справочнике стандартных величин в части стандартных значений частоты обслуживания отдельных видов оборудования. При отсутствии данных в справочнике стандартных величин или несогласии разработчика с приведенными в нем значениях, значения переменных определяются в соответствии с пунктами 27-29 Методики.

41. Расчет суммы временных издержек по анализируемому требованию (W от) (рублей) для всех групп объектов расчета для каждого года осуществляется путем суммирования затрат на оплату труда, связанных с выполнением отдельного действия в течение этого года для каждой группы объектов расчета, по формуле:

 

,

 

где:

- затраты в j-м году на оплату труда, связанные с выполнением отдельного действия, для i-й группы объектов расчета, рассчитанные по формуле, приведенной в пункте 36 Методики (рублей);

i - количество групп объектов расчета (единиц); в случае если совокупность объектов расчета не разделялась на группы, i = 1.

42. Расчет суммы временных издержек за период оценивания (W отп) (рублей) осуществляется по формуле:

 

W от(n)(1+z 1)...(1+z n-1),

 

где:

Z j - прогнозируемый прирост номинальной заработной платы работников организаций в Российской Федерации в j-м году действия требования (тысячных долей);

n - количество лет в периоде оценивания (лет).

Значения прогнозируемого прироста номинальной заработной платы работников организаций в Российской Федерации применяются в соответствии с пунктом 7 Методики.

43. Перечень товаров, работ, услуг, необходимых для исполнения требования, определяется на основе анализа формулировки требования в проекте акта (акте) или на основе иных положений проекта акта (акта), а также анализа сложившейся практики в регулируемой сфере отношений.

В целях уточнения выявленного перечня товаров, работ, услуг, необходимых для исполнения требования, допускается осуществление разработчиком запроса информации у субъектов предпринимательской или иной экономической деятельности.

44. Расчет издержек, связанных с приобретениями, осуществляется на основе определения частоты осуществления приобретений, необходимых для выполнения требования, средней цены на соответствующий товар, работу или услугу и количества объектов расчета.

45. Проведение количественной оценки издержек, связанных с приобретениями, предполагает последовательную реализацию следующих действий:

а) определение средней цены каждого из приобретений (размера платежей);

б) определение количества единиц товара, работ или услуг одного вида в одном приобретении;

в) определение частоты осуществления для каждого из приобретений;

г) при необходимости - разделение объектов расчета на группы и определение количества объектов расчета в каждой группе;

д) расчет суммы затрат на каждое из приобретений и для каждой группы объектов расчета (если объекты расчета были разделены на группы);

е) расчет суммы затрат, связанных с приобретениями, для всех групп объектов расчета для каждого года периода оценивания;

ж) расчет общей суммы затрат, связанных с приобретениями, за весь период оценивания.

46. Сумма затрат на каждое из приобретений, необходимых для выполнения требования (А от) (рублей), рассчитывается по формуле:

 

А от=MPQf пq,

 

где:

MP - средняя цена на соответствующий товар, работу или услугу (рублей);

Q - количество единиц товара, работ или услуг одного вида в одном приобретении (единиц);

f п - частота осуществления приобретений, включая приобретение оборудования (f по) и приобретение работ, услуг (f пу) (раз);

q - численность объектов расчета в совокупности (группе) объектов расчета, определяемая в соответствии с пунктами 10-12 Методики (единиц).

47. Для определения средней цены на соответствующий товар, работу или услугу (MP) допускается использование справочника стандартных величин в части средних цен на отдельные виды оборудования, средних цен на отдельные работы (услуги), применяемых для оценки издержек исполнения требований.

При отсутствии данных в справочнике стандартных величин или несогласии разработчика с приведенными в нем значениями, значения переменных определяются в соответствии с пунктами 27-29 Методики.

В целях расчета средней цены приобретения должно быть получено не менее трех значений цены такого приобретения.

48. Для усреднения значений цены приобретений применяется один из двух методов усреднения:

а) расчет среднеарифметического значения показателя;

б) расчет средневзвешенного значения показателя.

49. Усреднение методом расчета средневзвешенного значения показателя применяется, если отличие показателей связано с отнесением объектов к той или иной группе, количественный состав которых может быть установлен. В иных случаях применяется метод расчета среднеарифметического значения показателя.

50. Количество единиц товара, работ или услуг одного вида в одном приобретении (Q) определяется на основе анализа формулировки требования в проекте акта (акте), на основе иных положений проекта акта (акта) или иных актов, регламентирующих применение приобретений, исполнение работ, услуг.

В случае если проектом акта (актом) или иными актами не устанавливается количество единиц приобретений, разработчик осуществляет его моделирование путем экспертной оценки.

В целях уточнения количества единиц приобретений допускается осуществление разработчиком запроса информации у субъектов предпринимательской или иной экономической деятельности.

51. Частота осуществления приобретений (f п) определяется как суммарное количество приобретений для каждой группы объектов расчета за выбранный период.

Частота осуществления приобретений оборудования (f по) определяется как количество приобретений данного вида оборудования в течение выбранного периода, оцениваемое на основании срока службы оборудования. При сроке службы оборудования большем или равном периоду оценивания f по=1. При сроке службы оборудования меньшем периода оценивания определяется количество приобретений f по (j) в каждый из годов периода оценивания, где j - порядковый номер года в периоде оценивания.

При определении срока службы приобретения допускается использование данных, приведенных в справочнике стандартных величин в части стандартного срока службы отдельных видов оборудования.

При отсутствии данных в справочнике стандартных величин или несогласии разработчика с приведенными в нем значениями, значения переменных определяются в соответствии с пунктами 27-29 Методики.

52. Частота осуществления приобретений работ, услуг (f пу) определяется в следующем порядке:

а) для единоразово приобретаемых работ, услуг f пу=1;

б) для периодически приобретаемых работ, услуг на основании величины периода повторения приобретения определяется количество приобретений f пу (j) в каждый из годов периода оценивания, где j - порядковый номер года в периоде оценивания.

Размер платежей устанавливается на основе анализа положений нормативных правовых актов в оцениваемой области.

53. Расчет суммы затрат каждого года, связанных с приобретениями по анализируемому требованию (А от) (рублей), для всех групп объектов расчета осуществляется путем суммирования затрат, связанных с приобретениями, по каждому приобретению для каждой группы объектов расчета по формуле:

 

,

 

где:

- затраты j-гo года, связанные с приобретениями, по каждому приобретению для каждой группы объектов расчета, рассчитанные по формуле, приведенной в пункте 46 Методики (рублей);

i - количество групп объектов расчета (единиц); в случае если совокупность объектов расчета не разделялась на группы, i = 1.

54. Расчет суммы затрат, связанных с приобретениями по анализируемому требованию, за период оценивания (А отп) (рублей) с учетом инфляции осуществляется по формуле:

 

...(1+k n-1) ,

 

где:

k j - прогнозируемый прирост потребительских цен в j-м году действия требования (тысячных долей);

n - количество лет в периоде оценивания (лет).

Значения прогнозируемого прироста потребительских цен применяются в соответствии с пунктом 7 Методики.

55. Проведение количественной оценки издержек простоя и недополученной прибыли предполагает последовательную реализацию следующих действий:

а) определение случаев простоя;

б) определение объектов расчета (объектов простоя);

в) определение состава издержек простоя по каждому случаю простоя;

г) определение длительности простоя по каждому случаю простоя;

д) определение частоты наступления случаев простоя;

е) определение объема издержек простоя по каждой издержке простоя (временным издержкам простоя и издержкам простоя, связанным с приобретениями);

ж) расчет суммарного объема временных издержек простоя за каждый год;

з) расчет суммарного объема затрат простоя, связанных с приобретениями, за каждый год;

и) расчет суммарного объема временных издержек простоя за весь период оценивания;

к) расчет суммарного объема затрат простоя, связанных с приобретениями, за весь период оценивания;

л) расчет общего объема издержек простоя за весь период оценивания;

м) расчет объема недополученной прибыли по конкретному случаю простоя на группу объектов расчета;

н) расчет суммарного объема недополученной прибыли по каждому году для всех групп объектов расчета;

о) расчет суммарного объема недополученной прибыли для всех групп объектов расчета за весь период оценивания.

 

56. Действия, указанные в подпунктах "м" - "о" пункта 55 Методики, реализуются в отношении требований, распространяемых на субъекты предпринимательской деятельности.

57. Определение случаев простоя предполагает выделение на основе анализа формулировки требования в проекте акта (акте) или иных положений проекта акта (акта), а также анализа фактических производственных процессов в регулируемой сфере отношений ситуаций, при которых возникает:

а) временная остановка деятельности субъекта предпринимательской или иной экономической деятельности;

б) временное нарушение обычного функционирования производственных процессов, которое снижает экономическую эффективность деятельности и является прямым следствием выполнения субъектом предпринимательской или иной экономической деятельности действий, необходимых для соблюдения требования.

58. Случаями простоя являются в том числе:

а) остановка деятельности по причине необходимости получения разрешений, лицензий, сертификатов, иных документов, в случае если их получение не может быть осуществлено без потери рабочего времени (остановки производственного процесса);

б) остановка деятельности по причине необходимости прохождения процедур (например, обучения, аттестации), в случае если их прохождение не может быть осуществлено без потери рабочего времени (остановки производственного процесса);

в) отказы в работе оборудования, приобретение и использование которого предписано предполагаемым к установлению или действующим требованием, или временные сбои в работе информационных систем, информационное взаимодействие с которыми требуется для исполнения установленного требования, что приводит к приостановке производственных процессов, в том числе невозможности отгрузок, отпуска товара вследствие задержек в получении ответа от государственных информационных систем. В этих случаях оценки издержек простоя могут проводиться при наличии данных о частоте и продолжительности отказов или сбоев;

г) рост затрат по причине необходимости осуществления непроизводительных действий, в том числе перепробегов транспортных средств в связи с введением контрольных процедур в пункте, находящемся не на пути их обычного следования.

59. В целях расчета издержек простоя выделенные случаи простоя должны иметь однородные характеристики. Разнородными считаются случаи простоя, при которых возникает разный набор и (или) объем издержек и (или) для которых будет характерен разный объем недополученной прибыли.

60. Для каждого случая простоя определяется объект расчета (объект простоя).

В целях уточнения выявленного перечня случаев простоя допускается осуществление разработчиком запроса информации у субъектов предпринимательской и (или) иной экономической деятельности.

61. По каждому случаю простоя определяется состав издержек простоя.

В ходе простоя могут возникать временные издержки, в том числе издержки на оплату труда работников в течение времени простоя и издержки, связанные с приобретениями, в том числе эксплуатационные или производственные расходы.

Временные издержки простоя оцениваются отдельно в отношении каждого объекта расчета.

Издержки простоя, связанные с приобретениями, оцениваются отдельно в отношении каждого объекта расчета.

62. В случае если временные издержки простоя не связаны с длительностью простоя, их оценка осуществляется в соответствии с пунктами 33-42 Методики. В случае если временные издержки простоя зависят от длительности простоя, их оценка осуществляется в соответствии с пунктами 64-71 Методики.

63. В случае если издержки простоя, связанные с приобретениями, не привязаны к длительности простоя, их оценка осуществляется в соответствии с пунктами 43-54 Методики. В случае если издержки простоя, связанные с приобретениями, зависят от длительности простоя, их оценка осуществляется в соответствии с пунктами 72-75 Методики.

64. В случае если временные издержки зависят от длительности простоя, расчет суммы таких издержек (W п) (рублей) для каждого года осуществляется по формуле:

 

W п(j)=T чч(j)wkq,

 

где:

T чч(j) - суммарное количество человеко-часов, оплачиваемых субъектом экономической деятельности во время простоя объекта расчета в j-м году (человеко-часов);

w - средняя стоимость в j-м году периода оценивания часа работы штатных работников, оплачиваемой, но не осуществляемой во время простоя (рублей);

k - коэффициент налоговых отчислений и иных обязательных платежей, связанных с оплатой труда работников (единиц);

q - численность объектов расчета (единиц).

65. Средняя стоимость часа работы штатных работников, занятых во время простоя (w), определяется в соответствии с пунктом 38 Методики.

66. Размер коэффициента налоговых отчислений и иных обязательных платежей, связанных с оплатой труда работников (k), определяется в соответствии с пунктом 39 Методики.

67. В целях определения суммарного количества человеко-часов, затрачиваемых во время простоя объекта расчета в периоде оценивания, необходимо для каждого из объектов расчета по каждому случаю простоя определить суммарную длительность простоя в выбранном периоде оценивания (Т п) и среднее количество занятых работников на одном объекте расчета.

Суммарная длительность простоя в выбранном периоде оценивания (Т п) (часов) рассчитывается на основе длительности однократного простоя по данному случаю и частоты возникновения данного случая простоя в выбранном периоде оценивания.

Длительность однократного простоя и частота возникновения простоя (f пр) определяются на основе анализа положений проекта акта (акта), а также осуществления запроса информации у субъектов предпринимательской или иной экономической деятельности.

Суммарная длительность простоя для k-го объекта расчета по всем случаям простоя в периоде оценивания (дней) рассчитывается по формуле:

 

,

 

где:

t пk - длительность однократного простоя k-го объекта расчета по конкретному случаю простоя (часов);

f прk - частота возникновения конкретного случая простоя k-го объекта расчета в периоде оценивания (раз);

n k - количество конкретных случаев простоя для k-го объекта расчета (единиц).

Расчет суммарной длительности простоя по анализируемому требованию за j-й год (Т п (j) (часов) осуществляется путем суммирования длительностей простоя каждого объекта расчета по всем объектам расчета, имевшим случаи простоя в этом году.

68. Для определения среднего количества занятых работников на одном объекте расчета (р п) допускается использование справочника стандартных величин в части количественного состава отдельных групп объектов расчета, применяемых для оценки издержек исполнения требований. При отсутствии данных в справочнике стандартных величин или несогласии разработчика с приведенными в нем значениями, значения переменных определяются в соответствии с пунктами 27-29 Методики.

69. Суммарное количество человеко-часов, оплачиваемых в j-м году работникам субъектом экономической деятельности во время простоя k-го объекта расчета ( (человеко-часов), определяется по формуле:

 

,

 

где:

- суммарная длительность простоя в j-м году для k-го объекта расчета по всем случаям простоя, определяемая в соответствии с пунктом 67 Методики (часов);

р п - среднее количество состоящих в штате работников на одном объекте расчета (человек).

70. Расчет суммарного объема временных издержек простоя по анализируемому требованию за j-й год (W п(j) (рублей) осуществляется путем суммирования по всем объектам расчета, имеющим простои в j-м году, значений объема временных издержек простоя в течение года по каждому объекту расчета W пk(j), определяемых в соответствии с пунктом 64 Методики, при использовании значения суммарного количества оплачиваемых в j-м году при простое k-го объекта расчета человеко-часов (T ччk(j) , определяемых в соответствии с пунктом 69 Методики.

71. Расчет суммарного объема временных издержек простоя по анализируемому требованию за весь период оценивания с учетом изменения уровня заработной платы (W п) (рублей) осуществляется по формуле:

 

...(1+z n-1),

 

где:

z j - прогнозируемый прирост номинальной заработной платы работников организаций в Российской Федерации в j-м году действия требования (тысячных долей);

n - количество лет в периоде оценивания (лет).

Значения прогнозируемого прироста номинальной заработной платы работников организаций в Российской Федерации (z j) применяются в соответствии с пунктом 7 Методики.

72. В случае если издержки, связанные с приобретениями, зависят от длительности простоя, расчет суммы таких затрат для каждого года ( (рублей) для каждого k-го объекта расчета осуществляется по формуле:

 

,

 

где:

- объем эксплуатационных или производственных издержек на единицу времени простоя у объекта расчета со средними параметрами возникновения издержек исполнения требований (рублей);

- суммарная длительность простоя в j-м году для k-го объекта расчета по всем случаям простоя, определяемая в соответствии с пунктом 67 Методики (часов);

q - численность объектов расчета (единиц).

73. Объем эксплуатационных или производственных издержек на единицу времени простоя у объекта расчета со средними параметрами возникновения издержек исполнения требований определяется исходя из стоимости эксплуатационных и производственных издержек и количества единиц издержек, приходящихся на один объект расчета со средними параметрами возникновения издержек исполнения требований.

Стоимость эксплуатационных и производственных издержек на единицу времени простоя определяется аналогично средней цене приобретения в соответствии с пунктами 47-49 Методики.

Определение количества единиц эксплуатационных и производственных издержек на один объект расчета со средними параметрами возникновения издержек исполнения требований осуществляется в соответствии с пунктами 27-29 Методики.

74. Расчет суммарного объема затрат простоя, связанных с приобретениями по анализируемому требованию за j-й год ( (рублей), осуществляется путем суммирования по всем объектам расчета значений объема издержек простоя, связанных с приобретениями, в течение года по каждому объекту расчета , определяемых в соответствии с пунктом 72 Методики.

75. Расчет суммарного объема затрат простоя, связанных с приобретениями по анализируемому требованию (A пп) (рублей), за весь период оценивания с учетом инфляции осуществляется по формуле:

 

A пп=A п(1)+A п(2)(1+k 1)+A п(3)(1+k 1)(1+k 2)+_+A п(n)(1+k 1)...

,

 

где:

k j - прогнозируемый прирост потребительских цен j-го года действия требования (тысячных долей);

n - количество лет в периоде оценивания (лет).

Значения прогнозируемого прироста потребительских цен (k j) применяются в соответствии с пунктом 7 Методики.

76. Общий объем издержек простоя (LP пр) (рублей) рассчитывается по формуле:

 

LP пр=W п+A пп,

 

где:

W п - суммарный объем временных издержек простоя по анализируемому требованию за весь период оценивания с учетом изменения уровня заработной платы, определяемый в соответствии с пунктом 59 Методики (рублей);

A пп - суммарный объем затрат простоя, связанных с приобретениями по анализируемому требованию, за весь период оценивания с учетом инфляции, определяемый в соответствии с пунктом 75 Методики (рублей).

77. Объем прибыли, недополученной субъектами предпринимательской деятельности в связи с простоем (LP) (рублей), оценивается по суммарному времени простоя за период времени (год или период оценивания).

Предварительно оценивается среднее значение общего фонда рабочего времени в течение года или в периоде оценивания (T раб), а также определяется суммарная длительность простоя в выбранном периоде оценивания (T п).

Доля простоя в общем фонде рабочего времени объекта расчета (d п) (тысячных долей) определяется по формуле:

 

d п(j)=T п(j)/T раб(j),

 

где:

T п(j) - суммарная длительность простоя в j-м году, определяемая в соответствии с пунктом 55 Методики (часов);

T раб(j) - общий фонд рабочего времени объекта расчета со средними параметрами возникновения издержек исполнения требований в j-м году (часов).

78. Суммарный объем недополученной в j-м году прибыли на группу объектов расчета (LP гр(j) (рублей) рассчитывается как произведение доли простоя в общем фонде рабочего времени объекта расчета со средними параметрами возникновения издержек исполнения требований (d п(j) в j-м году и объема прибыли отрасли (группы объектов расчета) за год (P вэд):

 

LP гр(j)=d п(j)P вэд,

 

где:

d п(j) - доля простоя в общем фонде рабочего времени объекта расчета со средними параметрами возникновения издержек исполнения требований в j-м году (тысячных долей);

P вэд - объем прибыли отрасли (группы объектов расчета) за год (рублей).

79. Для расчета объема недополученной прибыли осуществляется поиск данных об объеме прибыли отрасли (группы объектов расчета) за год (P вэд).

Объем прибыли отрасли (группы объектов расчета) за год допускается определять путем перемножения значения выпуска продукции, работ или услуг отрасли (группы объектов расчета), выраженного в рублях, и уровня рентабельности активов по виду экономической деятельности, по которому осуществляют деятельность объекты регулирования, в отношении которых предполагается к установлению или действует требование, выраженного в процентах.

Значения объема прибыли отрасли, выпуска продукции, работ или услуг отрасли (группы объектов расчета) определяются в соответствии с пунктами 27-29 Методики.

В целях определения значения рентабельности активов по виду экономической деятельности, по которому осуществляют деятельность объекты регулирования, в отношении которых предполагается к установлению или действует требование, используются данные ФНС России о средней рентабельности активов по видам экономической деятельности.

В случае если рентабельность активов по виду деятельности имеет нулевое или отрицательное значение, объем прибыли отрасли принимается равным нулю.

80. Расчет суммарного объема недополученной в j-м году прибыли по анализируемому требованию (LP от(j) (рублей) для всех групп объектов расчета осуществляется путем суммирования значений объема недополученной прибыли для каждой группы объектов расчета по формуле:

 

,

 

где:

- значение объема недополученной в j-м году прибыли для i-й группы объектов расчета, рассчитанное в соответствии с пунктом 78 Методики (рублей);

i - количество групп объектов расчета (единиц); в случае если совокупность объектов расчета не разделялась на группы, i = 1.

81. Расчет суммарного объема недополученной прибыли по анализируемому требованию (LP отп) (рублей) для всех групп объектов расчета за весь период оценивания осуществляется по формуле:

 

LP отп=LP от(1)+LP от(2)+LP от(3)+_+LP от(n),

 

где n - количество лет в периоде оценивания (лет).

82. Альтернативные издержки субъектов предпринимательской деятельности оцениваются по отношению к сумме информационных издержек, содержательных издержек и издержек простоя.

83. Проведение расчета альтернативных издержек предполагает последовательную реализацию следующих действий:

а) расчет суммы всех необходимых для исполнения требования временных издержек, издержек, связанных с приобретениями, и недополученной прибыли за каждый год периода оценивания;

б) расчет значения альтернативных издержек за период оценивания.

84. Расчет значения альтернативных издержек за период оценивания (С альт(n) (рублей) осуществляется по формуле:

 

,

 

где:

r - значение рентабельности активов по виду экономической деятельности, по которому осуществляют деятельность объекты регулирования, в отношении которых предполагается к установлению или действует требование (процентов);

n - количество лет в периоде оценивания (лет);

TC сумм(j) - сумма всех затрат j-го года, рассчитанных в соответствии с пунктами 41, 53, 70 и 74 Методики, и недополученной прибыли (j-1)-го года, рассчитанной в соответствии с пунктом 80 Методики (рублей).

Расчет суммы всех затрат j-го года с учетом инфляции и изменения уровня заработной платы (TC сумм(j) (рублей) осуществляется по формуле:

 

TC сумм(j)=[W от(j)+W п(j)]Z(n)+[A от(j)+A п(j)]K(j)+LP от(j-1),

 

где:

W от(j) - сумма временных издержек по анализируемому требованию за j-й год (рублей);

W п(j) - суммарный объем временных издержек простоя по анализируемому требованию за j-й год (рублей);

A от(j) - сумма затрат, связанных с приобретениями по анализируемому требованию, за j-й год (рублей);

A п(j) - суммарный объем затрат простоя, связанных с приобретениями по анализируемому требованию за j-й год (Aпk (j) (рублей);

Z(n) - множитель, учитывающий рост заработной платы к j-му году действия требования (единиц);

K(j) - множитель, учитывающий накопление инфляции к j-му году действия требования (единиц);

LP от(j) - недополученная прибыль j-го года действия требования (рублей);

LP от(0)=0.

Значения прогнозируемых прироста номинальной заработной платы работников организаций в Российской Федерации (z n) и прироста потребительских цен (k j) применяются в соответствии с пунктом 7 Методики.

85. Расчет множителя, учитывающего рост заработной платы к j-му году действия требования Z(j) (единиц), осуществляется по формуле:

 

Z(j)=Z(j-1)(1+z j-1); Z(0)=1; z 0=0,

 

где z j - прогнозируемый прирост номинальной заработной платы работников организаций в Российской Федерации в j-м году действия требования (тысячных долей).

86. Расчет множителя, учитывающего накопление инфляции к j-му году действия требования (единиц), осуществляется по формуле:

 

K(j)=K(j-1)(1+k j-1); K(0)=1; k 0=0,

 

где k j - прогнозируемый прирост потребительских цен j-го года действия требования (тысячных долей).

87. При наличии простоев в периоде оценивания суммарная продолжительность простоя исключается из периода оценки величины альтернативных издержек. В этом случае расчет итогового значения суммы альтернативных издержек за период оценивания (С альт-итог) (рублей) осуществляется по формуле:

 

С альт-итог=C альт(n)(1-d пк),

 

где:

C альт(n) - значение альтернативных издержек за период оценивания, рассчитанное в соответствии с пунктом 84 Методики (рублей);

d пк - доля суммарной длительности простоев в общем фонде рабочего времени в периоде оценивания по всем объектам расчета и случаям простоя, рассчитанная в соответствии с пунктом 77 Методики (тысячных долей).

88. В целях определения значения рентабельности активов по виду экономической деятельности, по которому осуществляют деятельность объекты регулирования, в отношении которых предполагается к установлению или действует требование, используются открытые данные ФНС России о средней рентабельности активов по видам экономической деятельности. В случае если рентабельность активов по виду деятельности имеет нулевое или отрицательное значение, альтернативные издержки принимаются равными нулю.

89. Общий размер затрат субъектов предпринимательской деятельности на соблюдение требования состоит из суммы информационных, содержательных издержек, издержек простоя и недополученной прибыли.

90. Общий размер затрат субъектов иной экономической деятельности на соблюдение требования состоит из суммы информационных, содержательных издержек и издержек простоя.

91. Суммарная оценка затрат в первый год исполнения устанавливаемого требования включает в себя:

а) оценку единовременных временных издержек, в том числе связанных с осуществлением необходимых для исполнения устанавливаемого требования приобретений;

б) оценку единовременных приобретений работ, услуг;

в) оценку издержек простоя;

г) оценку недополученной прибыли.

92. Обоснование снижения затрат физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (далее - обоснование снижения издержек) проводится разработчиком для изменяемых или отменяемых требований.

93. Обоснование снижения издержек проводится путем оценки издержек исполнения требований в соответствии с Методикой и сравнения расчетов оценки издержек, полученных в соответствии с пунктом 94 Методики.

94. Для изменяемых требований проводится расчет суммарных затрат субъектов предпринимательской деятельности или субъектов иной экономической деятельности на соблюдение требования по двум вариантам:

а) расчет текущих издержек при сохранении действующего требования;

б) расчет прогнозируемых издержек в случае изменения данного требования.

95. В целях сопоставимости для расчета издержек в каждом из вариантов применяется одинаковый период оценивания, который составляет не менее одного года.

96. Оценка фактических стандартных издержек на выполнение требований нормативных правовых актов проводится применительно к периоду оценивания, который равен периоду между годом, в котором проводится оценка, и годом, в котором требование было введено в действие.

97. Оценка фактических издержек на выполнение требований нормативных правовых актов проводится для каждого из годов, включенных в период оценивания.

Итоговые значения издержек за период оценивания, за исключением альтернативных издержек, рассчитываются путем суммирования годовых значений каждой из издержек. Альтернативные издержки не рассчитываются.

98. При проведении оценки фактических издержек на выполнение требований актов должны использоваться значения показателей, соответствующих году, относительно которого производится расчет величины издержек.

99. Расчет временных издержек (W д) (рублей) в соответствии с пунктом 36 Методики осуществляется по формуле:

 

W д(j)=t дw(j)kf д(j)q(j),

 

где:

t д - издержки рабочего времени, необходимого на выполнение действия в выбранном периоде оценивания (человеко-часов);

w(j) - средняя стоимость часа работы штатных работников, занятых выполнением действия, рассчитанная на основании значения номинальной заработной платы по данному виду экономической деятельности в j-м году (рублей);

k - коэффициент налоговых отчислений и иных обязательных платежей, связанных с оплатой труда штатных работников (единиц);

f д(j) - частота выполнения действия в периоде оценивания b j-м году (раз);

q(j) - численность объектов расчета в j-м году (единиц).

100. Расчет издержек на приобретения (A от) (рублей) в соответствии с пунктом 46 Методики осуществляется по формуле:

 

A от=MP(j)Qf п(j)q(j),

 

где:

MP(j) - средняя цена на соответствующий товар, работу или услугу в j-м году (рублей);

Q - количество единиц товара, работ или услуг одного вида в одном приобретении (единиц);

f п(j) - частота осуществления приобретений в j-м году (раз);

q(j) - численность объектов расчета в совокупности (группе) объектов расчета в j-м году (единиц).

101. Издержки простоя оцениваются в соответствии с пунктами 55-76 Методики с использованием при расчете временных издержек j-го года средней стоимости человеко-часа в j-м году, а также с использованием при расчете издержек, связанных с приобретениями, средних цен j-го года.

Для определения средних цен j-го года допускается использование справочников стандартных величин в части средних цен на отдельные виды оборудования, средних цен на отдельные работы (услуги), применяемых для оценки издержек исполнения требований, за соответствующие годы.

При отсутствии данных в справочнике стандартных величин или несогласии разработчика с приведенными в нем значениями, значения переменных определяются в соответствии с пунктами 27-29 Методики.

102. Недополученная прибыль рассчитывается в соответствии с пунктами 66-70 Методики с использованием в формуле пункта 78 Методики значения P вэд(j) - объем прибыли отрасли (группы объектов расчета) за j-й год (рублей).

 

------------------------------

1 Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 "О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила).

2Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2454 "Об утверждении Правил оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, подготовки, рассмотрения доклада о достижении целей введения обязательных требований и принятия решения о продлении срока действия нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования, или о проведении оценки фактического воздействия нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования".

3Постановление Правительства Российской Федерации от 30 января 2015 г. N 83 "О проведении оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

4Пункт 7 Положения о Правительственной комиссии по проведению административной реформы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.2003 N 451.

5Подпункт 5.3.2 пункта 5 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437.

6Часть 2.1 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации".

7Постановление Правительства Российской Федерации от 26 мая 2010 г. N 367 "О единой межведомственной информационно-статистической системе".

8Положение о единой информационной системе в сфере закупок, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2022 г. N 60.

9Постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 2022 г. N 867 "О единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России".

10Приказ Росстандарта от 31 января 2014 г. N 14-ст "ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности".

------------------------------

 

Приложение
к Методике оценки стандартных издержек субъектов
предпринимательской и иной экономической
деятельности, возникающих в связи с исполнением
требований регулирования

 

Рекомендуемый образец

 

1. Оценка издержек субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, связанных с необходимостью соблюдения обязательных требований, иных установленных обязанностей или ограничений либо с изменением содержания обязательных требований, обязанностей или ограничений

 

N п/п

N пункта проекта

акта, которым определено требование (обязанность или ограничение), и его содержание

Количество субъектов регулирования,

на которые

распространяется требование, ед.

Информационные издержки

Содержательные издержки

Издержки простоя и недополученная прибыль

(при наличии),

руб.

Альтернативные издержки, руб.

Сумма затрат

Использование при оценке справочника типовых оценок

Использование при оценке калькулятора оценки исполнения требования

Временные, руб.

На приобретения, руб.

Временные, руб.

На приобретения, руб.

В первый

год введения регулирования, руб.

На 6 лет с предполагаемой даты вступления в силу устанавливаемого требования, руб.

Факт

(Да/ Нет)

Если "Да", то требования из справочника типовых оценок

Факт

(Да/ Нет)

Если "Да", то наименования файлов приложения

(1)

(2)

(3)

(4)

(5)

(6)

(7)

(8)

(9)

(10)

(11)

(12)

(13)

(14)

(15)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого:

 

-

 

2. Детализированная оценка издержек субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, связанных с необходимостью соблюдения отдельных обязательных требований, иных установленных обязанностей или ограничений либо с изменением содержания обязательных требований, обязанностей или ограничений

 

N пункта проекта акта, которым определено требование (обязанность или ограничение), и его содержание:

N п/п

Характеристика объектов расчета

Характеристики действий

Характеристики трудозатрат

Характеристики оплаты труда

Сумма временных издержек

Наименование группы объектов

Оценка количества

Источник

сведений

Наименование действия

Частота

выполнения действия в

год, раз

Разовое или

ежегодное действие

Источник сведений

Затраты рабочего времени на

выполнение

действия, часов

Источник сведений

Средняя стоимость часа работы штатных работников,

занятых выполнением действия, руб.

Источник сведений

Коэффициент налоговых отчислений и иных обязательных

платежей

В

первый год

введения

регулирования, руб.

На 6 лет с предполагаемой даты вступления

в силу устанавливаемого требования, руб.

(1)

(2)

(3)

(4)

(5)

(6)

(7)

(8)

(9)

(10)

(11)

(12)

(13)

(14)

(15)

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

N

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого:

 

 

 

N пункта проекта акта, которым определено требование (обязанность или ограничение), и его содержание:

N п/п

Характеристика объектов расчета

Характеристики периодичности приобретений

Количество и стоимость приобретений

Сумма издержек,

связанных с приобретениями

Наименование группы объектов

Оценка

количества

Источник сведений

Наименование приобретения

Тип приобретения

(оборудование/ услуга)

Срок службы оборудования, лет

Источник сведений

Частота приобретений за

период оценивания, раз

Источник

сведений

Количество товаров, работ, услуг в одном приобретении, ед.

Источник сведений

Средняя стоимость единицы товара, работ, услуг, руб.

Источник сведений

В первый

год введения регулирования, руб.

На 6 лет с

предполагаемой

даты вступления в силу устанавливаемого требования, руб.

(1)

(2)

(3)

(4)

(5)

(6)

(7)

(8)

(9)

(10)

(11)

(12)

(13)

(14)

(15)

(16)

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

N

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого:

 

 

 

Установлена новая методика оценки стандартных издержек субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающих в связи с исполнением требований регулирования. Она проводится в рамках оценки регулирующего и фактического воздействия, а также применения обязательных требований, содержащихся в НПА.

Обновлена классификация издержек. Установлены дифференцированные формулы подсчета их различных видов. Оценка упрощена за счет введения справочников с готовыми данными. Издержки разделены на следующие типы - информационные, содержательные, альтернативные, издержки простоя и недополученная в связи с ним прибыль.

Период оценивания должен составлять не более 6 лет.

 

Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 февраля 2024 г. N 54 "Об утверждении методики оценки стандартных издержек субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающих в связи с исполнением требований регулирования"

 

Зарегистрировано в Минюсте России 27 марта 2024 г.
Регистрационный N 77660

 

Вступает в силу с 8 апреля 2024 г.

 

Опубликование:

официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru) 28 марта 2024 г. N 0001202403280012