Правительство Новосибирской области постановляет:
Внести в постановление Правительства Новосибирской области от 31.12.2019 N 528-п "Об утверждении государственной программы Новосибирской области "Стимулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности в Новосибирской области" (далее - постановление) следующие изменения:
1. В наименовании, пункте 1, подпункте 1 пункта 2 слова "Стимулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности в Новосибирской области" заменить словами "Научно-технологическое развитие Новосибирской области".
2. В государственной программе Новосибирской области "Стимулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности в Новосибирской области":
1) в наименовании слова "Стимулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности в Новосибирской области" заменить словами "Научно-технологическое развитие Новосибирской области";
2) раздел I "Паспорт государственной программы Новосибирской области" изложить в следующей редакции:
"I. Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Новосибирской области "Научно-технологическое развитие Новосибирской области"
1. Оценка текущего состояния сферы реализации государственной программы
Новосибирская область - крупнейший научно-образовательный и инновационный центр России. Регион стабильно входит в первую (высшую) группу рейтинга инновационного развития субъектов Российской Федерации по значению российского регионального инновационного индекса Высшей школы экономики и занимает пятое место в Национальном рейтинге научно-технологического развития субъектов Российской Федерации, сформированном Министерством науки и высшего образования Российской Федерации.
Главным преимуществом и спецификой Новосибирской области является развитый сектор научных исследований, представленный высокой концентрацией научно-исследовательских институтов и образовательных организаций высшего образования: 1 федеральный научный центр, 4 федеральных исследовательских центра, 34 научно-исследовательских института, 1 национальный медицинский исследовательский центр, государственный научный центр вирусологии и биотехнологии "Вектор", 22 образовательные организации высшего образования.
Научно-образовательный потенциал стал основой инновационного развития Новосибирской области, а важнейшим приоритетным направлением инновационной политики Новосибирской области является создание и развитие инновационной инфраструктуры и стимулирование инновационной деятельности в регионе. Одним из инструментов, стимулирующих инновационные процессы и развитие инфраструктуры с использованием в том числе государственно-частного сотрудничества, являются институты развития. В Новосибирской области действует и развивается региональная сеть институтов развития: технопарки (Акционерное общество "Технопарк Новосибирского Академгородка", акционерное общество "Управляющая компания "Научно-технологический парк в сфере биотехнологий"), бизнес-инкубаторы, региональные учреждения (государственное автономное учреждение Новосибирской области "Новосибирский областной фонд поддержки науки и инновационной деятельности", Фонд содействия развитию научно-технологической сферы Новосибирской области, Фонд развития малого и среднего предпринимательства Новосибирской области, акционерное общество "Корпорация развития Новосибирской области"), организации банковского сектора.
Концентрация научных работников в регионе в 1,5 раза превышает общероссийский показатель. Новосибирские ученые составляют 5% всего российского научного сообщества и почти половину числа ученых Сибирского федерального округа. Сегодня в научно-исследовательской и инновационной сферах занято более 30 тысяч человек - по этому показателю Новосибирская область находится на первом месте в Сибирском федеральном округе. Цитируемость научных публикаций новосибирских исследователей в среднем в 2-3 раза выше средних показателей соседних регионов. По внутренним затратам на научные исследования и разработки (далее - ВЗИР) Новосибирская область на протяжении нескольких лет занимает первое место в Сибирском федеральном округе и шестое - в Российской Федерации. На долю Новосибирской области приходится примерно треть всех затрат в форме ВЗИР в Сибирском федеральном округе.
В Новосибирской области созданы условия для развития инновационного бизнеса, что подтверждается первым местом в Сибирском федеральном округе по количеству субъектов МСП и их обороту, количеством поданных патентных заявок и выданных патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, а также запросом со стороны бизнеса на развитие инновационной инфраструктуры.
В Новосибирской области сформирована система управления научно-технологическим развитием. В целях обеспечения открытости и гласности формирования и реализации научно-технической политики Новосибирской области создан совет по научно-технической политике Новосибирской области при Правительстве Новосибирской области, обеспечивающий выработку научно-технической политики в регионе. Определены ответственные за вопросы научно-технологического развития в регионе заместитель Губернатора Новосибирской области и областной исполнительный орган - МНиИП НСО. Для обеспечения научно-технологического развития в отраслях при региональных органах власти Новосибирской области созданы отраслевые научно-технические советы.
Для реализации крупных направлений и проектов созданы координационные советы (по реализации проекта Академгородок 2.0 и по высшему образованию).
Под отдельные проекты (СКИФ, Кампус мирового уровня НГУ, Академпарк) создаются рабочие группы.
Помимо отраслей, в которых Новосибирская область традиционно занимает лидирующее положение (машиностроение, электротехническое оборудование, авиа- и приборостроение, производство станков, оборудования и сельскохозяйственной техники, информационные технологии и программное обеспечение и другие), для региона определены направления перспективной специализации: биотехнологии и биобезопасность, химические (высокочистые элементы) и катализаторные технологии, оптическое и радиоэлектронное оборудование, лазерно-плазменная обработка поверхностей и другие).
Одним из ключевых направлений, обеспечивающих научно-технологическое развитие Новосибирской области, является выстраивание системы защиты и управления интеллектуальной собственностью в регионе. Данная деятельность подразумевает в том числе реализацию рекомендаций по управлению правами на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации в регионах Российской Федерации, разработанных министерством экономического развития Российской Федерации и Роспатентом и направленных письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.12.2018 N 37365-АТ/Д01и.
Кроме того, важным вопросом, ограничивающим или обеспечивающим научно-технологическое развитие Новосибирской области, является вопрос подготовки кадров для новой экономики, основанной на знаниях. В соответствии с этим еще одним ключевым направлением в сфере реализации государственной программы является направление, связанное с выявлением талантливой молодежи и ее вовлечением в научную, научно-техническую деятельность и технологическое предпринимательство.
Несмотря на созданные условия, анализ состояния научной и инновационных сфер в Новосибирской области продемонстрировал ряд сохраняющихся ключевых проблем в данных сферах:
разрыв между высоким научно-техническим потенциалом региона и реальной низкой восприимчивостью его реального сектора к инновациям. Новосибирская область занимает лидирующие позиции в Российской Федерации по основным характеристикам научного потенциала, однако по числу использованных в производстве передовых технологий регион заметно отстает от Москвы, Санкт-Петербурга, Московской, Самарской и Нижегородской областей;
отсутствие долгосрочных инвестиций;
недостаток высококвалифицированных кадров для новой экономики Новосибирской области, основанной на знаниях.
2. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы
Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы определяются с учетом положений Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 28.02.2024 N 145 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации", Концепции технологического развития на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.05.2023 N 1315-р, национального проекта "Наука и университеты", государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 N 377 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации", Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 19.03.2019 N 105-п "О Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года".
Проблемы, выявленные в рамках анализа состояния научной и инновационных сфер в Новосибирской области, диктуют необходимость дальнейшего развития условий для научной, научно-технической и инновационной деятельности Новосибирской области. Учитывая ограничения в части возможности финансирования научно-технологической и инновационной сферы, целесообразно концентрировать меры поддержки, направленные на привлечение исследователей из научных организаций и вузов, расположенных на территории Новосибирской области, к разработке проблем, связанных с научными основаниями перспективных, прорывных технологий, преодоления технологических барьеров для развития приоритетных отраслей, вооружения их новыми компетенциями для обеспечения технологического лидерства, а также на развитие технологического предпринимательства в интересах социально-экономического развития региона.
Кроме того, с целью непрерывности развития научно-технологических и инновационных проектов необходима тесная интеграция и гармонизация всех оказываемых ОИО НСО мер поддержки. Консолидация усилий всех субъектов научной и инновационной деятельности и их системное взаимодействие обеспечат более динамичный рост высокотехнологичного сектора экономики Новосибирской области на основе сформированных базовых условий развития инновационной экосистемы.
Цель государственной программы - стимулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности в Новосибирской области и обеспечение ежегодного присутствия Новосибирской области в десятке ведущих субъектов Российской Федерации в Национальном рейтинге научно-технологического развития субъектов Российской Федерации до 2030 года.
3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
В государственной программе обеспечена взаимосвязь целевых показателей, отражающих развитие научно-технологического потенциала в Новосибирской области, со следующими целевыми показателями государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 N 377:
внутренние затраты на исследования и разработки за счет всех источников (в текущих ценах);
доля исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности российских исследователей;
отношение внебюджетных средств и бюджетных ассигнований в составе внутренних затрат на исследования и разработки;
техническая вооруженность сектора исследований и разработок (балансовая стоимость машин и оборудования в расчете на одного исследователя).
4. Задачи (направления) государственной программы, способы их эффективного решения
Задачами государственной программы являются:
создание возможностей для выявления талантливой молодежи и успешного участия ее в научной, научно-технической деятельности и технологическом предпринимательстве. Данная задача будет решаться с помощью предоставления именных стипендий Правительства Новосибирской области аспирантам, докторантам и молодым ученым, предоставления грантов Правительства Новосибирской области молодым ученым на выполнение научных, научно-исследовательских и научно-технических работ, присуждения именных премий Правительства Новосибирской области научным и педагогическим работникам за выдающиеся научные достижения;
развитие инфраструктуры для осуществления научной, научно-технической и инновационной деятельности. Данная задача будет решаться в рамках обеспечения деятельности центра инновационного развития для всех субъектов инновационной деятельности на базе государственного автономного учреждения Новосибирской области "Новосибирский областной фонд поддержки науки и инновационной деятельности", функционирующего по принципу "одного окна", а также поддержки деятельности управляющих компаний технопарков и бизнес-инкубаторов, связанной с предоставлением ими услуг субъектам инновационной деятельности;
формирование системы эффективных коммуникаций и сотрудничества субъектов научной и инновационной деятельности. Данная задача будет решаться в рамках оказания содействия со стороны Правительства Новосибирской области в организации проведения крупных мероприятий в научной, научно-технологической и инновационной сфере, а также мероприятий, направленных на популяризацию научной, исследовательской и инновационной деятельности;
содействие в реализации научных и инновационных проектов. Данная задача будет решаться с помощью предоставления поддержки научным коллективам, которые проводят фундаментальные и поисковые научные исследования, субъектам инновационной деятельности на выполнение научно-прикладных и инновационных проектов, реализуемых совместно с научными организациями и образовательными организациями высшего образования, субъектам научной и научно-технической деятельности на создание научных лабораторий под руководством молодых ученых;
формирование эффективной современной системы управления в области науки, технологий и инноваций. Данная задача будет решаться во взаимодействии с институтами развития с помощью разработки концептуальных и стратегических нормативных правовых документов, направленных на стимулирование научной, научно-технологической и инновационной деятельности в Новосибирской области.";
3) раздел II "Обоснование необходимости реализации государственной программы", раздел IV "Система основных мероприятий государственной программы", раздел V "Механизм реализации и система управления государственной программы" признать утратившими силу;
4) приложение N 1 "Цели, задачи и целевые индикаторы государственной программы Новосибирской области "Стимулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности в Новосибирской области" изложить в редакции согласно приложению N 1 к настоящему постановлению;
5) приложение N 2 "Основные мероприятия государственной программы Новосибирской области "Стимулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности в Новосибирской области" изложить в редакции согласно приложению N 2 к настоящему постановлению;
6) приложение N 3 "Сводные финансовые затраты и налоговые расходы государственной программы Новосибирской области "Стимулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности в Новосибирской области" изложить в редакции согласно приложению N 3 к настоящему постановлению.
3. Признать утратившими силу с 01.06.2024: приложение N 1 "Цели, задачи и целевые индикаторы государственной программы Новосибирской области "Научно-технологическое развитие Новосибирской области", приложение N 2 "Основные мероприятия государственной программы Новосибирской области "Научно-технологическое развитие Новосибирской области", приложение N 3 "Сводные финансовые затраты и налоговые расходы государственной программы Новосибирской области "Научно-технологическое развитие Новосибирской области".
4. В приложении N 1 к постановлению "Порядок финансирования мероприятий, предусмотренных государственной программой Новосибирской области "Стимулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности в Новосибирской области":
1) в наименовании, пункте 1 слова "Стимулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности в Новосибирской области" заменить словами "Научно-технологическое развитие Новосибирской области";
2) в пункте 4:
а) подпункт 10 изложить в следующей редакции:
"10) предоставления субсидии Фонду содействия развитию научно-технологической сферы Новосибирской области в целях:
а) финансового обеспечения затрат, связанных с организацией, проведением Международного форума технологического развития "Технопром" (за исключением затрат на оказание услуг по предоставлению во временное владение и пользование нежилых помещений, расположенных на территории проведения Международного форума технологического развития "Технопром", определенной правовым актом Правительства Новосибирской области), приоритетных выставочно-ярмарочных, конгрессных, деловых, образовательных мероприятий на территории Новосибирской области, а также иных мероприятий (форумов, конференций, семинаров, круглых столов, выставок, фестивалей, конкурсов, совещаний, деловых встреч, проектных и образовательных мероприятий, в том числе с участием субъектов научной, научно-технической и инновационной деятельности), проводимых в рамках реализации государственной программы, в соответствии с Порядком определения объема и предоставления субсидий из областного бюджета Новосибирской области Фонду содействия развитию научно-технологической сферы Новосибирской области (приложение N 6 к постановлению об утверждении государственной программы);
б) финансового обеспечения деятельности Фонда содействия развитию научно-технологической сферы Новосибирской области в целях реализации мероприятий, указанных в абзаце "а" настоящего подпункта, в соответствии с Порядком определения объема и предоставления субсидий из областного бюджета Новосибирской области Фонду содействия развитию научно-технологической сферы Новосибирской области (приложение N 6 к постановлению об утверждении государственной программы);";
б) подпункты 11 и 12 признать утратившими силу.
Губернатор Новосибирской области |
А.А. Травников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Новосибирской области от 27 марта 2024 г. N 139-п "О внесении изменений в постановление Правительства Новосибирской области от 31.12.2019 N 528-п"
Вступает в силу с 27 марта 2024 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru) 29 марта 2024 г. N 5400202403290003