Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 30 января 2024 г. N 340
"Об утверждении доклада о результатах обобщения правоприменительной практики при осуществлении федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью по разработке, производству, испытанию, ремонту и утилизации гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, разработке, производству, испытанию и утилизации патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов (за исключением указанной деятельности, осуществляемой воинскими частями и организациями Вооруженных Сил Российской Федерации и войск национальной гвардии Российской Федерации, в случае если осуществление указанной деятельности предусмотрено их учредительными документами) за 2023 год"
В соответствии со статьей 47 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", пунктом 23 приложения к Положению о лицензировании разработки, производства, испытания, ремонта и утилизации гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, разработки, производства, испытания, утилизации патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов (за исключением указанной деятельности, осуществляемой воинскими частями и организациями Вооруженных Сил Российской Федерации и войск национальной гвардии Российской Федерации, в случае если осуществление указанной деятельности предусмотрено их учредительными документами), утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2021 г. N 2383, приказываю:
1. Утвердить доклад о результатах обобщения правоприменительной практики при осуществлении федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью по разработке, производству, испытанию, ремонту и утилизации гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, разработке, производству, испытанию и утилизации патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов (за исключением указанной деятельности, осуществляемой воинскими частями и организациями Вооруженных Сил Российской Федерации и войск национальной гвардии Российской Федерации, в случае если осуществление указанной деятельности предусмотрено их учредительными документами) за 2023 год (далее - доклад о правоприменительной практике).
2. Департаменту промышленности обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии обеспечить размещение доклада о правоприменительной практике на официальном сайте Минпромторга России в сети Интернет в течение 5 дней со дня утверждения.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра промышленности и торговли Российской Федерации К.А. Лысогорского.
Первый заместитель Министра |
В.С. Осьмаков |
УТВЕРЖДЕН
приказом Минпромторга России
от 30 января 2024 г. N 340
Доклад о результатах обобщения правоприменительной практики при осуществлении федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью по разработке, производству, испытанию, ремонту и утилизации гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, разработке, производству, испытанию и утилизации патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов (за исключением указанной деятельности, осуществляемой воинскими частями и организациями Вооруженных Сил Российской Федерации и войск национальной гвардии Российской Федерации, в случае если осуществление указанной деятельности предусмотрено их учредительными документами) за 2023 год
I. Общие положения
1. Обобщение правоприменительной практики проводится для решения следующих задач:
обеспечение единообразных подходов к применению Минпромторгом России и его должностными лицами обязательных требований, законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре);
выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений;
анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба);
подготовка предложений об актуализации обязательных требований;
подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.
2. Нормативные правовые акты, регулирующие деятельность Минпромторга России при осуществлении контрольных мероприятий:
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ);
постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2021 г. N 2383 "Об утверждении Положения о лицензировании разработки, производства, испытания, ремонта и утилизации гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, разработки, производства, испытания, утилизации патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов (за исключением указанной деятельности, осуществляемой воинскими частями и организациями Вооруженных Сил Российской Федерации и войск национальной гвардии Российской Федерации, в случае если осуществление указанной деятельности предусмотрено их учредительными документами)" (далее - Положение о лицензировании, Постановление N 2383).
К нормативным правовым актам, регулирующим отношения, возникшие в ходе осуществления Минпромторгом России государственного контроля в 2023 году, относятся:
Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ);
Федеральный закон N 248-ФЗ;
Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 170-ФЗ);
Постановление N 2383;
постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336);
постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2021 г. N 604 "Об утверждении Правил формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий и о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. N 415" (далее - Постановление N 604);
приказ Минэкономразвития России от 31 мая 2021 г. N 151 "О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом" (далее - Приказ N 151).
К нормативным актам, регулирующим отношения, возникшие в ходе осуществления Минпромторгом России государственного контроля в 2023 году, относится приказ Минпромторга России от 15 августа 2022 г. N 3397 "Об утверждении Перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Минпромторгом России в рамках федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью по разработке, производству, испытанию, ремонту и утилизации гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, разработке, производству, испытанию и утилизации патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов (за исключением указанной деятельности, осуществляемой воинскими частями и организациями Вооруженных Сил Российской Федерации и войск национальной гвардии Российской Федерации, в случае если осуществление указанной деятельности предусмотрено их учредительными документами), привлечения к административной ответственности, и признании утратившим силу приказа Минпромторга России от 25 декабря 2020 г. N 4668".
II. Практика организации и проведения государственного контроля (надзора)
3. Виды и формы исполнения государственного контроля (надзора).
Государственный контроль осуществляется посредством проведения внеплановых контрольных мероприятий. Внеплановые контрольные мероприятия во взаимодействии с проверяемыми контролируемыми лицами осуществляются в виде документарных и выездных проверок.
При проведении документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) получение письменных объяснений;
б) истребование документов.
При проведении выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) опрос;
в) получение письменных объяснений;
г) истребование документов.
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении лицензиатов в соответствии с Постановлением N 2383 не проводятся.
Обеспечение соблюдения лицензиатом лицензионных требований в соответствии с Федеральным законом N 248-ФЗ осуществляется путем проведения профилактических мероприятий и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий.
4. Правовые основания исполнения государственного контроля (надзора).
Правовые основания исполнения государственного контроля в 2023 году устанавливались статьей 57 Федерального закона N 248-ФЗ с учетом положений Постановления N 336:
при условии согласования с органами прокуратуры:
при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан;
в случае необходимости проведения внеплановой выездной проверки, внепланового инспекционного визита в связи с истечением срока исполнения предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан (проводится исключительно в случаях невозможности оценки исполнения предписания на основании документов, иной имеющейся в распоряжении ведомства информации);
без согласования с органами прокуратуры:
по поручению Президента Российской Федерации;
по поручению Председателя Правительства Российской Федерации;
по поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, принятому после вступления в силу Постановления N 336 и согласованному с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации;
по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
при представлении контролируемым лицом документов и (или) сведений об исполнении предписания об устранении ранее выявленных нарушений в целях получения документа, имеющего разрешительный характер.
Выездная проверка проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) объектов контроля контролируемого лица (его филиалов, обособленных структурных подразделений), а также может проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи.
5. Срок исполнения государственной функции.
Согласно части 7 статьи 72 Федерального закона N 248-ФЗ срок проведения документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней (не включая период с момента направления о предоставлении письменных объяснений и/или истребование документов).
Частью 7 статьи 73 Федерального закона N 248-ФЗ, пунктом 30 приложения к Положению о лицензировании установлено, что срок проведения выездной проверки устанавливается в пределах 10 рабочих дней. Срок проведения выездной проверки в отношении контролируемого лица, осуществляющего свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению организации или производственному объекту.
6. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), связанных с исполнением государственного контроля, регулируются Федеральным законом N 248-ФЗ и Положением о лицензировании.
Административные процедуры состоят из следующих процессов:
планирования проведения проверки;
принятия решения о проведении проверки;
проведения проверки;
оформления результатов проверки;
принятия мер по результатам проверки.
Проект решения о проведении проверки, утверждаемого приказом Минпромторга России, подготавливается при наступлении установленных законодательством оснований по типовой форме, утвержденной Приказом N 151.
По результатам принятия решения о проведении внеплановой проверки в адрес субъектов проверки направляется уведомление о проведении проверки не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ.
Государственный контроль проводится в порядке, предусмотренном статьей 72, статьей 73 Федерального закона N 248-ФЗ, с учетом ограничений при проведении проверки, предусмотренных статьей 37, и с соблюдением прав субъектов проверки, предусмотренных главой 8 Федерального закона N 248-ФЗ.
Результатами проверок являются акты проверки, составленные по форме, установленной Приказом N 151. Контролируемое лицо или его представитель знакомится с содержанием акта внеплановой выездной проверки на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия, а в случае проведения документарной проверки акт направляется контролируемому лицу в порядке, установленном статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ.
В случае выявления при проведении внепланового контрольного мероприятия нарушений лицензионных требований в отношении деятельности по разработке, производству, испытанию, ремонту и утилизации гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, разработке, производству, испытанию и утилизации патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов (за исключением указанной деятельности, осуществляемой воинскими частями и организациями Вооруженных Сил Российской Федерации и войск национальной гвардии Российской Федерации, в случае если осуществление указанной деятельности предусмотрено их учредительными документами), установленных Постановлением N 2383, в пределах полномочий принимаются решения, предусмотренные частью 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ.
Постановлением N 336 установлены ограничения, в соответствии с которыми в 2023 году в случае, если в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия выявлены нарушения, не соответствующие положениям абзаца 2 пункта 7 Постановления N 336, то есть не влекущие непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью, то такие нарушения фиксируются в акте соответствующего мероприятия, но предписание не выдается. При этом в отношении контролируемого лица может быть объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований. Понятие "непосредственная угроза" в соответствии с письмом Минэкономразвития России от 24 марта 2022 г. N Д24и-8436 "О разъяснении особенностей организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в 2022 году" подразумевает прямую причинно-следственную связь между нарушением обязательных требований и высокой степенью вероятности причинения соответствующего вреда, то есть ситуацией, когда отсутствие мер реагирования контрольных (надзорных) органов неминуемо влечет причинение существенного вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Информация об организации, проведении, результатах проверки и мерах, принятых по результатам проведенной проверки, вносится должностным лицом Департамента промышленности обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии (далее - Департамент) в федеральную государственную информационную систему "Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий" в порядке и сроки, которые установлены Постановлением N 604, и с учетом положений статьи 19 Федерального закона N 248-ФЗ.
III. Практика соблюдения обязательных требований
7. Предметом государственного контроля в отношении деятельности по разработке, производству, испытанию, ремонту и утилизации гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, разработке, производству, испытанию и утилизации патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов (за исключением указанной деятельности, осуществляемой воинскими частями и организациями Вооруженных Сил Российской Федерации и войск национальной гвардии Российской Федерации, в случае если осуществление указанной деятельности предусмотрено их учредительными документами), является соблюдение лицензиатами (контролируемыми лицами) лицензионных требований, установленных пунктами 4 и 5 Положения о лицензировании. Под контролируемым лицом понимается лицензиат, осуществляющий деятельность по разработке, производству, испытанию, ремонту и утилизации гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, разработке, производству, испытанию и утилизации патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов (за исключением указанной деятельности, осуществляемой воинскими частями и организациями Вооруженных Сил Российской Федерации и войск национальной гвардии Российской Федерации, в случае если осуществление указанной деятельности предусмотрено их учредительными документами).
В целях реализации части 3 статьи 30 Федерального закона N 248-ФЗ утвержден приказ Минпромторга России от 10 января 2022 г. N 16 "Об утверждении индикативных показателей, применяемых при осуществлении федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью по разработке, производству, испытанию, ремонту и утилизации гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, разработке, производству, испытанию и утилизации патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов (за исключением указанной деятельности, осуществляемой воинскими частями и организациями Вооруженных Сил Российской Федерации и войск национальной гвардии Российской Федерации, в случае если осуществление указанной деятельности предусмотрено их учредительными документами)".
В соответствии с утвержденными индикативными показателями контроля деятельности по разработке, производству, испытанию, ремонту и утилизации гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, разработке, производству, испытанию и утилизации патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов (за исключением указанной деятельности, осуществляемой воинскими частями и организациями Вооруженных Сил Российской Федерации и войск национальной гвардии Российской Федерации, в случае если осуществление указанной деятельности предусмотрено их учредительными документами) в 2023 году:
количество внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных за отчетный период, - 0;
количество внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных за отчетный период на основании выявления соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров за отчетный период, - 0;
общее количество контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием, проведенных за отчетный период, - 0;
количество контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием по каждому виду КНМ, проведенных за отчетный период, - 0;
количество контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных с использованием средств дистанционного взаимодействия, за отчетный период - 0;
количество обязательных профилактических визитов, проведенных за отчетный период, - 0;
количество предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, объявленных за отчетный период, - 0;
количество контрольных (надзорных) мероприятий, по результатам которых выявлены нарушения обязательных требований, за отчетный период - 0;
количество контрольных (надзорных) мероприятий, по итогам которых возбуждены дела об административных правонарушениях, за отчетный период - 0;
сумма административных штрафов, наложенных по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, за отчетный период - 0;
количество направленных в органы прокуратуры заявлений о согласовании проведения контрольных (надзорных) мероприятий за отчетный период - 0;
количество направленных в органы прокуратуры заявлений о согласовании проведения контрольных (надзорных) мероприятий, по которым органами прокуратуры отказано в согласовании, за отчетный период - 0;
общее количество учтенных объектов контроля на конец отчетного периода - 0;
количество учтенных объектов контроля, отнесенных к категориям риска, по каждой из категорий риска на конец отчетного периода - 0;
количество учтенных контролируемых лиц на конец отчетного периода - 270;
количество учтенных контролируемых лиц, в отношении которых проведены контрольные (надзорные) мероприятия, за отчетный период - 0;
общее количество жалоб, поданных контролируемыми лицами в досудебном порядке, за отчетный период - 0;
количество жалоб, в отношении которых контрольным (надзорным) органом был нарушен срок рассмотрения, за отчетный период - 0;
количество жалоб, поданных контролируемыми лицами в досудебном порядке, по итогам рассмотрения которых принято решение о полной или частичной отмене решения контрольного (надзорного) органа либо о признании действий (бездействий) должностных лиц контрольных (надзорных) органов недействительными, за отчетный период - 0;
количество исковых заявлений об оспаривании решений, действий (бездействий) должностных лиц контрольных (надзорных) органов, направленных контролируемыми лицами в судебном порядке, за отчетный период - 0;
количество исковых заявлений об оспаривании решений, действий (бездействий) должностных лиц контрольных (надзорных) органов, направленных контролируемыми лицами в судебном порядке, по которым принято решение об удовлетворении заявленных требований, за отчетный период - 0;
количество контрольных (надзорных) мероприятий, которые проведены с грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) и результаты которых были признаны недействительными и (или) отменены, за отчетный период - 0.
Случаи выявления грубых нарушений обязательных требований в 2023 году в рамках осуществления государственного контроля не устанавливались, так как в отчетном периоде контрольно-надзорные мероприятия не проводились.
8. Профилактические мероприятия в 2023 году проводились в следующих видах и формах:
регулярная актуализация и размещение на официальном сайте Минпромторга России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в разделе "Контрольно-надзорная деятельность" по адресу https://minpromtorg.gov.ru/knd/knd_5/knd_5_4 перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Минпромторгом России в рамках федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью по разработке, производству, испытанию, ремонту и утилизации гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, разработке, производству, испытанию и утилизации патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов (за исключением указанной деятельности, осуществляемой воинскими частями и организациями Вооруженных Сил Российской Федерации и войск национальной гвардии Российской Федерации, в случае если осуществление указанной деятельности предусмотрено их учредительными документами), привлечения к административной ответственности:
информирование подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований, о принятых и готовящихся изменениях в системе обязательных требований, о порядке проведения проверок, правах подконтрольного субъекта при проведении проверок проводилось посредством телефонной связи, электронной почты, путем личного общения с юридическими лицами, проведения семинаров и конференций и иными способами;
регулярное (не реже одного раза в год) обобщение практики осуществления федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью по разработке, производству, испытанию, ремонту и утилизации гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, разработке, производству, испытанию и утилизации патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов (за исключением указанной деятельности, осуществляемой воинскими частями и организациями Вооруженных Сил Российской Федерации и войск национальной гвардии Российской Федерации, в случае если осуществление указанной деятельности предусмотрено их учредительными документами) и размещение на официальном сайте Минпромторга России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.minpromtorg.gov.ru соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных лицензионных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься лицензиатами в целях недопущения таких нарушений;
консультирование контролируемых лиц по вопросам, связанным с лицензионным контролем, в том числе касающимся профилактики нарушений обязательных требований при осуществлении федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью по разработке, производству, испытанию, ремонту и утилизации гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, разработке, производству, испытанию и утилизации патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов (за исключением указанной деятельности, осуществляемой воинскими частями и организациями Вооруженных Сил Российской Федерации и войск национальной гвардии Российской Федерации, в случае если осуществление указанной деятельности предусмотрено их учредительными документами), особенностей осуществления лицензионного контроля, сроков осуществления контрольных мероприятий, порядка обжалования решений лицензирующего органа, действий уполномоченных лиц лицензионного контроля. Консультирование контролируемых лиц осуществлялось в письменной форме при их письменном обращении, в устной форме по телефону, посредством видео-конференц-связи или на личном приеме.
По результатам проведенных профилактических мероприятий Департаментом в 2023 году достигнуты следующие количественные показатели и показатели качества:
количество подконтрольных субъектов (объектов), в отношении которых проведены профилактические мероприятия, - 253;
доля субъектов (объектов), в отношении которых проведены профилактические мероприятия (показатель устанавливается в процентах от общего количества подконтрольных (поднадзорных) субъектов), - 100%;
количество профилактических мероприятий, проведенных с привлечением экспертных организаций и экспертов, - 0;
количество контрольно-надзорных мероприятий при увеличении профилактических мероприятий при одновременном сохранении текущего (улучшении) состояния подконтрольной сферы, уровня защищенности охраняемых законом ценностей - не изменилось;
количество однотипных и повторяемых нарушений одним и тем же подконтрольным субъектом (на одном и том же объекте) - не изменилось.
10.# Выводы и предложения по итогам организации и осуществления вида контроля.
В связи с ограничениями, установленными положениями Постановления N 336, оценить в полной мере и определить проблемы нормативного, финансового, методического и организационного характера, возникшие в ходе реализации положений Федерального закона N 248-ФЗ, а также сформировать предложения не представляется возможным.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 30 января 2024 г. N 340 "Об утверждении доклада о результатах обобщения правоприменительной практики при осуществлении федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью по разработке, производству, испытанию, ремонту и утилизации гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, разработке, производству, испытанию и утилизации патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов (за исключением указанной деятельности, осуществляемой воинскими частями и организациями Вооруженных Сил Российской Федерации и войск национальной гвардии Российской Федерации, в случае если осуществление указанной деятельности предусмотрено их учредительными документами) за 2023 год"
Опубликование:
-